Научная статья на тему 'Необходима ли экспертиза информационной безопасности образовательной среды?'

Необходима ли экспертиза информационной безопасности образовательной среды? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / МОНИТОРИНГ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РИСКИ / ЗАЩИТА ОТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рубцова Ольга Владимировна, Якушина Екатерина Викторовна

Мониторинг информационной среды школы. Законодательная база. Критерии оценки информационной безопасности. Информационные риски и способы защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рубцова Ольга Владимировна, Якушина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходима ли экспертиза информационной безопасности образовательной среды?»

НЕ

ОБХОДИМА ЛИ ЭКСПЕРТИЗА информационной безопасности образовательной среды?

Ольга Владимировна Рубцова,

ректор Академии инновационного образования и развития (АИОР), кандидат педагогических наук http://www.aior.org

Екатерина Викторовна Якушина,

старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук http://mediaeducation.ru/

В российском обществе сейчас много внимания уделяется вопросам безопасности детей в Интернете. Но информационная среда гораздо шире виртуальной глобальной паутины. Информационная среда школы — это ещё и содержание образовательных программ, учебных пособий, внутренний и внешний интерьер школы, педагогический и ученический коллектив, их связи и взаимодействия, ближайшее социальное и территориальное окружение и даже сама система организации образовательного процесса.

• информационная среда школы • мониторинг • законодательные акты

• информационные риски • защита от информационного воздействия

Ребёнок и подросток большую часть своего активного времени проводят в стенах школы, а значит в её информационной среде. Поэтому очень важно обеспечить информационную безопасность именно этой среды.

При умелом педагогическом воздействии привычка критически воспринимать, анализировать и оценивать информацию, жить в «Чистой информационной среде» будет со временем сформирована в потребность, которая будет перенесена и в другие сферы жизни ребёнка, подростка, молодого человека.

Безопасность — несомненное и естественное право каждого человека; особенно остро этот вопрос стоит, когда речь идёт о детях и молодёжи.

Понимание такого сложного явления во многом обусловлено контекстом его рассмотрения — обыденным, научным или правовым. Поэтому в социальных науках безопасность изучается с различных позиций, а также с точки зрения её практического значения для различных сторон жизни общества1.

Сегодня, благодаря множеству информационных каналов, дети и подростки испытывают огромное количество рисков:

1 Информационная и психологическая безопасность в СМИ: в 2-х т. — Т. II: Феномен «разорванной коммуникации»: Сб. статей [Текст] / Под ред. Я.Н. Засурского, Ю.П. Зинченко, Л.В. Матвеевой, Е.Л. Вартановой, А.И. Подольского. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 399 с.

отклонения в физическом развитии (избыточный вес, нарушения сна, проблемы со зрением); негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога); ки-берзависимость (привыкание к опНпе-играм, Интернету); проблемы, связанные с сексуальным поведением (беспорядочные связи благодаря сайтам знакомств, киберпедофи-лия); поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотропных препаратов, легкодоступных для приобретения с помощью специальных сайтов); кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких, как мобильные телефоны, блоги, вебсайты).

За два последних десятилетия был принят целый ряд законодательных актов, направленных на обеспечение национальной безопасности страны, среди которых Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г., «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Применительно к личности «информационная безопасность» была определена как «безопасность информационного обеспечения жизненно важных интересов человека», угроза которым (информационная опасность) может возникнуть либо от негативного информационного воздействия, либо от отсутствия необходимой информации2. Но непосредственно вопросом организации и обеспечения безопасной информационной образовательной среды никто не занимался.

Конвенция о правах ребёнка отражает общее согласие в том, что дети имеют право на особую заботу и помощь (Преамбула), и выдвигает требование к государству приложить усилия для обеспечения максимально

2 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения: 03.09.2014).

возможной степени развития ребёнка (статья 6, параграф 2), чтобы в итоге он смог достичь полной независимости в обществе. Согласно Конвенции, государство обязано защищать детей от любых форм дискриминации и насилия (статья 2), что определяет приоритет задачи обеспечения безопасности ребёнка и предотвращения любых проявлений насилия и интолерантности в отношении детей и подростков.

В статье 17 Конвенции о правах ребёнка указывается, что государства-участники признают важную роль средств массовой информации и признают необходимость обеспечения доступа ребёнка к информации из различных национальных и международных источников, особенно к таким материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребёнка. С этой целью государства-участники: поощряют СМИ к распространению информации и материалов, полезных для ребёнка в социальном и культурном отношениях; международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников; выпуск и распространение детской литературы; поощряют СМИ уделять особое внимание языковым потребностям ребёнка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинства или коренному населению; разработку надлежащих принципов защиты ребёнка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы, утверждённой Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г., выделены основные проблемы российского общества в сфере детства в области конструирования информационного пространства: недостаточная эффективность механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ

в области прав ребёнка; нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей; несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

В связи с этим в качестве одной из основных задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы стало обеспечение информационной безопасности детей. В качестве основной меры по реализации этой задачи выступает создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

В статье 2 Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей определена как «состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Этот Закон стал важнейшим шагом в правовой сфере обеспечения информационной безопасности детей в России. В этом направлении работает Комиссия по мониторингу практики применения ФЗ № 436 Общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ.

Есть и практика применения Закона. Так, при уполномоченном по правам ребёнка Амурской области создана экспертная комиссия, которая активно занимается вопросами противодействия распространению информации, негативно влияющей на психическое и физическое здоровье детей. Есть и опыт оценки информационной среды школы. Аккредитованные в Роскомнад-зоре эксперты единогласно пришли к выводу, что информационная среда прогимназии Благовещенска защищена от негативного контента, причиняющего вред здоровью и развитию детей и может быть признана безопасной. Ин-

тернет-сайт школы соответствует требованиям знака «Чистый информационный продукт». Опыт может стать отправной точкой для развития такой практики на территории всей России. Начинать нужно с самого раннего возраста, привлекая главных союзников школы — родителей.

Второй важный шаг — разработка Концепции информационной безопасности детей и подростков3, которая «акцентирует внимание на социально-психологических механизмах развития ребёнка и на связанных с ними когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих аспектах детского развития». Несомненно, изучение и анализ информационной среды, жизнедеятельности всех участников системы и их взаимосвязи в конкретной школе должны осуществляться с позиций деятельностного подхода.

Критерии оценки состояния информационной безопасности

Исходя из определения информационной безопасности детей и подростков как защищённости ребёнка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации; сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, в Концепции выделены следующие критерии оценки состояния информационной безопасности: соответствие информационной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков; ценностное, моральное, нравственно-этическое развитие детей и подростков; усвоение системы семейных ценностей

3 Вартанова Е.Л., Матвеева Л.В., Собкин В.С., Солдатова Г.У., Шариков А.В. и др. Стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков // Концепция информационной безопасности детей. Раздел 20. — М.: Роскомнадзор,

2013. — 108 с.

и представлений о семье; удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребёнка, детской любознательности, исследовательской активности; развитие творческих способностей; развитие личности, Я-концепции, социальной (гражданской, этнической, гендерной) и личностной идентичности детей и подростков; эмоционально-личностное развитие.

Выделены риски десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения, включая такие формы поведения, как: агрессивное поведение, насилие, жестокость по отношению к людям и животным; действия, представляющие угрозу жизни и (или) здоровью ребёнка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид; употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе; участие в азартных играх; проституция; бродяжничество; попрошайничество; нетрадиционные и девиант-ные сексуальные отношения; противоправное поведение и (или) преступления.

Экспертиза информационной образовательной среды. Присвоение статуса «Безопасная информационная среда»

Как обеспечить детям безопасную информационную среду в школе и получить грамотную методическую поддержку? Начать нужно с анализа и ревизии того, что происходит сегодня в информационной среде школы, учитывая всё многообразие факторов.

Основная задача экспертизы информационной образовательной среды — защита права детей на безопасное и свободное развитие. Такая экспертиза состоит в выявлении факторов, способных нанести вред физическому, эмоциональному, психическому состоянию ребёнка, а также негативно сказаться на перспективах его развития. В соответствии с выделенными в Концепции информационной безопаснос ти детей критериями экспертизу проводят эксперты созданного при Академии инновационного образования и развития экспертного совета.

Они проводят мониторинг информационной среды школы и её социального окружения, дают рекомендации.

Заключение о прохождении экспертизы размещается на сайте Роскомнадзора и экспертного совета АИОР. Итоги заносятся во Всероссийский общественный рейтинг по номинациям: дошкольное обра зование, основное общее образование, среднее образование, профессиональное образование, высшее образование. Школе вручается сертификат о присвоении статуса «Безопасная информационная среда». После этого экспертный совет ведёт постоянный мониторинг и сопровождение школы.

Экспертиза — это лишь первый шаг в формировании культуры безопасной информационной среды. Следующим шагом становится образование и просвещение пе дагогов и родителей. Подросток живёт в открытой информационной системе, и только совместными усилиями можно добиться желаемого результата, поэтому крайне важно, чтобы на этом этапе подключилась общественность. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.