Научная статья на тему 'Необходим стратегический поворот. Но куда!'

Необходим стратегический поворот. Но куда! Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходим стратегический поворот. Но куда!»

кусств Мордовской АССР. В его широко известной картине «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов. 1917 год. Смольный» в нижнем левом углу обращает на себя внимание солдат с ружьем, украшенным алым бантом." Он внимательно слушает речь Владимира Ильича. Этот солдат — сам автор картины, делегат исторического II Всероссийского съезда Советов, член партии с 1917 г.

1921 год. Страну охватило тяжелое бедствие — неурожай, голод. В. И. Ленин, партия делали все, чтобы помочь рабочим, деревенской бедноте. Именно в том суровом году пришли к Ленину ходоки из глухого мордовского села Колопино Краснослободского уезда с просьбой помочь им' приобрести хлеб. Ленин тепло встретил делегацию крестьян и помог им. Крестьянам бы-

ло выделено 600 пудов муки, предо^ ставлен вагон для ее доставки на место. «Никогда не забудем того, что, несмотря на огромную занятость государственной работой, несмотря на трудности, которые переживала в та время наша страна, Владимир Ильич принял нас, простых крестьян, и оказал нам помощь. Его светлый образ: вечно будет жить в наших сердцах»,— вспоминали ходоки.

Имя Ленина, его идеи бессмертны. Под светом ленинских идей в дружбе с народами нашей страны строит новую жизнь и Советская Мордовия. Великие идеи Ленина вызвали к жизни в мордовском народе такие силы, которые позволили ему за исторически короткое время преодолеть свою отсталость, добиться значительных успехов в хозяйственном и культурном строительстве.

ф

КАФЕДРА - ОСНОВА УНИВЕРСИТЕТА

т ♦

*

НЕОБХОДИМ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

ПОВОРОТ. НО КУДА!

Профессор J1. Г. ФИЛАТОВ

т - V

•ч

f S

9

^ » ' * #

..Перестройка на -кафедре истории основных задач перестройки в вузах. В КПСС.нашего университета идет труд- эти годы, особенно после XXVII съезда но. и. медленно. Реальная информация КПСС, коллектив нашей кафедры, показывает: почти так же обстоит дело реально (так мы все тогда думали)* на других обществоведческих кафедрах оценив ситуацию, принял решение сох* вузов Мордовии и страны в целом. Ана- ранить в университете курс истории лизируя этот сложный и многогранный:.- КПСС, но кардинально переработан' процесс, от успешного развития кото-' ный, освобожденный от схематизма^ poro во многом зависит будущее всей догматизма, начетничества и отдален' высшей школы, в нем можно выделить <- ности от запросов жизни, что было ха* три основных этапа, хотя понятно, что рактерно для периода культа личности в условиях плюрализма мнений вполне и застойного времени. Для этого было могут быть и другие суждения. необходимо: восстановить ленинскую

Первый из них, с-апреля 1985 по. концепцию истории КПСС, ликвидиро-август 1989 г., охватывает; интересный вать «белые» и прочие пятна *в курсе и важный период, когда, как мне.пред- н истории КПСС; что поднимет его на ставляется, среди обществоведов все, новый, более высокий уровень обнов-больше укоренялось мнение о сравни- ленной историко-партийной науки, тельно скором и успешном решении Начали мы работу с нового прочте-

н.ия многих идей к.: Маркса и В. И. Ленина, которые до недавнего времени либо воспринимались односторонне, либо вовсе замалчивались. Главный упор кафедра сделала на методологическое положение В. И. Ленина о том, что марксизм ставит основные и определяющие вопросы общественного развития на историческую почву не в

объяснения прошлого, но и в смысле безбоязненного предвидения будущего и смелой практической деятельности.

Пересмотрели мы свое отношение к «буржуазным фальсификаторам» истории КПСС: отказались от этого термина и от прямолинейных лобовых разносов их положений и выводов, обвинений в некомпетентности, непременно злонамеренных инсинуациях и , тт' д. Преподаватели ртремятдя к реальному пониманию немарксистских концепций истории КПСС, стали более глубоко и основательно их изучать, критиковать и показывать их несостоятельность в

л

каждом конкретном случае и только на основе научных и документальных данных.

Естественно, все это делалось каж: дым членом кафедры в силу своих возможностей,- личных качеств, квалифиг кации. Но все определеннее вырисовывалась парадоксальная картина: интересные и увлекательные проблемы современного научного познания — законы развития социально-экономических формаций, их противоречия, .борьба классов, объективные и субъективные факторы возникновения, развития и деятельности партии, строительство.нового общества, духовные поиски и разочарования, устремленность человечества к идеалу, современные непросты.е взаимоотношения народов нашей многонациональной страны нередко превращались на лекциях и семинарских занятиях в нечто скучное, казенное, суг губо формальное.,

Следует признать, что это негатив: ное явление почти одновременно почувствовали, а затем и осознали препо? даватели и студенты. Стало ясно, что тактические попытки обновить курс истории КПСС на основе материалов XXVII съезда партии, последующих

Пленумов ЦК, Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук, и других решений и документов периода перестройки не привели к существенным изменениям, не дают ожидаемых результатов.

Кафедра начала искать выход. Более энергично и конструктивно стали обсуждать на ее заседаниях проблемы методологии и методики, чаще практиковать приглашение на заседания кафедры представителей студенческого актива, усилили работу с отличниками, студентами-коммунистами,, повысили интерес к опыту других вузов Мордовии и страны. Постепенно основные причины остроты ситуации с преподаванием общественных наук, в том числе и истории КПСС, прояснились. О них все откровеннее и смелее заговорили на страницах журналов и газет.

Причины. негативного положения состояли в том,, что структура и содержание преподавания общественно-политических дисциплин в вузах не менялись на протяжении десятилетий, общественные науки оказались не на уровне современных задач. Тормозит идейно-политическую, мировоззренческую подготовку специалистов отсутствие новых учебников по истории КПСС и низкий уровень другой учебной и методической1 литературы. Отрицательно сказалась недостаточная профессиональная подготовка части обществоведов, опре« деленная засоренность их рядов слу* чайными работниками из других сфер, обычно из командно-бюрократического аппарата. Наконец, если учесть, что вся система преподавания общественных наук, истории КПСС в особенности, была строго централизована, представляла крайне ограниченные возможности для творческого учета местных, национальных особенностей, профиля вуза, интересов студентов, то станет понятно, что обстановка в этой области подготовки специалистов сложилась тревожно-острая, требующая оперативных и кардинальных-решений.

В августе 1989 г. Государственный комитет СССР по народному образованию издал приказ «О перестройке преподавания общественных наук в высших учебных заведениях страны»,

который означал окончание первого этапа в перестройке преподавания общественных наук и открывал второй ее этап, продолжавшийся, как мне представляется, до февральского (1990 г.) Пленума ЦК КПСС. Намеченные в этом приказе меры имели целью преодолеть негативные явления в преподавании обществоведческих дисциплин. Прежде всего в высших учебных заведениях вводилась новая структура общественно-политических дисциплин, обеспечивающая возможность дать студенту целостное обществоведческое образование в единстве его исторического, философского, экономического и социально-политического аспектов. Рекомендовалось включить в учебные планы следующие дисциплины: «Социально-политическая история XX века», «Философия», «Политическая экономия», «Проблемы теории современного социализма».

Тщательно изучив и обстоятельно обсудив документ на специальном заседании, преобладающее большинство членов кафедры, в том числе и я, высказались против курса «Социально-политическая история XX века». В таком же ключе было мое выступление на ученом совете университета и совещании обществоведов' республики, но союзников у нашей кафедры почти не оказалось. Однако в сентябре 1989 г. наш коллектив узнал, что 65 заведующих кафедрами истории КПСС, находящихся в 'ИПК при Московском государственном университете, познакомились с одним из первых вариантов программы новой дисциплины и выразили свое неудовлетворение.

Вскоре на нашей кафедре были рассмотрены проекты программы курса «Социально-политическая история XX века», разработанные в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова и в Уральском государственном университете имени М. Горького. В ходе обсуждения стало ясно, что история КПСС растворилась в безбрежном океане всеобщей истории. В то же время в проектах программ имелись новые интересные подходы и положения, в том числе по отдельным проблемам новой истории:

Русской секции I Интернационала, возникновению и развитию социал-демократических партий и т. д.

В конце 1989 г. кафедра получила типовой проект программы, в котором курс назывался «Политическая история XX века», но по общей направленности и содержанию он мало чем отличался от вышеназванных документов.

Решения февральского (1990 г.) Пленума ЦК КПСС, на наш взгляд, открыли третий этап в перестройке преподавания общественных наук, а главное — они позволили осуществить реальный стратегический поворот в их развитии и совершенствована.

В этой связи самое пристальное внимание необходимо обратить на такие новые, принципиального характера выводы и положения Пленума и одобренного им проекта платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии: партия опирается в своей теории и практике на демократические и гуманистические традиции всех народов Советского Союза; роль партии — быть демократически признанным политическим лидером, не претендующим на какие-либо преимущества; партия признает возможным формирование многопартийной системы в нашей многонациональной стране; партия не претендует на монополию и готова к политическому диалогу и сотрудничеству со всеми, кто выступает за обновление социалистического общества."

Учитывая все это, считаю неправомерным настаивать на изучении в вузах курса истории КПСС. Думаю, что вряд ли приемлема и «Политическая история XX века». Предлагаю для изучения в высшей школе дисциплину «Политическая история народов СССР в новый и новейший периоды».

Специально подчеркну, что в центре политической истории народов Советского Союза должна быть, по моему глубокому убеждению, история КПСС, которая возникла и развивалась в силу объективных исторических закономерностей и субъективных факторов, возглавила борьбу трудящихся всех наций против гнета и эксплуатации, против царизма и капитализма, за победу нового общественного строя — социа-

лизма и призвана сегодня идти в авангарде движения за его обновление. ,

На мой взгляд, новый учебный курс должен комплексно решать задачи выработки у студентов основательных мировоззренческих, идейно-политических и нравственных позиций, глубокого осознания диалектики общечеловеческих и классовых интересов, социальных приоритетов и гуманистических идеалов, что невозможно без формирования исторического мышления, исторического сознания, воспитания студентов в духе подлинного интернационализма и советского патриотизма, что немыслимо в свою очередь без знания истории народов страны периода капитализма и социализма, понимания роли и значения КПСС в их динамике.

Естественно, что основной курс новой дисциплины необходимо дополнить системой различных спецкурсов и спецсеминаров. Но обязательно следует выделить среди них те, которые посвящены истории народов союзных и автономных республик, в которых в яркой и доступной форме можно показать специфику истории народов, отметить, когда и в какой форме он включился в состав многонациональной страны, каков его реальный вклад в решение общих проблем* борьбы против самодержавия и капитализма, строительство социализма, так как одна из причин современных межнациональных конфликтов — в незнании истории, а нередко в нарочитом нежелании знать историю соседних народов, многонациональной страны в целом.

В этом отношении имеются значительные возможности для расширения деловых связей нашей кафедры с кафедрами исторического факультета и сотрудниками научно-исследовательского института, которые могут участвовать в разработке и проведении спецкурсов и спецсеминаров.

Принципиальное значение имеют хронологические рамки новой дисциплины, причем, как я считаю, они должны быть четко обозначены в названии. Действительно, почему только XX век? А что же вторая половина XIX века, когда складывались а вызревали в России основные и специфические процес-

сы и явления политического развития следующего столетия? Как быть с началом и значительной частью ленин-

* 1

ского этапа в развитии марксизма? XX век заканчивается, осталось всего десять лет. Какая же наука будет изучать политическую историю XXI века?

Четкие и обоснованные хронологические рамки в названии новой дисциплины, как мне представляется, помогут более определенно и логично осуществить связь политической истории народов СССР с гражданской историей народов СССР, со всеобщей историей, убедительно и наглядно показать их место, особенности, своеобразие и значение в развитии всей человеческой цивилизации. Эти доводы мне хотелось бы привести в качестве обоснования целесообразности курса «Политическая история народов СССР в новый и новейший периоды». В чем здесь смысл? Какие открываются перспективы для логики и рассуждений?

Во-первых,'новая история начинается с английской буржуазной революции второй половины XVII века — первой революции европейского масштаба,-положившей начало смене феодальной формации капиталистической. Известно вместе с тем, как отмечал В. И. Ленин, что новый период в истории многонациональной России определился тоже в XVII веке, но переход от феодализма к капитализму был осуществлен много позже, а главное, без • революции — в ходе реформы 1861 г. Правда, имеется и другая точка зрения.- Например, известный советский историк П. В. Волобуев считает реформу 1861 г. революцией сверху.

Во-вторых, именно в Англии в 1830 — 1860 гг. возникла первая массовая политическая партия рабочего класса — Национальная чартистская ассоциация. А как в этом отношении обстояло дело в России?

В-третьих, новейший период в истории человечества открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. В. И. Ленин, раскрывая сложный и противоречивый процесс вызревания ее предпосылок, указывал, что 1861 г. породил революцию 1905 — 1907 гг., а она стала генеральной репе-

тицией победоносных революций 1917г.

В-четвертых, необходимо особо отметить, что именно в России в силу ряда причин возникла первая в истории мирового пролетариата партия рабочего класса нового типа — большевистская партия, которая возглавила борьбу пролетариата и его союзников против самодержавия и капитализма в

► > *

масштабах огромной многонациональной страны. Подчеркиваю: в рамках одной страны — России.

Таковы лишь некоторые, но магистральные подходы в понимании содержания и хронологических рамок предлагаемой новой дисциплины «Политическая история народов СССР в новый и новейший периоды».

АГРОКОМПЛЕКС И УНИВЕРСИТЕТ

\ 1

Агрокомплвкс Мордовского университета включает в себя три базовых факультета: сельскохозяйственный, механизации и электрификации сельского хозяйства и экономики сельского хозяйства. Кроме этого, в его состав входят факультет повышения квалификации руководящих работ-никое колхозов и совхозов и специалистов сельского хозяйства, учебно-опытное хозяйство, ботанический сад. В настоящее время ведется работа по созданию научно-исследователького института, учебно-научно-производственного комплекса аграрного профиля с НПО «Нива».

За годы существования агрокомплекс университета подготовил около десяти тысяч специалистов, которые трудятся в основном в сельскохозяйственном производстве республики. Вместе с тем в деятельности вуза по подготовке специалистов для АПК имеются существенные недостатки. На них было указано и в недавно принятом постановлении бюро Мордовского обкома КПСС «О повышении качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса в Мордовском госуниверситете имени Н. П. Огарева в свете требований мартовского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС». О путях решения поставленных проблем размышляют на страницах журнала один из руководителей АПК республики и ученые-аграр-ники университета, статьи которых публикуются ниже.

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АГРОПРОМА

В. Н. ЗАЕВ, заместитель председателя Госкомитета продовольствия МАССР

В настоящее время в числе самых злободневных и жгучих вопросов — улучшение снабжения населения продуктами питания. Решить эту задачу возможно лишь при условии успешного функционирования агропромышленного комплекса. В этом кровно заинтересовано все наше общество, все трудящиеся нашей страны.

Во многих колхозах и совхозах Мор-

довской АССР внедряются в производство интенсивные технологии, коллективный, арендный и семейный подряды, что требует их обеспечения высококвалифицированными кадрами, укрепления грамотными руководителями и специалистами. На сегодняшний день руководителями хозяйств работают 99,8 % специалистов народного хозяйства, на один колхоз и совхоз прихо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.