Научная статья на тему 'НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / БЕСКОНФЛИКТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перфилов Анатолий Анатольевич

В статье рассматривается концепция ненасильственного общения как потенциал применения, направленная на решение проблем и трудностей в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONVIOLENT COMMUNICATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article considers the concept of nonviolent communication as a potential application aimed at solving problems and difficulties in the educational environment.

Текст научной работы на тему «НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Перфилов Анатолий Анатольевич, начальник ЭПЦ (e-mail: perfilov7@yandex.ru) ГПБУМосковское городское управление природными территориями,

г.Москва, Россия

В статье рассматривается концепция ненасильственного общения как потенциал применения, направленная на решение проблем и трудностей в образовательной среде.

Ключевые слова: ненасильственное общение, бесконфликтные взаимоотношения, воспитательный процесс.

Основоположником метода ненасильственного общения принято считать американского психолога Маршала Розенберга (Marshall Rosenberg), активно работающего над этим вопросом в 1960 х годах, опираясь на гуманистическую философию Махатмы Ганди и работы своего коллеги Карла Роджерса. Маршал Розенберг назвал свой метод ненасильственным общением, ввиду изучения факторов влияющих на способы сохранения сочувствия, роли языка и использование слов в коммуникации налаживания связи с собой и окружающими, «используя слово «ненасильственный» в том же смысле, что и Ганди, - то есть имея в виду естественное состояние сопереживания, когда в нашем сердце стихает насилие. Мы сами можем не считать свою манеру говорить «насильственной», но слова часто причиняют боль окружающим или нам самим.»[3, с.24]. Наблюдение, чувства, потребности и просьбы являются четырьмя составляющими модели ненасильственного общения. В первой составляющей модели общения предусматривается разделение наблюдения от оценивания. Во второй его составляющей - выражение чувств, точно и ясно определяющих наши эмоции. Третья составляющая ненасильственного общения признание потребностей, скрывающихся за нашими чувствами. Четвертая составляющая относится к ясности в высказываниях и четкости формулирования своей просьбы.

Среди положений, лежащих в основе ненасильственного общения можно выделить: что у всех схожие потребности; у каждого есть возможность удовлетворения своих потребностей; все наши чувства и есть показатель удовлетворения и неудовлетворения потребностей; потребность делиться с окружающими; сочувствие как способ проявления своих потребностей.

В образовательной среде используя ненасильственное общение посредством воспитания у подрастающего поколения гуманного отношения и собственным примером изменения способов взаимосвязи с окружающими, приводит к широкому спектру возможностей. «Диапазон применения модели ненасильственного общения распространяется на все сферы общения: организации, предприятия, семейные отношения, образовательные учреж-

дения, различные споры и конфликты, терапия и консультирование, а также политическая и дипломатическая коммуникация. При всей своей революционности, процесс ненасильственного общения очень прост, рационален и логичен.»[4, с.276]. Педагог, совершенствуя себя в воспитательном процессе, взаимодействуя с коллегами и родителями ежедневно практикующий ненасильственное общение, подаёт пример окружающим бесконфликтных взаимоотношений. В дальнейшем способствует продуктивному развитию в социуме на разных этапах становления личности, как взрослого, так и ребенка. «Понятие «ненасильственное воспитание» подразумевает взаимодействие взрослого и ребенка, основанное на отрицании насилия, позитивной открытости воспитателя, признании ценности личности воспитанника, обеспечении субъективной свободы выбора в деятельности, безопасности и уверенности в благоприятном исходе любых обстоятельств. Такое взаимодействие помогает успешной социализации и развитию позитивной «Я-концепции» детей, сохраняет здоровье, устанавливает психологическую атмосферу, основанную на положительных эмоциях.»[1, с.7]. Когда все заинтересованные находятся в равных условиях, стремлении достичь желаемого результата посредством ненасильственного общения наступает долгожданный эффект, зависящий напрямую от желания применения основных четырех условий: наблюдения без оценки, признания своих чувств, связанного с определением чувств потребностей и высказывания конкретно сформулированных просьб. Придерживаясь основных условий ненасильственного общения, педагоги и родители приближаются к пониманию проблем детей и подростков вне зависимости от их возраста.

Целью ненасильственного общения является полное удовлетворение потребностей каждого участника вовлеченного в разрешении спорных и конфликтных ситуаций, создавая связь между людьми. «Отечественные и зарубежные психологи (Ю. Гиппенрейтер, К. Роджерс, М. Розенберг и др.) по-разному называют такое общение: одни — эффективным, другие — открытым, третьи — ненасильственным. Нам ближе последний термин, ибо он наиболее точно, на наш взгляд, отражает гуманистические ценности, лежащие в его основе. Эта модель базируется на принципах гуманистической психологии и педагогики, признающих личность главной ценностью, уникальной целостной системой, способной к самоактуализации.»[5, с.170]. Избегая насильственного метода общения и наладив связь между участниками конфликта, высказавшись друг другу свою сторону видения ситуации, принимая аргументы противоположной стороны, проблема по большей своей части разрешается сама собой.

Практика применения ненасильственного общения служит проводником к разрешению спорных и конфликтных ситуаций, возникающих на разных этапах у всех участников образовательного процесса. Философия жизни современного человека заключается в развитии его потребностей, в непрерывном образовании и в продвижении себя по пути своего индивидуального развития. Образование раскрывает смысл - жизненные намерения,

одобряемые окружающим обществом, педагогическим коллективом. В процессе обучения обновляются взгляды, отношение и позиции обучающегося. В то же время ненасилие включает в себя совершенно новый образ жизни, новый взгляд на жизнь общества. Ненасилие - это не только качественно другая психология и этика, но и качественно иной тип исторического существования. Путь ненасилия - это путь любви и правды. Недостаточно охарактеризовать насилие как нелокальный процесс, одну из форм разрешения конфликтов в обществе. Ненасилие - это своего рода особая и этически богатая связь, основанная на ценностях добра, любви и справедливости.

Идея ненасилия должна стать социально значимой позицией. Прежде всего, человек должен принять и осознать ненасильственное отношение к себе как необходимость, как норму взаимодействия. Человек, осознающий, что ненасилие должно стать мировоззрением и образом жизни, уже может утверждать, что высшей ценностью в мире является человек и его жизнь. Ненасилие - предпосылка нового мировоззрения, это жизненная позиция. Раскрывая и обогащая внутренний мир подрастающего поколения применением принципов ненасильственного общения в образовательной и просветительской деятельности. В результате чего будет способствовать исполнению Указа Президента РФ «в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»: формирование «эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»[6, с.2]. Основываясь на духовно-нравственных ценностях для гражданского воспитания подрастающего поколения, создавая условия для реализации ненасильственного общения.

В эколого-просветительском центре «Скворечник» г. Москва, реализуется проект в области гражданского и экологического воспитания «ТОП. Творчеством открываем природу». Целью проекта является расширение и обогащение знаний об окружающей среде, развитие интереса к сохранению природных богатств, формирование чувства сопричастности, а также популяризации экологической культуры и бережного отношения к природе. В рамках проекта предлагается для подрастающего поколения и их родителей цикл мероприятий творческой мастерской «ТОП. Творчеством открываем природу», включающие в себя мастер-классы, лекции, викторины и игры. На занятиях посетители знакомятся с удивительным разнообразием живой и неживой природы, посредством декоративно-прикладного творчества могут проявить свою фантазию в различных творческих направлениях. Посредством осязательного знакомства с природными материалами участники мастер-классов создают поделки своими руками, что способствует развитию мелкой моторики рук. Обучение традиционным техникам исполнения позволяет не только развить индивидуальные творческие способности, но и прививает уважение к традициям, природе род-

ного края. Открытые лекции, викторины и игры для широкого круга посетителей направлены на формирование гражданско-патриотического, экологически ориентированного образа жизни, обсуждение экологических проблем, знакомство с особо охраняемыми природными территориями и их видовым разнообразием.

В игровой, диалоговой форме применяя на практике ненасильственное общение можно наблюдать изменения способствующие укреплению гражданской позиции, экологической грамотности и развития культурно-эстетического восприятия окружающей среды родного региона всеми участниками мероприятий. Прослеживается не поддельный интерес у подрастающего поколения и их родителей к формам подачи материала в рамках реализации проекта. Как следствие заинтересованность в посещении всех направлений творческой мастерской «ТОП. Творчеством открываем природу».

Таким образом, можно сделать вывод, М. Розенберг в своей концепции ненасильственного общения направленной на решение проблем и трудностей в общении, даёт широкий потенциал применения в образовательной среде. Позволяя иным способом услышать других и проявить себя, концентрируя внимание, что мы чувствуем, видим, в чем нуждаемся и о чем запрашиваем, чтобы улучшить взаимопонимание между окружающими нас людьми в повседневной жизни. «Общение без насилия - это осознание того, каким образом мы выражаем свои мысли, слушаем и слышим ли мы других»[2, с.2]. Для такого восприятия и переживания ненасильственной борьбы необходима каждодневная глубокая внутренняя работа над собой, где в процессе общения главным образом озвучивая не требование, а просьбу.

Список литературы

1. Белышева О.И. Психолого-педагогические условия ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Белышева Ольга Ивановна. - Сургут, 2005. - 28 с.

2. Лазаренко Е. Н. Современный дошкольник и природа: путь взаимодействия // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13575. - 5 с.

3. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. - София, 2020. - 288 с.

4. Сушко Н. Г., Примак Н. Ю. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, № 4. - С. 272-276.

5. Углицкая М. Как воспитать у школьников навыки ненасильственного общения / М. Углицкая // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 170-177.

6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". - 4 с.

Perfilov Anatoliy Anatolyevich, chief EPC e-mail: perfilov7@yandex.ru

GPBY Moscow city administration of natural territories, Moscow, Russia NONVIOLENT COMMUNICATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON Abstract. The article considers the concept of nonviolent communication as a potential application aimed at solving problems and difficulties in the educational environment. Key words: non-violent communication, conflict-free relationships, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.