НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Перфилов Анатолий Анатольевич, начальник ЭПЦ (e-mail: perfilov7@yandex.ru) ГПБУМосковское городское управление природными территориями,
г.Москва, Россия
В статье рассматривается концепция ненасильственного общения как потенциал применения, направленная на решение проблем и трудностей в образовательной среде.
Ключевые слова: ненасильственное общение, бесконфликтные взаимоотношения, воспитательный процесс.
Основоположником метода ненасильственного общения принято считать американского психолога Маршала Розенберга (Marshall Rosenberg), активно работающего над этим вопросом в 1960 х годах, опираясь на гуманистическую философию Махатмы Ганди и работы своего коллеги Карла Роджерса. Маршал Розенберг назвал свой метод ненасильственным общением, ввиду изучения факторов влияющих на способы сохранения сочувствия, роли языка и использование слов в коммуникации налаживания связи с собой и окружающими, «используя слово «ненасильственный» в том же смысле, что и Ганди, - то есть имея в виду естественное состояние сопереживания, когда в нашем сердце стихает насилие. Мы сами можем не считать свою манеру говорить «насильственной», но слова часто причиняют боль окружающим или нам самим.»[3, с.24]. Наблюдение, чувства, потребности и просьбы являются четырьмя составляющими модели ненасильственного общения. В первой составляющей модели общения предусматривается разделение наблюдения от оценивания. Во второй его составляющей - выражение чувств, точно и ясно определяющих наши эмоции. Третья составляющая ненасильственного общения признание потребностей, скрывающихся за нашими чувствами. Четвертая составляющая относится к ясности в высказываниях и четкости формулирования своей просьбы.
Среди положений, лежащих в основе ненасильственного общения можно выделить: что у всех схожие потребности; у каждого есть возможность удовлетворения своих потребностей; все наши чувства и есть показатель удовлетворения и неудовлетворения потребностей; потребность делиться с окружающими; сочувствие как способ проявления своих потребностей.
В образовательной среде используя ненасильственное общение посредством воспитания у подрастающего поколения гуманного отношения и собственным примером изменения способов взаимосвязи с окружающими, приводит к широкому спектру возможностей. «Диапазон применения модели ненасильственного общения распространяется на все сферы общения: организации, предприятия, семейные отношения, образовательные учреж-
дения, различные споры и конфликты, терапия и консультирование, а также политическая и дипломатическая коммуникация. При всей своей революционности, процесс ненасильственного общения очень прост, рационален и логичен.»[4, с.276]. Педагог, совершенствуя себя в воспитательном процессе, взаимодействуя с коллегами и родителями ежедневно практикующий ненасильственное общение, подаёт пример окружающим бесконфликтных взаимоотношений. В дальнейшем способствует продуктивному развитию в социуме на разных этапах становления личности, как взрослого, так и ребенка. «Понятие «ненасильственное воспитание» подразумевает взаимодействие взрослого и ребенка, основанное на отрицании насилия, позитивной открытости воспитателя, признании ценности личности воспитанника, обеспечении субъективной свободы выбора в деятельности, безопасности и уверенности в благоприятном исходе любых обстоятельств. Такое взаимодействие помогает успешной социализации и развитию позитивной «Я-концепции» детей, сохраняет здоровье, устанавливает психологическую атмосферу, основанную на положительных эмоциях.»[1, с.7]. Когда все заинтересованные находятся в равных условиях, стремлении достичь желаемого результата посредством ненасильственного общения наступает долгожданный эффект, зависящий напрямую от желания применения основных четырех условий: наблюдения без оценки, признания своих чувств, связанного с определением чувств потребностей и высказывания конкретно сформулированных просьб. Придерживаясь основных условий ненасильственного общения, педагоги и родители приближаются к пониманию проблем детей и подростков вне зависимости от их возраста.
Целью ненасильственного общения является полное удовлетворение потребностей каждого участника вовлеченного в разрешении спорных и конфликтных ситуаций, создавая связь между людьми. «Отечественные и зарубежные психологи (Ю. Гиппенрейтер, К. Роджерс, М. Розенберг и др.) по-разному называют такое общение: одни — эффективным, другие — открытым, третьи — ненасильственным. Нам ближе последний термин, ибо он наиболее точно, на наш взгляд, отражает гуманистические ценности, лежащие в его основе. Эта модель базируется на принципах гуманистической психологии и педагогики, признающих личность главной ценностью, уникальной целостной системой, способной к самоактуализации.»[5, с.170]. Избегая насильственного метода общения и наладив связь между участниками конфликта, высказавшись друг другу свою сторону видения ситуации, принимая аргументы противоположной стороны, проблема по большей своей части разрешается сама собой.
Практика применения ненасильственного общения служит проводником к разрешению спорных и конфликтных ситуаций, возникающих на разных этапах у всех участников образовательного процесса. Философия жизни современного человека заключается в развитии его потребностей, в непрерывном образовании и в продвижении себя по пути своего индивидуального развития. Образование раскрывает смысл - жизненные намерения,
одобряемые окружающим обществом, педагогическим коллективом. В процессе обучения обновляются взгляды, отношение и позиции обучающегося. В то же время ненасилие включает в себя совершенно новый образ жизни, новый взгляд на жизнь общества. Ненасилие - это не только качественно другая психология и этика, но и качественно иной тип исторического существования. Путь ненасилия - это путь любви и правды. Недостаточно охарактеризовать насилие как нелокальный процесс, одну из форм разрешения конфликтов в обществе. Ненасилие - это своего рода особая и этически богатая связь, основанная на ценностях добра, любви и справедливости.
Идея ненасилия должна стать социально значимой позицией. Прежде всего, человек должен принять и осознать ненасильственное отношение к себе как необходимость, как норму взаимодействия. Человек, осознающий, что ненасилие должно стать мировоззрением и образом жизни, уже может утверждать, что высшей ценностью в мире является человек и его жизнь. Ненасилие - предпосылка нового мировоззрения, это жизненная позиция. Раскрывая и обогащая внутренний мир подрастающего поколения применением принципов ненасильственного общения в образовательной и просветительской деятельности. В результате чего будет способствовать исполнению Указа Президента РФ «в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»: формирование «эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»[6, с.2]. Основываясь на духовно-нравственных ценностях для гражданского воспитания подрастающего поколения, создавая условия для реализации ненасильственного общения.
В эколого-просветительском центре «Скворечник» г. Москва, реализуется проект в области гражданского и экологического воспитания «ТОП. Творчеством открываем природу». Целью проекта является расширение и обогащение знаний об окружающей среде, развитие интереса к сохранению природных богатств, формирование чувства сопричастности, а также популяризации экологической культуры и бережного отношения к природе. В рамках проекта предлагается для подрастающего поколения и их родителей цикл мероприятий творческой мастерской «ТОП. Творчеством открываем природу», включающие в себя мастер-классы, лекции, викторины и игры. На занятиях посетители знакомятся с удивительным разнообразием живой и неживой природы, посредством декоративно-прикладного творчества могут проявить свою фантазию в различных творческих направлениях. Посредством осязательного знакомства с природными материалами участники мастер-классов создают поделки своими руками, что способствует развитию мелкой моторики рук. Обучение традиционным техникам исполнения позволяет не только развить индивидуальные творческие способности, но и прививает уважение к традициям, природе род-
ного края. Открытые лекции, викторины и игры для широкого круга посетителей направлены на формирование гражданско-патриотического, экологически ориентированного образа жизни, обсуждение экологических проблем, знакомство с особо охраняемыми природными территориями и их видовым разнообразием.
В игровой, диалоговой форме применяя на практике ненасильственное общение можно наблюдать изменения способствующие укреплению гражданской позиции, экологической грамотности и развития культурно-эстетического восприятия окружающей среды родного региона всеми участниками мероприятий. Прослеживается не поддельный интерес у подрастающего поколения и их родителей к формам подачи материала в рамках реализации проекта. Как следствие заинтересованность в посещении всех направлений творческой мастерской «ТОП. Творчеством открываем природу».
Таким образом, можно сделать вывод, М. Розенберг в своей концепции ненасильственного общения направленной на решение проблем и трудностей в общении, даёт широкий потенциал применения в образовательной среде. Позволяя иным способом услышать других и проявить себя, концентрируя внимание, что мы чувствуем, видим, в чем нуждаемся и о чем запрашиваем, чтобы улучшить взаимопонимание между окружающими нас людьми в повседневной жизни. «Общение без насилия - это осознание того, каким образом мы выражаем свои мысли, слушаем и слышим ли мы других»[2, с.2]. Для такого восприятия и переживания ненасильственной борьбы необходима каждодневная глубокая внутренняя работа над собой, где в процессе общения главным образом озвучивая не требование, а просьбу.
Список литературы
1. Белышева О.И. Психолого-педагогические условия ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Белышева Ольга Ивановна. - Сургут, 2005. - 28 с.
2. Лазаренко Е. Н. Современный дошкольник и природа: путь взаимодействия // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13575. - 5 с.
3. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. - София, 2020. - 288 с.
4. Сушко Н. Г., Примак Н. Ю. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, № 4. - С. 272-276.
5. Углицкая М. Как воспитать у школьников навыки ненасильственного общения / М. Углицкая // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 170-177.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". - 4 с.
Perfilov Anatoliy Anatolyevich, chief EPC e-mail: perfilov7@yandex.ru
GPBY Moscow city administration of natural territories, Moscow, Russia NONVIOLENT COMMUNICATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON Abstract. The article considers the concept of nonviolent communication as a potential application aimed at solving problems and difficulties in the educational environment. Key words: non-violent communication, conflict-free relationships, educational process.