Научная статья на тему 'Общение с природой без насилия'

Общение с природой без насилия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА / ОТНОШЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЕТОД НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ / NATURE / ATTITUDE / PRESCHOOL AGE / METHOD OF NONVIOLENT COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазаренко Екатерина Николаевна

Освещена проблема взаимодействия человека с природой. Раскрываются основанные на методе ненасильственного общения правила взаимодействия с природой, доступные как для взрослого человека, так и для ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is covered the issue of interaction of man and nature. There are revealed the rules of interaction with nature based on the method of nonviolent communication, accessible both for adults and children.

Текст научной работы на тему «Общение с природой без насилия»

то из его знакомых, товарищей, встречал ли он таких людей в жизни, сказках, в других фильмах, книгах и т.п. Самостоятельность - необходимое условие актуализации нравственного содержания оценки. Оценка заимствованная, повторенная утрачивает свою нравственную ценность. обращение к собственному опыту ребенка, как показывали наши наблюдения, эффективно, когда носит характер педагогической поддержки, т.е. поддерживает в нем уверенность в своих силах, положительную самооценку и желание стать «еще лучше».

6. Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте, совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения. Это наиболее сложная в психолого-педагогическом плане ситуация и подготовленная всеми предыдущими. В ходе исследования после просмотра мультфильма детям предлагался анализ поступков, качеств героя с помощью сравнения - логической операции, лежащей в основе развития мышления ребенка дошкольного возраста: «А какой я?», «А я бы смог так поступить?», «Знакома ли мне такая ситуация?», «А был ли в моей жизни подобный случай?», «Почему я могу/не могу так сделать?». Подобного рода вопросы позволяли ребенку реально увидеть себя, свои достоинства и недостатки, осуществить перенос нравственных установок мультфильма на собственное поведение. Чтобы такой перенос произошел, встреча с фильмом должна стать событием для ребенка, произвести сильное впечатление, вызвать сострадание к несправедливо обиженным и радость от того, что в итоге восторжествовало добро. Ребенок вначале должен сам перенестись, погрузиться в мир героя, безусловно, сочувствовать ему и видеть себя на его месте, вместе с ним искать выход из затруднительного положения. Признаком такого принятия моральной установки в рамках нашего исследования явилось то, что ребенок начинал с товарищами или даже один «играть в героя», полюбившегося ему. Как показывает данный опыт, ребенок начинает, образно говоря, нравственно жить сначала в фильме, потом в игре, потом в самой жизни.

Таким образом, предварительное исследование позволяет предположить, что последовательное использование указанных ситуаций способствует реализации нравственноразвивающего потенциала мультфильмов.

© Лазаренко E.H., 2013

Литература

1. Гундорова И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах // Детский сад от А до Я. 2010. № 2. С. 133-141.

2. Корепанова М.В., Сигитова И.А., Поликарпова А.О. [и др.]. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 7-12.

3. Немирич А.А. Дошкольное медиаобразование в России: анализ мнений экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 3. С. 25-33.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М. : Академия, 2000.

5. Шатрова С.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов (на примере работы с дошкольниками группы риска) : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010.

Animated cartoon film as the means of moral education of senior preschool age children

There is shown the potential of the use of animated cartoonfilms with the aim of formation ofmoral experience of preschool age children, described the methodology of teacher’s involvement into the situations ofperception of cartoon films by children.

Key words: animated cartoon film, moral education, moral and developing potential ofan animated cartoon, moral feelings, situation.

Е.н. лазаренко

(Волгоград)

ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ БЕЗ НАСИЛИЯ

Освещена проблема взаимодействия человека с природой. Раскрываются основанные на методе ненасильственного общения правила взаимодействия с природой, доступные как для взрослого человека, так и для ребенка.

Ключевые слова: природа, отношение, дошкольный возраст, метод ненасильственного общения.

Все чаще мы слышим из различных источников о сохранении природы, ценностном и бережном отношении к ней. Неоднократно проблема сохранения окружающей

среды подчеркивалась государством, и в связи с этим 2013 г. объявлен Годом охраны окружающей среды (соответствующий приказ подписал Президент РФ В.В. Путин).

Существующий подход к природе, в основе которого лежит потребительское отношение к миру природы и другим людям, постепенно начинает меняться. Связано это с тем, что природные ресурсы оказались исчерпаемыми, а воображаемое подчинение природной стихии человеку обернулось глубокими нарушениями экологического равновесия. Воспитание «природопользователей» основывалось на отношениях, противопоставляющих Человека и Природу. Исследователи связывают их, прежде всего, с западной культурой. Характерны рационализм, стратегия технологической деятельности, доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы, преобладание утилитарного отношения к природе.

Необходимость пересмотра отношений между человеком и природой очевидна. В основе таких отношений должно быть осознание значимости природы для человека, переход от противопоставления Человека Природе к системе, гармонизирующей отношения Человека и Природы, от насильственного общения с природой - к общению без насилия. однако мы слышим о глобальных изменениях в отношениях общества и природы - это установка более современного очистного оборудования на предприятиях или предложение населению страны отказаться от использования какой-либо бытовой химии. А изменение отношений с природой можно начать с малого - усвоить определенные правила общения с ней. Ведь мы учим детей правилам поведения за столом и с другими людьми, почему же не научить их ненасильственному общению с природой?

Метод ненасильственного общения разработал американский психолог М. Розенберг в 1960-е гг. Он сформулировал 4 правила общения без агрессии, опираясь на гуманистическую философию М. Ганди и на исследования американского психолога К. Роджерса. Однако этот метод общения был разработан для людей, т.е. взаимодействия человека с человеком. В данной статье будут рассмотрены правила общения с природой, основанные на методе ненасильственного общения.

«Ненасилие — не стратегия, которой можно воспользоваться сегодня и отказаться от нее завтра, и не та вещь, которая сделает вас кроткой овечкой; ненасилие — это создание позитивных отношений между людьми взамен

негативных, доминирующих в нашем мире. Все, что мы делаем, обусловлено эгоистическим мотивом: “А что я за это получу?” Особенно ярко это проявляется в тотально материалистическом обществе, процветающем на почве ярого индивидуализма. Ни одна из этих негативных концепций не способствует построению гармоничной семьи, общества, нации», -отмечает Арун Ганди, основатель Института ненасилия имени М.К. Ганди (цит. по: [2, с. 5]).

Сначала необходимо определить, в чем состоит суть правил общения без насилия, разработанных М. Розенбергом. Как считал сам автор, в данном методе нет ничего нового: он решил напомнить об уже знакомых нам истинах относительно позитивного общения и помочь воплотить в жизнь конкретные плоды этого знания.

Ненасильственное общение (ННО) содержит 4 компонента: наблюдение, чувства, потребности и просьбу. Во-первых, мы наблюдаем за тем, что в действительности происходит в ситуации: какие поступки и речи людей улучшают нашу жизнь, а какие - нет. Суть здесь в том, чтобы наблюдать без осуждения или оценки - нужно просто констатировать: вот так поступают люди, а нам это либо нравится, либо нет. Во-вторых, мы отмечаем свои чувства во время наблюдений за этими действиями: что это — боль, испуг, радость, изумление, раздражение? В-третьих, мы определяем, какие наши потребности связаны с теми чувствами, которые мы идентифицировали. Когда мы используем ННО, осознание этих трех компонентов - непременное условие честного выражения своего состояния.

Таким образом, одна из функций ННО - с предельной ясностью выразить эти четыре информационных компонента - либо устно, либо другими средствами. Другой аспект такого общения заключается в получении тех же четырех компонентов от других людей. Мы соприкасаемся с ними, сначала узнавая, что они осознают, чувствуют и в чем нуждаются, а затем выясняем, что могло бы обогатить их жизнь, т.е. получаем четвертый компонент -просьбу.

Когда мы удерживаем внимание на этих областях и помогаем другим делать то же самое, мы создаем поток общения - от нас к другому и обратно - до тех пор, пока не появляется естественное чувство сопереживания: что я наблюдаю, чувствую, в чем нуждаюсь; как бы я хотел обогатить мою жизнь; что вы наблюдаете, чувствуете и в чем нуждаетесь; как бы вы хотели обогатить вашу жизнь и т.д. Ког-

да мы используем этот процесс, мы можем начать как с самовыражения, так и с проявления сопереживания.

Рассмотрев процесс ННО, мы понимаем, что он доступен и взрослому человеку, и ребенку-дошкольнику. Однозначно, чем раньше начнет человек использовать в своей жизни ненасильственное общение, тем это будет лучше и менее разрушительнее как для него, так и для окружающего мира. Очевидна необходимость знакомить с этим методом ННО детей дошкольного возраста, т.к. в данном возрасте происходят «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья» [3].

Итак, рассмотрев основные положения метода ненасильственного общения, попытаемся применить данный метод общения к природе.

Первый компонент ННО - это наблюдение, причем наблюдение без оценок, без высказывания суждений и навешивания ярлыков. Это достаточно сложно, но возможно. Совмещая наблюдение с оценкой, мы уменьшаем вероятность того, что другие услышат то, что мы собирались сказать. Вместо этого они скорее услышат критику и постараются так или иначе воспротивиться нашим словам.

При наблюдении за объектами природы необходимо видеть ее красоту, вечность и единство человека с природой. Конечно, это сложный процесс, и ребенка следует учить этому видению на совместных прогулках родителей и детей. Педагог также может обращать внимание детей на красоты природы на прогулке в дошкольном образовательном учреждении или при чтении литературных произведений о природе. При этом он не должен навязывать детям собственный, свойственный взрослым тип отношения к природе, в котором преобладает перцептивно-аффективный компонент. Всегда необходимо разговаривать с детьми в процессе таких прогулок, а самое главное - побуждать ребенка описывать то, что он увидел, просто констатировать, без оценок и выводов.

Второй компонент - чувства и их выражение. Это один из самых сложных компонентов, т.к. долгое время нас учили скрывать свои чувства. Во многих культурах вообще существует табу: говорить о себе и своих чувствах неловко или неприлично. Именно поэтому необходимо учиться реализовать данный компонент в практике в первую очередь взрослым, а затем уже можно учить этому детей. Однако это возможно, если мы начнем говорить «Я огор-

чен» или «Я переживаю за ...», т.е. начнем понимать свои чувства, прислушиваться к своим переживаниям. Конечно, нам проще промолчать, не донеся определенные чувства до собеседника или до окружающих. ННО различает выражение собственно чувств, с одной стороны, и слова и утверждения, которые описывают мысли, оценки и интерпретации - с другой. Например, это могут быть следующие слова, которые помогут ясно определить свои чувства и описать широкий диапазон эмоциональных состояний: взволнован, переживаю, счастливый, дружелюбный, активный, благодарный и т.д. Например, если взрослый увидит, что кто-то выбросил мусор не в урну, а на землю, можно попытаться обозначить свои чувства и учить этому детей (я разочарован, сердит, озлоблен или у меня какое-то другое чувство).

Когда мы осуществляем наблюдение в природной среде, мы должны уметь выразить то, что мы чувствуем в процессе этого, за что переживаем или чего боимся. Это очень важно для реализации следующего компонента -подтверждения потребностей, лежащих в основе наших чувств.

Третий компонент приводит нас к ответственности за то, каким именно чувствам мы даем ход в ответ. То, что делают и говорят другие, может быть стимулом, но не является причиной наших чувств. Конечно, когда нам говорят то, что нам не нравится, у нас это вызывает бурю негативных эмоций.

Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: «не рвать», «не сорить», «не ломать» [1]. Когда мы косвенно выражаем потребности при помощи оценок, толкований и мнений, окружающие склонны слышать критику. А когда люди слышат что-то, что кажется им критикой, они часто направляют свою энергию на самозащиту или контратаку. Если мы хотим ответа с сопереживанием, нам не следует выражать свои потребности, интерпретируя или диагностируя поведение окружающих: «этот мальчик неправильно делает, потому что рвет цветы с клумбы». Наоборот, чем теснее мы можем соединить наши чувства с нашими потребностями, тем легче будет другим ответить с сопереживанием.

Существуют основные человеческие потребности, поэтому человек не должен отказываться от раскрытия и высказывания такой своей потребности, как вклад в улучшение жизни, который заключается в ценностном от-

известия вгпу

ношении к природе. Эту и многие другие человеческие потребности должны уметь высказывать наши дети. И этому они могут научиться только у взрослых, т.к. последние являются для них примером и образцом. Говоря об ухудшении состояния природы, мы не должны перекладывать ответственность на другого человека, мы должны связать наши чувства с нашими потребностями, и тогда окружающие будут относиться к нашей потребности - сохранению природы - с сопереживанием.

Четвертый, заключительный компонент этого процесса призван помочь человеку выяснить, что он хотел бы просить у других, чтобы обогатить свою жизнь. Когда его потребности не удовлетворены, он спешит выразить то, что наблюдает, чувствует и в чем нуждается, с определенной целью: он просит о тех действиях, которые могут удовлетворить его потребности. Как же следует выражать просьбы, чтобы другие охотнее отвечали сочувствием на нужды просителя?

Необходимо быть аккуратными с формулировкой просьб и избегать таких фраз, как «Я больше не потерплю, что ты ломаешь ветки деревьев» или «Сейчас же перестань рвать цветы». Такие просьбы не принесут положительного результата и, наоборот, усилят сопротивление.

Просьба должна быть выражена ясно и называть конкретные позитивные действия: «Я хочу, чтобы ты, когда гуляешь на улице, не ломал ветки деревьев». Необходимо, чтобы ребенок уже с детства слышал правильно сформулированные просьбы. Следовательно, он будет четко понимать, чего от него хотят, а также сам будет их формулировать подобным образом, обращаясь к своим друзьям или окружающим его людям.

М. Розенберг утверждает: «Есть одна опасность: то, что мы произносим, и то, что слышит наш собеседник, не всегда совпадает. Поэтому так важно понять, были ли наши слова услышаны» [2, с. 13]. Для этого надо попросить другого сформулировать то, как он понял просьбу, выразить свою точку зрения на ситуацию, соблюдая четыре правила: наблюдение, ощущение, потребность, просьба.

Следует постоянно практиковать такой метод ненасильственного общения с природой и, конечно, помогать овладевать этим методом детям. Данный метод помогает людям грамотно взаимодействовать с природой, т.к. он имеет определенные компоненты-правила, которые может выполнять даже ребенок.

литература

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д. : Феникс, 1996.

2. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. София, 2009.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Рос. газ. 2010. № 5125. URL : http://www. rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.

Communication with nature without violence

There is covered the issue of interaction ofman and nature. There are revealed the rules of interaction with nature based on the method of nonviolent communication, accessible both for adults and children.

Key words: nature, attitude, preschool age, method of nonviolent communication.

А.н. МАхинин

(Воронеж)

условия эффективности формирования российской гражданской идентичности старшеклассников в образовательном учреждении

Раскрывается объективная необходимость формирования российской гражданской идентичности в российском обществе. Выделены и обоснованы условия, влияющие на эффективность процесса становления и развития российской гражданской идентичности старшеклассников в современной образовательной практике.

Ключевые слова: антропообраз, гражданин, россиянин, гражданское общество, российская гражданская идентичность, референтность.

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколе-

© Махинин А.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.