Научная статья на тему 'Работа дошкольной образовательной организации (ДОО) с родителями в формировании у старших дошкольников ценностного отношения к природе'

Работа дошкольной образовательной организации (ДОО) с родителями в формировании у старших дошкольников ценностного отношения к природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / РОДИТЕЛИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / МЕТОД НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / PRESCHOOLER / PARENTS / NATURE / VALUABLE ATTITUDE TO NATURE / METHOD OF NON-VIOLENT INTERACTION WITH NATURE / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазаренко Екатерина Николаевна

Статья посвящена проблеме организации работы дошкольной образовательной организации с родителями, направленной на формирование старших дошкольников ценностного отношения к природе. Данный процесс необходимо осуществлять в современной образовательной практике, так как семья является основным источником знаний для ребенка, социального опыта и формирования отношений, в том числе и к природе. В статье раскрывается понятие «ценностное отношение к природе»; для родителей предлагаются доступные практические методы: взаимодействия с природой без насилия, метод экспериментов и возможность их использования родителям с детьми в домашних условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лазаренко Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT WITH PARENTS IN THE FORMATION OF OLDER PRESCHOOLERS'' VALUABLE ATTITUDE TOWARD NATURE

Interaction of man with nature has always existed. But the nature of this interaction at different stages of human life changed. At first it was adaptation of the human to existence in nature. Then, it was submission of nature by the human. Now, the person looks for ways of preservation of nature. And at this stage, man faces a set of technologies, ways and methods of escape from this adverse ecological situation in our region and the country as a whole. Most of these technologies are beyond the scope of uderstanding of an ordinary person, they are meant for experts with ecological or technical education. The process of harmonization of the relations of man with nature consists in actions of the human towards nature. It is no use arguing on installation of waste treatment facilities at plants, it is necessary just to monitor your own actions towards environment. And of course such education should begin from the stage of preschool childhood. But who will teach this? Teachers of preschool educational organizations will of course give knowledge to children in this respect, but first and main "teachers" for children are parents. The family is the main source of knowledge for the child, of social experience and formation of relations including those to nature. Parents have to have caring attitude to nature, responsible and, of course, valuable so that they serve as an example to children, as an authority in this question. But this is not always the case. The article is devoted to the organization of work of preschool educational institutions with parents, leading to the formation of pre-schoolers'valuable attitude toward nature. This process must be carried out in modern educational practice, since the family is the main source of knowledge for the child, of social experience and the formation of relationships, including those to nature. If the parent in their interaction with the natural world shows neglect, the child will copy this behavior and see it as normal. Also, the notion of "valuable attitude to nature" is revealed; for parents there are offered practical methods of interaction with nature without violence; method of research and its use by parents together with children at home. Conclusion: the offered work forms of preschool educational organizations with parents of preschool children will help the process of education of parents with regard to questions of formation of valuable attitude to nature as one of personal new growths. It will be shown in parents' and their children's understanding that nature is significant for each person, each piece of paper thrown on the ground is nature pollution, and its purity and beauty depends on our attitude. Also, it will cause active cooperation of teachers with parents, support of parents in questions that may arise, which will promote close contact of all participants in questions of development and education of the child. In turn, parents will actively join in the child's life, interact with him, better understand the child, suggesting to experiment a little, or during a walk observe nature without estimates taking into account the offered methods.

Текст научной работы на тему «Работа дошкольной образовательной организации (ДОО) с родителями в формировании у старших дошкольников ценностного отношения к природе»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016 УДК 373 общеобразовательная школа. Дошкольные учреждения

РАБОТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ДОО) С РОДИТЕЛЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ПРИРОДЕ

© 2016 Е.Н.Лазаренко

Лазаренко Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного

образования. E-mail: laz-kate@yandex. ru

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Статья поступила в редакцию 04.02.2015

Статья посвящена проблеме организации работы дошкольной образовательной организации с родителями, направленной на формирование старших дошкольников ценностного отношения к природе. Данный процесс необходимо осуществлять в современной образовательной практике, так как семья является основным источником знаний для ребенка, социального опыта и формирования отношений, в том числе и к природе. В статье раскрывается понятие «ценностное отношение к природе»; для родителей предлагаются доступные практические методы: взаимодействия с природой без насилия, метод экспериментов и возможность их использования родителям с детьми в домашних условиях.

Ключевые слова: дошкольник, родители, ценностное отношение к природе, метод ненасильственного взаимодействия с природой, экспериментирование.

Взаимодействие человека с природой было всегда. Но характер этого взаимодействия на разных этапах жизни человека менялся. Сначала это было приспособление человека к существованию в природе. Затем, это было подчинение природы человеком. Сейчас, человек ищет пути сохранения природы. И на данном этапе, человек сталкивается с множеством технологий, путей и методов выхода из данной неблагоприятной экологической ситуации в нашем регионе и стране в целом. Но большинство этих технологий далеки от понимания обычного человека, они больше рассчитаны для экспертов с экологическим, техническим, или каким-нибудь другим образованием.

Процесс гармонизации отношений человека с природой заключается именно в действиях самого человека относительно природы. Не надо рассуждать об установке очистных сооружений на заводах, надо просто следить за своими действиями относительно природной среды. И конечно этому надо учить человека с этапа дошкольного детства. Но кто будет учить этому? Педагоги дошкольных образовательных организаций (ДОО) конечно дадут знания детям в этом вопросе, но первые и основные «педагоги» для своих детей - это родители. Семья является основным источником знаний для ребенка, социального опыта и формирования отношений, в том числе и к природе. У родителей отношение к природе должно быть бережным, ответственным

и, конечно же, ценностным, чтобы они являлись примером своим детям, авторитетом в этом вопросе. Но это не всегда так.

В пункте 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155 обозначены задачи, на решение которых он направлен, и одна из задач звучит следующим образом: «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [1]. Следовательно, необходимость работы дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьями в повышении их компетентности в различных вопросах развития ребенка подчеркнута в государственном документе. И работа с родителями в вопросе формирования у дошкольников ценностного отношения к природе является необходимым условием полноценной жизни их детей на Земле.

Рассмотрим понятия «ценность» и «ценностное отношение». В современном обществе мы очень часто слышим слово «ценность». И зачастую, понимание общественностью данной категории различно. Если рассмотреть данное понятие с точки зрения философских, педагогических и психологических исследований, то можно выделить несколько определений понятию «ценность»: это и соотнесение понятия «ценность» с понятием «значимость» (Г.Риккет). Т.Парсонс,

Г.Беккер, Р.Б.Перри понимают под ценностью все то, что способствует развитию биопсихических способностей индивида, удовлетворению его интересов. В.Франкл соотносит понятия «ценность» и «смысл», в свою очередь смыслы разделяются множеством людей.

В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теории деятельности А.Н. Леонтьева, понятие ценностей в определенной степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой. Значение возникает только тогда, когда субъект вступает во взаимодействие с объектом, благодаря чему ценность получает свое актуальное существование [2].

В.А.Сластенин определяет ценностное отношение как целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированном в процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения [3].

Ценностное отношение к природе можно рассматривать как интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственно-эмоциональном восприятии природы, характеризующееся осознанием природы как ценности и проявляющееся в реализации деятельност-ных аспектов отношения [4].

Таким образом, проанализировав понятия «ценность» и «ценностное отношение», обозначив ценностное отношение к природе как личностное образование, мы видим значимость работы с родителями в вопросе формирования у дошкольников данного личностного образования. В настоящее время существуют различные формы работы с родителями: это и традиционные формы работы дошкольной образовательной организации с семьей. Основная цель таких форм - это просвещение родителей в различных вопросах развития и воспитания детей. Существуют и нетрадиционные формы, имеющие в своей основе элементы традиционных форм, но и имеют новые компоненты активного взаимодействия с родителями. Это заключается в наличии каких-либо практических компонентов в такой форме работы и активного сотрудничества со стороны всех участников данного процесса: родители-педагоги-дети. Это тренинги, круглые столы, клубы для родителей, конференции и т.д. Родители лучше узнают своего ребенка, сближаются с педагогами и становятся активными

участниками воспитательно-образовательного процесса ДОО.

Рассмотрим проведение родительского собрания с элементами тренинга на тему: «Общение с природой. Как?». Дополнительно к этой форме необходимо использовать сайт дошкольной образовательной организации как доступный информационный носитель, предварительно разместив на нём информацию, которая будет обсуждаться на собрании.

В водной части собрания родителям можно предложить просмотр презентации о природе. Она может содержать пейзажи природы, какие-либо статистические данные о состоянии природы региона (города), фото загрязненных территорий региона, страны. Наглядность необходима не только детям дошкольного возраста при восприятии информации. Как показывают исследования, взрослым также необходимо увидеть то, о чем предстоит говорить. Это вызывает сильный эмоциональный отклик, повышает информационную восприимчивость.

Затем педагог раскрывает основную информацию о методе ненасильственного общения с природой, компоненты данного метода. Он содержит следующие компоненты: наблюдение, чувства, потребности и просьба. Данный метод разработан на основе метода общения без насилия М.Розенберга.

Первый компонент метода - это наблюдение. Наблюдение должно быть без оценок и критичных высказываний. Это достаточно сложно, но возможно. При наблюдении за природными объектами необходимо видеть их красоту. Конечно это сложный процесс, и ребенка необходимо учить этому видению на совместных прогулках родителей и детей. Всегда необходимо разговаривать с ребенком в процессе таких прогулок, а самое главное, чтобы ребенок просто описал то, что он увидел, просто констатировал факт, без оценок и выводов [5].

Второй компонент - чувства и их выражение. Это один из самых сложных компонентов, т.к. долгое время нас учили скрывать свои чувства. Необходимо учиться реализовывать данный компонент в практике взрослым - педагогам и родителям. Только потом своим примером взрослые смогут научить этому детей. Это возможно, если мы начнем говорить: «Я огорчен» или «Я переживаю за ...», т.е. начнем понимать свои чувства, прислушиваться к своим переживаниям. Например, это могут быть следующие слова, которые помогут вам ясно определить свои чувства и описать широкий диапазон эмоциональных состояний: взволнован, переживаю, счастливый, дружелюбный,

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

активный, благодарный и т.д. Например, если Вы увидели, что кто-то выбросил мусор не в урну, а на землю, Вы можете попытаться обозначить свои чувства и учить этому детей: Вы разочарованы, сердиты, озлобленны или у Вас какое-либо другое чувство [6].

Когда наблюдаем за природой, мы должны уметь выразить то, что мы чувствуем в процессе этого, за что переживаем или чего боимся. И это очень важно для реализации следующего компонента - подтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств. Данный компонент приводит нас к ответственности за то, каким именно чувствам мы даем ход в ответ. И конечно, когда нам говорят то, что нам не нравится, у нас это вызывает бурю негативных эмоций. Если мы хотим ответа с сопереживанием, нам не следует выражать свои потребности, интерпретируя или диагностируя поведение окружающих: «этот мальчик неправильно делает, потому что рвет цветы с клумбы». Наоборот, чем теснее мы можем соединить наши чувства с нашими потребностями, тем легче будет другим ответить с сопереживанием. Существуют основные человеческие потребности, и почему мы должны отказываться от раскрытия и высказывания такой нашей потребности, как например, от вклада в улучшение жизни, которая заключается в ценностном отношении к природе? Эту и многие другие человеческие потребности должны уметь высказывать наши дети. И этому они могут научиться только у взрослых, так как мы являемся для них примером и образцом [7].

Четвертый компонент этого процесса - это просьба. Необходимо быть аккуратными с формулировкой наших просьб и избегать таких фраз, как: «Я больше не потерплю, что ты ломаешь ветки деревьев» или «Сейчас же перестань рвать цветы». Такие просьбы не принесут положительного результата и наоборот усилят сопротивление. Просьба должна быть выражена ясно и называть конкретные позитивные действия. Необходимо, чтобы ребенок уже с детства слышал правильно сформулированные просьбы. Следовательно, он будет четко понимать, чего от него хотят, а также сам будет их формулировать подобным образом, обращаясь к своим друзьям или окружающим его людям» [8].

Педагог должен пояснить родителям, что использование данного метода относительно природы необходимо начинать с первого компонента - наблюдения, постепенно добавляя

следующие. Далее, педагог предлагает родителям посмотреть презентацию с изображением природных пейзажей и выразить свои чувства без оценок, суждений, просто понаблюдать и сказать, что они чувствуют. Это будет практическим действием, которое поможет родителям попробовать реализовать в практике этот метод. На заключительном этапе родительского собрания, педагог может предложить родителям домашнее задание. На выходных они с детьми должны выйти на прогулку и понаблюдать за природой, без оценок. И в письменной форме описать, получилось у них это или нет.

Следующий метод, с которым педагоги ДОО могут ознакомить родителей дошкольников -это метод экспериментов, который является компонентом исследовательской деятельности. Данная деятельность необходима в процессе формирования у дошкольников ценностного отношения к природе, ведь она имеет практико-ориентированный характер. Дети и родители не только должны иметь знания о природе, но они должны правильно взаимодействовать с ней, изучить взаимосвязи природных объектов. Экспериментирование как раз и является такой формой взаимодействия, и может быть как с объектами неживой, так и живой природы. Например, поставленная дома в воду веточка (лук или др.) показывает детям о появлении новой жизни. Дети понимают, что вода необходима для жизни растения, а чтобы росло это растение -надо просто относиться к нему как ценности.

В своих исследованиях Л.С.Выготский говорил, что «дошкольники - это прирожденные исследователи. И подтверждение этому - их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, постоянное стремление к эксперименту» [9]. «Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов» [10].

Педагогами ДОО была предложена родителям информация об экспериментальной деятельности дошкольников и несколько экспериментов для использования их в домашних условиях. Данную форму работы можно провести в виде

родительского собрания с детьми, консультации для родителей. Также, можно пригласить родителей на образовательную деятельность в детский сад, где педагог с детьми проведут несколько экспериментов с объектами неживой природы и родители смогут увидеть данный процесс. Это могут быть эксперименты, которые можно проводить на прогулках, даче и дома. Дети практически всегда с удовольствием обследуют объекты неживой природы - песок и глину, познавая их свойства: песок - сыпучий, а глина плотная. Также, педагоги могут использовать и письменные формы, как например памятки для родителей, где будут описаны эксперименты и ход их проведения.

Одна из необходимых составляющих в этой работе является разработка рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях. Первое, с чем необходимо ознакомить родителей при организации среды - это основные принципы построения общения и организации совместной деятельности с детьми в процессе экспериментирования. Это принцип научности, т.к. не смотря на старший дошкольный возраст, информация, которую дают родители своим детям в процессе проведения экспериментов, должна быть достоверной, и приближена к реальным фактам. Также, очень важный принцип - это наглядность, т.к. детям дошкольного возраста важно показать процессы, которые мы изучаем. Например, свойства песка: когда он сухой - сыпучий, когда наливаем на него воду - ему можно придать форму. Принцип доступности - предложенные эксперименты должны соответствовать возрасту ребенка-дошкольника и его развитию.

Второе, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать воз-

растным возможностям детей. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), различным инвентарем для проведения экспериментов.

Родители могут организовать уголок экспериментирования, в котором могут быть объекты неживой природы: раковины, камни, кристаллы, перья, песок, уложенные в специальные контейнеры; инструменты для экспериментирования, приборы и др. Также, это могут быть книги для детей об объектах природы, экспериментах, которые они могут посмотреть в любой момент или совместно со взрослыми почитать. На стенах в комнате можно повесить репродукции картин с изображениями природы, фото проведенных совместных прогулок (экспериментов) родителей с детьми.

Таким образом, предложенные формы работы дошкольными образовательными организациями родителям дошкольников, помогут процессу просвещения родителей в вопросах формирования ценностного отношения к природе как одного из личностных новообразований. Это будет проявляться у родителей и их детей в понимании, что природа значима для каждого человека, каждая брошенная бумажка на землю -это загрязнение природы, и от нашего отношения зависит её чистота и красота.

Также, это повлечёт за собой активное сотрудничество педагогов ДОО с родителями, поддержку родителей в возникших вопросах, что будет способствовать тесному контакту всех участников в вопросах развития и образования ребёнка. В свою очередь, родители будут активно включаться в жизнь ребенка, взаимодействовать с ним, лучше понимать своего ребенка, предлагая немного поэкспериментировать, или на прогулке понаблюдать за природой без оценок с учётом предложенного метода.

1. ГОСТ ДО 1155 - 2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155. М., 15с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975. 304 с.

3. Сластенин, В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. М., 2003. 149 с.

4. Лазаренко, Е.Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения: дисс.... канд.пед.наук: 13.00.01/ Лазаренко Екатерина Николаевна. Волгоград, 2009. С. 199.

5. Лазаренко, Е.Н. Общение с природой без насилия // Известия Волгоградского государственного педагогического ун-та. 2013. №7. С.71.

6. Лазаренко, Е.Н. Общение с природой без насилия ....С.71.

7. Лазаренко, Е.Н. Общение с природой без насилия ..С.71.

8. Лазаренко, Е.Н. Общение с природой без насилия ..С.71.

9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1996. 387 с.

10. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе: научное издание. 2-ое изд. М., Просвещение, 1979. 393 с.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук.

Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №1, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences.

Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol. 18, no. 1, 2016

THE WORK OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT WITH PARENTS IN THE FORMATION OF OLDER PRESCHOOLERS' VALUABLE ATTITUDE

TOWARD NATURE

© 2016 E.N.Lazarenko

Ekaterina Nikolaevna Lazarenko, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of Department of pedagogy

of preschool education. E-mail: laz-kate@yandex. ru

Volgograd State Socio-pedagogical University

Interaction of man with nature has always existed. But the nature of this interaction at different stages of human life changed. At first it was adaptation of the human to existence in nature. Then, it was submission of nature by the human. Now, the person looks for ways of preservation of nature. And at this stage, man faces a set of technologies, ways and methods of escape from this adverse ecological situation in our region and the country as a whole. Most of these technologies are beyond the scope of uderstanding of an ordinary person, they are meant for experts with ecological or technical education. The process of harmonization of the relations of man with nature consists in actions of the human towards nature. It is no use arguing on installation of waste treatment facilities at plants, it is necessary just to monitor your own actions towards environment. And of course such education should begin from the stage of preschool childhood. But who will teach this? Teachers of preschool educational organizations will of course give knowledge to children in this respect, but first and main "teachers" for children are parents. The family is the main source of knowledge for the child, of social experience and formation of relations including those to nature. Parents have to have caring attitude to nature, responsible and, of course, valuable so that they serve as an example to children, as an authority in this question. But this is not always the case. The article is devoted to the organization of work of preschool educational institutions with parents, leading to the formation of pre-schoolers'valuable attitude toward nature. This process must be carried out in modern educational practice, since the family is the main source of knowledge for the child, of social experience and the formation of relationships, including those to nature. If the parent in their interaction with the natural world shows neglect, the child will copy this behavior and see it as normal. Also, the notion of "valuable attitude to nature" is revealed; for parents there are offered practical methods of interaction with nature without violence; method of research and its use by parents together with children at home. Conclusion: the offered work forms of preschool educational organizations with parents of preschool children will help the process of education of parents with regard to questions of formation of valuable attitude to nature as one of personal new growths. It will be shown in parents' and their children's understanding that nature is significant for each person, each piece of paper thrown on the ground is nature pollution, and its purity and beauty depends on our attitude. Also, it will cause active cooperation of teachers with parents, support of parents in questions that may arise, which will promote close contact of all participants in questions of development and education of the child. In turn, parents will actively join in the child's life, interact with him, better understand the child, suggesting to experiment a little, or during a walk observe nature without estimates taking into account the offered methods. Keywords: preschooler, parents, nature, valuable attitude to nature, method of non-violent interaction with nature, research.

1. GOST DO 1155-2013. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniia ot 17 oktiabria 2013 g. №1155. M., 15 p.

2. Leont'ev, A.N. Deiatel'nost', soznanie, lichnost' (Activity, consciousness, personality). M., Politizdat, 1975. 304 p

3. Slastenin, V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuiu aksiologiiu (Introduction to pedagogical axiology): uchebnoe posobie. M., 2003. 149 p., (in Russ.).

4. Lazarenko, E.N. Formirovanie u mladshikh shkol'nikov tsennostnogo otnosheniia k prirode v protsesse obucheniia (Formation in younger school students of valuable attitude to nature in the course of training): diss.... kand.ped.nauk: 13.00.01/ Lazarenko Ekaterina Nikolaevna. Volgograd, 2009, pp. 199, (in Russ.).

5. Lazarenko, E.N. Obshchenie s prirodoi bez nasiliia (Communication with nature without violence) Izvestiia Volgogradskogogosudarstvennogo pedagogiche-skogo un-ta. 2013, no.7. p.71, (in Russ.).

6. Lazarenko, E.N. Obshchenie s prirodoi bez nasiliia (Communication with nature without violence), p.71.

7. Lazarenko, E.N. Obshchenie s prirodoi bez nasiliia (Communication with nature without violence), p.71.

8. Lazarenko, E.N. Obshchenie s prirodoi bez nasiliia (Communication with nature without violence), p.71.

9. Vygotskii, L.S. Pedagogicheskaia psikhologiia (Pedagogical psychology). M.,: Pedagogika, 1996. 387 p.

10. Sukhomlinskii, V.A. Pavlyshskaia sredniaia shkola: obobshchenie opyta uchebno-vospitatel'noi raboty v sel'skoi srednei shkole (Pavlyshsky high school: synthesis of experience of teaching and educational work at a rural high school): nauchnoe izdanie. 2-oe izd. M., Prosveshchenie, 1979. 393 p., (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.