Научная статья на тему 'НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИХ УПРАВЛЕНИЮ'

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИХ УПРАВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВ / УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магницкий Никита Дмитриевич

В статье проводится анализ сущностных характеристик и методологических подходов к управлению неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований, основанные на воспроизводственной концепции финансов, которые позволяют сформулировать особенности неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований на всех стадиях общественного воспроизводства: стадии производства, распределения, потребления и стадии обмена. Предложен методологический подход к управлению неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований, основанный на выявленных особенностях неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований с учетом информации, сформированной в перечне источников доходов бюджетов публично-правовых образований системы «Единый портал бюджетной системы», и их формирования на всех стадиях общественного воспроизводства: производства, распределения, потребления и обмена, что позволяет реализовывать специфические модели управления неналоговыми доходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TAX REVENUES OF BUDGETS OF PUBLIC LEGAL ENTITIES: ESSENTIAL CHARACTERISTICS AND METHODOLOGICAL APPROACH TO THEIR MANAGEMENT

The article analyzes the essential characteristics and methodological approaches to the management of non-tax revenues of budgets of public legal entities, based on the reproductive concept of finance, which allow us to formulate the features of non-tax revenues of budgets of public legal entities at all stages of social reproduction. A methodological approach to the management of non-tax revenues of the budgets of public legal entities is proposed, based on the identified features of non-tax revenues of the budgets of public legal entities, taking into account the list of sources of revenues of the budgets of public legal entities and their formation in the process of reproduction, which allows implementing specific models of managing non-tax revenues.

Текст научной работы на тему «НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИХ УПРАВЛЕНИЮ»

Неналоговые доходы бюджетов публично-правовых образований: сущностные характеристики и методологический подход к их управлению

Магницкий Никита Дмитриевич,

аспирант Финансового факультета Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: magnitskiy.nikita@gmail.com

В статье проводится анализ сущностных характеристик и методологических подходов к управлению неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований, основанные на воспроизводственной концепции финансов, которые позволяют сформулировать особенности неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований на всех стадиях общественного воспроизводства: стадии производства, распределения, потребления и стадии обмена. Предложен методологический подход к управлению неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований, основанный на выявленных особенностях неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований с учетом информации, сформированной в перечне источников доходов бюджетов публично-правовых образований системы «Единый портал бюджетной системы», и их формирования на всех стадиях общественного воспроизводства: производства, распределения, потребления и обмена, что позволяет реализовывать специфические модели управления неналоговыми доходами.

Ключевые слова: неналоговые доходы, воспроизводственная концепция финансов, управление доходами.

а. в

см л

Наиболее актуальной проблемной современных исследований в области финансов является определение взаимосвязи между категориями денег и финансов, поскольку в научной литературе в настоящее время не сформировалось единого мнения о «финансово-денежных отношениях». Трудность единого понимания категории «финансов» заключается в том, они являются многоаспектной категорией, поскольку ее можно рассматривать в правовом аспекте, в политическом плане и, наконец, как экономическую категорию. С одной стороны, финансы нередко определяют как сумму денег, находящуюся в распоряжении у экономического субъекта. С другой стороны, в основе финансов лежат денежные отношения. Поэтому на современном этапе общественного развития сформировалось два целостных отечественных концепций основ финансов: воспроизводительная и распределительная, которые отождествляют друг друга.

При этом представляется целесообразным их рассматривать в рамках подхода о двух сторонах медали: с отнесением налоговых доходов к производственной концепции и отнесением неналоговых доходов к воспроизводственной, что, по мнению автора, обусловлено следующим:

во-первых, на стадии производства хозяйственные общества (индивидуальные предприниматели) предусматривают в цене товара (себестоимости) соответствующие финансовые ресурсы, необходимые для удовлетворения общественных потребностей;

во-вторых, на стадии распределения общественного воспроизводства производится в том числе выплата дивидендов по акциям, принадлежащим соответствующему публично-правовому образованию, либо прибыль, унитарным предприятием;

в-третьих, на стадии обмена государство и муниципальные образования, являясь участниками общественного воспроизводства, в том числе продает активы (например, квартиры) юридическим и физическим лицам;

в-четвертых, на стадии потребления государство и муниципальные образования оказывают услуги для юридических и физических лиц в целях удовлетворения их общественных потребностей (рисунок 1).

В соответствии с концепцией выделяются слуду-ющие источники финансовых ресурсов в разрезе по неналоговым доходам с учетом стадий общественного воспроизводства, которые классифицируются следующим образом.

Во-первых, доходы от внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Рис. 1. Соотношение стадии общественного воспроизводства с источниками финансовых ресурсов (доходов

бюджетов публично-правовых образований)

Источник: составлено автором

Во-вторых, национальные доходы, как пример, государство в рамках повышения ликвидности от управления собственности бюджетов публично-правовыми образованиями.

В-третьих, часть национального богатства в рамках неналоговых доходов отражается в таких доходах, как реализация основных средств, находящихся в оперативном управлении бюджетов публично-правовых образований, арендная плата и т.д. (рис. 2).

Таким образом, неналоговые доходы, как и налоговые доходы, имеют свои отличительные признаки, в частности:

- возмездный характер неналоговых платежей. Уплата доходов, имеющих неналоговый характер, связана с встречностью государства совершить какие-либо юридические и физические действия «компенсацию затрат». В данном случае публично-правовое образование выступает участником рыночных отношений и реализует в пользу плательщика неналоговых доходов товары, работы и услуги в виде выдачи разрешения, осуществления услуги, предоставления лицензии или возможности проезда и т.п. Примером указанной особенности может являться уплата автомобилистом сбора за проезд по платной дороге;

- нигилирование принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. С одной сторо-

ны, нецелевой признак неналоговых платежей находит свое выражение в нормах бюджетного законодательства. В соответствии с принципом общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, предусмотренного бюджетным за-конодательском, предусмотрено, что доходы не «связаны» с расходами бюджета публично-правового образования, в том числе источниками финансирования дефицита бюджета. Таким образом, неналоговые доходы, аккумулированные в бюджетах различного уровня, распределяются в соответствии с потребностями того или иного публично-правового образования, независимо от источника поступления средств. С другой стороны, существует широкий спектр целевых неналоговых платежей, которые увязаны с бюджетными ассигнованиями. Примером «связанных» доходов с расходами является платеж от АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», сумма которого в прогнозируемом периоде предлагается направить на возмещение вреда, причиненного водным объектам в результате происшествия экологической катастрофы;

льготы по неналоговым платежам (неналоговые расходы) - предоставление преференции отдельным категориям плательщикам неналоговых доходов в соответствии с законодатель-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

о. в

еч л

ством по уплате неналогового платежа, включая возможность не осуществлять плату, либо уплачивать их в меньшем размере. В отличие от нормы законодательства о налогах и сборах, которое предполагает, что налоговые льготы не могут носить индивидуального характера, льготы неналогового характера могут быть индивидуальными. Примером неналогового расхода может являться освобождение унитарного предприятия от уплаты части его прибыли в бюджет публично-правового образования и направления указанной прибыли на финансирование общественных потребностей (например, строительство транспортной инфраструктуры). Указанная особенность в том числе обуславливает научную новизну настоящей работы в том числе в части разработки теории неналоговых рисков с обоснованием динамического характера неналогового риска и способов его оценки, анализа и регулирования, а также предложений по внедрению инструментов риск-менеджмента в практическую деятельность органов публично-правовых образований;

денежная и/или имущественная форма уплаты. В отличие от налоговых платежей, которые, безусловно, уплачиваются исключительно в виде денежных средств, неналоговые платежи могут уплачиваться в виде имущества, активов и др. Примером уплаты неналогового платежа имущественного характера является выплата

дивидендов АО РЖД в пользу федеральный бюджет в виде имущества; индивидуальный характер. Неналоговые доходы, как и налоговые доходы, уплачивается конкретно определенным лицом. При этом, в отличие от налоговых платежей, в котором закрепление обязанности налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогового платежа учтено в налоговом законодательстве, обязанность уплаты неналогового платежа установлена в соответствующем нормативном правовом акте, определяющим правовое основание уплаты неналогового платежа;

добровольный и принудительный характер. Неналоговым платежам характерна определенная возмездность, в отличие от налоговых доходов, поскольку взимание неналоговых платежей обусловливается предоставлением юридическому или физическому лицу права на определенный вид деятельности, получение услуг со стороны публично-правового образования, пользование государственным (муниципальным) имуществом. Примером добровольного характера может являться оплата плательщиком услуг за предоставления информации, содержащейся в государственном адресном реестре. Принудительный характер неналогового платежа находит свое отражение при уплате штрафа, например, за нарушение правил дорожного движения);

Рис. 2. Соотношение источника финансовых ресурсов и вида неналогового платежа Источник: составлено автором

многообразие субъектов администрирования. Зарубежная и отечественная практика показывает, что если налоговые доходы подлежат администрированию налоговым ведомством, то неналоговые платежи подлежат администрированию исходя из источника правового регулирования;

теория «Черного лебедя». В отличие от налоговых доходов, изменение динамики поступлений которых связана в первую очередь с изменением налогового законодательства и/или макроэкономической ситуации, изменение динамики поступлений неналоговых платежей связана

в том числе с «разовыми» факторами, которые не входят в периметр прогнозирования. К числу не входящих в периметр прогнозирования доходов необходимо отнести добровольное перечисление финансовых ресурсов физическим и юридическим лицом в бюджеты публично-правовых образований, возникновение тран-закционных издержек;

- отсутствие возможности передачи доходов между публично-правовыми образованиями. В рамках налогового права конкретный вид налога может быть передан от одного публично-правового образование в другое. У неналоговых платежей отсутствует какая-либо функция распределения видов доходов между уровнями публично-правовых образований, при этом выделяется ряд доходов, которые специфичны в отношении к каждому уровню бюджета, однако природа их возникновения является одинаковой (доходы по остаткам средств на счетах бюджетов публично-правовых образований);

- возникновение дебиторской задолженности по неналоговым платежам. В рамках работы дебиторская задолженность по доходам рассматривается как актив, который может стать поступлением в доход бюджетов публично-правовых образований;

- наличие «транзитных» доходов. Бюджетным законодательством предусмотрено, что отдельные виды неналоговых платежей, в отличии от налоговых доходов, не учитываются в законах о бюджете соответствующего публично -правового образования и отражаются только в казначейских отчетах, в частности доходы от загранучреждений, что не свойственно налоговым платежам;

Литература

1. Багратуни, К.Ю. Экспресс анализ доходов федерального бюджета: резервы роста / К.Ю. Багратуни // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 4(141). - С. 226-232. - DOI 10.34925/Е1Р.2022.141.4.042.

2. Багратуни, К. Ю. К вопросу о выпадающих доходах бюджетов бюджетной системы / К.Ю. Багратуни // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 10(135). - С. 133-139. -DOI 10.34925/Е1Р.2021.135.10.023.

3. Ложечко, А.С. Управление доходами бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях экономической неопределённости: специальность 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ложечко Александр Сергеевич; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - Москва, 2017. - 205 с. - Библио-гр.: с. 101-164.

4. Мадунц К.А., Саушкина Д.А., Куцури Г.Н. Неналоговые доходы федерального бюджета, пути их роста // Международное научное объе-

динение экономистов «Консилум» (Женева). -2016. № 2. -с. 129-135.

5. Магницкий Н.Д. Теоретические основы понимания категории «Финансы» / Н.Д. Магницкий // Инновации и инвестиции. - 2020. № 7. -С. 31-33. - ISSN2307-180X.

6. Пансков В.Г. Современные проблемы теории и практики налогообложения: Монография. -М.: Центркаталог, 2023-264 с.

7. Тюрина, Ю.Г. Формирование и реализация социально ориентированной региональной политики: специальность 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Тюрина Юлия Габрашитовна; Ростовский государственный экономический университет. - Ростов-на-Дону, 2016. - 205 с. -Библиогр.: с. 101-164.

8. Министерство финансов Российской Федерации: официальный сайт. - Москва. - URL: https://roskazna.gov.ru (дата обращения: 23.03.2023). - Текст: электронный.

9. Федеральное казначейство: официальный сайт. - Москва. - URL: https://roskazna.gov.ru (дата обращения: 23.03.2023). - Текст: электронный.

10. СПС Консультант Плюс: официальный сайт. -Москва. - URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 23.03.2023). - Текст: электронный.

NON-TAX REVENUES OF BUDGETS OF PUBLIC LEGAL ENTITIES: ESSENTIAL CHARACTERISTICS AND METHODOLOGICAL APPROACH TO THEIR MANAGEMENT

Magnitskiy N.D.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article analyzes the essential characteristics and methodological approaches to the management of non-tax revenues of budgets of public legal entities, based on the reproductive concept of finance, which allow us to formulate the features of non-tax revenues of budgets of public legal entities at all stages of social reproduction. A methodological approach to the management of non-tax revenues of the budgets of public legal entities is proposed, based on the identified features of non-tax revenues of the budgets of public legal entities, taking into account the list of sources of revenues of the budgets of public legal entities and their formation in the process of reproduction, which allows implementing specific models of managing non-tax revenues.

Keywords: non-tax revenues, reproduction concept of finance, income management.

References

1. Bagratuni, K. Yu. Express analysis of federal budget revenues: growth reserves / K. Yu. Bagratuni // Economics and Entrepre-neurship. - 2022. - No. 4 (141). - S. 226-232. - DOI 10.34925/ EIP.2022.141.4.042.

2. Bagratuni, K. Yu. On the issue of falling incomes of the budgets of the budget system / K. Yu. Bagratuni // Economics and Entrepreneurship. - 2021. - No. 10(135). - S. 133-139. - DOI 10.34925/EIP.2021.135.10.023.

3. Lozhechko, A.S. Management of budget revenues of the constituent entities of the Russian Federation in conditions of economic uncertainty: specialty 08.00.10 «Finance, money circulation and credit»: dissertation for the degree of candidate of economic sciences / Lozhechko Alexander Sergeevich; Financial University under the Government of the Russian Federation. -Moscow, 2017. - 205 p. - Bibliography: p. 101-164.

C3

о

CO £

m Р СГ

CT1 А

IE

4. Madunts K.A., Saushkina D.A., Kutsuri G.N. Non-tax revenues of the federal budget, ways of their growth // International Scientific Association of Economists «Consilum» (Geneva). - 2016. No. 2. -p. 129-135.

5. Magnitsky N.D. Theoretical foundations for understanding the category «Finance» / N.D. Magnitsky // Innovations and investments. - 2020. No. 7. - P. 31-33. - ISSN2307-180X.

6. Panskov V.G. Modern problems of the theory and practice of taxation: Monograph. - M.: Tsentrkatalog, 2023-264 p.

7. Tyurina, Yu.G. Formation and implementation of a socially oriented regional policy: specialty 08.00.10 «Finance, money cir-

culation and credit»: thesis for the degree of Doctor of Economics / Tyurina Yuliya Gabrashitovna; Rostov State Economic University. - Rostov-on-Don, 2016. - 205 p. - Bibliography: p. 101164.

8. Ministry of Finance of the Russian Federation: official site. -Moscow. - URL: https://roskazna.gov.ru (date of access: 03/23/2023). - Text: electronic.

9. Federal Treasury: official site. - Moscow. - URL: https://roska-zna.gov.ru (date of access: 03/23/2023). - Text: electronic.

10. ATP Consultant Plus: official site. - Moscow. - URL: http://www. consultant.ru/. (date of access: 03/23/2023). - Text: electronic.

a.

e

CM

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.