Научная статья на тему 'Немецко-российское энергетическое сотрудничество: проблемы и перспективы'

Немецко-российское энергетическое сотрудничество: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
270
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / GERMANY / РОССИЯ / RUSSIA / ЭНЕРГЕТИКА / ENERGETICS / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИ / POLITICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кухтин М. М.

В статье рассматриваются различные аспекты немецко-российского энергетического сотрудничества. После прихода В. В. Путина к власти Россия приобрела статус энергетической сверхдержавы и подвергла резкой критике американскую модель миропорядка. В отношениях с Москвой Берлин должен придерживаться прагматичного подхода, свободного от идеологических догм. Энергетическая сфера Гзрмании остается уязвимой, а элита страны не всегда верно оценивает опасность современных глобальных вызовов. Только укрепление российско-немецкого сотрудничества позволит гарантировать бесперебойное снабжение немецкой экономики энергоносителями. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы украинский кризис 2013-2014 гг. не причинил ущерба политическим и деловым связям Кремля с западными партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMAN-RUSSIAN ENERGY COOPERATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The article deals with different aspects of German-Russian energy cooperation. After V. V. Putin came to power, Russia obtained energy superpower status and subjected the American world order model to sharp criticism. Berlin must adhere to a pragmatic approach free of ideological dogmas in its relations with Russia. The German energy sphere remains vulnerable, and the country’s elite does not always evaluate the danger of modern global challenges rightly. Only strengthening of German-Russian cooperation will allow guaranteeing uninterrupted energy supplies for the German economy. Every effort should be made to prevent the Ukrainian crisis of 2013-2014 from harming Kremlin’s political and business ties with its Western partners.

Текст научной работы на тему «Немецко-российское энергетическое сотрудничество: проблемы и перспективы»

Краткие выводы:

1 Существуют несколько подходов в научной и учебной литературе к определению таможенного тарифа. Они высказаны в различное время, разными учеными и, безусловно, имеют принципиально различный потенциал дальнейших исследований таможенно-тарифного регулирования импорта на единую таможенную территорию Таможенного союза.

2 Один из подходов определяет таможенный тариф (импортный) как свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых для обложения иностранных товаров, ввозимых на национальную или единую таможенную территорию Таможенного союза. Тариф - одноколонный. Облагаемые ввозными пошлинами товары классифицируются на основе или национальной, или конвенционной (единой) Товарной номенклатуры ВЭД.

3 Этот подход, как было сказано выше, является основой для разработки официального определения таможенного тарифа. Причем и таможенного тарифа Российской Федерации, и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС).

4 В официальных определениях отсутствует количественный критерий разграничения таможенного тарифа и любого свода ставок таможенных пошлин. Этот критерий - равенство количества ставок таможенных пошлин и количества подсубпозиций национальной или конвенционной Товарной номенклатуры ВЭД. Без этого любой свод (совокупность) ставок ввозных или вывозных таможенных пошлин может претендовать на статус одноколонного таможенного тарифа (?!).

5 С учетом данного критерия можно предложить более простые определения таможенного тарифа отдельной страны и даже Таможенного союза. Причем речь идет только об одноколонном таможенном тарифе. Определения, которые исключают их тождество с любым сводом ставок таможенных пошлин.

6 Национальный таможенный тариф - это система ставок ввозных (или вывозных) таможенных пошлин, количество которых равняется количеству подсубпо-зиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности данного государства (национальная ТН ВЭД).

7 Таможенный тариф Таможенного союза - это система ставок ввозных (или вывозных) таможенных пошлин, количество которых равняется количеству подсубпозиций Единой товарной номенклатуры ВЭД Таможенного союза (ЕТН ВЭД ТС).

8 Если это система ставок ввозных таможенных пошлин, то мы имеем дело с импортным таможенным тарифом. Если это система ставок вывозных таможенных пошлин, то это экспортный таможенный тариф отдельной страны или Таможенного союза в его подлинном научном смысле.

9 На базе указанных определений формируются исходные теоретические предпосылки для исследования многоколонности импортного таможенного тарифа Российской Федерации (ретроспективный анализ) [6, 109-126] и Единого таможенного тарифа Таможенного союза [10, 188-201]

Список литературы

1 Об авторской постановке проблемы см.: Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 марта 2008 г.). -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. -

С. 93-96.

2 Таможенный тариф: теоретические аспекты исследования // Вестник Курганского государственного универ-

ситета. Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - Вып.8. -№ 4(26). - С. 6-9.

3 Таможенный тариф Российской Федерации. - М. : ФГУП «РОСТЭК», 2006. - 568 с.

4 Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 19.08.2010 г.). - М.: ФТС России, 2010. - 571 с.

5 Единый таможенный тариф Таможенного союза (по состоянию на 01.01.2012 г.). - М.: ФТС России, 2012. - 576 с.

6 Салийчук В. Ф. Экономический рост: специфика и безопасность : монография. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. - 130 с.

7 Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом Евразийской экономической комиссии. Приложение 6 к Решению Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества № 18 от 27 ноября 2009 года «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // Консультант Плюс.

8 Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе» (по состоянию на 30 августа 2013 г.).

9 Перечень товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 55 от 16 июля 2012 года.

10 Россия в ВТО: год после вступления...: в двух частях /Рос. акад. наук. Урал. отд-ние [и др.]; под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина, М. В. Федорова. - М. : Экономика, 2014. - (Близкая и такая неразгаданная экономика; т.11.). - Ч.1. - 848 с.

УДК 327.8

М.М. Кухтин

Донецкий национальный университет

НЕМЕЦКО-РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты немецко-российского энергетического сотрудничества. После прихода В. В. Путина к власти Россия приобрела статус энергетической сверхдержавы и подвергла резкой критике американскую модель миропорядка. В отношениях с Москвой Берлин должен придерживаться прагматичного подхода, свободного от идеологических догм. Энергетическая сфера Гзрмании остается уязвимой, а элита страны

не всегда верно оценивает опасность современных глобальных вызовов. Только укрепление российско-немецкого сотрудничества позволит гарантировать бесперебойное снабжение немецкой экономики энергоносителями. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы украинский кризис 2013-2014 гг. не причинил ущерба политическим и деловым связям Кремля с западными партнерами.

Ключевые слова: Германия, Россия, энергетика, политический кризис.

M.M. Kukhtin Donetsk National University

GERMAN-RUSSIAN ENERGY COOPERATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Abstract. The article deals with different aspects of German-Russian energy cooperation. After V. V. Putin came to power, Russia obtained energy superpower status and subjected the American world order model to sharp criticism. Berlin must adhere to a pragmatic approach free of ideological dogmas in its relations with Russia. The German energy sphere remains vulnerable, and the country's elite does not always evaluate the danger of modern global challenges rightly. Only strengthening of German-Russian cooperation will allow guaranteeing uninterrupted energy supplies for the German economy. Every effort should be made to prevent the Ukrainian crisis of 2013-2014 from harming Kremlin's political and business ties with its Western partners.

Keywords: Germany, Russia, energetics, political crisis.

Сегодня Европа переживает трансформацию, которая по своему значению может сравниться с падением Железного занавеса. Континент стал ареной борьбы двух конкурирующих моделей мира - однопо-лярной и многополярной. Каждую из них поддерживают мощные политические группировки, готовые на многое ради достижения своих целей. Франция, Германия и Великобритания продолжают идти в фарватере американской внешней политики, хотя в последние годы их элиты проявляют растущее стремление к самостоятельности. Желая защитить свою сферу влияния от посягательств «единственной сверхдержавы», Россия взяла курс на сближение с государствами Азии и Латинской Америки. При этом экономика некоторых стран-членов ЕС и НАТО продолжает зависеть от поставок российской нефти и природного газа. Разным в культурном и политическом отношении странам предстоит искать компромиссы и вместе противостоять глобальным вызовам современности.

Статья посвящена немецко-российскому сотрудничеству в энергетической сфере. Данная тема представляется весьма актуальной, поскольку энергетическая безопасность Европы во многом зависит от решений, принимаемых в Москве и Берлине. Страны-транзитеры природного газа вступили в переходный период своей истории, и их выживание напрямую зависит от их способности сохранить свои позиции в мировой системе разделения труда.

Исследование основывается на работах немецких политологов А. Рара, З. Шмидта, Т. Егера и других, а также на материалах российских и западных СМИ. Его объектом являются немецко-российские отношения в сфере энергетики, а предметом - их трансформация после Кавказского кризиса августа 2008 г.

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 10

По мнению специалистов, превращение России в великую энергетическую державу было обусловлено двумя факторами. После терактов 11 сентября 2001 г мировые цены на энергоносители резко выросли. Исламский фундаментализм впервые заявил о себе как о глобальном явлении, и западные элиты посчитали, что энергетический альянс с Кремлем снизит зависимость Европы и США от нестабильного Ближнего Востока. В Брюсселе и Вашингтоне Россию стали рассматривать не как слабую, нуждающуюся в западной опеке страну а как равноправного стратегического партнера.

До начала 2000-х гг. российские полезные ископаемые в значительной степени контролировали олигархи, полностью игнорировавшие национальные интересы. Они всеми силами уходили от налогов и искали на Западе защиты от справедливых требований собственного правительства. После ареста М. Ходорковского российская олигархия потерпела сокрушительное поражение в борьбе со сторонниками государственного капитализма. Доходы от продажи энергоносителей стали использоваться для модернизации экономики России и для ее возвращения в первый эшелон мировой политики [8,1-10].

Рост российского влияния застал Запад врасплох. Его приспособление к новым реалиям было медленным и трудным. В начале нового тысячелетия Россия стала главным поставщиком энергоносителей в Германию. Это вызвало тревогу берлинских стратегов, ведь отношения между двумя странами никогда не были простыми.

Кроме того, энергетика как таковая обладает рядом специфических черт, способных порождать проблемы. Продавцы и покупатели энергоносителей обычно заключают долгосрочные договоренности, призванные обеспечить интересы обеих сторон. Однако мировой рынок данных товаров подвержен краткосрочным ценовым колебаниям, на которые трудно оперативно реагировать. Немецкая энергетическая политика должна обеспечивать надежность поставок и сохранение окружающей среды, а также гарантировать рентабельность отрасли [9, 641]. Успех в достижении трех названных целей в значительной мере зависит от факторов, которые не контролирует ни одно национальное правительство [9, 643].

Энергетическая политика Германии имеет два основных направления. С одной стороны, страна стремится развивать региональное и глобальное сотрудничество с поставщиками и транзитерами энергоносителей. С другой - она инвестирует все больше средств в разработку возобновляемых источников энергии. Так, планируют уменьшить зависимость немецкой экономики от импортных полезных ископаемых, а также снизить нагрузку на окружающую среду. Германия намеревается полностью отказаться от атомной энергии к 2020 г «Зеленая энергия» пока не играет в немецкой экономике ключевой роли: в 2010 г. ее доля на немецком рынке конечного потребителя составила всего 11% [2].

Вмешательство США, вызванное скорее геополитическими, чем экономическими соображениями, также осложняет энергетическую политику европейских стран. В эпоху «холодной войны» Вашингтон противился желанию Бонна заключить с СССР долгосрочный договор о поставках сибирского природного газа. Сейчас «единственная сверхдержава» надеется, что «сланцевая революция» покончит с зависимостью европейской экономики от решений Кремля. Несмотря на все усилия США, российско-немецкое энергетическое сотрудничество развивается бурными темпами, хотя его результа-

123

ты довольно неоднозначны. Так, строительство газопровода МогСБ^еат по дну Балтийского моря нанесло удар по странам-транзитерам природного газа [1; 5], при этом увеличив зависимость Берлина от Москвы [9, 645646]. Согласно прогнозам, потребление природного газа Объединенной Европой вырастет с 312 млрд куб. м в год в 2007 г до 512 млрд куб. м в год в 2030 г [6].

Немецкое правительство стремится обеспечить поставки российского природного газа в Европу в обход таких транзитных государств, как Украина, Белоруссия и Польша. Берлин извлек уроки из газовых конфликтов между Москвой и Киевом, не раз ставивших под угрозу выполнение российско-немецких договоренностей.

«Пакт Путина-Шредера», предусматривавший прокладку МогсЫгеат, был подписан в сентябре 2005 г., но в реализации проекта есть и немалая заслуга канцлера А. Меркель, пришедшей к власти несколькими неделями позже. Христианские демократы и социал-демократы почти одинаково понимают энергетическую безопасность Германии, поэтому связанные с ней проблемы можно изучать без учета разногласий между немецкими политическими партиями.

До 2008 г. экспертное сообщество оптимистично оценивало будущее российско-немецкого энергетического сотрудничества. Многие на Западе приветствовали избрание либерального Д. Медведева президентом РФ [8, 264-269]. Кавказский кризис августа 2008 г. вызвал временное отчуждение между Россией и Германией, которое было преодолено несколько лет спустя. Как украинский кризис 2014 г. повлияет на их отношения, покажет время.

Немецкое правительство сравнительно недавно начало заниматься вопросами энергетической безопасности. Растущий спрос Китая, Индии и других азиатских стран на энергоносители обратил на себя внимание немецких политиков только в 2004 г. Пока экспансия названных государств непосредственно не угрожала немецким интересам, ее почти не замечали. В 2003 г. энергетическая проблематика впервые нашла свое отражение в Европейской стратегии безопасности. Через год Великобритания разработала национальную энергетическую стратегию, в 2005 г. ее примеру последовали Нидерланды. Британский премьер-министр Т. Блэр одним из первых заговорил об энергетической безопасности ЕС как целого. Германия долгое время оставалась в стороне от данных инициатив. Только российско-украинский газовый конфликт января 2006 г. заставил Берлин пересмотреть свои взгляды [3, 354-357]. До тех пор немецкие политики не осознавали стратегической важности нефти и природного газа, считая, что поведение их поставщиков строго подчиняется законам рынка. Игнорируя существующие вызовы, Германия отдавала контроль над энергетикой на откуп частным компаниям. Считалось, что перебои с поставками энергоносителей могут быть легко и быстро компенсированы из других источников. Трансформация российской энергетической политики в начале нового тысячелетия заставила немцев отказаться от данных иллюзий в пользу более реалистичного подхода [3, 363]. Сегодня ученые все чаще говорят об отсутствии свободной конкуренции на мировых рынках энергоресурсов [4, 5], а также о необходимости государственного вмешательства в энергетику. Последствия китайской экономической экспансии также неоднократно попадали в поле зрения экспертов [7, 336-337].

Россия считает, что умелая энергетическая политика нередко делает для защиты ее интересов больше, чем силы ядерного сдерживания. Ее газо-

вые и нефтяные концерны укрепляют свои позиции в Европе, препятствуя симметричному проникновению европейцев на российский энергетический рынок [3, 364-365]. Упомянутые факты доказывают, что национальные стратегии энергетической безопасности уже не справляются с существующими вызовами. Только Объединенная Европа сможет достойно на них ответить [3, 370].

Американская исследовательница А. Стент помещает энергетическую политику России и ЕС в глобальный контекст и ищет истоки актуальных проблем в истории. По мнению многих американцев, «холодная война» закончилась полной победой США и их союзников, олицетворяющих абсолютное добро, над тоталитарным советским режимом. Соответственно, распад СССР в 1991 г - это радостное событие, ознаменовавшее начало новой эпохи. Теперь свобода и демократия победят во всем мире, а России придется навсегда смириться с ролью младшего партнера Запада. Русские же часто придерживаются диаметрально противоположной точки зрения на упомянутые события. Они оплакивают гибель великой державы, которую их народ десятилетиями строил и защищал от врагов.

Пока одна страна рассматривает национальное унижение другой как свой триумф, любое их сближение будет обречено на провал. Белый Дом так и не предложил Кремлю осмысленной роли в евроатлантической архитектуре безопасности. Американские эксперты ведут бурную дискуссию о принципах российской политики СшА. Некоторые считают, что Вашингтон должен привлекать Москву к решению практических проблем, избегая открытой критики российской авторитарной модели. По мнению других, США должны оказывать на Россию давление, чтобы заставить ее провести демократические реформы западного образца [10, 255-274].

Анализ А. Стент проливает свет на многие решения Кремля, который полностью осознает политическое значение подконтрольных ему энергоресурсов. В отношениях с восточным соседом Германия должна придерживаться взвешенного и прагматичного подхода. Не стоит переоценивать ущерб, нанесенный европейской системе коллективной безопасности Кавказским кризисом августа 2008 г. и украинским кризисом 2013-2014 гг Если немецкое правительство, поддавшись эмоциям и давлению США, разорвет те или иные связи с Россией, разрушительные последствия такого решения, возможно, будут сказываться даже спустя десятилетия.

Список литературы

1 Расширение морских границ Эстонии в Балтийском море затронет газопровод Россия-Германия. URL: http:// www.newsru.com/world/11apr2007/estonia.html

2 Energiesicherheit. URL: http://www.auswaertiges-amt.de/ DE/Aussenpolitik/GlobaleFragen/Energie/Energiesicherheit_node. html>. Stand: 22.07.2011.

3 Jäger T., Höse A, Oppermann K. Deutsche Außenpolitik. Sicherheit, Wohlfahrt, Institutionen und Normen. - Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2007. - 638 S.

4 Müller F. Energie-Außenpolitik. Anforderungen veränderter Weltmarktkonstellationen an die internationale Politik. - Berlin : Stiftung Wissenschaft und Politik, 2006. - 28 S.

5 Nord Stream ищет деньги. URL: http://www.rbcdaily. ru/2007/01/11/tek/262859

6 Nord Stream. Общая информация о проекте. URL:

http://www.nord-stream.com/fileadmin/Dokumente/1_PDF/3

Background_Infos/General_Background/Nord_Stream_White_ Paper_General_Background_rus.pdf

7 Nötzold A. Die Energiepolitik der EU und der VR China: Handlungsempfehlungen zur europäischen Versorgungssicherheit. - Wiesbaden : VS Verlag für

Sozialwissenschaften, 2011. - 395 S.

8 Rahr A. Russland gibt Gas: die Rückkehr einer Weltmacht/ A. Rahr. - München : Carl Hanser Verlag, 2008. - 280 S.

9 Schmidt S., Hellmann G., Wolf R. Handbuch zur deutschen Außenpolitik. - Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2007. - 968 S.

10 Stent A. The Limits of Partnership: U.S.-Russian Relations in the Twenty-First Century. - Princeton : Princeton University Press, 2014. - 384 P.

УДК 334.012.82(519.866)

Ф

\

/

А.С. Таранов, Н.А. Политикова Курганский государственный университет

КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПРОИЗВОДЯЩИХ СИСТЕМ РЕГИОНА

Аннотация. В статье изучаются теоретико-методологические принципы создания территориальных кластеров на принципах агломерационной экономии.

Ключевые слова: сопряженная ковариантность систем, синергетический эффект, самоорганизация субъектов экономической деятельности

A.S. Taranov, N.A. Politikova Kurgan State University

CLUSTER DEVELOPMENT OF THE REPRODUCING SYSTEMS IN THE REGION

Abstract. The article describes the theoretical and methodological principles of creating territorial clusters basing on the principles of agglomeration economy.

Keywords: conjugated covariance of systems, synergistic effect, self-organization of economic actors.

Введение

Кластер - результат самоорганизации субъектов экономической деятельности, объединенных в систему, в которой выполняется условие сопряженной ковариантности параметров и свойств между ними. Синергетический эффект, возникающий в кластере, дает хозяйствующим субъектам, объединенным в кластер, преимущество, именуемое агломерационной экономикой. Эффект агломерационной экономики формируется за счет:

- снижения трансакционных и производственных издержек вследствие экономии на масштабах и логистики;

- плотности экономических субъектов на конкретной территории, что повышает степень инновационно-сти производства (основным фактором которого является циркулирование идей и проявление коллективного разума);

- миграции распространения знаний;

- возникновения технологического партнерства, когда несколько взаимодействующих субъектов конструируют НИОКР, разработку технологий, которые затем реализуются на практике.

В основе образования любого кластера лежат устоявшиеся связи между субъектами, приобретающими при формировании кластера статус участников, что определяет теоретическую значимость вопросов формализации процессов, существования и развития принципов согласования решений и эффективного взаимодействия участников.

1 Институциональные предпосылки создания агрокластера

Условия социально-экономического развития в Российской Федерации характеризуются большим разнообразием основных факторов производства, обусловленные обширностью территории РФ, многообразием климатических зон, природно-ландшафтных, биолого-почвенных и геолого-минералогических характеристик территории. Характер социально-экономических потребностей также разнообразен в силу этнического, социально-культурного и ментально-психологического разнообразия населения, проживающего на различных территориях и в различных условия общественного бытия.

Формально-логический и исторический анализ эволюции воспроизводящих систем позволяет установить определенные закономерности цивилизационного процесса:

- степень благоприятности пространственно-географических и природно-климатических условий;

- объем информационного и творческого потенциала населения, определяющего границу научно-технического процесса;

- этно-генетические характеристики психотипов и архетипов мышления и поведения населения.

Комбинаторики указанных характеристик проявляются в многообразии цивилизационных характеристик разных типов общества и существующих в них воспроизводящих систем.

Очевидно, что указанная специфика природной и социальной среды предопределяет многообразие организационных форм функционирования воспроизводящих систем. В силу методологического и понятийного смещения в последнее время в организации производства используется понятие кластера как бизнес-субъекта, функционирующего в пределах определенных территорий. Этимологическая сущность кластеров заключается в том, что кластер - это сложная система, состоящая из сопряженно ковариантных подсистем.

Успешное применение кластера как формы корпоративной организации социально-экономической деятельности возможно при условии определения критериального разделения сложных систем и отличительных признаков кластера от предпринимательских сетей, таксономических объединений, а также различных корпоративных объединений и ассоциаций, широко распространенных в бизнесе.

Новые формы территориальной организации воспроизводящих систем объективно способствуют оптимизации использования факторов производства благодаря его привязке к территориальным особенностям

125

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.