Научная статья на тему 'НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА'

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПОТРЕБНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якушина О.И., Надреева Л.Л.

В данной статье описываются нематериальные методы стимулирования. Приводятся примеры применения нематериальных стимулов в зарубежных и отечественных организациях, а также рассматриваются показатели оценки эффективности применения нематериальных стимулов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА»

УДК 330

О.И. Якушина, Л.Л. Надреева

НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА

В данной статье описываются нематериальные методы стимулирования. Приводятся примеры применения нематериальных стимулов в зарубежных и отечественных организациях, а также рассматриваются показатели оценки эффективности применения нематериальных стимулов.

Ключевые слова: нематериальное стимулирование, производительность труда, потребности персонала.

Наверное, каждый согласится, что одним из важнейших ресурсов любой организации является персонал, поскольку именно люди отвечают за качество продукции и, в конечном счете, за то, будет ли она востребована на рынке и принесет ли прибыль. Поэтому на человеческий капитал необходимо делать ставку для повышения эффективности деятельности предприятия и сохранения его конкурентоспособности.

Основная цель управления персоналом организации - повышение эффективности работы сотрудников. Для достижения этой цели существует множество действующих инструментов: ввод должностных инструкций, внедрение автоматизированной системы учета рабочего времени, мотивация и стимулирование труда, обучение и развитие персонала. В данной статье речь пойдет о стимулировании сотрудников как о наиболее действенном способе повышения эффективности труда.

В качестве потенциальных нематериальных стимулов могут рассматриваться все имеющиеся в распоряжении субъекта управления моральные, нравственно-психологические, социальные и организационные ценности, которые являются адекватными социально-обусловленным потребностям личности. Смысл понятия «нематериальный стимул» объединяет в себе все, что, обязательно отразившись в чувствах человека и мысленных образах, в то же время реально затрагивает духовные, морально-нравственные, этические, эстетические потребности и интересы личности. Нематериальное в стимулировании базируется на знании психологических основ поведения человека в труде и понимании значимости трудовой деятельности в удовлетворении высших (социальных) потребностей человека. [1]

Трапицын С.Ю. в качестве форм нематериального поощрения работников предлагает:

1.Трудовое или организационное стимулирование - творческая работа, участие в управлении, творческие командировки.

2.Почетные звания и награды, публичные поощрения.

3.Задания, требующие определенных навыков и профессионализма.

4. Самостоятельность в решении некоторых вопросов.

5.Служебный автомобиль.

6. Дополнительные выходные дни, отпуска, гибкий график работы, сокращение рабочего

дня.

7.Обратная связь о результатах.

8.Служебный автомобиль. [2]

Прежде чем составлять мероприятия по стимулированию сотрудников, необходимо выяснить потребности людей посредством проведения анкетирования. Также целесообразно определить, какое положение занимает каждый сотрудник по отношению к организации. В результате исследования заключается, к какому из двух типов сотрудников относится каждый работник:

© Якушина О.И., Надреева Л.Л., 2015.

Вестник магистратуры. 2015. № 1(40). Том II

ISSN 2223-4047

1. Сотрудник-коллективист - член команды, его собственные интересы равны интересам компании в целом.

2. Сотрудник-индивидуалист - личные интересы не отождествлены интересам компании, нацелен, прежде всего, на материальную мотивацию. [3]

От того, к какому типу относится определенный сотрудник, будет зависеть, какой из методов стимулирования подходит именно для него как наиболее эффективный.

В России до недавнего времени было принято мотивировать персонал исключительно материальным способом. Но очевидно, что на сегодняшний день этого недостаточно, и многие крупные организации переходят на иные способы стимулирования, учитывая потребности своих сотрудников.

Так, компания «СКМ Групп» ежегодно организует трофи-рейды на автомобилях и русскую охоту для работников с показателями эффективности не менее 90% в течение года. В 2012-м году холдингом была учреждена премия «Персонал года» по 4 номинациям - «открытие года», «новатор года», «стабильность года» (сотрудник с показателями 100% на протяжении года), и «карьера года». Оценка номинантов производится руководителями компаний в составе холдинга, также начальниками подразделений. Награждаются победители ценными подарками и финансовыми премиями. [4]

Эффективное сочетание материального и морального стимулирования персонала предлагает компания ООО «Информационная служба «Красный телефон». В систему нематериального стимулирования организация включила: гибкий график работы, возможность подрабатывать в других организациях, предоставление персонального рабочего участка, предоставление возможности участия в важных встречах, право первого выбора (время отпуска или клиента, с которым работник предпочитает работать) для лучших сотрудников, проведение корпоративных спортивных мероприятий, публичная благодарность. [5]

Наиболее преуспели в применении нематериальных стимулов западные компании, для которых человеческий ресурс является главной ценностью. Своим сотрудникам практически все американские компании, помимо системы вознаграждений, предоставляют медицинское страхование за счет фирмы, программы повышения квалификации, корпоративные обеды и многое другое. Отечественные организации, стремящиеся к повышению конкурентоспособности, должны опираться на их успешный опыт.

Наиболее интересное и необычное стимулирование предлагает страховая компания DPmann, каждый сотрудник которой ежегодно получает возможность реализовать любую свою идею, если сумеет доказать, что это пойдет ему на пользу. Так, одному из подчиненных руководство оплатило учебу в театральном колледже (он признался, что это его детская мечта и ее реализация даст ему мощный стимул для работы). Еще один сотрудник этой компании осуществил свое желание подняться на вершину Килиманджаро.

В массачусетском подразделении компании Cognex есть должность директора по развлечениям, в обязанности которого входит придумывание развлечений для 275 сотрудников, многие из которых ежедневно проводят на работе по 12-15 часов.

Один из годовых отчетов этой компании был оформлен в желто-черных цветах, как издания «для чайников». А на традиционном празднике в честь утверждения отчета была устроена лотерея, где разыгрывались книги из этой серии. Еще одно мероприятие по случаю окончания года организовали по школьным мотивам: отчет сделали в виде книжки-раскраски, менеджеры приехали на школьном автобусе, а во время фуршета еду подавали в упаковках для школьных завтраков. Благодаря такой политике в компании Cognex текучесть кадров составляет 2,8%, в то время как у многих ее конкурентов - 11,5%. [6]

Однако не все методы, популярные в зарубежной практике, стоит применять в отечественных организациях в чистом виде. Необходимо учитывать специфику каждого отдельного предприятия и принимать во внимание потребности персонала.

Анализ эффективности стимулирования трудовых ресурсов показывает в какой мере затраты на материальное и моральное стимулирование работников оправданы, произошел ли прирост продукции, снизилась ли себестоимость.

Очевидно, что для разных отраслей и категорий работников показатели эффективности

стимулирования трудовых ресурсов будут различными. Например, на производстве сравниваются нормы выработки, в то время как для сотрудников бухгалтерии этот показатель неприемлем, поскольку бухгалтерия на предприятии выполняет не производственную, а обеспечивающую функцию.

Оценить эффективность системы нематериального стимулирования можно на основе: результатов проведения анонимного анкетирования всего персонала, фокус-группы, интервью с сотрудниками, показателей заинтересованности персонала в предлагаемых стимулирующих мероприятиях, коэффициента текучести кадров.

Как правило, при использовании нематериального стимулирования эффективность труда повышается на 5-12%, а текучесть снижается до минимума.

Таким образом, нематериальное стимулирование является важной составляющей повышения производительности труда, с помощью которой организация способна обеспечить высокую эффективность своей деятельности, повысить конкурентоспособность и поднять компанию на новый более высокий уровень.

Библиографический список

1.Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. - М.: «Инфра-М», - 523с

2.Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие / Под общ. ред. С.Ю. Тра-пицына. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. - 55 с.

3.Соколов М.А. Аналитическая модель комплексной оценки эффективности интеграционных трансформаций организаций за счет слияний и поглощений. Транспортное дело России. № 6. 2010. - 139143 с.

4.www.gd.m/artides/3484-primery-motivatsii-persomla/

5.www.gd.m/artides/3289-nematerialnaya-motrvatsiya-personala/

6.www.cfin.ru/management/people/motivation/inventive_motivation.shtml

ЯКУШИНА Ольга Игоревна - магистрант, КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева.

НАДРЕЕВА Людмила Львовна - профессор кафедры экономики и управления на предприятии, КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.