Научная статья на тему 'РОЛЬ СИСТЕМЫ 5S В ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА'

РОЛЬ СИСТЕМЫ 5S В ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СИСТЕМА 5S / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайруллин И.А.

Система 5S рассматривается с точки зрения улучшения эргономики рабочего места. Рассматриваются принципы эргономической организации рабочего места, отмечается роль эргономичного дизайна рабочих мест в обеспечении условий сохранения работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИСТЕМЫ 5S В ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА»

УДК 331.41

И.А. Хайруллин

РОЛЬ СИСТЕМЫ 5S В ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА

Система 5S рассматривается с точки зрения улучшения эргономики рабочего места. Рассматриваются принципы эргономической организации рабочего места, отмечается роль эргономичного дизайна рабочих мест в обеспечении условий сохранения работоспособности.

Ключевые слова: эргономика и организация рабочего места, Бережливое производство, система 5S, производительность труда, снижение потерь, производственные процессы, инновационная продукция, стимулирование труда.

Все больше компаний осознает, что производительность их персонала напрямую зависит от организации рабочих мест, а благоприятные условия труда - это не формальный жест, а залог конкурентоспособности компании. На многих предприятиях ведется работа по реорганизации рабочих мест, пересмотру стандартов уборки и сортировки, но самые передовые вместо «косметических процедур» берутся за создание современных высокоорганизованных рабочих мест, соответствующих требованиям эргономики и системы 5S - одного из инструментов Бережливого производства [1].

58 - это один из методов бережливого производства и система улучшения производственного процесса, основными целями которой являются снижение потерь, организация рабочего места и повышение производительности труда. Система 5S подразумевает организацию рабочего места и использование визуальных подсказок для достижения лучших результатов деятельности. Будучи частью культуры постоянного улучшения, система 5S обычно является первым бережливым методом, который применяют организации, чтобы облегчить внедрение других методов бережливого производства, оптимизирующих организацию рабочих процессов и технологические процессы.

Система включает в себя 5 компонентов: Сортировку (Сэири), Соблюдение порядка (Сэитон), Содержание в чистоте (Сэисо), Стандартизацию (Сэикэцу) и Совершенствование (Сицукэ). В совокупности они образуют методологию организации, упорядочения, развития и поддержания продуктивной производственной среды.

Компоненты системы 5S:

1. Сортировка: избавление от ненужных вещей и очистка рабочего места.

2.Соблюдение порядка: организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.

3. Содержание в чистоте: соблюдение рабочего места в чистоте и порядке.

4.Стандартизация: документированное оформление технологических операций, использование стандартных инструментов и внедрение и популяризация лучшего опыта.

5. Совершенствование: поддержание процесса улучшений, контроль за технологическими операциями и внедрение системы 5S в корпоративную культуру.

В ежедневной работе компании система 5S позволяет поддерживать организованность и прозрачность - важнейшие условия непрерывного и эффективного протекания производственного процесса. Успешное внедрение этого бережливого метода также улучшает условия работы и является мощным стимулом для рабочих к повышению производительности труда и снижению количества потерь, незапланированного простоя и незавершенного производства, Однако это не исключает необходимости грамотного использования методов материального и нематериального стимулирования персонала [2], [3].

Результатом успешного внедрения системы 5S является значительное сокращение материалов и пространства, необходимых для осуществления производственных процессов. Система подразумевает хранение инструментов и материалов в специальных, помеченных цветом, местах хранения, таких как корзины и ящики. Такие условия обеспечивают основание для успешного внедрения других методов бережливого производства: всеобщий уход за оборудованием, гибкое автоматизированное производство, производство точно в срок.

© Хайруллин И.А., 2015.

Научный руководитель: Надреева Людмила Львовна - кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на прежприятии, Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ.

Использование данной системы обеспечивает улучшение производственных показателей, а именно:

• Прозрачный технологический маршрут.

• Чистое рабочее место.

• Сокращение времени наладки оборудования.

• Сокращение продолжительности цикла.

• Увеличение рабочего пространства.

• Сокращение количества несчастных случаев.

• Сокращение потерь рабочего времени.

• Повышение надежности оборудования.

Необходимо также отметить, что применение современных методов организации производства, к числу которых относится Бережливое производство, в сочетании с кадровым обеспечением предприятий в форме проектно-ориентированных команд, позволит решить весь комплекс задач, связанных с разработкой, производством и продвижением на рынок инновационной продукции [4], [5].

Упрощено 58 можно представить как повышение эргономики рабочего места. Эргономика сформировалась как отдельная наука в 50-х годах и представляет собой высшую степень научной организации труда (от греч. е^оп- работа и n6mos - закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Эргономика изучает проблемы организации рабочих мест, указывая на психологическо-социальный фактор, выдвигая на первый план рабочего со своими требованиями и запросами к рабочему месту во время производственного процесса [6]. Эргономическая организация преследует цель обеспечить необходимые условия для организации производственного процесса на каждом рабочем месте таким образом, чтобы получить максимальную производительность труда, соблюдая принципы экономии движения и сокращая усталость рабочего, что обеспечивается внедрением системы 5S.

С целью адаптации человеческого фактора к его производственной деятельности при эргономическом проектировании рабочего места должны учитываться антропометрические размеры.

Далее выделим принципы эргономической организации рабочих мест [6]:

1. Экономия движения, что позволит рабочему не затрачивать дополнительные усилия, удаление во времени ощущения усталости и поддержания на удовлетворительном уровне работоспособности.

2.Одновременное осуществление деятельности по пассивному наблюдению за функционированием оборудования (процессов) и ручной деятельности.

3.Одновременное осуществление ручных процессов двумя руками.

4.Перемещения могут быть сокращены посредством правильного планирования рабочего места, соответствующее размещение оборудования позволит сократить расстояние для перемещения.

5.Использование гравитации.

Можно отметить, что ряд принципов соответствуют компонентам систем 5S.

В качестве удачного примера использования принципов эргономики можно рассмотреть эргономику рабочего места экипажа кабины самолета.

Кабина экипажа самолета представляет собой полностью организованное пространство, в котором должен быть обеспечен комфорт для пилотов с тем, чтобы исключить утомляемость, негативным образом влияющую на безопасность управления самолетом, и гарантировать доступ к многочисленным приборам и к многочисленным основным органам управления, размещенным в ограниченном пространстве. Если посмотреть статистику летных происшествий, которые приводят к катастрофическим последствиям, то становится ясно, почему необходимо уделять особое внимание эргономике рабочего места экипажа - кабине, так как только менее 10% от числа всех происшествий, происходят из-за отказов авиационной техники, остальной процент лежит на совести экипажа. Причем ошибки экипажа могут иметь как субъективные, так и объективные причины. Для того чтобы без затруднений визуально воспринимать показания приборов и иметь доступ к органам управления без риска совершения ошибок, экипаж, а самое главное, командир воздушного судна и второй пилот гражданского транспортного самолета, занимают во время полета и в процессе подготовки к нему точно определенные положения в кабине экипажа. Причем необходимо предоставить такое рабочее место, чтобы пилоты могли занимать комфортное положение на протяжении более или менее длительного времени.

Следует отметить, что температура, вентиляция и освещение должны быть, такими, чтобы каждый пилот не испытывал затруднений при осуществлении различных задач, при наблюдении за показаниями приборов и при воздействии на органы управления, и не испытывал дополнительной усталости в резуль-

тате не являющейся оптимальной регулировки этих различных параметров. В качестве примера можно рассмотреть кабину экипажа самолетов А310 и А300—600 («Аэробус индустрии»). Работа по совершенствованию рабочего места экипажа кабины самолета была сосредоточена на четырех направлениях: безотказность, снижение рабочей нагрузки, улучшение обзора, функциональный комфорт для экипажа. В интерьере кабины использованы декоративные панели, которые легко снимаются и обеспечивают доступ к оборудованию. Они защищают его от случайных ударов, предохраняют от пыли, закрывают острые углы. Потолочные панели оригинальной конструкции, расположенные возле верхнего пульта управления, выделяют его, разграничивают функциональные зоны. В кабине имеются разнообразные устройства, влияющие на качество условий обитания. Конструкция рам сдвигающихся боковых окон закрыта тонкими декоративными панелями, которые защищают экипаж от соприкосновения с холодными поверхностями. В то же время нижняя часть этих панелей служит своего рода подставками, расположенными под удобным углом по отношению к пилоту. Рельсы, по которым скользят сдвижные окна, закрыты специальной полоской из материала, предохраняющего их от скапливания грязи и попадания мелких предметов, что одновременно исключает заклинивание окон во время движения.

Таким образом, организация рабочих мест экипажа кабины самолета в основном соответствует требования системы 58.

К сожалению, не все кабины спроектированы удачно с точки зрения эргономики. В качестве примера, по нашему мнению, можно назвать кабины самолетов Ил-86, где подавляющее большинство моментов, связанных с эргономикой кабины, определяли, видимо, технологи. Потому что правило физиологической досягаемости органов управления в таких кабинах соблюдается далеко не всегда из-за неудачного расположения кресла пилота.

Именно напряжённая, неудобная, «неразгруженная» поза в кресле является одной из причин заболеваемости опорно-двигательного аппарата у пилотов. В частности, было выявлено, что на положение шеи влияет то, касаются ли бёдра всей задней поверхностью подушки кресла. Если кресло стоит правильно, если бедро лежит на подушке, когда ноги на педалях, шейный отдел разгружен. Есть целый ряд моментов, связанных с эргономикой, которые в отечественных кабинах не учитываются, а в тех же аэро-бусных учитываются.

Вместе с тем есть и удачные примеры использования принципов эргономики при организации рабочего места экипажа. Таким примером может послужить проектирование кабины самолета М-102 [7]. Для выполнения работ по эргономическому обеспечению на проектном этапе была разработана автоматизированная система эргономического проектирования кабины экипажа пассажирского самолета.

В системе использовались математическая модель компоновки кабины (цифровой макет) и звен-но-параметрическая модель летчика. По результатам эргономического проектирования определялась досягаемость рук до органов управления, оценивался внекабинный и внутрикабинный обзор, определялась досягаемость до педалей и потребное пространство для ног пилота.

Учитывая сложные обводы носовой части самолета, в которые вписываются приборные панели и их сложное пространственное положение, развертка приборных панелей традиционными чертежно-графическими методами являлось трудоемкой задачей. Разработанная и внедренная система эргономического проектирования позволяла получить развертку приборных панелей автоматически.

Опыт автоматизированной компоновки с обеспечением эргономических требований успешно использовался при проектировании в дальнейшем самолетов: М-101Т «Гжель», М-102 «Дуэт», М-500 и других, разрабатываемых на ЭМЗ им. В. М. Мясищева.

Таким образом, эргономичный дизайн рабочих мест играет решающую роль в сокращении потерь в процессе производства, объединяет в единое целое элементы рабочего места (средства труда, предметы труда и рабочую силу) с целью обеспечения условий, которые позволили бы исполнителю осуществлять качественную деятельность с минимальным расходом энергии и ощущением хорошего состояния организма. Исходя из аспектов эргономики, главным объектом внимания является работник. Поэтому необходимо предоставить ему комфортное рабочее место.

Библиографический список

1.Исмагилова А.И., Зверев А.В., Билалова Л.Р., Надреева Л.Л. Разработка рекомендаций по повышению эффективности производственного процесса с использованием инструментов бережливого производства. // Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности Международная научно-практическая конференция. Казань.2014. С. 593-595.

2.Якушина О.И., Надреева Л.Л. Нематериальное стимулирование персонала как фактор повышения эффективности труда. - Вестник магистратуры. 2015. № 1-2 (40). С. 15-17.

3.Сыченкова Е.В., Надреева Л.Л. КР1 как инструмент мотивации и стратегического управления. - Вестник магистратуры. 2015. № 1-2 (40). С. 44-46.

4.Надреева Л.Л., Мельничнов В.В., Мингалеева А.Г. О синергии репрофессионализации и полипрофессиональной проектной подготовки в организации кадрового обеспечения инновационного комплекса. - Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2013. Т. 2. № 2. С. 269.

5.Мингалеев Г.Ф., Надреева Л.Л., Баширова А.Г. О некоторых направлениях кадровой поддержки антикризисных инвестиционных проектов и стабилизации рынка труда Республики Татарстан. - Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 76-80.

6.Широков А.П. Основы эргономики: учеб. пособие / А. П. Широков - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. -

117 с.

7.Удалов К., Погодин В. М-102 Дуэт [Электронный ресурс] / К. Удалов, В. Погодин - Режим доступа: www.airwar.ru/enc/aliner/m102 .html.

ХАЙРУЛЛИН Илдар Алмасович - магистрант по направлению «Экономики и управления на предприятии», Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева -КАИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.