Научная статья на тему 'НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ ПОЛИТИКОВ НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ПУТИНА'

НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ ПОЛИТИКОВ НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ПУТИНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПИЧРАЙТЕР / ЖАРГОНИЗМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ КЛИШЕ / НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ / В.В. ПУТИН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кириллов Игорь Дмитриевич, Шершинев Кирилл Анатольевич

В статье предпринята попытка анализа позитивного эффекта использования нелитературных выражений на рейтинг В.В. Путина. Авторы рассматривают использование нелитературных выражений как политическую технологию, цель которой заключается в актуализации симпатий служащих и рабочего класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ ПОЛИТИКОВ НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ПУТИНА»

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Кириллов Игорь Дмитриевич,

студент группы ПТ-2 НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва;

Шершинев Кирилл Анатольевич, студент группы ПТ-2 НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Нелитературные выражения в публичных выступлениях политиков на примере Владимира Владимировича Путина

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа позитивного эффекта использования нелитературных выражений на рейтинг В.В. Путина. Авторы рассматривают использование нелитературных выражений как политическую технологию, цель которой заключается в актуализации симпатий служащих и рабочего класса.

Ключевые слова: спичрайтер, жаргонизмы, политические клише, нелитературные выражения, В.В. Путин.

Несомненно, наращивание и удержание одобрения электората - одна из важнейших функций политического деятеля. Для этого создается определенный образ политика, проводятся дорогостоящие кампании, но, конечно, не стоит забывать и о такой простой вещи, как публичная речь политического деятеля. Еще древнегреческий философ Сократ считал, что человека можно и нужно судить именно по тому, как он говорит. В этом плане основная масса избирателей неосознанно подражает мыслителю, электорат очень остро воспринимает речь политика, как в положительном, так и в отрицательном ключе.

Конечно, в России основными «выборщиками» является огромная прослойка служащих и рабочего класса, так как представители среднего класса в основной массе не заинтересованы участием в выборах, а истеблишмента в стране попросту меньше, чем двух самых широких прослоек [1]. Поэтому именно на рабочий класс и служащих должны быть нацелены политические технологии кандидатов, желающих набрать максимальное число голосов на выборах. Примером неправильного выбора главного электората для политического деятеля является Алексей Навальный в своей гонке за пост мэра Москвы. Навальный в предвыборной агитации сделал ставку именно на средний и креативный классы [2], вследствие чего набрал лишь 27% голосов

[3].

Таким образом, при написании спичрайтерами речей и выступлений политического деятеля, нужно ставить своей целевой аудиторией именно

рабочий класс и служащих. Нужно использовать максимально понятный язык, громкие лозунги, но при этом оставить кандидата в глазах электората интеллектуалом, который уверен в том, что говорит и точно знает, как управлять городом, областью, или государством. Близость к электорату и уверенность в себе - вот, что в первую очередь должен показать политик.

Чтобы удовлетворить сразу две этих цели, спичрайтеры зачастую вносят нелитературные выражения в речи политических деятелей, которым важен их рейтинг. Чаще всего во вполне официальное выступление (интервью, диалог и другие формы публичного выступления) кандидата незаметно вкрапляются просторечия, жаргонизмы, фразеологизмы и политические клише, которые с детства известны каждому избирателю, а потому кажутся им близкими и, в некоторой степени, родными. Умение обсуждать важные, насущные вопросы с применением нелитературных выражений, на подсознательном уровне заставляет электорат верить в силы и знания кандидата.

Спичрайтеры президента Российской Федерации Владимира Путина довольно часто используют этот прием. Путин множество раз прибегал к нелитературным выражениям, и зачастую это приносило ему серьезную прибавку к рейтингу. На нескольких примерах исследуем зависимость доверия электората к президенту на фоне его громких высказываний.

Далее использованы материалы «Всероссийского центра изучения общественного мнения» [4]. Результаты еженедельного измерения доверяя россиян политикам. Респондентам задавали вопрос «Все мы одним людям доверяем, другим - нет. А если говорить о политиках, кому Вы доверяете, а кому - не доверили бы решение важных государственных вопросов?».

14 февраля 2008 года на своей последней пресс-конференции в рамках второго президентского срока Путин произнес одну из самых известных своих фраз. Чтобы наиболее ярко обрисовать избирателям, как выглядела его жизнь во время президентства, глава государства прибегнул к сильно негативно окрашенному фразеологизму: «Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил» [5]. Эта фраза должна вызвать у электората сочувствие и заставить пожалеть об уходе президента, ведь не факт, что новый глава государства будет с такой же силой, как и Путин, управлять государством. За четыре дня до пресс-конференции (10.02.2008) рейтинг Путина составлял 56,3%. Через три дня после (17.02.2008) - вырос до рекордных на тот момент 62% [6]. Большего одобрения Путину не высказывали за оба срока его президентства.

15 декабря 2011 года в прямой эфир вышла программа «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», в которой тогда еще премьер-министр РФ отвечал на серию вопросов от журналистов и жителей страны. Во время нее Путин несколько раз прибегал к использованию нелитературных выражений. В частности, отвечая на вопрос об экономике, Путин призвал «не хомячить новые технологии», сообщил, что олигархов нужно «ставить в стойло». У сенатора США Джона Маккейна, по словам Путина, «съехала крыша». На вопрос россиянина об отношениях с Соединенными Штатами, Путин в экспрессивной

форме заметил, что США не хотят советоваться с союзниками по ситуации на Ближнем Востоке: «Кто-нибудь посоветовался с союзниками о том, что нужно делать в Афганистане? Хрена с два!» [7]. Эти заявления подкинули рейтинг доверия Путину сразу на 5%. За 4 дня до этого эфира (11.12.2011) тогда еще премьеру доверяли 37,4% респондентов, а уже через 3 дня после эфира (18.12.2011) Путину доверяли уже 42,8% россиян [8]. Выступление, которое приводит к такому сильному скачку рейтинга, вполне можно назвать «успешным». Не в последнюю очередь - из-за нелитературных выражений, использованных Путиным.

16 октября 2016 года во время общения с журналистами после саммита БРИКС, президента России спросили, может ли Россия снять с запада так называемые «контрсанкции». Ответ Путина был однозначным и надолго задержался в новостных лентах: «Фиг им!» [9]. 9 октября доверие президенту выразили 51,8% граждан РФ, а 16, на фоне, в том числе, новостей о столь неординарном ответе главы государства, его рейтинг возрос до 56,3% [10].

Как мы видим, публичные выступления в целом и яркие цитаты в частности напрямую влияют на рейтинги политического деятеля. Фразы Путина уже давно «ушли в народ», их воспринимают как часть российского фольклора. «Мочить террористов в сортире», «Сюда нужно смотреть и слушать, что я говорю!», «Страны Балтии от мертвого осла уши получат», «Надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место» и другие нелитературные выражения, произнесенные Путиным за 17 лет нахождения у самых «верхов» власти до сих пор создают ему рейтинг.

Таким образом, безусловно, стоит рассматривать использование нелитературных выражений как политическую технологию, нацеленную на рабочий класс и служащих, которые легко воспринимают информацию в таком виде и проникаются уважением к политику, в том числе, на основе использования им нелитературного языка. Такая маленькая хитрость на грани эпатажа позволяет политическим лидерам получать приличный прирост одобрения населения.

Список литературы:

1. 9 графиков: кто голосует за «Единую Россию», коммунистов и ЛДПР? // Republic. [2011—2016]. Дата обновления: 06.10.2011. URL: http://republic.ru/russia/sotsiodemograficheskoe_issledovanie_karty_vyborov-684349.xhtm

2. Программа кандидата в мэры Москвы Алексея Навального 2013 год // Navalny. [2013-2016]. Дата обновления: 07.07.2013. URL: https://navalny.ru/platform/Navalny_Program.pdf (дата обращения: 27.10.2016).

3. Итоги выборов в Москве: Собянин набирает 51,37%, Навальный — 27,24% // Ria. [2013-2016]. Дата обновления: 09.09.2013. URL: https://ria.ru/Moscow_elections_2013/20130909/961794264.html (дата обращения: 27.10.2016).

4. Доверие политикам // Wicom. [2000-2016]. Дата обновления: 06.11.2016.

URL: https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam/ (дата обращения: 10.11.2016).

5. Путин: "Я пахал как раб на галерах" // Утро. [2008-2016]. Дата обновления: 14.02.2008. URL: https://utro.ru/articles/2008/02/14/716423.shtml (дата обращения: 27.10.2016).

6. Рейтинг политиков // Wicom. [2000-2016]. Дата обновления: 06.11.2016. URL: https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam/ (дата обращения: 10.11.2016).

7. Путин: «Есть у США союзники в Европе? Хрена с два!» // Newsbalt. [20112016]. Дата обновления: 15.12.2011. URL: http://newsbalt.ru/news/2011/12/15/putin-est-u-ssha-soyuzniki-v-evrope-khr/ (дата обращения: 10.11.2016).

8. Популярность политиков // Wicom. [2000-2016]. Дата обновления: 06.11.2016. URL: https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam/ (дата обращения: 10.11.2016).

9. Путин о возможности отмены контрмер на санкции Запада: «Фиг им!» // Ria. [2016-2016]. Дата обновления: 16.10.2016. URL: https://ria.ru/economy/20161016/1479341588.html (дата обращения: 10.11.2016).

10. Индексы доверия политикам // Wicom. [2000-2016]. Дата обновления: 06.11.2016. URL: https://wciom.ru/news/ratings/doverie_politikam/ (дата обращения: 10.11.2016).

Мельник Александр Васильевич,

студент группы ЗР-3 НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Будущее современных языков - что нас ожидает через 100 лет?

Аннотация. В условиях современной глобализации языки имеют тенденцию объединяться и образовывать что-то новое, либо исчезать под воздействием других, более крупных языков. На сегодняшний день в мире стоит выделить несколько главенствующих языков: английский, китайский, испанский, арабский и русский. Но доминирующее положение, безусловно, занимает английский язык. В данной статье мы рассмотрим существующие теории о том, как будет выглядеть языковая картина мира через 100 лет: сумеет ли английский язык окончательно взять верх над всеми остальными языками, или в результате синтеза наиболее популярных языков образуется какой-то новый мировой язык.

Ключевые слова: язык, глобализация, средство общения, языковая картина мира, наука, культура, экономика, «глобиш».

Согласно последним исследованиям, в мире существует более семи тысяч языков [1]. Более половина из них находится на стадии исчезновения [2]. Как правило, это языки каких-либо племен и мелких народностей - большинство из них существуют только в устной форме, в результате чего со смертью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.