Научная статья на тему 'НЕЛИНЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» И ЗАВЕРШЕНИЕ ЕЕ ПЕРВОГО ЭТАПА'

НЕЛИНЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» И ЗАВЕРШЕНИЕ ЕЕ ПЕРВОГО ЭТАПА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инициатива «Один пояс / один путь» / исторический этап / эволюция / синусоида / «пятое поколение» руководителей / нелинейное развитие / инвестиции / “Belt and Road” initiative / historic period / evolution / sine curve / fifth generation of leaders / nonlinear development / investments

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернова Анна Федоровна

В статье проведено исследование закономерностей развития инициативы КНР «Один пояс, один путь». Показано, что характерный для периода 2015-2018 гг. существенный рост активности в реализации данной программы, в 2019-2000 гг. сменился ее спадом. В частности, в период пандемии существенно сократились как экспорт КНР в страны – участницы инициативы, так и импорт. При этом период с конца 2019 года до конца 2022 года были осложнены переговоры по самым различным программам, возникли дополнительные сложности с логистикой и т.д. На основании выявленных политико-экономических параметров и их изменений во времени показано, что данный процесс носит не линейный, а колебательный характер. Высказана гипотеза, предполагающая его повторяемость. Сделан вывод, о завершении первого этапа эволюции китайской концепции в 2019-2020 гг. Обоснована необходимость дальнейшего исследования развития инициативы «Один пояс, один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-LINEAR DEVELOPMENT OF THE "BELT& ROAD" INITIATIVE AND THE COMPLETION OF ITS FIRST STAGE

The article examines the patterns of development of "One Belt, One Road" Chinese initiative. It is shown that typical for the period 2015-2018. a significant increase in activity in the implementation of this program in 2019-2000. was replaced by its decline. In particular, during the pandemic, both Chinese exports to countries participating in the initiative and imports decreased significantly. At the same time, the period from the end of 2019 to the end of 2022 was complicated by negotiations on a variety of programs, additional difficulties arose with logistics, etc. Based on the identified political and economic parameters, as well as their transformations over time, the author shows that the process of “Belt and Road” development is not linear, but oscillatory. A hypothesis is put forward, suggesting its recurrence. It is concluded that the first stage of the evolution of the Chinese concept was completed in 2019-2020. The necessity for further research of the “One Belt, One Road” initiative development is substantiated.

Текст научной работы на тему «НЕЛИНЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» И ЗАВЕРШЕНИЕ ЕЕ ПЕРВОГО ЭТАПА»

18. Волонтеры азербайджанской диаспоры подготовили обращение в связи с кампанией #оставайсядома [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/32jG6Z (дата обращения: 21.07.2023).

References and Sources

1. Ismajlova S.A. Kratkaya istoriya zarozhdeniya volonterskoj deyatel'nosti // Vostochno-evropejskij nauchnyj zhurnal. - 2018. - №5(33). - S. 6567.

2. Mekhdieva Sh.N. Mezhdunarodnye volonterskie ob"edineniya // Humanitarni Balkanski izsledvaniya. - 2020. - T. 4. - N° 2 (8).

3. Ukaz Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki № 685 ot 13 iyulya 2012 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://clck.ru/32jDma (data obrashcheniya: 11.08.2023).

4. Chto takoe «ASAN xidmat»? [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.pravda.ru/world/1383549-asan/ (data obrashcheniya: 13.09.2023).

5. Organizaciya «Volontery ASAN» i Carlsberg Azerbaijan prodvigayut «Otvetstvennoe potreblenie i trezvoe vozhdenie» [Elektronnyj resurs]. -URL: https://clck.ru/32jEk (data obrashcheniya: 13.07.2022).

6. Startoval proekt «Kraj volonterov - Azerbajdzhan» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://1news.az/news/20150904015134105-Startoval-proekt-Krai-volonterov-Azerbaidzhan (data obrashcheniya: 13.08.2023).

7. Volontery DOST okazyvayut social'nye uslugi odinokim pozhilym lyudyam [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.trend.az/azerbaijan/society/3213678.html (data obrashcheniya: 11.07.2023).

8. Volunteering in DOST [Elektronnyj resurs]. - URL: https://dost.gov.az/en/page/career (data obrashcheniya: 13.090.2022).

9. Organizaciya «Volontery agrarnogo razvitiya» sobrala vokrug sebya svyshe 3 tys. molodyh lyudej [Elektronnyj resurs]. - URL: https://news.day.az/society/1239064.html (data obrashcheniya: 13.08.2022).

10. V regionah Azerbajdzhana startovali mobil'nye agrarnye uslugi [Elektronnyj resurs]. - URL: https://clck.ru/32ixkd (data obrashcheniya: 15.07.2022).

11. Nachalsya otbor kandidatov dlya uchastiya v 4-j programme «Transportnye volontery» Bakinskogo Transportnogo Agentstva [Elektronnyj resurs]. - URL: https://bna.az/ru/news/1432 (data obrashcheniya: 21.07.2023).

12. «Turizm Könüllübri» Taçkilati geniç ictimaiyyata taqdim edilib. - URL: https://clck.ru/32iz4x (data obrashcheniya: 13.07.2023).

13. V ramkah «Goda volonterov» v Ministerstve yusticii sostoyalas' vstrecha s molodezh'yu [Elektronnyj resurs]. - URL: https://clck.ru/32j7RJ (data obrashcheniya: 18.07.2023).

14. CAERK sluzhit effektivnosti reform dlya dialoga mezhdu gosudarstvom i chastnym sektorom [Elektronnyj resurs]. - URL: https://clck.ru/32j93Q (data obrashcheniya: 15.07.2023).

15. Ministerstvo inostrannyh del Azerbajdzhana uchredilo obshchestvennoe dvizhenie «Volontery diplomatii» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://clck.ru/32jFKa (data obrashcheniya: 13.07.2023).

16. eSAS. Sajt elektronnoj sistemy social'noj aktivnosti. - URL: http://www.esas.az/. (data obrashcheniya: 13.07.2023).

17. Grandioznaya akciya ot volonterov diaspory Azerbajdzhana [Elektronnyj resurs]. - URL: https://news.day.az/society/1174995.html (data obrashcheniya: 13.07.2023).

18. Volontery azerbajdzhanskoj diaspory podgotovili obrashchenie v svyazi s kampaniej #ostavajsyadoma [Elektronnyj resurs]. - URL: https://clck.ru/32jG6Z (data obrashcheniya: 21.07.2023).

ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА - доктор исторических наук, доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (gorlovanat@yandex.ru).

GORLOVA, NATALYA I. - Doctor of History, The Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation.

УДК 94(510).093:327«2013/2020» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-149-153

ЧЕРНОВА А.Ф.

НЕЛИНЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» И ЗАВЕРШЕНИЕ ЕЕ ПЕРВОГО ЭТАПА

Ключевые слова: инициатива «Один пояс, один путь», исторический этап, эволюция, синусоида, «пятое поколение» руководителей, нелинейное развитие, инвестиции.

В статье проведено исследование закономерностей развития инициативы КНР «Один пояс, один путь». Показано, что характерный для периода 2015-2018 гг. существенный рост активности в реализации данной программы, в 2019-2000 гг. сменился ее спадом. В частности, в период пандемии существенно сократились как экспорт КНР в страны - участницы инициативы, так и импорт. При этом период с конца 2019 года до конца 2022 года были осложнены переговоры по самым различным программам, возникли дополнительные сложности с логистикой и т.д. На основании выявленных политико-экономических параметров и их изменений во времени показано, что данный процесс носит не линейный, а колебательный характер. Высказана гипотеза, предполагающая его повторяемость. Сделан вывод, о завершении первого этапа эволюции китайской концепции в 2019-2020 гг. Обоснована необходимость дальнейшего исследования развития инициативы «Один пояс, один путь».

CHERNOVA, A.F.

NONLINEAR DEVELOPMENT OF THE "BELT& ROAD" INITIATIVE AND THE COMPLETION

OF ITS FIRST STAGE

Key words: "Belt and Road" initiative, historic period, evolution, sine curve, fifth generation of leaders, nonlinear development, investments.

The article examines the patterns of development of "One Belt, One Road" Chinese initiative. It is shown that typical for the period 2015-2018. a significant increase in activity in the implementation of this program in 2019-2000. was replaced by its decline. In particular, during the pandemic, both Chinese exports to countries participating in the initiative and imports decreased significantly. At the same time, the period from the end of 2019 to the end of 2022 was complicated by negotiations on a variety of programs, additional difficulties arose with logistics, etc. Based on the identified political and economic parameters, as well as their transformations over time, the author shows that the process of "Belt and Road" development is not linear, but oscillatory. A hypothesis is put forward, suggesting its recurrence. It is concluded that the first stage of the evolution of the Chinese concept was completed in 2019-2020. The necessity for further research of the "One Belt, One Road" initiative development is substantiated.

Несмотря на распространенность представлений о линейном развитии социально-политических систем, в частности, об их однонаправленном поступательном движении, в современной западной и российской исторической науке присутствуют и другие подходы. Среди них особое место занимают циклические и волновые модели [1, с. 19]. Первичным звеном и циклического, и волнового процесса являются колебания. Данные периодически изменяющиеся движения присущи многим явлениям природы, и носят универсальный характер. Присущи им закономерности, хорошо изученные в физике, имеют точное математическое описание и могут быть применены для изучения различных систем в других науках, в том числе и исторических.

В данной статье объектом исследования является инициатива КНР «Один пояс, один путь» (ОПОП) и исследована динамика ее развития. На основе имеющихся данных можно прийти к выводу, что она не носит линейный характер, не представляет собой простого увеличения объемов инвестиций, проектов и международных договоров.

Если попробовать представить эволюцию китайской концепции графически, связать ось абсцисс с календарным временем, а по оси ординат отложить значение какой-либо характерной для исторического развития величины, то функция изменения экономических и политических показателей будет напоминать колебательный процесс. Синусоида эвристична и удобна для описания, однако предполагает выделение лишь одного параметра [2, с.19]. Далеко не всегда имеется возможность учитывать большинство показателей развития исторического процесса. В данной статье мы остановимся на некоторых. Главной задачей исследования является фиксация общего тренда эволюции. Конфигурация синусоиды состоит из монотонно возрастающего и убывающего участка. У нее есть максимумы и минимумы значений. Эта смена регулярных подъемов и падений дает возможность описать длительный процесс развития китайской инициативы и определить ее период. Квадратичная функция (парабола) не пригодна для этих целей, так как не допускает повторяемости и цикличности эволюции исторического движения.

Рассмотрим в качестве примера один из ключевых параметров продвижения ОПОП - объем инвестиций и затрат КНР на реализацию инициативы. Воспользуемся для этого данными Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute), который сделал попытку отразить динамику китайских вложений в проекты концепции [3].

Таблица 1.

Инвестиции и затраты на строительство Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь»

Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Млрд долл. 30,77 116,55 123,8 104,85 114,49 122,48 108,64 63,58 72,58

Если наглядно представить получившуюся зависимость, то получится график, изображенный на рисунке 1.

о -

2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020 2021

Рис 1. Динамика инвестиций и затрат на строительство Китая в рамках проекта «Один пояс, один путь»

Идеальной синусоиды не получилось, но общую закономерность развития можно отследить. Возрастание наблюдается в период от 2013 до 2018 гг. 6 лет цифры держались на достаточно высоком уровне. При этом зафиксировано два локальных максимума - 2015 и 2018 гг. С 2019 г. начинается убывание функции. Таким образом, график фиксирует общую тенденцию развития инициативы ОПОП: подъем, устойчивая активность и ее спад. Флуктуации максимумов носят редкий характер и существенно не влияют на общий тренд эволюции. После 2021 г. начинается медленное увеличение значений функции.

Данные, представленные в отчете Центра зеленых финансов и развития Университета Фудань в Шанхае за 2022 год, подтверждают сделанные выводы [4]. Графики и диаграммы, показывающие динамику участия Китая в реализации ОПОП, выявляют нарастание в 2015-2018 гг. и спад активности в 2019-2000 гг. В результате, можно выдвинуть предположение о величине периода развития инициативы - 7 лет. Поведение функции в рассматриваемый период объясняется следующими факторами. Позитивную часть синусоиды связана с выдвижением концепции ОПОП как внешнеполитической доктрины и дальнейшем концептуальным расширением. Негативная - в основном, с эпидемией СО"УГО-19. Что касается торговли, то в период пандемии экспорт КНР в страны - участницы инициативы сократился на 4% по итогам первого полугодия 2020 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, импорт - на 13.5% [5, с. 47]. Согласно официальной китайской информации, порядка 20% всех проектов ОПОП, значительно пострадали от эпидемии, а 30-40% проектов в той или иной мере оказались подвержены ее влиянию [6]. Прямые иностранные инвестиции Китая в 2020 г. по сравнению со средним показателем за предыдущие пять лет в экономики стран - участниц «Пояса и пути» сократились на 62% [7].

В период с конца 2019 года до конца 2022 года были осложнены переговоры по программам, возникли дополнительные сложности с логистикой и т.д. Временной срыв экономики по всему миру нарушил глобальные цепочки поставок, что вызвало серьезные задержки в реализации инфраструктурных проектов ОПОП и увеличило затраты. События на Украине только усугубили эти проблемы, делая как минимум один сухопутный коридор менее востребованным на ближайшие годы.

Следует учитывать и тот фактор, что изменившаяся международная обстановка повлияла на отношение к «Поясу и пути» со стороны как присоединившихся к этой инициативе стран, так и не присоединившихся. Еще в 2018 году проведенное Гарвардским университетом исследование предупреждало о рисках «дипломатии долговой ловушки» со стороны Китая (использование страной-кредитором непогашенных долгов для стратегических целей), как это произошло в Шри-Ланке, которая из-за долгов отдала в аренду Пекину порт на 99 лет [8]. В данной связи заметим, что две трети развивающихся стран, получающие инвестиции в проекты «Пояса и пути», имеют высокий риск возникновения долговых проблем.

Изменения в отношении к ОПОП проанализировали исследователи из Института развивающихся экономик Банка Финляндии (BOFIT). Для анализа они использовали публикации в национальных и международных СМИ. Ученые рассчитали для всех стран показатель среднего отношения к «Поясу и пути». Он принимает значения в баллах от минус 10 (крайне негативное отношение) до 10 (крайне позитивное). Если в 2018 г. этот параметр достигал 1, то в 2020 г. - он упал и составлял чуть ниже минус 1. И даже в Центральной Азии, отличающейся позитивным настроем, со временем отношение к «Поясу и пути» ухудшалось: с 2017 по 2022 г. индекс снизился почти вдвое, с 3,08 до 1,72 [9]; с 2019 г. усилились протесты против экономического влияния Китая [10]. Причиной являются долговые кризисы, усиленными последствиями пандемии.

Таким образом, «Один пояс, один путь» обладает не только экономическим, но и политическим, институциональным, социальным измерениями. Все они равно важны для описания характера развития инициативы.

Для примера можно рассмотреть динамику увеличения стран-участниц инициативы. После активного периода роста в 2013-2018 годах, темпы присоединения новых государств резко замедлились, достигнув своего насыщения. Если на март 2019 г. было зафиксировано 125 присоединившихся стран и 29 международных организаций [11, с. 57], то на июль 2021 г. - 137 стран и 29 международными организаций [12, с.19].

Государственно-правовая активность «пятого поколения» руководителей во главе с Си Цзиньпином в продвижении «новой шелковой» концепции также имеет нарастающую, пиковую и

спадающую компоненты. Если учитывать основные моменты, которые являются опорными точками развития инициативы, поступательный процесс выглядит следующим образом:

2013 г. - выдвижение концепции;

2014 г. - создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Фонда Шёлкового

пути;

2015 г. - публикация программного документа «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века», который является теоретической базой концепции; включение реализации ОПОП в план 13-й пятилетки; подписание Соглашения о сопряжении Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути».

2017 г. - принятие документов: «План сотрудничества в экологической и природоохранной областях в рамках «Одного пояса, одного пути»», «Руководящие принципы финансирования развития «Одного пояса, одного пути»», «Инициатива совместного строительства «Одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая»; Проведение Первого международного форума ОПОП; начало разработки «Ледового Шелкового пути», опубликованием «Концепции сотрудничества на море в рамках инициативы «Один пояс, один путь»»; включение инициативы в текст Конституции Китая;

2018 г. - присоединение «Ледового Шелкового пути» к инициативе, издание «Белой книги

06 арктической политике Китая» и «Плана действий по унификации и объединению стандартов стран вдоль «Пояса и пути» (2018-2022 гг.)»;

2019 г. - проведение Второго международного форума «Один пояс, один путь».

Конечно, здесь представлен не полный перечень мероприятий. Работа правительства КНР

по реализации инициативы велась постоянно, но количественные показатели принятых документов и «знаковых» событий свидетельствуют о том, что пик активности приходится на 2015 и 2017 гг., что соответствует и экономическим показателям.

Комплексный учет характеристик (экономических, социальных, политических) позволяет автору избежать так называемого «искушения эмпиризмом», заключающегося в формальном выборе параметра и механическом соединении пиков и провалов, чтобы получить что-то напоминающее волну [13, с. 26].

Из всего вышесказанного можно прийти к заключению, что инициатива «Один пояс, один путь» развивалась нелинейно. До 2018 г. наращивались объемы инвестиций, вовлекалось все больше стран в проекты, расширялась теоретическая и практическая база концепции. Одновременно Китай столкнулся с целым рядом вызовов: торговая война с США и рост антикитайских настроений в мире в связи с долговыми обязательствами. Тем не менее благодаря усилиям правительства КНР ее удавалось продвигать вперед. В конце 2019 г. возник новый вызов - пандемия COVID-19. Ее негативное влияние на китайскую экономику вместе с необходимостью выделить дополнительные финансовые средства на борьбу с коронавирусом внутри страны значительно ограничили возможности Китая для предоставления кредитов партнерам по ОПОП. Усилились долговые кризисы, ухудшилось отношение к проводимой Китаем политики и, в частности, к инициативе «Один пояс, один путь». В результате произошел спад экономических и политических показателей реализации инициативы.

На временном отрезке 2013-2015 годов наблюдается закономерность «подъем - устойчивое развитие - спад», и далее опять подъем. Конечно, развитие инициативы на этом не закончилось. Пандемия предоставила возможности для продвижения тех направлений, которые были заявлены ранее, но не получили развития: Зеленого Шелкового пути, Здорового Шелкового пути, Интеллектуального Шелкового пути, Мирного Шелкового пути. Так, 14 мая 2019 г. на саммите «Один пояс, один путь» генеральный секретарь Си Цзиньпин объявил о создании Цифрового Шелкового пути 21 -го века, который должен стать лейтмотивом эпохи в реализации «Одного пояса, одного пути» с помощью современных мобильных технологий [6, с. 138]. Таким образом, инициатива продолжила развитие на других направлениях.

Главный вывод, который можно сделать из приведенных рассуждений: процесс развития инициативы ОПОП носит колебательный характер с выявленной длительностью первого периода

7 лет, который закончился в 2019-2020 гг. Как поведет себя дальше синусоида, можно только предполагать. Возможно, что гармонический процесс повторится. Для полного описания,

очевидно, требуется использование гораздо более сложных моделей, учитывающих сочетание действий многих элементов.

Литература и источники

1. Пантин В.И. Возможности циклически-волнового подхода к анализу политического развития // Полис. Политические исследования. - 2002. - № 4. - С. 19-25.

2. Ильин М. В. Большие и малые волны государственного строительства // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2012. -Т.8. - №4. // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/bolshie-i-malye-volny-gosudarstvennogo-stroitelstva (дата обращения: 09.12.2020).

3. China Global Investment Tracker // American Enterprise Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (дата обращения: 12.06.2023)

4. China Belt and Road Initiative (BRI) Investment Report 2022 // Green Finance & Development Center. [Электронный ресурс]. URL: https://greenfdc.org/green-belt-and-road-initiative-bri-lab/ (дата обращения: 12.06.2023)

5. Пыжиков Н., Гущин Е. Инициатива «Пояса и пути»: промежуточные итоги и вызовы в условиях пандемии // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - Т. 65. - № 3. - С. 42-51.

6. Belt and road projects can't be written off // The Star 27.06.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thestar.com.my/business/business-news/2020/06/27/belt-and-road-projects-cant-be-written-off (дата обращения: 22.02.2021).

7. «Один пояс, один путь»: трансформация в силовой инструмент // Эконс. [Электронный ресурс]. URL: https://econs.online/ (дата обращения: 12.06.2023)

8. Sam Parker, Gabrielle Chefitz. Debtbook Diplomacy // Belfer Center for Science and International Affairs, Harvard Kennedy School. [Электронный ресурс]. URL: https://www.belfercenter.org/publication/debtbook-diplomacy (дата обращения: 22.02.2020)

9. Alicia García-Herrero, Robin Schindowski. Global trends in countries' perceptions of the Belt and Road Initiative // BOFIT Policy Brief. - 2023. - No. 10. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.bof.fi/bitstream/handle/10024/52765/bpb1023.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 12.06.2023)

10. Aruuke Uran Kyzy. Why Is Anti-Chinese Sentiment on the Rise in Central Asia? // The Diplomat. 2019. 08 октября [Электронный ресурс]. URL: https://thediplomat.com/2019/10/why-is-anti-chinese-sentiment-on-the-rise-in-central-asia (дата обращения: 09.12.2021)

11. Хейфец Б.А., Степанов Н.С. Инициатива «Пояс и Путь 2.0» и Россия // Проблемы Дальнего Востока. - 2019. - № 6. - С. 55-70.

12. О китайской инициативе «Один пояс, один путь» // Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/tv/?id=1767163&lang=ru

13. Лапкин В.В. Циклы, ритмы, волны: проблемы моделирования политического развития// Полис. Политические исследования. - 2002. - № 4. - С. 26-29.

14. Забелла А.А., Канунников Е.В., Каткова Е.Ю. Экономический пояс Шелкового пути: этапы развития, основные проблемы, перспективы // Международные отношения. - 2019. - № 2. - С. 134-146.

References and Sources

1. Pantin V.I. Vozmozhnosti ciklicheski-volnovogo podhoda k analizu politicheskogo razvitiya // Polis. Politicheskie issledovaniya. - 2002. - № 4. - S. 19-25.

2. Il'in M. V. Bol'shie i malye volny gosudarstvennogo stroitel'stva // Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. - 2012. - T.8. - №4. / [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-i-malye-volny-gosudarstvennogo-stroitelstva (data obrashcheniya: 09.12.2020).

3. China Global Investment Tracker // American Enterprise Institute. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (data obrashcheniya: 12.06.2023)

4. China Belt and Road Initiative (BRI) Investment Report 2022 // Green Finance & Development Center. [Elektronnyj resurs]. URL: https://greenfdc.org/green-belt-and-road-initiative-bri-lab/ (data obrashcheniya: 12.06.2023)

5. Pyzhikov N., Gushchin E. Iniciativa «Poyasa i puti»: promezhutochnye itogi i vyzovy v usloviyah pandemii // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. - 2021. - T. 65. - № 3. - S. 42-51.

6. Belt and road projects can\'t be written off // The Star 27.06.2020. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.thestar.com.my/business/business-news/2020/06/27/belt-and-road-projects-cant-be-written-off (data obrashcheniya: 22.02.2021).

7. «Odin poyas, odin put'»: transformaciya v silovoj instrument // Ekons. [Elektronnyj resurs]. URL: https://econs.online/ (data obrashcheniya: 12.06.2023)

8. Sam Parker, Gabrielle Chefitz. Debtbook Diplomacy // Belfer Center for Science and International Affairs, Harvard Kennedy School. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.belfercenter.org/publication/debtbook-diplomacy (data obrashcheniya: 22.02.2020)

9. Alicia García-Herrero and Robin Schindowski. Global trends in countries' perceptions of the Belt and Road Initiative // BOFIT Policy Brief. - 2023. - No. 10. [Elektronnyj resurs]. URL: https://publications.bof.fi/bitstream/handle/10024/52765/bpb1023.pdf?sequence=1&isAllowed=y (data obrashcheniya: 12.06.2023)

10. Aruuke Uran Kyzy. Why Is Anti-Chinese Sentiment on the Rise in Central Asia? // The Diplomat. 2019. 08 oktyabrya [Elektronnyj resurs]. URL: https://thediplomat.com/2019/10/why-is-anti-chinese-sentiment-on-the-rise-in-central-asia (data obrashcheniya: 09.12.2021)

11. Hejfec B.A., Stepanov N.S. Iniciativa «Poyas i Put' 2.0» i Rossiya // Problemy Dal'nego Vostoka. - 2019. - № 6. - S. 55-70.

12. O kitajskoj iniciative «Odin poyas, odin put'» // Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.mid.ru/tv/?id=1767163&lang=ru

13. Lapkin V.V. Cikly, ritmy, volny: problemy modelirovaniya politicheskogo razvitiya// Polis. Politicheskie issledovaniya. - 2002. - № 4. - S. 26-29.

14. Zabella A.A., Kanunnikov E.V., Katkova E.Yu. Ekonomicheskij poyas Shelkovogo puti: etapy razvitiya, osnovnye problemy, perspektivy // Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2019. - № 2. - S. 134-146.

ЧЕРНОВА АННА ФЕДОРОВНА - третий секретарь Представительства МИД России, преподаватель китайского языка Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (chrvann@mail.ru).

CHERNOVA, ANNA F. - Third Secretary of the Representation of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, teacher of Chinese Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky (chrvann@mail.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.