Научная статья на тему 'НЕКРАСОВСКИЙ ДИСКУРС СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА'

НЕКРАСОВСКИЙ ДИСКУРС СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
260
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. А. НЕКРАСОВ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ДИСКУРС / ГИПЕРТЕКСТ / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / N. A. NEKRASOV / INTERNET SPACE / DISCOURSE / HYPERTEXT / MYTHOLOGIZATION / MODERN CULTURE / COMMUNICATION / MEDIA TECHNOLOGIES / CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерохина Татьяна Иосифовна

В современной культуре особое место занимает интернет-пространство, которое является пространством получения информации, коммуникации, конструирования виртуальной реальности и самореализации личности. Интернет-пространство обладает полифункциональностью и составляет часть медиакультуры, в контексте которой актуализируются представления о творческой личности, художественном творчестве, культурной памяти. Особенно активно развивается процесс репрезентации творческой личности в интернет-пространстве в связи с юбилейными событиями, датами, формирующими информационный повод. Накануне 200-летнего юбилея русского поэта Н. А. Некрасова автор статьи обращается к осмыслению некрасовского дискурса современного интернет-пространства. Целью исследования стал анализ некрасовского дискурса в аспекте его репрезентации, специфики и функций. В ходе исследования рассмотрены варианты и способы репрезентации творчества поэта в Интернете: проанализированы специальные проекты, посвященные жизни и творчеству Н. А. Некрасова. Обозначена тенденция к репрезентации в Интернете биографических сведений о Н. А. Некрасове, которые трансформируют или разрушают стереотипные представления о нем, полученные в процессе школьного образования. Особое внимание уделено медиатехнологиям мифологизации личности и творчества Н. А. Некрасова, которые связаны с созданием новых мифов о поэте как культурном герое, приобретающем трикстерное начало; обозначена мифологизация некрасовского хронотопа. Автор обращает внимание на специфику некрасовского дискурса, которая связана с созданием гипертекста в интернет-пространствае. В статье рассмотрены принципы гипертекстуального построения некрасовского дискурса, отмечена его нелинейность, актуализация творческой активности адресанта и адресата, особенности моделирования некрасовского текста в пространстве Интернета. Автор обозначил основные функции некрасовского дискурса, обладающие информационным и символическим значением, отметил его позитивные и негативные коннотации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEKRASOV'S DISCOURSE OF THE MODERN INTERNET SPACE

In modern culture, a special place is occupied by the Internet space, which is a space for obtaining information, communication, constructing virtual reality and self-realization of the individual. The Internet space has a multi-functional nature and is part of the media culture, in the context of which ideas about the creative personality, artistic creativity, and cultural memory are updated. The process of representation of a creative personality in the Internet space is especially actively developing during anniversary events and dates that form an informational occasion. On the eve of the 200th anniversary of Russian poet N. A. Nekrasov, the author of the article turned to understanding the Nekrasov discourse of the modern Internet space. The aim of the research is to analyze the Nekrasov discourse in terms of its representation, specificity, and functions. In the course of the study, the author considered options and ways to represent the poet's work on the Internet: special projects dedicated to the life and work of N. A. Nekrasov were analyzed. There is a tendency to represent biographical information about N. A. Nekrasov on the Internet, which transforms or destroys the stereotypical ideas about the poet received in the course of school education. Special attention is paid to the media technologies of the mythologization of the personality and creativity of N. A. Nekrasov, which are associated with the creation of new myths about the poet as a cultural hero who acquires a trickster beginning, and the mythologization of the Nekrasov chronotope is indicated. The author draws attention to the specifics of the Nekrasov discourse, which is associated with the creation of hypertext in the Internet space. The article considers the principles of hypertextual construction of the Nekrasov discourse, notes its non-linearity, actualization of the creative activity of the addresser and addressee, and features of modeling the Nekrasov text in the Internet space. The author outlined the main functions of the Nekrasov discourse that have informational and symbolic meaning, and noted its positive and negative connotations.

Текст научной работы на тему «НЕКРАСОВСКИЙ ДИСКУРС СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ_

УДК 008 (1-6)

Т. И. Ерохина https://orcid.org/0000-0002-8328-2546

Некрасовский дискурс современного интернет-пространства

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 20-012-00272 «Н. А. Некрасов: pro et contra. Личность, деятельность, творческое наследие Некрасова в оценках отечественных мыслителей и исследователей»

Для цитирования: Ерохина Т. И. Некрасовский дискурс современного интернет-пространства // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 157-164. DOI 10.20323/1813-145X-2020-6-117-157-164

В современной культуре особое место занимает интернет-пространство, которое является пространством получения информации, коммуникации, конструирования виртуальной реальности и самореализации личности. Интернет-пространство обладает полифункциональностью и составляет часть медиакультуры, в контексте которой актуализируются представления о творческой личности, художественном творчестве, культурной памяти. Особенно активно развивается процесс репрезентации творческой личности в интернет-пространстве в связи с юбилейными событиями, датами, формирующими информационный повод. Накануне 200-летнего юбилея русского поэта Н. А. Некрасова автор статьи обращается к осмыслению некрасовского дискурса современного интернет-пространства.

Целью исследования стал анализ некрасовского дискурса в аспекте его репрезентации, специфики и функций. В ходе исследования рассмотрены варианты и способы репрезентации творчества поэта в Интернете: проанализированы специальные проекты, посвященные жизни и творчеству Н. А. Некрасова. Обозначена тенденция к репрезентации в Интернете биографических сведений о Н. А. Некрасове, которые трансформируют или разрушают стереотипные представления о нем, полученные в процессе школьного образования. Особое внимание уделено медиатехнологиям мифологизации личности и творчества Н. А. Некрасова, которые связаны с созданием новых мифов о поэте как культурном герое, приобретающем трикстерное начало; обозначена мифологизация некрасовского хронотопа. Автор обращает внимание на специфику некрасовского дискурса, которая связана с созданием гипертекста в интернет-пространствае. В статье рассмотрены принципы гипертекстуального построения некрасовского дискурса, отмечена его нелинейность, актуализация творческой активности адресанта и адресата, особенности моделирования некрасовского текста в пространстве Интернета. Автор обозначил основные функции некрасовского дискурса, обладающие информационным и символическим значением, отметил его позитивные и негативные коннотации.

Ключевые слова: Н. А. Некрасов, интернет-пространство, дискурс, гипертекст, мифологизация, современная культура, коммуникация, медиатехнологии, творческая личность.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF CULTURAL PROCESSES

T. I. Erokhina

Nekrasov's discourse of the modern Internet space

In modern culture, a special place is occupied by the Internet space, which is a space for obtaining information, communication, constructing virtual reality and self-realization of the individual. The Internet space has a multifunctional nature and is part of the media culture, in the context of which ideas about the creative personality, artistic creativity, and cultural memory are updated. The process of representation of a creative personality in the Internet space is especially actively developing during anniversary events and dates that form an informational occasion. On the eve of

© Ерохина Т. И., 2020

the 200th anniversary of Russian poet N. A. Nekrasov, the author of the article turned to understanding the Nekrasov discourse of the modern Internet space. The aim of the research is to analyze the Nekrasov discourse in terms of its representation, specificity, and functions. In the course of the study, the author considered options and ways to represent the poet's work on the Internet: special projects dedicated to the life and work of N. A. Nekrasov were analyzed. There is a tendency to represent biographical information about N. A. Nekrasov on the Internet, which transforms or destroys the stereotypical ideas about the poet received in the course of school education. Special attention is paid to the media technologies of the mythologization of the personality and creativity of N. A. Nekrasov, which are associated with the creation of new myths about the poet as a cultural hero who acquires a trickster beginning, and the mythologization of the Nekrasov chronotope is indicated. The author draws attention to the specifics of the Nekrasov discourse, which is associated with the creation of hypertext in the Internet space. The article considers the principles of hypertextual construction of the Nekrasov discourse, notes its non-linearity, actualization of the creative activity of the addresser and addressee, and features of modeling the Nekrasov text in the Internet space. The author outlined the main functions of the Ne-krasov discourse that have informational and symbolic meaning, and noted its positive and negative connotations.

Keyword: N. A. Nekrasov, Internet space, discourse, hypertext, mythologization, modern culture, communication, media technologies, creative personality.

Введение

Современная культура получила множество символических определений, характеризующих ее специфику и состояние. Среди этих определений особое место занимает понятие «медийная культура», которое акцентирует внимание на роли медиа как «внешних расширениях человека», «информационном взрыве» [Маклюэн, 2003], беспредельности, избыточности и хаотичности культуры. Культура становится открытой, незамкнутой системой, объединяющей различные источники и средства распространения информации: печатные, аудиальные, визуальные и экранные. При этом отличительной чертой медиакультуры становится не только совокупность указанных выше средств (культур), но и производство, эстетизация и трансляция культурных кодов [Кириллова, 2005]. Медиакультура расширяет коммуникативный процесс, в том числе за счет объединения всех видов аудиовизуальных искусств и гипертрофиро-ванности аудиовизуальной информации.

В контексте медиакультуры интернет-пространство занимает особое место. В современной культуре общение человека происходит посредством электронной коммуникации, которая включает в себя участников коммуникации, компьютер и Интернет. Не обращаясь в рамках данного исследования к осмыслению интернет-дискурса современной коммуникации, который имеет свои особенности (например, анонимность, ненормативность, произвольность, раскрепощенность и др. [Виноградова, 2004]), обратим внимание на то, что в современной культуре Интернет становится доминирующим пространством общения. Не случайно М. Кастельс называет его (Интернет) новой Галактикой, отмечая, что «Интернет - это коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими в любой момент времени и в глобальном масштабе» [Кастельс, 2004, с. 15].

Развитие современных коммуникационных средств подтверждает, что интернет-пространство (как и медиакультура в целом) становится условием реализации теории «диалога культур» (М. Бахтин, Ю. Лотман, В. Библер).

Специфика коммуникации в интернет-пространстве обусловлена также полифункциональностью. Вместе с тем среди функций, реализуемых медиакультурой, базовой функцией интернет-пространства традиционно считается информационная функция, которая в современной культуре связана с получением образования. Происходит своего рода смещение представлений об образовании, на которое обратил внимание Ф. Лиотар, используя термин «перформативность информации» [Lyotard, 1984]: меняется принцип получения знаний, поскольку современное конкурентоспособное образование предполагает не усвоение определенного объема информации, а поиск нужной информации и ее обработку. Поэтому Ф. Лиотар отмечает, что образование становится непрерывным процессом, при котором информация аккумулируется, анализируется и создается тогда, когда это становится необходимым в целях ее практического использования [Lyotard, 1984]. Таким образом, информация в контексте современной культуры приобретает коммуникативный аспект и постмодернистский дискурс, представленный в работах Ю. Кристевой, которая ввела в семиотическое знание понятия «гипертекст», «интертекст» - базовые для постмодернистской эстетики [Кристева, 2004].

Именно поэтому, обращаясь к осмыслению интернет-пространства, мы акцентируем внимание на одном из его аспектов, связанных с образовательными (информационными) и просветительскими проектами и артефактами. Предметом нашего изучения стал некрасовский дискурс современного интернет-пространства. Выбор предмета исследования обусловлен статусом поэта-

классика в русской культуре (стихотворения и поэмы Н. А. Некрасова изучаются практически в каждом классе среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы), а также медийным вниманием к юбилейному событию (200-летие со дня рождения Н. А. Некрасова в 2021 г.). Целью исследования станет выявление способов и особенностей репрезентации и бытования личности и творчества поэта в интернет-пространстве.

Методология исследования

Методология исследования базируется на семиотическом подходе к современной культуре, который представлен в исследованиях Р. Барта, М. Бахтина, М. Библера, Ж. Б. Бодрийяра, Л. В. Выготского, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Ю. М. Лотмана, Ю. Кристевой, Ю. Тынянова, У. Эко и др. Предложенные ими методы применимы в том числе к осмыслению современного интернет-пространства.

В рамках исследования были востребованы подходы к осмыслению современной медиакуль-туры и ее воздействия на общество: Р. Арнхейм, А. Базен, Д. Белл, С. Жижек, М. Кастельс, Н. Кириллова, Ф. Лиотар, М. Маклюэн, Г. Маркузе, К. Разлогов, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Тоффлер и др.

В работе были также актуализированы теоретико-методологические подходы к изучению социального мифотворчества, массовой культуры и массового сознания: Т. Адорно, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Е. Ермолин, Т. Злотникова, Э. Кассирер, Г. Кнабе, А. Моль, Г. Почепцов и др. Кроме того, мы опирались на методологию Вл. Новикова, который обращался к проблеме писательской личности в информационном пространстве.

Некрасовский дискурс интернет-пространства будет рассмотрен в трех аспектах: во-первых, в аспекте репрезентации поэзии Н. А. Некрасова; во-вторых, в аспекте репрезентации творческой личности поэта в медиакультуре; в-третьих, в аспекте мифотворчества как медиатехнологии.

Результаты исследования

Анализируя жизнь и творчество русских писателей, Вл. Новиков акцентировал внимание на тех авторах, которые, по его мнению, воспринимали художественное и жизненное творчество как единый процесс. Автор выделил еще один важный аспект современной медийной культуры - личностное начало («Личностное же начало тесным образом связано с такой новой категорией гуманитарного мышления, как медийность» [Новиков, 2017, с. 5]). При этом он вновь актуализирует коммуникативную функцию интернет-

пространства: «Писатель в нынешней культурной ситуации обращается к читателю не только текстами, и всей своей судьбой, всей своей неповторимой личностью. <...> Дни рождения Пушкина, Блока, Высоцкого, годовщины их смерти неизменно вызывают всплеск медийного внимания, причем жадный читательский интерес в равной мере распространяется на поэтические тексты и на мельчайшие подробности земного бытия поэтов. Стихи пробуждают интерес к биографиям, а биографии - к стихам» [Новиков, 2017, с. 5].

В этом контексте мы вновь обращаемся к понятию гипертекст, которое изначально было введено программистом Т. Нельсоном в 1965 г. как обозначение текста, «ветвящегося или выполняющего действия по запросу» [Nelson, 1965]. Информация, представленная в интернет-пространстве, строится по принципу гипертекста, который создает новые формы ее передачи: создаются интерактивные документы, которые содержат не только текстовую, но и мультимедийную информацию, что придает тексту, помимо информационной содержательности, эмоциональность, ассоциативность и эффект сопричастности. Гипертекст включает в себя авторское творчество, выражает нелинейную структуру: «Для читателя/адресата гипертекста его прочтение и восприятие являются процессом активной деятельности по воссозданию авторской версии гипертекста благодаря включенным автором ссылкам (гиперссылкам) на иные информационные источники (тексты, файлы мультимедиа) и по созданию нового текста с расширением ряда ссылок, то есть и для адресата гипертекст есть авторский процесс создания нового гипертекста» [Шилина, 2010]. Особенность гипертекста заключается в том, что читатель получает собственный текст, «который отвечает его предпочтениям и несет востребованную именно данным адресатом информацию/сообщение, что существенно повышает его ценность для получателя и обеспечивае максимальную к нему лояльность» [Шилина, 2010]. Именно интернет-пространство способствует созданию нового типа коммуникации посредством гипертекста, конструированию особой социальной реальности, формированию новой культуры, в которой взаимодействуют большое количество коммуникатов.

Все описанные выше характеристики гипертекста в интернет-пространстве характеризуют некрасовский дискурс, в котором указанные выше аспекты репрезентации творчества поэта, творческой личности и мифотворчества взаимодействуют друг с другом.

Первый аспект - репрезентация творчества Н. А. Некрасова в интернет-пространстве, кото-

рая представлена собственно творчеством поэта, а также критикой, посвященной анализу произведений классика.

Отметим, что информационное пространство Интернета выдает большое количество ссылок на творчество поэта: это и многочисленные печатные издания (при этом речь идет как о стихах, поэмах, статьях, письмах Н. А. Некрасова, которые можно прочитать непосредственно в Интернете, так и о печатных изданиях стихотворений, поэм, собраний сочинений, которые можно приобрести). Как правило, все указанные издания имеют интерактивную ссылку, позволяющую увидеть среднюю оценку, поставленную за тот или иной текст (книгу), а также оставить собственное мнение. Не анализируя поставленные оценки, отметим, что они колеблются в пределах от 5 баллов до 3,5 баллов, при этом не обозначены критерии оценивания, что затрудняет проведение содержательного анализа представленных результатов. Также в Интернете существует специальный сайт, посвященный творчеству Н. А. Некрасова: это проект Lib.ru/Классика (раздел «Некрасов Николай Алексеевич») ^Л.т/Классика], который построен по принципу гипертекста. В проекте представлены сочинения поэта, а также работы, посвященные жизни и творчеству Н. А. Некрасова. Несомненным достоинство проекта является не только объемность и полнота представленных текстов (поэзии, драматургии, критики и публицистики, мемуаров и писем, изданных собраний сочинений), но и репрезентация критических работ о жизни и творчестве поэта. Хронологические рамки критики о Н. А. Некрасове тоже достаточно объемные -от прижизненной критики до второй половины ХХ в. В этом разделе не представлена критика последних десятилетий, что не умаляет ценности проекта. В проекте есть ссылки и на галерею фотографий, рукописей и писем Н. А. Некрасова, которая находится на сайте Пушкинского Дома (ИМЛИ РАН).

Отмечу, что в 2020 г. студенты-бакалавры (профиль «Культурологическое образование») Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д Ушинского в рамках работы над проектом, посвященным изучению творческой личности Н. А. Некрасова, составили список, включающий в себя около 200 наименований научных публикаций, представленных в Интернете за последние сорок лет, что свидетельствует о том, что статус Некрасова-поэта в контексте русской культуры и гуманитарного знания может быть оценен высоко, научный и читательский интерес к поэту не исчерпан.

Второй аспект представлен еще более разнообразно: репрезентация классика как творческой личности в медиакультуре в полной мере соответствует «жадному читательскому интересу» (Вл. Новиков), который, согласно проведенному анализу, свидетельствует, что жизнь Н. А. Некрасова в ее бытовых, нехудожественных и довольно противоречивых подробностях представляет для читателей (судя по откликам), не меньший, а, может быть, и больший интерес, чем поэзия.

Подобная ситуация обусловлена несколькими причинами. Напомним, что первое знакомство с Н. А. Некрасовым у читателя происходит, как правило, в школьном (иногда дошкольном) возрасте. Изучение творчества Н. А. Некрасова формирует определенный стереотип, связанный со спецификой гражданской лирики поэта. Приведем примерный перечень произведений

Н. А. Некрасова, изучаемых в период школьного обучения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом.», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины», «Тройка» «В дороге», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А. Н. Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Коробейники», «Родина».

Тем более востребованными становятся тексты, разрушающие шаблонное восприятие Н. А. Некрасова. Не случайно на первой странице указанного выше проекта ЫЬ.т/Классика: Некрасов Николай Алексеевич в качестве эпиграфа приведены слова литературоведа и критика Д. П. Святополка-Мирского, который, еще в начале ХХ в. говорил о необходимости разрушения стереотипа поэта-гражданина: «Нельзя сказать, что Некрасову при жизни воздавали должное. Многие из них считали, что Некрасов пишет нехудожественно, но это неважно, и он великий поэт - потому что содержание важнее формы. Эстеты откровенно терпеть его не могли. По словам Тургенева, «поэзия в его стихах и не ночевала. <... > Только с пришествием модернизма был он по-настоящему признан, и его новизна и оригинальность оценены по достоинству. <...> Это произошло потому, что возросла наша способность понимать «непоэтическую» поэзию. Но дело еще и в том, что Некрасов перестал числиться у радикалов святым (каковым он, разумеется, никогда и не был в том смысле, в каком ими были Белинский, Чернышевский, Добролюбов и Глеб Успенский) и стал более узнаваемым и реальным

Некрасовым, сложной, не всегда образцовой, но глубоко человечной и оригинальной личностью» [Цит. по Lib.ru/Классика].

Современные критики и читатели продолжают обращаться к сложным и противоречивым аспектам жизни Н. А. Некрасова, акцентируя внимание на личной жизни поэта, предпринимательской жилке и авантюризме, двойственности отношения к поэту современников (см. В. Авдерин «Мелкий торгаш и глубоко чувствующий поэт» [Авдерин, 2016], Е. Антонюк «Нерукопожатый Некрасов: за что поэта ненавидели современники» [Антонюк, 2016], С. Волошина «Некрасов: Джекил и Хайд русской литературы» [Волошина, 2017], В. До-миль «Некрасов. По ту сторону хрестоматийного глянца» [Домиль, 2002], И. Стрельникова «Николай Некрасов: народный поэт и бизнесмен» [Стрельникова, 2017]).

Вл. Новиков отмечает специфическую черту XXI в.: биографический бум: «Интенсивно пишутся и издаются писательские биографии, причем авторами их часто выступают не просто литературоведы, но люди "творческой складки" (пользуясь пастернаковской формулой), решающие исследовательскую задачу с привлечением образно-экспрессивных, стилистических и композиционных средств, адресующихся к тому же широкому читателю, для которого творили "персонажи" их книг» [Новиков, 2017, с. 8]. И действительно, авторами биографических текстов, посвященных Н. А. Некрасову, часто становятся не литературные критики, писатели, философы, а журналисты, блогеры, рядовые читатели, так или иначе открывшие для себя «нового» Некрасова, популярность которого вырастает прямо пропорционально тем биографическим подробностям, которые были обнаружены авторами текстов.

Безусловно, подобное внимание к личной жизни поэта является следствием того, что советская критика идеализировала образ Н. А. Некрасова в силу идеологических установок, а биографы были ограничены рамками цензуры, отголоски которой (в силу, по-видимому, культурных традиций и восприятия классики как образца и примера) есть и в современной культуре: писатель «должен быть "политически грамотен" и "морально устойчив", как писали в советских характеристиках. <... > многие книги про классиков XIX в. безнадежно устарели потому, что герои там втиснуты в прокрустово ложе: все как один борются с самодержавием и крепостничеством, мечтают о революции, а с представителями "народа" находятся в отношениях сугубо платонических» [Новиков, 2017, с. 9].

Но специфика «биографического бума» не только в открытии новых фактов из жизни поэта, а в появлении новых медиатехнологий, к числу которых относится мифотворчество в пространстве Интернета. Именно этот третий аспект изучения некрасовского дискурса интернет-пространства позволяет нам выделить еще одну функцию интернет-пространства.

Р. Барт, подчеркивая значимость мифа и мифотворчества в современной культуре, отмечал коммуникативную функцию мифа, а также выделял специфику формирования и бытования его в обществе: «Для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается; можно установить формальные границы мифа, субстанциональных же границ он не имеет. Значит, мифом может стать все что угодно? Я полагаю, что дело обстоит именно так, ведь суггестивная сила мира беспредельна. Любую вещь можно вывести из ее замкнутого, безгласного существования и превратить в слово, готовое для восприятия обществом, ибо нет такого закона, естественного или иного, который запрещал бы говорить о тех или иных вещах» [Барт, 1994, с. 72]. Интернет-пространство в современной культуре - это среда рождения и тиражирования мифов. Создавая особое пространство коммуникации, Интернет, как и миф, способствует созданию нового виртуального пространства, которое обладает типологическими чертами мифосистемы: своими персонажами, сюжетами, хронотопом.

Н. А. Некрасов, по нашему мнению, не относится к числу поэтов, для которых жизнетворче-ство было органичным процессом. Более того, внимательное изучение его писем, дневников, автобиографии, скорее свидетельствует о том, что сам поэт не сформировал целостный образ своего творчества и жизненного пути, который мы могли бы выделить как базовый символ, лежащий в основе мифотворчества Н. А. Некрасова. Тем не менее сегодня появляются критические статьи, предметом внимания которых становится мифотворчество поэта (например, статья Г. Шпилевой «О мифотворчестве Н. А. Некрасова (автомиф, формирование образов национального мифа в прозе 1840-1850-х гг. и их коррекция в зрелой лирике писателя)», в которой исследователь отмечает, что «Н. А. Некрасов, как и многие художники, был склонен к созданию мифов относительно своей семьи, друзей, а также стремился к использованию в образной системе произведений сложившихся национальных мифов» [Шпилева, 2019]).

Тем более знаковым становится процесс мифологизации личности Н. А. Некрасова, элементы

которого мы можем обнаружить в современном интернет-пространстве. Мифологизация личности Н. А. Некрасова включает в себя две наиболее значимых медиатехнологии. Первая - мифологизация жизни Н. А. Некрасова. Именно современные биографии способствуют мифологизации личности поэта, акцентируя внимание на (известной нам более по культуре Серебряного века) «жизни втроем» (Некрасов-Панаева-Панаев), на тех сторонах жизни Н. А. Некрасова (игрок, охотник), которые создают его новый облик. Указанный процесс мифологизации способствует созданию образа поэта как мифологического персонажа. При этом происходит изменение представлений о нем как о культурном герое (подробнее о функциях культурного героя в современной культуре см. статью Е. А. Ермолина «Культурный герой» [Ермолин]), поскольку образ поэта приобретает трикстерные черты (нестабильность, амбивалентность), мифологизируются сюжеты, организующих жизнь поэта (схожая ситуация, связанная с мифологизацией культурной памяти о М. Горьком, была проанализирована в статье «Максим Горький: культурный герой и память культуры» [Ерохина, 2018]). В интернет-пространстве представлен проект «50 интересных фактов из жизни русского поэта и писателя Н. А. Некрасова», который содержит тезисное изложение самых «нешкольных» фактов биографии поэтов.

Вторая - мифологизация хронотопа, точнее, некрасовских мест, мифопоэтика которых становится частью брендирования территории Ярославля и Ярославской области. Это, прежде всего, создание туристических сайтов, в которых предлагают экскурсии по Некрасовским местам, относя к таковым памятник Н. А. Некрасову на Волжской набережной, деревню Грешнево - бывшее родовое поместье Некрасовых, поселок Некрасовское (центр Некрасовского района Ярославской области), а заодно - село Вятское и село Великое (упомянутые Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»), а также село Карабиху -главный некрасовский центр в России. Безусловно, некрасовские места связаны не только с Ярославской областью: интернет-пространство презентует некрасовские места России: Кострому, Санкт-Петербург и др.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: ставя под сомнение авторское мифотворчество Н. А. Некрасова при жизни, мы обнаруживаем активное процессы мифотворчества, связанные с поэтом, в современном интернет-пространстве. Культура XXI в. активно моделирует миф о Некрасове, который, на наш взгляд, имеет несколько функций: это образовательная функ-

ция, позволяющая, как было сказано выше, реализовать «перформативность информации»; рекламная (коммерческая) функция, связанная с издательскими и экскурсионно-туристическими проектами, а также функция сохранения культурной памяти.

Заключение

Таким образом, подводя итоги исследования, необходимо отменить следующие значимые аспекты некрасовского дискурса современного интернет-пространства.

Некрасовский дискурс, как и само интернет-пространство, обладает информативным, коммуникативным и перформативным потенциалом. Будучи организованным как гипертекст, интернет-пространство создает особую текстуальную парадигму, в которой практически равное значение имеют автор-адресант и читатель-адресант. Читатель становится своего рода «равноправным соавтором», создает текст, который «постоянно ри-зоморфно разрастается; единичный текст - и множество текстов» [Шилина, 2010]. Некрасовский дискурс становится также гипертекстом, который имеет свою содержательную сторону (тексты произведений Н. А. Некрасова, критические статьи о жизни и творчестве поэта, мемуары, воспоминания, письма, статьи, эссе, блоги и сайты, посвященные поэту) и формальную сторону (перекрестные ссылки, вербальные, аудиовизуальные, экранные, комментарии, оценки и т. д.). Объединение этих сторон приводит к формированию нового текста жизни и творчества Н. А. Некрасова, связанного с процессами мифотворчества в интернет-пространстве. Происходит разрушение стереотипного представления о Некрасове как поэте-страдальце, исключительно гражданском поэте, чье творчество имеет одномерное истолкование. Процесс демифологизации сопровождается процессом создания нового мифа: мифа о поэте-трикстере, образ которого теряет однозначность и героичность, приобретает амбивалентность и символичность. Процесс мифологизации связан также с хронотопом некрасовских мест, который способствует закреплению «мест памяти» [Нора, 1999].

Выявленные особенности некрасовского дискурса в интернет-пространстве имеют, на наш взгляд, как позитивные, так и негативные аспекты. К позитивным аспектам следует отнести не только наличие этого дискурса (который свидетельствует о том, что творчество и личность поэта не предаются забвению), но и реализацию информативной, образовательной, гипертекстуальной функции посредством некрасовского дискурса. Помимо ре-

сурсных возможностей, предоставляемых интернет-пространством (масштабность, простота, доступность текстов поэта, его биографии, критических статей о жизни и творчестве поэта), актуализируются коммуникативные (диалогические) ресурсы: возникает ассоциативность, многомерность и вариативность личности и творчества поэта, читатель становится соавтором некрасовского дискурса, реализует свои интеллектуальные и эмоциональные запросы. К негативным аспектам относится проблема стирания границ между верифицированной и недостоверной информацией, представленной в интернет-пространстве, превращения личности в медийный продукт: «Человек, захваченный и погруженный в медиакультуру, сам становится "продуктом" новых медиа. Медиатизация - это процесс превращения реального объекта в искусственный» [Жижек, 1998].

Библиографический список

1. Авдерин В. Мелкий торгаш и глубоко чувствующий поэт, 2016. URL: https://avderin.livejournal.com/826150.html (Дата обращения: 21.09.2020)

2. Антонюк Е. Нерукопожатый Некрасов: за что поэта ненавидели современники, 2016. URL: https://life.ru/p/944267 (Дата обращения: 21.09.2020)

3. Барт Р. Миф сегодня. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 72-130.

4. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т. Казань : Казан. гос. ун-т, 2004. 348 с. Казань, 2004. С. 63-67.

5. Волошина С. Некрасов: Джекил и Хайд русской литературы, 2017. URL: https://gorky.media/context/nekrasov-dzhekil-i-hajd-russkoj-literatury/ (Дата обращения: 21.09.2020)

6. Домиль В. Н. А. Некрасов. По ту сторону хрестоматийного глянца, 2002. URL: https://proza.ru/2002/12/09-160 (Дата обращения: 21.09.2020)

7. Ермолин Е. А. Культурный герой. URL: //http://www.academia.edu/31229887 (Дата обращения: 21.09.2020)

8. Ерохина Т. И. Максим Горький: культурный герой и память культуры // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4 (15). С. 217-222.

9. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство. 1998. № 1. С. 119-128. URL: https://old.kinoart.ru/archive/1998/01/n1-article25 (Дата обращения: 21.09.2020)

10. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург : У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного унта), 2004. 328 с. URL: http://www.library.fa.ru/files/Kastels.pdf (Дата обращения: 21.09.2020)

11. Кириллова Н. Медикультура: от модерна к постмодерну. Москва : Академический Проект, 2005. 448 с.

12. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / пер. с франц. Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 656 с.

13. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва : КАНОН-пресс-Ц; Жуковский : Кучково поле, 2003. 462 с.

14. Новиков Вл. Литературные медиаперсоны XX века: Личность писателя в литературном процессе и в медийном пространстве. Москва : Аспект Пресс, 2017. 240 с.

15. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50. URL: https://mipt.ru/education/chair/philosophy/upload/6ec/nor a1-arph7asf0ow.pdf (Дата обращения: 21.09.2020)

16. Стрельникова И. Николай Некрасов: народный поэт и бизнесмен, 2017. URL: https://www.livelib.ru/articles/post/28383-nikolaj-nekrasov-narodnyj-poet-i-biznesmen (Дата обращения: 21.09.2020)

17. Шилина М. Г. Институциональный гипертекст и формирование комплицитности // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 5. С. 80-89. URL: https://vestnik.j ourn. msu.ru/books/2010/5/institutsionalny y-gipertekst-i-formirovanie-komplitsitnosti/ (Дата обращения: 21.09.2020)

18. Шпилева Г. О мифотворчестве Н. А. Некрасова (автомиф, формирование образов национального мифа в прозе 1840-50-х годов и их коррекция в зрелой лирике писателя) // Филология и культура. 2019. № 2 (56). С. 260-265. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39213842_883 74764.pdf (Дата обращения: 21.09.2020)

19. Lib.ru/Классика: Некрасов Николай Алексеевич. URL: //http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/ (Дата обращения: 21.09.2020)

20. Lyotard J. F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge / translated by G. Bennington and B. Massumi. Manchester : Manchester University Press, 1984. 111 с. URL: https:// mon-oskop.org/images/e/e0/Lyotard_Jean-

Fran-

cois_The_Postmodern_Condition_A_Report_on_Knowle dge.pdf (Date of request: 21.09.2020)

21. Nelson Th. H. A file structure for the complex, the changing and indetermi-nate // ACM 20th Nationale Conference. Clevelend; Ohio, 1965. URL: https://monoskop.org/images/7/73/Nelson_Ted_1965_A_ File_Structure_for_the_Complex_the_Changing_and_the _Indeterminate.pdf (Date of request: 21.09.2020)

Reference list

1. Avderin V. Melkij torgash i gluboko chuvstvujush-hij pojet = A petty trader and a deeply feeling poet, 2016. URL: https://avderin.livejournal.com/826150.html (Data obrashhenija: 21.09.2020)

2. Antonjuk E. Nerukopozhatyj Nekrasov: za chto po-jeta nenavideli sovremenniki = Non-handshakeable Ne-krasov: for what the poet was hated by contemporaries 2016. URL: https://life.ru/p/944267 (Data obrashhenija: 21.09.2020)

3. Bart R. Mif segodnja. Izbrannye raboty: Semiotika. Pojetika = Myth today. Selected works: Semiotics. Poetics. Moskva : Izdatel'skaja gruppa «Progress», «Univers», 1994. S. 72-130.

4. Vinogradova T. Ju. Specifika obshhenija v Internete = Specifics of Internet communication // Russkaja i sopostavitel'naja filologija: Lingvokul'turologicheskij aspekt / Kazan. gos. un-t. Filol. fak-t. Kazan' : Kazan. gos. un-t, 2004. 348 s.

5. Voloshina S. Nekrasov: Dzhekil i Hajd russkoj lit-eratury = Nekrasov: Jekyll and Hyde of Russian literature^ 17. URL: https://gorky.media/context/nekrasov-dzhekil-i-hajd-russkoj-literatury/ (Data obrashhenija: 21.09.2020)

6. Domil' V N. A. Nekrasov. Po tu storonu hresto-matijnogo gljanca = A. Nekrasov. On the other side of the textbook gloss 2002. URL: https://proza.ru/2002/12/09-160 (Data obrashhenija: 21.09.2020)

7. Ermolin E. A. Kul'turnyj geroj = Cultural hero URL: http://www.academia.edu/31229887 (Data obrashhenija: 21.09.2020)

8. Erohina T. I. Maksim Gor'kij: kul'turnyj geroj i pamjat' kul'tury = Maxim Gorky: cultural hero and memory of culture // Verhnevolzhskij filologicheskij vest-nik. 2018. № 4 (15). S. 217-222.

9. Zhizhek S. Kiberprostranstvo, ili Nevynosimaja zamknutost' bytija = Cyberspace, or the Unbearable closeness of being // Iskusstvo. 1998. № 1. S. 119-128. URL: https://old.kinoart.ru/archive/1998/01/n1-article25 (Data obrashhenija: 21.09.2020)

10. Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshlenija ob Internete, biznese i obshhestve = Galaxy Internet: Thinking about the Internet, business and society. Ekaterinburg : U-Faktorija (pri uchastii izd-va Gumanitarnogo unta), 2004. 328 s = URL: http://www.library.fa.ru/files/Kastels.pdf (Data obrashhenija: 21.09.2020)

11. Kirillova N. Medikul'tura: ot moderna k post-modernu = Media culture: from Art Nouveau to Postmodern. Moskva : Akademicheskij Proekt, 2005. 448 s.

12. Kristeva Ju. Izbrannye trudy: Razrushenie pojeti-ki = Selected works: Destruction of poetics / per. s franc.

Moskva : Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSSPJeN), 2004. 656 s.

13. Makljujen M. Ponimanie media: vneshnie ras-shirenija cheloveka = Understanding media: external human extensions. Moskva : KANON-press-C; Zhukovskij : Kuchkovo pole, 2003. 462 s.

14. Novikov Vl. Literaturnye mediapersony XX ve-ka: Lichnost' pisatelja v literaturnom processe i v medijnom prostranstve = Literary media persons of the XX century: The personality of the writer in the literary process and in the media space. Moskva : Aspekt Press, 2017. 240 s.

15. Nora P. Problematika mest pamjati = Memory space issues // Francija-pamjat' / P. Nora, M. Ozuf, Zh. de Pjuimezh, M. Vinok. Sankt-Peterburg : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999. S. 17-50. URL: https://mipt.ru/education/chair/philosophy/upload/6ec/nor a1-arph7asf0ow.pdf (Data obrashhenija: 21.09.2020)

16. Strel'nikova I. Nikolaj Nekrasov: narodnyj pojet i biznesmen = Nikolai Nekrasov: people's poet and busi-nessman,2017. URL: https://www.livelib.ru/articles/post/28383-nikolaj-nekrasov-narodnyj-poet-i-biznesmen (Data obrashhenija: 21.09.2020)

17. Shilina M. G. Institucional'nyj gipertekst i formi-rovanie komplicitnosti = Institutional hypertext and the formation of complicity // Vestnik Moskovskogo universi-teta. Serija 10. Zhurnalistika. 2010. № 5. S. 80-89. URL: https://vestnik.j ourn. msu.ru/books/2010/5/institutsionalny y-gipertekst-i-formirovanie-komplitsitnosti/ (Data obrashhenija: 21.09.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Shpileva G. O mifotvorchestve N. A. Nekrasova (avtomif, formirovanie obrazov nacional'nogo mifa v proze 1840-50-h godov i ih korrekcija v zreloj lirike pisatelja) = About the mythology of N. A. Nekrasov (au-tomyth, the formation of images of the national myth in prose of the 1840s-50s and their correction in the mature lyrics of the writer) // Filologija i kul'tura. 2019. № 2 (56). S. 260-265. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39213842_883 74764.pdf (Data obrashhenija: 21.09.2020)

19. Lib.ru/Klassika: Nekrasov Nikolaj Alekseevich = Lib.ru/Classic: Nekrasov Nikolai Alekseevich. URL: //http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/ (Data obrashhenija: 21.09.2020)

20. Lyotard J. F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge / translated by G. Bennington and B. Massumi. Manchester : Manchester University Press, 1984. 111 s. URL: https:// mon-oskop.org/images/e/e0/Lyotard_Jean-

Fran-

cois_The_Postmodern_Condition_A_Report_on_Knowle dge.pdf (Date of request: 21.09.2020)

21. Nelson Th. H. A file structure for the complex, the changing and indetermi-nate // ACM 20th Nationale Conference. Clevelend; Ohio, 1965. URL: https://monoskop.org/images/7/73/Nelson_Ted_1965_A_ File_Structure_for_the_Complex_the_Changing_and_the _Indeterminate.pdf (Date of request: 21.09.2020)

164

Т. H. EpoxuHa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.