Научная статья на тему 'КОММЕМОРАЦИЯ НЕКРАСОВСКИХ МЕСТ В ГОРОДСКОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ'

КОММЕМОРАЦИЯ НЕКРАСОВСКИХ МЕСТ В ГОРОДСКОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ / КОММЕМОРАЦИЯ / ЯРОСЛАВЛЬ / ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ / МУЗЕЙ / ПАМЯТНИК / NIKOLAY NEKRASOV / COMMEMORATION / YAROSLAVL / YAROSLAVL REGION / MUSEUM / MONUMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марасанова Виктория Михайловна

Автором рассматривается коммеморация личности и памяти Николая Алексеевича Некрасова в городском и региональном пространстве. Основной задачей стало выявление практик «воспоминания» и «забывания» исторической памяти на примере великого поэта накануне его 200-летнего юбилея. Автор прослеживает складывание светских коммеморативных практик в Ярославской губернии с начала ХХ в., начиная от юбилеев выдающихся литераторов и 150-летия русского национального театра. Отмечается, что создание музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха» в 1946 г. способствовало увековечиванию памяти о поэте, а также сделало эту усадьбу наиболее сохранившейся на территории Ярославской области. Музей спас усадьбу ярославских дворян Голицыных и в настоящее время позволяет представить неповторимый мир русской усадьбы, семейную повседневность и служебную деятельность ярославского губернатора начала XIX столетия князя Михаила Голицына. Автором ставится вопрос о важности сохранения дворянских усадеб путем музеефикации, приспособления и коммерциализации. Результатом проведенного исследования стало обобщение коммеморации личности и произведений Некрасова в объектах историко-культурного наследия, монументах, изданиях, названиях библиотек, улиц, школ, населенных пунктов Ярославской области. Подчеркивается возможность проведения «некрасовских маршрутов» по историческому центру города Ярославля, являющемуся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также по Некрасовским местам Ярославской области, что добавляет социально значимому проекту коммерческую составляющую. Некрасовские произведения могут провести туриста по местам, увековеченным в поэме «Кому на Руси жить хорошо», позволить применить известные со школы строки к современному историко-культурному ландшафту. Практика «забывания» раскрывается на примере замещения исторических топонимов, когда имя поэта оказалось при советской власти удобным вариантом «нейтрального» замещения неугодных режиму названий городских улиц и населенных пунктов. Сделан вывод, что Некрасов многоаспектно и разнопланово присутствует как в семейных нарративах, так и в материальном наполнении социально-культурной среды региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMEMORATION OF NEKRASOV’S PLACES IN CITY AND REGIONAL DIMENSIONS: YAROSLAVL REGION

The author considers the commemoration of the personality and memory of Nikolay Alekseyevich Nekrasov in city and regional space. The main task was to reveal the practices of «remembering» and «forgetting» of historical memory by the example of the great poet on the eve of his 200th anniversary. The author traces the formation of secular commemorative practices in the Yaroslavl province from the beginning of the 20th century, starting from the outstanding writers’ anniversaries and the 150th anniversary of the Russian national theatre. It is noted that the foundation of Nekrasov’s Museum «Karabikha» in 1946 contributed to the perpetuation of the memory of the poet, and also made this estate the best preserved one in the Yaroslavl region. The museum saved the estate of the Golitsyns, the Yaroslavl nobles, and today allows us to imagine the unique world of the Russian estate, family life and official activities of Mikhail Golitsyn, the Yaroslavl governor of the early XIX century. The author raises the question of the importance of preserving the noble estates by museumification, adaptation and commercialization. The article studies the commemoration of Nekrasov's personality and writings in the historical and cultural heritage sites, monuments, publications, names of libraries, streets, schools, settlements of the Yaroslavl region. The author emphasizes the possibility of «Nekrasov’s routes» within the historical center of Yaroslavl, a UNESCO World Heritage Site, as well as in the Nekrasov’s places of the Yaroslavl region which add a commercial component to the socially significant project. Nekrasov's writings can lead tourists to places immortalized by the poem «Who is Happy in Russia» and allow to apply the well-known lines to the modern historical and cultural landscape. The practice of «forgetting» is revealed by the example of replacing historical toponyms when the name of the poet turned out to be a convenient option for a «neutral» substitution of the names of city streets and settlements undesirable to the Soviet regime. The author concludes that Nekrasov is diversely represented both in family narratives and the material content of the socio-cultural environment of the region.

Текст научной работы на тему «КОММЕМОРАЦИЯ НЕКРАСОВСКИХ МЕСТ В ГОРОДСКОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ»

УДК 008

В. М. Марасанова https://orcid.org/000-0001-8973-7831

Коммеморация некрасовских мест в городском и региональном измерении

Для цитирования: Марасанова В. М. Коммеморация некрасовских мест в городском и региональном измерении // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 229-235. DOI 10.20323/1813-145X-2020-3-114-229-235

Автором рассматривается коммеморация личности и памяти Николая Алексеевича Некрасова в городском и региональном пространстве. Основной задачей стало выявление практик «воспоминания» и «забывания» исторической памяти на примере великого поэта накануне его 200-летнего юбилея. Автор прослеживает складывание светских коммеморативных практик в Ярославской губернии с начала ХХ в., начиная от юбилеев выдающихся литераторов и 150-летия русского национального театра. Отмечается, что создание музея -заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха» в 1946 г. способствовало увековечиванию памяти о поэте, а также сделало эту усадьбу наиболее сохранившейся на территории Ярославской области. Музей спас усадьбу ярославских дворян Голицыных и в настоящее время позволяет представить неповторимый мир русской усадьбы, семейную повседневность и служебную деятельность ярославского губернатора начала XIX столетия князя Михаила Голицына. Автором ставится вопрос о важности сохранения дворянских усадеб путем музеефикации, приспособления и коммерциализации. Результатом проведенного исследования стало обобщение коммеморации личности и произведений Некрасова в объектах историко-культурного наследия, монументах, изданиях, названиях библиотек, улиц, школ, населенных пунктов Ярославской области. Подчеркивается возможность проведения «некрасовских маршрутов» по историческому центру города Ярославля, являющемуся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также по Некрасовским местам Ярославской области, что добавляет социально значимому проекту коммерческую составляющую. Некрасовские произведения могут провести туриста по местам, увековеченным в поэме «Кому на Руси жить хорошо», позволить применить известные со школы строки к современному историко-культурному ландшафту. Практика «забывания» раскрывается на примере замещения исторических топонимов, когда имя поэта оказалось при советской власти удобным вариантом «нейтрального» замещения неугодных режиму названий городских улиц и населенных пунктов. Сделан вывод, что Некрасов многоаспектно и разнопланово присутствует как в семейных нарративах, так и в материальном наполнении социально-культурной среды региона.

Ключевые слова: Николай Некрасов, коммеморация, Ярославль, Ярославская область, музей, памятник. V. M. Marasanova

Commemoration of Nekrasov's places in city and regional dimensions: Yaroslavl region

The author considers the commemoration of the personality and memory of Nikolay Alekseyevich Nekrasov in city and regional space. The main task was to reveal the practices of «remembering» and «forgetting» of historical memory by the example of the great poet on the eve of his 200th anniversary. The author traces the formation of secular commemorative practices in the Yaroslavl province from the beginning of the 20th century, starting from the outstanding writers' anniversaries and the 150th anniversary of the Russian national theatre. It is noted that the foundation of Nekrasov's Museum «Karabikha» in 1946 contributed to the perpetuation of the memory of the poet, and also made this estate the best preserved one in the Yaroslavl region. The museum saved the estate of the Golitsyns, the Yaroslavl nobles, and today allows us to imagine the unique world of the Russian estate, family life and official activities of Mikhail Golitsyn, the Yaroslavl governor of the early XIX century. The author raises the question of the importance of preserving the noble estates by museumification, adaptation and commercialization. The article studies the commemoration of Nekra-sov's personality and writings in the historical and cultural heritage sites, monuments, publications, names of libraries, streets, schools, settlements of the Yaroslavl region. The author emphasizes the possibility of «Nekrasov's routes» within the historical center of Yaroslavl, a UNESCO World Heritage Site, as well as in the Nekrasov's places of the Yaroslavl region which add a commercial component to the socially significant project. Nekrasov's writings can lead tourists to places immortalized by the poem «Who is Happy in Russia» and allow to apply the well-known lines to the modern historical and cultural landscape. The practice of «forgetting» is revealed by the example of replacing historical topo-nyms when the name of the poet turned out to be a convenient option for a «neutral» substitution of the names of city streets and settlements undesirable to the Soviet regime.

© Марасанова В. М., 2020

The author concludes that Nekrasov is diversely represented both in family narratives and the material content of the socio-cultural environment of the region.

Keywords: Nikolay Nekrasov, commemoration, Yaroslavl, Yaroslavl region, museum, monument.

Введение. Изучение жизни, личности, творчества Н. А. Некрасова и его связей с Ярославским краем имеет устойчивую культурологическую, филологическую, историческую и историографическую традицию. Как известно, память социальных и профессиональных сообществ с течением времени подвергается реорганизации, включая процессы «воспоминания», «забывания» и «возвращения». В связи с личностью поэта и его юбилеем в Ярославле и Ярославской области на первый план выдвигаются конкретные объекты, события, традиции и церемонии прошлого. В Ярославской области можно видеть и музеефикацию, и коммеморацию некрасовских мест, причем не застывшую, неизменную, а живую, продолжающуюся: в разных формах, на многих территориях, со своей историей и традициями, с успехами и неутихающими спорами. Неизменно актуальная Некрасовская тема оставляет простор и для изучения литературного творчества, и для изучения историко-культурного наследия, и для прикладных аспектов развития местных библиотек, музеев, туризма.

Цель и подходы исследования. Накануне 200-летия со дня рождения великого соотечественника важным представляется проанализировать перспективы и возможности актуализации личности поэта и его наследия не только в художественном контексте, но и в конкретном пространстве города и региона.

Коммеморация как сохранение в общественном сознании памяти о значимых личностях и событиях прошлого и одновременно как изучение материального компонента коллективной памяти и различных носителей памяти позволяет включить в круг исследования более широкий спектр объектов, чем традиционная музеефикация. Исследование «культурной памяти» позволяет применить широкий меж(транс)дисциплинарный подход к объекту (личность и творчество Н. А. Некрасова) и предмету рассмотрения (ком-меморативные практики от семейных нарративов и праздничных ритуалов до монументов, музеев, библиотек, русских исторических топонимов и пр.).

Прозвучавшие в 1920-е гг. в работах французского философа и социолога Мориса Хальбвакса [Хальбвакс, 2007] идеи о коллективной памяти нашли отклик у современников и ученых в самых широких проблемных полях гуманитарного знания. За последние десятилетия memory studies

оформились в отдельное научное и прикладное направление, позволяя актуализировать взаимодействие и взаимоприсутствие прошлого и настоящего в социокультурном контексте [Васильев, 2014; Cultural Memory ... , 2008; Fentress, 1992; Kansteiner, 2002; Misztal, 2004; Olick, 2008].

Наиболее близки к кругу задач данного исследования подходы С. А. Еремеевой, использованные в работах о практиках монументальной ком-меморации российских писателей, в частности направленные на рассмотрение роли литературы в обществе и закономерностей ее развития с учетом коммеморативных практик [Еремеева, 2009]. Интерес представляют также работы, посвященные коммеморации отдельных личностей [Поляков, 2013], исторических эпох [Alstein, 2001] и событий [Малинова, 2018].

Начало светских коммемораций и ритуалов. От Некрасовских дней, вместе с юбилейными мероприятиями в честь А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, от празднования 150-летия русского театра и нескольких «круглых» дат в истории местных учебных заведений ведет начало формирование коммеморативных практик светских культурных событий Ярославского края.

Празднование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина в 1899 г. дало ярославскому губернатору Б. В. Штюрмеру повод к весьма любопытному изучению того, насколько местное крестьянство знакомо с произведениями великого поэта. После специального обследования выяснилось, что Пушкина знают более 2/3 детей школьного возраста и более трети их родителей, а в 1,5 тыс. крестьянских семей хранилось полное собрание его сочинений [Марасанова, 1998, с. 308].

В мае 1900 г. в Ярославле торжественно отметили 150-летие русского национального театра, и в подготовке юбилея активно сотрудничали официальные власти и научные силы губернии. На сцене городского театра выступили лучшие артисты императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы [Марасанова, 1996]. 21 февраля 1902 г. в Ярославле состоялось чествование памяти Н. В. Гоголя, приуроченное к 50-летию смерти писателя (Ярославские губернские ведомости. Неофициальная часть. 26.02.1902. № 17).

И наконец, 27-29 декабря 1902 г. в Ярославле по инициативе Общества для содействия народному образованию были проведены первые Некрасовские дни, приуроченные к 25-летию со дня кончины поэта. В рамках праздника состоя-

лись торжественное собрание в Ярославской мужской гимназии и вечер в Ярославском кадетском корпусе. Ярославская губернская ученая архивная комиссия (ЯГУАК) подготовила юбилейную выставку, где были представлены рукописи поэта, его письма, портреты, издания стихов и личные вещи. В подготовке выставки участвовали родственники Николая Алексеевича, передавшие для экспозиции ряд ценных предметов (Ярославские губернские ведомости. Неофициальная часть. 31.12.1902. № 102). Можно сказать, что Некрасовские дни 1902 г. стали предысторией замечательных ярославских Некрасовских праздников поэзии, проводимых в Карабихе с 1967 г.

Праздники учебных заведений носили преимущественно городской или губернский характер, а в юбилеях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя не было уникального, ярославского, звучания. Следовательно, Некрасовские торжества, как и юбилей театра, сочетали общероссийское и местное содержание, что, несомненно, усиливало отклик местного сообщества на их организацию и проведение.

Семейные нарративы. Доктор исторических наук Галина Николаевна Ульянова (ИРИ РАН) подняла в популярной социальной сети тему о церковно-приходских школах и уровне грамотности населения дореволюционной России (Личная страница Галины Ульяновой. URL: https://www.facebook.com/galina.ulianova.fmn. Дата обращения: 12.12.2019). Конечно, все цифры давно известны и введены в научный оборот. Ярославская губерния занимала одно из первых мест в стране по грамотности взрослого населения и первое место среди земских губерний; более половины мужчин и 24 % женщин в губернии были грамотны [Первая Всеобщая ... , 1904, с. 12]. Тем не менее весьма любопытными показались комментарии пользователей социальной сети, связанные со значением поэзии для учеников школ в царской России:

Вспомнил бабушку, которая после ЦПШ работала на льняной мануфактуре с 12 лет, но стихи помнила и читала наизусть до самой смерти. И меня проверяла на слух и поправляла! (Ростовский район, Ярославская область);

Моя бабушка успела окончить 3 класса такой школы при церкви в селе Тверской губернии. До конца жизни помнила и рассказывала стихи Некрасова. Умела и читать, и писать. Поэтому я никогда не верила в легенды о безграмотности народа до переворота 17 года (Тверская область) (Личная страница Галины Ульяновой. URL: https://www.facebook.com/galina.ulianova.fmn. Дата обращения: 12.12.2019).

Это размещенный в свободном доступе нарра-тив индивидуального запоминания в широком социальном контексте, дающий субъективную, эмоционально окрашенную оценку событий через семейные воспоминания. И в нем четко присутствует коммеморация Некрасова как народного поэта, как части семейных ритуалов и устойчивых традиций. Так, в семейной библиотеке автора статьи старейшей книгой является издание стихотворений Некрасова, переходящее из поколения в поколение [Некрасов, 1891]. Рядом с этим изданием на книжной полке - трехтомник поэта 1959 г. как обязательное к прочтению и сохранению в семье издание.

Изучение относящихся к Некрасову наррати-вов происходит на стыке проблемных полей многих гуманитарных наук. Оно показывает, что передаваемые в некрасовских произведениях смыслы и образы, как и много лет назад, понятны и близки людям. Некрасов по-прежнему важен не только как обязательный раздел школьной программы или исторического прошлого страны, но и как часть семейной истории, нечто сокровенное, истинное. Может быть, правильнее вспомнить «разумное, доброе, вечное» - крылатое выражение из tuj стихотворения «Сеятелям» [Некрасов, 1959б, с. 288].

Коммеморация посредством традиционной музеефикации. Некрасовские праздники поэзии и многолетняя работа ГЛММЗ Н. А. Некрасова «Карабиха» (основан в 1946 г.) - одна из основ культурной политики региона в самом высоком звучании слова. Размещение музея-заповедника поэта в Карабихе сделало ее наиболее сохранившейся усадьбой в Ярославской области. В каталоге ярославских усадеб учтены 311 сохранившихся дворянских и купеческих усадеб на территории области [Ярославские усадьбы ... , 2016]; только в 73 случаях остались главные дома разной сохранности, о 103 усадьбах напоминают храмы. К сожалению, от большей части усадеб остались только парки или их фрагменты. По подсчетам активистов Ярославского областного отделения ВООПИиК, реальная численность дворянских усадеб в Ярославской губернии превышала 1 300. И если бы не имя Некрасова, область не имела бы такого «островка» дворянского быта, как Карабиха, соединяющая память о местных дворянах Голицыных с памятью великого поэта. Как написано на сайте музея, «это единственная сохранившаяся в Ярославской области усадьба дворцового типа второй половины XVIII - начала XX в.» (ГЛММЗ Н. А. Некрасова «Карабиха» : официальный сайт. URL:

http://karabiha-museum.ru/about/karabiha/ Дата обращения: 15.12.2019).

Мир современной усадьбы наполнен поисками путей к возрождению «дворянских гнезд» и загородной усадебной культуры. Какой путь предпочтительнее? Традиционная музеефикация; мягкая музеефикация и более широкая коммеморация; приспособление и коммерциализация или что-то иное?

Князь Михаил Николаевич Голицын (1757-1827) - ярославский губернатор начала XIX в. После окончания Пажеского корпуса он был зачислен в придворные камер-пажи, а затем стал поручиком лейб-гвардейского Преображенского полка и оставался на военной службе до 1780 г. В чине полковника Голицын уволился «для определения к статским делам» и стал поручиком правителя Ярославского наместничества. 10 июня 1801 г. он был назначен ярославским губернатором и оставался в этой должности до 12 января 1817 г., то есть более 15-ти лет [Марасанова, 1998, с. 124-140]. Именно при «старом князе» Голицыне окончательно оформился облик дворянской усадьбы «Карабиха»: облик Большого дома приобрел классические черты, был разбит пейзажный парк, появились различные хозяйственные постройки. Вместе с семьей князь прожил в Караби-хе около сорока лет. После его смерти до продажи имения Некрасову существенных изменений в Карабихе не происходило [Кокорина, 2002, с. 248-249]. С некоторыми потерями этот «островок» усадебной культуры сохранился до сих пор.

Памятные места Некрасова в пространстве города и области. Николай Некрасов провел детство в с. Грешневе, затем в 1832-1837 гг. учился в Ярославской мужской гимназии вместе со старшим братом Андреем. Николай не прошел полный гимназический курс, но зато много читал и уже начал писать, подражая Байрону и Пушкину. В одном из писем Некрасов вспоминал: «...весьма вероятно, что обучались мы в Ярославской гимназии вместе. Впрочем, я, собственно, более предпочитал проводить классное время в попутном Цареградском трактире, в игре на биллиарде: поэтому и не помню моих товарищей тогдашних. » [Письма Некрасова ... , 1849]. Действительно, гостиница располагалась буквально напротив гимназии, трудно было избежать искушения. В настоящее время бывшая гостиница (в ней находился один из департаментов мэрии города Ярославля) перешла в руки частного владельца, который предполагает вернуть ей былую славу.

После Ярославля Некрасов отправился в столицу, в Санкт-Петербург. Уже став признанным поэтом, издателем «Современника», он несколько

раз приезжал в Ярославль и Грешнево. В 1841 г. он отправился в Ярославль на свадьбу сестры Елизаветы, выходившей замуж за подполковника Звягина. Так сложилось, что в этот раз Некрасов приехал к могиле матери, скончавшейся тремя днями ранее. В глубокой печали он остался в Ярославле на лето и осень; поселился у молодоженов Звягиных, снимавших квартиру в доме Чепахина на Стрелецкой улице (ныне ул. Ушинского, д. 2). Некрасов посещал городской театр, гулял по набережной и бульварам. В 1855 г. он останавливался в доме Хомутова на углу Духовской (Республиканской) и Дворянской (пр. Октября); на лето снимал номер в гостинице Пастухова, открывшейся в 1850 г. (здание почтамта на площади Богоявления).

В селе Аббакумцево находится Благовещенская церковь, прихожанами которой были Некрасовы; около церкви похоронены отец и мать поэта, его дед, дядя, братья и племянники. Аббакумцевское земское начальное училище было построено в 1871-1872 гг. на средства Николая Алексеевича Некрасова и местных жителей. Поэт стал первым попечителем школы. Вслед за ним попечительницей училища была его сестра Анна Алексеевна Буткевич (1823-1882). Именно ей Николай Алексеевич Некрасов завещал авторские права на издание своих произведений. Благодаря волонтерскому десанту студентов отделения «Туризм» Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова в 2015 г. фасад и рамы бывшего училища были покрашены и приведены в относительно приличный вид.

В начале 1860-х гг. Некрасов приобрел имение Карабиха, сделка о его продаже была окончательно оформлена в 1863 г. [Борисов, 1984, с. 83]. В течение нескольких лет он жил здесь с весны до конца осени: отдыхал, охотился, принимал друзей и писал свои произведения, среди которых поэмы «Мороз Красный нос», «Дедушка», «Княгиня Волконская» и многие другие. В Карабиху к Некрасову приезжали М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, А. Н. Островский. В Карабихе поэт работал над главами поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ее топография ведет читателя от старого Московско-Архангельского тракта через Карабиху к Ярославлю и Костроме. Из реально существовавших названий Некрасов использовал Босово, Наготино и Иваньково. Некоторые названия он изменил. Так, Большие Соли превратились в Усолово, Голоднево - в Голодухино, Горелки - в Горелово. Некрасов еще и добавил в дорожную «летопись» свои названия - Столбняки, Побиру-хино, ведь его целью было показать не одну гу-

бернию, а всю Россию. Последний раз поэт побывал в Карабихе в 1875 г.

Практики «воспоминания». Память поэта фиксируют памятники - классический на Волжской набережной в Ярославле (1958; скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков), новый памятник в селе Вятскоv работы Елены Васильевны Пасхиной (2018) и многие другие.

Среди значительных мероприятий по подготовке к 200-летнему юбилею поэта в Ярославской области, выполненных на частные средства, - реставрация фамильной усыпальницы Некрасовых в селе Аббакумцево (2017) и новые издания рукописей поэта [Грешневская тетрадь ... , 2015]. Коммерческая составляющая проекта - открытие туристического маршрута «Некрасовская Русь» по селениям Некрасовского Заволжья. Некрасовские туристские маршруты возможны и в городе Ярославле, где проходят по историческому центру -зоне ЮНЕСКО, и в Ярославской области.

Имя поэта носят библиотеки, улицы, школы, населенные пункты Ярославской области. Они сохраняют в сознании жителей и в пространстве населенных мест память о Н. А. Некрасове, его жизни и творчестве.

Для Ярославской областной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова, основанной в 1902 г. [Федюк, 2002], это связано с ее ведущей ролью среди региональных библиотек. По запросу «Николай Алексеевич Некрасов» электронный каталог библиотеки выдает 250 библиографических записей, при запросе «Н. А. Некрасов» число увеличивается до 498 -огромный массив информации, начиная от собраний сочинений поэта до газетных статей (ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова: официальный сайт. URL: http://www.rlib.yar.ru/ Дата обращения: 10.01.2020).

Юношеская библиотека-филиал № 10 им. Н. А. Некрасова является преемницей первой бесплатной народной библиотеки города Ярославля, основанной в 1899 г. на средства Общества содействия народному образованию. В 1901 г. библиотеке было присвоено имя Н. А. Некрасова. В 1914 г. жена брата поэта Федора Алексеевича -Наталья Павловна Некрасова - внесла на строительство 19 тыс. руб. с условием, чтобы построенное здание осталось «в вечном пользовании библиотеки». Некрасовская библиотека находилась в этом здании более 20 лет, затем поменяла несколько адресов и сейчас располагается на ул. Вольной, д. 3 на первом этаже многоквартирного жилого дома. Построенное на средства Н. П. Некрасовой здание не принадлежит ни библиотеке, ни сфере культуры вообще, но зато оно

сохранилось на одной из главных улиц города (ул. Свободы, д. 73). Значит, возможна и мягкая музе-ефикация, и коммеморация вклада семьи Некрасовых в культурную жизнь города. К примеру, весьма желательна была бы мемориальная табличка, объясняющая, кем и для каких целей финансировалась постройка здания в суровые годы Первой мировой войны. Для города и области значима тема как самого Н. А. Некрасова, так и Некрасовых - общественных деятелей, предпринимателей, меценатов.

Практики «забвения» и «возвращения». Нельзя умолчать о том, что для советской власти имя Некрасова оказалось уместной альтернативой «старорежимных» названий городских улиц во многих городах. Город Романов-Борисоглебск был скоропалительно переименован в 1918 г. в Тутаев из-за созвучия с фамилией царского Дома Романовых, и Романовская улица в Ярославле после этого стала как бы ненужной. С 1924 г. она называлась «Некрасовской улицей», а в 1950-е гг. появилось привычное произношение - «ул. Некрасова» [Ярославль: историко-топонимический ... , 2006, с. 77], что показывает яркий пример советского социального конструирования городского пространства.

Советские коммеморации, нацеленные на реконструкцию и идеологическую трансформацию прошлого, окружают нас до сих пор. Переименование в 1938 г. села Большие Соли в поселок Некрасовское удалило исторический топоним, фиксирующийся в источниках как Соль Великая и затем, с XIII в., Большие Соли и памятный по произведениям поэта: «Вблизи - Бабайский монастырь, село Большие Соли. Недалеко и Кострома.» (из стихотворения «Горе старого Наума» [Некрасов, 1959б, с. 270]) и Усолово: «Старик, вся жизнь которого / То воля, то острог. / Пришел в село Усолово.» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» [Некрасов, 1959в, с. 271]). За 80 лет названия пос. Некрасовское и Некрасовский район уже стали «историческими» и привычными, по крайней мере, для всех ныне живущих людей. Внимание местных жителей и краеведов к историческому топониму Большие Соли показывает практику «возвращения» исторической и социальной памяти, подкрепленную созданием музеев и новых туристско-экскурсионных маршрутов.

При этом в соседнем областном центре Костроме имя поэта исчезло из наименования главного вуза региона - Костромского государственного университета. Костромской государственный педагогический институт (позднее - Костромской государственный университет) действовал и носил имя Н. А. Некрасова с 1949 г. КГУ как опор-

ный вуз Костромской области был создан в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ в 2016 г. путем реорганизации двух вузов в форме присоединения Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова к Костромскому государственному технологическому университету. По крайней мере, ул. Некрасова на карте Костромы сохранилась и мирно соседствует с улицами Пушкина, Тургенева и Маяковского.

Заключение. Итак, сегодня Николай Алексеевич Некрасов присутствует и в семейных нарра-тивах, и в материальном наполнении социально-культурной среды. Личные воспоминания о произведениях поэта задаются рамками семьи и школьной программы и в силу этого устойчиво передаются в цепи поколений. Коммеморация личности и творчества великого поэта в Ярославле и Ярославской области обширна и разноплано-ва и в основном закреплена в практиках «воспоминания». Обращение к разноплановым компонентам социальной памяти, связанным с Некрасовым, позволило выявить и другие практики работы с памятью: «забывание», «возвращение». На основе обобщенных и изученных материалов можно видеть, что Некрасов входит как в национальный, так и в региональный культурный нар-ратив. Он выступает как носитель генеральных идей культуры нации и культуры памяти, максимально разнопланово фиксируется в индивидуальной, семейной, групповой, национальной памяти. Строки из некрасовских стихотворений объясняют не только прошлое, но и сегодняшнюю жизнь. Пожалуй, они, как и школьные учебники, входят в автобиографию нации, задают и позволяют распознать идентичность.

Библиографический список

1. Борисов Н. С. Окрестности Ярославля. Москва : Искусство, 1984. 160 с.

2. Васильев А. Воплощенная память: коммемора-тивный ритуал в социологии Э. Дюркгейма // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 2. С. 141-167.

3. Грешневская тетрадь Н. А. Некрасова: к 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова / пре-дисл., транскрипция, коммент. М. С. Макеева. Ярославль : Академия 76, 2015. 366 с.

4. Еремеева С. Бронзовый век российской словесности: памятники писателям в рамках практики монументальной коммеморации. Москва : НИУ «Высшая школа экономики», 2009. 49 с.

5. Кокорина Е. А. Формирование имения и строительство усадьбы Карабиха в XVIII - начале XIX в. // Карабиха : историко-литературный сборник. Вып. 4. Ярославль, 2002. С. 242-254.

6. Малинова О. Ю. Коммеморация столетия революции^) 1917 года в РФ: сравнительный анализ со-

перничающих нарративов // ПОЛИС: политические исследования. 2018. № 2. С. 37-56.

7. Марасанова В. М. Театральное дело в Ярославской губернии в конце XIX - начале ХХ в. // Ярославский архив : историко-краеведческий сборник. Москва ; Санкт-Петербург : Atheneum-Феникс, 1996. С. 189-191.

8. Марасанова В. М. Ярославские губернаторы. Историко-биографические очерки. 1777-1917 / В. М. Марасанова, Г. П. Федюк. Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1998. 420 с.

9. Некрасов Н. А. Сочинения : в 3 т. Москва : Худ. лит., 1959a. Т. 1. 360 с.

10. Некрасов Н. А. Сочинения : в 3 т. Москва : Худ. лит., 1959б. Т. 2. 464 с.

11. Некрасов Н. А. Сочинения : в 3 т. Москва : Худ. лит., 1959в. Т. 3. 323 с.

12. Некрасов Н. А. Стихотворения Н. А. Некрасова. Полное собрание в одном томе. 1842-1877. Санкт-Петербург : Типография М. Стасюлевич, 1891. 443 с.

13. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. 50: Ярославская губерния. Б. м., 1904. 233 с.

14. Письма Некрасова. Некрасов Н. А. Ордынскому Б. И. май - август 1849 г. // Николай Алексеевич Некрасов : сайт. URL: http://nekrasov-lit.ru/nekrasov/letter/letter-109.htm (Дата обращения: 15.12.2019).

15. Поляков И. А. С. Б. Веселовский и его наследие в коммеморациях историографии и памяти общества // КЛИО. 2013. № 12(84). С. 153-157.

16. Федюк В. П. На поприще ума... Сто лет истории Яросл. обл. универс. науч. библиотеки им. Н. А. Некрасова / В. П. Федюк, А. А. Герасимова. Ярославль : Александр Рутман, 2002. 94 с.

17. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. Москва : Новое изд-во, 2007. 348 с.

18. Ярославль : историко-топонимический справочник / под ред. А. Ю. Данилова и Н. С. Землянской. Ярославль : РИЦ МУБиНТ, 2006. 208 с.

19. Ярославские усадьбы : каталог с картой расположения усадеб / В. В. Стерлина, Е. А. Графова,

A. Б. Чижков, Ю. В. Стародубов ; науч. ред.

B. М. Марасанова. Москва : Некоммерческое партнерство «Русская усадьба», 2016. 208 с.

20. Alstein M. V. The Great War Remembered: Commemoration and Peace in Flanders Fields. Brussels : Flemish Peace Institute. 2011. 88 p.

21. Cultural Memory Studies: an International and Interdisciplinary handbook / edited by Astrid Eril, Ansgar Nunning. Berlin : Walter de Gruyter, 2008. 449 p.

22. Fentress J., Wickham C. Social memory. Oxford: Wiley-Blackwell., 1992. 239 p.

23. Kansteiner W. Finding meaning in memory: a methodological critique of collective memory studies // History and Memory. 2002. Vol. 41. № 2. P. 179-197.

24. Misztal B. A. The sacralization of memory // European Journal of Social Theory. 2004. Vol. 7. № 1. P. 67-84.

25. Olick J. K. «Collective memory»: memoir and prospect // Memory Studies. 2008. Vol. 1. № 1. P. 23-29.

Reference list

1. Borisov N. S. Okrestnosti Jaroslavlja = Vicinities of Yaroslavl. Moskva : Iskusstvo, 1984. 160 s.

2. Vasil'ev A. Voploshhennaj a pamjat': kommemorativnyj ritual v sociologii Je. Djurkgejma = Embodied memory: a memorable ritual in the sociology of E. Durkheim // Sociologicheskoe obozrenie. 2014. T. 13. № 2. S. 141-167.

3. Greshnevskaja tetrad' N. A. Nekrasova: k 200-letiju so dnja rozhdenija N. A. Nekrasova = Greshnev's notebook on N. A. Nekrasov: to the 200th anniversary of the birth of N. A. Nekrasov / predisl., transkripcija, komment. M. S. Makeeva. Jaroslavl' : Akademija 76, 2015. 366 s.

4. Eremeeva S. Bronzovyj vek rossijskoj slovesnosti: pamjatniki pisateljam v ramkah praktiki monumental'noj kommemoracii = Bronze Age of Russian literature: monuments to writers as part of the practice of monumental commementation. Moskva : NIU «Vysshaja shkola jekonomiki», 2009. 49 s.

5. Kokorina E. A. Formirovanie imenija i stroitel'stvo usad'by Karabiha v XVIII - nachale XIX v. = The formation of the estate and the construction of the estate of Karabikha in the XVIII - early XIX centuries // Karabiha : istoriko-literaturnyj sbornik. Vyp. 4. Jaroslavl', 2002. S. 242-254.

6. Malinova O. Ju. Kommemoracija stoletija revoljucii(j) 1917 goda v RF: sravnitel'nyj analiz sopernichajushhih narrativov = Commemoration of the centenary of the revolution (s) of 1917 in the Russian Federation: a comparative analysis of rival narratives // POLIS: politicheskie issledovanija. 2018. № 2. S. 37-56.

7. Marasanova V. M. Teatral'noe delo v Jaroslavskoj gubernii v konce XIX - nachale XX v. = Theatrical business in the Yaroslavl province in the late XIX - early XX centuries // Jaroslavskij arhiv : istoriko-kraevedcheskij sbornik. Moskva ; Sankt-Peterburg : Atheneum-Feniks, 1996. S. 189-191.

8. Marasanova V. M. Jaroslavskie gubernatory. Istoriko-biograficheskie ocherki. 1777-1917 = Yaroslavl governors. Historical and biographic essays. 1777-1917 / V. M. Marasanova, G. P. Fedjuk. Jaroslavl' : Izd-vo JarGU, 1998. 420 s.

9. Nekrasov N. A. Sochinenija : v 3 t. = Works: in 3 volumes. Moskva : Hud. lit., 1959a. T. 1. 360 s.

10. Nekrasov N. A. Sochinenija : v 3 t. = Works: in 3 volumes. Moskva : Hud. lit., 1959b. T. 2. 464 s.

11. Nekrasov N. A. Sochinenija : v 3 t. = Works: in 3 volumes. Moskva : Hud. lit., 1959v. T. 3. 323 s.

12. Nekrasov N. A. Stihotvorenija N. A. Nekrasova.

Polnoe sobranie v odnom tome. 1842-1877 = Poems by N. A. Nekrasov. A complete meeting in one volume. 1842-1877.Sankt-Peterburg : Tipografija M. Stasjulevich, 1891. 443 s.

13. Pervaja Vseobshhaja perepis' naselenija Rossijskoj imperii 1897 g. = First General Census of the Russian Empire in 1897. T. 50: Jaroslavskaja gubernija. B. m., 1904. 233 c.

14. Pis'ma Nekrasova. Nekrasov N. A. Ordynskomu B. I. maj - avgust 1849 g. = Nekrasov's letters. Nekrasov N. A. To Ordynsky B. I. May - August 1849 // Nikolaj Alekseevich Nekrasov : sajt. URL: http://nekrasov-lit.ru/nekrasov/letter/letter-109.htm (Data obrashhenija: 15.12.2019).

15. Poljakov I. A. S. B. Veselovskij i ego nasledie v kommemoracijah istoriografii i pamjati obshhestva = S. B. Veselovsky and his legacy in the commemorations of historiography and the memory of society // KLIO. 2013. № 12(84). S. 153-157.

16. Fedjuk V. P. Na poprishhe uma... Sto let istorii Jarosl. obl. univers. nauch. biblioteki im. N. A. Nekrasova = In the field of mind... One hundred years of Yaroslavl regional scientific library named after N. A. Nekrasov / V. P. Fedjuk, A. A. Gerasimova. Jaroslavl' : Aleksandr Rutman, 2002. 94 s.

17. Hal'bvaks M. Social'nye ramki pamjati = Social framework of memory / per. s fr. i vstup. st. S. N. Zenkina. Moskva : Novoe izd-vo, 2007. 348 s.

18. Jaroslavl' = Yaroslavl : istoriko-toponimicheskij spravochnik / pod red. A. Ju. Danilova i N. S. Zemljanskoj. Jaroslavl' : RIC MUBiNT, 2006. 208 s.

19. Jaroslavskie usad'by = Yaroslavl estates: katalog s kartoj raspolozhenij a usadeb / V. V. Sterlina, E. A. Grafova, A. B. Chizhkov, Ju. V. Starodubov ; nauch. red. V. M. Marasanova. Moskva : Nekommercheskoe partnerstvo «Russkaja usad'ba», 2016. 208 s.

20. Alstein M. V. The Great War Remembered: Commemoration and Peace in Flanders Fields. Brussels : Flemish Peace Institute. 2011. 88 p.

21. Cultural Memory Studies: an International and Interdisciplinary handbook / edited by Astrid Eril, Ansgar Nunning. Berlin : Walter de Gruyter, 2008. 449 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Fentress J., Wickham C. Social memory. Oxford: Wiley-Blackwell., 1992. 239 p.

23. Kansteiner W. Finding meaning in memory: a methodological critique of collective memory studies // History and Memory. 2002. Vol. 41. № 2. P. 179-197.

24. Misztal B. A. The sacralization of memory // European Journal of Social Theory. 2004. Vol. 7. № 1. P. 67-84.

25. Olick J. K. «Collective memory»: memoir and prospect // Memory Studies. 2008. Vol. 1. № 1. P. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.