Научная статья на тему 'Некоторые вопросы управления образованием в Азербайджанской Республике'

Некоторые вопросы управления образованием в Азербайджанской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕНЕДЖЕР ПО ОБРАЗОВАНИЮ / EDUCATION MANAGER / СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ / SUBJECTS AND OBJECTS OF MANAGEMENT / ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / PRINCIPLES AND FUNCTIONS OF MANAGEMENT / ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT OF EDUCATION / INTER SCHOOL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Т.С., Кафарова О.К., Заманова М.А.

В статье рассматриваются вопросы управления образованием, основные принципы государственной политики в области образования, управленческие функции для управления и регулирования процесса обучения и воспитания, направления деятельности для внутришкольного управления в рамках процесса управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME MATTERS OF EDUCATION MANAGEMENT IN REPUBLIC OF AZERBAIJAN

The article covers the essence of education management, the main principles of state policy in education, the management functions for governing and regulating the education and mentoring, the activity plan for inter school management within the quality management process.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы управления образованием в Азербайджанской Республике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Т.С. Алиева

д-р философии по педагогике, кафедра педагогики и методики начального образования, Азербайджанский государственный педагогический университет,

г. Баку

О.К. Кафарова

д-р философии по педагогике, кафедра педагогики, Бакинский государственный университет,

г. Баку М.А. Заманова д-р философии по педагогике, кафедра педагогики и методики начального образования, Азербайджанский государственный педагогический университет,

г. Баку

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления образованием, основные принципы государственной политики в области образования, управленческие функции для управления и регулирования процесса обучения и воспитания, направления деятельности для внутришкольного управления в рамках процесса управления качеством.

Ключевые слова: управление системой образования, менеджер по образованию, субъекты и объекты управления, принципы и функции управления, внутришкольное управление.

T.S. Aliyeva, Azerbaijan State Pedagogic University , Baku

O.K. Kafarova, Baku State University, Baku

M.A. Zamanova, Azerbaijan State Pedagogic University, Baku

SОME MATTERS OF EDUCATION MANAGEMENT IN REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract. The article covers the essence of education management, the main principles of state policy in education, the management functions for governing and regulating the education and mentoring, the activity plan for inter school management within the quality management process.

Keywords: management of education, education manager, subjects and objects of management, principles and functions of management, inter school management.

Деятельность и непрерывное развитие системы образования в Азербайджане осуществляется путём реализации концептуальных подходов к наиболее важным направлениям политики образования в современных условиях. Их введение и применение необходимо для реализации планов и конструктивных принципов деятельности общества и государства в области образования. Концептуальные подходы играют важную роль в деле повышения эффективности работы управления и руководства образованием. В концепции модернизации азербайджанского образования определена главная задача государственной образовательной политики - обеспечение качества образования на современном уровне при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Качественная организация образования и учебно-воспитательного процесса на высоких научных началах измеряется ее построением согласно единым требованиям международного масштаба.

Интеграция Азербайджанской Республики в европейское и мировое пространство образования, присоединение к Болонскому процессу стали предпосылками к созданию системы образования, основывающейся на национальных и мировых ценностях. «Воспитать осознающего свою ответственность перед азербайджанским государством, уважающего национальные традиции народа и демократические принципы, права и свободы человека, верного идеалам патриотизма и азербайджанизма, независимого и творчески мыслящего гражданина и личности» является основной целью системы образования [3, с. 15, ст. 4]

Так, в октябре 2013 года указом президента Азербайджанской Республики И. Алиева была утверждена Государственная стратегия по развитию образования в Азербайджанской Республике, которая предполагает осуществление широкомасштабных мероприятий по пяти стратегическим направлениям: созданию образовательной системы, по качественным результатам и охвату занимающей ведущую позицию, основанной на профессиональных преподавателях, образовательных менеджерах и передовых технологиях.

Одно из стратегических направлений этого документа предполагает создание ответственных, гласных и эффективных механизмов управления в области образования. Это направление ставит целью усовершенствование регулирования и управления в системе образования на базе передовой международной практики, обеспечение результативных и гласных моделей управления по результатам обучения и гарантию качества образования, создание новых информационных и отчетных систем по управлению. Управление ступенчатой образовательной системой, регулирующей удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества, является сложным и ответственным процессом.

В структурные элементы управления образованием входят субъекты и объекты управления, взаимоотношения между ними. Субъекты управления - уполномоченные лица, отделы и организации, осуществляющие управленческую деятельность. К объектам управления относятся управляемые лица, коллективы, организационные структуры, исполнители указов и распоряжений управленческих органов и пр.

Основной целью управленческой деятельности является не только обеспечение воспитания граждан, обладающих глубокими познаниями, креативным мышлением, широким мировоззрением, национальными и общечеловеческими ценностями, преданных идеям патриотизма, но и обеспечение формирования личности и создание благоприятных условий для её самоопределения и самореализации.

Управление, как и в других областях, играет важную роль в педагогических системах. Научную основу управления составляет система научных знаний.

Одной из особенностей современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Государственный характер управления системой образования закреплён совокупностью принципов государственной политики в области образования, сформулированных в законе АР «Об образовании»: гуманизм, демократичность, равенство, национальный и светский характер образования, качество, эффективность, непрерывность, единство, постоянство, преемственность, интеграция.

Такие принципы, как объединение государственных и общественных усилий, научность, взаимодействие теории с практикой, плановость, системность и комплексность, нацеленность на достижение итоговых результатов, демократизация и гуманизация в управлении качеством образования всесторонне отражают сущность управления.

Для управления и регулирования процесса обучения и воспитания выполняется ряд задач, называемых управленческими функциями. Можно классифицировать три группы управленческих функций:

1. функции, отражающие содержание процессов управления образованием;

2. функции, отражающие содержание выполняемых работ;

3. функции, охватывающие содержание деятельности.

Общие функции управления можно охарактеризовать нижеследующим образом:

а) Анализ и прогнозирование: составляют первичную ступень управления. Педагогический анализ состоит из объективной оценки состояния педагогического процесса, выявления условий и проведения необходимых подготовительных работ.

б) остановка целей и планирование: так как цель составляет основу любой деятельности, правильная и четкая постановка целей способствует лучшей организации деятельности. Планирование же реализует ряд операций и выражается как на стратегическом, так и на тактическом уровне управления образованием.

в) функция контроля и регулирования: данная функция связана с реализацией организационной функции. Контроль осуществляется посредством нескольких операций и тесно связан с регулированием.

г) учет: служит определению направления управления, его качества. Целью является сбор и систематизация данных о состоянии управляемой системы и результатах.

В настоящее время во всех образовательных учреждениях педагогического профиля в Азербайджане на ступенях бакалавриата и магистратуры изучается предмет «Концепция подготовки менеджеров образования в АР».

Результаты проводимых в Азербайджанской Республике исследований [8, с. 412] показывают, что подготовка менеджеров образования на различных ступенях образования оказывает положительное влияние:

- на повышение показателей качества деятельности управляющих кадров в системе образования;

- руководящие кадры изучают современные технологии, применяют их в процессе управления, что даёт свои положительные результаты;

- создан центр подготовки менеджеров образования, где руководящие сотрудники системы образования знакомятся с наукой управления, применяют эти знания на практике, обеспечивая переход системы образования на современные механизмы управления;

- применяются новые планы и программы, по содержанию и форме отвечающие стандартам по подготовке менеджеров на ступенях повышения квалификации и переподготовки;

- вновь назначенные кадры приступают к работе подготовленными, ознакомленными с директивными документами, регламентами и механизмом управления, законодательными актами, финансовыми операциями;

- предварительная подготовка менеджеров образования позволяет успешно реализовы-вать функции управления и создаёт условия для получения конкретных позитивных результатов.

К специфичным функциям управления относятся различные области школьного управления: учебно-воспитательная, психологическая, финансово-экономическая, социальная, административно-хозяйственная деятельность и др.

Результаты ряда исследований показывают [8, с. 404], что направления деятельности, касающиеся содержания внутришкольного управления в рамках управления качеством, отличаются своей значимостью:

- изучение общеобразовательных организационно-педагогических проблем;

- качество и состояние выполнения национального куррикулума, образовательных и предметных программ;

- состояние выполнения нормативных документов и принятых решений;

- организация образовательного процесса, реализующего функции развития обучения;

- формирование конкурентоспособной личности школьника;

- свобода выбора в учебно-воспитательном процессе;

- уровень формирования базовых знаний на основе новых методологических подходов,

ориентированных на результат;

- постановка работы с педагогическими работниками и состояние выполнения;

- эффективность совместной работы школы, семьи и общественности;

- организация внеучебной учебно-воспитательной деятельности;

- направление содержания образования на развитие общеобразовательной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности учащихся.

Эффективное развитие школы может быть достигнуто при условии наличия совершенной педагогической традиции осуществления учебно-воспитательного процесса, а также формирования развитой информационной системы. При обеспечении школьной деятельности посредством педагогической системы, применение инноваций стимулирует развитие школы, и каждая реформа оказывает благоприятное воздействие. Под педагогическими инновациями подразумеваются позитивные изменения в педагогической системе и управлении, осуществление которых повышает качество учебно-воспитательного процесса в школе, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов. Инновационные процессы в управлении успешно осуществляются в школах и требуют реализации ряда мер. Сюда входят:

- мотивация участия педагогов в инновационных мерах;

- проектирование желаемой педагогической системы, планирование стратегии и выполнения изменений;

- анализ педагогической системы школы, выявление и устранение недочетов и недостатков, оценка значимости;

- контроль над процессом ведения изменений и оценка результатов.

Оптимизированное управленческое мышление менеджеров по образованию создает

предпосылки для анализа и оценки любого процесса, вынесения оптимального решения по управлению, обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения. Здесь теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента [5, с. 23], которая характеризуется, прежде всего, своей личностной направленностью. В процессе применения её на практике деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Ведущее назначение управления, осуществляемого в школе, предполагает целенаправленное воздействие на коллективы людей, задействованных в учебно-воспитательном процессе, и организация их наиболее эффективного взаимодействия с целью регламентирования и регулирования их отношений и деятельности [10, с. 78].

Руководитель образовательного учреждения должен обладать возможностью правильно оценивать цели обучения в организации учебного процесса, аналитически подходить к своему делу, минимизировать ошибки в управленческих решениях, стараться формировать экономически эффективный учебно-воспитательный процесс.

Государственные принципы в образовательной сфере создают возможность построения системы управления в соответствии с передовыми требованиями, более совершенного выполнения управленческих функций, определения направлений внутришкольной деятельности и выявления инноваций.

Список литературы:

1. Государственная стратегия развития образования в Азербайджанской Республике. -Баку, 2013.

2. Джаббаров Р.Г. Методическая служба, организация и планирование в управлении образовательными учреждениями, 2005 (СаЬЬаг^ К.И. ТэИбИ тй88з188|8г1п idar8edilm8sind8 metodik xidm8ti, t8§kili v8 plaпla§dlпlmasl, 2005).

3. Закон АР об образовании. - Баку, 2009.

4. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М., Белгород, 1997.

5. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. -Челябинск, 1978.

6. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: учебно-методическое пособие для вузов. - М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004.

7. Мамедзаде Р. Качество как одно из ведущих направлений в образовании. - Баку, 2010 (M8mm8dzad8 К. ТэИб^э keyf¡yy8t арапа ¡эйдатаИа^эп Ып к1т1. Вак1, 2010).

8. Мехрабов А.О. Современные проблемы азербайджанского образования. - Баку, 2007. - 404 с. (МеИга^.А.О. Az8rbaycan t8hsilinin тиаэ^ ргоЫет18П. Вак1, 2007, 404 б.).

9. Пашаев А.К., Рустамов Ф.А. Педагогика. Новый курс. - Баку, 2007 (Pa§ayev 9.К., Rйst8mov Р.А. Pedaqogika. Yeni кигБ, Вак1, 2007).

10. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.