Общее образование
УДК 377
НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Г.Г. Габдуллин
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем школьного управления в современных условиях. Автором выделены типы педагогических инноваций (содержательные, технологические, финансовые, оценочные). Показаны проблемы и пробелы школьного управления, существенным образом влияющие на качество образования. Автором осуществлено теоретическое обоснование научных основ внутришкольного управления в условиях модернизации системы образования в свете требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов. К внедрению в практику автором предлагается учебное пособие «Модернизация школы: проблемы управления», материалы которого представлены в статье в обобщенном виде. Пособие включает четыре главы, последовательно раскрывающие: проблемы модернизации управления современной школой; новые понятия в теории управления образовательными системами; содержание основных категорий теории управления образовательной организацией; организационно-педагогические функции управления школой и особенности теоретической и практической подготовки педагогических работников и руководителей школы в условиях реализации требований ФГОС. Статья предназначена для работников управления образованием, педагогических работников, директорам общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: управление образованием, модернизация образования, теория управления современной школой, федеральные государственные образовательные стандарты
MODERN RESEARCH OF THE PROBLEMS OF SCHOOL MANAGEMENT G. Gabdullin
Abstract. The article is devoted to the study of problems of school management in modern conditions. The author identifies the types of pedagogical innovations (informative, technological, financial, evaluative). The problems and gaps of school management significantly affecting the quality of education are shown. The author carries out the theoretical substantiation of scientific bases of intra-school management in the conditions of modernization of the education system in the light of the requirements of the new Federal state educational standards. The author offers a textbook "Modernization of the school: problems of management", the materials of which are presented in the article in a generalized form. The manual includes four chapters, consistently revealing: the problems of modernization of modern school management; new concepts in the theory of management of educational systems; the content of the main categories of the theory of management of educational organization; organizational and pedagogical functions of school management and features of theoretical and practical training of teachers and school leaders in the implementation of the requirements of the GEF. The article is intended for employees of education management, teaching staff, Directors of educational organizations.
Keywords: education management, modernization of education, theory of modern school management, Federal state educational standards
Отечественное общее образование в процессе трансформации советской системы за последние десятилетия находится в состоянии непрерывного реформирования, обновления. К наиболее глубоко затрагивающим цели и задачи обновления российского образования можно отнести такие программные документы директивных органов, как национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010
годы, Приоритетный национальный проект «Образование» и некоторые другие. Реализация этих программ, разумеется, потребовала огромных затрат финансовых, материальных и людских ресурсов (например, реализация одной Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, предусматривала финансовых вложений в сумме 62 млрд. руб.).
По инициативе Министерства образования и науки РФ в эти годы развернулись широко резонансные нововведения в системе общего образования ещё по четырём областям (направлениям) [5]:
1. В области содержания образования, путем повсеместной профилизации обучения на старшей ступени общего образования.
2. В области технологии обучения, посредством всемерного расширения компьютеризации образовательного процесса.
3. В области стимулирования труда педагогических работников, за счет введения новой системы оплаты труда.
4. В области оценки результатов обучения, посредством перехода на единый государственный экзамен для выпускников средних школ.
Однако, к великому сожалению, качество образования школьников за эти годы реформирования, по свидетельству самих работников образовательных организаций как общего, так и профессионального образования неуклонно снижалось. Этот вывод подтверждается и данными сравнительного изучения образовательных достижений учащихся российских зарубежных школ. Так, по результатам исследования по международной программе PISA, проведенного в 2009 году, например, среди 65 стран-участников, учащиеся нашей страны заняли:
- по читательской грамотности - 41 - 43 места (в 2000 году занимали 27 - 29 места);
- по математической грамотности - 38 - 40 места (в 2003 году было 29 - 31 места);
- по естественнонаучной грамотности - 37 - 40 места (в 2006 году занимали 33 - 38 места).
Основными причинами создавшейся ситуации, как показали наши исследования, явились помимо допущенных просчетов директивных органов и органов образования по проектированию и реализации мероприятий реформы системы образования, еще и, главным образом, серьезные недостатки в организации учебно-воспитательной работы в школах при изменившихся условиях, то есть ошибки в управлении ключевым звеном системы образования - общеобразовательной школой, вследствие застоя в теории управления образовательными системами и игнорирования закономерностей и положений педагогической науки в управлении образовательным процессом
[1-4].
Под видом модернизации внутришкольного управления в условиях реформирования образования ограничиваются лишь механическим переносом терминов управления бизнесом менеджмента. И это привело к явному игнорированию специфических особенностей общеобразовательной школы как образовательно-педагогической системы, к неординарному
отставанию теории управления
образовательными системами от современных требований к практике деятельности общеобразовательных школ в условиях модернизации образования.
«Вся образовательная практика, и прежде всего школа, оказались в трудной ситуации потери ориентиров, нечеткости основных целей и критериев успешности, неясности даже ключевых стратегических установок, таких как соотношение в иерархии ценностей политики, экономики, культуры и образования. Последнее нередко определяется не как явление культуры, специальное благо, а как источник услуг, подсобная сфера, обслуживающая экономику и управление, как процесс производный от экономики» [6].
В современных исследованиях проблем управления школой, к сожалению, не достигнуто каких-либо новых результатов в рассмотрении его основных категорий, исходящих из закономерностей педагогической науки и современных требований к образовательной практике. В теории школьного управления все еще не осуществлено научно обоснованного и ясного определения, например:
- сущности управленческой деятельности в образовательном учреждении и её содержания;
- понятия управленческого решения в образовании и способов обеспечения обоснованности его принятия;
- принципов управления школой, отражающих особенности функционирования образовательного учреждения;
- специфических функций управления школой, исходящих из её потребностей как объекта управления;
- общепризнанной системы общих и частных методов управления образовательным учреждением;
- качества и эффективности управления школой, критериев и показателей их оценки, и так далее.
Учитывая все большее обострение актуальности проблем теории и практики управления школой на новом этапе модернизации образования, связанном с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования, нами предпринята новая попытка разностороннего исследования и на этой основе разработки учебного пособия для работников образования по управлению современной общеобразовательной школой под названием «Модернизация школы: проблемы управления».
Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и практической апробации научных основ внутришкольного управления в условиях модернизации системы образования в свете требований новых, Федеральных государственных образовательных стандартов.
Книга состоит из взаимосвязанных между собой четырёх глав. Первая глава «Актуализация проблем модернизации управления школой в условиях реформирования образования» посвящена осуществлению причинно-следственного анализа предпринятых
нововведений в образовании за последние десятилетия. Значительное место отведено рассмотрению особенностей, структуры и содержания Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, наличия их корреляции с содержанием ФГОС высшего педагогического образования. Критическому анализу подвергнуто современное функционирование систем высшего
педагогического образования и дополнительного профессионального образования работников общеобразовательных организаций.
Центральное место в учебном пособии отведено проблемам современного развития теории управления образовательными системами. Эти проблемы рассматриваются в каждой главе книги. Кроме этого, этим проблемам посвящена специальная, вторая глава учебного пособия «Влияние модернизации образования на теоретические основы управления школой». Здесь исследуются три ключевых вопроса: изменения в практике управления школой за годы реформирования образования; появление новых понятий в теории управления образовательными системами; содержание основных категорий теории управления образовательной
организацией.
В ходе рассмотрения вопросов выясняются принципиальные отличия управленческой деятельности в сфере образования от управления в других сферах, в частности в бизнесе, осуществляемом менеджментом, раскрывается ошибочность широко распространенных попыток прямого переноса положений менеджмента в школьное управление. Так как вся управленческая деятельность в школе (административная, кадровая, хозяйственная, финансовая, программно-методическая и т.д.) ведется с учетом педагогических последствий и педагогической целесообразности, любые решения в школе принимаются и реализуются, в конечном счете, ради ребенка, иначе они теряют всякий смысл. Ведь человеческие ресурсы в
менеджменте интересуют с точки зрения более интенсивного их использования (эксплуатации) ради получения прибыли, то в управлении образованием человеческие ресурсы, интересуют в целях их формирования и развития.
С новых позиций и в соответствии со специфическими особенностями
общеобразовательной школы как объекта управления, в этой главе рассмотрены основополагающие понятия управления школой: сущность и цели управления школой; обновление состава, структуры и содержания принципов управления школой; выдвижение нового состава функций управления в школе, объединенных в целевые, организационно-педагогические и процессуальные функции этого управления; определение содержания психолого-
педагогических, социально-педагогических, организационно-педагогических и социально-экономических методов управления
общеобразовательной организацией и их применение в зависимости от создавшихся ситуаций; выявление переченя показателей эффективности управления школой,
объединенных в три группы: итоговые (конечные) показатели деятельности школы; показатели развития ресурсного обеспечения образовательного процесса; качество управленческой деятельности. Здесь следует подчеркнуть, что предложенное содержание каждого из рассмотренных автором теоретических понятий значительно отличается от их традиционной трактовки, прежде всего, своей нацеленностью на повышение эффективности всей управленческой
деятельности.
Дальнейшему развитию теории школьного управления посвящена и следующая, третья глава учебного пособия «Влияние Федеральных государственных образовательных стандартов на содержание управление школой». В этой главе рассмотрены изменения всех трех групп (целевых, организационно-педагогических и процессуальных), функций управления школой в процессе реализации ФГОС и вопросы совершенствования структуры управляющей системы школы в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Изменение целей образования, согласно ФГОС, например, потребовало расширения целевых функций управления школой посредством обеспечения личностно-
ориентированного образования в школе, предполагающего реализацию деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе. Здесь достаточно подробно
раскрываются механизмы реализации этих подходов.
Исследования автора книги обнаружили, что многие упущения в общем образовании, в реализации задач реформирования школы связаны с недостатками в понимании управленческими кадрами смысла и значения организационно-педагогических функций
управления школой и низким уровнем их реализации. Поэтому в этой главе специально рассматриваются проблемы адаптации организационно-педагогических функций к условиям реализации ФГОС по трем их подгруппам:
а) изменения в организационно-педагогических функциях управления школой, напрямую не связаны с ФГОС: по работе с контингентами учащихся, охране здоровья школьников, обеспечение прав детей на образование, обеспечение единства школы и семьи, организации взаимодействия школы с окружающей средой;
б) обновление организационно-педагогических функций управления школой, имеющих непосредственное отношение к ФГОС: организации образовательного процесса, организации внеурочной деятельности учащихся, работы с педагогическими кадрами, организации инновационной деятельности в образовании, работы по повышению качества образования;
в) нововведения в организационно-педагогических функциях управления школой по новым направлениям реализации ФГОС: реализация новых требований к кадровому обеспечению школы, работы по новому порядку финансирования общего образования, обеспечение ФГОС учебно-материальными ресурсами.
Изучение организационно-педагогических функций управления фактически предполагает рассмотрение школы в виде объекта управления и ответа на вопрос: чем управлять? Для обеспечения эффективности управления не менее важен ответ на вопрос: как управлять? Необходимо налаживание организационного механизма в школе, то есть обеспечение успешной деятельности субъекта управления. В связи с этим, в третьей главе книги особый интерес представляет специальный параграф, посвященный изучению вопроса
«Совершенствование деятельности управляющей системы школы в условиях ФГОС».
Здесь рассматриваются три проблемы: проектирование организационной структуры управляющей системы современной школы; становление процессуальных (операционных)
функций управления в процессе развития школы; корректировка содержания процессуальных функций управления школой в процессе реализации ФГОС. Исходя из общей темы этой (третьей) главы книги, здесь большое внимание уделено рассмотрению корректировок содержания каждой процессуальной функции управления школой:
- изменения содержания педагогического анализа образовательной деятельности в школе;
- целеполагания в управлении школой как принятия управленческого решения;
- изменения содержания школьного планирования в современной школе;
- влияния модернизации образования на организационную деятельность в школе;
- совершенствования функции внутришкольного контроля и учета;
- повышения роли функции руководства в управлении современной школой.
По убеждению автора учебного пособия и отзывам экспертов, рассмотренные
процессуальные функции управления школой с достоинством могут пополнить современную теорию управления образовательными системами, а практическая реализация их в совокупности реально способствует повышению эффективности управленческой деятельности в школе, успешной модернизации
общеобразовательной школы в свете требований ФГОС.
Общеизвестно, что модернизация деятельности общеобразовательной организации, помимо фактора внутришкольного управления, не в малой степени зависит и от внешних факторов, в частности, от успешного функционирования системы профессионального педагогического образования. Именно поэтому вполне логично рассмотрение в четвертой главе учебного пособия темы «Теоретическая и практическая подготовка педагогических работников и руководителей школы в условиях реализации требований ФГОС». Тем более, что в результате анализа функционирования существующей системы подготовки и повышения квалификации учительских и управленческих кадров общего образования автору удалось извлечь весьма настораживающие выводы.
1. В процессе реализации ФГОС общего образования в полный рост встаёт проблема обеспечения педагогической компетентности работников школы в вопросах достижения новых целей (планируемых результатов) образования, изменения содержания образования
(формирование у учащихся универсальных учебных действий), обновления образовательного
процесса (деятельностный подход), управления качеством образования (по новой системе оценки образовательных достижений учащихся) и другие.
2. Значительное сокращение общего объема времени подготовки учительских кадров, вследствие массового перевода педагогических направлений вузов с пятилетнего специалиста на четырехлетний бакалавриат существенно сузило возможности всесторонней теоретической и практической подготовок будущих учителей к работе в условиях реализации ФГОС.
3. В этих условиях и при продолжающемся кризисе педагогического образования основным ресурсом повышения квалификации педагогического и управляющего персонала в реализации ФГОС становятся система дополнительного педагогического образования и активизация деятельности всех ее звеньев: школьного, муниципального и регионального.
4. В системе дополнительного педагогического образования также остаются серьезные проблемы, требующие безотлагательного решения, такие как возобновление определения потребностей работников в повышении их квалификации и эффективности их курсового обучения посредством регулярного изучения методическими службами качества образовательного процесса в школах до и после курсового обучения педагогов и аттестации компетентности педагогических работников в вопросах ФГОС и другие.
В конце учебного пособия приложен «Толковый словарь основных терминов и понятий теории и практики управления общеобразовательной организацией»,
разработанный автором и адресованный руководителям школ и научным сотрудникам по теории управления.
Обобщение полученных результатов по главам учебного пособия в целом позволяет обозначить научную новизну, теоретическую значимость проведенного исследования и определить его практическое значение.
Таким образом, научная новизна результатов исследования состоит в том, что уточнена сущность самого управления школой как процесс и результат реализации ее ближайших и перспективных целей и задач (в отличие от традиционного взгляда как воздействие на общешкольный коллектив или как система планирования, организации, руководства и контроля).
Раскрыт перечень принципов экономики и социального управления действующих в
управлении школой, определен состав и содержание специфических принципов управления школой: принципов сочетания интересов ученического и трудового коллективов; педагогической направленности управленческой деятельности в школе; единства педагогических позиций; объективности; нормативности и сочетания государственных и общественных начал в управлении школой.
Раскрыта новая концепция о функциях управления школой, объясняющая как содержание управленческой деятельности в школе, так и алгоритм процесса (технологию) управленческой деятельности. Согласно этой концепции, совокупность функций управления школой объединяет три категории функций:
1. Целевые функции управления школой, куда входят: обеспечение непрерывного образовательного процесса; обеспечение доступности образования для каждой категории детей школьного возраста; обеспечение соответствия качества образования запросам личности и общества.
2. Специфические, организационно-педагогические функции управления школой, объединяющие:
- обеспечение школы контингентами учащихся;
- обеспечение школы ресурсами образования;
- обеспечение школы педагогическим, учебно-вспомогательным, обслуживающим персоналам;
- организация учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение социализации и воспитания учащихся;
- обеспечение прав детей на образование;
- обеспечение единства усилий школы и семьи;
- обеспечение взаимодействия школы с окружающей средой;
- работу по охране и укреплению здоровья школьников;
- финансово-хозяйственную деятельность в школе;
- организацию инновационной работы в образовании;
- работу по повышению результатов образования.
Перечисленные целевые и организационно-педагогические функции в совокупности и образуют содержание управление школой.
3. Операционные (процессуальные) функции управления школой, которые
раскрывают сам процесс (алгоритм) управления в школе и объединяют такие действия (операции), как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организацию, контроль и учет, руководство. Этот перечень функций управления предполагает их строгую последовательность, тесную взаимозависимость между собой и непрерывную цикличность.
Уточнена классификация общих и частных методов школьного управления; раскрыто содержание психолого-педагогических,
социально-педагогических, организационно-педагогических и социально-экономических методов управления школой; определены формы и приемы применения каждого из рассмотренных методов, в зависимости от решаемых задач, уровня развития школьного коллектива, стиля работы руководителя, создавшихся в работе ситуаций и других условий. В тесной связи с традиционно применяемыми (нередко типичными) методами работы разграничены понятия «управленческая культура» и «индивидуальный стиль» руководителя школы; выделены особенности каждого из трех типов (автократического, демократического,
либерального) стилей руководства школой, а также нередко встречающегося на практике канцелярско-бюрократического стиля работы среди руководителей школ.
Воспринимая эффективность школьного управления как достижение результативности деятельности самой школы, реализации поставленных целей ее модернизации и повышения качества образования впервые в педагогических исследованиях последнего десятилетия сформирована целостная система оценки эффективности управления школой, состоящая из следующих блоков:
I) Итоговые (конечные) результаты деятельности школы.
1. Обеспечение школой доступности образования.
2. Изменение образовательных достижений учащихся.
3. Уровень воспитанности и социализации школьников.
4. Динамика здоровья обучающихся.
II) Показатели развития ресурсного обеспечения образования как условия повышения его качества.
1. Расширение финансирования школы.
2. Развитие материально-технической базы.
3. Обеспеченность школы учебно-методическими и информационными ресурсами.
4. Рост кадровых ресурсов шко лы.
III) Качество управленческой деятельности.
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности.
2. Наличие нормального социально-психологического климата в коллективе.
3. Активность коллегиальных и общественных органов управления школой.
4. Сетевое взаимодействие школы с педагогическими партнерами.
5. Оптимальность системы планирование и отчетности в школе.
6. Влияние управленческой деятельности на реализацию задач в школе.
По каждому результату деятельности школы определен специальный перечень критериев (показателей) их оценки.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке новых для теории управления образовательной организацией концептуальных положений, обогащающих педагогику (школоведение), включая такие ее фундаментальные разделы, как сущность и цели управления школой, функции и содержание управления общеобразовательной организацией, методы, стили и культура внутришкольного управления, технология и результаты управленческой деятельности в школе, критерии оценки и показатели деятельности общеобразовательной школы и внутри школьного управления.
Исследования представляют собой один из аспектов крупной научной проблемы модернизации системы общего образования, обусловленной задачами дальнейшего, социально-экономического развития страны. Результаты исследования могут служить основой для развития теории управления системой образования (школоведения) как ее новое перспективное направление, взаимосвязанное с другими отраслями педагогической науки.
Практическое значение исследования заключается в том, что изданное Институтом развития образования Республики Татарстан книга «Модернизация школы: проблемы управления» успешно используется в системе дополнительного профессионального
образования руководителей школ. В настоящее время книга рекомендована Министерством образования и науки Республики Татарстан в качестве учебного пособия для системы повышения квалификации работников общего образования, и она подготовлена к переизданию.
По результатам исследований автора подготовлено к изданию также программно-методическое пособие «Профессиональная переподготовка работников образования по квалификации «Руководитель
общеобразовательной организации» для подготовки руководителей школ, переподготовки и повышения квалификации управленческих работников системы общего образования в условиях реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов.
Результаты исследования позволяют констатировать, что повышение эффективности управления общеобразовательной школой является ключевой проблемой современного этапа развития теории и практики управления системой образования. Перед педагогической
наукой встают задачи определения специфики и путей повышения эффективности управления каждым из типов общеобразовательной школы: начальной, основной, средней, профильной школы, гимназии, лицея, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центра образования, авторской школы, кадетской школы, специальной школы, коррекционной школы, вечерней школы и др., задача обобщения успешного опыта и достигнутых результатов в реализации требований ФГОС.
Литература:
1. Габдуллин Г.Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой / Г.Г. Габдуллин. -Казань: КГПИ, 1985. - 105 с.
2. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления / Г.Г. Габдуллин. - Казань. Тат.кн.изд-во, 1990. - 206 с.
3. Габдуллин Г.Г. Программно-целевое управление системой образования / Г.Г. Габдуллин / Материалы научной конференции. - Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 312 с.
4. Габдуллин. Г.Г. Метаморфозы в подготовке руководителей школ / Г.Г. Габдуллин // Народное образование. - 2014. - № 9. - С. 97-103.
5. Габдуллин Г.Г. Как «развивается» сегодня теория управления образованием / Г.Г. Габдуллин. -Управление образованием. - 2015. - № 1. - С. 40-50.
6. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха возрождения?: монография / В.И. Загвязинский. - М.: Логос, 2015. - 140 с.
Сведения об авторе:
Габдуллин Габдельхан Габдуллович (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор Института развития образования Республики Татарстан.
Data about the author:
G. Gabdullin (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan.
Статья поступила в редакцию 04.10.2018