В.И. Хныкин
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ «РОСАТОМ»
В настоящей статье рассмотрены некоторые правовые вопросы функционирования органов управления государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Автором исследуется структура органов управления, их полномочия и специфика образования в условиях современного подхода к институту государственных корпораций.
Ключевые слова: корпорация, государственная корпорация, федеральная собственность, государство, наблюдательный совет, генеральный директор, ревизионная комиссия.
Управление государственной корпорацией является одним из ключевых вопросов, поскольку именно за счет отлаженной структуры управления возможно достижение целей и задач, для решения которых создана данная государственная корпорация.
По мнению А.Я. Курбатова, анализ статутных федеральных законов по регламентации правовых основ деятельности государственных корпораций дает основания заключить, что их организационная структура управления практически идентична. Иерархия таковой структуры является трехзвенной:
1) высший орган управления - наблюдательный совет или совет директоров;
2) коллегиальный орган управления - правление;
3) единоличный исполнительный орган (руководитель корпорации) - генеральный директор, председатель или президент1.
Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона о государственной корпорации «Росатом»2 органами управления Корпорации являются наблюдательный совет Корпорации, генеральный директор Корпорации и правление Корпорации. Кроме того, органом
© Хныкин В.И., 2012
контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Корпорации является ревизионная комиссия Корпорации.
Тем не менее у каждой государственной корпорации структура органов управления и порядок их формирования могут быть индивидуальными, а также могут создаваться специфические органы, сопутствующие деятельности государственной корпорации. В государственной корпорации «Росатом» в такую структуру включен также консультативный орган - научно-технический совет.
Научно-технический совет корпорации является постоянно действующим консультативным и совещательным органом, созданным в целях научно-методологического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения деятельности корпорации. Члены научно-технического совета не могут быть работниками государственной корпорации и назначаются на должности сроком на пять лет решением наблюдательного совета из числа лиц, имеющих опыт и знания в необходимых отраслях.
Общим для всех государственных корпораций является то, что члены наблюдательного совета (совета директоров), за исключением единоличного исполнительного органа, входящего туда по должности, не должны работать в государственной корпорации на постоянной основе, а члены коллегиального органа управления, наоборот, должны являться работниками государственной корпорации.
Высшие органы управления государственных корпораций в силу требований законов об их создании формируются из представителей различных государственных органов федерального уровня (Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания, Центрального банка РФ).
Согласно ст. 23 Федерального закона о государственной корпорации «Росатом» в состав наблюдательного совета Корпорации входят девять членов, в том числе восемь - представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета Корпорации по должности.
Председатель наблюдательного совета Корпорации назначается Президентом Российской Федерации из числа членов наблюдательного совета Корпорации одновременно с назначением членов наблюдательного совета Корпорации.
Полномочия наблюдательного совета государственной корпорации «Росатом» сходны с полномочиями такого органа управления других корпораций и заключаются в том, что наблюдательный совет Корпорации осуществляет следующие основные полномочия:
утверждает стратегию деятельности Корпорации;
Некоторые вопросы управления государственной корпорацией по атомной энергии...
одобряет проект программы деятельности Корпорации на долгосрочный период и направляет его в Правительство Российской Федерации;
утверждает финансовый план деятельности Корпорации на не менее чем трехлетний период, разработанный в соответствии с программой деятельности Корпорации на долгосрочный период;
утверждает основные показатели деятельности Корпорации на очередной год;
утверждает порядок использования и направления использования прибыли Корпорации;
утверждает порядок использования средств специальных резервных фондов Корпорации и перечень работ (услуг), финансируемых за счет средств специальных резервных фондов Корпорации;
утверждает годовой отчет Корпорации и направляет его в Правительство Российской Федерации;
утверждает аудиторскую организацию, отобранную на конкурсной основе, для проведения аудита отчетности Корпорации;
принимает решения по принципиальным вопросам деятельности подведомственных предприятий, в том числе согласовывает назначение главных конструкторов подведомственных предприятий;
принимает решения по принципиальным вопросам деятельности организаций Корпорации;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Единоличные исполнительные органы всех действующих государственных корпораций назначаются Президентом РФ или Правительством РФ. Применительно к государственной корпорации «Росатом» в ст. 26 соответствующего федерального закона установлено, что генеральный директор Корпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
При этом специфика правового положения генерального директора данной Корпорации заключается в том, что генеральный директор Корпорации присутствует на заседаниях Правительства Российской Федерации, приглашается на заседания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, генеральный директор Корпорации:
- действует от имени Корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, российскими и иностранными организациями, международными организациями;
- возглавляет правление Корпорации и организует реализацию решений наблюдательного совета Корпорации и правления Корпорации;
- издает приказы, положения, инструкции и распоряжения по вопросам деятельности Корпорации;
- представляет на утверждение наблюдательного совета Корпорации финансовый план деятельности Корпорации;
- утверждает директивы представителям Корпорации в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ Корпорации;
- назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей, которые работают в Корпорации на постоянной основе и могут являться членами правления Корпорации;
- утверждает организационную структуру Корпорации;
- наделяется полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- утверждает размер и формы оплаты труда работников Корпорации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- представляет наблюдательному совету Корпорации годовой отчет Корпорации для утверждения;
- принимает решения по иным вопросам деятельности Корпорации, за исключением вопросов, отнесенных к полномочиям наблюдательного совета и правления Корпорации.
Помимо единоличного исполнительного органа - генерального директора - в государственной корпорации «Росатом» действует коллегиальный исполнительный орган - правление Корпорации, в состав которого входят генеральный директор Корпорации, являющийся членом правления по должности, и другие члены правления. Деятельностью правления Корпорации руководит генеральный директор Корпорации.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона о государственной корпорации «Росатом» члены правления Корпорации назначаются на должность и освобождаются от должности наблюдательным советом Корпорации по представлению генерального директора Корпорации. Члены правления Корпорации работают в Корпорации на постоянной основе или являются работниками учреждений Корпорации, акционерных обществ Корпорации и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий.
Некоторые вопросы управления государственной корпорацией по атомной энергии.
Полномочия правления Корпорации имеют достаточно общий характер, сходный по своей правовой природе с иными подобными исполнительными органами различных юридических лиц, поскольку правление Корпорации осуществляет текущее руководство Корпорацией, и в соответствии со ст. 29:
- представляет на утверждение наблюдательного совета Корпорации предложения об основных показателях деятельности Корпорации на очередной год;
- определяет позицию акционера - Корпорации по вопросам деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Корпорации, за исключением вопросов, которые относятся к компетенции наблюдательного совета Корпорации;
- разрабатывает проекты стратегии деятельности Корпорации, программы деятельности Корпорации на долгосрочный период и финансового плана деятельности Корпорации, предусматривая при этом объем расходования и направления использования средств специальных резервных фондов Корпорации;
- утверждает перечень проектов, которые финансируются за счет средств специальных резервных фондов Корпорации;
- утверждает порядок направления части прибыли подведомственных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в доход Корпорации;
- утверждает годовую бухгалтерскую отчетность учреждений Корпорации;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на правление Корпорации решениями наблюдательного совета Корпорации, а также предусмотренные Федеральным законом о государственной корпорации «Росатом».
Несмотря на сложившуюся структуру управления государственной корпорацией, А.Я. Курбатов среди недостатков существующего порядка формирования и деятельности органов управления государственных корпораций называет3:
- отсутствие автоматического лишения права представительства в наблюдательном совете (совете директоров) государственной корпорации при уходе лица с должности в том органе, представителем которого оно являлось;
- отсутствие единого подхода по вопросу выплаты вознаграждений членам наблюдательных советов (советов директоров).
Примечания
1 Курбатов А.Я. Государственные корпорации как организационно-правовая фор-
ма юридического лица // Хозяйство и право. 2008. № 4. С. 118.
2 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3 «О Государственной корпора-
ции по атомной энергии "Росатом"» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6078.
3 Курбатов АЯ. Правовое регулирование деятельности государственных корпора-
ций как организационно-правовой формы юридических лиц / Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.