Список литературы / References
1. Горчилин И.О. Эффективность назначения санкций при незаконном предпринимательстве // Налоги и право, 2010. № 11/1. С. 185.
2. Кондрашова Т.В. Некоторые вопросы уголовной ответственности за незаконное предпринимательство // Российский юридический журнал, 2009. № 1. С. 203 - 206.
3. Малинин В.Б., Аистова Л.С. Соотношение гражданско-правовой и административной ответственности за незаконное предпринимательство // Юридическая мысль, 2015. № 5. С. 70.
4. Шеленков С.Н. К вопросу об объективной стороне состава преступления «незаконное предпринимательство» // Гражданин и право, 2010. № 1. С. 95.
5. Масленникова Л.В. Гражданский ответчик в российском уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 125.
6. Масленникова Л.В. Гражданский ответчик в российском уголовном процессе: дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 154.
7. Масленникова Л.В. Гражданский ответчик в российском уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 201.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 07.02.2017 № 12-ФЗ // СЗ РФ, 1994. № 32. Ст. 3301: Российская газета, 1994. № 238.
9. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ в ред. от 28.12.2016 // СЗ РФ.-2001. № 33. Ст. 3431: Российская газета, 2001. № 153 - 154.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ в ред. от 07.03.2017 № 26-ФЗ // СЗ РФ.-2002. № 1. Ст. 1: Российская газета, 2001. № 256.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ в ред. от 07.03.2017 № 33-ФЗ // СЗ РФ -1996. № 25. Ст. 2954: Российская газета, 1996. № 118.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 в ред. от 07.07.2015 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // Российская газета, 2004. № 3648.
13. РИА Новости. Статья от 20.01.2016 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/economy/20160120/1362345428.html/ (дата обращения: 21.03.2017).
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОРПОРАЦИИ Ивашкина О.С. Email: Ivashkina1793@scientifictext.ru
Ивашкина Ольга Сергеевна — магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: в статье анализируются особенности государственной корпорации как некоммерческой организации на примере «Ростех», «Росатом». Проводится сравнительный анализ корпорации и государственной корпорации. Определяется правовой статус государственной корпорации, изучены особенности и специфика деятельности государственной корпорации. Определены недостатки правового регулирования, противоречия. Предлагается для разрешения проблемы на законодательном уровне создать закон о правовом положении Государственной корпорации.
Ключевые слова: корпорация, правовой статус государственной корпорации, некоммерческая организация, регулирование деятельности.
LEGAL ASPECTS OF STATUS OF STATE CORPORATION
Ivashkina O.S.
Ivashkina Olga Sergeyevna — master student, CHAIR OF CIVIL LAW AND PROCESS, FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY, VLADIVOSTOK
Abstract: in article features of the state corporation as non-profit organization on an example Rostec, Rosatom are analyzed. A comparative analysis of the corporation and the state corporation is carried out. The legal status of the state corporation is determined, the features and specificity of the activities of the state corporation are studied. Shortcomings of legal regulation, a contradiction are defined. It is proposed to create a law on the legal status of the State Corporation to resolve the problem at the legislative level.
Keywords: corporation, state corporation, non-profit organization, activity regulation.
УДК 347.19
В связи с развитием экономики современного общества, нельзя представить его существование без деятельности корпораций различных форм собственности, в том числе, и Государственных корпораций. В связи с этим, необходимо детальное рассмотрение статуса Государственной корпорации. Для начала следует дать определение «корпорации» и определиться с государственной корпорацией как с юридическим лицом.
Понятие корпорации закреплено в ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Это юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, то есть общее собрание участников [1].
Корпорации делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие - не имеют такой цели, не распределяют полученную прибыль между участниками.
Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (далее - ФЗ «О некоммерческих...») ст. 7.1 дает пояснение, что такое государственная корпорация. Это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией (далее - РФ) на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [2].
Разберем государственную корпорацию, как юридическое лицо по следующим признакам:
1) организационное единство - предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, подразделений для выполнения задач. Как задачи (функции) организации, так и ее структура закрепляются в учредительных документах. Наличие документов - выражение организационного единства как признака юридического лица. В Государственной корпорации не предусмотрены учредительные документы [5, 32], что подтверждается отсылочными нормами в ГК РФ. Указанно, что они действуют на основании федеральных законов (абз. 3 ч. 1 ст. 52 ГК РФ) [1]. Примерами отсылочных норм являются: ч. 6 ст. 3 ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (далее - ФЗ «Ростех») указывает на то что, корпорация считается созданной со дня внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Порядок создания Государственной корпорации «Росатом» (далее - ГК «Росатом») указан в ст. 36 соответствующего закона. Государственная регистрация осуществляется в течение 10 дней со дня его официального опубликования без представления дополнительных документов, формируются органы управления, передаются акции в качестве имущественного взноса [3]. При этом об учредительных документах нет никакого упоминания ни в том, ни в другом примере. Кроме того, в ч. 3 ст. 7.1. ФЗ «О некоммерческих.» пишется, что особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации [2].
В актах про корпорацию тоже указывается, что они действует на основании учредительных документов, государственная корпорация хоть и является исключением из этого правила и имеет особый статус, все ее положения прописаны лишь в законах о той или иной организации, что создает дополнительные проблемы понимания данной организации, в определение ее как корпорации и юридического лица.
Из вышесказанного возникает вопрос, на основании какого нормативного правового акта стоит рассматривать правовое положение государственной корпорации в РФ, если нормы только
отсылочные и государственная корпорация регулируется только отдельными актами, пробел в праве о ее статусе может привести к проблеме коррупциогенного фактора.
2) имущественная обособленность. Предполагает наличие у юридического лица имущества на праве собственности, абз. 2 ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих...» указывает, что имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации [2]. Следовательно, Государственная корпорация обладает таким признаком, как имущественная обособленность.
3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное. Такое положение закреплено в ч. 2 ст. 5 ФЗ «Ростех». «Корпорация не отвечает по обязательствам РФ. РФ не отвечает по обязательствам Корпорации. Корпорация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом» [4]. Ч. 9 ст. 3 ФЗ «Росатом» - корпорация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание [3]. Итак, государственная корпорация отвечает всем своим имуществом по обязательствам.
4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени. Для этого у корпораций и государственных корпораций должно быть наименование, место нахождения, которое определяется местом государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта. В ч. 2 ст. 8.1 ФЗ «Росатом» сказано, что корпорация вправе обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок с имуществом подведомственного предприятия, на совершение которых требуется получение согласия Корпорации, в случае, если такие сделки не были согласованы с Корпорацией [3]. Так юридическое лицо и государственная корпорация обладают данным признаком. Ч. 6 ст. 18.1 ФЗ «Ростех» - корпорация вправе обращаться в суд с исками о признании недействительными сделок с имуществом предприятия, на совершение которых требуется получение согласия Корпорации, а также с исками о применении последствий недействительности ничтожных сделок в случае, если данные сделки не были согласованы с Корпорацией. Право на предъявление исков, указанных в настоящей части, распространяется также на совершенные до наделения Корпорации соответствующими полномочиями сделки, а также нарушения [4].
Интересен тот факт, что в п. 30 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» пишется, что споры, связанные с созданием государственных корпораций, управлением ими или участием в них, рассматриваются арбитражными судами. Иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются судами общей юрисдикции [6]. Казалось бы, определение, данное в ФЗ «О некоммерческих.» ясно дает понять, что Государственная корпорация -некоммерческая организация и такие споры должны рассматриваться в судах общей юрисдикции. Такое противоречие не дает правильного понимания, является ли Государственная корпорация коммерческой или некоммерческой организацией.
Некоммерческие корпоративные организации, как и государственные корпорации не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Прибыль, получаемая в результате деятельности, направляется для достижений целей. Таким образом, государственная корпорация обладает определенными признаками некоммерческих юридических лиц.
Сравнивая основные признаки корпораций и государственных корпораций, можно выявить отличия, которые доказывают, что «государственная корпорация» называется, но не является корпорацией.
Корпорация имеет членство, цель ее деятельности - реализация интересов ее членов, учреждается ее членами на основе их имущественных взносов, высший орган - общее собрание участников. Государственная корпорация - не имеет членства, целью ее деятельности является осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, учреждается РФ на основе имущественных взносов, высший орган - совет директоров или наблюдательный совет государственной корпорации [7]. Может быть разветвленная система управления. Например, органами управления у Государственной корпорации «Ростех» являются наблюдательный совет, правление, генеральный директор. Ревизионная комиссия корпорации - орган внутреннего аудита.
Наблюдается явное введение в заблуждение насчет того, что же на самом деле представляет собой Государственная корпорация.
Государственная корпорация - это какое-то отдельное, не похожее на другие, образование. Можно сказать, что ГК «Росатом», «Роснефть», «Газпром» и другие - это акционерные общества с государственным участием. Возникает спорный вопрос, можно ли ее считать некоммерческой в этом случае.
Государственное участие проявляется непосредственно при создании той или иной корпорации. Государство создает государственную корпорацию на основе имущественных взносов [7]. Например, согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «Росатом», в качестве имущественных взносов РФ Корпорации передаются: 1) при создании Корпорации:
а) находящиеся в федеральной собственности акции открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс» (город Москва)..
5) средства из федерального бюджета, выделяемые Корпорации на реализацию мероприятий, предусмотренных программой деятельности Корпорации на долгосрочный период, государственными программами, решениями Президента РФ, Правительства РФ [3].
В Постановлении Правительства от 2014 года «Об имущественном взносе РФ в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» указано, что в качестве взноса передается земельный участок». Так, имущественный взнос может пониматься достаточно широко: акции, денежные средства, земельные участки и т.д.
Помимо этого, хотелось бы отметить, что как Государственная корпорация «Ростех», так и другие акционерные общества, вправе иметь печать, собственную эмблему.
Итак, специфика этой организационно-правовой формы юридического лица: 1) учредитель государственной корпорации - РФ, что означает, что никто, кроме РФ, не имеет полномочий по управлению корпорацией и контролю за ее деятельностью. В свою очередь, государство не может прекратить свое учредительство, не ликвидировав саму корпорацию; 2) публичный характер деятельности, поскольку корпорация осуществляет ее в интересах всего общества и для решения социально значимых задач; 3) строго целевой характер деятельности и использования имущества; 4) образование, функционирование и прекращение существования на основании специальных законов; 5) отсутствие необходимости иметь учредительные документы; регламентация законом порядка формирования органов управления и назначения и освобождение должностных лиц корпорации; особая форма отчетности о результатах деятельности; 6) после внесения имущественного взноса в государственную корпорацию РФ утрачивает на это имущество право собственности, которое переходит к корпорации [8, 13].
Из всего вышесказанного следует, что Государственная корпорация - юридическое лицо, не похожее по определенным признакам на корпорацию, но соответствующее признакам некоммерческого юридического лица. Из этого сложилась путаница между понятиями, для разрешения проблемы нужно на законодательном уровне создать закон о правовом положении Государственной корпорации, обозначив ее специфику, отличительные черты.
Список литературы / References
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Российская газета, 08.12.1994 г. № 238 - 239.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996. № 3. ст. 145.
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007 г. № 49. Ст. 6078.
4. Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» // Собрание законодательства РФ», 26.11.2007. № 48 (2 ч.). Ст. 5814.
5. Романовская О.В. Правовой статус государственной корпорации «Росатом» // Гражданин и право, 2015. № 3. С. 32 - 42.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. N 140. 30.06.2015.
7. Терехова Л.А. Государственная корпорация как субъект административного права // Вестник Омского университета. Серия «Право». [Электронный ресурс]. 2014. №4 (41). Режим доступа: http://cyberlemnka.ra/artide/n/gosudarstvennaya-korporatsiya-kak-subekt-admiшstrativnogo-prava/ (дата обращения: 15.03.2017).
8. Алексеев В.В., Вдовенко Е.О. Особенности статуса Государственных корпораций и перспективы развития // Успехи в химии и химической технологии. 2015. №5 (164). С. 13-15.