Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕСТНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕСТНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормотворчество / правовые акты / цифровизация / искусственный интеллект / правовая политика / правовая доктрина / rulemaking / legal acts / digitalization / artificial intelligence / legal policy / legal doctrine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пузиков Руслан Владимирович, Абишев Булат Саматович

В данной статье автор раскрывает основные проблемы цифровизации нормотворческого процесса, в том числе применения искусственного интеллекта в этой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF DIGITALIZATION OF LOCAL RULEMAKING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

In this article, the author reveals the main problems of digitalization of the miemaking process, including the use of artificial intelligence in this field of activity.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕСТНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_106

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕСТНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН SOME ISSUES OF DIGITALIZATION OF LOCAL RULEMAKING IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

ПУЗИКОВ Руслан Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Института права и национальной безопасности

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина». 392036; Россия, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33. E-mail: ruslanlaw@mail.ru;

АБИШЕВ Булат Саматович

аспирант ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», адвокат Костанайской областной коллегии адвокатов. 110000; Республика Казахстан, г. Костанай, пр. Аль-Фараби, 65, оф. 411. E-mail: advokat_abishev@mail.ru;

Puzikov Ruslan Vladimirovich,

Candidat of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law of the Institute of Law and National Security of the Tambov State University named after G.R.Derzhavin. 392036, Russia, Tambov, Internationalnaya Street, 33. E-mail: ruslanlaw@mail.ru;

Abishev Bulat Samatovich,

Post-graduate student of the Tambov State University named after G.R.Derzhavin. 110000; Kazakhstan, Kostanay, Al-Farabi Street 65, of. 411. E-mail: advokat_abishev@mail.ru;

Краткая аннотация: В данной статье автор раскрывает основные проблемы цифровизации нормотворческого процесса, в том числе применения искусственного интеллекта в этой сфере деятельности.

Abstract: In this article, the author reveals the main problems of digitalization of the rulemaking process, including the use of artificial intelligence in this field of activity.

Ключевые слова: нормотворчество, правовые акты, цифровизация, искусственный интеллект, правовая политика, правовая

доктрина.

Keywords: rulemaking, legal acts, digitalization, artificial intelligence, legal policy, legal doctrine.

Для цитирования: Пузиков Р.В., Абишев Б.С. Некоторые вопросы цифровизации местного нормотворчества в Республике Казахстан //Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 106-109. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_106.

For citation: Puzikov R.V., Abishev B.S. Some issues of digitalization of local rulemaking in the Republic of Kazakhstan // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 106-109. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_106.

Статья поступила в редакцию: 13.09.2023

Введение

Расширение государственного аппарата, наряду с усилением полномочий органов государственной власти и управления ведут к необходимости совершенствования механизма его организационного устройства. Практически в каждом государстве выработка нормативных правовых актов, регламентирующих основные направления внутренней и внешней политики страны, возложена на центральные органы законодательной власти.

Вместе с тем, не секрет, что ряд вопросов, требующих нормативной регламентации не относится к категории стратегических, а требует разрешения на уровне село-округ-край-область, то есть, относится к полномочиям органов местной власти.

Существует ряд критериев эффективности нормотворческой деятельности, к одним из которых можно отнести уровень её цифровизации в региональных органах власти и управления, а также связанных с указанной тематикой проблемных вопросов, которые предлагается осветить в данной статье.

Кроме того, в данном исследовании планируется осветить вопросы соотношения правовой доктрины и правовой политики, а также цифровизации и права.

Исследовательская часть:

Цифровизация нормотворческого процесса в её идеальном отображении представляет собой согласованный и отрегулированный алгоритм разработки и принятия правовых норм посредством применения цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта.

Возможно, при упоминании понятия цифровизация богатое воображение рисует нам футуристическую картину в стиле фильмов Джеймса Камерона, где искусственный интеллект, пытаясь занять господствующее положение в мире, вступает в борьбу с человечеством и стремится его уничтожить.

К счастью, как показывает опыт внедрения цифровых технологий в жизнь современного социума, цифровизация - это динамичный процесс, полностью контролируемый его создателем, то есть человеком разумным.

Сужая объектив нашего исследования до его непосредственного предмета, необходимо отметить, что если в процессе нормотворче-

ской деятельности в Республике Казахстан, в том числе на местном уровне применяются отдельные цифровые инструменты, такие как размещение проекта нормативного правового акта на информационном портале, электронное согласование его с заинтересованными государственными органами и электронная регистрация в органах юстиции, то применение искусственного интеллекта непосредственно на стадии разработки правовых документов органом-разработчиком пока видится в довольно утопическом свете.

Ещё в 2021 году некоторыми исследователями предпринималась попытка определить содержание и вектор функционала искусственного интеллекта в нормотворческой деятельности. По их мнению в его алгоритмах должна быть воспроизведена экспертная мыслительная работа, которая позволит определять слабые места в проекте того или иного акта, обнаруживать коллизии, пробелы, дублирование и т.д.1

Не оспаривая, эффективность последствий такого применения искусственного интеллекта в процессе нормотворчества, хотим отметить, что в любом случае все процессы применения искусственного интеллекта будут контролироваться соответствующим оператором.

Важно понимать, что компьютер не может в полной мере изучить волю народа. Обработать? Да. Вывести какие-то информационные результаты? Безусловно. Но, не боясь категорического утверждения, полагаем, что в полной мере провести анализ последствий применения того или иного правового акта, а также обосновать необходимость его принятия доступно лишь представителям Homo sapiens. Какой бы совершенной ни была компьютерная программа по разработке и созданию проектов правовых актов, в любом случае инициатор разработки (уполномоченный орган) обязан и будет её контролировать во избежание сбоев и связанных с ними последствий.

Рассмотрим некоторые цифровые инструменты и механизмы, регламентированные действующим законодательством и применяемые на практике, а также те очевидные преимущества, которые они дают.

Так, пункт 15 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах» содержит такое понятие как эталонный контрольный банк нормативных актов Республики Казахстан, под которым понимается совокупность нормативных правовых актов на бумажном носителе и электронная система нормативных правовых актов в форме электронного документа, сведения о которых внесены в государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Внесение правовых актов в государственный электронный реестр является обязательной процедурой, которая среди прочих имеет целью осуществление государственного контроля, анализа содержания и мониторинга уполномоченным государственным органом.

На электронном сайте zan.gov.kz размещена Единая система правовой информации (далее - ЕСПИ), целью создания которой является консолидация законодательства Республики Казахстан в электронном виде и предоставление доступа как к эталонной, так и к справочной информации.

ЕСПИ объединила Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов и систему «Эдтет» («эдтет» в пер. с каз. «юстиция»).

При этом, функциональные возможности ЕСПИ позволяют осуществлять поиск необходимых документов в любой из указанных информационных систем.

Главным преимуществом в данном случае является возможность комментирования и оценки текстов нормативных правовых актов зарегистрированными пользователями.

Указанное означает, что любой гражданин может реализовать своё право по выражению мнения относительно законности и обоснованности того или иного правового документа, тем самым цифровизация даёт возможность каждому субъекту гражданского общества определенным образом участвовать в оценке нормотворческой деятельности.

Следует отметить, что возможность комментирования и дачи оценки правовым актам не ограничивается уже принятыми, действующими документами. В Казахстане граждане могут реализовать право обсуждения также на стадии проектов на специализированном портале отрытых НПА - legalacts.egov.kz.

Портал представляет собой информационный ресурс, специально предназначенный для размещения проектов нормативных правовых актов в целях их публичного обсуждения и получения обратной связи.

В тоже время результаты обсуждения оценки пользователей и их комментарии никоем образом не влияют на процесс принятия комментируемого проекта правового акта, поскольку комментарии пользователей учитываются лишь для формирования итоговой отчетности и последующего анализа, то есть по сути в статистических целях.

Тем самым, предоставленное гражданам право комментирования проектов нормативных правовых актов является формальным, то есть его функция нивелирована до заполнения ячеек «государственной статистики».

Вместе с тем, отсутствие ответов на комментарии пользователей является препятствием к дальнейшему прохождению проектом следующей стадии нормотворческого процесса. Здесь не лишним будет отметить, что полнота и аргументация отклика на комментарий не имеет значения, поскольку по факту достаточно наличие ответа любого содержания.

Таким образом, с одной стороны имеется проблема, выраженная в формальном участии граждан в процессе нормотворчества, с другой стороны отклик (ответ) органа-разработчика на каждый такой комментарий является обязательным лишь «де-юре». Тогда как, качество этого отклика не может быть кем-либо оценено, во-первых, в виду отсутствия соответствующих полномочий у контролирующих органов или институтов гражданского общества, а во-вторых, отсутствия объективных критериев оценки таких ответов на предмет полноты и аргументации их содержания, что также свидетельствует о декларативности данной нормы.

1 М.А. Бурдакова, Н.А. Бакланова, В.О. Макаров. Цифровизация нормотворчества ка отдельный процесс перехода общества на новую ступень развития//International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol/12-2021, С.99-102.

Как нам представляется, буквально несколько лет назад, научная литература испытала настоящий бум публикаций, в которых ряд авторов выделяют новый перечень цифровых прав субъектов, относя их к категории новых видов имущественных прав1, а также представляя их как объекты гражданских правоотношений, более того по мнению некоторых исследователей, обладателем цифрового права следует считать лицо, обладающее определенным цифровым шифром-ключом, с помощью которого возможно распоряжаться цифровым правом2.

В тоже время, подобное утверждение на наш взгляд может относиться лишь к реализации имущественных цифровых прав, тогда как возможность гражданина реализовать своё избирательное право в цифровом формате, либо участвовать в обсуждении того или иного проекта правового акта относится к категории его личных неимущественных цифровых прав.

Реализация подобного права граждан посредством цифровизации нормотворчества является одним из элементов правовой политики любого современного демократического государства.

При этом полагаем, что правовая политика как деятельность органов государственной власти, направленная на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, под бесспорным влиянием правовой доктрины, которая в целом задаёт вектор развития правовой нормотворче-ской деятельности. Правовая доктрина в данном случае выступает в роли формы и источника формирования правовой политики.

Законодатель зависит от правовой доктрины, соответственно, эта зависимость положительно влияет на эффективность правовой политики, поскольку в результате повышается уровень её научности, обоснованности, целесообразности и последовательности.3

Вероятно, не возникнет споров от утверждения, что нормотворческая деятельность является неотъемлемым способом претворения в жизнь любой правовой политики.

Существует позиция о том, что правовая доктрина определяет направление развития любой отдельно взятой отрасли права, включая и регламентирующую отношения в сфере цифровизации4.

Не оспаривая указанное утверждение, вместе с тем, мы не можем сделать вывод, что правовая доктрина в полной мере определяет развитие цифровизации нормотворческих процессов.

Так, современная наука определят правовую доктрину как систему идей о праве, которая имеет доктринальные и нормативные фор-

5

мы, а также научно-практическое целеполагание.

Вместе с тем, как показывает практика, общественные отношения, в данном случае цифровые, возникают вследствие внедрения в какую-либо производственную деятельность или в обиход жизни человека, а в последующем, нередко с опозданием появляются правовые нормы, регламентирующие данные отношения. Тем самым утверждение о том, что цифровизация опережает право6 более чем справедливо.

Это подтверждает и профессор Тонков Е.Е. отмечая, что цифровизация экономики и других сфер жизни общества потребует не только совершенствования действующих нормативных правовых актов, но и принятия новых7.

Элементарным примером в данном случае является принятие в Российской Федерации и Республике Казахстан законов о цифровых активах и цифровой валюте. При этом, данные акты регламентируют такие термины как цифровая валюта, цифровой майнер, цифровой майнин-говый пул и т.д., то есть те понятие, которые на момент принятия указанных правовых актов, уже находили своё активное применение.

Теперь вернёмся к вопросу, какие преимущества возникают вследствие использования цифровых инструментов, в том числе искусственного интеллекта в процессе нормотворческой деятельности.

Обратим внимание на стадию разработки правовых актов. На данном этапе с помощью искусственного интеллекта становятся возможными и упрощаются следующие значимые действия:

- обработка больших массивов данных;

- вывод необходимых максимальных, средних и низких значений;

- опрос общественного мнения.

Все приведённые действия являются неотъемлемой частью любого анализа, соответственно, посредством применения искусственного интеллекта можно будет спрогнозировать (смоделировать) ту или иную ситуацию, связанную с возможностью применения той или иной нормы закона.

Вместе с тем, необходимо проговорить и связанные с этим главный риск и главную проблему, заключающиеся в том, что ни один искусственный интеллект не способен со стопроцентной вероятностью спрогнозировать абсолютно все правовые, социальные и экономические последствия внедрения и применения того или иного нормативного правового акта.

Здесь нам видится уместной аналогия с прогнозом погоды: как ни один метеоролог не может предсказать её во всех деталях, так и ни один юрист, а уж тем более цифровой интеллект, не сможет обрисовать, как общество воспримет тот или иной нормативный правовой акт.

Нельзя не обойти без внимания вопрос сокращения рабочих мест в связи с автоматизацией ряда процессов по разработке и согласо-

1 Р.И. Ситдикова, Р.Б. Ситдиков. Цифровые права как новый вид имущественных прав.//Имущественные отношения в Российской Федерации, 2018, №9 ,С.75-80.

2 Д.К. Воронкова, А.С. Воронков. Цифровые права как объекты гражданских правоотношений/Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019, №5-1, С.169-171.

3 Р.В. Пузиков. Доктрина как форма и источник формирования правовой политики// Вестник ПАГС, 2011, №2, С.71 -75.

4 Е.Ж. Курманалинов. Становление и развитие цифрового права в эпоху глобализации в Российской Федерации и Республике Казахстан: к постановке пробле-мы.//Аграрное и земельное право,2019, №12 (180),С.71-73.

5 https://bigenc.ru/c/pravovaia-doktrina-d6ae00 Правовая доктрина. Большая российская энциклопедия.

6https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=pfbid0w215kYCgBD3CmJ1 FeBoqZW9VpDnZjcJArBEKsWjUwe3vj2tGXK2tCyVy4m4CHsFtI&id=100028031238119&mibextid=Nif5oz

//Е.Ж. Курманалинов// ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОПЕРЕЖАЕТ ПРАВО// 15 апреля 2020 г.

ванию проектов нормативных актов. Тем не менее, эта проблематика нам видится не настолько острой, поскольку высвобождающиеся трудовые ресурсы будет возможно задействовать в других сферах государственного управления.

В целом, цифровизация нормотворчества - это динамический процесс, призванный упростить процессы принятия и разработки нормативных правовых актов, который совершенствуется с наработкой практики применения цифровых инструментов. Поэтому немаловажной является роль уполномоченных государственных органов в лице профильных министерств и ведомств, осуществляющих обобщение результатов внедрения того или иного правового акта, их влияние на улучшение благосостояния общества и государства, учёт социальных, экономических и иных явлений, возникших вследствие применения новых норм права.

Вместе с тем, необходимо отметить, что цифровизация не только права и нормотворчества становится довольно актуальным явлением, затрагивающим буквально все сферы общественных отношений, будь то здравоохранение, образование, сельское хозяйство и оборона, государственные услуги и это объяснимый процесс, поскольку она экономит людские и временные ресурсы, устраняет излишние бюрократические барьеры, позволяет в кратчайшие сроки оформить те или иные договорные отношения, снижает уровень коррупции в обществе и т.д.

Безусловно, само по себе внедрение цифровых инструментов в процессы нормотворчества не является панацеей и единственным гарантом эффективности принимаемых правовых актов, очень многое зависит от профессионального уровня и аналитических способностей их разработчиков, тем не менее, она способна существенно оптимизировать механизм создания норм права.

Подводя итоги нашего исследования, следует отметить следующие выводы:

- применение искусственного интеллекта в процессе нормотворчества ограничено пределами;

- ни одна цифровая экспертиза нормативного правового акта с использованием искусственного интеллекта в обозримом будущем не будет способна заменить процесс естественной человеческой мыслительной деятельности по созданию нормы права, учитывающей все особенности сферы общественных отношений, в которой её предполагается применять;

- в современный процесс нормотворчества, в целом, успешно внедряются инструменты цифровизации, которые в своей совокупности существенно упрощают этот процесс и делают его более эффективным;

- содержание цифровых отношений существенно опережает их правовую регламентацию;

- цифровизация нормотворчества даёт возможность каждому гражданину Республики Казахстан участвовать в процессе нормотворче-ской деятельности и оценке принятых правовых актов, тем самым реализуя именно личное неимущественное цифровое право;

- существующая в Республике Казахстан правовая доктрина определяет вектор развития правовой нормотворческой деятельности.

Библиография:

1. Бурдакова М.А., Бакланова Н.А., Макаров В.О. Цифровизация нормотворчества как отдельный процесс перехода общества на новую ступень развития // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. Vol. 12. С. 99-102.

2. Ситдикова Р.И., Ситдиков Р.Б. Цифровые права как новый вид имущественных прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 9. С.

75-80.

3. Воронкова Д.К., Воронков А.С. Цифровые права как объекты гражданских правоотношений // Международныйжурнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-1. С. 169-171.

4. Курманалинов Е.Ж. Становление и развитие цифрового права в эпоху глобализации в Российской Федерации и Республике Казахстан: к постановке проблемы // Аграрное и земельное право. 2019. № 12(180). С. 71-73.

5. https://bigenc.ru/c/pravovaia-doktrina-d6ae00 Правовая доктрина. Большая российская энциклопедия.

6.https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=pfbid0w215kYCgBD3CmJ1FeBoqZW9VpDnZjcJArBEKsWjUwe3vj2tGXK2tCyVy4m4CHsFtI&id=100028031238119&mib extid=Nif5oz // Курманалинов Е.Ж. // ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОПЕРЕЖАЕТ ПРАВО // 15 апреля 2020 г.

7. Тонков Е.Е. Вызов времени или коньюктурный фейк? (несвоевременные мысли о цифровизации права) // Вестник ВГУ. Сер.: Право. 2019. № 3(38). С. 113121.

References:

1. Burdakova M.A., Baklanova N.A., Makarov V.O. Digitalization of rulemaking as a separate process of society's transition to a new stage of development // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. Vol. 12. pp. 99-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sitdikova R.I., Sitdikov R.B. Digital rights as a new type of property rights // Property relations in the Russian Federation. 2018. No. 9. pp. 75-80.

3. Voronkova D.K., Voronkov A.S. Digital rights as objects of civil legal relations // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 5-1. pp. 169-171.

4. Kurmanalinov E.J. Formation and development of digital law in the era of globalization in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan: to the formulation of the problem // Agrarian and land law. 2019. No. 12(180). pp. 71-73.

5. https://bigenc.ru/c/pravovaia-doktrina-d6ae00 Legal doctrine. The Great Russian Encyclopedia.

6.https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=pfbid0w215kYCgBD3CmJ1FeBoqZW9VpDnZjcJArBEKsWjUwe3vj2tGXK2tCyVy4m4CHsFtI&id=100028031238119&mib extid=Nif5oz // Kurmanalinov E.Zh. // DIGITALIZATION IS AHEAD OF THE LAW // April 15, 2020

7. Tonkov E.E. Time challenge or conjunctural fake? (untimely thoughts about the digitalization of law) // Vestnik VSU. Ser.: Pravo. 2019. No. 3(38). pp. 113-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.