Научная статья на тему 'Некоторые вопросы, связанные с введением ограничений для посетителей Арктики и Антарктики'

Некоторые вопросы, связанные с введением ограничений для посетителей Арктики и Антарктики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / АНТАРКТИКА / ПОЛЯРНЫЙ ТУРИЗМ / ARCTIC / ANTARCTIC / POLAR TOURISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветкова Ю.С.

В статье автор проводит аналогию между существующими ограничениями для посетителей Арктики и Антарктики, анализирует связь необходимых запретов с опасностями для человека и окружающей среды.In this article, the author draws an analogy between the existing restrictions for visitors to the Arctic and Antarctic, analyzes the relationship of the necessary prohibitions with the dangers to humans and the environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы, связанные с введением ограничений для посетителей Арктики и Антарктики»

5. Арктический туризм в России / отв. редактор Ю.Ф. Лукин; составитель туристского справочника по регионам Н.К. Харлампьева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. Архангельск: САФУ, 2016. 256 с.

6. Полярное право. Монография / Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. М: Юстиция, 2017.

7. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2017

8. Информационная система турфирм [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://tour-spb.ru/Arctic (дата обращения 13.04.2019)

9. Перспективы развития Арктического туризма [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rusunion.com/perspektivy-razvitija-arkticheskogo-turizma_(дата обращения 13.04.2019)

10. Алексей Миронов: В Арктике должны быть доступные туристам аэродромы с регулярным авиасообщением [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.arctic.ru/analitic/20150527/11968.html (дата обращения 09.04.2019)

11. История освоения Арктики. РИА НОВОСТИ [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ria.ru/arctic_spravka/20100415/220156203 (дата обращения 09.04.2019)

12. История исследования Арктики [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httpsV/будущее-арктики.рф/istoriya-issledovaniya-arktiki_(дата обращения 07.04.2019)

13. Скупов Б. Наша Арктика. Ускоряем развитие своих территорий [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ardexpert.ru/article/8049 (дата обращения 07.04.2019)

14. Цветкова Ю.С. К вопросу об арктическом туризме в российском законодательстве // Евразийский юридический журнал № 6(121). 2018. С.46-47

Цветкова Ю.С.

Старший преподаватель Кафедры морского и международного права ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

Аннотация: в статье автор проводит аналогию между существующими ограничениями для посетителей Арктики и Антарктики, анализирует связь необходимых запретов с опасностями для человека и окружающей среды.

Ключевые слова: Арктика, Антарктика, полярный туризм.

SOME ISSUES RELATED TO THE INTRODUCTION OF RESTRICTIONS FOR VISITORS TO THE ARCTIC AND ANTARCTIC

Summary: In this article, the author draws an analogy between the existing restrictions for visitors to the Arctic and Antarctic, analyzes the relationship of the necessary prohibitions with the dangers to humans and the environment. Keywords: Arctic, Antarctic, polar tourism.

Последнее десятилетие набирают все большую популярность круизы в полярные регионы. Причем интерес вызывает не только Арктика, но и расположенная в южном полушарии Антарктика.

Оба региона характеризуются суровыми климатическими условиями, удаленностью территорий и высокими рисками для жизни и здоровья человека.

Разумно предположить, что, учитывая специфику полярных регионов и неразрывную связь между действиями человека и его безопасностью, а также состоянием окружающей среды, на данных территориях должны действовать дополнительные требования и правила посещения данных регионов

Различные правовые режимы Арктики (секторальный принцип деления территории и действие национальных норм приарктических государств) и Антарктики (является нейтральной территорией, свободной от суверенитета какого-либо государства на время действия Договора об Антарктике1, действуют международные документы).

Суровые климатические условия в Арктике являются не только самостоятельной угрозой для людей, но и могут усугубить воздействие других опасных факторов. Так, например, промышленное освоение Арктики повышает риск техногенных катастроф, потенциальными источниками которых являются АЭС, реакторы судов атомного флота, предприятия нефтегазодобычи. В условиях арктического холода, связи зимнего сезона с полярной ночью, огромных безлюдных пространств и малонаселенных районов, часто недоступных для скорой медицинской помощи из-за отсутствия дорог, даже не очень крупная техногенная авария может стать причиной практически моментальной гибели людей.

1 Ст. 4 Договора об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991).

Сейчас также на международном уровне активно обсуждается проблема радиационной безопасности в Арктике, так как Арктика состоит из территорий разных стран, в которых функционируют потенциально опасные объекты - атомные электростанции, атомные ледоколы и атомные подводные лодки. Существует и проблема захоронения ядерных отходов. Радиационные объекты в Финляндии, США, России (Кольская и Билибинская АЭС) и других Евроарктических регионах достаточно защищены, и сфера радиационной безопасности находится под международным контролем. Тем не менее, на примере Японии риск радиационных аварий исключить нельзя1.

Следует принимать во внимание и расширение масштабов добычи нефти и, в связи с этим, обсуждение планов создания плавучих мобильных АЭС для снабжения энергоемких поселений. Поскольку радиационные аварии имеют трансграничный характер, спасательные подразделения должны быть готовы к ведению работ в условиях радиационного загрязнения местности с риском лучевого воздействия. Подтверждением такой необходимости являются не только события на Фукусиме, но и случившийся 29 декабря 2011г пожар на подводной лодке «Екатеринбург» в Мурманской области.

Еще одной причиной для обращения за медицинской помощью при нахождении в высоких широтах может стать отравление угарным газом (монооксидом углерода, CO). Такое отравление происходит, как правило, в закрытых, плохо вентилируемых укрытиях при небрежном обращении с огнем. Однако, на сегодняшний день, не существует ни одного документа, который был регулировал вопросы обращения с огнем на Арктических территориях.

В это же время, Министерством природы России в 2014 году утверждены правила обеспечения деятельности в Антарктике, которые, в частности, запрещают курить и пользоваться огнем в Антарктике, за исключением специально отведенных и организованных для этого мест2.

Данный документ предусматривает при организации поездки в Антарктику обязанность оператора по необходимости организации3:

- наличия средств для оказания первой медицинской помощи, а также наличие в составе участников деятельности в Антарктике специалиста, прошедшего специализированное обучение по оказанию неотложной медицинской помощи;

- наличия в составе участников деятельности в Антарктике не менее двух участников деятельности, имеющих навыки вождения в полярных районах или в районах, близких по природно-климатическим условиям, на каждую единицу транспортного средства в случае использования транспортных средств для осуществления деятельности в Антарктике.

При этом ни один документ в российском или международном законодательстве не содержит подобных требований к организации поездок в Арктический регион. На данный момент, единственным нормативным актом в этой области является Полярный кодекс4, однако предусмотренные им требования относятся к состоянию эксплуатирующихся в полярных водах морских судов.

Отсутствие каких-либо единых правил пребывания на Арктической территории вызывает опасения и у российского отделения Всемирного фонда дикой природы - после инцидента с раненой медведицей на острове Врангеля в 2015 году5, зоозащитники обращались в Минприроды с просьбой издать приказ об утверждении правил пребывания людей в Арктике. В том числе, ввести запрет на прикармливание животных. Так, в Правилах обеспечения деятельности в Антарктике закреплен запрет на приближение к животным и птицам менее 15 метров.

Ответственность для российских граждан и юридических лиц за причинение вреда Антарктике устанавливается Федеральным Законом «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике»6.

В Арктике же в настоящий момент нет подобных ограничений на законодательном уровне. ФГБУ ««Национальный парк «Русская Арктика» регламентирует места для высадок и правила их посещения, которые, впрочем, не закреплены в каких-либо нормативных документах и носят характер рекомендаций. Так, например, в охранной зоне лежбища на острове Аполлонова может находиться одновременно не более двух лодок с посетителями, заход судов, в т.ч. яхт, запрещен, на острове Чампа рекомендовано не наступать на участки с растительностью, а в Бухте Тихая посетителей просят не кормить песцов, чтобы животные не привыкали к человеку. Также

1 Арктика без опасности: материалы ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский ГПС МЧС России [электронный ресурс]. Режим доступа [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://arctica.igps.ru/survival/info/7

2 Приказ Минприроды России от 26.05.2014 № 235 Об утверждении правил обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правил обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности

3 ->

3 п.3 там же

4 Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). Резолюция MSC.385(94) от 21.11.2014 года

5 Медведь с острова Врангеля разбудил экологов // Коммерсант, 25.12.2015 г. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/2887237

6 Федеральный закон «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» от 05.06.2012 N° 50-ФЗ (последняя редакция)

запрещается перемещение и изъятие объектов живой природы с территории Парка. Однако никаких санкций какими-либо документами за нарушение данных правил не установлено.

Отдельной попыткой ввести правила для посещения отдельно взятых арктических территорий можно считать принятые в 2019 году Правила посещения береговых лежбищ моржей на территории Ненецкого автономного округа1.

Также стоит отметить, что в 2017 году Ассоциация операторов арктических экспедиционных круизов (АЕСО) запретила туристам пускать дроны над Арктикой2, так как, по словам менеджера AECO Эдды Фальк, «дроны могут упасть в воду и загрязнить ее».

Однако все это - лишь точечные попытки ввести ограничения для посетителей арктических территорий, и необходимо создание единого свода правил, возможно, на международном уровне, учитывая повышающийся интерес туристов к Арктике.

Считаем, что опыт по созданию свода правил для посетителей Антарктики можно частично перенять для Арктического региона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для сохранения окружающей среды полярных регионов в условиях роста туристической активности, а также сохранения человеческой жизни, необходимо на законодательном уровне вводить ограничения при посещении данных областей, связанные с требованиями к медицинскому оснащению туристических групп, введению законодательного запрета на контакт с живой и неживой природой и ответственности физических и юридических лиц за нанесение ущерба.

Пристатейный библиографический список:

1. Договор об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991) // СПС Консультант-Плюс.

2. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). Резолюция MSC.385(94) от 21.11.2014 года // СПС Консультант-Плюс.

3. Федеральный закон «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» от 05.06.2012 № 50-ФЗ // СПС Консультант-Плюс.

4. Приказ Минприроды России от 26.05.2014 № 235 «Об утверждении правил обеспечения безопасности деятельности в Антарктике и правил обеспечения безопасности объектов, используемых при осуществлении такой деятельности» // СПС Консультант-Плюс.

5. Приказ Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа от 18.03.2019 г. №10-пр «О внесении изменений в отдельные приказы Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа». // СПС Консультант-Плюс.

6. Полярное право. Монография / Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. М: Юстиция, 2017

7. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2017

8. Материалы конференции «Арктический морской туризм как драйвер развития Мурманской области», 2017 год. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://minec.gov-murman.ru/activities/week/news_vi_mmdn/233743/ (дата обращения 20.10.2019 г.)

9. Медведь с острова Врангеля разбудил экологов // Коммерсант. 25.12.2015. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/2887237_(дата обращения 20.10.2019 г.)

10. Арктика без опасности: материалы ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский ГПС МЧС России. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://arctica.igps.ra/survival/info/7 (дата обращения 20.10.2019 г.)

1 Приказ Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа от 18.03.2019 г. №10-пр «О внесении изменений в отдельные приказы Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа».

2 Материалы конференции «Арктический морской туризм как драйвер развития Мурманской области», 2017 год.

Ф»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.