Научная статья на тему 'Причины, препятствующие развитию арктического туризма'

Причины, препятствующие развитию арктического туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
233
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / ARCTIC / ARCTIC TOURISM / NORTHERN REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Холодкова Е.А.

На протяжении нескольких веков ученых и исследователей привлекал этот северный регион. В наше время он привлекает не только деятелей науки, но и простых туристов. В данной статье представлены результаты анализа причин, препятствующих развитию арктического туризма в России.For several centuries, scientists and researchers attracted this northern region. Nowadays, it attracts not only scientists, but also ordinary tourists. This article presents the results of an analysis of the reasons hindering the development of Arctic tourism in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины, препятствующие развитию арктического туризма»

2. Разработать нормативную базу, которая бы предусматривала меры поддержки в условиях наступления форс-мажора.

Участникам гражданского оборота необходимо:

1. При заключении договора/ сделки участникам нужно определить список специальных условий относительно рисков, связанных с форс-мажорными-обстоятельствами.

2. Участники должны определить и предусмотреть возможность перераспределения имущественных потерь.

Таким образом, в конкретных «форс-мажорных» обстоятельств или в условиях кризиса каждая сторона при заключении договора/сделки будет предполагать и знать, какие основные риски она на себя принимает и каков их объём.

Пристатейный библиографический список:

1. Форс-мажор в международном контракте. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://yana-property.com/lifestyle/blog/mnenye-ekspertov/fors-mazhor-v-mezhdunarodnom-kontrakte/ (дата обращения 04.04.2020)

2. Прокопенко И. Коронавирус. Вирус-убийца. М.: Эксмо-Пресс, 2020 г.

3. Интерфакс [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.interfax.ru/world/693442 (дата обращения 04.04.2020)

4. Министерство транспорта Российской Федерации. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://mintrans.ru/(дата обращения 08.04.2020)

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. 01 января 2020 г.) // БД Консультант Плюс

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // БД Консультант Плюс

7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // БД Консультант Плюс

8. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) от 1994 г.

9. Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Гамбургские правила) от 1929 г

10. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров. М.:Юрайт, 2017

Холодкова Е.А.

Студент ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ АРКТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА1

Аннотация: На протяжении нескольких веков ученых и исследователей привлекал этот северный регион. В наше время он привлекает не только деятелей науки, но и простых туристов. В данной статье представлены результаты анализа причин, препятствующих развитию арктического туризма в России. Ключевые слова: Арктика, арктический туризм, северный регион.

BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF ARCTIC TOURISM

Summary: For several centuries, scientists and researchers attracted this northern region. Nowadays, it attracts not only scientists, but also ordinary tourists. This article presents the results of an analysis of the reasons hindering the development of Arctic tourism in Russia. Keywords: Arctic, Arctic tourism, Northern region.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие к нему части Атлантического и Тихого океанов, по суше ее границы проходят по южной оконечности зоны тундры. Площадь Арктики составляет около 27 млн. км2.

Арктика - с одной стороны один из труднодоступных регионов Земли с суровым холодным климатом, а с другой стороны это территории с уникальными природными ландшафтами. Привлекательность арктическим просторам придают бескрайние ледяные поля, айсберги, невероятная тишина, возможность наблюдения за морскими животными в естественной среде их обитания. Любители экстрима отправляются сюда, чтобы пережить незабываемые и захватывающие приключения, получить новые знания об уникальных природных явлениях и процессах. Привлекательность арктических просторов открывает и большие перспективы для развития арктического туризма.

1 Научный руководитель - Старший преподаватель Кафедры морского и международного права ГУМРФ им. адмирала

С. О. Макарова Цветкова Ю. С.

Первый туристический круиз в Арктику был организован в 1966 году на теплоходе «Вацлав Воровский». После этого было долгое затишье, и лишь в начале 2000 года спрос на арктический туризм снова возобновился. Арктический туризм в России является новым и перспективным направлением туристической отрасли. По статистике Ростуризма - к началу 2000 годов около 90% участников арктических круизов составлял иностранные туристы, а в настоящее время число россиян в таких поездках значительно возросло. Примерно 20-30% от общего числа участников групповых круизов составляют россияне. [1]

Несмотря на то, что туристов с каждым годом становится все больше, существует множество проблем, которые препятствуют развитию рекреационной деятельности Арктики. Целью данной статьи является выявление основных причин, которые препятствуют развитию арктического туризма в России.

Туристская отрасль в Российской Арктике находится в начале своего формирования. Отсутствует территориальная организация туризма, хотя интерес к Арктике, как уникальному туристскому региону растет год от года.

Главными причинами, препятствующими развитию Арктического туризма в России, являются низкая транспортная доступность и отсутствие в арктическом регионе развитой туристической инфраструктуры: портов, аэродромов, туристических баз, гостинец и т.д. Как следствие путешествие в северный полярный регион становится труднодоступным и дорогим. Это, прежде всего, связано с тем, что чаще всего доставка туристов производиться на ледоколах, что уже является дорогостоящим транспортом для перевозки. Например, туристическая компания «ИТС-Тур» предлагает круиз «На Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы» на 12 дней за 2 миллиона рублей или 30 000 долларов без переезда [2]. Но не у всех россиян найдутся такие деньги.

Для уменьшения влияния данных проблем требуется комплексный подход. По мнению автора, в первую очередь, необходимо повысить транспортную доступность и увеличить количество туроператоров. Увеличение число портов и аэродромов и создание на рынке туроператоров здоровой конкуренции поможет в развитии тенденций к снижению цен на круизы в Арктику.

В настоящее время сейчас существует всего несколько туроператоров: «ИТС-Тур», «Петротур», «Эйм-Травел». Малое количество компаний приводит к монополизации рынка арктического туризма, что приводит к значительному увеличению цены за путёвку.

Снизить цены поможет и увеличение числа ледоколов, на которых туристы смогут добираться до Арктики. В настоящее время есть всего 2 судна, которые совершают круизы это -атомное судно «50 лет Победы», атомный ледокол, который получил туристический сертификат и возит пассажиров - в этот момент это пассажирское судно, и российское научно-исследовательское судно «Профессор Хромов».

Также необходимо отметить, что в настоящее время в России идет активное развитие северных полярных территорий. Это связано с освоением арктического шельфа, на котором были открыты богатые месторождения природных ресурсов. В связи с этим происходит восстановление сетей аэродромов, которые использовались ещё в советском союзе, идет активное строительство ледокольного флота. Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 предусматривается строительство глубоководного района морского порта Архангельск. Район планируется построить вблизи маяка на мысе Куйский. Площадь глубоководного порта составит 270 га, в том числе 150 га придутся на искусственные участки земли. Планируется строительство подходного канала длиной около 10 км и шириной 160 м. Все благоприятно скажется на развитии арктического туризма в России.[3]

Нельзя обойти стороной и проблему недостаточного количества профессиональных кадров (гидов), способных провести туристам экскурсию в суровых климатических условиях. Собрать группу людей, которые готовы отдать большие деньги за воплощение своей мечты можно, но, сколько найдется людей, готовых нести ответственность за жизни людей, если вдруг с ними может что-то случиться. Проблема безопасности туристов является основополагающей в организации туристических перевозок. Решая данную проблему необходимо в первую очередь создать комплекс аварийно-спасательных центров МЧС. Такие центры уже были созданы в Нарьян-Маре и Архангельске. Есть экстремальный вид туризма, которым занимаются индивидуальные туристы, в этой ситуации проблемы безопасности должны брать на себя сами туристы, но что касается организованных круизов, должны быть разработаны определенные нормы и положения о безопасности.

Проанализировав многие источники, можно сделать сказать, что самыми популярными направлениями арктического туризма является: Северный полюс, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля.

Среди них самый популярный - Северный полюс, потом идёт остров Врангеля по количеству посетивших его россиян, третьим - Шпицберген, а затем - Земля Франца-Иосифа (два круиза в год). Данный список популярных мест основывается на доступности для посещения туристами. В этих направлениях виднеется острая проблема с нехваткой инфраструктуры и особенностью природных условий. Арктику в данных регионах следует посещать в летний период, но он слишком короткий, может длиться от нескольких дней до месяца. Наиболее теплый арктический период - июль. В этот период температура от 0-10 градусов по Цельсию. Зимой посетить арктическую пустыню рискнёт не каждый, ведь температура зимой здесь достигает, в некоторых районах, до - 60 градусов по Цельсию. Да, многих и привлекают именно такие суровые условия, это некая проверка на прочность, но таких смельчаков единицы.

На российской части Шпицбергена отремонтировано лишь несколько гостиниц, появился ресторан. На Земле Франца-Иосифа нет ничего, кроме маленькой научной станции, на которой живут два человека, это необитаемый остров, архипелаг. На Новой Земле, Северной Земле, Новосибирских островах, на острове Врангеля туристическая инфраструктура отсутствует.

Еще одно направление это так называемый «русский арктический туризм». Многие Российские материки и города расположены за полярным кругом, здесь, конечно, не такой суровый климат, и нет такого животного разнообразия как в Арктике, но это направление является не менее популярным. К туристическим маршрутам относиться: Мурманская область, республика Карелия, Архангельская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ.

Существенную роль в развитии арктического туризма играет национальный парк «Русская Арктика», учреждённый распоряжением Правительства РФ 15 июня 2009 года. В 1994 году с целью восстановления и сохранения уникальной арктической природы на территории архипелага создан заказник. 25 августа 2016 года постановлением Правительства РФ территория заказника «Земля Франца-Иосифа» была включена в границы национального парка «Русская Арктика». Одной из основных задач этого парка является выполнение мероприятий, направленных на сохранение природных и историко-культурных ценностей. Именно в здесь живут такие редкие и вымирающие виды животных как белый медведь, атлантический морж, гренландский кит и нарвал, полярная белая чайка.

Статистика показывает, что данные заповедные места весьма популярное место отдыха туристов. Так в летние сезоны 2011-2018 гг. арктические круизы с посещением Земли Франца-Иосифа и северной оконечности Новой Земли составили в общей сумме более 6,5 тысяч человек из 70 стран. Количество посетителей в 2013 г. - 639 человек; в 2014 г. - 738 человек; в 2015 г. -1225 человек; в 2016 г. - 954 человека, 2017 г. - 1142 человека.[4] За период 2018 года парк «Русская Арктика» посетило 1079 человек. Сюда заходили круизные суда, следовавшие по трём маршрутам: 5 - к Северному полюсу с заходом на Землю Франца-Иосифа на атомном ледоколе «50 лет Победы»; 3 - на теплоходе «Sea Spirit» по маршруту Шпицберген - Земля Франца-Иосифа; 1 рейс - на судне «Бремен» выполнен по Северному морскому пути. Также в статистику вошёл рейс «Арктического плавучего университета».

По мнению руководителей Федерального агентства по туризму - арктический туризм на российском севере в перспективе может обеспечить доход не меньше, чем добыча полезных ископаемых. Ведь Арктика - это край небывалых красот, удивительного ландшафта, во многих местах еще не тронутая человеком, это край суровых ветров и сильных морозов, место обитания диких животных, которых нигде больше нельзя встретить. Арктика - это территория активного отдыха и незабываемых приключений.

Анализ причин, препятствующих развитию арктического туризма, показал необходимость комплексного подхода в решении этих проблем: необходимо улучшить состояние туристической инфраструктуры, увеличить число туроператоров и количество квалифицированных профессионалов, которые будут способных организовать и обеспечить интересное и безопасное путешествие в этих уникальных местах. Это, по мнению автора, позволит сделать данное туристическое направление более доступным и привлекательным для широкого слоя населения нашей страны. А это в свою очередь будет способствовать развитию Русскому арктическому туризму.

Пристатейный библиографический список:

1. Васильева И.О., Муратова Развитие туризма в Арктике автор // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017

2. Информационная система турфирм [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://tour-spb.ru/Arctic

3. Арктика [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Арктика

4. Национальный парк «Русская Арктика» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rus-arc.ru/ru/Tourism/Statistics

5. Арктический туризм в России / отв. редактор Ю.Ф. Лукин; составитель туристского справочника по регионам Н.К. Харлампьева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т; Санкт-Петерб. гос. ун-т. Архангельск: САФУ, 2016. 256 с.

6. Полярное право. Монография / Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. М: Юстиция, 2017.

7. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров. М.: Юрайт, 2017

8. Информационная система турфирм [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://tour-spb.ru/Arctic (дата обращения 13.04.2019)

9. Перспективы развития Арктического туризма [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rusunion.com/perspektivy-razvitija-arkticheskogo-turizma_(дата обращения 13.04.2019)

10. Алексей Миронов: В Арктике должны быть доступные туристам аэродромы с регулярным авиасообщением [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.arctic.ru/analitic/20150527/11968.html (дата обращения 09.04.2019)

11. История освоения Арктики. РИА НОВОСТИ [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ria.ru/arctic_spravka/20100415/220156203 (дата обращения 09.04.2019)

12. История исследования Арктики [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: httpsV/будущее-арктики.рф/istoriya-issledovamya-arktiki_(дата обращения 07.04.2019)

13. Скупов Б. Наша Арктика. Ускоряем развитие своих территорий [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ardexpert.ru/article/8049 (дата обращения 07.04.2019)

14. Цветкова Ю.С. К вопросу об арктическом туризме в российском законодательстве // Евразийский юридический журнал № 6(121). 2018. С.46-47

Цветкова Ю.С.

Старший преподаватель Кафедры морского и международного права ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВВЕДЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

Аннотация: в статье автор проводит аналогию между существующими ограничениями для посетителей Арктики и Антарктики, анализирует связь необходимых запретов с опасностями для человека и окружающей среды.

Ключевые слова: Арктика, Антарктика, полярный туризм.

SOME ISSUES RELATED TO THE INTRODUCTION OF RESTRICTIONS FOR VISITORS TO THE ARCTIC AND ANTARCTIC

Summary: In this article, the author draws an analogy between the existing restrictions for visitors to the Arctic and Antarctic, analyzes the relationship of the necessary prohibitions with the dangers to humans and the environment. Keywords: Arctic, Antarctic, polar tourism.

Последнее десятилетие набирают все большую популярность круизы в полярные регионы. Причем интерес вызывает не только Арктика, но и расположенная в южном полушарии Антарктика.

Оба региона характеризуются суровыми климатическими условиями, удаленностью территорий и высокими рисками для жизни и здоровья человека.

Разумно предположить, что, учитывая специфику полярных регионов и неразрывную связь между действиями человека и его безопасностью, а также состоянием окружающей среды, на данных территориях должны действовать дополнительные требования и правила посещения данных регионов

Различные правовые режимы Арктики (секторальный принцип деления территории и действие национальных норм приарктических государств) и Антарктики (является нейтральной территорией, свободной от суверенитета какого-либо государства на время действия Договора об Антарктике1, действуют международные документы).

Суровые климатические условия в Арктике являются не только самостоятельной угрозой для людей, но и могут усугубить воздействие других опасных факторов. Так, например, промышленное освоение Арктики повышает риск техногенных катастроф, потенциальными источниками которых являются АЭС, реакторы судов атомного флота, предприятия нефтегазодобычи. В условиях арктического холода, связи зимнего сезона с полярной ночью, огромных безлюдных пространств и малонаселенных районов, часто недоступных для скорой медицинской помощи из-за отсутствия дорог, даже не очень крупная техногенная авария может стать причиной практически моментальной гибели людей.

1 Ст. 4 Договора об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.