»3
OPEN ACCESS
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ȉ
OPEN ifTl ACCESS
УДК 343 ББК 67.408
Научная специальность 12.00.(
DOI 10.53039/2079-4401.2021.3.1.003 © Ю.А. Болт, 2021
> - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Юлия Александровна Болт,
старший научный сотрудник научно-исследовательского центра № 3 Всероссийского научно-исследовательского института МВД России Контакты: ул. Поварская, 25, стр.1, Москва, 121069 Е-mail: [email protected] Тел. 8 (916)2036591
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы влияния пандемии Covid-19 на преступность в сфере здравоохранения, распространение нелегальной фармацевтической продукции, особенности преступной деятельности, в том числе организованной преступности, средств и методов совершения противоправных действий, существующие риски, связанные с распространением нелегальной медицинской продукции, приводятся статистика и примеры.
Ключевые слова: здравоохранение, фармацевтическая продукция, преступность, криминальные риски, пандемия, нелегальное распространение
SOME CRIME-RELATED ISSUES IN THE SPHERE OF HEALTHCARE UNDER
THE COVID-19 PANDEMIC
Yulia A. Bolt,
senior researcher of the National Research Institute of the Ministry of Internal of the Russian Federation Contacts: ul. Povarskaya str., d. 25, Moscow, 121069
Abstract. The article discusses some issues of the impact of the pandemic on crime in the health sector, the distribution of illegal pharmaceutical products. Analysis of the criminogenic situation, features of criminal activity, including organized crime, means and methods of committing illegal actions, existing risks associated with the distribution of illegal medical products, statistics and examples are provided.
Keywords: healthcare, pharmaceuticals, crime, criminal risks, pandemic, illegal distribution
Для цитирования: Болт Ю.А. Некоторые вопросы, связанные с преступностью в сфере здравоохранения в условиях пандемии COVID-19. // Современная наука. 2021;(1):17-20.
В условиях распространения пандемии Covid-19 государство столкнулось с серьезным вызовом, требующим мобилизации сил и оперативности в принятии решений для работы в новых условиях, где основная нагрузка легла на систему здравоохранения как отрасль, напрямую задействованную в ликвидации заболеваний. Правительство вынуждено решить две несовместимые задачи: минимизировать количество заболевших и сохранить экономику от неминуемого кризиса.
Сложившаяся ситуация, вызванная неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, и связанные с ней социальные ограничения определенным образом повлияли на все сферы общественной жизни, включая криминальную составляющую, организованную преступность и незаконные рынки.
Преступники, воспользовавшись кризисом, быстро адаптировали свои методы работы и известные схемы мошенничества для отдельных граждан, предприятий и общественных организаций, разработав новые формы преступной деятельности и сде-
лав их менее заметными, перенеся в домашние или онлайн-настройки. Организованные преступные группы быстро сориентировались в сложившихся обстоятельствах и направили свой корыстный интерес в зоны наибольшей экономической активности.
С начала кризиса значительно увеличилась продажа контрафактной медицинской и фармацевтической, а также санитарно-гигиенической продукции, средств индивидуальной защиты. В связи с высоким спросом на определенные виды медицинской и гигиенической продукции (маски, перчатки, чистящие средства, фармацевтические препараты и оборудование) возросло количество фальсификаторов, число мошенников и спекулянтов.
Реклама и продажа указанных товаров осуществляется как офлайн, так и в автономном режиме. Количество предложений контрафактных и некачественных товаров продолжает расти, особенно в сети Интернет. Совсем недавно интернет-продажа лекарственных препаратов была запрещена, но с введением режима самоизоляции ускорился про-
OPEN ACCESS
цесс запуска в России дистанционной продажи лекарственных средств [1].
В условиях пандемии все больше граждан используют услуги электронной коммерции, онлайн-сервисы для заказа лекарств, продуктов питания и т.д. Потребители все чаще стали искать препараты от коронавируса в Интернете. К примеру, в начале сентября сервис «Мегаптека.ру» фиксировал 50 запросов на левофлоксацин в день, а к началу октября число запросов достигло 450.
Служба по надзору в сфере здравоохранения осуществляет мониторинг безопасности лекарственных препаратов и отслеживает сайты, осуществляющие нелегальную продажу лекарств, по специальным критериям [2]. По состоянию на 23 октября 2020 года Росздравнадзор заблокировал 218 сайтов, незаконно торгующих лекарственными препаратами дистанционным способом [3]. Основными причинами блокировки стали торговля незарегистрированными лекарственными средствами для медицинского применения (в том числе рецептурными), а также отсутствие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности и разрешения на дистанционную торговлю.
Учитывая, что в настоящее время реализация фальсифицированных лекарственных и медицинских препаратов чаще всего осуществляется через Интернет, законодатель принял меры, дополнив статью 2381 Уголовного кодекса Российской Федерации новым квалифицирующим признаком, который устанавливает ответственность за совершение незаконных действий с фальсифицированными, недоброкачественными или незарегистрированными лекарственными средствами, медицинскими изделиями либо фальсифицированными биологически активными добавками с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет [4]. В этом же нормативном правовом акте уточняется, что указанные действия не являются нарушением закона в следующих случаях:
• если реализация (ввоз) незарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий допускается в соответствии с законодательством;
• если указанные лекарственные средства (медицинские изделия) не производятся в Российской
OPEN ^ACCESS
Федерации либо рекомендованы к применению ВОЗ.
Существует риск, что фальсификаторы продукции будут использовать дефицит в поставках некоторых товаров, чтобы чаще предоставлять контрафактные альтернативы.
Особую обеспокоенность вызывают распространение поддельных наборов для тестирования на коронавирус, а также препаратов для лечения коронавирусной инфекции. В самый разгар эпидемии контрафактные и фальсифицированные медицинские изделия, а также лекарственные средства, якобы используемые для лечения COVID-19, появились в изобилии.
Так, например, после того, как российский препарат Авифавир (фавипиравир), используемый для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, получил государственную регистрацию, активизировали свою деятельность мошенники, продающие поддельные препараты якобы с действующим веществом фавипиравир. В сети Интернет под видом препаратов на основе фавипиравира, произведенных в Китае или Японии, началась массовая продажа плацебо.
В ответ на новые тенденции в области медицинского контрафакта в марте 2020 года в рамках операции «Пангея XIII», проводимой Интерполом, было изъято потенциально опасных фармацевтических препаратов на сумму более 14 млн долларов и произведен 121 арест по всему миру.
Всего за период с 3 по 10 марта 2020 года изъято более 34 000 контрафактных и некачественных масок, спреев, лекарств. Во всем мире изъято 4,4 млн единиц незаконных лекарственных средств, 37 000 несанкционированных и контрафактных медицинских изделий (в основном хирургические маски и наборы для мониторинга ВИЧ и глюкозы), 2 500 удаленных ссылок (веб-сайты, социальные сети, интернет-магазины, реклама), ликвидировано 37 организованных преступных групп [5].
По итогам операции можно сделать вывод, что количество несанкционированных противовирусных препаратов и противомалярийного хлорохина растет. Витамин С, известный своими иммуностимулирующими свойствами, и другие пищевые добавки были изъяты во всем мире. Обезболивающие
LEGAL SCIENCES
»3
OPEN ACCESS
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ȉ
OPEN ACCESS
и антибиотики также составляли значительную часть конфиската.
Появились различные способы мошенничества, например, преступники выдавали себя за сотрудников больниц, утверждавших, что их родственник болен, и требовали оплаты лечения, осуществляли сбор средств для ложных благотворительных организаций на борьбу с COVID-19 и др.
Объектами мошенничества выступают не только физические лица, но и целые предприятия, желающие приобрести расходные материалы, такие как защитные маски, перчатки, чистящие средства, фармацевтические продукты и пр.
Например, были установлены случаи получения организациями предложений о приобретении медицинских масок от уполномоченных дистрибьюторов. Легальность предложений продавцы подтверждали фиктивными документами, имитирующими документы Минпромторга России, - доверенностью на заключение договоров купли-продажи масок от первого заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Сергея Цыба №ЦС-9883/3 и распоряжением заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексея Беспрозванных №82721/11.
В сфере здравоохранения организованная преступность предприняла попытки интеграции в структуры медицинской помощи, в системы снабжения фармацевтическими препаратами. Там, где медицинские структуры будут испытывать нехватку аппаратов искусственного дыхания и иной медицинской техники, с высокой степенью вероятности можно ожидать появления криминальных структур с участием коррумпированных медицинских работников, подпольно продающих услуги улучшенного медицинского ухода за тяжелыми больными [6].
Преступные группировки активизировали свой контрафактный и поддельный медицинский бизнес с помощью цифровых технологий.
На этом фоне увеличивается число поддельных сайтов. Злоумышленники создают зеркальные сайты по доставке медикаментов, сайты, замаскированные под надежные источники, включая Всемирную Организацию Здравоохранения, национальные медицинские платформы и т.п. На этих сайтах рекламируются контрафактные лекарства и медицинская техника, указываются якобы надежные оптовые и
розничные продавцы, которые могут на льготных основаниях реализовать продукцию. Такая сложная цепочка, включающая не только киберпреступ-ность, но и социальную инженерию, эксплуатирует сочетание дефицита защитных средств, лекарств и медицинского оборудования со свойственными людям паническими настроениями [7].
Криминал активно предлагает медицинские товары не только через онлайновые, но и одноранговые, теневые веб-рынки. Например, в Darknet магазинах по спекулятивным ценам можно приобрести оригинальные, контрафактные, работающие и неработающие системы тестирования, медицинские кровати и различного рода аппараты для вентиляции легких.
Надо отметить, что нелегальная торговля медикаментами - одна из острых мировых проблем. Прибыльная криминальная индустрия, оцениваемая в 431 млрд долларов США в год, представляет собой серьезную угрозу для общественного здравоохранения, которая нацелена на самых уязвимых: больных и бедных.
Есть основания полагать, что в ближайшее время криминал попробует интегрироваться в логистические сети и, используя тайные маршруты, наладить поступление дженериков из Индии и необходимых фармацевтических субстанций из Китая.
В условиях пандемии растущий спрос и ограниченность ресурсов создают идеальные условия для усиления коррупции. Коррупция всегда будет препятствовать способности государств эффективно реагировать на пандемию. Негативные последствия для общественного здравоохранения проявляются не только в отвлечении финансовых средств, распределении ресурсов, оборудования и предметов первой необходимости, но и влияют на закупки, коммерческие соглашения и процессы найма в системе здравоохранения. Коррупция часто проявляется на уровне индивидуальных взяток, выплачиваемых за льготное медицинское лечение, и в способности игнорировать карантинные ограничения.
Так, в условиях пандемии процветают коррупционные проявления в сфере госзакупок медицинских товаров (расходных материалов, инструментов, оборудования) для нужд бюджетного учреждения составляют 36,4% от общего количества взяточничества. Получили распространение факты
nQA
LEGAL SCIENCES
»Qa
заключения контрактов на средства индивидуальной защиты с сомнительными компаниями.
Взяточничество в сфере связанных с медициной услуг. Доступ или приоритетный доступ к медицинским услугам, узким специалистам, качественному тестированию, оборудованию, медицинским процедурам, организация уклонения от карантинных мероприятий и т.д. путем коррупционных действий выступают проблемой, которая уже обострилась в текущем году.
Другим аспектом в этом сегменте является кор-рупциогенность процессов перепрофилирования медицинских учреждений, управления денежными средствами, отпускаемыми на доплаты и поощрение медицинским работникам, оказывающим помощь больным коронавирусом, ведение соответствующей статистической отчетности, упрощенные процедуры оплаты услуг. Эти риски ограничиваются использованием не только государственных средств, но и распространяются на средства, собранные за счет общественных пожертвований.
В заключение хотелось бы отметить, что в таких сложных условиях эффективная борьба с фальсификатом приобретает особое значение. В последнее время вносились изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Административный кодекс Российской Федерации, направленные на привлечение к ответственности лиц, занимающихся производством, продажей и сбытом фальсифицированных лекарственных средств.
Очень важно проводить качественные уголовно-правовые расследования, выявлять источники производства нелегальной продукции, осуществлять конфискацию производственного оборудования и уничтожать фальсифицированные и недоброкачественные лекарственные средства. Также важно информировать населения о фактах появления на рынке нелегальной, поддельной медицинской продукции.
В целях обеспечения эффективного контроля качества лекарственных средств, находящихся в
обращении, и борьбы с их фальсификацией введена автоматизированная система мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием маркировки (кодификации) и идентификации упаковок лекарственных средств.
С 1 июля 2020 года маркировка лекарственных средств в России стала обязательной для всех участников оборота [8].
Литература:
1. Указ Президента РФ от 17 марта 2020 г. № 187 «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020, № 12, Ст. 1742.
2. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № 5527, утверждающий критерии оценки информации в сети Интернет, необходимой для принятия Росздравнадзором решений по блокировке сайтов и страниц сайтов в сети Интернет, утвержден 18 сентября 2020 года.
3. Режим доступа: URL: https://roszdravnadzor. gov.ru/news/23687 (дата обращения: 01.02.2021).
4. Федеральный закон от 01.04.2020 N 95-ФЗ «О внесении изменений в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020, N 14 (часть I), Ст. 2025.
5. Режим доступа: URL: https://www.interpol. int/en/News-and-Events/News/2020/Global-operation-sees-a-rise-in-fake-medical-products-related-to-COVID-19 (дата обращения: 01.02.2021).
6. Доклад (март 2020) «Преступность и вирус. Воздействие пандемии COVID-19 на организованную преступность», подготовленный международной исследовательской организацией «Global Initiative Against Transnational Organized crime» // Режим доступа: URL: https://мвд.рф/upload/site1/ folder_page/019/882/802/Globalnaya_initsiativa._ Prestupnost_i_Infektsiya1.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
7. Доклад Европола «Пандемический спекулянт: как преступники эксплуатируют кризис COVID - 19», март 2020 // Режим доступа: URL: https:/^^/upload/site1/folder_page/019/882/802/ Evropol_Spekulyatsiya_pandemiey1.pdf (дата обращения: 01.02.2021).
8. Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 N 1556 (ред. от 02.11.2020) «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» // СПС Консультант плюс (дата обращения: 01.02.2021).