Научная статья на тему 'Некоторые вопросы создания муниципальных ГИС'

Некоторые вопросы создания муниципальных ГИС Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тимофеева Н.В., Клюшниченко В.Н.

For efficient management of the territory administration of any settlement is to have complete and reliable information on all the real-property objects. The paper reveals the main contents of municipal GISes, based on cadastral information systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тимофеева Н.В., Клюшниченко В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF MUNICIPAL GIS ESTABLUSHMENT

For efficient management of the territory administration of any settlement is to have complete and reliable information on all the real-property objects. The paper reveals the main contents of municipal GISes, based on cadastral information systems.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы создания муниципальных ГИС»

УДК 528.44 Н.В. Тимофеева ВЛСА, Великие Луки В.Н. Клюшниченко СГГА, Новосибирск

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ГИС

V.N. Klyushnichenko SSGA, Novosibirsk N.V. Timofeyeva

Velikiye Luky Agricultural Academy

SOME PROBLEMS OF MUNICIPAL GIS ESTABLUSHMENT

For efficient management of the territory administration of any settlement is to have complete and reliable information on all the real-property objects. The paper reveals the main contents of municipal GISes, based on cadastral information systems.

Руководители муниципальных образований для управления вверенными им территориями, должны иметь актуальную информацию обо всех объектах, расположенных в указанных границах. Такую информацию целесообразно сосредотачивать в геоинформационных системах, которые позволяют не только хранить, преобразовывать и предоставлять информацию для принятия решения, но и «привязывать» ее к конкретной территории. При этом муниципальные ГИС (МГИС) обеспечивают надежную защиту информации, а ее актуальность не вызывает сомнений, поскольку приведение информации на уровень современности может осуществляться в любой момент времени.

МГИС - это информационная система, которая содержит реестр постоянно обновляемых и соответствующих современности данных об объектах застроенной территории, доступ к которым регламентирован. Основным масштабом графического материала, с которым работают пользователи, является 1:500. В исключительных случаях, для описания особо сложных участков, могут использоваться и более крупные масштабы. Многослойность представления каждого типа объектов, а также различных видов коммуникаций позволяет оптимальным образом и оперативно находить имеющиеся объекты, корректировать атрибутивную и графическую информацию и так далее. Информация в МГИС может быть разделена на три основные группы: наземные, подземные и надземные объекты, каждая из которых хранится раздельно.

Любая МГИС - это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий решение задач по отображению, обновлению, преобразованию, хранению и представлению потребителям информации. МГИС могут включать ряд подсистем, основными из которых являются: земельные участки, собственники (юридические и физические лица), население по возрастным группам, предприятия по отраслям, сделки с

недвижимым имуществом, кадастровая и рыночная стоимость земельного участка и расположенных на них объектов, озеленение города, инженерные коммуникации, подразделения пожарной охраны, медицинские учреждения, предприятия обслуживания, культуры, быта, оздоровительные учреждения, адресный реестр объектов капитального строительства и индивидуальных жилых домовз реестр улиц и дорожных знаков. Весьма важное значение приобретает кадастр, который содержит информацию о названии улиц, их ширине, протяженности, принадлежности, типе покрытия, уклоне, интенсивности грузопотоков по временам года и времени суток, светофорах и дорожных знаках.

Ведение реестра муниципальных образований осуществляется с целью создания единой системы учета объектов муниципальной собственности. Сделки с объектами недвижимости возможны только после включения их в реестр.

В России действует платная система землепользования. Это позволяет не только пополнять бюджет города, но и стимулирует рациональное использование земель, сохраняет плодородие почв, способствует развитию инфраструктуры в поселениях. Муниципальное образование является обособленной самостоятельной административной единицей, выполняющей определенные функции. Поэтому муниципальные ГИС должны охватывать основные виды деятельности администрации.

Необходимость создания МГИС подтверждается решениями администраций различных городов об упорядочении использования имущества, находящегося в собственности муниципальных образований.

Создание МГИС можно осуществлять на базе имеющихся информационных систем и векторной карты, включающей все объекты городского хозяйства. Слои для каждого города могут формироваться с учетом приоритетности решаемых задач.

Вопросы сбора информации и ее обновления целесообразно решать путем привлечения к этой трудоемкой, дорогостоящей и продолжительной по времени работе будущих специалистов. В частности, можно заключать ежегодно договор между администрацией и академией, в котором формулировать конкретные темы для разработки в дипломных работах, а также в бакалаврских и магистерских диссертациях. Таким образом, темы дипломных работ будут максимально приближены к нуждам производства, что существенным образом повысит их практическую ценность. При этом информация может быть собрана многократно, что позволит определить степень ее достоверности.

Согласно действующему законодательству не выставляются на продажу земельных участки, находящиеся в муниципальной собственности, занятые особо охраняемыми территориями (заповедники, памятники природы, лечебно-оздоровительные учреждения), зараженными объектами, уровень заражения которых превышает норму для данного региона, землями общего пользования (площади, бульвары, улицы, набережные, скверы, водоемы, пляжи), землями морских, речных и воздушных портов федерального

значения и территориями, по которым имеются споры. Поэтому в МГИС должно отслеживаться состоянии этих важных элементов.

В процессе формирования функциональных возможностей МГИС в нее должны быть заложены общеизвестные принципы [3]:

Соответствия интерфейса международным стандартам для обеспечения оперативного освоения;

- Многофункциональности, что сделает систему доступной для широкого круга потребителей;

- Надежности, заключающийся в способности системы работать устойчиво и исключать внесение изменений операторами, не имеющими статуса администратора;

- Разграничения доступа путем предоставления пользователям различного статуса доступ к информации.

Весьма важное значение приобретают данные о планировочной структуре населенного пункта. В связи с этим МГИС в обязательном порядке должны включать информацию о границах муниципального образования и административных районов, названии административных районов, улиц, площадей и их местоположении. Перечень данных муниципальных ГИС рекомендуется формировать по следующим разделам [1,2]:

- Земельные участки (местоположение, назначение, принадлежность, вид использования, площадь);

- Объекты жилого и нежилого фонда (вид объекта, местоположение, назначение, функциональное назначение, правовой статус);

- Зеленые насаждения (вид насаждения, порода, местоположение, дата посадки, габариты, состояние);

- Объекты социального, культурного, бытового, оздоровительного, торгового и т.п. назначения;

Инженерные коммуникации (вид коммуникаций, расположение, дата заложения, наличие колодцев и коллекторов);

- Улицы (название, вид покрытия, дата укладки покрытия, уклон по участкам дороги, наличие дорожных знаков, условия видимости знаков);

- Экология (источники загрязнения, их местоположение, вид загрязнения, интенсивность выбросов в атмосферу и в виде сточных вод);

Население (состав населения по половозрастным группам, образованию, местам проживания).

Несмотря на то, что МГИС требуются, кроме административных органов также многим другим организациям, они создаются крайне медленно, поскольку это требует огромных трудовых, материальных, финансовых и технических затрат. Решение проблемы по созданию МГИС, включая наполнение ее данными, может быть реализовано на основе заключения договора между академией и администрациями населенных пунктов. В академии ежегодно защищают дипломные работы и магистерские

диссертации более ста студентов. Темы работ «оторваны» от нужд производства и в большей степени зависят от инициативы руководителей. В договоре могут быть указаны направления, по которым рекомендуется подготавливать выпускные квалификационные работы. Выпускники, при поддержке профессорско-преподавательского состава академии и администрации города могут беспрепятственно получать в организациях различных министерств и ведомств необходимую информацию открытого типа. Таким образом, в кратчайшие сроки и без особых финансовых издержек, может быть организовано создание и ведение МГИС в крупных городах. Дежурство и пополнение МГИС данными целесообразно осуществлять путем постановки более узких и конкретных тем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Концептуальные решения муниципальной ГИС города Новосибирска [Текст] / А.И. Каленицкий, С.Н. Лавров, Д.В. Лисицкий, В.А. Середович // Современные проблемы геодезии и оптики: тезисы доклада. - Новосибирск: СГГА, 1998 . - С. 14-15.

2. Концепция построения многоуровневых муниципальных геоинформационных систем [Текст] / Г.В. Игнатьев, И.В. Лесных, В.А. Середович, М.О. Говоров, А.Г. Хореев // Тезисы доклада Международной научно-практической конференции «Проблемы кадастра и планирования городских территорий». - Новосибирск: 1996. с. 9-11.

3. Скляров А.В. Муниципальные геоинформационные системы. М., Приор, 2003, с.

21.

© Н.В. Тимофеева, В.Н. Клюшниченко, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.