Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования законодательных и организационно-правовых мер, направленных на противодействие наркотизации населения России'

Некоторые вопросы совершенствования законодательных и организационно-правовых мер, направленных на противодействие наркотизации населения России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОСИТУАЦИЯ / DRUG SITUATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА / ECONOMIC BASIS / НАРКОБИЗНЕС / DRUG TRAFFICKING / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / LEGALIZATION / КОНФИСКАЦИЯ / CONFISCATION / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАРКОТРАФИК / INTERNATIONAL DRUG TRAFFICKING / ТРАНСГРАНИЧНАЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / CROSS-BORDER DRUGS TRAFFICKING / КОНТРАБАНДА / SMUGGLING OF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланов А. Ф., Мустафина Г. М.

Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием законодательных и организационно-правовых мер, направленных на противодействие наркотизации населения России и реализации генеральной цели и задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ №690 от 9 июня 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арсланов А. Ф., Мустафина Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF IMPROVEMENT OF LEGISLATIVE AND ORGANISATIONAL LEGAL MEASURES AIMED AT COUNTERING THE NARCOTISATION OF THE RUSSIAN POPULATION

Article is devoted to the questions connected with improvement of legislative and organizational and legal measures, directed on counteraction of a narcotization of the Russian population and realisation of the general purpose and problems of the Strategy of the state anti-narcotic policy of the Russian Federation till 2020, approved by the President’s of the Russian Federation Decree No. 690 of June 9, 2010.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования законодательных и организационно-правовых мер, направленных на противодействие наркотизации населения России»

А.Ф. Арсланов., Г.М. Мустафина

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Статья посвящена вопросам, связанным с совершенствованием законодательных и организационно-правовых мер, направленных на противодействие наркотизации населения России и реализации генеральной цели и задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ №690 от 9 июня 2010 года.

Ключевые слова: наркоситуация, экономическая основа, наркобизнес, легализация, конфискация, международный наркотрафик, трансграничная наркопреступность, контрабанда.

A.F. Arslanov., G.M.Mustafina

SOME ISSUES OF IMPROVEMENT OF LEGISLATIVE AND ORGANISATIONAL LEGAL MEASURES AIMED AT COUNTERING THE NARCOTISATION OF THE

RUSSIAN POPULATION

Article is devoted to the questions connected with improvement of legislative and organizational and legal measures, directed on counteraction of a narcotization of the Russian population and realisation of the general purpose and problems of the Strategy of the state anti-narcotic policy of the Russian Federation till 2020, approved by the President's of the Russian Federation Decree No. 690 of June 9, 2010.

Key words: drug situation, the economic basis, drug trafficking, legalization, confiscation, international drug trafficking, cross-border drugs trafficking, smuggling of.

11 марта 2013 года Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, обеспечивающей координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков, исполнилось 10 лет. За это время ФСКН России наработан значительный опыт выявления и расследования наркопреступлений, в первую очередь, совершенных в организованных формах пресечения международного наркотрафика и подрыва экономических основ наркобизнеса.

ФСКН России стала поистине авторитетным звеном в системе российских правоохранительных органов с хорошо подготовленным в профессиональном отношении кадровым составом. Работа ведомства приобрела комплексный, системный и наступательный характер.

Прочным фундаментом оперативно-служебной деятельности стала

утвержденная Президентом России Стратегия государственной

антинаркотической политики Российской Федерации. Приняты энергичные меры, позволившие серьезно оздоровить ситуацию в стране. Значительно активизировалась борьба с

наркопреступлениями, совершенными в организованных формах соучастия, легализацией преступных доходов, полученных от наркобизнеса, а также контрабандой наркотиков. Активно совершенствовалось антинаркотическое законодательство Российской Федерации. Получил развитие вектор международного сотрудничества по противодействию наркоэкспансии и глобальной наркоугрозе. Благодаря общим усилиям, не только все больше преступников получают суровое

возмездие, но и значительная часть наших сограждан, прежде всего молодых, осознают пагубность смертоносного пристрастия к наркотикам.

В то же время проведенный Государственным антинаркотическим комитетом (ГАК) мониторинг показал, что несмотря на определенное улучшение обстановки в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков, наркоситуация в РФ продолжает оставаться напряженной.

Так, согласно данным мониторинга, опыт употребления наркотиков имеют порядка 13% российских граждан (18 миллионов человек). При этом к 24 годам уже каждый пятый молодой человек пробовал наркотики. Общее число лиц, эпизодически употребляющих наркотики в немедицинских целях, достигает 5,5 миллионов человек, а лиц, употребляющих наркотики регулярно, - порядка 3 миллионов человек1.

Широкий спрос на наркотики, помимо формирования высокой смертности среди молодежи и существенного влияния на здоровье населения, во многом формирует криминогенную обстановку в стране. В 2012 г. число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков составило 215 тысяч, из них 127 тысяч тяжких и особо тяжких2. Более того, по экспертным оценкам, до 70% преступлений насильственного характера в стране прямо или косвенно связано именно с наркотиками.

За совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 2012 г. по основной квалификации было осуждено более 209 тысяч лиц, или 13% от общего числа осужденных в РФ3. За первые десять лет

1 Иванов В.П. В будущее - с надеждой. // Выступления директора ФСКН России. июль-октябрь 2012 г. - М.: ФСКН России, 2012. С.27.

2 См. рейтинговую таблицу основных показателей результатов оперативно-служебной деятельности ФСКН России - Показатели оперативно-служебной деятельности; <FSKN.gov.ru.>; (13/04/2013).

3.Иванов В.П. В будущее - с надеждой. //Выступления директора ФСКН России. июль-октябрь 2012 г. - М.: ФСКН России, С.73.

нового тысячелетия привлечены к уголовной ответственности более одного миллиона человек, в массе своей молодежь. Статистика удручающая. В то же время позволяющая осознать, что с таким феноменом как наркотизм бороться только карательными мерами

бессмысленно. То, что может себе позволить, например, Китай со своим 1,3-миллиардным населением, не может позволить Россия с населением в десять раз меньшим, чем в КНР. Китайский же метод может «сработать» лишь тогда, когда есть ясное представление о наркоситуации в стране, когда случаи, при которых следует карать, применяя, например, высшую меру наказания, единицы в год, а не тысячи, как в России. В то же время, взятый курс на гуманизацию российского законодательства по отношению к наркопотребителю должен сочетаться с повышением эффективности карательной функции по отношению к крупным наркоторговцам.

Остановить наркотизацию

населения России можно только принятием действенных комплексных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков и кардинальному снижению спроса на наркотики. В этой связи хотелось бы перечислить ряд законодательных и организационно-правовых мер в части противодействия незаконному обороту наркотиков, на наш взгляд, позволивших бы качественно изменить наркоситуацию в стране.

В целях подрыва экономических основ наркопреступности и лишения смысла совершения наркопреступлений, направленных, прежде всего, на достижение максимального

экономического эффекта, необходима постоянная последовательная работа правоохранительных, контролирующих органов и судов по ликвидации экономической базы наркопреступности. Речь идет, прежде всего, как о повышении ответственности за легализацию (отмывание) доходов наркобизнеса, так и о безусловном применении института конфискации имущества наркобаронов.

Наркопреступники должны доказывать обществу легальность происхождения своего имущества, а не общество преступникам, как это сегодня определено действующим законодательством. Более того, согласно положениям Конвенций ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г. (Венская конвенция), «О борьбе против транснациональной организованной

преступности» 2000 г. (Палермская конвенция), государства могут переносить на наркопреступников бремя доказывания законности происхождения их имущества и денежных средств (своего рода презумпция виновности). Аналогичное положение предусмотрено Рекомендациями

международной межправительственной организации по противодействию легализации и финансированию терроризма - ФАТФ 2004 г..

Со вступлением в силу Закона №60-ФЗ для решения вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного ст.174.1 УК России (легализация доходов, приобретенных преступным путем), совершенного в крупном размере (т.е. за которое данное лицо может быть приговорено к «дополнительной» уголовной

ответственности, связанной с лишением свободы, вкупе c уголовной ответственностью, связанной с лишением свободы за предикатное

наркопреступление), необходимо

установить, что финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом совершены в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом на сумму более 6 миллионов рублей (хотя до вступления в силу данного Закона она составляла 1 миллион рублей). ФСКН России, как федеральный орган исполнительной власти, обладающий законодательной инициативой, еще в 2012 году внес в Госдуму законопроект о понижении порога «крупного размера» с 6 миллионов рублей до 600 тысяч рублей,

однако до сих пор данный законопроект нижней палатой Федерального Собрания еще не рассматривался.

Не соответствует общественной опасности и такая практика, когда при вынесении приговоров наркоторговцам возвращаются средства совершения преступления, в том числе транспорт с тайниками, использованный для перевозки оптовых партий наркотиков.

Таким образом, одной из действенных мер противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ может стать законодательная норма,

позволяющая конфисковывать денежные средства и иное имущество, полученное от наркобизнеса, если обвиняемым не будет доказана законность их происхождения. Предлагается рассмотреть вопрос совершенствования методов применения наложения ареста на имущество и его дальнейшую конфискацию, как уголовно-процессуальной меры. Целесообразно при этом учесть опыт работы стран «Большой

4 5

восьмерки» и «двадцатки» с учетом которого на фигуранта, с момента предъявления ему обвинения, возлагалось бы бремя доказательства законности происхождения его имущества и денежных средств. На этом стоит вся юридическая практика большинства европейских государств. Россия же, входящая и в «Большую восьмерку» и в «двадцатку», остается «странным» исключением.

Также одной из проблем в сфере противодействия легализации

(отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных от наркобизнеса фигурантами, является отсутствие доступа ФСКН России к сведениям, составляющим банковскую и коммерческую тайны, что не позволяет своевременно и в полном

^Государства, входящие в «Большую восьмерку»: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония: см. http://www.g8russia.ru; <Большая восьмерка>; (11.04.2013).

5 Государства, входящие в «двадцатку»: «Большая восьмерка», Австралия, Аргентина, Бразилия, Евросоюз, Индия, Индонезия, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР, Республика Корея-см.

http://www.g20.org.,ru; <Большая двадцатка>; (11.04.2013).

объёме устанавливать источники дохода наркодельцов на стадии оперативного документирования. Целесообразно

рассмотреть вопрос разработки и направления на процедуру согласования проекта нормативного правового акта по внесению изменений в ФЗ от 2.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» в части допуска к сведениям, составляющим банковскую и коммерческую тайны, сотрудников оперативных подразделений ФСКН России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на основании судебного решения.

В части пресечения каналов международного наркотрафика:

значительную роль в его организации на территории России играют представители таджикских организованных преступных групп, либо отдельные лица таджикской национальности, независимо от

гражданства. Их основной

«специализацией» является оптовый трафик героина, а в последнее время -межрегиональная и внутрирегиональная перевозка и даже мелкооптовая и розничная торговля наркотиками. Наибольшую криминальную активность они проявляют в регионах Центрального федерального округа, а также Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Приволжского федеральных округов. Менее

многочисленными являются киргизские наркогруппировки и отдельные граждане из этого центрально-азиатского государства, «специализацией» которых является поставка крупных партий героина и гашиша. Наибольшая криминальная активность членов киргизских

наркогруппировок проявляется в Сибирском федеральном округе. Незаконный оборот наркотиков с участием граждан и выходцев из Узбекистана представляет из себя широкий спектр, включающий в себя незаконную перевозку, организацию и содержание дезоморфиновых наркопритонов, хранение и сбыт наркотиков каннабисной и опийной группы. Граждане и выходцы из Казахстана ориентированы в большей

степени на наркотики каннабисной группы и сильнодействующие вещества.

В этой связи, необходимо усилить меры контроля за пребыванием мигрантов на территорию РФ в целях снижения, а в дальнейшем и недопущения нелегальной миграции. Рассмотреть вопрос о возможности доступа органов

наркоконтроля к информационной системе «Поток» пограничной службы ФСБ России, в рамках которого ведётся учёт лиц, легально пересекающих

государственную границу. По оценкам ФСКН России именно из среды мигрантов организаторы наркотрафика и

«рекрутируют» рядовых перевозчиков и мелких сбытчиков наркотиков. Из 9,9 млн. поставленных на миграционный учёт иностранных граждан, разрешение на работу и патенты получили всего 2,1 млн. Мигранты из стран Центрально-

Азиатского региона составляют одну треть

6

всех трудовых мигрантов .

Представляется актуальным

усиление взаимодействия территориальных органов наркоконтроля с компетентными органами сопредельных государств при разработке трансграничной

наркопреступности. Также считаем целесообразным организовать

информационный обмен с компетентными органами стран Центрально-Азиатского региона о готовящихся преступлениях, связанных с контрабандой наркотиков на территорию РФ, с дальнейшим проведением комплекса совместных оперативно-розыскных мероприятий с целью пресечения преступной деятельности всех лиц, участвующих в организации наркотрафика.

Кроме всего прочего, еще об одном факторе, значительно снижающем эффективность изъятия их незаконного оборота органами наркоконтроля наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и одурманивающих

6 Федюшин А.В. Об участии граждан и выходцев из стран Средней Азии в контрабанде наркотиков в Приволжский федеральный округ: // Сборник материалов международного семинара-совещания в Уфе 30-31 октября 2012г. - Уфа: УФ СЗ ИПК ФСКН России, 2012.С.74.

веществ: после признания того или иного вещества подконтрольным и внесенным в соответствующий список Перечня, утвержденного Постановлением

Правительства РФ от 30 июня 1998 г. №681 (далее Перечня), наркопроизводителями разрабатываются новые, немногим отличающиеся по молекулярной структуре, но с такой же (а то и большей) степенью пагубного воздействия на психику человека, наркотические средства и психотропные вещества. За их распространение организаторы наркобизнеса, наркодилеры и дестрибьютеры не подпадают под уголовную ответственность в связи с тем, что на данный момент эти «новые» наркотики еще не внесены в Перечень. А по действующему регламенту на все процедуры, связанные с официальным признанием таких средств и веществ наркотиками (то есть до официального внесения их в указанный выше Перечень), уходит до двух лет! Новые же наркотики синтетического происхождения сегодня появляются каждую неделю. Сколько молодежи за столь большой отрезок времени бюрократических согласований «подсаживается» на новые наркотики?!

Очевидно, что в создавшейся ситуации законодателю необходимо предоставить право ФСКН России временно приостанавливать гражданский

оборот новых (еще не внесенных в Перечень) веществ, в отношении которых появились объективные основания признавать их наркотическими.

Таким образом, в целях повышения эффективности работы по

противодействию наркотизации населения, необходимо объединить три основные составляющие: судебно-полицейскую деятельность, медицину и социальную защиту с сосредоточением усилий на трех основных направлениях деятельности по денаркотизации общества: подрыв экономических основ и разрушение инфраструктуры наркобизнеса,

профилактика наркомании и разработка правового механизма побуждения к отказу от потребления наркотиков, а также создание системы комплексной

реабилитации и ресоциализации лиц, отказавшихся от наркопотребления.

Перечисленные законодательные и организационно-правовые меры в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, наряду с мерами, направленными на снижение спроса на наркотики, позволят качественным образом изменить уровень наркотизации населения страны.

Пристатейный библиографический список:

1. Иванов В.П. В будущее - с надеждой. // Выступления директора ФСКН России июль-октябрь 2012 г. - М.: ФСКН России. 2012.

2. Государства, входящие в «Большую восьмерку»: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония: см. http: // www.g8russia.ru; <Большая восьмерка>; (11.04.2013).

3. Государства, входящие в «двадцатку»: «Большая восьмерка», Австралия, Аргентина, Бразилия, Евросоюз, Индия, Индонезия,

Китай, Мексика, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР, Республика Корея-см.

http://www.g20.org.,ru; <Большая двадцатка>; (11.04.2013).

4. Федюшин А.В. Об участии граждан и выходцев из стран Средней Азии в контрабанде наркотиков в Приволжский федеральный округ: // Сборник материалов международного семинара-совещания в Уфе 30-31 октября 2012г. - Уфа: УФ СЗ ИПК ФСКН России, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.