Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования упрошенной системы налогообложения в республике Таджикистан (на примере Согдийской области)'

Некоторые вопросы совершенствования упрошенной системы налогообложения в республике Таджикистан (на примере Согдийской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
79
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / УПРОШЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СОГДИЙСКАЯ ОБЛАСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПОРОГОВЫЙ ДОХОД / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ / ДОХОД / НДС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирпочоев Далерджон Алиджонович

В статье аргументируется роль малого предпринимательства в условиях рыночной экономики, а также отмечается её социально-экономическое значение в развитых странах. Предмет исследования: Проблемы налогообложения малого бизнеса в РТ. Объектом исследования выступил специальный режим налогообложения – упрощенная система налогообложения. Цель исследования: выявить проблемы механизма упрошенной системы налогообложения и показать направления её совершенствования. В работе отмечено, что налоговое стимулирование развития малого предпринимательства является одним из приоритетов экономической политики государства. автор на основе анализа ряда статистических показателей показывая экономический потенциал Согдийской области, отмечает значимость развития малого предпринимательства в данной области путем сопоставления общереспубликанских статистических показателей. В статье подробно анализируется сумма налоговых поступлений по специальным налоговым режимам по Согдийской области, рассматриваются причины роста налоговых поступлений в разрезе специальных режимов налогообложения. На основе анализа аналитических данных, автором показываются конкретные недостатки упрошенной системы налогообложения, что становится причиной сокращения количества малых предприятий использующих упрошенную систему налогообложения, замедления темпов повышения объемов производства продукций, численности занятых в малых предприятиях Согдийской области. На основе выявленных проблем и изучения российского опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства, автором предлагаются конкретные меры связанные с совершенствованием механизма упрошенной системы налогообложения. Особым вкладом автора в исследовании темы является разработка конкретных предложений связанных с совершенствованием механизма налогообложения упрошенной системы налогообложения в Республике Таджикистан, которые предусматривают сужение налогооблагаемой базы по упрошенной системы налогообложения и способствуют снижению налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мирпочоев Далерджон Алиджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования упрошенной системы налогообложения в республике Таджикистан (на примере Согдийской области)»

Некоторые вопросы совершенствования упрошенной системы налогообложения в Республике Таджикистан (на примере Согдийской области)

Мирпочоев Далерджон Алиджонович

кандидат экономических наук

доцент, кафедра мировая экономика, Институт экономики и торговли Таджикского государственного

университета коммерции в г. Худжанд

735700, Таджикистан, Согдийская область, г. Худжанд, ул. Аоба Умарова, 34

ЕЗ daler1@mail.ru

Статья из рубрики "Налоговые системы зарубежных стран"

Аннотация.

В статье аргументируется роль малого предпринимательства в условиях рыночной экономики, а также отмечается её социально-экономическое значение в развитых странах. Предмет исследования: Проблемы налогообложения малого бизнеса в РТ. Объектом исследования выступил специальный режим налогообложения - упрощенная система налогообложения.Цель исследования: выявить проблемы механизма упрошенной системы налогообложения и показать направления её совершенствования.В работе отмечено, что налоговое стимулирование развития малого предпринимательства является одним из приоритетов экономической политики государства. автор на основе анализа ряда статистических показателей показывая экономический потенциал Согдийской области, отмечает значимость развития малого предпринимательства в данной области путем сопоставления общереспубликанских статистических показателей. В статье подробно анализируется сумма налоговых поступлений по специальным налоговым режимам по Согдийской области, рассматриваются причины роста налоговых поступлений в разрезе специальных режимов налогообложения. На основе анализа аналитических данных, автором показываются конкретные недостатки упрошенной системы налогообложения, что становится причиной сокращения количества малых предприятий использующих упрошенную систему налогообложения, замедления темпов повышения объемов производства продукций, численности занятых в малых предприятиях Согдийской области. На основе выявленных проблем и изучения российского опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства, автором предлагаются конкретные меры связанные с совершенствованием механизма упрошенной системы налогообложения. Особым вкладом автора в исследовании темы является разработка конкретных предложений связанных с совершенствованием механизма налогообложения упрошенной системы налогообложения в Республике Таджикистан, которые предусматривают сужение налогооблагаемой базы по упрошенной системы налогообложения и способствуют снижению налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, упрошенная система налогообложения, Согдийская область, специальные режимы налогообложения, пороговый доход, налогообложение, патентная система налогообложения, розничный товарооборот, доход, НДС

DOI:

10.7256/2454-065Х.2018.7.26955

Дата направления в редакцию:

23-09-2018

Дата рецензирования:

23-09-2018

Малое предпринимательство представляет собой необходимый элемент рыночной экономики и призвано решить важные социально-экономические задачи, и в развитых странах оно занимает прочные позиции. Так, в США в малых фирмах трудятся 54% занятых, где создается 35% чистого дохода экономики; в европейских странах малые предприятия обеспечивают работой свыше 70% занятых в экономике, а в Японии малые предприятия, где заняты до 300 человек, трудоустраивают до 78% занятых

Во многих странах для развития малого предпринимательства государство устанавливает специальные режимы налогообложения: в частности, упрощенное налогообложение, когда субъектам малого предпринимательства предоставлены особые условия налогообложения. К преимуществам упрощенного налогообложения следует отнести:

и Значительное уменьшение количества уплачиваемых налогов и соответственно налоговой нагрузки;

и Сокращение налоговой отчетности;

и Простота ведения налогового учета.

Теоретические аспекты совершенствования налогообложения в Таджикистане опубликованы в научных трудах Д.Гулмирзоева, Р.Т. Джаббарова, Т.Н. Назарова, А.О. Орипова, Р.К. Рахимова, Б.С. Султонова, Улугходжаевой Х.Р и т.д. Проблемам улучшения налогового администрирования в республике посвящены работы Хушиева Ю., Маъмурова А., Салимовой М.М. и др. Однако вопросы совершенствования механизма упрошенной системы налогообложения с учетом особенностей национальной экономики республики все еще недостаточно изучены.

В Республике Таджикистан для налогового стимулирования малого предпринимательства Н алоговым кодексом Республики Таджикистан предусмотрена упрощенная система налогообложения для субъектов малого бизнеса (далее - УСН).

К критериям отнесения к малому предпринимательству в целях налогообложения по упрощенной системе в Республике Таджикистан относятся:

и Валовый доход, то есть пороговый доход, исчисляемый по кассовому методу за предшествующий календарный год, не превышающий 1 млн сомони (до 2016 года порогов ый дохо д б ыл ра в е н 500 тыс . с о мони)

и Средняя численность работников за налоговый период не превышает 50 человек

Применение УСН в Таджикистане освобождает от уплаты следующих видов налогов: 0 Налога на прибыль с предприятий; 0 Налога с пользователей автомобильных дорог; 0 Подоходного налога с физических лиц; 0 Налога на добавленную стоимость.

Исключением является налогообложение доходов, налог с которых удерживается у источника выплаты, и осуществление операций по импорту, которые облагаются налогом на добавленную стоимость.

Объектом обложения У СН является валовой доход налогоплательщика, включая доход от поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также другие полученные доходы, за исключением доходов, налог с которых удержан у источника выплаты.

Ставки по УСН Налоговым кодексом устанавливаются в следующих размерах:

- для производственной деятельности - 5%

- для иных видов деятельности - 6%.

Согласно статье 291 п.2 Налогового кодекса РТ упрощенную систему налогообложения для субъектов малого бизнеса не могут применить:

- индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность на основе патента;

- инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- кредитные и микрофинансовые организации, ломбарды;

- недропользователи;

- производители подакцизной продукции;

- субъекты игорного бизнеса.

Согласно исследованиям Всемирного банка в республике в последние годы удельный вес налогоплательщиков использующих упрошенный режим налогообложения растет.

Таблица 1

Распределение генеральной совокупности субъектов малого бизнеса Республики Таджикистан по режиму налогообложения

2012 2014 20

№ Численность налогоплательщиков Удельный вес, % Числе ннос ть налого-пла те льщико в Удельный вес, % Чис ле ннос ть налого-пла те льщико

1 Упрощенный режим налогообложения 53743 86% 38704 88% 41518

2 Общий 8609 14% 29 5258 12% 5257

налоговый режим

ВСЕГО 62352 100% 43962 100% 46805

Источник: Исследование затрат бизнеса на соблюдение обязательных требований Налогового кодекса Республики Таджикистан: Отчет Всемирного банка -2017 -С.14

Судя по данным таблицы 1 общее количество зарегистрированных налогоплательщиков по республике имеет тенденцию к снижению. Так за 2016 год по сравнению с 2012 годом количество зарегистрированных налогоплательщиков уменьшилось на 15548 единиц, из которых 12225 единиц или же почти 79% приходятся на налогоплательщиков использующих упрощенный режим налогообложения. Это цифра наводит на мысль, что в механизме налогообложения упрощенной системы налогообложения существуют недостатки и требует совершенствования. Однако, несмотря на существующие недостатки, данный режим налогообложения популярен среди налогоплательщиков республики, о чем свидетельствует удельный вес налогоплательщиков применяющих данный режим налогообложения.

Следует отметить, что фискальная значимость специальных налоговых режимов (патент, упрощенная система налогообложения, единый налог на сельхозпроизводителей и налоги на игорный бизнес) в республике не столь высока и составляет около 3-4% налоговых доходов. Однако за последнее время сумма налоговых поступлений по всей республики увеличивается динамичными темпами.

Рис. 1

Источник: составлено автором на основе: Отчеты Министерства финансов Республики Таджикистан по исполнению госбюджета за 2013-2016гг- www.minfin.tj

Согласно данным рисунка 1 в 2016 году темп роста налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в республике по сравнению с 2013 годом составил почти 71%. В целом ежегодно наблюдается положительный тренд по налоговым поступлениям по данному режиму, однако следует отметить, что в некоторые периоды темпы роста очень высоки, а некоторые периоды темпы роста становятся относительно низкими. Например, в 2015 году наблюдается резкий скачок налоговых поступлений по сравнению с 2014 годом, что составляет более 34%. А в 2016 году темп роста поступлений по сравнению с 2015 годом составил более 8%. Основные причины этого явления конъюнктура рынка, колебания в деловой активности вызванные субъективными и объективными факторами, колебания курса национальной валюты и т.д.

Согдийская область является одним из промышленно развитых регионов Республики Таджикистан. Оценивая экономический потенциал Согдийской области, следует отметить, что за 2016 год объем валового регионального продукта составил 13876 млн. сомон, что составляет почти 30% ВВП республики. За указанный период в области было произведено 46% промышленной продукции республики. Важно отметить, активность

малых действующих предприятий Согдийской области. Дело в том, что в этой области за 2016 год функционировали 1190 малых предприятий, что составляет 24% общей численности малых предприятий действующих по всей республике, однако это количество малых предприятий Согда выпустили продукцию и оказали услугу на сумму 1065,5 млн. сомони, что составляет 29% аналогичного показателя по всей республике. На каждого занятого в малых предприятиях Согдийской области приходится 0,19 млн сомони (за 2016 год), в то время как по другим регионам, кроме г. Душанбе, данный показатель колеблется в пределах 0,14-0,16 млн. сомони.

Уместно[МП1] отметить, что если сопоставить все специальные режимы налогообложения по Согдийской области, то удельный вес сумм оплаченных по У СН составляет достаточно значимую сумму.

Таблица 2

Суммы налоговых поступлений по специальным налоговым режимам по Согдийской

области за 2015 -2017гг.

(млн. сомони)

Наименование специальных налоговых режимов 2015 2016 2017

Фактическое поступление Уд. вес, % Фактическое поступление Уд. вес, % Фактическое поступление Уд. вес, %

Сумма налогов по всем специальным налоговым режимам 152,6 100 175,7 100 189,8 100

1) Патентная система налогообложения 33,01 21,6 38,4 21,9 47,2 24,9

2) Упрошенная система налогообложения 86,3 56,6 97,7 55,6 97,2 51,2

3) Единый налог для производителей сельхозпродукции 31,89 20,9 37,8 21,5 43,35 22,8

4) Специальный режим налогообложения для субъектов игорного бизнеса 1,4 0,9 1,8 1 2,05 1,1

Источник: рассчитано автором по данным Налогового управления по Согдийской области

Судя по данным таблицы 2, сумма налогов, уплачиваемых в совокупности по всем специальным налоговым режимам, за анализируемый период имеет тенденцию к росту. Так за 2017 год было фактически перечислено в местный бюджет Согдийской области 189,8 млн сомони, что на 24,3% больше, чем за 2015 год. Анализируя динамику фактических поступлений по всем специальным налоговым режимам, можно отметить, что увеличение налоговых поступлений по специальным налоговым режимам произошел за счет резкого роста поступлений от патентной системы налогообложения - 43% за 2017 год по сравнению за 2015 год, и единого налога на производителей сельхозпродукции -прирост составил 36% по сравнению за 2015г. К причинам такого явления, на наш

взгляд, можно отнести:

и Ежегодную индексацию стоимости патентов (в среднем на 10%);

и Предоставление скидки от стоимости патента, в случае если индивидуальный предприниматель желает заниматься двумя или более видов деятельности, предусмотренных Перечнем видов индивидуальной предпринимательской деятельности. В данном случае индивидуальный предприниматель уплачивает 100% наибольшей стоимости патента от всех выбранных видов предпринимательской деятельности и плюс 20% стоимости патента за каждый другой выбранный вид деятельности;

и Ростом объема оптового и розничного товарооборота по Согдийской области (см. рис 2). Дело в том, что по областям и в целом по республике У СН в основном пользуются налогоплательщики, занимающиеся предпринимательством в сфере торговли. Согласно статистическим данным Агентства по статистике при Президенте РТ за 2016 год по республике в сфере торговли были заняты 1886 субъектов малого предпринимательства, в то время как в сфере обрабатывающей промышленности данный показатель составил всего - 364, гостиницы и рестораны - 232, образование - 162, здравоохранение и социальные услуги - 184.

2012 2013 2014 2015 2016

Рис.2 - Динамика розничного товарооборота по Согдийской области в сопоставимых ценах 2016 год (млн сомони)

Источник: рассчитано автором по: Регионы Республики Таджикистан: ежегодный статистический сборник -Душанбе:2017 -С.312

Как видно по данным рисунка 2, динамика розничного товарооборота по Согдийской области имеет положительный тренд. Начиная с 2013 по 2016 розничный товарооборот повышается в среднем на 5-6%.

Суммы, уплаченные субъектами малого предпринимательства Таджикистана по УСН, хотя в динамике показывают достаточно скромные темпы роста, однако удельный вес в структуре всех специальных налоговых режимов республики превышает 50% (см. таблицу 2). Положительный тренд поступлений по УСН в республике, на наш взгляд, был связан: с увеличением количества малых предприятий, функционирующих в сфере торговли; увеличением объема розничной торговли (см. рис. 1); выбором большинством новых предприятий режима УСН.

Но есть и другая сторона вопроса. По словам глава Государственного комитета по инвестициям и управления госимуществом Республики Таджикистан Ф. Хамрализода за 2017 год прекратили заниматься предпринимательской деятельностью 30281

предпринимателей I!2!. Из общего числа закрывших своё дело субъектов малого бизнеса 28471 были индивидуальными предпринимателями и 1810 - юридическими лицами. Снижаются также численность наемных работников занятых в малых предприятиях республики, а также выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) (см. таблицу 3).

Таблица 3. Количественные параметры развития малых предприятий в Республике Таджикистан

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016

Количество действующих малых предприятий 1890 4810 5394 5176 4919

Численность наемных работников (чел.) 19651 27513 30218 28436 21368

Валовая выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) (млн. сомони) 2849,9 4271,1 5501,6 6170,9 3793,1

Источник: данные Агентства по статистике при Президенте РТ - www.stat.tj

Статистические данные приведенные в таблице 3 свидетельствуют о том, с 2012 года по 2014гг. количество действующих малых предприятий в республике имеет тенденцию к увеличению. Однако начиная с 2014 года наблюдается уменьшение количества функционирующих малых предприятий в республике. Аналогичное явление наблюдается по численности наемных работников, работающих в малых предприятиях. Несмотря на то, что в 2013 году численность работников малых предприятий выросла на 40%, однако в 2014 году значительно замедлилась динамика, где прирост составил около 10%. В 2015 году количество работников малых предприятий сократилось на 1782 человек, то есть на 5,9%, за 2016 год сокращение численности работников выросло в почти в 4 раза и составил 7068 чел. В относительной величине это сокращение составило почти 25%. Валовая выручка за реализованную продукцию малых предприятий также синхронно повышается вместе с количеством малых предприятий и численностью наемных работников до 2015 года, однако в 2016 году наблюдается резкое падение доходов малых предприятий на 38,5%. На наш взгляд, к причинам такого явления следует отнести следующие:

и Из-за невыгодности режима упрощенной системы налогообложения многие малые предприятия, особенно промышленные предприятия перешли на общий режим налогообложения;

и Увеличение суммы социального налога из-за увеличения количества нанимаемых работников способствует тому, что многие предприниматели больше будут заинтересованы практиковать «конвертные схемы» выплаты заработной платы работникам. Это явление влияет на искажение данных о реальном положении дел в сфере занятости в малых предприятиях республики;

и Усиление налогового контроля привели к закрытию многих лазеек уклонения доходов от налогообложения, что привело к росту налоговой нагрузки и закрытию бизнеса многими индивидуальными предпринимателями.

Следует отметить, что упрошенная система налогообложения малого бизнеса в Таджикистане имеет ряд недостатков, который присущ и другим странам. В частности, недостаток упрошенной системы налогообложения в России видится экспертам в

освобождении от налога на добавленную стоимость плательщиков упрошенной системы налогообложения-^10!. Безусловно, с одной стороны освобождение от налога на добавленную стоимость дает возможность снизить налоговую нагрузку на налогоплательщика. Но с другой стороны, с точки зрения клиента товаров (услуг, работ), такое положение может быть крайне нежелательным, если он является плательщиком НДС, так как у клиента возникает естественное желание поставить к вычету суммы НДС по приобретенным товарам. Если продавец, применяющий УСН, не сможет выставить счет-фактуру (так как согласно Налогового кодекса РТ он освобожден от уплаты), то в этом случае клиент не сможет вычесть суммы «входного» НДС и его налоговая нагрузка повышается. Такая ситуация способствует потере потенциальных клиентов -плательщиков Н ДС для субъектов малого предпринимательства, применяющих У СН. Только если в случае, когда клиент-плательщик НДС является конечным потребителем, он не уплачивает НДС и не беспокоится о ценовой конкуренции. Получается, для пла те льщико в У С Н це ле сообраз но ра бота ть с физ ич е скими лица ми в сфе ре роз нич но й торговли, где продажа товаров (работ, услуг) осуществляется непосредственно конечным покупателям. Статистический анализ сферы деятельности налогоплательщиков Таджикистана, применяющих УСН, подтверждает, что наибольшее количество таких налогоплательщиков функционируют в сфере розничной торговли.

Другим немаловажным недостатком У СН в Таджикистане является то, что данный механизм налогообложения не стимулирует развитие промышленности. Хотя государственная финансовая поддержка промышленного производства для Таджикистана является приоритетным направлением. В своем Послании Парламенту РТ Президент РТ Эмомали Рахмон от 22 декабря 2016 года отметил, что ввиду ежегодного роста численности населения и увеличения работоспособной силы в республике, необходимо развивать малое и среднее предпринимательство, особенно в сфере производственного предпринимательства. С нашей точки УСН дестимулирует промышленное предпринимательство по следующим причинам:

и Освобождение от уплаты НДС в значительной мере сужает клиентскую базу-плательщиков НДС, повышая для них налоговую нагрузку;

и Н алоговая база У СН , которая является валовым доходом, может оказать негативное влияние на финансовый результат малых производственных предприятий, делая сумму налога больше, чем прибыль. То есть в малых производственных предприятиях с относительно низкой долей добавленной стоимостью, применение У СН представляется невыгодным.

Для перехода на общий режим налогообложения согласно правилам, установленным в Налоговом кодексе РТ, валовый доход субъекта малого предпринимательства в течение 12 полных последовательно следующих календарных месяцев должен превышать налоговый порог, установленный в размере 1 млн сомони. В данном случае у субъекта малого предпринимательства, который выбрал специальный режим УСН, остается два варианта:

- вести убыточную деятельность (в случае низкого уровня добавленной стоимости) в течение 12 месяцев до превышения уровня налогового порога и потом перейти на общий режим налогообложения;

- уклониться от уплаты УСН, скрывая часть валового дохода.

Для решения данной проблемы, целесообразно применить российский опыт применения УСН, где у налогоплательщиков есть выбор:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ) Использовать режим УСН, где объектом налогообложения являются доходы, облагаемые по ставке 6%. Данный механизм налогообложения будет благоприятным для тех налогоплательщиков, которые реализуют свою продукцию (услуги) непосредственно конечным потребителям.

2 ) Использовать режим УСН, где объектом налогообложения являются доходы уменьшенные на сумму расходов, облагаемые по ставке 15%. Думается, что данный подход значительно ослабляет налоговую нагрузку малых производственных предприятий, стимулируя их производственную деятельность. А с другой стороны, это в определенной мере может способствовать выводу доходов индивидуальных предпринимателей из тени.

На наш взгляд, есть некоторые недостатки УСН в части исчисления и уплаты суммы налога. При исчислении суммы налога очень важное значение имеет состав доходов, которые образуют налоговую базу. В Инструкции по исчислению и уплате налога по упрощенному режиму, утвержденной Председателем Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан № 12-ф от 7 декабря 2012г. определено, что входит в состав доходов для исчисления налоговой базы, и какие доходы исключаются из нее. Для целей налогообложения к внереализационным и операционным доходам налогоплательщика относятся:

- поступление штрафов, пени, неустойки за нарушение условий договоров, как признанные должником, так и присужденные в судебном порядке;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе полученные от участников (акционеров) или по договору дарения;

- поступления в счет возмещения причиненных убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности в момент списания суммы долга в бухгалтерском учете налогоплательщика как не имеющего стоимости;

- положительные курсовые и суммовые разницы по переоценке иностранной валюты и дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте.

Однако в Инструкции указаны некоторые виды доходов, которые не включаются в налоговую базу. К ним относятся поступления в виде:

и акцизов, налога с продаж хлопка-волокна и алюминия первичного;

и суммы, полученной налогоплательщиком по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам, подлежащая выплате в пользу комитента, принципала, за исключением суммы вознаграждения и возмещения расходов комиссионера, поверенного;

и залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю, за исключением случаев, когда заложенное имущество передается (отчуждается) в собственность залогодержателю;

и полученных вкладов налогоплательщиком в его уставной или складочный капитал от участников (акционеров) в денежном или натуральном виде, а также выплата участнику

(акционеру) суммы его вклада при выходе участника (акционера) из общества или при ликвидации или при прекращении совместной деятельности в переделах суммы первоначального вклада такого участника (акционера).

Анализируя состав доходов, которые не должны включаться в налоговую базу по УСН, необходимо отметить ряд случаев, которые необходимо учесть. Во-первых, распространенной проблемой субъектов малого предпринимательства является нехватка собственных финансовых ресурсов. Субъект малого предпринимательства может обращаться за кредитом в кредитные организации или же найти инвестора для финансирования бизнес-проекта. Поэтому, считается правильным не включить в налоговую базу по УСН поступления по кредитам или инвестициям. Во-вторых, немало случаев, когда договорные обязательства со стороны продавца не выполняются и по условиям договора купли-продажи продавец обязан вернуть полученные денежные средства. В этом случае, целесообразно исключить такого рода поступления на логопла те льщика из нал о г о в о й б а з ы.

Подытоживая данную статью, на основе анализа Налогового кодекса РТ и нормативно-правовых актов регулирующих режим У СН предлагаем следующие меры по совершенствованию УСН в Республике Таджикистан:

1. Внедрить в республике вторую модель УСН, где объектом налогообложения является доход уменьшенные на сумму расходов связанных с извлечением данного дохода. В данном случае основываясь на российском опыте предлагается ввести ставку налогообложения в размере 15%;

2 . Ввести в Инструкцию «По исчислению и уплате налога по упрощенному режиму» изменения, связанные с исключением из налоговой базы поступлений налогоплательщика связанные с заимствованием кредитных ресурсов и (или) привлечением инвестиционных ресурсов для ведения предпринимательской деятельности.

[МП1]Очень резкий переход к Согдийской области. Надо объяснить, почему выбор пал на эту область. И лучше в начале привести статистику в целом по стране, показать в ней долю Согдийской области, и дальше уже писать только про неё.

Библиография

1. Налоговый кодекс Республики Таджикистан - Душанбе: Ирфон, 2017

2. Алуян В. С. Малый бизнес как фактор развития национальной экономики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S6. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76066.htm

3. Регионы Республики Таджикистан: ежегодный статистический сборник -Душанбе:2017

4. Дариус К. Росати «Среднесрочная стратегия структурных преобразований, подъема экономики и реформ» // Экономика Таджикистана: стратегия развития — Душанбе: 1999, №4

5. Джаббаров Р.Т. Налоги и другие источники государственных доходов в переходный период к рынку//Вестник Педагогического университета. Душанбе, 2000. №6. С. 2324

6. Джаббаров Р.Т. Направления налогового регулирования в Таджикистане. Душанбе: Конуният, 2002.

7. Исследование затрат бизнеса на соблюдение обязательных требований Налогового

кодекса Республики Таджикистан: Отчет Всемирного банка-2017

8. Инструкция по исчислению и уплате налога по упрощенному режиму // Утверждено распоряжением Председателя Налогового комитета РТ №12-ф от 7.12.2012

9. Исмаилов Ш.М., Джаббаров Р.Т. Некоторые вопросы реформирования налоговой системы Таджикистана//Известия Академии наук РТ. Сер. Экономика и политология. 1998. №3. С.32-38

10. Пинская М.Р. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения // Вопросы теории и практики налогообложения: сборник научных статей преподавателей и аспирантов кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Выпуск 3 / Под научн. ред. Мельниковой Н.П. - М.: Финакадемия, 2005. - с. 82-93.

11. Рахимов К. «Некоторые вопросы инвестирования экономического роста» // Экономика Таджикистана: стратегия развития—Душанбе:2003, №1

12. https://news.tj/news/tajikistan/economic/20180214/kazhdii-desyatii-predprinimatel-v-tadzhikistane-ne-smog-rabotat-i-zakrilsya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.