Научная статья на тему 'Некоторые вопросы совершенствования судейских кадров в Республике Казахстан'

Некоторые вопросы совершенствования судейских кадров в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суд / судья / судейские кадры / кадровая политика / компетенции судьи / судейский корпус. / court / judge / judicial personnel / personnel policy / judge’s competence / judicial corps.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаркулова Ляззат Талғатовна, Салпеков Алмас Сайлаубекович

Как известно, во всем мире занятие судейской должности – это венец юридической профессии. Судьями становятся зрелые, квалифицированные юристы, обладающие высоким общественным статусом, имеющие многолетний опыт работы в адвокатуре и прокуратуре и в целом прошедшие все стадии юридической карьеры. Главная роль в функционировании эффективной и справедливой судебной системы принадлежит судьям, которые должны обладать высокими профессиональными и морально-нравственными качествами. В статье проанализированы меры по совершенствованию кадровой политики в судебной системе Республики Казахстан, выявлены некоторые проблемы в этой сфере, а также предложены меры по их разрешению. Отмечается, что кадровая политика судебной системы на современном этапе является ключевым фактором создания выскопрофессионального судейского корпуса и утверждения верховенства права в обществе. В настоящее время постепенно идет работа, чтобы сделать работу судьи привлекательной. Сфера кадровой политики судебной системы на сегодня является одной из динамично развивающихся. Однако несмотря на принимаемые меры, пока еще многие проблемы находятся в фазе поиска эффективных решений, что происходит нередко методом проб и ошибок, «шараханий» в крайности. Многие вопросы по совершенствованию судейских кадров требуют тщательных глубоких исследовний. Обосновывается, что в целях совершенствования судейских кадров требуется формирование целостной кадровой политики на основе выработки общей стратегии работы с человеческими ресурсами в судебной системе. В качестве основы для систематизации кадровой политики в судебной системе мог бы послужить модель компетенций судьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назаркулова Ляззат Талғатовна, Салпеков Алмас Сайлаубекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF IMPROVING JUDICIAL PERSONNEL IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

As you know, all over the world, holding a judicial position is the crown of the legal profession. Judges are mature, qualified lawyers who have a high social status, have many years of experience in the bar and the Prosecutor’s office, and in general have passed all stages of a legal career. The main role in the functioning of an effective and fair judicial system belongs to judges, who must have high professional and moral qualities. The article analyzes measures to improve personnel policy in the judicial system of the Republic of Kazakhstan, identifies some problems in this area, and suggests measures to resolve them. It is noted that the personnel policy of the judicial system at the present stage is a key factor in creating a highly professional judicial corps and establishing the rule of law in society. Currently, work is gradually underway to make the judge’s work attractive. The sphere of personnel policy of the judicial system is currently one of the fastest growing. However, despite the measures taken, many problems are still in the phase of finding effective solutions, which often happens through trial and error, «shying away» to the extreme. Many questions about improving the judicial staff require thorough in-depth research. It is proved that in order to improve judicial personnel, it is necessary to form a holistic personnel policy based on the development of a common strategy for working with human resources in the judicial system. A model of the judge’s competence could serve as a basis for systematizing personnel policy in the judicial system.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы совершенствования судейских кадров в Республике Казахстан»

I

I

I ¡

I I

i ¡

i i

i ¡

¡

i i к

Президент Республики Казахстан К. Токаев отметил, что «создавая суд и арбитражный центр МФЦА, мы завершаем создание институциональной структуры финансового центра. Они будут вырабатывать элемент доверия на локальном и глобальном уровнях. Пришло время использовать наши конку-

рентные преимущества и найти собственную нишу в мире» [4].

Таким образом, создание суда МФЦА и Международного арбитражного центра должно повысить доверие потенциальных инвесторов к нашей стране и улучшить инвестиционный климат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Интервью с регистратором Суда МФЦА и Международного арбитражного центра Кристофером Кэмпбелл-Холтом //https://hipo.kz/post.

2. Кристофер Кэмпбелл-Холт «Мы поможем получить справедливый вердикт и обеспечить его исполнение» // https://pravo.ru/opinion.

S Тукулов Б. Каким будет суд при Международном финансовом центре «Астана // http:// forbes.kz.

4 Выступление Президента Республики Казахстан Токаева К. на церемонии открытия суда и Международного арбитражного центра МФЦА //https://www.aa.com.tr/ru.

REFERENCES

1. Interv'yu s registratorom Suda MFTSA i Mezhdunarodnogo arbitrazhnogo tsentra Kristoferom Kempbell-Kholtom // https://hipo.kz/post.

2. Kristofer Kempbell-Kholt My pomozhempoluchit' spravedlivyy verdikti obespechit' yego ispolneniye //https://pravo.ru/opinion.

S.Tukulov B. Kakim budet sudpri Mezhdunarodnom finansovom tsentre «Astana //http://forbes.kz.

4.Vystupleniye Prezidenta Respubliki Kazakhstan Tokayeva K. na tseremonii otkrytiya sud i Mezhdunarodnyy arbitrazhnyy tsentr MFTSA //https://www.aa.com.tr/ru.

УДК 347.962.1

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДЕЙСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Назаркулова Ляззат Талгатовна

Главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, кандидат юридических наук, доцент, г. Нур-Султан, Республика Казахстан

Салпеков Алмас Сайлаубекович

Докторант Высшей школы права «Эдшет» Каспийского общественного университета, г. Алматы, Республика Казахстан

Ключевые слова: суд, судья, судейские кадры, кадровая политика, компетенции судьи, судейский корпус.

Аннотация. Как известно, во всем мире занятие судейской должности - это венец юридической профессии. Судьями становятся зрелые, квалифицированные юристы, обладающие высоким общественным статусом, имеющие многолетний опыт работы в адвокатуре и прокуратуре и в целом прошедшие все стадии юридической карьеры. Главная роль в функционировании эффективной и справедливой судебной системы принадлежит судьям, которые должны обладать высокими профессиональными и морально-нравственными качествами.

В статье проанализированы меры по совершенствованию кадровой политики в судебной системе Республики Казахстан, выявлены некоторые проблемы в этой сфере, а также предложены меры по их разрешению. Отмечается, что кадровая политика судебной системы на современном этапе является ключевым фактором создания выскопрофессионального судейского корпуса и утверждения верховенства права в обществе. В настоящее время

Азаматтыц жэне азаматтыц ic ЖYргiзу цуцыгы

постепенно идет работа, чтобы сделать работу судьи привлекательной.

Сфера кадровой политики судебной системы на сегодня является одной из динамично развивающихся. Однако несмотря на принимаемые меры, пока еще многие проблемы находятся в фазе поиска эффективных решений, что происходит нередко методом проб и ошибок, «шараханий» в крайности. Многие вопросы по совершенствованию судейских кадров требуют тщательных глубоких исследовний. Обосновывается, что в целях совершенствования судейских кадров требуется формирование целостной кадровой политики на основе выработки общей стратегии работы с человеческими ресурсами в судебной системе. В качестве основы для систематизации кадровой политики в судебной системе мог бы послужить модель компетенций судьи.

ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА СУДЬЯЛАР КАДРЛАРЫН ЖЕТ1ЛД1РУДЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР1

Назаркулова Ляззат Талгатовна

Бас гылыми цызметкер Гылыми-зерттеу институтыныц

Жогаргы сот жанындагы сот академиясыныц Цазацстан Республикасыныц Сотында,

зац гылымдарыныц кандидаты, доцент, Нур-Султан ц, Цазацстан Республикасы

Салпеков Алмас Сайлаубекович

Каспий цогамдыцуниверситетi «Эдтет» Жогары цуцыц

мектебШц докторанты, Алматы ц., Цазацстан Республикасы

ТYШH свздер: сот, судья, судья кадрлары, кадр саясаты, судьяныц цузыретг, сот корпусы.

Аннотация. БYкiл элемде судьялыц цызметтщ жумысы - зац мамандыгыныц тэж\. Судьялар жеттген, жогары цогамдыц мэртебеЫ бар, адвокатура мен прокуратурада квп жылдыц жумыс тэжiрибесi бар жэне жалпы зац мансабыныц барлыц сатыларынан вт-кен бiлiктi зацгерлер болады. Тиiмдi жэне эдш сот ЖYйесiнiц жумыс iстеуiндегi басты рвл жогары кэ^и жэне моральдыц-адамгершшк цасиеттерге ие болуы тшс судьяларга тиесш.

Мацалада Казацстан Республикасыныц сот ЖYйесiнде кадр саясатын жетiлдiру бой-ынша шаралар талданды, осы саладагы кейбiр проблемалар аныцталды, сондай-ац оларды шешу бойынша шаралар усынылды. Сот ЖYйесiнiц кадрлыц саясаты цазiргi кезецде кэсiби судьялар корпусын цурудыц жэне цогамда цуцыц Yстемдiгiн бектудщ басты факторы бо-лып табылады. Казiргi уацытта судьяныц жумысын тартымды ету Yшiн бiртiндеп жумыс ЖYргiзiлуде.

Сот ЖYйесiнiц кадр саясатыныц саласы бYгiнгi кYнi серпiндi дамып келе жатцан сала-лардыц бiрi болып табылады. Алайда, цабылданып жатцан шараларга царамастан, элi де квптеген мэселелер тиiмдi шешiмдердi iздеу сатысында тур, бул жш сынамалар мен ца-телер, шектен тыс «шарахания» эдiсiмен ЖYредi. Судьялар кадрларын жетiлдiру бойынша квптеген мэселелер муцият терец зерттеудi талап етед1 Судьялар кадрларын жетiлдiру мацсатында сот ЖYйесiнде адам ресурстарымен жумыс ^теудщ жалпы стратегиясын эзiрлеу негiзiнде тутас кадр саясатын цалыптастыру талап етiлетiнi негiзделедi. Сот ЖYйесiндегi кадр саясатын ЖYйелеудiц негiзiреттде судья цузыреттертщ моделi цызмет ете алар ед1

ш

I

SOME ISSUES OF IMPROVING JUDICIAL PERSONNEL IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Nazarkulova Lyazzat Talgatovna

Chief researcher of Research Institute, Academy of Justice under the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan, candidate of law, Associate Professor, Almaty, Republic of Kazakhstan

Salpekov Almas Saylaubekovich

doctoral student of Adilet Law School, Caspian Public University, Almaty, Republic of Kazakhstan

Keywords: court, judge, judicial personnel, personnel policy, judge's competence, judicial corps.

ш

I

I I I i I i

I

I I i

I

I

I I I I

Abstract. As you know, all over the world, holding a judicial position is the crown of the legal profession. Judges are mature, qualified lawyers who have a high social status, have many years of experience in the bar and the Prosecutor's office, and in general have passed all stages of a legal career. The main role in the functioning of an effective and fair judicial system belongs to judges, who must have high professional and moral qualities.

The article analyzes measures to improve personnel policy in the judicial system of the Republic of Kazakhstan, identifies some problems in this area, and suggests measures to resolve them. It is noted that the personnel policy of the judicial system at the present stage is a key factor in creating a highly professional judicial corps and establishing the rule of law in society. Currently, work is gradually underway to make the judge's work attractive.

The sphere of personnel policy of the judicial system is currently one of the fastest growing. However, despite the measures taken, many problems are still in the phase of finding effective solutions, which often happens through trial and error, «shying away» to the extreme. Many questions about improving the judicial staff require thorough in-depth research. It is proved that in order to improve judicial personnel, it is necessary to form a holistic personnel policy based on the development of a common strategy for working with human resources in the judicial system. A model of the judge's competence could serve as a basis for systematizing personnel policy in the judicial system.

«Лица, отобранные на судейские должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права» Основные принципы независимости судебных органов (п. 10) Седьмой конгресс ООН (29.11. 1985 г.)

В правовом государстве, коим утверждает себя Республика Казахстан, ключевыми условиями верховенства права является создание высокопрофессионального судейского корпуса. Ведь именно суд является плотом олицетворением справедливости в обществе, именно в суде субъекты права ищут справедливости и защиты своих прав. Поэтому от честности, неподкупности, добропорядочности, высокого профессионализма, компетентности каждого судьи зависит результативность деятельности всей судебной власти, законность и правопорядок в стране, уровень защищенности прав человека, доверия населения к суду и государственно-правовой системе, инвестиционная и имиджевая привлекательность страны, социально-экономическое и политико-правовое благополучие общества.

Обратимся к некоторым статистическим данным по судейским кадрам. Так, в 20152017 годах ежегодно увольнялись до 150 судей, половина из которых увольнялись по собственному желанию. По информации председателя столичного суда из 39 судей, назначенных в районные суды г. Нур-Султан в этих годах, больше половины в первый же год вызывали большие нарекания. Многие из них уже прекратили свои полномочия. В судах было 240 вакансий, а если считать с женщинами, находящихся в декретном отпуске, около 370 судей отсутствовали (14% от штатной численности судей).

Ситуация не изменилась существенно и

в последующие годы. Так, в 2018 году было освобождено от должности 41 районных судей (1,9% от штатной численности районных судей) и 32 судей областных судов (7% от штатной численности областных судей). Если в 2017 году коэффициента общей сменяемости (текучести) судейских кадров составил 5,7%, то в 2018 году наблюдается его снижение (2,9%) почти в 2 раза, тем не менее показатели остаются достаточно высокими. На начало 2019 года штатная численность всего судебного корпуса страны составляла 2 684 судьи, фактическая - 2 442. Юридически вакантными были 242 должности судей [1]. Тем самым налицо нехватка высокопрофессиональных судейских кадров.

Данные факты свидетельствуют о недостаточной эффективности кадровой политики в судебной системе, причин которой можно назвать множество. Так, по результатам социологического исследования, проведенного среди судей, экспертов, магистрантов Академии правосудия, среди барьеров формирования эффективного судейского корпуса на первом месте стоит высокая нагрузка, переработка судей (по мнению 81,4% опрошенных судей и 71,4% опрошенных экспертов), по мнению судей 68,9% на втором месте среди таких барьеров стоит недостаточный социальный пакет, тогда как по мнению экспертов на втором месте находится непрозрачный отбор в кадровый резерв (51,4%). Третьим среди таких барьеров судьи и эксперты называют морально-психо-

Азаматтыц жэне азаматтыц ic ЖYргiзу цуцыгы

логический климат (по мнению 47,9% судей и 48,6% эксперты). Далее указываются такие барьеры, как несоответствие профессиональной подготовки занимаемой должности (судьи - 44,7%, эксперты - 42,9%), и далее называются такие барьеры как непрозрачный отбор в кадровый резерв, субъективизм при карьерном росте, низкая заработная плата и отсутствие возможности карьерного роста [2]. В целом результаты социологического исследования показывают, что одной из глубинных причин такой ситуации является непривлекательность профессии судьи для талантливых юристов, неудовлетворенность действующими судьями своими карьерными перспективами, что вынуждает их искать другую работу, где возможности карьерного развития шире, низкая эффективность систем отбора и управления судейскими кадрами.

В этой связи одними из приоритетных задач государства являются вопросы совершенствования судейских кадров, что невозможно без совершенствования кадровой политики в судебной системе. Так, в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ», инициированном Елбасы Н.А. Назарбаевым 17 шагом предусмотрено «ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности» [3]. Президент Республики Казахстан К.К. Токаев в своей инагурационной речи среди 10 основных задач третьей обозначил реформирование правоохранительной и судебной систем, отметив необходимость ужесточения система отбора судей и кандидатов на эту должность. Суд должен стать последней инстанцией на справедливость [4].

На сегодняшний день в Республике Казахстан сделано немало для кадрового обеспечения судебной системы. Так, по инициативе Председателя Верховного Суда Ж. Асанова с начала 2018 года реализуется портфель приоритетных проектов «Семь камней правосудия», где самым первым определен проект «МшЫз судья», нацеленный на обеспечение высокого профессионализма, независимости и ответственности судей, в рамках которого были внедрены новые принципы системы формирования судейского корпуса, новые концептуальные подходы в подготовке и отборе наилучших претендентов на судейские должности.

Развивается система отбора судейских кадров: введена многоступенчатая, поэтапная система оценки кандидатов, с сентября 2018 года запущена новая система квалификационного экзамена. И если за период 2017 - август 2018 года из 314 человек успешно сдали квалификационный экзамен 93 чело-

века (30%), то с августа 2018 по октябрь 2019 года - из 303 сдали 13 человек (4%). Как это скажется на качестве судейских кадров, покажет время. Но однозначно одно: система отбора судейских кадров стала серьезным «ситом» для отбора наиболее квалифицированных, с высокими моральными устоями кадров.

Расширяется и совершенствуется деятельность Высшего Судебного Совета. Так, если в 2016 году Высший Судебный Совет обладал лишь функциями по приему квалификационного экзамена на должность судьи и конкурсного отбора на вакантные судейские должности, то уже к концу 2019 года дополнительно к указанным функциям Высший Судебный Совет также осуществляет формирование кадрового резерва на руководящие судейские должности и рассмотрение дисциплинарных дел в отношении судей. Для реализации данных функций при Высшем Судебном Совете созданы и функционирует ряд рабочих органов: квалификационная комиссия - занимается вопросами приема квалификационного экзамена у кандидатов в судьи; комиссия по конкурсному отбору - занимается конкурсным отбором на судейские должности; комиссия по кадровому резерву

- занимается формированием кадрового резерва судейского корпус; судебное жюри

- рассматривает вопросы дисциплинарной ответственности судей; экспертно-консуль-тативная комиссия - рассматривает актуальные вопросы правоприменения, в последующем выносимые на рассмотрение Высшего Судебного Совета.

Формируется новая система конкурсного отбора:

- введена плановая система проведения конкурсов на судейские должности по заранее утвержденному графику;

- внедрен институт двухэтапного конкурса, где первый этап - стандартный конкурсный порядок, при котором кандидаты в судьи проходят все этапы проверки и оценки; второй - конкурс в ускоренном порядке на судейские вакансии, не заполненные по итогам первого этапа;

- исключено требование об обязательном специальном стаже;

- сокращен срок общего юридического стажа (с 10 до 5 лет);

- закреплены основания недопустимости назначения/избрания судьей лица (по аналогии с госслужбой: увольнение или в течение трех последних лет привлечение к дисциплинарной ответственности за дискриминацию государственной службы; увольнение по отрицательным мотивам с госорганов; судимость или привлечение к уголовной от-

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

I

I I I I I I

I

I I I

I I

I I I

ветственности, в том числе освобождение от уголовной ответственности по нереабилити-рующим основаниям);

- установлены условия невозможности для участия в конкурсе на занятие вакантной судейской должности (привлечение судьи к дисциплинарной ответственности, если со дня снятия с него дисциплинарного взыскания прошло менее одного года; если судья -действующий член Высшего Судебного Совета);

- установлен запрет на занятие равнозначных руководящих судейских должностей более двух раз.

Совершенствуется структура и деятельность Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан. Так, осенью 2017 года были произведены структурные изменения Академии, в структуре которой было создано три института: Институт послевузовского образования, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров, Научно-исследовательский институт, каждый из которых также включал несколько структурных подразделений. В декабре 2019 года структура Академии была вновь пересмотрена: вместо трех институтов создано три Научно-образовательных центра. Тем самым структура Академии была упрощена, что, надеемся будет способствовать повышению качества подготовки судейских кадров. Вместе с тем, полагаем, что данные меры носят формальный характер, существенно не затрагивают содержания и форм подготовки судейских кадров, поэтому проблема судебного образования, качества подготовки судейских кадров еще требует серьезных исследований и кардинальных мер по дальнейшему развитию.

Существенные меры приняты для формирования кадрового резерва:

- качественно изменен порядок формирования Комиссии по кадровому резерву;

- при формировании кадрового резерва используются элементы новой системы конкурсного отбора судей, основанные на прозрачных и конкурентных механизмах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- лица, состоящие в кадровом резерве, имеют преимущество при участии в конкурсе;

- с лицами, состоящими в кадровом резерве, планируется проведение активной работы по развитию деловых качеств, повышению профессионального мастерства и совершенствованию организаторских навыков.

Совершенствуются механизмы привлечения судей к дисциплинарной ответственности в целях обеспечения сочетания гарантий их независимости и качества правосудия. Так, 25 апреля 2019 года вступили в силу поправки в Конституционный закон

«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» по вопросам деятельности Судебного жюри, согласно которым вопросы рассмотрения вопросов дисциплинарной ответственности были переданы из ведения Верховного Суда к ведению ВСС. Соответственно дисциплинарная комиссия Судебного жюри при Верховном Суде была преобразована в Судебное жюри при Высшем Судебном Совете. Внедрена многоступенчатая система отбора членов Судебного жюри.

Председатель Верховного Суда Республики Казахстан Ж. Асанов совершенно справедливо отметил, что «самой главной проблемой судебной системы остаются проблемы судейских кадров» и для их решения назрела необходимость введения HR-инстру-ментов в систему отбора судейских кадров и оценки профессиональной деятельности судей [5]. Важным направлением совершенствования кадровой политики в судебной системе Казахстана является применение лучших HR-технологий в целях привлечения в ряды судей и удержания талантливых специалистов-юристов (адвокатов, юридических консультантов, юристов компаний и др.). Для повышения эффективности и компетентности судей требуется создание механизмов мотивации, развития лидерства, эффективной системы обучения и развития судейских кадров, инвестиций в профессионализацию кадров, рекрутмента и планирования карьерного роста, развития организационной культуры, ориентированной на защиту прав и интересов граждан.

В целом работа по совершенствованию кадровой политики, институциональных изменений, касающихся кадрового обеспечения судебной системы продолжается, многие вопросы еще нуждаются в исследовании, широком обсуждении и выработке практических решений. Ведь несмотря на проводимые реформы все еще наблюдается слабый приток высокопрофессиональных специалистов в судебную систему. Так, по результатам работы Квалификационной комиссии с сентября 2018 года по октябрь 2019 года - большинство кандидатов в судьи - это секретари судебных заседаний с аппаратными ценностями, сотрудники правоохранительных органов. Однако если ранее приоритет отдавался работникам судебной системы, то сегодня общепризнанно, что судейский корпус не должен быть закрытым и формироваться только изнутри, а должен пополняться в том числе и из кадров из других юридических профессий, прежде всего, адвокатов, частно-практикующих и корпоративных юристов. Но пока еще среди адвокатов, частнопрактикующих и корпоративных

Азаматтыц жэне азаматтыц к ЖYргiзу цуцыгы

юристов нет большой заинтересованности и желания стать судьей [6, с. 154].

По нашему мнению, прежде всего в целях совершенствования судейских кадров требуется формирование целостной кадровой политики на основе выработки общей стратегии работы с человеческими ресурсами в судебной системе. Такая политика должна быть нацелена на формирование высокопрофессионального судейского корпуса, соответствующего самым высоким требованиям и ожиданиям общества, с учетом лучших практик стран ОЭСР и национальных особенностей. На сегодняшний день те или иные вопросы судейских кадров отнесены к ведению Верховного Суда Республики Казахстан (здесь функционирует комиссия по качеству правосудия), Высшего Судебного Совета (как указано выше, большинство кадровых вопросов отнесены к ведению данного органа), Академии правосудия (подготовка магистрантов, повышение квалификации и переподготовка судей), учебных центров (проведение мероприятий по подготовке судейских кадров). При этом взаимосвязь и взаимодейстиве указанных субъектов слабая, каждый из них работает практически разрозненно, лишь формально взаимодействую по некоторым вопросам.

Полагаем одним из таких связующих системообразующих элмементов могла бы стать единая рамка компетенций судьи. Так, широкое применение в кадровой работе в за-рубежых странах получил компетентностный подход. В Республике Казахстан компетентностный подход стал активно применяться на государственной службе, что показало свою эффективность. Так, в рамках реализации Плана Нации «100 конкретных шагов» в Казахстане действует трехступенчатая система отбора на государственную службу, где на втором этапе проводится оценка личных качеств, так называемых компетенций. Была разработана единая рамка компетенций для отбора и продвижения на госслужбе по единым ценностям и принципам, которым должен быть привержен любой госслужащий вне зависимости от уровня занимаемой им должности и сферы его деятельности. В итоге данные меры способствуют созданию современного и эффективного госаппарата. По аналогии с государственной службой компетентностный подход можно было бы широко использовать в кадровой работе судебной системы.

Вместе с тем компетентностный подход на сегодня только начинает внедряться в работу с судейскими кадрами. Так, завершающим этапом квалификационного экзамена является собеседование с кандидатами в судьи с членами квалификационной комиссии на предмет оценки их компетенций. В Академии правосудия при подготовке магистрантов также используются элементы ком-петентностного подхода. Однако пока еще потенциал компетентностного подхода не используется в полной мере: нет четко определенной единой рамки компетенций судей, на вышеуказанном собседовании по оценке компетенций кандидатов в судьи практически каждый раз предлагается оценивать разные компетенции, при подготовке магистрантов, повышении квалификации судей также имеет место неопределенность и разнобой в вопросе какие же компетенции следует развивать магистрантам и судьям.

Полагаем, что для системности кадровой политики в судебной системе можно было бы разработать единую рамку компетенций судьи, которая могла бы лечь в основу единого понимания качества судейских кадров, единых требований для планирования, отбора, продвижения, подготовки, повышения квалификации, аттестации, профессионального развития, карьерного продвижения и управления эффективностью судейских кадров. Тогда и все три основных субъекта, реализующих кадровую политику в судебной системе, а именно: Верховный Суд, Высший Судебный Совет, Академия правосудия -могли бы работать взаимосвязано, системно. Например, Верховный Суд и иные суды как основные «заказчики» профессиональных кадров мог бы определять основные потребности судебной системы в судейских кадрах, требования к их качеству; Высший Судебный Совет - осуществлял бы отбор определенных судейских кадров, а Академия правосудия - вела подготовку и осуществляла развитие судейских кадров; и все три субъекта - обеспечивало бы карьерное продвижение судейских кадров на основе единых ценностей и принципов. Полагаем, это способствовало бы более целостному и системному подходу к работе с человеческими ресурсами судебной системы, и в целом - созданию высокопрофессионального судейского корпуса, способного реализовать миссию правосудия по обеспечению верховенства права в обществе.

I

1 I

I

I

I I I I I i i i I i I

Гражданское и гражданско-процессуальное право ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный доклад о состоянии судейских кадров в Республике Казахстан, 2019 // https://www.zakon.kz.

2. Ермаханова С. Итоги социологического исследования по вопросам формирования судейского кадрового состава в Казахстане // Сборник материалов международного Круглого стола «Перспективы кадровой политики в Республике Казахстан. - Нур-Султан, 2019. http://vss.gov.kz/ pdf.

3. План нации - 100 конкретных шагов. Программа Президента Республики Казахстан от 20мая 2015 года //«Казахстанская правда» от 20.05.2015 г., № 92 (27968); «Егемен Цазацстан» 20.05.2015 ж, № 92 (28570).

4. Выступление Касым-Жомарта Токаева на официальной церемонии вступления в должность избранного Президента Республики Казахстана //http://www.akorda.kz.

5. Выступление Председателя Верховного Суда Республики Казахстан Асанова Ж. на расширенном совещании судей по итогам отправления правосудия в первом полугодии 2019 года // https://sud.gov. kz.

6. Бикебаев А. Эффективное взаимодействие юридического сообщества и судейского корпуса при отборе и оценке судей // Сборник материалов международного Круглого стола «Перспективы кадровой политики в Республике Казахстан». - Нур-Султан, 2019. - С. 152-155.

REFERENCES

1. Natsional'nyy doklad o sostoyanii sudeyskikh kadrov v Respublike Kazakhstan, 2019 // https:// www.zakon.kz.

2. Yermakhanova S. Itogi sotsiologicheskogo issledovaniyapo voprosam formirovaniya sudeyskogo kadrovogo sostava v Kazakhstane // Sbornik materialov mezhdunarodnogo Kruglogo stola «Perspektivy kadrovoy politiki v Respublike Kazakhstan. - Nur-Sultan, 2019. http://vss.gov.kz/pdf.

3. Plan natsii - 100 konkretnykh shagov. Programma Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 20 maya 2015 goda // «Kazakhstanskaya pravda» ot 20.05.2015 g., № 92 (27968); «Yegemen Kazakstan» 20.05.2015 zh., № 92 (28570).

4. Vystupleniye Kasym-Zhomarta Tokayeva na ofitsial'noy tseremonii vstupleniya v dolzhnost' izbrannogo Prezidenta Respubliki Kazakhstana //http://www.akorda.kz.

5. Vystupleniye Predsedatelya Verkhovnogo Suda Respubliki Kazakhstan Asanova ZH. na rasshirennom soveshchanii sudey po itogam otpravleniya pravosudiya v pervom polugodii 2019 goda // https://sud.gov.kz.

6. Bikebayev A. Effektivnoye vzaimodeystviye yuridicheskogo soobshchestva i sudeyskogo korpusa pri otbore i otsenke sudey // Sbornik materialov mezhdunarodnogo Kruglogo stola «Perspektivy kadrovoy politiki v Respublike Kazakhstan». - Nur-Sultan, 2019. - S. 152-155.

i I

I I I

УДК 347.91

СУДЕБНОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ, НАПРАВЛЯЕМОЕ ИНОСТРАННОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ: ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ВРУЧЕНИЯ

Сулейменов Майдан Кунтуарович

Директор научно-исследовательского института частного права Каспийского общественного университета, Председатель Казахстанского Международного Арбитража, академик НАН РК, д.ю.н., профессор г. Алматы, Республика Казахстан

Ключевые слова: суд, извещение, международные акты, иностранное лицо, гражданское судопроизводство.

Аннотация. На стадии подготовки дела к судебному разбирательству особую сложность для суда представляет порядок извещения иностранных участников о времени и месте судебного заседания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.