Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕОДНОКРАТНЫХ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕОДНОКРАТНЫХ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / грубое нарушение / лицензирование перевозок пассажиров автобусами / лицензионное требование / повторное нарушение / систематические нарушения / traffic safety / gross violation / licensing of passenger transportation by buses / licensing requirement / repeated violation / systematic violations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Михайлович Исаев

В статье исследуется нормативно-правовая основа и практика функционирования института лицензирования перевозок пассажиров автобусами. Особое внимание уделяется мерам лицензионного реагирования на неоднократные нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении указанных перевозок. По результатам проведенного исследования формулируются предложения по совершенствованию лицензионных требований, перечня грубых нарушений данных требований, а также оснований применения соответствующих мер реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максим Михайлович Исаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS IMPROVING THE INSTITUTE FOR LICENSING PASSENGER TRANSPORTATION BY BUSES IN ORDER TO PREVENT REPEATED VIOLATIONS OF ROAD SAFETY REQUIREMENTS

The article examines the regulatory framework and the practice of functioning of the institute for licensing passenger transportation by buses. Special attention is paid to licensing response measures in relation to repeated violations of road safety requirements during the implementation of these shipments. Based on the results of the study, proposals are formulated to improve the licensing requirements, the list of gross violations of these requirements, as well as the grounds for applying appropriate response measures.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕОДНОКРАТНЫХ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья УДК 34

© Исаев М.М., 2023

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОКПАССАЖИРОВАВТОБУСАМИВЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯНЕОДНОКРАТНЫХ

НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Максим Михайлович Исаев

Научный центр БДД МВД России misaev56@mvd.ru

Аннотация. В статье исследуется нормативно-правовая основа и практика функционирования института лицензирования перевозок пассажиров автобусами. Особое внимание уделяется мерам лицензионного реагирования на неоднократные нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении указанных перевозок. По результатам проведенного исследования формулируются предложения по совершенствованию лицензионных требований, перечня грубых нарушений данных требований, а также оснований применения соответствующих мер реагирования.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, грубое нарушение, лицензирование перевозок пассажиров автобусами, лицензионное требование, повторное нарушение, систематические нарушения

Для цитирования: Исаев М.М. Некоторые вопросы совершенствования института лицензирования перевозок пассажиров автобусами в целях предупреждения неоднократных нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2023. № 4. С. 19-23.

Original article

SOME QUESTIONS IMPROVING THE INSTITUTE FOR LICENSING PASSENGER TRANSPORTATION BY BUSES IN ORDER TO PREVENT REPEATED VIOLATIONS OF ROAD SAFETY REQUIREMENTS

Maksim M. Isaev

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation misaev56@mvd.ru

Abstract. The article examines the regulatory framework and the practice of functioning of the institute for licensing passenger transportation by buses. Special attention is paid to licensing response measures in relation to repeated violations of road safety requirements during the implementation of these shipments. Based on the results of the study, proposals are formulated to improve the licensing requirements, the list of gross violations of these requirements, as well as the grounds for applying appropriate response measures.

Keywords: traffic safety, gross violation, licensing of passenger transportation by buses, licensing requirement, repeated violation, systematic violations

For citation: Isaev M.M. Some questions improving the institute for licensing passenger transportation by buses in order to prevent repeated violations of road safety requirements // Road Safety. 2023. № 4. P. 19-23.

Нн

I арушения требований по обеспече- В последнее время ситуация ухудшается, что

шию безопасности дорожного движения выражается в увеличении показателей аварийности (далее - БДД) являются, пожалуй, самыми реальными по вине водителей автобусов [1] (рис. 1). и существенными угрозами причинения вреда при перевозках пассажиров автобусами.

Рисунок 1 - Показатели аварийности с участием автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки

Наиболее остро стоит проблема неоднократных нарушений требований по обеспечению БДД, совершаемых как перевозчиками, так и их работниками.

Необходимо отметить, что неоднократность является родовым понятием, характеризующим мно-

жественность совершения нарушений. При этом частными случаями неоднократности являются по-вторность (совершение нарушения во второй раз) и систематичность (совершение нарушения в третий и более раз) [2].

Безопасность дорожного движения

Изложенное необходимо принимать во внимание Наличие наибольшей доли нарушений, совер-

при определении адекватных способов реагирования шенных повторно водителями различных транспорт-

на неоднократные нарушения. Представляется, что по ных средств (далее - ТС), характерно именно для во-сравнению с повторными систематические нарушения дителей автобусов [3, 4] (рис. 2). должны повлечь более строгие правовые последствия.

55,1

Проезд на запрещающий сигнал светофора

Выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением

29,8

14,6

3,0 5,6 ■

0,7 0,8 1,4

5,2 2,3 0,4

37,2 ■

14,9

1,6

Превышение установленной 0,4 0,6

скорости движения ТС

Мотоциклы Легковые ТС Грузовые ТС Автобусы

Рисунок 2 - Удельный вес повторно совершенных нарушений от всех выявленных в 2022 году нарушений конкретного вида в распределении по категориям ТС

Этот вывод сделан на основе сведений о количестве возбужденных дел об административных правонарушениях, повторное совершение которых является квалифицирующим признаком составов правонарушений, предусмотренных в статьях главы 12 Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ): проезд на запрещающий сигнал светофора (ч. 3 ст. 12.12), выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу дороги, предназначенную для встречного движения (ч. 5 ст. 12.15), превышение установленной скорости движения ТС (ч. 5-7 ст. 12.9), движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением (ч. 3.1 ст. 12.16).

В данном случае повторность понимается в значении содержания ст. 4.3 КоАП РФ и означает совершение однородного нарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию [5].

Устойчивое противоправное поведение перевозчика или его работников нередко приводит к тяжелым последствиям [6, 7], о чем убедительно свидетельствуют результаты анализа некоторых резонансных дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП) с участием пассажирских автобусов.

Например, в 2019 году в Пермском крае по причине неисправности рулевого управления автобуса произошло ДТП, в котором 2 пассажира автобуса погибли и 57 - получили ранения.

Данному ДТП предшествовали многократные нарушения, связанные с техническими неисправностями этого автобуса: выпуск на линию (4 факта) и управление (15 фактов). Таким образом, наступление тяжких последствий стало закономерным итогом устойчивого противоправного поведения перевозчика и водительского состава [8].

В целях предотвращения ущерба деятельность по перевозке пассажиров автобусами подлежит лицензированию на основании п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ «О лицензировании») [9].

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О лицензировании» лицензирование представляет собой осуществление уполномоченными органами следующей деятельности: предоставление лицензии; оценка соблюдения лицензионных требований; приостановление, прекращение действия и аннулирование лицензии (далее - меры лицензионного воздействия).

Как отмечалось в предыдущих трудах автора настоящей публикации, эффективность лицензирования обусловлена наличием возможности применения мер лицензионного воздействия, которые в случае устойчивого противоправного поведения гарантированно обеспечивают прекращение деятельности хозяйствующего субъекта в той сфере, где своими нарушениями он создает угрозу причинения вреда [10].

Практически все основания применения указанных мер связаны с совершением грубых нарушений лицензионных требований, к которым относятся нарушения отдельных требований, перечисленных в п. 39 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1616 (далее - Положение о лицензировании) [11], повлекшие причинение ущерба или угрозу его причинения [9].

В основном упомянутые лицензионные требования имеют организационный характер и касаются допуска к участию в дорожном движении как водителя, так и ТС (медицинский осмотр водителей, контроль технического состояния ТС, его оснащенность и др.).

При этом среди них отсутствует прямая обязанность перевозчика реагировать на конкретное нарушение в области дорожного движения, допущенное водителем (выезд на полосу встречного движения, превышение установленной скорости движения и др.).

Очевидно, что перевозчик не имеет возможности контролировать каждое действие его работников, особенно водителей, и оперативно корректировать их поведение. В этой связи было бы необоснованно возлагать на перевозчика ответственность за любое нарушение, совершенное водителем.

Однако систематичность совершения противоправных деяний хозяйствующим субъектом, в том числе его отдельными работниками, может свидетельствовать о несовершенстве организации деятельности, отсутствии должного контроля за допуском водителя и транспортного средства к участию в дорожном движении, а также неэффективности профилактической работы, направленной на устранение причин и условий совершения нарушений в области дорожного движения и ДТП [8, 12].

Это предопределяет объективную необходимость принятия к перевозчику справедливых адекватных мер реагирования, позволяющих исключить его участие в перевозочной деятельности, в которой создается реальная угроза причинения вреда.

Следует заметить, что ранее действовавшим Положением о лицензировании перевозок пассажиров автобусами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 280 (утратило силу), грубым признавалось нарушение лицензионных требований, совершенное повторно в течение года [13], что влекло применение мер лицензионного воздействия [14].

В настоящее время в случае объективной необходимости исключения злостного нарушителя из сферы перевозочной деятельности правоприменитель вынужден связывать факт причинения вреда с формальными основаниями, не находящимися в непосредственной причинно-следственной связи с наступившим событием.

Например, совершение ДТП по причине нарушения очередности проезда квалифицировано как грубое нарушение лицензионного требования, выраженное в отсутствии проведенного технического обслуживания автобуса. При этом сведения о технических неисправностях этого автобуса в материалах о ДТП не отражены [15].

В другом случае падение пассажира в автобусе квалифицировано как грубое нарушение лицензионного требования, связанное с несоответствием механика квалификационным требованиям, что также не имеет непосредственной причинно-следственной связи [16].

Кроме того, для применения мер лицензионного воздействия правоприменитель вынужден «привязывать» неоднократные нарушения перевозчика и его работников к невыполнению лицензионного требования по проведению анализа нарушений, даже если он проводился, но противоправные проявления продолжились [17].

Указанное лицензионное требование основано на закрепленной в ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения») обязанности перевозчика анализировать и устранять причины ДТП и нарушений Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (далее - ПДД РФ) [18].

При этом обязанность устранения причин, предписанная в ФЗ «О безопасности дорожного движения», среди лицензионных требований отражения не нашла.

На основе проведенного анализа совершения нарушений ПДД РФ и ДТП должны приниматься меры по недопущению подобных негативных явлений в будущем, то есть по устранению причин и условий, способствующих их совершению. В противном случае проведение анализа сводится к формальному выполнению обязанности по констатации уже произошедшего события.

Устранение соответствующих причин и условий в данном случае может заключаться в повышенном

внимании к основным угрозам БДД при проведении инструктажей, а также в отстранении от профессиональной деятельности, связанной с управлением ТС, лиц, совершивших грубые или систематические нарушения (в том числе не дожидаясь принятия решения о привлечении к установленной законом ответственности или вступления такого решения в законную силу) [8].

С учетом изложенного, целесообразно привести лицензионное требование об анализе причин ДТП и совершенных правонарушений (подп. «л» п. 8 Положения о лицензировании) в соответствие со ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», дополнив его упоминанием о необходимости устранения таких причин. Это создаст необходимые правовые предпосылки для применения к злостному нарушителю предусмотренных мер лицензионного воздействия.

Основания применения таких мер должны быть максимально конкретными и понятными как перевозчику, так и правоприменителю, чтобы исключить неоднозначное толкование соответствующих положений, влекущее возможность проявления субъективизма.

В этой связи повторное (совершенное во второй раз) нарушение требований по обеспечению БДД перевозчиком целесообразно предусмотреть в качестве самостоятельного грубого нарушения лицензионных требований, создающего угрозу причинения вреда.

Это в первую очередь позволит принять предупредительные меры, например, в виде предписания на основании п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О лицензировании», тем самым предоставив перевозчику время на устранение допущенных нарушений.

При этом необходимо учитывать, что предписание направлено на устранение нарушений, носящих организационный характер [19], а большинство противоправных деяний в рассматриваемом контексте имеют неустранимый характер, например, совершение таких нарушений ПДД РФ, как выезд на полосу встречного движения, превышение установленной скорости движения ТС и др.

Поэтому на основании п. 6 ч. 4 ст. 1 ФЗ «О лицензировании», согласно которому федеральными законами, регулирующими осуществление перевозок пассажиров автобусами, могут быть предусмотрены особенности лицензирования в этой сфере, касающиеся в том числе порядка применения мер лицензионного воздействия, полагаем целесообразным предусмотреть другие предупредительные меры.

В качестве уникальных примеров установления таких особенностей приведем предупреждение о приостановлении действия лицензии в сфере оказания услуг связи [20] и предписание о недопустимости совершения нарушения в сфере теле- и радиовещания [21]. Следует заметить, что такое предписание выдается лицензиату по фактам нарушения всех требований, а не только лицензионных.

Отсутствие со стороны лицензиата должного реагирования на указанные предупредительные меры, то есть продолжение противоправных действий, влечет применение мер лицензионного воздействия.

Применительно к предмету нашего исследования последующие нарушения, допущенные перевозчиком (в третий раз и более), будут образовывать систематичность.

Подобное устойчивое противоправное поведение объективно свидетельствует о несовершенстве организации перевозочной деятельности, создает реальную существенную угрозу причинения вреда и с высокой степенью вероятности способно привести к тяжелым последствиям, о чем убедительно свидетельствуют приведенные выше примеры.

Кроме того, целесообразно указать, что в настоящее время в отдельных сферах деятельности неодно-

Безопасность до]

кратные нарушения выступают самостоятельным основанием для применения мер лицензионного воздействия.

На сегодняшний день такая практика реализуется в лицензировании телевизионного вещания и (или) радиовещания (повторно в течение года) [21], частной детективной и охранной деятельности (неоднократно) [22], деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (не менее двух раз в течение трёх лет) [23].

На наш взгляд, применительно к сфере перевозок пассажиров автобусами такой радикальный подход уместен в случае совершения неоднократных нарушений, повлекших причинение реального ущерба.

В решении рассматриваемой проблемы важное значение имеет определение критериев систематичности и их нормативное закрепление, которые позволят исключить неоднозначное понимание при осуществлении правоприменительной деятельности.

Очевидно, что не все нарушения требований по обеспечению БДД перевозчиком и его работниками находятся в прямой причинно-следственной связи с причинением ущерба или его угрозой.

Например, сложно представить ситуацию, когда управление автобусом с выключенными внешними световыми приборами в солнечный день либо с нечитаемыми государственными регистрационными знаками способствовало бы совершению ДТП, даже если подобное нарушение является неоднократным.

Поэтому заслуживает внимания вопрос определения перечня правонарушений в области дорожного движения, которые при неоднократном совершении повлекут последствия для перевозчика, предусмотренные в рамках функционирования института лицензирования.

К таким нарушениям должны быть отнесены противоправные деяния, являющиеся непосредственными причинами ДТП (выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда и др.), а также существенно повышающие риск совершения ДТП (управление ТС в состоянии опьянения и т.п.).

Таким образом, предлагаемый подход к совершенствованию института лицензирования перевозок пассажиров автобусами представляет собой совокупность следующих мероприятий.

1. Лицензионное требование о проведении анализа совершенных ДТП и правонарушений необходимо дополнить упоминанием об устранении их причин, тем самым приведя его в соответствие со ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

2. Целесообразно предусмотреть, что повторное (совершенное во второй раз) нарушение перевозчиком требований по обеспечению БДД представляет собой самостоятельное грубое нарушение лицензионных требований.

В данном случае повторные нарушения будут свидетельствовать о ненадлежащем выполнении лицензионного требования об устранении причин ДТП и правонарушений.

3. Следует установить, что совершение указанного грубого нарушения лицензионных требований является основанием для применения предупредительной меры (предписания и др.) в целях недопущения систематического нарушения лицензионных требований в дальнейшем.

4. Отсутствие должного реагирования со стороны перевозчика, выраженное в продолжении противоправных деяний, приводящее к их систематичности (в третий раз и более), в соответствии с действующим законодательством влечет применение мер лицензионного воздействия.

>жного движения -

5. В качестве критерия систематичности нарушений, выступающего фактическим основанием применения жестких мер лицензионного воздействия, следует определить совершение в третий раз и более нарушений в области дорожного движения, входящих в соответствующий перечень. Такие нарушения должны являться непосредственными причинами ДТП либо существенно повышать риск его совершения.

6. Представляется целесообразным дополнительно проработать вопрос о введении новых предупредительных мер для расширения форм и методов воздействия на нарушителей в целях повышения эффективности функционирования рассматриваемого института лицензирования.

Список источников

1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 150 с.

2. Якимов А.Ю. Повышенная ответственность за неоднократное совершение административных правонарушений (правовые и организационные вопросы) // Государство и право. 2007. № 8. С. 5-13.

3. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2021 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2022 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 126 с.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

6. Кондратьев В.Д. Обеспечение безопасности дорожного движения. Вопросы теории (система «дорожное движение») // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 6-10.

7. Кондратьев В.Д., Лисин В.В. Безопасность дорожного движения - необходимость дальнейших мер // Безопасность дорожного движения. 2022. № 3. С. 5-12.

8. Баканов К.С., Исаев М.М., Коблов П.С. Приоритет безопасности дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности при перевозке пассажиров автобусами: монография. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 380 с.

9. Федеральный закон от 4 мая 2011 г № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. № 19. Ст. 2716.

10. Исаев М.М. К вопросу о лицензировании перевозок пассажиров автобусами в Российской Федерации // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2023. № 3(67). С. 48-55.

11. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» // Собрание законодательства РФ. 19.10.2020. № 42. Ст. 6582.

12. Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. 2012. № 9. С. 26-32.

13. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» // Собрание законодательства РФ. 09.04.2012. № 15. Ст. 1793. Утратило силу.

14. Решение Камчатского краевого суда от 18 июля 2018 г по делу № 7-142/2018 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.12.2023).

15. Решение Кировского областного суда от 24 апреля 2018 г. по делу № 7-55/2018 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.12.2023).

16. Решение Кировского областного суда от 17 апреля 2018 г. по делу № 7-47/2018 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.12.2023).

17. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2016 г № 11АП-8585/2016 по делу № А72-3300/2016 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.12.2023).

18. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.12.2023).

19. Анисимова Н.П., Антонов С.Н., Бочаров С.Н. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: учебник / 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Московской академии МВД России; Центр юридической литературы «Щит», 2001. 362 с.

20. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства РФ. 14.07.2003. № 28. Ст. 2895.

21. Закон РФ от 27 декабря 1991 г № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. № 32. 08.02.1992.

22. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. № 100. 30.04.1992.

23. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 09.05.2011. № 19. Ст. 2716.

References

1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aisanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2022: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 150 p.

2. Yakimov A.Yu. Increased responsibility for repeated commission of administrative offenses (legal and organizational issues) // State and law. 2007. № 8. P. 5-13.

3. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2022. 128 p.

4. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2022: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 126 p.

5. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 12.30.2001 № 195-FZ // Collection Legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. № 1 (Part 1). Art. 1.

6. Kondratiev V.D. Ensuring road safety. Theoretical issues (the system «Road Traffic») // Road Safety. 2023. № 2. P. 6-10.

7. Kondratiev V.D., Lisin V.V. Road safety need for further action // Road Safety. 2022. № 3. P. 5-12.

8. Bakanov K.S., Isaev M.M., Koblov P.S. The priority of road safety over the economic results of economic activity when transporting passengers by buses: monograph.

M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 380 p.

9. Federal Law dated 04.05.2011 № 99-FZ «On licensing of certain types of activities» // Collection Legislation of the Russian Federation. 09.05.2011. № 19. Art. 2716.

10. Isaev M.M. On the issue of licensing passenger transportation by buses in the Russian Federation // Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2023. № 3(67). P. 48-55.

11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 07.10.2020 № 1616 «On licensing activities for the transportation of passengers and other persons by buses» // Collection Legislation of the Russian Federation. 19.10.2020. № 42. Art/ 65.

12. Antonov S.N., Kuzin V.V. Responsibility for the systematic commission of administrative offenses in the field of traffic: history, problems, prospects // Administrative law and process. 2012. № 9. P. 26-32.

13. Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.04.2012 № 280 «On approval of the Regulations on licensing the transportation of passengers by road transport equipped for the transportation of more than 8 people (except for the case if the specified activity is carried out on orders or for the own needs of a legal entity or individual entrepreneur)» // Collection Legislation of the Russian Federation. 09.04.2012. № 15. Art. 1793. Lost force.

14. Decision of the Kamchatka Regional Court dated 18.07.2018 in case № 7-142/2018 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.12.2023).

15. Decision of the Kirov Regional Court dated 24.04.2018 in case № 7-55/2018 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.12.2023).

16. Decision of the Kirov Regional Court dated 17.04.2018 in case № 7-47/2018 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.12.2023).

17. Resolution of the Eleventh Arbitration Court of Appeal dated July 20, 2016 № 11AP-8585/2016 in case № A72-3300/2016 // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.12.2023).

18. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 01.12.2023).

19. Anisimova N.P., Antonov S.N., Bocharov S.N. et al. Administrative activities of internal affairs bodies. Part Special: textbook / 3rd ed., revised. and additional. M.: Publishing house of the Moscow Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Center for Legal Literature «Shchit», 2001. 362 p.

20. Federal Law № 126-FZ dated 07.07.2003 «On communications» // Collection Legislation of the Russian Federation. 14.07.2003. № 28. Art. 2895.

21. Law of the Russian Federation dated 27.12.1991 № 2124-1 «On mass media» // Rossiyskaya gazeta. № 32. 08.02.1992.

22. Law of the Russian Federation dated 11.03.1992 № 2487-1 «On private detective and security activities in the Russian Federation» // Rossiyskaya gazeta. № 100. 30.04.1992.

23. Federal Law dated 21.12.1994 № 69-FZ «On fire safety» // Collection Legislation of the Russian Federation. 09.05.2011. № 19. Art. 2716.

Информация об авторе

М.М. Исаев - старший научный сотрудник отделения анализа аварийности отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293

Information about the author

M.M. Isaev - Senior researcher at the accident analysis department of the department for the study ofproblems of regulatory legal and analytical support of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Рецензия поступила в редакцию 04.12.2023; одобрена после рецензирования 11.12.2023; принята к публикации 18.12.2023. The review was submitted 04.12.2023; approved after reviewing 11.12.2023; accepted for publication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.