Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ К.С. БАКАНОВА, М.М. ИСАЕВА И П.С. КОБЛОВА «ПРИОРИТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ»'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ К.С. БАКАНОВА, М.М. ИСАЕВА И П.С. КОБЛОВА «ПРИОРИТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борис Вульфович Россинский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ К.С. БАКАНОВА, М.М. ИСАЕВА И П.С. КОБЛОВА «ПРИОРИТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ»»

Рецензия УДК 34

Безопасность дорожного движения

© Россинский Б.В., 2023

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ К.С. БАКАНОВА, М.М. ИСАЕВА И П.С. КОБЛОВА «ПРИОРИТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ»

Борис Вульфович Россинский

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина boris.rossinskiy@gmail.com

Review

REVIEW OF THE MONOGRAPHY K.S. BAKANOV, M.M. ISAEV AND P.S. KOBLOV «THE PRIORITY OF ROAD SAFETY OVER ECONOMIC RESULTS OF ECONOMIC ACTIVITY

IN PASSENGER TRANSPORTATION BY BUSES»

Boris V. Rossinsky

Kutafin Moscow State Law University boris.rossinskiy@gmail.com

Научное исследование на тему «Приоритет безопасности дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности при перевозке пассажиров автобусами», результаты которого представлены в монографии, проведено авторским коллективом одного из ведущих научных учреждений, занимающегося вопросами обеспечения безопасности дорожного движения, -Научного центра безопасности дорожного движения МВД России [1].

Основной целью данной работы являлось определение наиболее оптимального механизма обеспечения безопасности дорожного движения перевозок пассажиров автобусами, который позволит на всех этапах организации пассажирских перевозок уделить должное внимание реализации принципа приоритета жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности, не ущемив последние.

Поставленная цель согласуется со стратегическими целями государства, провозглашенными Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, в качестве одного из средств достижения которых предусмотрено осуществление комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров и грузов, стимулирующих к соблюдению требований безопасности. Особое внимание при этом обращено на развитие механизмов экономического стимулирования, направленных на соблюдение требований к обеспечению безопасности дорожного движения, включая вопросы налогообложения, лицензирования, имущественного страхования и тарифообразования.

Авторский коллектив провел большую работу по комплексному и детальному анализу ключевых компонентов организации и осуществления перевозок пассажиров автобусами, акцентировав особое внимание на регулярных перевозках, отличающихся наибольшей массовостью.

В монографии освещен комплекс важнейших вопросов, связанных с организацией пассажирских перевозок посредством проведения публичных закупок и открытых конкурсов на маршрут, лицензированием и субсидированием перевозочной деятельности, реализацией механизмов защиты прав потребителей и страховыми правоотношениями, а также иных не менее значимых аспектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения пассажирских перевозок.

Концептуальной идеей исследования является определение безопасности дорожного движения не только как требования, предъявляемого к хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему транспортные средства, но и как условия надлежащего исполнения договорных обязательств и показателя качества оказываемой услуги. Распространение и нормативное закрепление такого подхода способно выступить дополнительной мерой повышения безопасности за счет стимулирования перевозчиков к соблюдению установленных требований.

На основе положений действующего законодательства и примеров из смежных сфер деятельности авторам удалось установить, что в настоящее время правовые средства, заложенные в каждом из охваченных исследованием институтов, позволяют учитывать интересы безопасности дорожного движения.

В основу организации регулярных перевозок пассажиров заложены два вида перевозок: по регулируемым тарифам, когда происходит публичная закупка, и по нерегулируемым тарифам, когда заинтересованный публичный орган проводит открытый конкурс на право осуществления перевозок по маршруту.

Как справедливо отмечено авторами, в основу такого разделения в первую очередь заложен порядок ценообразования стоимости проезда. При этом требования по обеспечению безопасности дорожного движения являются едиными для всех и выступают индикатором качественного оказания транспортных услуг населению. Несмотря на это, на сегодняшний

Road

день имеет место разрозненный подход, а в отдельных аспектах интересы безопасности дорожного движения не учитываются вовсе.

В этой связи для обоих видов регулярных перевозок авторы предлагают выработать единый универсальный подход к учету интересов безопасности дорожного движения на каждом из этапов их организации: допуска к участию в конкурентных процедурах, определения победителя, исполнения обязательств, прекращения правоотношений. Правовые средства достижения такого подхода могут различаться в зависимости от особенностей нормативного регулирования каждого вида перевозок (законодательство о контрактной системе и об организации перевозок).

Значительное внимание в исследовании уделено институту лицензирования. Потенциал данного разрешительного режима в сфере перевозок пассажиров автобусами реализован не в полном объеме. Авторы констатируют, что в существующем на сегодняшний день виде лицензирование перевозок представляется слабо эффективным, что подтверждается практически одинаковыми показателями аварийности автобусов независимо от наличия лицензии.

Почти все лицензионные требования дублируют основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а некоторые из них и вовсе не учтены.

Для полноценной реализации потенциала лицензирования в интересах безопасности дорожного движения и предотвращения ущерба охраняемым ценностям лицензионные требования, порядок их оценки и способы реагирования на нарушения, по убеждению авторов, должны выстраиваться в соответствии со степенью угрозы причинения ущерба охраняемым ценностям.

В первую очередь предложено совершенствование нормативно-правовой основы, направленное на достижение согласованности лицензионных требований с основными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения в части технического состояния и оснащенности автобусов, кадровых ресурсов перевозчика, их квалификации и профессиональных качеств, процесса организации перевозок и обеспечения безопасности.

При этом акцентируется внимание на недопустимости пренебрежения экономическими интересами хозяйствующего субъекта. Особенно это актуально при установлении требований к соискателю лицензии.

Кроме того, существенную проблему представляет различие правовых последствий одного и того же нарушения в зависимости от правового режима, в рамках которого оно выявлено.

В случае выдачи предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований в рамках транспортного надзора в отношении нарушителя могут применяться меры лицензионного воздействия, позволяющие временно или окончательно исключить его из сферы деятельности. Если же по факту того же нарушения предписание выдано в рамках надзора в области безопасности дорожного движения, нарушитель ограничится административным штрафом и беспрепятственно продолжит осуществление своей деятельности.

Еще одним немаловажным институтом, рассмотренным в процессе исследования, стало субсидирование перевозок. Оно направленно на возмещение недополученных доходов на убыточных маршрутах, а также на обновление автопарка. Орган, предостав-

Safety

ляющий средства субсидии, должен рассчитывать на их эффективную реализацию перевозчиком, что напрямую связано с обеспечением безопасности дорожного движения.

Вместе с тем, как справедливо отмечают авторы, интересы безопасности дорожного движения при субсидировании повсеместно не учитываются. Проведенный анализ региональных и муниципальных правовых актов позволил установить лишь один прецедент, когда субсидии предоставлялись на условиях обеспечения безопасности дорожного движения.

Действующее законодательство позволяет учитывать интересы безопасности дорожного движения на каждом из этапов субсидирования перевозок пассажиров автобусами. В этой связи авторы особо подчеркивают необходимость расширения практики включения интересов безопасности дорожного движения в систему субсидирования пассажирских перевозок, что может быть реализовано на каждом из его этапов.

В работе содержится обоснование неэффективности предусмотренных на сегодняшний день мер ответственности, поскольку зачастую санкции имущественного характера незначительны на фоне прибыли перевозчика. Тем самым меры ответственности обесцениваются и воспринимаются перевозчиком как некие издержки его предпринимательской деятельности. С учетом этого предлагаются способы совершенствования данного направления, связанные с установлением специальной ответственности перевозчика вплоть до правопрекращающих мер.

На основании международной и отечественной законодательной и правоприменительной практики авторы доказывают допустимость одновременного применения нескольких мер ответственности к перевозчику, нарушившему установленные требования, что не противоречит правилу «non bis in idem», означающему недопустимость привлечения к двойной ответственности за совершение одного и того же противоправного деяния.

Положительно отмечается то, что обоснование целесообразности реализации предложений подкрепляется яркими примерами (конкретные нормы региональных и муниципальных правовых актов, комплексный анализ конкретных дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов, сведений о привлечении к ответственности водителя и перевозчика, хронология разбирательства по фактам причинения вреда и др.).

На примере трех регионов авторами проведена оценка перспектив внедрения сформулированных предложений, по результатам которой удалось установить отсутствие рисков необоснованного срыва транспортного обслуживания населения по причине отсутствия соответствующего предлагаемым критериям перевозчика.

Как отмечено авторами, необходимые сведения о состоянии безопасности дорожного движения перевозчика на сегодняшний день находятся в разных формах и источниках, к которым зачастую отсутствует прямой доступ публичных органов и тем более заказчиков. Это существенно препятствует реализации предложений, сформулированных по результатам исследования.

В целях решения данной проблемы авторами предлагается цифровое решение, вписывающееся в современные тренды государственной политики и развития общественных отношений, - цифровой профиль перевозчика. Он позволит объединить сведения о состоянии безопасности дорожного движе-

№ 3/2023

65

Безопасность до

ния перевозчика, а также осуществлять систематическое наблюдение за ним.

Авторами сформулированы и иные, не менее интересные и содержательные выводы и предложения, касающиеся совершенствования механизмов защиты прав потребителей, страховых правоотношений и других институтов, через плоскости которых проходят пассажирские перевозки.

Важное прикладное значение проведенной работы состоит в том, что авторами не только приводятся научно обоснованные выводы и предложения по совершенствованию законодательства, требующие, соответственно, организационных и временных затрат, но и предлагаются варианты решения проблем, которые могут быть реализованы уже в настоящее время с учетом положений действующего законодательства. Для этого авторы приводят положительный опыт и указывают на целесообразность его распространения в практике, в том числе за счет разъяснений уполномоченных органов.

Работа отличается богатой эмпирической базой, которую составили законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, её субъектов и муниципалитетов, регламентирующие организацию перевозок, субсидирование и иные аспекты транспортного обслуживания населения, связанные с предметом исследования. Также проведен подробный анализ и обобщение материалов правоприменительной практики и документации

)жного движения -

о публичных закупках в выборке, достаточной для объективного установления проблемы и выработки способов её решения.

Выбранная авторским коллективом структура работы позволила достичь системного единства и целостности в раскрытии предмета исследования.

Работа, вне сомнения, будет востребована не только научными работниками, занимающимися изучением соответствующего круга вопросов, но и практиков и специалистов, принимающих управленческие решения в области обеспечения безопасности дорожного движения и организации деятельности на автомобильном транспорте.

Список источников

1. Баканов К.С., Исаев М.М., Коблов П.С. Приоритет безопасности дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности при перевозке пассажиров автобусами: монография. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2023. 382 с.

References

1. Bakanov K.S., Isaev M.M., Koblov P.S. Priority of road safety over economic results of economic activity in passenger transportation by buses: monography. Moscow: «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2023. 382 р.

Информация об авторе

Б.В. Россинский - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Контакты: ул. Садовая-Кудринская, д. 9, Москва, Россия, 125993

Information about the author

B.V. Rossinsky - Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Professor of the Department of Administrative Law and Process Kutafin Moscow State Law University Contacts: ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

Рецензия поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования 10.10.2023; принята к публикации 20.10.2023. The review was submitted 25.09.2023; approved after reviewing 10.10.2023; accepted for publication 20.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.