Научная статья на тему 'ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ ИЛИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ КАК ФОРМА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ ИЛИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ КАК ФОРМА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИЯ / НЕЗАКОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лихолетов А.А.

Как и любая сфера жизни, уголовный закон подвержен изменениям, обусловленным определенными потребностями общества на конкретном этапе его развития. Основу трансформации уголовного закона составляют такие элементы уголовной политики, как криминализация и декриминализация, пенализация и депенализация. Нередко законодатель, учитывая общественную опасность отдельных видов деяния, подпадающих под признаки одного и того же состава преступления, идет по пути ужесточения ответственности путем конструирования специальных уголовно-правовых норм. В последнее время в нашей стране в ходе рейдовых мероприятий, проводимых сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов, стало выявляться немало фактов перевозки пассажиров автотранспортом без регистрации или без лицензии на данный вид деятельности. Помимо того, что в результате незаконного предпринимательства причиняется вред экономике государства, подобные действия создают реальную угрозу транспортной безопасности. В настоящей статье предпринята попытка обоснования необходимости введения специальной нормы об уголовной ответственности за осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автобусами без регистрации или без лицензии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лихолетов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY RELATED TO PUBLIC TRANSPORTATION CARRIED OUT BY BUSES IN ABSENCE OF REGISTRATION DOCUMENTS OR LICENSE AS A FORM OF ILLEGAL ENTREPRENEURSHIP

Criminal law like any sphere of our life is subject to changes due to the specific needs of the society at a particular stage of its development. Transformation of the criminal law is based on such elements of the criminal policy as criminalization and decriminalization as well as penalization and de-penalization. Taking into account social danger of certain types of acts having the signs of the same corpus delicti a legislator often tries to reinforce responsibility by developing special criminal legal norms. Lately in our country during traffic raids made by law enforcement officials as well as supervisory bodies many facts of public transportation carried out in absence of registration documents or license have been obvious. In addition to the fact that as a result of illegal entrepreneurship harm is caused to the economy of the state such actions are said to be a real threat to transport safety on the whole. This article deals with attempts to verify necessity to implement a special provision on criminal liability for the activity related to public transportation carried out by the buses in absence of registration documents or license.

Текст научной работы на тему «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ ИЛИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ КАК ФОРМА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 343.37 DOI 10.25724/VAMVD.SSTU

ББК 67.408.122.13

А. А. Лихолетов

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ

БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ ИЛИ БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ

КАК ФОРМА НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Как и любая сфера жизни, уголовный закон подвержен изменениям, обусловленным определенными потребностями общества на конкретном этапе его развития. Основу трансформации уголовного закона составляют такие элементы уголовной политики, как криминализация и декриминализация, пенализация и депенализация. Нередко законодатель, учитывая общественную опасность отдельных видов деяния, подпадающих под признаки одного и того же состава преступления, идет по пути ужесточения ответственности путем конструирования специальных уголовно-правовых норм. В последнее время в нашей стране в ходе рейдовых мероприятий, проводимых сотрудниками правоохранительных и контролирующих органов, стало выявляться немало фактов перевозки пассажиров автотранспортом без регистрации или без лицензии на данный вид деятельности. Помимо того, что в результате незаконного предпринимательства причиняется вред экономике государства, подобные действия создают реальную угрозу транспортной безопасности. В настоящей статье предпринята попытка обоснования необходимости введения специальной нормы об уголовной ответственности за осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автобусами без регистрации или без лицензии.

Ключевые слова: государственная регистрация, лицензия, незаконное предпринимательство, пассажирский транспорт.

А. А. Likholetov

ACTIVITY RELATED TO PUBLIC TRANSPORTATION CARRIED OUT BY BUSES

IN ABSENCE OF REGISTRATION DOCUMENTS OR LICENSE AS A FORM OF ILLEGAL ENTREPRENEURSHIP

Criminal law like any sphere of our life is subject to changes due to the specific needs of the society at a particular stage of its development. Transformation of the criminal law is based on such elements of the criminal policy as criminalization and decriminalization as well as penalization and de-penalization. Taking into account social danger of certain types of acts having the signs of the same corpus delicti a legislator often tries to reinforce responsibility by developing special criminal legal norms. Lately in our country during traffic raids made by law enforcement officials as well as supervisory bodies many facts of public transportation carried out in absence of registration documents or license have been obvious. In addition to the fact that as a result of illegal entrepreneur-ship harm is caused to the economy of the state such actions are said to be a real threat to transport safety on the whole. This article deals with attempts to verify necessity to implement a special provision on criminal liability for the activity related to public transportation carried out by the buses in absence of registration documents or license.

Key words: official registration, license, illegal entrepreneurship, public traffic / passenger traffic.

В нашей стране в течение последних лет наметилась тенденция роста дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием транспорта общего пользования. Так, согласно имеющимся статистическим данным в 2015 г. количество ДТП с участием автобусов увеличилось на 1,9 % по сравнению с 2014 г. и составило 4 910 случаев. В 2016 г. число таких происшествий возросло на 6 % — до 5 277. В 2017 г. зафиксировано 5 608 фактов, что на 5,9 % больше, чем в предшествующем году [1]. В 2018 г.

число ДТП выросло на 3,7 % и составило 5 800 случаев [2]. Рекордный рост аварий с участием пассажирских автобусов был отмечен и в следующем году. Так, всего за 10 месяцев 2019 г. зарегистрировано 5 598 подобных инцидентов, что на 12 % больше, чем за аналогичный период 2018 г. [3]

Помимо увеличения количества дорожно-транспортных происшествий вызывает обеспокоенность закономерный рост числа погибших и пострадавших в таких авариях граждан.

Так, в 2016 г. погибли 239 человек, пострадали — 8 163. В 2017 г. количество погибших увеличилось более чем на четверть (26,1 %) и составило 324 человека, получивших телесные повреждения различной степени тяжести стало больше на 6,1 % — 8 693 человека [1]. В 2018 г. в результате оказания услуг по пассажирским перевозкам на дороге погибли 269 и пострадали 8 854 человека [4]. За 10 месяцев 2019 г. количество погибших составило 263 человека, получивших травмы — 8 242 [3].

Немалая доля дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки нелегально, т. е. без необходимых для данного вида предпринимательской деятельности документов, в том числе лицензии.

Так, 3 апреля 2019 г. на 65-м км автодороги М-4 «Дон» водитель микроавтобуса «Мерседес Вито», двигаясь из Тулы в Москву, совершил столкновение с грузовым автомобилем «Скания», остановившемся на проезжей части в попутном направлении из-за затруднения в движении. В результате ДТП погибли 6 пассажиров и водитель автобуса, два человека, в том числе восьмилетний ребенок, пострадали. В ходе проверки установлено, что водитель микроавтобуса (частное лицо) осуществлял перевозку без лицензии, дублируя маршрут легального перевозчика Тула — Москва [4].

26 октября 2019 г. на 74-м км федеральной автомобильной дороги А-322 в Алтайском крае микроавтобус Fiat Ducato совершил столкновение с мини-вэном Nissan, в результате 8 человек погибли и 8 пострадавших были доставлены в медицинские учреждения для оказания помощи. В ходе расследования выяснилось, что автобус марки Fiat, принадлежавший администрации Алейского района, осуществлял перевозку артистов ансамбля «Сударушка» по маршруту с. Кабаково Алейского района — г. Барнаул без лицензии [5].

31 июля 2020 г. на трассе «Таврида» в Бело-горском районе Республики Крым микроавтобус Mercedes Sprinter, перевозивший пассажиров без разрешительных документов, совершил столкновение со стоявшим на обочине автомобилем КамАЗ с прицепом. В результате аварии погибло 9 человек [6].

Несмотря на то что Федеральным законом от 30 октября 2018 г. в Федеральный закон № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 99) были внесены изменения, в соответствии с которыми обязательному лицензированию подлежат любые виды пассажирских перевозок автобусами (за исключением автомобилей пожарной охраны, медицинских служб, полиции и т. д.) [7], многие перевозчики не предприняли меры для получения соответствующего разрешительного документа и продолжили осуществлять перевозки без лицензии.

Данная ситуация вызвана множеством причин, среди которых основной следует назвать сложность получения разрешительного документа, обусловленную наличием ряда лицензионных требований, которым должен отвечать соискатель. Среди таковых закон называет, например:

— наличие лицензии на медицинскую деятельность, проведение медицинских осмотров либо заключенного договора об оказании услуг по проведению таких осмотров с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию;

— наличие ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения работника, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;

— наличие в собственности или ином законном владении автобусов [8].

Кроме того, после получения разрешительного документа заинтересованное лицо в том числе должно:

— осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения;

— для коммерческих перевозок использовать автобусы, сведения о которых указаны в договорах обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика;

— допускать к перевозкам автобусы, прошедшие предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные тахографами регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

— проводить техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;

— передавать сведения о пассажирах и персонале автобуса в автоматизированную централизованную базу персональных данных;

— соблюдать установленные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

— осуществлять инструктаж водителя автобуса, планирование мероприятий по предупреждению ДТП, анализ ДТП с участием автобусов, анализ, учет и хранение обращений граждан и организаций о нарушении водителями Правил дорожного движения Российской Федерации;

— проводить стажировки водителей автобусов;

— обеспечивать проведение медицинских осмотров водителей [8].

Для получения лицензии соискатель должен оплатить государственную пошлину в размере 7 500 рублей [9].

Следует отметить, что после выдачи разрешительного документа лицензирующий орган вносит

в соответствующий реестр сведения об автобусах перевозчика, в том числе идентифицирующую информацию и данные о дате проведения последнего технического осмотра транспортного средства [8], что позволяет уполномоченным органам контролировать соблюдение лицензиатом требований безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Дополнительные условия законодатель формулирует в отношении лиц, осуществляющих организованные перевозки детей. Так, для осуществления этой деятельности необходимо использование автобусов, с момента выпуска которых прошло не более 10 лет. В случае нахождения детей в пути следования более 3 часов в каждом автобусе необходимо наличие наборов пищевых продуктов [10].

Помимо лицензии каждый перевозчик, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров по межрегиональным (межмуниципальным и муниципальным) маршрутам, должен получить соответствующее свидетельство и карту маршрута в порядке, установленном законом [11].

Таким образом, закон определяет ряд жестких требований, предъявляемых к лицензиатам, осуществляющим пассажирские перевозки автобусами, которым не во всех случаях может соответствовать лицо, желающее осуществлять данный вид предпринимательской деятельности.

Кроме получения правоустанавливающих документов перевозчик подлежит обязательному плановому и внеплановому лицензионному контролю за соблюдением им законодательных предписаний в указанной сфере со стороны уполномоченных органов. В первую очередь такой контроль направлен на установление соответствия лица лицензионным требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Помимо сложностей в лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров данной процедуре предшествует необходимость обязательной регистрации соискателя в качестве индивидуального предпринимателя либо создание им юридического лица, что также является трудоемким и длительным по времени процессом.

Отсутствие записи в реестрах ЕГРИП или ЕГРЮЛ и неполучение лицензии исключает возможность налогового контроля за данным видом предпринимательской деятельности.

По состоянию на конец 2019 г. один маршрутный автобус вместимостью 14 посадочных мест в среднем за месяц приносит своему владельцу доход (без вычета затрат) в размере 138 000 рублей [12; 13]. В случае осуществления данного вида незаконной предпринимательской деятельности указанный объем денежных средств уходит от налогообложения. Понятно, что размер ущерба

от одного нелегального перевозчика для экономики страны вряд ли ощутим. Однако статистика свидетельствует о том, что количество таких лиц исчисляется далеко не единицами.

Так, в ходе проведенных в г. Сыктывкаре в 2019 г. 48 рейдов было выявлено 38 фактов осуществления пассажирских перевозок без лицензии [14]. В июне 2020 г. ГИБДД г. Челябинска осуществлена проверка около 550 автобусов, из которых 23 единицы перевозили пассажиров без разрешительного документа [15]. В августе 2019 г. в течение недели в рамках проведенных мероприятий в г. Ялте выявлено 6 фактов безлицензионной деятельности в указанной сфере [16]. В рамках рейда, проведенного в г. Екатеринбурге, за один день выявлено три нарушителя требований о лицензировании пассажирских перевозок [17].

По состоянию на конец апреля 2019 г. в г. Казани ежесуточно на маршруте находится около 500 единиц автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки без лицензии [18].

Приведенные данные не отражают истинного количества лиц, осуществляющих пассажирские перевозки автобусами без лицензии, поскольку такие лица предпринимают определенные меры предосторожности, что позволяет сохранять довольно высокий уровень латентности подобных правонарушений. Кроме того, планируемые рейдовые мероприятия по выявлению нарушений в сфере оказания услуг транспортом общего пользования широко освещаются в средствах массовой информации, проводятся публично, а информация о местонахождении сотрудников контролирующих органов, проводящих соответствующие проверки, часто достаточно быстро распространяется среди нелегальных перевозчиков. В итоге они либо меняют маршрут, либо в день рейда вообще не выпускают автобусы в рейс.

Так, после начала рейдовых мероприятий в г. Уфе 22 октября 2018 г. на следующий день, 23 октября 2018 г., из-за проведения проверок на линии маршрутов не вышли более 1 100 автобусов нелегальных перевозчиков [19].

Таким образом, пассажирские перевозки на транспорте общего пользования без лицензии причиняют ущерб экономике страны, заключающийся в сокрытии получаемых доходов от налогообложения, недоимке предусмотренных законом выплат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и привлечением персонала для выполнения трудовых функций (водителей, механиков и т. д.).

Осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами без разрешительного документа исключает возможность лицензионного контроля, что в итоге приводит к многочисленным нарушениям со стороны пере-

возчиков, влияющих в том числе и на состояние аварийности с участием транспорта общего пользования.

В качестве одного из распространенных нарушений со стороны безлицензионных перевозчиков специалистами выделено управление автобусами водителями, находящимися в нетрезвом состоянии. В результате проведенных в 2018 г. рейдов было выявлено более 2 500 водителей, находившихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения освидетельствования [4]. По вине нетрезвых водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, в 2019 г. совершено 61 дорожно-транспортное происшествие [20].

Отсутствие лицензии исключает возложение на перевозчика обязанности осуществления пред-рейсового осмотра водителей автобусов, которые, пользуясь отсутствием контроля, могут выйти в рейс нетрезвыми.

Отсутствие контроля за водителями приводит к нарушению ими режима труда и отдыха, что также нередко становится причиной ДТП. Так, 2 марта 2020 г. на 335-м км автодороги М7 «Волга» во Владимирской области произошло столкновение микроавтобуса Mercedes Sprinter и грузового автомобиля Mercedes. В итоге 14 человек пострадали и один погиб. В ходе расследования установлено, что перевозчик не имел лицензии на данный вид деятельности, а водитель уснул за рулем [21].

Переутомление водителя, осуществлявшего перевозку детей, стало одной из причин крупного ДТП, произошедшего 2 июля 2017 г. на автотрассе около г. Заинск Республики Татарстан, в ходе которого автобус Neoplan, следовавший из Самары в Ижевск, столкнулся с движущимся грузовым автомобилем MAN. В результате ДТП погибло 14 человек, в том числе 4 детей, и 9 человек пострадало. Пассажирские перевозки осуществлялись без разрешительного документа [22].

Наряду с отсутствием контроля за водителями автобусов, осуществляющими пассажирские перевозки без лицензии, из поля зрения уполномоченных органов выпадает неудовлетворительное в силу длительного срока эксплуатации состояние используемых транспортных средств.

По состоянию на начало 2019 г. 70 % российского автобусного парка составляли транспортные средства, находящиеся в пользовании более 10 лет. При этом 32 % используются для пассажирских перевозок более 25 лет, 20 % эксплуатируются 16—25 лет, 18 % парка составляют автобусы со сроком службы 11—18 лет [23]. Запас прочности конструкции такой техники снижается в 1,5—2,5 раза, что увеличивает риск внезапного отказа тормозной системы, систем рулевого управления и других элементов активной безопасности, а также выхода из строя иных узлов и агрегатов.

Так, 2 февраля 2019 г. на 128-м км трассы Калуга — Вязьма автобус MAN, перевозивший детей, опрокинулся в кювет. В результате погибло 7 и пострадало 23 человека. В ходе предварительного следствия установлено, что у перевозчика отсутствовала лицензия на данный вид деятельности, а автобус находился в эксплуатации более 30 лет и имел большой пробег [24].

В настоящее время ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии установлена ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): за однократное нарушение — административный штраф на граждан и должностных лиц в размере 50 000 рублей; индивидуальных предпринимателей — 100 000 рублей; юридических лиц — 400 000 рублей [25].

Приведенные примеры свидетельствуют о низкой эффективности превентивных мер, реализуемых административно-правовыми средствами. Безусловно, при наличии составообразующих признаков (извлечение дохода в крупном размере либо причинение крупного ущерба гражданам, организациям и государству) возможно применение ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Однако с учетом повышенной общественной опасности и относительной распространенности осуществления предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров автобусами возникла необходимость самостоятельного основания уголовной ответственности за указанные деяния.

При конструировании статьи, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров автобусами, с целью соблюдения требований внутренней целостности и согласованности норм УК РФ следует определить моделируемую норму в качестве специальной относительно состава незаконного предпринимательства. Данная позиция обусловлена наличием общих схожих признаков рассматриваемого деяния с преступлением, предусмотренным ст. 171 УК РФ.

Анализ административного законодательства позволяет прийти к выводу, что ст. 14.1.2 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» является специальной по отношению к ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», что, в том числе, прослеживается и при анализе санкций указанных составов административных правонарушений, где простой состав осуществления предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии влечет административный штраф в размере от 500 до 2 500 рублей, против минимально

возможного штрафа за осуществление безлицензионной деятельности в области транспорта от 50 000 рублей, предусмотренного в ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Повышенная опасность деяния, предусмотренного ст. 14.1.2 КоАП РФ, подчеркивается законодателем не только спецификой этого деяния, но и многократным увеличением верхнего предела санкции за совершение правонарушения с основным составом.

При конструировании специального состава осуществления предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров автобусами предлагается предусмотреть в качестве альтернативного признака объективной стороны деяния в простом составе административную преюдицию [26] с одновременным исключением из ст. 14.1.2. КоАП РФ части второй, устанавливающей ответственность за повторное осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.

Кроме того, принимая во внимание повышенную общественную опасность деяния, целесообразно предусмотреть снижение пороговой суммы, образующей доход в крупном размере.

Исходя из приведенного показателя среднемесячного дохода от использования одной единицы пассажирского транспорта вместимостью 14 посадочных мест без лицензии (138 000 рублей), можно прийти к выводу, что годовой объем выручки (без учета затрат) составит 1 656 000 рублей. В случае использования лицом более одного автобуса для оказания услуг по перевозкам пассажиров итоговая сумма увеличится в кратном размере.

Изложенные факты позволяют констатировать, что при определении размера дохода в крупном размере в составе осуществления предпринимательской деятельности в сфере перевозок пассажиров автобусами вполне возможно руководствоваться примечанием к ст. 171.2 УК РФ (в том числе и исходя из требований внутренней согласованности норм УК РФ), в соответствии с которым таковым следует признавать доход, превышающий 1 500 000 рублей.

Следует отметить, что в ФЗ № 99 анализируемый вид предпринимательства сформулирован как «деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».

Понятие «пассажир», обозначающее физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства, нашло отражение в позитивном законодательстве [27], в отличие понятия «иное лицо», которым, как представляется, следует считать лицо, находящееся в автобусе (кроме водителя), с которым указанный выше гражданско-правовой договор не заключен (например, безбилетный пассажир).

С целью исключения возможных проблем в правоприменении при квалификации деяния необходимо руководствоваться дефиницией термина «пассажир», закрепленной в Правилах дорожного движения [28], и считать таковым лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Автобусом, исходя из положений позитивного законодательства, признаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения [29; 30].

Дефиниции понятий «автобус» и «пассажир» целесообразно раскрыть в примечаниях к моделируемой уголовно-правовой норме.

Несмотря на то что в качестве перевозчика в большинстве случаев выступает одно лицо, не следует исключать возможности совершения указанного преступления в соучастии, что, наряду с извлечением дохода в особо крупном размере, должно быть предусмотрено в качестве квалифицирующего признака проектной статьи.

Так, в г. Перми выявлены двое граждан, которые, действуя совместно, в период с конца 2013 г. по май 2015 г., имея в собственности 16 автомобилей «ГАЗель», осуществляли регулярные перевозки пассажиров на автобусах, имеющих технические неисправности [31].

Наибольшей общественной опасностью будет обладать незаконная предпринимательская деятельность в сфере перевозок пассажиров автобусами, совершенная организованной группой, ответственность за совершение которой должна быть предусмотрена в ч. 3.

С учетом сказанного ст. 171.5 УК РФ предлагается изложить следующим образом (редакция примерная):

«Статья 171.5. Незаконная перевозка пассажиров автобусами

1. Осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автобусами без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, совершенным в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за такие же нарушения, а равно сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, —

наказываются...

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

наказывается...

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, — наказываются... Примечания.

1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

1. Опасный транспорт. URL: https://rg.ru/2018/ 02/14/gosavtoinspekciia-nazvala-chislo-pogibshih-pri-dtp-v-2017-godu.html (дата обращения: 02.11.2020).

2. Статистика ДТП за 2018 год. URL: https:// 1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html (дата обращения: 02.11.2020).

3. Количество ДТП с автобусами увеличилось на 12 %. URL: https://newizv.ru/news/society/05-12-2019/neeffektivnye-mery-kolichestvo-dtp-s-uchastiem-avtobusov-vyroslo-na-12 (дата обращения: 02.11.2020).

4. Рейс в никуда. URL: https://rg.ru/2019/04/ 04/pochemu-avtobusnye-poezdki-stanoviatsia-vse-opasnee.html (дата обращения: 19.11.2020).

5. Попавший в ДТП в Алтайском крае микроавтобус перевозил людей без лицензии. URL: https://www.interfax.ru/russia/681879 (дата обращения: 19.11.20).

6. У водителя разбившейся в Крыму маршрутки не было разрешения на перевозки. URL: https://ria.ru/20200731/1575201212.html (дата обращения: 19.11.2020).

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами: федер. закон от 30 октября 2018 г. № З86-ФЗ // Рос. газ. 2018. 2 нояб.

8. О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»): постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. № 195. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.11.2020).

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Рос. газ. 2000. 10 авг.

10. Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами: постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177 // СЗ РФ. 2013. № 52, ч. II. Ст. 7174.

11. Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Под пассажиром в настоящей статье понимается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

3. Под автобусом в настоящей статье понимается транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя более восьми мест для сидения».

1. Dangerous Transport. Available from: https:// rg.ru/2018/ 02/14/gosavtoinspekciia-nazvala-chislo-pogibshih-pri-dtp-v-2017-godu.html. Accessed: 2 November 2020. (in Russian).

2. Statistics of Traffic Accidents for 2018 Year Period. Available from: https://1gai.ru/publ/522047 -gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html. Accessed: 2 November 2020. (in Russian).

3. The Number of Traffic Accidents to Involve Buses Increased by 12 %. Available from: https:// newizv.ru/news/society/05-12-2019/neeffektivnye-mery-kolichestvo-dtp-s-uchastiem-avtobusov-vyroslo-na-12. Accessed: 2 November 2020. (in Russian).

4. Route to Nowhere. Available from: https:// rg.ru/2019/04/04/pochemu-avtobusnye-poezdki-sta-noviatsia-vse-opasnee.html. Accessed: 19 November 2020. (in Russian).

5. In the Altai Territory the Minibus in Absence of a License to Have Got in the Traffic Accident while Transporting People. Available from: https://www. interfax.ru/russia/681879. Accessed: 19 November 2020. (in Russian).

6. In the Crimea the Driver of Crashed Minibus Didn't Have a License for Transportation. Available from: https://ria.ru/20200731/1575201212.html. Accessed: 19 November 2020. (in Russian).

7. Federal Law No. 386-FZ on 30 October 2018. "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Part to Improve Licensing of Activity Related to Public Transportation". Ros-siyskaya Gazeta. 2018. 2 November. (in Russian).

8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 195 on 27 February 2019. "On Licensing Activity Related to Passengers and other Persons Transportation by Buses" (Including "Regulations on Licensing Activity Related to Passengers and other Persons Transportation by Buses"). Available from: http: //www.pravo.gov.ru. Accessed: 19 November 2020. (in Russian).

9. Tax Code of the Russian Federation (Part II). Rossiyskaya Gazeta. 2000. 10 August. (in Russian).

10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1177 on 17 December 2013. "On Approval of the Rules Related to Organized Public Transportation of Children by Buses". Collected Legislation of the Russian Federation. 2013; No. 52 (Part II); Art. 7174. (in Russian).

том и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ // Рос. газ. 2015. 17 июля.

12. Заработок на маршрутке. URL: https:// svprint34.ru/biznes/zarabotok-na-marshrutke/#i-10 (дата обращения: 20.11.2020).

13. Бизнес-идея маршрутное такси: с чего начинать и сколько можно заработать? URL: https://abcbiznes.ru/biznes-idei/transportation-trans-portation/18866-marshrutnoe-taksi.html#i-10 (дата обращения: 20.11.2020).

14. В Коми с начала года зарегистрированы пять смертельных ДТП с автобусами. URL: https://komiinform.ru/news/190499 (дата обращения: 20.11.2020).

15. В Челябинске выявлено более 20 автобусов, работающих без лицензии. URL: https://vecherka.su/articles/news/157885 (дата обращения: 22.11.2020).

16. В Ялте сотрудники ГИБДД за неделю выявили более 760 нарушений в области пассажирских перевозок автобусами и такси. URL: http://www.yalta-24.ru/vsya-yalta/ofitsialno/21618-v-yalte-sotrudniki-gibdd-za-nedelyu-vyyavili-bolee-760-narushenij-v-oblasti-passazhirskikh-perevozok-avtobusami-i-taksi (дата обращения: 21.11.2020).

17. В ходе рейда под Екатеринбургом нашли 24 неисправных автобуса. URL: https://www. oblgazeta.ru/society/auto/98748/ (дата обращения: 21.11.2020).

18. Не найти в случае ЧП. Чем опасны автобусы нелегальных перевозчиков. URL: https:// auto.rambler.ru/roadaccidents/42094051/?utm_con tent=auto_media&utm_medium=read_more&utm_s ource=copylink (дата обращения: 22.11.2020).

19. В Уфе назвали количество арестованных автобусов-«нелегалов». URL: https://www.bashin-form.ru/news/1230135-v-ufe-nazvali-kolichestvo-arestovannykh-avtobusov-nelegalov (дата обращения: 22.11.2020).

20. По вине пьяных водителей в прошлом году произошло около 15 тысяч ДТП. URL: https://ria.ru/20200227/1565294969.html (дата обращения: 21.11.2020).

21. Водитель автобуса, попавшего в ДТП под Владимиром, заснул за рулем. URL: https:// ria.ru/20200302/1566779948.html (дата обращения: 21.11.2020).

22. В Татарстане огласили приговор по делу о ДТП с 14 погибшими. URL: https://rg.ru/2018/ 02/15/reg-pfo/v-tatarstane-oglasili-prigovor-po-delu-o-dtp-s-14-pogibshimi.html (дата обращения: 22.11.2020).

23. Вопрос жизни и смерти: автобусы в России губят детей. URL: https://www.gazeta.ru/social/

11. Federal Law No. 220-FZ on 13 July 2015. "On Organization of Regular Public and Luggage Transportation by Motor-Service Transport and Urban Electric Transport in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". Rossiyskaya Gazeta. 2015; 17 July. (in Russian).

12. Earnings by Driving «Marshrootka» / Minibus. Available from: https://svprint34.ru/biznes/ zarabotok-na-marshrutke/#i-10. Accessed: 20 November 2020. (in Russian).

13. Marshrootka / Minibus Business Idea: How to Start and How Much Can You Earn? Available from: https://abcbiznes.ru/biznes-idei/transportation-transportation/18866-marshrutnoe-taksi.html#i-10. Accessed: 20 November 2020. (in Russian).

14. In Komi Five Fatal Traffic Accidents to Involve Buses Have Been Registered since the Beginning of the Year. Available from: https://komiin-form.ru/news/190499. Accessed: 20 November 2020. (in Russian).

15. In Chelyabinsk more than 20 Buses Working in Absence of a License Were Identified. Available from: https://vecherka.su/articles/news/157885. Accessed: 22 November 2020. (in Russian).

16. In Yalta more than 760 Violations of Public Transportation (including Buses and Taxis) Have Been Registered by Traffic Police Officers for a Week. Available from: http://www.yalta-24.ru/vsya-yalta/ofitsialno/21618-v-yalte-sotrudniki-gibdd-za-nedelyu-vyyavili-bolee-760-narushenij-v-oblasti-passa-zhirskikh-perevozok-avtobusami-i-taksi. Accessed: 21 November 2020. (in Russian).

17. Near Yekaterinburg during Traffic Raid 24 Technically Unrepaired Buses were Identified. Available from: https://www.oblgazeta.ru/society/ auto/98748/. Accessed: 21 November 2020. (in Russian).

18. It is Impossible to Find (Anybody /Anything) in Case of Emergency. Why are "Illegal" Buses so Dangerous? Available from: https://auto.ram-bler.ru/roadaccidents/42094051/?Utm_content= auto_media&utm_medium=read_more&utm_source =copylink. Accessed: 22 November 2020. (in Russian).

19. The Number of «Illegal» Buses to Have Been Arrested Was Informed about in Ufa. Available from: https://www.bashinform.ru/news/1230135-v-ufe-nazvali-kolichestvo-arestovannykh-avtobu-sov-nelegalov. Accessed: 22 November 20. (in Russian).

20. Last Year There Were about 15 Thousand Traffic Accidents Because of the Drunk Drivers. Available from: https://ria.ru/20200227/1565294969. html. Accessed: 21 November 2020. (in Russian).

21. Near Vladimir the Driver of Bus Involved in the Traffic Accident Fell Asleep while Driving. Available from: https://ria.ru/20200302/1566779948. html. Accessed: 21 November 20. (in Russian).

2019/02/05/12163951 .shtml?updated (дата обращения: 22.11.2020).

24. Роковой маршрут. URL: https://rg.ru/2019/02/ 03/reg-cfo/avtobus-s-detmi-razbilsia-pod-kalugoj-pogibli-sem-chelovek.html (дата обращения: 22.11.2020).

25. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. 31 дек.

26. Лихолетов А. А. Преступления в сфере игорного бизнеса: уголовно-правовые и криминологические аспекты: монография / под ред. д-ра юрид. наук, доц. Н. А. Егоровой. Волгоград: ВА МВД России, 2015. 232 с.

27. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: федер. закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // Рос. газ. 2007. 17 нояб.

28. О правилах дорожного движения: постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст. 4531.

29. ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями на 21 июня 2019 г.) // Официальный сайт Комиссии таможенного союза. URL: www.tsouz.ru (дата обращения: 23.11.2020).

30. О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»): постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

31. В Перми будут судить водителей «Газелей», возивших пассажиров на Висим. URL: https://59.ru/text/gorod/62614041 (дата обращения: 30.11.2020).

© Лихолетов А. А., 2021

Лихолетов Александр Александрович,

доцент кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; e-mail: a.likholetov@mail.ru

22. In Tatarstan Verdict on Case of the Traffic Accident Resulting in 14 Dead Persons was Issued. Available from: https://rg.ru/2018/02/15/reg-pfo/v-ta-tarstane-oglasili-prigovor-po-delu-o-dtp-s-14-pogibshimi. html. Accessed: 22 November 2020. (in Russian).

23. Problem of-Life-and-Death: Buses in Russia are Killing Children. Available from: https://www. gazeta.ru/social/2019/02/05/12163951 .shtml?updated. Accessed: 22 November 2020. (in Russian).

24. Fatal Route. Available from: https://rg.ru/ 2019/02/03/reg-cfo/avtobus-s-detmi-razbilsia-pod-kalugoj-pogibli-sem-chelovek.html. Accessed: 22 November 2020. (in Russian).

25. Federal Law No. 195-FZ on 30 December 2001. "Code of Administrative Offenses of the Russian Federation". Rossiyskaya Gazeta. 2001. 31 December. (in Russian).

26. Likholetov A. A. Crimes in Gambling Business Sphere: Criminal Legal and Criminological Aspects. Monograph. Ed. by doctor of juridical sciences, docent N. A. Yegorova. Volgograd: Volgograd Academy of the Interior Ministry of Russia; 2015: 94—97. (in Russian).

27. Federal Law No. 259-FZ on 8 November 2007. "Statute of Motor-Service Transport and Urban Electric Transport" (as amended on 18.03.2020). Rossiy-skaya Gazeta. 2007. 17 November. (in Russian).

28. Decree of the Council of Ministers — Government of the Russian Federation № 1090 dated 23 October 1993. "On Traffic Rules". Collection of Legal Acts of the President and the Government of the Russian Federation. 1993; No. 47; Art. 4531. (in Russian).

29. TR CU 018/2011 Technical Regulations of the Customs Union (as amended on 21 June 2019). "On Safety of Wheeled Vehicles". Available from: www. tsouz.ru. Accessed: 23 November 2020. (in Russian).

30. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1616 on 07 October 2020. "On Licensing Activity Related to Passengers and other Persons Transportation by Buses" (Including "Regulations on Licensing Activity Related to Passengers and other Persons Transportation by Buses"). Available from: reference and legal system "ConsultantPlus". (in Russian).

31. In Perm the Drivers of «Gazelles» Minibuses, Who Transported Passengers to Visim Station, Will Be Tried. Available from: https://59.ru/text/gorod/62614041. Date of access: 30 November 2020. (in Russian).

© Likholetov A. A., 2021

Likholetov Alexander Alexandrovich,

associate professor at the criminal law department of the training and scientific complex of preliminary investigation in law-enforcement bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical sciences; e-mail: a.likholetov@mail.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.