10.5. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Алексеева Татьяна Сергеевна, аспирант. Место учебы: Саратовский юридический институт МВД России. Должность: старший преподаватель кафедры «Таможенное дело и ВЭД» Место работы: Алтайская академия экономики и права (институт), г. Барнаул. Email: [email protected] Аннотация: Статья посвящена исследованию вопроса совершенствования деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности. Автором раскрываются понятия ««таможенная деятельность» и «деятельность в области таможенного дела» а также формы деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности (правоохранительная, финансовая, регулятивная). Приводится обоснование создания в таможенных органах Управления по обеспечению экономической безопасности, а также введение в деятельность таможенных органов показателей-индикаторов.
Ключевые слова: правоохранительная форма, регулятивная форма, финансовая форма, деятельность в области таможенного дела, таможенная деятельность, функции, комплекс показателей, эффективность деятельности.
SOME QUESTIONS OF IMPROVEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Alekseyeva Tatyana Sergeyevna, postgraduate student.
Place of study: Saratov law institute of MIA Russia. Position: senior lecturer at «Customs and foreign trade activities» chair. Place of employment: Altai Academy of Economics and Law (Institute), Barnaul. E-mail: [email protected] Annotation: The paper suggests the improvement of the customs authorities to ensure economic security. The author defines a "custom action" and "activities in the field of customs, as well as forms of activity of customs authorities to ensure the economic security (law enforcement, financial, regulatory). Validation of the establishment of the customs bodies of the Office of Economic Security, as well as the introduction to the work of customs bodies of the performance indicator.
Keywords: law enforcement form, regulatory form, financial form, activities in the field of customs, customs activities, function, set of indicators, performance.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России рассматриваются, как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства1 в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах.
1 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 18.05.2009. - № 20. - Ст. 2444.
Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, где устойчивость экономики характеризуется прочностью и надежностью ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способностью выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». Чем более устойчивы экономическая система, соотношение производственного и финансовобанковского капитала и т.д., тем жизнеспособнее экономика, а значит, и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода экономики от безопасного состояния к опасному2.
В связи с чем, проблема обеспечения экономической безопасности является одной из национальных приоритетов внешней и внутренней политики государства. Одним из институтов власти, на который возложены функции по обеспечению экономической безопасности, являются таможенные органы, к деятельности которых относятся: решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций; осуществление внешней политики; поддержание обороноспособности и охрана государственной границы, обеспечение безопасности страны и др.3 Именно через деятельность таможенных органов осуществляется регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, оказываются таможенные услуги, осуществляется таможенная статистика.
При рассмотрении вопроса «деятельности» таможенных органов среди ученых нет единого мнения, в практике зачастую происходит подмена одного термина другим (например: «таможенная деятельность» и «деятельность в области таможенного дела»).
И.Ф. Покровский по этому вопросу отмечает, что «наряду с профессиональной юридической деятельностью существует и деятельность таких субъектов правоотношений, которые не обладают специальными знаниями в юридической сфере и, следовательно, не являются носителями профессионального правосознания»4. Соглашаясь с данной точкой зрения, заметим, что существует такая деятельность, которая, может являться смыслом функционирования не только таможенных органов, но и многих субъектов: и декларантов, и таможенных брокеров, и таможенных перевозчиков, и иных лиц, составляющих систему звеньев таможенной инфраструктуры. Из вышеизложенного вытекает, что критериями разделения понятий «таможенная деятельность» и «деятельность в области таможенного дела», являются не только функции, определяющие деятельность таможенных органов, но и также участники таможенных правоотношений и их юридический статус. Принимая во внимание последнее, таможенная деятельность выступает как деятельность конкретного органа исполнительной власти, а деятельность в области таможенного дела служит интересам, как государства, так и интересам отдель-
2 Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки. /Под ред. В.К. Сенчагова. М: ЗАО «Финстатинформ», 1998.-С. 11-12.
3 Блохин В.В. Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению -экономической безопасности Российской Федерации. Дис. ...канд. юрид. наук. - М, 2004. - С 36.
4 Покровский И.Ф. Деятельность как важнейший структурный элемент механизма формирования правосознания личности // Научные труды. Российская академия юридических наук. - Вып. 6. - В 3-х томах. - Г. 1. - М., 2006.-С. 350-351.
4*2011
Пробелы в российском законодательстве
ных участников таможенных правоотношений. В связи с чем, по принципу общности деятельности и в виду разной целевой направленности понимания, таможенная деятельность и деятельность в области таможенного дела могут выступать как отдельные части, а также как единое целое, где таможенная деятельность может выступать в качестве элемента всей деятельности в области таможенного дела.
В связи с тем, что деятельность таможенных органов может осуществляться в различных сферах жизни общества и осуществлять различные функции, ее можно классифицировать по различным основаниям (О.Ю. Бакаева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Момсеев, А.Ф.Ноздрачев)5.
Сущность проявления форм деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия к уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также к уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Для осуществления деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности будут иметь значение не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности6. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, т.е. о реальном подрыве экономической безопасности.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному развитию: конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, уничтожается коррупцией, криминалом, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Однако в России пока нет опыта и достаточно отработанной статистической базы для расчета количественного параметра порогового значения, поэтому, разработав
5 Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России:
учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М: Юристь, 2003. - С. 59; Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - С. 39-40; Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: учебно-
практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2005. - С. 124 - 329.
6 Экономическая безопасность: Производство - Финансы -Банки./Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. - С. 13.
систему показателей-индикаторов, имеющих количественное выражение, позволит заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринять меры по ее предупреждению.
Применительно к деятельности таможенных органов и в обеспечение экономической безопасности РФ на заседании Правительства РФ от 5 июля 2007 г. были предложены критерии эффективности7, каждый из которых имеет ряд количественных показателей, которые в совокупности позволяют мониторировать эффективность деятельности таможенных органов. Желательно, чтобы критерии раскрывали не только эффективность деятельность таможенных органов, но и были бы направлены на перспективу выявления пороговых значений угроз и рисков внешнего и внутреннего характера.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и эффективного предотвращения угроз и рисков предлагается создать в таможенных органах Управление по обеспечению экономической безопасности (далее -УОЭБ) с вертикалью функционально подчиненных подразделений на каждом уровне управления таможенными органами от ФТС России до таможни включительно. Нормативно за ним предполагается закрепить задачу обеспечения функционирования УОЭБ, придав статус координатора-мониторирования всей деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности РФ в сфере таможенного дела (статистический сбор информации показателей-индикаторов для предотвращения или снижение рисков и угроз экономической безопасности страны).
Создание УОЭБ должно базироваться на принципах законности, централизации и децентрализации, единства целей и задач деятельности, что поможет обеспечить экономическую безопасность в рамках выполняемых таможенными органами функций.
Создание «Управления...», по нашему мнению, не только обеспечит решение задач экономической безопасности РФ и повысит эффективность деятельности в данной сфере, но и позволит решить задачи системного характера (включая задачи планирования и прогнозирования, управления угрозами и рисками; задачи правового обеспечения, оптимизации структуры и инфраструктуры таможенных органов и пр.).
Предлагается типовая организационно-функциональная структура подразделений УОЭБ (рис. 1).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ч
А
С
Т
И
II
К
II
ВЭД
Таможенная политика
УОЭБ (ФТС)
Отдел ОЭБ (РТУ)
Отдел ОЭБ (таможни)
ПРОЕКТЫ Показателей эффективности деятельности
Анализ
показателей
эффективности
деятельности
___________I
Рис. 1. Предлагаемая функциональная структура подразделений Управления обеспечения экономической безопасности РФ
7 05.07.2007г. На заседании Правительства РФ рассмотрены критерии эффективности деятельности таможенных органов. Постоянный адрес статьи: http://yutu.customs.ru/ru/reviews/press-
service/index.php?id697=12237&date695=200707&id695=15215
Создание УОЭБ позволит:
усовершенствовать существующую систему управления таможенной деятельностью, повысив качество обеспечения экономической безопасности РФ;
обеспечить наблюдение за изменением пороговых значений угроз в целях обеспечения экономической безопасности и принятие своевременного решения направленного на предотвращение опасности (угроз, рисков и др.);
создать новый механизм взаимодействия таможенной службы с участниками ВЭД при прохождении таможенных формальностей;
более качественно применить механизм административно-правового регулирования деятельности таможенных органов;
обеспечить выбор необходимых форм и методов деятельности, направленных на обеспечение экономической безопасности РФ;
создать предпосылки и условия содействия законной международной торговле, ускорения внешнеторгового товарооборота Российской Федерации и обеспечения экономической безопасности РФ;
-улучшить восприятие торговым и деловым сообществом деятельности таможенной службы РФ;
-облегчит задачу вхождения Российской Федерации в ВТО/ГАТТ. Для реализации намеченных задач необходимо:
создать долгосрочную таможенную политику (в рамках «Концепции...»);
установить пороговые показатели критериев эффективности деятельности таможенных органов, на основании которых будет оцениваться эффективность деятельности в области обеспечения экономической безопасности;
усовершенствовать механизм административноправового регулирования, в частности норм права, которые направлены на регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности РФ;
создать УОЭБ, как контрольно-надзорного органа по обеспечению экономической безопасности за эффективностью применения установленных пороговых значений.
Обеспечение деятельности отдела требует разработки Положения о УОЭБ ФТС России, РТУ и таможни, что в настоящее время находится в стадии формирования.
Предложенный автором настоящей статьи отдел имеет пилотажный характер и может служить основанием для дальнейшей дискуссии по проблемам деятельности таможенных органов.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.07.1997.- N 30. - Ст. 3586.
2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
3. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2003.
4. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учеб пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
5. Блохин В.В. Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономиче-
ской безопасности Российской Федерации. Дисс. ...канд. юрид. наук. - М, 2004. - С. Эб.
6. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. - М.: МЦФЭР, 2005.
7. Покровский И.Ф. Деятельность как важнейший структурный элемент механизма формирования правосознания личностиИНаучные труды. Российская академия юридических наук. Вып. б. - В Э-х томах. - Т. 1. - М., 200б.
8. Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки7Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
Literature list:
1. The Federal Law of 21.07.1997 № 114-FZ (as amended on 09.02.2009) «On service in customs bodies of the Russian Federation» II Collected Legislation of the Russian Federation. - 28.07.1997.- № Э0. - Art. Э58б.
2. Presidential Decree of May 12, 2009 № 5Э7 «On National Security Strategy of the Russian Federation until 2020».
3. Bakayeva O., Matvienko, G.V., Customs Law of Russia: Textbook, Ed. Ed. N.I .Himicheva. - M.: Yurist, 20ЮЭЗ ekyashev K.A., Moiseev, EG Customs Law: Training Manual. - M.: TC Welby, Univ Prospect, 200Э.
5. Blokhin, V.V., Legal regulation of the customs authorities to ensure the economic security of the Russian Federation. Diss. ... Candidate. jur. Science. - M.:, 2004.
6. Nozdrachev A.F., Administrative organization of the Customs: Hands-on training manual. - M.: MCFER, 2005.
7. Pokrovsky I.F., Activity as an important structural element of the mechanism of formation of legal consciousness of personality I I Proceedings. Russian Academy of Legal Sciences. Vol. б. - In Э vols. - T. 1. -M8, E0;6>enomic security: Production - Finance - Banks. Ed. V.K., Senchagova. - Moscow: ZAO Finstatinform, 1998.
на научную статью «Некоторые вопросы совершенствования деятельности таможенных органов но обеспечению экономической бею нас нос г и РФ», подготовленную старшим преподавателем каф. «ТД и ВЭД». аспирантом ПОИ МВД России. Алексеевой Т.С'.
Репетируемая статья, представленная Т.С. Алексеевой, написана на достаточно актуальнуи>. на современном -папе тему и посвяшена проблемам совершенствования деятельности таможенных органов но обеспечению экономической безопасности
Обеспечение экономической безопасное і и России стало в конце XX и начале XXI веков одной из ключевых задач в общем комплексе мероприятий по шиите национальной безопасности. относящихся к ведению таможенных органов РФ.
В предлагаемой к публикации статье автор unpai и вис г вопросы функционального назначения таможенных органов по обеспечению экономической безопасности через регулятивную, правоохранительную и финансовую формы. Где особенностью шятельноетн таможенных органов, раскрывающей их место среди иных федеральных органов исполнительной власти, а также характеризующих их особую роль в системе органов госуларст венного управления таможенным делом, значимым является
Сущность проявления форм деятельности таможенных органов реализуется в системе критериев и показателей, которые вместе позволяют мониторировать утроты внешнего и внутреннею характера и определить пороговые значения с целью обеспечения
В целях усовершенствования существующей системы управлення таможенной деятельностью, обеспечения наблюдения та изменением пороговых значений рисков и утроз. н а целях принятия своевременного решения, направленного на предотвращение опасности, дается авторское обоснование необходимости создания в таможенных органах Управления но обеспечению жономической безопасности (У(У)Б). которое позволит не только решить задачу функционирования У ООН. придав статус координат ора-мониторнрования всей деятельности таможенных органов, но и позволит решить задачи системною характера (включая задачи планирования и прогнозирования. у правления у грозами и рисками: задачи правовою обеспечения, оптимизации структуры и инфраструктуры таможенных органов) и.
Форма изложения материала в содержании статьи имеет лаконичный характер, системность и последовательность изложения, с использованием необходимой
Данная статья имеет как теоретическую, так и практическую значимость, так как направлена на дальнейшее совершенствование деятельности таможенных органов в
Изложенное дает возможность признать, что статья соответствует требованиям, предъявляемым к данного уровня работам, и может быть рекомендована для
I lay чный ру ко водитель К.ю.н.. профессор кафедры ■ Таможен иск* дело и В’)Д»
А панская академия экономики и ш