Научная статья на тему 'Некоторые вопросы реализации инновационно-креативного потенциала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса'

Некоторые вопросы реализации инновационно-креативного потенциала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабинина А. Л., Терехова М. Д.

Рассмотрен ряд приемов и методов интенсификации креативной творческой деятельности в процессе реализации инновационно-креативного потенциала при создании конкурентоспособной продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса. Для выбора оптимальных приемов и методов предложено использовать кластерный и морфологический анализ и метод анализа иерархий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы реализации инновационно-креативного потенциала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

А. Л. САБИНИНА, кандидат технических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента E-mail: [email protected]

М. Д. ТЕРЕХОВА,

аспирант кафедры финансов и менеджмента

Тел.: 8 (4872) 30-17-60

Тульский государственный университет

Рассмотрен ряд приемов и методов интенсификации креативной творческой деятельности в процессе реализации инновационно-креативного потенциала при создании конкурентоспособной продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса. Для выбора оптимальных приемов и методов предложено использовать кластерный и морфологический анализ и метод анализа иерархий.

Ключевые слова: интенсификация, креативная деятельность, инновационно-креативный потенциал, реализация.

Анализ инновационных процессов в современной экономике показывает, что существует непосредственная связь инновационности и креативности, которая в настоящее время рассматривается как одна из парадигм экономического развития и весьма широко исследуется в целом ряде работ [1— 5, 7]. Наличие этой связи позволило ряду авторов сформировать понятие «инновационно-креативный потенциал» предприятия или организации, который определяет его инновационную активность и является ресурсом для инновационной деятельности.

Существенным элементом инновационной деятельности является креативная деятельность, которая, по мнению Н. М. Лапина [5], представляет собой созидательную, экономически и социально прагматичную деятельность, генерирование новых идей, быстрое разрешение проблемных ситуаций и

является одной из актуальных проблем современной экономической науки. Тот же автор приходит к выводу, что исследования в данной области жизненно необходимы экономике, заинтересованной в поиске инновационного потенциала своего развития, причем роль и значение креативной деятельности органически связаны с глобальными процессами, происходящими в современном мире, а именно с переходом от индустриального общества XX века к постиндустриальному обществу XXI века.

Для эффективного осуществления любого рода деятельности требуется соответствующая технология. Применительно к креативной деятельности подобная технология также была рассмотрена Н. М. Лапиным. При этом было отмечено, что технология креативной деятельности является важнейшим инструментом ее организации, она способствует созданию условий для реализации намеченных целей по повышению эффективности производства [5]. Предложен развернутый алгоритм технологии креативной деятельности, включающий следующие структуры:

1) деятельностная структура (цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты);

2) субъективная структура (новые идеи и способы реализации);

3) уровневая структура (предприятие, отрасль, регион, государство);

- 41

4) содержательная структура (открытия, разработки, освоения);

5) управленческая структура (планирование, организация, мотивация, контроль);

6) организационная структура (диагностика, организация, обобщение, внедрение). Естественно, что применительно к предприятиям ОПК результатом инновационной деятельности должно явиться создание новых поколений вооружений и военной техники, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках. Предпосылкой решения этой задачи является формирование некоторого множества новых технических и технологических решений, возникающих в результате реализации инновационно-креативного потенциала предприятия. В свою очередь, эффективная реализация инновационно-креативного потенциала в форме инноваций зависит от целого ряда факторов, и в общем случае подобные реализации можно рассматривать как случайные события, обладающие определенной вероятностью. При этом такая вероятность может быть достаточно низкой, поэтому подобные реализации можно рассматривать как флуктуации, а поскольку они связаны с инновациями, то ранее [6] было предложено назвать их инновационными флукту-ациями. Отсюда можно сделать вывод, что процесс реализации инновационно-креативного потенциала предприятия имеет флуктуационный характер.

Вполне очевидно, что вероятность (частота) возникновения инновационных флуктуаций непосредственно связана с инновационно-креативным потенциалом предприятия. Для повышения этой вероятности необходимы определенные инвестиции в человеческий капитал, в научно-исследовательские и проектные разработки, а также поиск различных приемов и методов, позволяющих организовывать и интенсифицировать креативную творческую деятельность персонала предприятия. При этом очевидна связь этих приемов и методов с наукой о методах технического творчества, в которой креативные технологии применяются с большим успехом уже длительное время и создан комплекс методов для разработки творческих решений [4]. Одним из первых их создателей был Г. А. Альтшуллер, разработавший теорию решения изобретательских задач. В дальнейшем идеи Г. А. Альтшуллера были развиты в работах А. И. Половинкина.

Существует ряд известных приемов, позволяющих находить новые решения технических задач. К этим приемам относятся следующие: 1) инверсия — взгляд на задачу осуществляется с другой позиции, чаще всего диаметрально противоположной. При этом обычно исследуемые элементы меняются местами;

42 -

2) аналогия — использование технических решений из других областей науки и техники для решения задачи или стимулирования разработки новых решений;

3) эмпатия — отождествление личности разработчика с предметом исследования, она требует от человека «вхождения в образ»;

4) комбинирование — использование в новой конструкции в разном порядке и в разных сочетаниях отдельных технических решений, процессов, элементов;

5) компенсация — уравновешивание нежелательных и вредных факторов средствами противоположного действия;

6) динамизация — превращение неподвижных и неизменных элементов конструкции в подвижные и изменяемые формы;

7) агрегатирование — создание множества изделий или их комплексов, способных выполнять различные функции либо существовать в различных условиях;

8) компаундирование — для увеличения производительности параллельно соединяются два технических объекта;

9) блочно-модульное проектирование — создание изделий на основе модулей и блоков;

10) резервирование — увеличение числа технических объектов для повышения надежности изделия в целом;

11) мультипликация — повышение эффективности за счет использования нескольких рабочих органов, производящих одни и те же функции;

12) расчленение — мысленное разделение традиционных технических объектов с целью разделения и упрощения выполняемых ими функций и операций;

13) секционирование — дробление технического объекта на конструктивно подобные составные части — секции, ячейки, блоки, звенья;

14) ассоциация — свойство психики при появлении одних объектов в определенных условиях вызывать активность других, связанных с первыми;

15) идеализация — наделение реальных объектов нереальными, неосуществимыми свойствами и изучение их как идеальных;

16) модифицирование — переделка машины с целью приспособления ее к иным условиям работы, операциям и видам продукции без изменения основной конструкции.

Известно также, что креативный подход к решению технических и технологических задач подразумевает:

• проблемно-целевую постановку задачи, а не объектную;

• выбор или разработку методологии решения, а не его заданность;

• необходимость поиска аналога решения, а не его наличие;

• осознание того, что существует лишь вероятность успешного решения, причем результат не предопределен и не известен.

При этом творчество как психический процесс включает четыре фазы:

1) подготовка — сознательная работа;

2) созревание — бессознательная работа;

3) вдохновение — переход от бессознательной к сознательной работе;

4) развитие идеи — проверка истинности, окончательное оформление — сознательная работа. Существует также целый ряд специальных эвристических методов повышения эффективности креативной деятельности. Различные авторы упоминают различные методы, но в целом их набор сводится к следующим:

• мозговая атака;

• синектический штурм;

• массовая мозговая атака;

• метод групповой дискуссии;

• программированная дискуссия;

• детерминированная дискуссия;

• метод морфологического анализа;

• метод эвристических вопросов;

• метод организованных стратегий;

• другие методы.

Каждый метод характеризуется некоторым множеством количественных и качественных па-раметров{/5,Р2,...Рт,...РМ} , характеризующих затраты на реализацию метода и его эффективность. К затратным количественным параметрам можно отнести среднюю продолжительность решения задачи, оптимальный размер творческой группы и др. К параметрам эффективности можно отнести степень сложности решаемой задачи, степень повышения частоты инновационных флуктуаций в результате применения данного метода и т. д. Многие из подобных параметров могут быть определены только экспертным путем. Анализируя множество количественных параметров, можно представить каждый метод как точку в М — мерном параметрическом пространстве. Определяя расстояния между точками и применяя методики кластерного анализа, можно сгруппировать методы и связать определенные кластеры с классами решаемых задач.

Другим способом поиска оптимальных методов и приемов является использование методики

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

морфологического анализа и синтеза. Для этого формируют множества приемов {п5, п2,...пг ,...пк } и методов{М5,М2,..Мк,..МК} , а затем осуществляют их объединение. На первом этапе производится попарное объединение, затем каждый метод дополняют несколькими приемами. На первый взгляд кажется, что проще было бы для каждого метода попытаться использовать все возможные приемы, однако часть приемов в сочетании с отдельными методами может оказаться неэффективными и попытка их применения приведет только к потере времени.

На этапе выбора сочетаний методов и приемов креативной деятельности, повышающих вероятность инновационных флуктуаций, может быть использован также метод анализа иерархий (МАИ) [6], который является систематической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть любой проблемы. Применительно к данной задаче метод состоит в обработке последовательности суждений экспертов по парным сравнениям методов, а затем групп методов и приемов. В результате может быть выражена относительная интенсивность взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно.

МАИ включает процедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений. Для этого строятся матрицы парных сравнений для каждого из рассматриваемых объектов, которыми в данном случае являются приемы и методы, повышающие эффективность креативной деятельности. В результате получается квадратная матрица суждений. Парные сравнения проводятся в терминах доминирования одного из элементов над другим. Эти суждения затем выражаются в целых числах, характеризующих относительное преимущество одного метода по отношению к другому. Затем для полученной матрицы строится вектор приоритетов, проводится «взвешивание» собственных векторов весами критериев, и вычисляется сумма по всем соответствующим взвешенным компонентам собственных векторов уровня иерархии. В результате формируется множество величин, определяющих приоритеты выбора включенных в матрицу объектов, и для реализации выбираются наиболее приоритетные приемы и методы.

Таким образом, экспертным путем могут быть определены приемы и методы креативной деятельности, повышающие вероятность возникновения инновационных флуктуаций. При этом следует отметить высокую субъектную и объектную ориентированность подобного выбора, то есть для „„. -43

каждой задачи и для каждого коллектива наиболее эффективными окажутся различные методы или их комбинации.

4.

Список литературы

1. Бастрыкин Д. В. Идентификация креативных резервов повышения качества продукции про- 5. мышленного предприятия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тамбов, 2006. 23 с.

2. Губанова С. Е. Разработка метода формирова- 6. ния креативных систем управления промышленными предприятиями на базе создания эффективных команд: автореферат диссерта- 7. ции на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2008. 25 с.

3. Дулькин А. В. Креативность фирмы как фактор повышения эффективности организации

предпринимательства: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 2003. 22 с. Круглов А В. Управление креативным потенциалом компании и его значение в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2007. № 4 (12).

Лапин Н. М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тамбов, 2008. 20 с. Саати Т. Принятие решений: метод анализа иерархий / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. 268 с.

Шувалов В. Н. Интеллектуально-креативные ресурсы конкурентоспособности предпринимательской структуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб. , 2007. 20 с.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА

ОБОЙДЁТСЯ ВАМ

ВСЕГО В 5900 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении

(или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.