компенсационный механизм управления инновационно-креативным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса
А. Л. САБИНИНА,
кандидат технических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента
E-mail: andrej-malikov@yandex.ru
М. Д. ТЕРЕХОВА, аспирант кафедры финансов и менеджмента
Тел. (8-4872) 33-24-80 Тульский государственный университет
В статье рассмотрен компенсационный механизм управления инновационнно-креативным потенциалом предприятий оборонно-промышленного комплекса. Показано, что инновационнно-креативный потенциал является частным случаем процессно-ориентированного потенциала предприятия, и рассмотрены его составляющие.
Ключевые слова: компенсационный, механизм, инно-вационнно-креативный, потенциал, управление.
Создание современных наукоемких вооружений и военной техники (ВиВТ) невозможно без формирования интегрированных структур хозяйствующих субъектов оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Каждое из предприятий-участников при этом несет определенные затраты на разработку, постановку на производство и изготовление отдельных элементов и узлов ВиВТ. При этом возникает проблема формирования эффективных распределительных механизмов в подобных структурах.
Ранее для построения системы согласования интересов участников жизненного цикла военной техники было предложено использовать компенсационные отношения, основанные на построении распределительного механизма, учитывающего вклад участников интегрированной структуры в потенциальную конкурентоспособность изделия. Объем компенсирующих выплат из прибыли от реализации продукции ОПК на внешнем или внутреннем рынке определялся в зависимости от вклада предприятия в создание потенциала конкурентос-
пособности военной техники. Для установления количественного вклада в потенциал конкурентоспособности товара предприятий-производителей, входящих в кооперационную цепочку интегрированной структуры, предлагалось анализировать узлы, изготавливаемые каждым предприятием, и оценивать вклад этих узлов в формирование потенциала конкурентоспособности на каждом этапе жизненного цикла.
Величина потенциальной конкурентоспособности продукции определялась как сумма взвешенных параметрических индексов, характеризующих соотношения технических и стоимостных характеристик изделия и его аналога, в качестве которого выбиралась продукция конкурирующей фирмы с максимальным объемом реализации на соответствующем рынке [6].
Установление количественной оценки вклада каждого предприятия в потенциальную конкурентоспособность продукта по этапам жизненного цикла позволяет определить размер возмещения, т. е. компенсации его вклада. Компенсация производится из средств, поступивших от заказчика на оплату произведенной продукции и выполненных работ за вычетом налоговых платежей и обязательных отчислений в вышестоящие инстанции. Для установления количественного вклада в потенциальную конкурентоспособность военной техники предприятий-производителей, входящих в кооперационную цепочку, был использован относительный коэффициент участия каждого
предприятия в формирование общей потенциальной конкурентоспособности товара, определяемый по формуле
их, кр
где их — относительный коэффициент участия х-го предприятия.
Прибыль предприятия от продажи военной техники может быть определена как произведение прибыли, остающейся в распоряжении производителей, на относительный коэффициент участия данного предприятия в формировании совокупной потенциальной конкурентоспособности товара.
Подобная методика характеризуется высокой степенью ориентации на конечный результат — реализацию продукции ОПК. Однако при этом не следует забывать о поддержании необходимого уровня производственного потенциала предприятий-участников, входящих в интегрированную структуру ОПК.
В силу специфики того или иного производства одни предприятия достаточно легко могут добиться технических и экономических показателей продукции, сравнимых или превосходящих изделие-аналог, а другим для этого требуются значительные дополнительные инвестиции, в том числе и венчурные. В любом случае разработка и создание конкурентоспособной продукции связаны с необходимостью создания или поддержания соответствующего потенциала предприятия.
Этот потенциал характеризуется целым рядом составляющих, таких как производственно-техническая, кадровая, финансово-экономическая и другие. Кроме того, в общем потенциале можно выделить частные потенциалы. Поскольку они создаются с ориентацией на решение вполне определенных проблем, задач или реализацию определенных процессов, то их можно называть проблемно ориентированными или процессно ориентированными потенциалами.
Если рассматривать общий потенциал предприятия как некоторое множество показателей ПЕ, то частные, проблемно ориентированные потенциалы П будут представлять собой подмножества данного множества:
П с П ,П2 с П,...Ц. с П, ...Л, с П.
Наиболее ярким примером подобного частного процессно ориентированного потенциала является инновационный потенциал, в подмножество показателей которого входят параметры, характери-
зующие возможность реализации инновационных процессов на данном предприятии.
С точки зрения создания конкурентоспособной продукции в общем случае любой потенциал должен обеспечить некоторый уровень соотношений технических и стоимостных характеристик изделия и его аналога, характеризующийся следующими параметрическими индексами, связанными с узлом, выпускаемым данным предприятием:
J t L Г
т=1j, Cf=1 Г-,
j=1 ljoi 1=1 '-loi
где T, C — параметрические индексы соответственно технического и экономического уровня потенциала конкурентоспособности на -м этапе жизненного цикла изделия;
j, cu — характеристики технического и экономического уровней изделия соответственно;
t. , c, . — характеристики технического и эколог loi * *
номического уровней изделия-аналога соответственно.
При этом возможны различные варианты соответствия потенциала и конкурентоспособности. В первом случае имеющийся потенциал ПЕ0 достаточен для формирования требуемых характеристик технического и экономического уровней изделия j, cu, определяемых выпускаемым данным предприятием узлом, то создание конкурентоспособной продукции на данном предприятии возможно. Во втором случае имеющийся потенциал Пх0 недостаточен для формирования требуемых характеристик, и для создания конкурентоспособной продукции на данном предприятии необходимы некоторые дополнительные инвестиции для повышения потенциала ИП Тогда в результате этих инвестиций будет сформирован новый потенциал П^н, равный
Пн = ПЕ0 U ДПЕ • При этом не следует забывать, что для получения требуемого результата потенциал должен быть реализован, или, по другой терминологии, актуализирован. Однако, руководствуясь информационными источниками, можно сделать вывод, что понятие «актуализация потенциала» в большей степени используется в непроизводственных сферах, поэтому в настоящем исследовании будем пользоваться понятием «реализация потенциала».
Для реализации любого потенциала также требуются некоторые дополнительные инвестиции ИрП и текущие затраты ЗрП, уровень которых также различен на различных предприятиях.
В процессе реализации потенциала происходит его снижение. Этот процесс складывается из физического износа потенциала и его морального старения. При этом следует учитывать как физический износ оборудования, так и старение кадрового состава и другие подобные процессы. Для компенсации физического износа требуются дополнительные инвестиции в объеме Иф, а для компенсации морального — Им. Тогда общий объем требуемой компенсации затрат на выпуск конкурентоспособной продукции составит
К=Иш + ИрП + ЗрП + Иф + Им.
В то же время объем компенсационных выплат из прибыли, определенный по методике [6] в зависимости от вклада предприятия в потенциальную конкурентоспособность (Пхк =и1 ■ П), может быть меньше величины требуемой компенсации К. В этом случае требуется либо определенная коррекция в распределении прибыли либо поиск другого предприятия-поставщика данного узла.
Все это в полной мере относится к любому частному, проблемно или процессно ориентированному потенциалу предприятия. Однако при этом из общего объема требуемой компенсации выделяются составляющие, требуемые для компенсации частных потенциалов, и возникает задача внутреннего распределения поступающих на предприятие компенсационных выплат из прибыли.
В качестве одного из частных процессно ориентированных потенциалов [7] можно рассмотреть инновационно-креативный потенциал, имеющий решающее значение для разработки современной конкурентоспособной продукции предприятий ОПК.
Понятие креативности в настоящее время широко используется в различных сферах деятельности, в том числе в сфере экономики. Это связано с тем, что творческая деятельность все более активно проникает из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Творчество — это процесс, а креативность — это способность человека к творчеству, поэтому креативный потенциал непосредственно связан с человеческим капиталом предприятия. Вместе с тем следует помнить, что креативный потенциал предприятия или организации не является простой суммой креативных потенциалов (или уровней инновационности личностей) ее сотрудников. Его использование характеризуется синергетическим эффектом от реализации креативных потенциалов сотрудников и использования организационно-экономического механизма развития этого потенциала [4].
Непосредственная связь инновационности и креативности ныне рассматривается как одна из парадигм экономики и весьма широко исследуется в целом ряде работ [1 — 5, 8 и др.]. Учитывая эту связь, можно говорить об инновационно-креативном потенциале предприятия или организации, определяющем инновационно-креативную активность его персонала.
Однако эффективная реализация инновационно-креативного потенциала в форме инноваций зависит от целого ряда факторов, и ранее было показано, что подобную реализацию можно рассматривать как случайное событие, обладающее определенной вероятностью. При этом такая вероятность может быть достаточно низкой, поэтому подобные реализации можно рассматривать как флуктуации, а поскольку они связаны с инновациями, то они были названы инновационными флуктуациями. Отсюда был сделан вывод, что процесс реализации инновационно-креативного потенциала предприятия имеет флуктуационный характер [7].
Наличие подобных флуктуаций вполне обоснованно и в рамках системно-синергетического подхода, так как они являются эндогенными и способствуют саморазвитию экономической системы. С другой стороны, поскольку инновации, являющиеся результатом флуктуаций в интеллектуальной деятельности персонала предприятия, являются фактором повышения устойчивости предприятий в рыночной среде, то в данном случае наблюдается реализация другого принципа синергетики — обеспечение динамической устойчивости системы за счет эндогенных флуктуаций.
Вполне очевидно, что вероятность возникновения инновационных флуктуаций непосредственно связана с инновационно-креативным потенциалом предприятия. Однако для повышения этой вероятности необходимы определенные инвестиции как в человеческий капитал, так и в научно-исследовательские и проектные разработки. То есть накопленный инновационно-креативный потенциал можно рассматривать как расходуемый в процессе инновационной деятельности ресурс, для пополнения которого требуются инвестиции, формирующиеся в том числе и на основе компенсационного механизма распределения прибыли. С этой точки зрения рассматриваемая модель компенсационных отношений может оказаться эффективным механизмом компенсации затрат на подобные инвестиции путем адекватного распределения прибыли от реализации продукции предприятий ОПК.
Поскольку инновационно-креативный потенциал в значительной степени связан с техническим творчеством разработчиков, то в основе множества его показателей лежат характеристики кадрового состава предприятия, его профессиональный и творческий уровень. Его оценку можно производить по таким параметрам, как наличие зарегистрированных открытий и изобретений, количество опубликованных научных работ, наличие ученых, научно-технических и диссертационных советов, и т. д.
Возможна также оценка с использованием различных тестов, хотя объективность их результатов в ряде случаев проблематична, и при их использовании следует учитывать особенности специализированной подготовки персонала, который может креативно решать производственные задачи, но не справится с отвлеченными от данной специфики тестами.
Для поддержания инновационно-креативного потенциала необходимо не только проводить эффективную кадровую политику, но и обеспечивать постоянный рост творческого уровня специалистов на основе непрерывного обучения и самообучения. Естественно, что для закрепления подобных работников на предприятиях ОПК необходим соответствующий уровень заработной платы.
Другим элементом множества характеристик инновационно-креативного потенциала является наличие творческой атмосферы — креативной среды. Здесь следует отметить, что восприятие среды как креативной является весьма субъективным, но наличие высокой частоты инновационных флукту-аций обычно свидетельствует о ее наличии. В то же время причиной низкой частоты инновационных флуктуаций весьма часто является отсутствие креативной среды, и для обнаружения этого могут быть использованы различные психологические тесты. При этом в среде могут присутствовать элементы реактивной и рефлексивной доминант, так как этим типам соответствуют определенные особенности менталитета и делового поведения конкретного коллектива.
Создание креативной среды невозможно без современного менеджмента, который также должен строиться на креативной основе. Наличие подобного менеджмента также можно рассматривать как важный элемент инновационно-креативного потенциала. Креативный менеджмент тесно связан с развитием таких направлений менеджмента, как управление персоналом, стратегический, инновационный менеджмент, с «самоменеджментом»,
организационной культурой предприятия, маркетингом. Очевидна связь креативного менеджмента и с наукой о методах технического творчества, в которой креативные технологии применяются с большим успехом уже длительное время и создан комплекс методов для разработки творческих решений [4].
Необходимой составляющей характеристик инновационно-креативного потенциала является уровень материально-технического обеспечения творческой деятельности. Обязательным условием эффективной творческой деятельности является наличие современной вычислительной техники, необходимого лабораторного и экспериментального оборудования, экспериментально-производственной базы и т. д.
Поскольку продуктивная творческая деятельность невозможна без использования разнообразных информационных источников, то важной характеристикой инновационно-креативного потенциала являются наличие и уровень информационных ресурсов, содержащих предшествующие конструкторские и технологические наработки коллектива, в которых аккумулируются опыт работы и результаты предыдущих инновационных флуктуаций.
Наконец, в качестве элемента множества характеристик инновационно-креативного потенциала следует рассматривать также объем финансовых средств, которые с соответствующим уровнем риска могут быть инвестированы в создание и поддержание инновационно-креативного потенциала предприятий ОПК. Недостаточный уровень компенсационных выплат будет вызывать снижение инновационно-креативного потенциала, что в конечном итоге приведет к потере возможности производства конкурентоспособной продукции на подобном предприятии.
Определенным преимуществом предприятий ОПК является наличие централизованной продажи их изделий как на внешнем, так и на внутреннем рынках, в результате чего может быть организовано оптимальное распределение средств между предприятиями, участвующими в производстве данной продукции. В том случае, если компенсационных выплат недостаточно для сохранения инновационно-креативного потенциала, целесообразно обеспечивать данные предприятия ОПК льготными кредитами и бюджетными дотациями. Однако размер этих выплат не должен превышать разницы между требуемой и определенной по методике [6] компенсациями.
Таким образом, для создания современной наукоемкой и конкурентоспособной продукции предприятий ОПК необходимо поддерживать необходимый уровень потенциала предприятия, в 5. особенности процессно ориентированного инновационно-креативного потенциала, для чего может быть использована модель компенсационных 6. отношений.
список литературы
1. Бастрыкин Д. В. Идентификация креативных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия: автореф. дис.... 7. канд. экон. наук. Тамбов, 2006. 23 с.
2. Губанова, С. Е. Разработка метода формирования креативных систем управления промышленными предприятиями на базе создания эффективных команд: автореф. дис.. канд. экон. наук. М., 2008. 25 с.
3. Дулькин А. В. Креативность фирмы как фактор повышения эффективности организации пред- 8. принимательства: автореф. дис.. канд. экон. наук. СПб., 2003. 22 с.
4. КругловА. В. Управление креативным потенци-
алом компании и его значение в современной экономике // Проблемы современной экономики. 2007. № 4.
Лапин Н. М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: автореф. дис.. канд. экон. наук. Тамбов, 2008. 20 с. Сабинина А Л. Согласование интересов участников интегрированных структур ОПК на основе компенсационных отношений с использованием нейросетевых и теоретико-игровых моделей // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 2. Тула: ТулГУ, 2008. С. 68-81. Сабинина А.Л., Терехова М. Д. Согласование интересов участников интегрированных структур ОПК с учетом флуктуационного характера реализации их инновационно-креативных потенциалов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Тула: ТулГУ, 2009. С. 82-87.
Шувалов В. Н. Интеллектуально-креативные ресурсы конкурентоспособности предпринимательской структуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2007. 20 с.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке - от 40 дней.
Тел./факс: (495) 721-85-75 Http:/www.fin-izdat.ru
e-mail: post@fin-izdat.ru