ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
А. Л. САБИНИНА, кандидат технических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента E-mail: andrej-malikov@yandex.ru
М. Д. ТЕРЕХОВА, аспирант кафедры финансов и менеджмента E-mail: andrej-malikov@yandex.ru Тульский государственный университет
Показано, что инновационно-креативный потенциал может быть рассмотрен в качестве ресурса инновационной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Приведены стратегические и тактические характеристики процесса инновационной деятельности и показана их связь с реализацией инновационно-креативного потенциала в форме инновационных флуктуаций.
Ключевые слова: инновационно-креативный потенциал, инновационная деятельность, инновационная флуктуация.
Современные предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке вооружений и военной техники должны представлять собой высокотехнологичные производства, характеризующиеся высокой степенью результативности и эффективности инновационной деятельности. Основные положения и понятия, относящиеся к сфере инновационной деятельности, были определены достаточно давно [1]. К ним, в частности, относятся [1]:
• инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
• инновационная деятельность — процесс, направленный на реализацию результатов закончен-
ных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
государственная инновационная политика — определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;
инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) — совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций; инновационная инфраструктура — организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
• инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) — комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
В литературных источниках приведен целый ряд других понятий, также относящихся к сфере инновационной деятельности, которые формулируются следующим образом [2, 5, 6].
Инновационная активность. С помощью этой категории оценивается характер инновационной деятельности. Активность деятельности предприятия — это такая его характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняется поведением предприятия при реализации планируемых действий. В стратегическом плане инновационная активность выражается следующими пятью частными показателями [2, 5, 6]:
• качеством инновационной стратегии конкуренции;
• уровнем мобилизации инновационного потенциала;
• уровнем привлеченных капиталовложений инвестиций;
• уровнем методов, культуры, используемых при проведении инновационных изменений;
• обоснованностью реализуемого уровня активности.
В тактическом плане инновационная активность выражается двумя частными показателями [2, 5, 6]:
1) соответствием реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации;
2) скоростью (темпом) действий и проведения стратегических инновационных изменений.
Инновационная среда и инновационный климат. Инновационная активность может влиять на внешнюю инновационную среду на каждой стадии жизненного цикла. Особенно большое значение имеет ее влияние на отраслевую конкурентную среду. Проявляться инновационная активность может в разных сферах внешней среды: научно-технической, производственной, конкурентной, потребительской. Например, избрав прогрессивный метод маркетинга «фокусирование клиентуры», предприятие обеспечивает внешние конкурентные преимущества за счет развития инновационной активности у потребителей (вторичная инновационная активность, которая дает возможность говорить о развитии
«контура инновационной активности»). Тем самым принципиально меняется инновационный климат, поскольку создается новая благоприятная инновационная среда.
Инновационная стратегия. Влияние на инновационные стратегии со стороны инновационной активности проявляется в подготовке и принятии стратегических решений с самых ранних стадий жизненного цикла и с самого начала изменений во внешней среде. Выявление слабых сигналов, формулирование инновационной стратегической ситуации, формирование самой инновационной стратегии, состав и динамика стратегических изменений, ход реализации стратегии — все эти операции во многом определяются уровнем инновационной активности.
Соответствующий уровень инновационной активности отражается на качестве и интенсивности реализации инновационного потенциала. По сути дела, инновационная активность трансформирует потенциальные возможности в реальную конкурентную силу. От качества этой трансформации зависит конечный успех. Таким образом, инновационная активность выступает некоторым коэффициентом, усиливающим, а иногда и понижающим исходный (планируемый) инновационный потенциал. Условно можно считать инновационную активность «коэффициентом усиления потенциала» при его реализации.
Инновационный механизм. В инновационном процессе активно участвует следующий круг субъектов:
• инвесторы, субсидирующие инновационные проекты;
• новаторы — создатели новшеств — новой техники, новых методов, новой технологии;
• потребители-инноваторы — те, кто приобретает новшества и внедряет их в свои технологии для личного или производственного потребления, в результате создает новую продукцию на основе новой техники, новых методов и новой технологии;
• звенья инфраструктуры — инновационные услуги в сферах исследования, информации, правового сопровождения, рекламы, подготовки кадров и др.
Инновационные цели и риски. Инновационная активность может как содействовать достижению инновационной цели и снижению целевых рисков, так и играть негативную роль, поскольку инновационная активность непосредственно влияет на все результаты деятельности предприятия. Влияние оказывается на всех стадиях жизненного цикла инноваций, на все функции предприятия, на все этапы принятия и реализации стратегических инновационных решений. Структура рисков,
находившихся под непосредственным влиянием фактора инновационной активности, может быть представлена следующим образом [2, 5, 6]:
• ситуационный риск, когда вследствие некачественного мониторинга внешней среды или развития внутренней среды система стратегического управления пропускает слабые сигналы и несвоевременно идентифицирует стратегическую ситуацию;
• поведенческий риск, когда несвоевременно формируется требуемая по ситуации реакция предприятия на ситуацию;
• стратегический риск, когда несвоевременно и некачественно разрабатываются необходимая стратегия и инновационная цель;
• мобилизационно-ресурсный риск, когда несвоевременно, не в оптимальной структуре и не в той последовательности привлекают ресурсы (инвестиции и др.);
• методический риск, когда на какой-либо стадии используется неэффективный и несовременный метод;
• риск необоснованного уровня стратегической активности, когда уровень активности не соответствует уровню нестабильности внешней среды и уровню открытости системы предприятия и его потенциала.
Инновационная активность может быть рассмотрена как показатель, определяющий скорость получения результата от инновационного процесса в той или иной его форме. Существующие выражения для количественной оценки инновационной активности всегда имеют в знаменателе время. Это отражает необходимость максимально быстрого вывода на рынок нового продукта или услуги, для того чтобы опередить конкурентов, или максимально быстрое внедрение новой технологии для получения ожидаемого экономического эффекта.
Вместе с тем, как было показано ранее [3], обеспечение инновационного развития предприятия ОПК невозможно без формирования необходимого уровня инновационно-креативного потенциала предприятия. Это понятие связано с понятием «креативность», которое в настоящее время активно внедряется в сферу экономики. Креативность в современной трактовке — это способность к творчеству отдельного человека, коллектива или предприятия или организации в целом. Креативность непосредственно связана с человеческим капиталом предприятия, и эффективный инновационный процесс невозможен без креативных технических или технологических решений.
Непосредственная связь инновационности и креативности в настоящее время рассматривается
как одна из парадигм экономики и поэтому в ряде работ говорится об инновационно-креативном потенциале предприятия или организации, определяющем их инновационную деятельность с той или иной степенью активности. Таким образом, ин-новационнно-креативный потенциал предприятия можно рассматривать как ресурс его инновационной деятельности и предпосылку активности.
Особенно необходимо формирование высокого инновационно-креативного потенциала для предприятий ОПК, выпускающих сложные, наукоемкие, конкурентоспособные на мировом уровне изделия, к которым относятся вооружение и военная техника. По мнению авторов, эффективная реализация инновационно-креативного потенциала в форме инноваций зависит от целого ряда факторов, и, в общем случае, подобные реализации можно рассматривать как случайные события, обладающие определенной вероятностью. При этом такая вероятность может быть достаточно низкой, поэтому подобные реализации можно рассматривать как флуктуации, а поскольку они связаны с инновациями, то они были названы инновационными флуктуациями. Отсюда был сделан вывод, что процесс реализации инновационно-креативного потенциала предприятия имеет флуктуационный характер. Вполне очевидно, что вероятность возникновения инновационных флукту-аций непосредственно связана с инновационно-креативным потенциалом предприятия. Для повышения этой вероятности необходимы определенные инвестиции как в человеческий капитал, так и в научно-исследовательские и проектные разработки, поэтому накопленный инновационно-креативный потенциал можно рассматривать как расходуемый в процессе инновационной деятельности ресурс.
Авторами было предложено оценивать эффективность реализации инновационно-креативного потенциала вероятностью (частотой) инновационных флуктуаций, определяемой по зависимости: тмакс
Риф =| р(Т)йТ, (1)
Тиф
где Тмакс — верхняя граница области инновационных флуктуаций, определенная на основе экспертной оценки,
Тиф — определенная на основе экспертной оценки нижняя граница области инновационных флуктуаций,
р (Т) — статистическое распределение плотности вероятности параметрических индексов технического уровня аналогичных изделий, выпускаемых данным предприятием,
dT — аргумент функции плотности вероятности
(р (Т)),
Т — параметрический индекс технического уровня изделия, который выражен формулой:
I
Т = 1^.
1==
(2)
где I. — характеристика технического уровня изделия;
tjo¡ — характеристика технического уровня изделия-аналога.
В области инновационных флуктуаций могут находиться как уже реализованные технические решения, так и проекты, находящиеся в разработке. Величина вероятности Тиф может быть рассмотрена как количественная оценка уровня реализации инновационно-креативного потенциала.
Проведем анализ данной величины с точки зрения инновационной активности. Вполне очевидно, что с ее помощью можно оценить степень связи между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Поскольку входящие в выражение (2) параметрические индексы являются составляющими потенциальной конкурентоспособности изделия [4], то величина вероятности может служить показателем качества инновационной стратегии конкуренции и уровня мобилизации инновационного потенциала. Оценивать по величине вероятности Риф уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций в инновационные проекты можно только косвенно. Математически описать связь между инвестициями и повышением вероятности инновационных флуктуаций достаточно сложно, хотя такая связь, безусловно, существует. Более строго можно проследить связь уровня методов, культуры, используемых при проведении инновационных изменений и данной вероятностью, т. к. существует целый ряд эвристических приемов и методов, позволяющих повысить вероятность формирования новых технических и технологических решений — инновационных флуктуаций. Естественно, что в любом случае реализуемый уровень инновационной активности должен быть обоснован.
Аналогично может быть прослежена связь между рассмотренной вероятностью и частными показателями, например такими как инновационная активность в тактическом плане. Соответствие реакции предприятия характеру конкурентной ситуации отслеживается аналогично стратегическому уровню. Скорость (темп) действий по проведению инновационных изменений напрямую воздействует на вероятность инновационных флуктуаций и, если наблюдается повышение их частоты, то данная скорость изменений приемлема. В противном случае скорость либо велика, и результаты инновационного процесса не успевают проявиться, либо низка, и, значит, результаты не достигнуты.
Таким образом, инновационно-креативный потенциал можно рассматривать как ресурс инновационной деятельности и предпосылку инновационной активности. Однако любой ресурс сокращается в процессе его использования. Поэтому в данном случае также возникает вопрос: в какой степени снижается инновационно-креативный потенциал в результате инновационной деятельности?
Прежде всего, процесс реализации инновационно-креативного потенциала, как и любого другого потенциала предприятия, требует определенных затрат на проектирование и производство продукции, однако эти затраты можно отнести к текущим расходам и не связывать их с потенциалом. В то же время любая инновационная деятельность, обеспечивающая реализацию инновационно-креативного потенциала, приводит к его снижению в результате целого ряда причин. Этот процесс складывается, например, из физического износа исследовательского оборудования и его морального «старения» с течением времени. Следует также учитывать старение кадрового состава предприятия и другие подобные процессы. Естественно, что для компенсации снижения инновационно-креативного потенциала как ресурса инновационной деятельности требуются дополнительные инвестиции. Применительно к предприятиям ОПК объем этих инвестиций может быть определен на основе теории компенсационных отношений [4], обеспечивающей оптимизацию распределения прибыли от реализации продукции предприятий ОПК.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 — 2000 годы».
2. Попов В. Д. Инновационная активность предприятий: проблемы и перспективы. Красноярский гос. аграр. ун-т. Красноярск. 2001. 53 с.
3. Сабинина А. Л., Терехова М. Д. Согласование интересов участников интегрированных структур ОПК с учетом флуктуационного характера реализации их инновационно-креативных потенциалов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Тула: ТулГУ, 2009. С. 82 — 87.
4. Сабинина А.Л. Согласование интересов участников интегрированных структур ОПК на основе компенсационных отношений с использованием нейросетевых и теоретико-игровых моделей // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 2 . Тула: ТулГУ, 2008. С. 68 — 81.
5. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика. 2003. 176 с.
6. Трифилова А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика. 2005. 304 с.