Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИГИЕНЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИГИЕНЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Д.H. Крылов, T.П. Кулакова, H.А. Краснушкина, H.С. Кантонистова, T.Г. Хамаганова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers’ age characteristics, their memory, attention, neural mobility, psychomotor activity, conditioned negative wave, personality traits, and neuro-psychic state in relation to social and biological factors were studied. Longitudinal studies in 70 healthy secondary school pupils and in 30 teenagers with borderline neuro-psychic disturbances were carried out. The obtained evidence indicates heterochronous development of all the above functions in the teenagers. Studies of factors responsible for the development of borderline neuro-psychic disturbances show that their etiology can be accounted for by certain genetic factors and, to a great extent, by various social factors whose contribution to the development of psychic disturbances is most significant.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИГИЕНЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

могут быть использованы при проведении эпидемиологических исследований по количественной оценке влияния факторов среды на здоровье детей. В то же время их обязательное (а не по показаниям) определение при углубленных медицинских исследованиях наряду с другими показателями позволит более четко и качественно выделить группу детей повышенного риска возникновения патологии. Приведенные пределы отклонений функциональной деятельности сер-дечно-сосудистой и дыхательной систем у детей дошкольного возраста, которые были определены нами совместно с педиатром с учетом их возрастных норм (Калюжная Р. А.; Осколко-ва М. К.; Справочник по функциональной диагностике в педиатрии), а также на основании собственных исследований (в том числе и проведенных впервые нами электрокардиогдафиче-ских, фонокардиографических и других исследований сердечно-сосудистой системы у детей дошкольного возраста, проживающих в различных условиях комплексного влияния окружающей среды).

Пределы отклонений функциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей повышенного риска:

Продолжительность интервала У?—/? Продолжительность интервала Р—(? Систолический показа-

тель

Соотношение зубцов RIT

Отношение I ко II тону

на верхушке

Шум

Неблагоприятная реакция (по пробе Шалкова)

Увеличение более 0,70 с Уменьшение менее 0,50 с Увеличение более 0,18 с Уменьшение менее 0,10 с Увеличение или уменьшение на 5% по сравнению с должной величиной Увеличение более 6

Менее 1,5:1

Наличие среднеамплитудного, убывающего шума на верхушке, занимающего 1/2 систолы Появление жалоб на одышку и утомляемость; учащение пуль-

Систолическая гипертония

Потребление кислорода Минутный объем дыхания

Количество НЬ Количество лейкоцитов СОЭ

са более чем на 25% от исходной величины; снижение максимального давления; повышение минимального давления; уменьшение минутного объема кровообращения и пульсового давления после нагрузки; удлинение восстановительного периода (более 5 мин) Более 110/70

Отклонения от должных величин ±20%

Снижение ниже 60 ед. (10 г%) Повышение выше 9000 Увеличение более 13 мм/ч

Минимальный комплекс наиболее простых и информативных показателей, одновременно доступных при эпидемиологических и углубленных медицинских исследованиях, может быть использован как вторичный скрининг: при выявлении отмеченных отклонений ребенка следует отнести к группе повышенного риска, что вызывает необходимость дополнительных целенаправленных исследований.

Результаты исследований с учетом вышесказанного могут помочь разработке рекомендаций по оздоровлению среды и улучшению состояния здоровья детей изученного населенного пункта.

Литература. Калюжная Р. А. Физиология и патология у детей и подростков. М., 1973. Осколкова М. К. Кровообращение у детей в норме и патологии. М., 1976. Справочник по функциональной диагностике педиатрии.

Под ред. Ю. Е. Вельтншева, Н. С. Кисляк. М., 1979. Хачатрян Т. С. — Гиг. и сан., 1983, № 7, с. 18—20.

Поступила 02.11.83

Summary. Study of the health status of preschool children living in a modern city enabled the authors to develop a number of indices which can be used as the primary and the secondary sreening tests for identifying the children at risk of developing certain diseases.

УДК 613.8-053.6

Д. Н. Крылов, Т. П. Кулакова, Н. А. Краснушкина, Н. С. Кантонистова, Т. Г. Хамаганова, О. В. Смирнова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИГИЕНЫ ПОДРОСТКОВОГО

ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Сохранение психического здоровья детей и подростков является одной из важнейших задач психогигиены, значение которой возрастает в связи с заметным увеличением в последние десятилетия доли нервно-психических нарушений в общей структуре заболеваемости.

Максимально благоприятные условия, создаваемые социалистическим государством для укрепления здоровья населения, приводят к тому, что уровень распространения нервно-психи-

ческих заболеваний в социалистических странах в 3—4 раза ниже, чем в развитых капиталистических (Петраков Б. Д., Рыжиков Г. В., 1976). Однако усложнение социальных условий современной жизни — увеличение концентрации производства, активные процессы урбанизации, возрастающий поток информации — усиливают действие на нервную систему человека таких факторов, как эмоциогенные перегрузки, шумовые эффекты, индивидуально предельные ритмы,

конфликты и др. Указанные факторы действуют и в социалистических странах и приводят к росту частоты нервно-психических расстройств, хотя и в меньшей мере, чем в капиталистических государствах. Это определяет актуальность современных задач психогигнены, состоящих в разработке социальных мер по оздоровлению среды обитания и всемерному повышению психической устойчивости в отношении различных вредных факторов (Гехт К., 1979).

Особую значимость приобретает предупреждение нервно-психических нарушений у подрастающего поколения. В настоящее время ВОЗ считает, что наибольшее внимание необходимо уделять позднему подростковому возрасту (Хроника ВОЗ, 1981), поскольку этот период — сложнейший этап психологической перестройки, который, как правило, связан с резкой сменой социального окружения. За преимущества технически развитого общества с огромной динамикой общественных требований, предъявляемых к человеку, часто расплачиваются подростки, не имеющие еще достаточно опыта, личностной зрелости, амортизирующей у взрослых жизненные трудности.

Исследование психологических особенностей подростков, изучение факторов, определяющих возникновение расстройств нервно-психического здоровья, позволит приблизиться к решению вопроса об оптимизации процесса индивидуального развития подростка, о возможностях предотвращения социальной дезадаптации и перспективах профилактической работы. Необходимо также учитывать, что формируемые в детском и подростковом возрасте аномалии характера выявляются в устойчивых структурных формах лишь у взрослых, что определяет важность психофизиологического анализа этапов развития детского организма, на основе чего только и возможны патогенетически обоснованные меры профилактики и коррекции нарушений психики.

Задачей настоящей работы являлись изучение возрастных особенностей памяти, внимания, подвижности нервных процессов, психомоторики, условной негативной волны как физиологического механизма функции внимания, личностных характеристик, состояния нервно-психического здоровья подростков, анализ его зависимости от социальных и биологических факторов.

Для решения поставленной задачи было предпринято лонгитудинальное исследование 70 учащихся 8—10-х классов общеобразовательной школы и 30 подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами, состоящих на учете в психоневрологическом диспансере. Использовали комплекс приборов для анализа физиологических функций (памяти, внимания, подвижности нервных процессов), энцефалографию для записи условной негативной волны (УНВ), методику Озерецкого — Гельница для исследования особенностей психомоторики, опросник

НБРО Кеттелла для выявления личностных свойств, специальную анкету, разработанную в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР, для сбора сведений у родителей о характере и условиях развития подростка и генеалогический метод анализа нервно-психических расстройств.

Школьник вступает в старший подростковый возраст тогда, когда важнейшие функции организма еще не сформировались окончательно. Исследования возрастной динамики работоспособности, внимания, памяти, подвижности нервных процессов показало, что эти функции продолжают развиваться в старшем подростковом возрасте. Особенно отчетливо (в среднем на 20— 50 %) они улучшаются в период от 8-го до 9-го класса. Дальнейшая их динамика несколько различна. От 9-го к 10-му классу продолжают увеличиваться способность к распределению внимания, работоспособность и кратковременная память. Показатели же подвижности нервных процессов несколько снижаются по сравнению с имевшимися во время обучения в 9-м классе, однако не до уровня, установленного у восьмиклассников.

Общая тенденция развития психомоторики в изученном возрастном диапазоне состоит в последовательном улучшении от 8-го к 10-му классу статической кординации (на 16,1 %) при снижении динамической координации (на 41,3%) и отчетливости выполнения (на 21,9%).

Анализ возрастной динамики УНВ выявил за^ метное увеличение ее проявляемости, т. е. возрастное увеличение реактивности мозга в ответ на внешнее раздражение: стабильная УНВ имелась у 68 % восьмиклассников, у 77 % девятиклассников и 91 % десятиклассников. Определенная возрастная динамика отмечена у большинства параметров УНВ. Выраженность постимперативной негативации с возрастом линейно увеличивалась. Время двигательной реакции сокращалось на старшей возрастной ступени.

Изучение характерологических свойств личности в возрастном аспекте позволило установить, что на этом этапе повышаются общительность, социальная смелость и снижается возбудимость. Изменению средних значений личностных факторов сопутствует изменение представленности различных симптомокомплексов. Так, на переходе от 8-го к 9-му классу меняли свой основной симптомокомплекс 58,3 % подростков, а от 9-го к 10-му классу — 50,9 %. От 8-го к 10-му классу увеличивалась представленность экстравертиро-ванной группы, «общительной, эмоционально устойчивой» и вместе с тем снижалось число «тревожных» и «повышенно-возбудимых, выявлялся симптомокомплекс «интровертированно-сти».

Таким образом, результаты исследования показали, что в старшем возрасте происходит ге-терохронное развитие всех изученных функций.

2 Гигиена и санитария № 3

— 33 -

Гетерохронное развитие психологических и нейрофизиологических функций определяет качественное своеобразие каждой возрастной ступени подросткового возраста и делает многозначным действие одного и того же фактора обучения и воспитания.

Отмеченная пластичность изучаемых функций обусловливает возможность, с одной стороны, корригирующего влияния обучения и воспитания, а с другой — предполагает повышенную ранимость этих структур в стрессовых ситуациях. Именно поэтому у учащихся 8—10-х классов в ответ на суммарное действие неблагоприятных факторов (конфликтная семейная ситуация, соматические заболевания, информационные перегрузки, ошибки воспитания и др.) возникают минимальные нервно-психические расстройства, которые следует рассматривать как первые проявления дезадаптации. Они чаще всего проявляются в виде астенических и невротических реакций, легкой вегетососудистой дистонии, утрированного выражения личностных черт, например тревожности, интровертированности, характеро-патических реакций истерического, эксплозивного, обсессивного круга. Эти нарушения особенно легко возникают у подростков с микроорганическим фоном, обусловленным пре- и постнаталь-нымн патологическими состояниями (асфиксией, родовой травмой, тяжелыми инфекциями в раннем возрасте, сотрясении мозга и др.), у лиц с измененной реактивностью, при наследственно обусловленной нестойкости нервной системы. У девочек различные отклонения встречались в 2,5 раза чаще, чем у мальчиков.

При минимально выраженных нервно-психических отклонениях моторика, память, внимание, переключаемость имеют незначительные нарушения, обнаруживаемые при специальных исследованиях, анализе особенностей УНВ, являющейся электрографическим коррелятом многих психических функций. Усиление отклонений до степени клинически выраженных случаев у подростков приводит к грубому нарушению всех исследованных физиологических и психологических функций, к отчетливым затруднениям в социальной адаптации.

При изучении факторов, определяющих развитие пограничных нервно-психических расстройств, выявлено, что наряду с определенным вкладом генетических факторов (наследственной предрасположенности) в детерминации данных нарушений значительная роль принадлежит различным средовым факторам (в качестве разрешающих выступают частые внутрисемейные конфликты, перегрузки, а также про- и постнаталь-ные патологические состояния).

Полученные данные обосновывают необходимость комплексного подхода к профилактике нервно-психических нарушений с использованием медико-педагогических воздействий как на биологические, так и на социально-психологиче-

ские механизмы единой функциональной системы психической адаптации. Особая роль в предотвращении нервно-психических заболеваний принадлежит семье и школе. Массовая пропаганда соответствующих знаний об особенностях психического развития позволит каждой семье обеспечить рациональный психогигиенический режим жизни ребенка. Сознательное формирование его личности в семье может осуществляться путем получения обязательного минимума психологических н медицинских знаний родителями поэтапно: в школах новобрачных, женских консультациях, детских садах, общеобразовательных школах.

В целях своевременного выявления нарушений нервно-психической сферы следует проводить массовые осмотры подростков, выделяя группы риска, требующие постоянного наблюдения за состоянием психического здоровья вошедших в них детей.

Для обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья детей и подростков, предотвращения тех или иных аномалий формирования личности необходимо создать в школах психогигиеническую службу, объединив в ней школьного врача, воспитателя и желательно школьного психолога. Экспериментальное исследование учащихся с целью выявления индивидуальных психофизиологических особенностей позволит в наибольшей степени оптимизировать процесс обучения и воспитания.

Школьному врачу необходимо взять на учет в группу биологического риска всех подростков, имеющих в анамнезе указания на перинатальную патологию, задержку нервно-психического развития в раннем возрасте, мозговые инфекции, заболевания, протекавшие с осложнениями, операции под общим наркозом, травму головы, проявления аллергического реагирования (диатез, крапивницу, отек Квинке, прививочные реакции и т. п.), заболевания, часто вызывающие длительную астенизацию (ревматические атаки, инфекционный гепатит), подростков с хроническими заболеваниями и интоксикациями (хроническим тонзиллитом), а также лиц с наследственной предрасположенностью к нервно-психическим заболеваниям.

Классным руководителям старших классов в группу психологического риска следует включать детей с особенностями характера, наиболее часто отмечаемыми при пограничных нервно-пси-хических нарушениях: с повышенной тревожностью (эмоциональная неустойчивость, склонность к самообвинению, повышенная чувствительность, напряженность в социальных отношениях и неудовлетворенность собой), необщительных, «интровертированных», обладающих низкой фрустрационной устойчивостью, замкнутостью, застенчивостью, стремлением к психологической защите в виде изоляции, с характеропатическими

реакциями истерического, взрывчатого, навязчивого типов.

В группу микросоциально обусловленного риска классный руководитель должен включать подростков с элементами делинкветного, не соответствующего общественным нормам поведения, «социально запущенных> и подростков из неблагополучных семей.

Как показали исследования, проведенные под руководством проф. В. В. Ковалева (1982), из группы риска уже в течение 1 года около 17 % детей переходят в число больных. Это происходит через стадию доклиническеих, неполносиндром-ных, динамических расстройств. Задачей школьного врача должно быть обнаружение нарушений на этой ранней стадии.

Для выявления отрицательных отклонений в состоянии нервно-психического здоровья возможно использование скрининг-методов, учитывающих основные симптомы невротического круга (наличие головных болей, повышенной утомляемости, страхов, вегетативной лабильности, нарушений сна, гиперкинезов, пароксизмаль-ных состояний, признаков системных неврозов). Устойчивость жалоб или отрицательная динамика при повторном опросе служит основанием для консультации подростка у психоневролога.

Следует обращать особое внимание на состояние здоровья девушек старшего подросткового возраста: при относительно большой частоте отклонений в состоянии нервно-психического здоровья в этот период они в настоящее время пользуются меньшим врачебным вниманием в связи с отсутствием диспансеризации по поводу воинской обязанности.

Современная медицина в физическом воспитании видит не только средство закаливания, укрепления соматического здоровья, но и условие гармоничного развития личности и действенный способ сохранения нервно-психического здоровья.

В связи с тем что при обследовании устанавливаются значительное уменьшение доли двигательной активности в бюджете времени старшеклассников по сравнению с первым подростковым периодом и ухудшение у многих из них качественных показателей психомоторики при параллельном учащении доклинических отклонений в нервно-психическом здоровье, школьному врачу необходимо контролировать плотность занятий на уроках физкультуры и проводить активную пропаганду среди старшеклассников медицинских знаний о роли двигательного режима в сохранении нервно-психического здоровья.

Активная позиция школьного врача и педагогов в охране нервно-психического здоровья школьников — необходимое условие оптимального формирования психически здоровой, гармонически развитой личности.

Литература. ККМИ: приоритет исследованиям в области охраны психического здоровья и поведения человека. — Хроника ВОЗ, 1981, т. 35, № 5, с. 247. Ковалев В. В. — Ж. невропатол. и психиатр., 1982, ДО 10. с. 1511.

Петраков Б. Д., Рыжиков Г. В. Закономерности распространения психических болезней в современном мире. М„ 1976. Гехт К. Психогигиена. М., 1979.

Поступила 24.10.83

Summary. Teenagers' age characteristics, their memory, attention, neural moDility, psychomotor activity, conditioned negative wave, personality traits, and neuropsychic state in relation to social and biological factors were studied. Longitudinal studies in 70 healthy secondary school pupils and in 30 teenagers with borderline neuropsychic disturbances were carried out. The obtained evidence indicates heterochronous development of all the above functions in the teenagers. Studies of factors responsible for the development of borderline neuropsychic disturbances show that their etiology can be accounted for by certain genetic factors and, to a great extent, by various social factors whose contribution to the development of psychic disturbances is most significant.

УДК «13.735:613.480

В. В. Шевцов

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Тюменский университет

Анкетный опрос 120 юношей, поступивших на I курс Тюменского университета, показал следующее: признают важность закаливающих процедур 95,8%, иногда используют закаливание в быту и спортивной практике 70%, никогда не применяют закаливающих процедур 30% студентов и никто из них не знает методики закаливания.

При анкетировании 80 преподавателей физического воспитания выявлено, что только 4 из них предусматривают и обеспечивают соответствую-

щими процедурами закаливание организма студентов в процессе учебно-тренировочных занятий. Причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие у студентов практических навыков и умения правильно использовать закаливающие процедуры, отсутствие специальных методик закаливания для занимающихся физкультурой и спортом. В этом плане особую значимость приобретает организация закаливающих мероприятий в условиях занятий физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.