Научная статья на тему 'Специфика неврозов у детей: этиология и симптоматика'

Специфика неврозов у детей: этиология и симптоматика Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4324
751
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОЗ / АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / РОДИТЕЛИ / СОЦИУМ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / NEUROSIS / ADAPTATION / CHILDREN / ADOLESCENTS / PARENTS / SOCIETY / NEUROPSYCHIC RESISTANCE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бенелли А. В.

Статья посвящена раскрытию психолого-социального аспекта проблемы формирования неврозов в детском и подростковом возрасте. Выделяются причинно-следственные факторы появления неврозов у детей, раскрывается социальная, ценностная значимость проблемы формирования неврозов и ответственность за воспитание ребенка, формирование адекватной не травмированной личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF NEUROSIS IN CHILDREN: ETIOLOGY AND SYMPTOMS

This article discloses the psychological and social factors causing neurosis in childhood and adolescence. This article identifies such causal factors, as well as reveals the social and moral significance of understanding the reasons why neurosis occurs because the society is responsible for raising a child with an adequate uninjured personality.

Текст научной работы на тему «Специфика неврозов у детей: этиология и симптоматика»

УДК 159.99

СПЕЦИФИКА НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ: ЭТИОЛОГИЯ И СИМПТОМАТИКА

А.В. Бенелли

Аннотация. Статья посвящена раскрытию психолого-социального аспекта проблемы формирования неврозов в детском и подростковом возрасте. Выделяются причинно-следственные факторы появления неврозов у детей, раскрывается социальная, ценностная значимость проблемы формирования неврозов и ответственность за воспитание ребенка, формирование адекватной не травмированной личности.

Ключевые слова: невроз, адаптация, дети, подростки, родители, социум, нервно-психическая устойчивость, профилактика.

THE SPECIFICITY OF NEUROSIS IN CHILDREN: ETIOLOGY AND SYMPTOMS

A.V. Benelli

Abstract. This article discloses the psychological and social factors causing neurosis in childhood and adolescence. This article identifies such causal factors, as well as reveals the social and moral significance of understanding the reasons why neurosis occurs because the society is responsible for raising a child with an adequate uninjured personality.

Keywords: neurosis, adaptation, children, adolescents, parents, society, neuropsychic resistance, prevention.

Усложняющаяся социально-экономическая напряженность в современной России провоцирует рост числа детей, страдающих неврозом, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Особый интерес исследователей вызывают специфические факторы риска развития неврозов у детей: расхождение психофизиологических характеристик ребенка и родителей, социальная дезадаптация, резкая или критическая смена жизненной ситуации, повышенный внутрисемейный уровень конфликтности, непоследовательность педагогических приемов воспитания, противоречивость родительских требований, разные стили воспитания и т.п. изменения в жизни ребенка. Исключение таких факторов из фокуса психолого-педагогического сопровождения ребенка является причиной стремительно ухудшающихся показателей нервно-психического и психологического здоровья нации.

Невроз - болезнь личности, в которой существует единство психологических и биологических факторов. Само же невротическое расстройство возникает под воздействием индивидуально значимых психотравмирующих жизненных обстоятельств.

Несмотря на определенное количество теоретических, эмпирических и экспериментальных исследований причин формирования и развития невроза у детей, концептуальная разработка этого понятия в современной психолого-педагогической практике до сих пор остается недостаточно разработанной, что и обусловливает актуальность выбранной нами темы исследования.

На сегодняшний день многие исследователи сфокусировали профессиональные интересы именно в данной сфере (Л.М. Аболин, В.М. Астапов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, Е.А. За-

лученова, Н.М. Гордецова, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, В.Р. Кисловская, УЛ. Морган, A.M. Прихожан, Т.Я. Решетова, Н.В. Фролова, 3. Фрейд, Ю.Л. Ханин, К.А. Эликсон и др.).

В психодинамическом подходе сформировалось представление о бессознательно-импульсной основе невроза (З. Фрейд, К. Хорни, К. Изард, Ч.Д. Спилбергер); функциональный подход описывает невроз как субъективный фактор, с точки зрения взаимодействия реактивной и личностной функции, организующий деятельность личности в целом (В.В. Суворова, В.Н. Астапов, И.В. Дубровина, Л.И. Бонович, И.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, В.Р. Кисловская и др.).

Это не способствовало формированию у отечественных специалистов однозначного представления о проблематике данного направления практики, о методах ее диагностики и эффективности психотерапевтической работы. Причина этого, по мнению ряда ученых, кроется в сложности однозначности определения природы такого специфического явления, как психическое состояние, находящегося, по сути, в неком промежутке между психическими процессами - с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой.

Особый интерес исследователей вызывают факторы развития неврозов у детей на самом раннем этапе формирования личности, поскольку последствия невротических расстройств обусловливают дальнейшее состояние нервно-психического и психосоматического здоровья личности на долгие годы вперед (Д.Н. Исаев, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов), а также проявляются на всех уровнях и в любых формах адаптации - психической, социальной, профессиональной и т.п. (В.А. Аверин, Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н.И. Косенков).

Как отмечают исследователи, в группе риска находятся дети с повышенной нервной чувствительностью. Возрастной фактор в развитии неврозов имеет значение с точки зрения установления пиковой точки наиболее чувствительного возраста к появлению устойчивых невротических расстройств. Исследователи отмечают, что более 60 % неврозов возникает в дошкольном и более чем в 30 % - в школьном возрасте, и дальше это положение катастрофически ухудшается: к моменту окончания младшей школы здоровых детей меньше половины (А.И. Захаров).

Формирование неврозов представляет собой процесс переработки личностью последствий критического инцидента, сопровождающийся неспособностью адаптации к новым жизненным условиям.

При этом необходимо учитывать личностный потенциал: чем он ниже, тем выше риск развития невроза.

Как отмечают исследователи, в группе риска находятся дети с повышенной нервной чувствительностью. При этом риск развития неврозов у мальчиков на порядок выше, чем у девочек. При приеме в школу у 45 % от общего количества детей с нервно-психическими расстройствами выявлены сформировавшиеся неврозы. К сожалению, в процессе школьного обучения их число возрастает.

Невроз проявляется не только в психоэмоциональной сфере, но и затрагивает соматическую телесную сферу, то есть может проявляться в виде психосоматических изменений. Взаимосвязь психики и тела ярче выражена в зависимости от того, насколько малы дети: очевидно, что любой больной ребенок одновременно ослаблен и соматически и нервно-психически. Дети, переживающие эмоциональные стрессы, зачастую страдают психосоматическими расстройствами. Защитные психические механизмы у детей недостаточно развиты и способны значительно осложнить течение болезни.

Возрастной фактор в развитии неврозов имеет значение с точки зрения установления пиковой точки наиболее чувствительного возраста к появлению устойчивых невротических расстройств. Исследователи отмечают, что более 60 % невроз возникает в дошкольном и более чем в 30 % - в школьном возрасте.

Рассматривая детскую возрастную периодизацию, специалисты отмечают, что к пикам риска относятся периоды возрастного развития 2, 3, 5 и 7 лет.

В 2 и 3 года невротизация является, чаще всего, следствием особенностей адаптации к дошкольному учреждению и проявления и переживания кризиса 3-х лет, характеризующегося спецификой начала формирования чувства «я».

По данным исследований, наиболее уязвимым является старший дошкольный возраст - особый, сенситивный этап в развитии психики и формировании личности, когда дети недостаточно эмоционально устойчивы, при этом идет активное развитие умственной познавательной деятельности. Здесь важен также и гендерный аспект: установлено, что средний возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков - 5 лет; у девочек - 6,5 лет.

В 7 лет фактором развития невроза является уровень нервно-психической перегрузки в связи с началом школьного обучения. Наибольшая тяжесть невроза в младшем школьном возрасте наблюдается у мальчиковона у них достоверно выше, чем тяжесть невроза у девочек.

Таким образом, в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте клиническими формами проявления невротического реагирования будут неврастения и истерический невроз, в старшем дошкольном возрасте - невроз страха, в младшем школьном возрасте - повторно неврастения, в периоды отрочества и подросткового развития - обсессивный невроз.

Итак, возрастными факторами риска возникновения и развития неврозов отмечены:

1. Ранняя неврастения (2 и 3 года) - родительское противостояние упрямству детей. Нервная система ребенка постепенно истощается из-за постоянного психического напряжения, сопровождаемого переживанием отрицательных эмоций. Астенический невроз выражается раздражительностью, повышенной возбудимостью на фоне общей слабости и ухудшения самочувствия, сопровождаемого быстрой утомляемостью и постоянной усталостью. Психосоматические проявления астенического невроза: анорексия, нарушения дыхательного ритма и сердечно-сосудистой системы, обмороки, голосовые спазмы.

2. Истерический невроз (3 года) - нарушение эмоционального контакта со стороны матери и отсутствие признания детей в семье. Данный вид невроза развивается довольно стремительно, отличается моносимптомностью и вариативностью проявлений. Часто в основе данного заболевания лежит защитный механизм «бегство в болезнь» и желание вторичной выгоды. Выражается истерический невроз в непроизвольных движениях, треморе, нервных припадках и сопровождается приступами удушья, желудочно-кишечными спазмами, сумеречными состояниями, афонией, аффективными вспышками и психомоторным возбуждением. В раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте, при переживании ярких отрицательных эмоций, обусловленных обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка или наказании, возможны рудиментарные моторные припадки и аффективно-респираторные судороги.

3. Невроз страха (5 лет) - обусловлен аффективно-ситуативным напряжением и активацией возрастных страхов:

- в раннем детстве и дошкольном возрасте преобладают страхи темноты, одиночества, реальных животных, которые напугали ребенка или выдуманных персонажей; значительное количество страхов, оставшееся после выхода из дошкольного возраста, характеризует повышенный уровень тревожности в школьном возрасте;

- в младшем школьном возрасте акцент сменяется на актуальную социальную среду и формируется «школьный невроз» - гипертрофированный страх школы, связанный с отрицательными переживаниями возросших требований волевого самоконтроля и контроля со стороны значимых взрослых; проявляется невроз страха школы отказами посещать уроки, прогулами, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и эн-

копрез), пониженным фоном настроения; риск развития «школьного невроза» выше у детей, ранее не посещавших детские дошкольные учреждения; - в отрочестве и подростковом возрасте формируются более сложные фобии: ипохондрический невроз, сопровождающийся боязнью заразиться инфекционным заболеванием или заболеть раком, страх острых предметов или замкнутого помещения; при этом сохраняется критичность в оценке негативности этих страхов.

4. Неврастения начального обучения (7 лет) - нервно-психическая перегрузка у детей под влиянием чрезмерных требований родителей. Проявляется в постоянной слабости и общем упадке сил, потере сопротивляемости простудным заболеваниям, снижении успеваемости даже по любимым и благополучным предметам. Ярким признаком астенического невроза является нарушение сна любой этиологии.

5. Обсессивный невроз (подростковый возраст) развивается на фоне обострения акценту-ированности личности. Впервые проявляется в начальной школе, затем затухает и ре-цидивно обостряется в пубертатном периоде. Выражается данный невроз в следующих специфических формах: в виде навязчивых фобий (опасений) - невроз социальных фобий, и обсессий (действий, мыслей, представлений) - обсессивный невроз.

Фобический невроз обусловлен исключительно наличием фобий в чистом виде без усугубления иными навязчивостями. В его основе лежит тревожная мнительность из-за важности своей оценки в глазах окружающих. Подросток опасается определенных действий и поступков, выдумывает собственные ритуалы и приметы. Наиболее подвержены данному виду неврозов подростки с обостренной сенситивной акцентуацией характера.

Обсессивный невроз характеризуется наличием навязчивой тревожной мнительностью в отношении возможных, но маловероятных несчастий и неудач. Наиболее подвержены данному виду неврозов подростки с обостренной психастенической акцентуацией характера.

Прослеживается возрастная динамика перехода от внешне детерминированных патогенетических конфликтов при неврозах в первые годы жизни детей к внутриличностным конфликтам у подростков.

Ряд исследователей риска развития неврозов у детей отмечают влияние отрицательных действий средовых факторов на формирование характера и личности детей - речь идет о неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, обусловливающих негативное воздействие психотравмирующего фактора.

При этом значение для развития невроза имеет не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования. Здесь срабатывает защитный механизм вытеснения или амнезии психотравмирующих событий.

Фактор нервно-психического напряжения характеризуется травмирующими ситуациями, обусловленными спецификой воспитания и межличностными отношениями в семье.

О риске развития невроза на фоне затяжного нервно-психического напряжения можно судить при наличии следующих показателей:

- перенапряжение психофизиологических активов организма;

- аффективная проработка жизненного опыта;

- обостренная чувствительность к действию дальнейших угроз для «я»;

- формирование измененного отношения к себе и другим по типу аффективно-тревожного эгоцентрического вида психологической защиты;

- формирование защитно-избегающей поведенческой ориентации;

- снижение жизненной активности и регуляторно-адаптационных нервно-психических механизмов, и общей резистентности организма.

Происходящие непроизвольные невротические бессознательные личностные изменения нарушают адаптацию ребенка к быстроменяющейся окружающей среде. Нарастающие

затруднения в реализации своих возможностей, утверждении себя, раскрытии творческого потенциала являются основой специфических изменений личности при неврозах, тем более выраженных, чем длительнее течение невроза и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом.

Проявлением невротических изменений личности будет переживание чувства неудовлетворенности собой, сменяющееся ощущением собственной несостоятельности и отсутствия смысла жизни, потери ее ценностей в подростковом возрасте.

Специалисты отмечают, что определяющее значение имеет комбинация перечисленных факторов. Детский невроз не может развиться вследствие патологии родов или у ребенка, ситуативно переживающего сильный стресс, но находящегося в окружении психологически благополучной семьи и адекватного стиля воспитания.

Главная проблема в терапии неврозов является риск нарастания по мере развития личности ребенка. Своевременно не обнаруженная невротическая реакция у дошкольника сформируется в устойчивое невротическое состояние у подростка и может обусловить необратимые психологические изменения личности.

Подводя итоги, можно отметить, что главная опасность развития и протекания невротического заболевания - в отношении к нему людей, значимых для ребенка: родителей, воспитателей, учителей, родственников. Взрослые часто не придают значения первым проявлениям симптоматики неврозов, либо не всегда знают, как правильно реагировать и как изменить ситуацию.

При первых проявлениях невротических реакций у ребенка необходимо обратиться за консультацией невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Исследование на данном этапе должно включать определенную диагностику: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма. В итоге делается заключение о природе психогений.

Собственно лечением неврозов занимаются психотерапевты или психологи, в амбулаторных условиях. Основной метод лечения невротических реакций и неврозов - индивидуальная и групповая психотерапия: изучение психологического климата в семье и его коррекция, игротерапия с моделированием сложных ситуаций, арт-терапия, трансовая и гипнотерапия используются преимущественно у подростков.

Как дополнительную поддержку на этапе лечения и профилактики неврозов рекомендуют применение физиотерапии: массажа, гидротерапии, медикаментозного сна. Но основные методы профилактики зависят от родителей, и их выполнение обязательно на всех этапах развития ребенка: и как профилактика, и как сопровождение лечения, и как способ предотвращения повторения невротических реакций. К ним относятся и соблюдение правил психогигиены: соблюдение режима труда и отдыха; психоэмоциональных, умственных и физических нагрузок в соответствии с возрастной группой; создание и поддержание благоприятного психологического семейного климата; формирование психологической устойчивости ребенка через воспитание эмоционально волевых качеств и самостоятельности ребенка.

Невроз - это обратимое состояние, он излечим, если понимать причины его возникновения, этиологию, симптоматику и психосоматические проявления.

Библиографический список

1. БуяновМ.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики). М., 2003.

2. Васильченко Г.С. О некоторых системных неврозах и их патогенетическом лечении. М., 2012.

3. Виш И.М. Опыт лечения неврозов и невроподобных состояний у детей школьного возраста. Харьков, 2005.

4. Гарбузов В.И., Фесенко Ю.А. Неврозы у детей. Серия: Специальная педагогика. СПб, 2013.

5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000

6. Ковалев В.В., Шевченко К.С. Невроз навязчивых состояний у детей и подростков: методические рекомендации. М., 2001.

7. Пивоварова Г.Н., Симеон Т.П. Неврозы детского и подросткового возраста. Петрозаводск, 2002.

8. Свядощ А. Неврозы и их лечение. М., 2012.

9. ТкачеваВ.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М., 2000.

Бенелли Анджело Витторио

преподаватель кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.