Научная статья на тему 'Некоторые вопросы профессионализма и компетентности эксперта - бухгалтера как центральной фигуры бухгалтерской экспертизы'

Некоторые вопросы профессионализма и компетентности эксперта - бухгалтера как центральной фигуры бухгалтерской экспертизы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭКСПЕРТ-БУХГАЛТЕР / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сурдина Э.Р., Церпенто Д.П.

В статье поднимаются проблемные вопросы подготовки и квалификации экспертов-бухгалтеров. Рассматривается действующая система образования подготовки и повышения квалификации будущих специалистов в области бухгалтерского учета в свете нововведения профессиональных стандартов. Предлагается расширение нормативной базы регламентирующей производство бухгалтерских экспертиз и квалификации экспертов-бухгалтеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы профессионализма и компетентности эксперта - бухгалтера как центральной фигуры бухгалтерской экспертизы»

УДК 657

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ ЭКСПЕРТА - БУХГАЛТЕРА КАК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИГУРЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Э. Р. Сурдина, Д.П. Церпенто

Саратовский социально-экономический институт ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени

Г.В. Плеханова», г. Саратов, Россия

Аннотация: В статье поднимаются проблемные вопросы подготовки и квалификации экспертов-бухгалтеров. Рассматривается действующая система образования подготовки и повышения квалификации будущих специалистов в области бухгалтерского учета в свете нововведения профессиональных стандартов. Предлагается расширение нормативной базы регламентирующей производство бухгалтерских экспертиз и квалификации экспертов-бухгалтеров.

Ключевые слова: бухгалтерская экспертиза, эксперт-бухгалтер, компетенция, профессиональный стандарт

Престижность профессии в области бухгалтерского учета с годами только возрастает. На рынке труда уже давно закрепился устойчивый спрос именно на высококвалифицированных специалистов в области финансового учета. Повсеместная компьютеризация рабочего процесса, а так же расширение различного рода финансовой отчетности организации, простого технического работника по регистрации фактов хозяйственной жизни предприятия, как это было ранее, сегодня наделяет бухгалтера профессиональным суждением в отношении правильной идентификации и признания этих фактов в рамках учетной политики экономического субъекта. Эффективная учетная политика в свою очередь должна обеспечивать успешное существование организации на рынке товаров и услуг. Однако в организациях нередко возникают такие ситуации, когда в ходе принятия так называемых «эффективных» управленческих решений, не учитывается ряд негативных последствий, которые в свою очередь приводят к нарушению действующего законодательства. Особую опасность среди экономических преступлений представляют незаконные действия в сфере фиктивных банкротств, так как они оказывают негативное влияние не только на конкретную организацию, но и на экономику в целом.

Расследование преступлений в сфере банкротства относится к одному из самых сложных процессов, где судебным органам, органам дознания и следствия в установлении обстоятельств и истины по делу служит экспертная деятельность. Проведение экспертиз в России достаточно широко регламентируется действующим законодательством. Оно находит свое закрепление в ряде нормативно-правовых актах как: Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Но, несмотря на обширное нормативное закрепление положений связанных с проведением экспертиз зачастую остается много вопросов, одним из которых является качество проведенной экспертизы. Не так давно, квалифицированным сообществом адвокатов было подготовлено обобщение практики по уголовным делам об экономических преступлениях, в котором они выразили острое недовольство низким качеством проведения экспертиз. Данное обобщение упоминает о систематическом ущемлении прав подсудимых и защиты в экономических спорах, а также ангажированностью экспертов [1]. В связи со сложившейся практикой интерес представляет именно фигура эксперта-бухгалтера.

Действующее законодательство в области экспертизы в зависимости от источника, различно толкует категорию эксперта, наделяя его соответствующими правами, обязанностями и ответственностью. Однако, все повествование сводится к тому, что эксперт-бухгалтер - это, прежде всего, лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное судом, следователем и др. в порядке, установленном законодательством для производства судебной экспертизы и дачи заключения [2,3,4,5]. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо из системы государственных и негосударственных экспертных учреждений. Так же, это могут быть сотрудники неэкспертных учреждений, частные экс-

перты, иные специалисты, обладающие необходимыми знаниями, умениями, навыками для дачи заключения. Однако, в любом случае, подразумевается что, эксперт - это лицо, осуществляющее свою деятельность только на профессиональной основе, которая складывается из таких понятий как компетенция и профессионализм.

«Компетенция эксперта - это круг полномочий, предоставленных эксперту законодательством о судебной экспертизе. Компетенция эксперта (от лат. competo - соответствовать, быть годным) может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, это круг полномочий, права и обязанности эксперта, которые определены процессуальными кодексами и КоАП РФ. Во-вторых, это комплекс знаний в области теории, методики и практики судебной экспертизы определенного рода, вида»[6].

Профессионализм в свою очередь достигается за счет обучения, то есть получения определенного уровня образования, опыта работы и систематического повышения квалификации. Поэтому несомненный интерес вызывает непосредственно подготовка экспертов - профессионалов, которая влечет за собой ряд организационных проблемных вопросов. Чтобы понять, кто именно и как определяет будущего эксперта в области бухгалтерского учета необходимо обратиться к системе подготовки и повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета.

В России уже давно существует отлаженная система подготовки и повышения квалификации кадров в области бухгалтерского учета, а также их аттестации. Но, несмотря на это, система образования регулярно претерпевает изменения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования [7]:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Кроме того, предусмотрено дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование, которое представляет значительный интерес для повышения квалификации, так как сегодня функционирует основной сегмент экспертов, которые получили свою квалификацию ранее.

Как полагает законодатель, именно такая система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ. Она предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета уже имеющихся образований, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

3аметим, что подготовка специалистов в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, причем система высшего образования уже накопила определенный опыт в разработке и реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода. Через такое понятие как «Компетенция» определяются результаты обучения. С 2013 года, компе-тентностный подход распространяется и на программы дополнительного образования, то есть программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Действующее законодательство предоставляет организации, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы. Характерной особенностью нового периода стало отсутствие необходимости проходить аккредитацию программ дополнительного образования, что возможно может привести к ухудшению их качества на рынке образовательных услуг. Но законодатель оставляет определенный контроль в данной ситуации, так как предполагается составление программ дополнительного образования, содержание которых должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе [8].

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» закрепил необходимость о разработке и утверждении профессиональных стандартов [9]. Первый проект стандарта профессионального бухгалтера появился в 2013 году, а его утверждение запланировано на конец 2014 года. Профессиональный стандарт бухгалтера закрепляет максимально полную характеристику квалификации работника коммерческой организации или бюджетного учреждения. В свою очередь, необходимы разработка и внедрение профессионального стандарта именно эксперта-бухгалтера. Это объясняется тем, что бухгалтер работает, как правило, с

8

ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №2, 2014

«нормой», то есть с финансовым учетом организации в рамках закона, а эксперту - бухгалтеру необходимо выявлять и отличать «отклонения от нормы», а именно нарушение закона в области финансового учета, чему будет способствовать разработка дополнительного нормативного регулирования в сфере бухгалтерской экспертизы.

Так, предполагается возможным расширение нормативной базы в области проведения бухгалтерских экспертиз, путем разработки с последующим нормативным закреплением «Стандартов проведения бухгалтерской экспертизы». Так «первый стандарт» может раскрывать цель и принципы бухгалтерской экспертизы; «второй стандарт» может закреплять документирование экспертного исследования фактов хозяйственной жизни проверяемого экономического субъекта; «третий стандарт» может определить вопросы планирования процесса проведения бухгалтерской экспертизы; «четвертый стандарт» может регламентировать доказательственную базу процесса бухгалтерской экспертизы, в котором может быть закреплено, в качестве примера для органов, осуществляющих следствие и дознание, приведен типовой перечень вопросов, для дальнейшей постановки их перед экспертом - бухгалтером: 1. Не имеется ли в представленных учетных регистрах искажений в суммах дебиторской задолженности по счетам 60, 62, 70, 71, 73,76, а так же по счету 63 на предмет обоснованности создания резерва по сомнительным долгам? 2. С помощью, каких бухгалтерских операций была занижена сумма прибыли, полученная предприятием в определенный период? 3. Не повлекло ли занижения (завышения) себестоимости продукции неправильное отражение на счетах суммы расходов; если да, то на сколько? 4. Не усматривается ли в записях по счету 90 признаков неотражения или частичного отражения операций по продаже продукции на определенную сумму? Если да, то как это повлияло на показатели отчета о финансовых результатах? 5. Каким способом были искажены при составлении финансовой отчетности расходы и как это может быть отражено на сетах бухгалтерского учета? 6. Не искажены ли в учете данные, отраженные на счете 99 «Прибыли и убытки»?; если да, то каков механизм искажения? и др.

Таким образом, расширение нормативного регулирования в части подготовки будущих экспертов-бухгалтеров и проведения бухгалтерских экспертиз позволит более детально конкретизировать особенности, спорные вопросы и непосредственно сам процесс производства экспертиз, что впоследствии повысит их качество.

Библиографический список

1. Научное обеспечение доказательств по уголовным делам об экономических преступлениях как гарантия защиты бизнеса в России (Обобщение правоприменительной практики). - М., 2012.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №52. Ч.1. Ст. 4921.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002 г. № 46. Ст. 4532.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1. Ст. 1.

6. Россинская Е.Р. и др. Судебно-бухгалтерская экспертиза: учебное пособие для студентов вузов/ под ред. Е.Р. Россинской, Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М..: ЮНИТИ - ДАНА: закон и право, 2009.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2012. № 53. Ч. 1. Ст. 7598.

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании» от 9 октября 2013 г. N 06-735. Документ опубликован не был.

9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // СЗ РФ. 2012. №19. Ст.2334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.