Научная статья на тему 'Формирование реестра экспертов-бухгалтеров'

Формирование реестра экспертов-бухгалтеров Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
86
68
Поделиться
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕЕСТР АТТЕСТОВАННЫХ ЭКСПЕРТОВ-БУХГАЛТЕРОВ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Каширская Л.В.

В статье рассмотрены цели, задачи, предмет, объект бухгалтерской экспертизы бюджетного учреждения, правовые основы судебной экспертизы, порядок формирования реестров аттестованных экспертов-бухгалтеров, которые позволят получить данные об эксперте-бухгалтере с целью привлечения его для производства бухгалтерской экспертизы. Сделан вывод о том, что экспертиза должна найти широкое применение как инструмент мониторинга государственных ресурсов, а эксперты-бухгалтеры должны иметь специальное образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование реестра экспертов-бухгалтеров»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК 657.6.072.16:340.6

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЕСТРА ЭКСПЕРТОВ-БУХГАЛТЕРОВ

Л. В. КАШИРСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита E-mail: kashirskaya76@mail. ru Астраханский государственный технический университет

В статье рассмотрены цели, задачи, предмет, объект бухгалтерской экспертизы бюджетного учреждения, правовые основы судебной экспертизы, порядок формирования реестров аттестованных экспертов-бухгалтеров, которые позволят получить данные об эксперте-бухгалтере в целях привлечения его для производства бухгалтерской экспертизы. Сделан вывод о том, что экспертиза должна найти широкое применение как инструмент мониторинга государственных ресурсов, а эксперты-бухгалтеры должны иметь специальное образование.

Ключевые слова: бухгалтерская экспертиза, бюджетные учреждения, реестр аттестованных экспертов-бухгалтеров.

Использование бухгалтерской экспертизы в современной трактовке - это искажение ее сущности как процессуально-правового института, смешение ее с не присущими ей процедурами, что вызвано отсутствием критериев и принципов, регламентирующих этот вид деятельности, отсутствием обеспечения нормативно-правовой базой, отсутствием специалистов в этой области исследования.

Бухгалтерская экспертиза рассматривается в основном применительно к задачам судебного

процесса в рамках теории уголовного и гражданского процесса. Однако повсеместное использование экспертизы в производственной, коммерческой, таможенной и других видах деятельности за рамками судебного процесса, возникновение многочисленных учреждений и коммерческих фирм, осуществляющих экспертную деятельность, требуют рассмотрения экспертизы как объекта более общего и широкого спектра действия.

Итак, бухгалтерская экспертиза бюджетных учреждений - это исследование бухгалтерской информации (документов и записей бухгалтерского учета) для целей внешнего и внутреннего контроля за деятельностью органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений с использованием специальных знаний, позволяющих распознать признаки и результаты противоправной деятельности (финансовых нарушений) методами документальной и фактической проверки, экономического анализа и экспертной оценки.

Целью бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений является установление соответствия регламенту (методологическим картам) деятельности и постановки бухгалтерского учета в бюджетном учреждении на основе применения специальных знаний.

Задачей бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений является установление:

• достоверности данных в первичных документах, в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности;

• соблюдения нормативно-правовой документации при выполнении хозяйственных операций;

• рационализации использования бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• целесообразности использования имущества, находящегося в оперативном управлении;

• правильности формирования ценовой политики оказываемых государственных услуг, а также устранение и предупреждение возможных правонарушений в хозяйственной деятельности.

Предметом бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений являются хозяйственные операции, достоверность их отражения в отчетности, качество ранее осуществленного контроля, убытки в результате хищений, краж, нанесения ущерба, причиненные работниками и должностными лицами бюджетного учреждения, которые стали объектом проверки вышестоящей организации, аудитора, ревизора, налоговой инспекции или объектом судебного расследования, в особенности, если установление истины требует специальных познаний экспертов-бухгалтеров.

Объектом бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений могут быть вещественные доказательства (оборудование, материалы) и документальные доказательства (первичные документы, материалы учета, учетные регистры, отчетность), а также материалы следствия (показания, протоколы).

Исходя из обозначенных целей, задач, предмета, объектов бухгалтерской экспертизы бюджетного учреждения, можно сделать вывод о том, что в настоящее время экспертиза должна найти широкое применение как инструмент мониторин-

га государственных ресурсов, инструмент поддержки управленческих и правовых решений.

Правовые основы судебной экспертизы установлены в Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Статья 13 «Профессиональные и квалифицированные требования, предъявляемые к эксперту» названного Закона определяет, что «должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти». Так, в учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации бухгалтерские экспертизы производятся сотрудниками судебно-экспертных учреждений, обладающими необходимыми познаниями в области бухгалтерского учета, прошедшими специальную подготовку для проведения бухгалтерской экспертизы и получившими квалификацию судебного эксперта-бухгалтера. Если для производства экспертиз привлекаются специалисты, не являющиеся штатными сотрудниками названных учреждений, то подбор таких специалистов, утверждение их состава и порядка их деятельности осуществляются руководителем экспертного учреждения.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» экспертиза может проводиться в государственном судебно-экспертном учреждении, в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями. Если экспертиза подлежит проведению в государственном судебно-экспертном учреждении, то в целях обеспечения реализации участвующими в деле лицами их права на отвод эксперта и на ходатайство о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц суд в определении о назначении экспертизы указывает, помимо наименования учреждения, фамилию, имя, отчество государственного

эксперта, которому руководителем экспертного учреждения будет поручено проведение экспертизы. При поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности, наименование негосударственной экспертной организации, специальное подтверждение квалификации эксперта-бухгалтера.

Носителями специальных бухгалтерских знаний могут быть:

1. Сотрудники проверяемой организации из числа бухгалтеров, экономистов, юристов, менеджеров и иных лиц, чьи профессиональные познания используются при решении вопросов, связанных с налогообложением.

2. Представители аудиторских, контрольно-ревизионных, консалтинговых и иных организаций, чьи рекомендации и заключения существенны для отстаивания интересов перед налоговыми органами и полицией.

3. Адвокаты, специализирующиеся на проблемах защиты прав налогоплательщиков.

4. Привлекаемые на договорной основе специалисты различного профиля, в том числе из организаций, занимающихся подготовкой независимых экспертиз (включая рецензирование ранее проводившихся в государственных экспертных учреждениях судебных экспертиз).

Помощь названных лиц может использоваться не только следователем или дознавателем в ходе следственных действий, а также судьей в процессе судопроизводства, но и предприятиями и предпринимателями как на стадиях досудебного производства, так и частично в ходе судебного разбирательства в следующих целях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• выработки единой позиции и тактики защиты интересов проверяемого лица (организации);

• изучения фактических данных, цифровых показателей, документов, нормативных актов и методик, использованных проверяющими лицами; оценки законности и обоснованности сделанных ими выводов;

• представления обоснованных возражений на акты и решения налоговых органов и полиции;

• получения у сторонних организаций независимых заключений, подтверждающих полную или частичную правомерность действий налогоплательщика;

• подготовки и направления запросов в различные ведомства по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, правильности исчисления и уплаты налогов и сборов (ФНС России, Минфин России, ФТС России и т. д.);

• обжалования неправомерных действий налоговых органов и полиции руководству ФНС России, ФСНП России, а также в прокуратуру;

• подготовки и проведения судебных разбирательств по искам к налоговым органам и полиции в судах общей юрисдикции или арбитражных судах;

• использования соответствующих прав при осуществлении налогового контроля и до-следственной проверки, а именно: формирования свидетельской базы и консультирования вызываемых для дачи объяснений лиц об их правах и необходимости включения в протокол сведений, существенных для принятия законного решения по делу; подбора и передачи проверяющим лицам полного перечня финансово-хозяйственных и иных документов, совокупность которых подтверждает правомерность действий налогоплательщика; реализации прав при назначении экспертизы, а также анализа заключения эксперта, дачи своих объяснений и заявления возражений, а также ходатайств о постановке дополнительных вопросов и о назначении повторной экспертизы.

Однако практика показывает, что органы дознания, предварительного следствия даже в процессе судебного разбирательства лишены возможности поручать проведение сложных или повторных экспертиз конкретным экспертам-бухгалтерам, являющимся высококвалифицированными специалистами, так как им не известны сведения о профессиональных качествах экспертов, работающих в различных организациях. Это затрудняет выбор эксперта-бухгалтера следователем и судом, например, для проведения сложной, повторной или комплексной экспертизы. На наш взгляд, заслуживает внимания опыт некоторых зарубежных стран, в которых публикуются реестры аттестованных эк-

спертов-бухгалтеров с указанием биографических данных экспертов, области проведения экспертизы, а также материалы или направления последних дел. Такие реестры могут составляться по стране в целом, федеральным округам и регионам. В реестры следует включать не только штатных сотрудников государственных экспертных учреждений, но и внештатных или общественных экспертов. Публикация таких реестров облегчит назначение и проведение бухгалтерских экспертиз даже в тех регионах, где отсутствуют государственные экспертные учреждения.

Естественно, что только по результатам регулярного подтверждения квалификации эксперта-бухгалтера, по результатам оценки уровня профессиональных знаний, стажа и опыта эксперт-бухгалтер может быть занесен в общий

Регистрационный номер бухгал

реестр с присвоением соответствующего квалификационного класса.

В реестры аттестованных экспертов-бухгалтеров вносят данные о специалистах:

• регистрационный номер (табл. 1);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• номер и срок действия квалификационного свидетельства;

• уровень образования;

• должность;

• адресат контроля (табл. 2);

• фамилию, имя и отчество эксперта-бухгалтера;

• дату включения в реестр;

• вид экономической экспертизы, экспертную специальность (табл. 3);

• сферы экспертных интересов;

• перечень услуг (табл. 4);

• квалификационный класс;

Таблица 1

а-эксперта (пример заполнения)

Г — эксперт-бухгалтер государственного судебно-экспертного учреждения Н — эксперт-бухгалтер негосударственного судебно-экспертного учреждения Э — лицо, обладающие специальными знаниями Э 153

Таблица 2

Уровень образования, срок действия квалификационного свидетельства и адресат контроля (пример заполнения)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие образования Документ, подтверждающий образование Срок действия документа Адресат контроля

Базовое Высшее экономическое Диплом - -

Специальное Квалификационное свидетельство 05.201-05.2016 Бюджетные учреждения

Таблица 3

Вид экономической экспертизы, экспертная специальность (пример заполнения)

Б — бухгалтерская экспертиза Н — налоговая экспертиза ФЭ — финансово-экономическая экспертиза ФК — финансово-кредитная экспертиза ИЭ — инженерно-экономическая экспертиза ЭТ — экономико-трудовая экспертиза ПЭ — планово-экономическая экспертиза

Перечень услуг и апробация Таблица 4

Перечень оказываемых услуг экспертом-бухгалтером Апробация

Год Место проведения

Представительство интересов в судах и других органах и учреждениях

Составление исковых заявлений и других юридически значимых документов

Консультации по правовым вопросам

Ведение и полное сопровождение гражданских, уголовных, административных дел

... ... ...

• профессиональные достижения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• библиографию;

• образцы подписей экспертов и печатей организаций, имеющих право проводить бухгалтерскую экспертизу;

• адрес, телефон, факс эксперта-бухгалтера. Рассматривая и оценивая заключение эксперта-бухгалтера, приходим к выводу, что требования к нему также предполагают специализированную подготовку в области бухгалтерской экспертизы, а именно:

• осуществление подготовки, назначения и производства бухгалтерской экспертизы в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства;

• написание заключения, по структуре и содержанию не противоречащего требованиям уголовно-процессуального законодательства;

• дачу ответов на все поставленные следователем вопросы;

• отсутствие противоречия данных, добытых в ходе исследования экспертом-бухгалтером, материалам уголовного дела;

• использование при исследовании научно обоснованных приемов и методов;

• обоснование выводов бухгалтерских документов;

• исключение при написании заключения случаев, когда эксперт-бухгалтер выходит за пределы своих специальных познаний;

• описание только тех фактов, которые имеют значение для уголовного дела;

• использование представленных материалов в полном объеме;

• правильное и точное указание фактических обстоятельств совершенного преступления;

• указание фактических оснований для дополнительной или повторной бухгалтерской экспертизы.

Несмотря на то, что определение уровня профессиональной подготовки экспертов при аттестациях на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляется экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и он подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 лет, на практике принято руководствоваться некоторыми критериями, которые помогают следователям и судьям установить компетентность эксперта-бухгалтера в разрешении поставленных перед ним вопросов, такими как:

• работа штатным или внештатным сотрудником экспертного учреждения;

• опыт практической работы в той области (виде экономической деятельности), к которой относится данная бухгалтерская экспертиза;

• наличие специальной экспертной подготовки;

• знание соответствующей нормативной, теоретической и справочной литературы, частных методик и техники экспертных исследований, необходимой для работы.

В процессе производства экспертиз и разбирательств по уголовным и гражданским делам выявляются трудности, неясности в применении материальных и процессуальных норм, а также вопросы, связанные с необходимостью совершенствования профессиональных знаний экспертом-бухгалтером. Повышение экономической, юридической и специальной бухгалтерской квалификации заключается прежде всего в получении экспертом-бухгалтером высшего экономического образования. Каждый эксперт-бухгалтер, хотя и окончивший в свое время среднее специальное учебное заведение, но не имеющий законченного высшего экономического образования, должен его получить.

Даже в медицинских вузах студенты независимо от избранной ими специальности изучают судебно-медицинскую и судебно-психиатричес-кую экспертизы, а будущие юристы получают прочные знания в области криминалистики и даже судебно-бухгалтерской экспертизы, при этом студенты учетно-экономических специальностей изучают судебно-бухгалтерскую экспертизу факультативно, или этот предмет вообще не изучается. Анализируя подготовку профессиональных бухгалтеров и аудиторов, являющуюся переподготовкой специалистов по бухгалтерскому учету, имеющих базовое образование (высшее образование), можно сделать вывод о том, что структурой программы этого направления не предусмотрены вопросы, связанные с основами бухгалтерской экспертизы, а необходимость этих знаний и использования в практике было доказано ранее.

Структура программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров-экспертов

л —

Существующие разделы программы

Раздел 1. Бухгалтерский Раздел 2. Раздел 3. Раздел 4. Раздел 5.

учет и отчетность. Экономический Управление Аудит. Налогообложение

анализ (базовый финансами. юридических

1.1. Основы курс) и физических лиц

бухгалтерского учета 3.1. Основы 4.1. Основы (базовый курс)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(базовый курс). управления аудита

1.2. Финансовый учет финансами (базовый

(базовый курс). (базовый курс). курс)

1.3. Управленческий учет 3.2. Управление

и информационные финансами

бухгалтерские системы

1

Дополнительные разделы программы

Раздел 6. Раздел 7. Раздел 8. Раздел 9.

Товароведение Ценообразование Основы Основы гражданского,

(базовый курс) (базовый курс) криминалистики административного и уголовного права

(базовый курс) (базовый курс)

Структура программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров-экспертов

Таким образом, если взять за основу для разработки направлений обучения экспертов-бухгалтеров Программу подготовки профессиональных бухгалтеров, на основе полученных данных приходим к выводу о том, что ее следует расширить (см. рисунок).

К сожалению, целевую подготовку специалистов бухгалтерской экспертизы в бюджетных учреждениях в системе высшего образования пока еще не проводят, хотя необходимость в таких специалистах постоянно возрастает. Большое количество уголовных дел с экономической направленностью и хозяйственных споров рассматривается судами без привлечения экспертов, а это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не всегда гарантирует полное выяснение причин экономических правонарушений.

Список литературы

1. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 66 / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».