Научная статья на тему 'Формирование реестра экспертов-бухгалтеров'

Формирование реестра экспертов-бухгалтеров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕЕСТР АТТЕСТОВАННЫХ ЭКСПЕРТОВ-БУХГАЛТЕРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каширская Л.В.

В статье рассмотрены цели, задачи, предмет, объект бухгалтерской экспертизы бюджетного учреждения, правовые основы судебной экспертизы, порядок формирования реестров аттестованных экспертов-бухгалтеров, которые позволят получить данные об эксперте-бухгалтере с целью привлечения его для производства бухгалтерской экспертизы. Сделан вывод о том, что экспертиза должна найти широкое применение как инструмент мониторинга государственных ресурсов, а эксперты-бухгалтеры должны иметь специальное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование реестра экспертов-бухгалтеров»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК 657.6.072.16:340.6

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЕСТРА ЭКСПЕРТОВ-БУХГАЛТЕРОВ

Л. В. КАШИРСКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита E-mail: kashirskaya76@mail. ru Астраханский государственный технический университет

В статье рассмотрены цели, задачи, предмет, объект бухгалтерской экспертизы бюджетного учреждения, правовые основы судебной экспертизы, порядок формирования реестров аттестованных экспертов-бухгалтеров, которые позволят получить данные об эксперте-бухгалтере в целях привлечения его для производства бухгалтерской экспертизы. Сделан вывод о том, что экспертиза должна найти широкое применение как инструмент мониторинга государственных ресурсов, а эксперты-бухгалтеры должны иметь специальное образование.

Ключевые слова: бухгалтерская экспертиза, бюджетные учреждения, реестр аттестованных экспертов-бухгалтеров.

Использование бухгалтерской экспертизы в современной трактовке - это искажение ее сущности как процессуально-правового института, смешение ее с не присущими ей процедурами, что вызвано отсутствием критериев и принципов, регламентирующих этот вид деятельности, отсутствием обеспечения нормативно-правовой базой, отсутствием специалистов в этой области исследования.

Бухгалтерская экспертиза рассматривается в основном применительно к задачам судебного

процесса в рамках теории уголовного и гражданского процесса. Однако повсеместное использование экспертизы в производственной, коммерческой, таможенной и других видах деятельности за рамками судебного процесса, возникновение многочисленных учреждений и коммерческих фирм, осуществляющих экспертную деятельность, требуют рассмотрения экспертизы как объекта более общего и широкого спектра действия.

Итак, бухгалтерская экспертиза бюджетных учреждений - это исследование бухгалтерской информации (документов и записей бухгалтерского учета) для целей внешнего и внутреннего контроля за деятельностью органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений с использованием специальных знаний, позволяющих распознать признаки и результаты противоправной деятельности (финансовых нарушений) методами документальной и фактической проверки, экономического анализа и экспертной оценки.

Целью бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений является установление соответствия регламенту (методологическим картам) деятельности и постановки бухгалтерского учета в бюджетном учреждении на основе применения специальных знаний.

Задачей бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений является установление:

• достоверности данных в первичных документах, в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности;

• соблюдения нормативно-правовой документации при выполнении хозяйственных операций;

• рационализации использования бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;

• целесообразности использования имущества, находящегося в оперативном управлении;

• правильности формирования ценовой политики оказываемых государственных услуг, а также устранение и предупреждение возможных правонарушений в хозяйственной деятельности.

Предметом бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений являются хозяйственные операции, достоверность их отражения в отчетности, качество ранее осуществленного контроля, убытки в результате хищений, краж, нанесения ущерба, причиненные работниками и должностными лицами бюджетного учреждения, которые стали объектом проверки вышестоящей организации, аудитора, ревизора, налоговой инспекции или объектом судебного расследования, в особенности, если установление истины требует специальных познаний экспертов-бухгалтеров.

Объектом бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений могут быть вещественные доказательства (оборудование, материалы) и документальные доказательства (первичные документы, материалы учета, учетные регистры, отчетность), а также материалы следствия (показания, протоколы).

Исходя из обозначенных целей, задач, предмета, объектов бухгалтерской экспертизы бюджетного учреждения, можно сделать вывод о том, что в настоящее время экспертиза должна найти широкое применение как инструмент мониторин-

га государственных ресурсов, инструмент поддержки управленческих и правовых решений.

Правовые основы судебной экспертизы установлены в Федеральном законе от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Статья 13 «Профессиональные и квалифицированные требования, предъявляемые к эксперту» названного Закона определяет, что «должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти». Так, в учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации бухгалтерские экспертизы производятся сотрудниками судебно-экспертных учреждений, обладающими необходимыми познаниями в области бухгалтерского учета, прошедшими специальную подготовку для проведения бухгалтерской экспертизы и получившими квалификацию судебного эксперта-бухгалтера. Если для производства экспертиз привлекаются специалисты, не являющиеся штатными сотрудниками названных учреждений, то подбор таких специалистов, утверждение их состава и порядка их деятельности осуществляются руководителем экспертного учреждения.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» экспертиза может проводиться в государственном судебно-экспертном учреждении, в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями. Если экспертиза подлежит проведению в государственном судебно-экспертном учреждении, то в целях обеспечения реализации участвующими в деле лицами их права на отвод эксперта и на ходатайство о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц суд в определении о назначении экспертизы указывает, помимо наименования учреждения, фамилию, имя, отчество государственного

эксперта, которому руководителем экспертного учреждения будет поручено проведение экспертизы. При поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности, наименование негосударственной экспертной организации, специальное подтверждение квалификации эксперта-бухгалтера.

Носителями специальных бухгалтерских знаний могут быть:

1. Сотрудники проверяемой организации из числа бухгалтеров, экономистов, юристов, менеджеров и иных лиц, чьи профессиональные познания используются при решении вопросов, связанных с налогообложением.

2. Представители аудиторских, контрольно-ревизионных, консалтинговых и иных организаций, чьи рекомендации и заключения существенны для отстаивания интересов перед налоговыми органами и полицией.

3. Адвокаты, специализирующиеся на проблемах защиты прав налогоплательщиков.

4. Привлекаемые на договорной основе специалисты различного профиля, в том числе из организаций, занимающихся подготовкой независимых экспертиз (включая рецензирование ранее проводившихся в государственных экспертных учреждениях судебных экспертиз).

Помощь названных лиц может использоваться не только следователем или дознавателем в ходе следственных действий, а также судьей в процессе судопроизводства, но и предприятиями и предпринимателями как на стадиях досудебного производства, так и частично в ходе судебного разбирательства в следующих целях:

• выработки единой позиции и тактики защиты интересов проверяемого лица (организации);

• изучения фактических данных, цифровых показателей, документов, нормативных актов и методик, использованных проверяющими лицами; оценки законности и обоснованности сделанных ими выводов;

• представления обоснованных возражений на акты и решения налоговых органов и полиции;

• получения у сторонних организаций независимых заключений, подтверждающих полную или частичную правомерность действий налогоплательщика;

• подготовки и направления запросов в различные ведомства по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, правильности исчисления и уплаты налогов и сборов (ФНС России, Минфин России, ФТС России и т. д.);

• обжалования неправомерных действий налоговых органов и полиции руководству ФНС России, ФСНП России, а также в прокуратуру;

• подготовки и проведения судебных разбирательств по искам к налоговым органам и полиции в судах общей юрисдикции или арбитражных судах;

• использования соответствующих прав при осуществлении налогового контроля и до-следственной проверки, а именно: формирования свидетельской базы и консультирования вызываемых для дачи объяснений лиц об их правах и необходимости включения в протокол сведений, существенных для принятия законного решения по делу; подбора и передачи проверяющим лицам полного перечня финансово-хозяйственных и иных документов, совокупность которых подтверждает правомерность действий налогоплательщика; реализации прав при назначении экспертизы, а также анализа заключения эксперта, дачи своих объяснений и заявления возражений, а также ходатайств о постановке дополнительных вопросов и о назначении повторной экспертизы.

Однако практика показывает, что органы дознания, предварительного следствия даже в процессе судебного разбирательства лишены возможности поручать проведение сложных или повторных экспертиз конкретным экспертам-бухгалтерам, являющимся высококвалифицированными специалистами, так как им не известны сведения о профессиональных качествах экспертов, работающих в различных организациях. Это затрудняет выбор эксперта-бухгалтера следователем и судом, например, для проведения сложной, повторной или комплексной экспертизы. На наш взгляд, заслуживает внимания опыт некоторых зарубежных стран, в которых публикуются реестры аттестованных эк-

спертов-бухгалтеров с указанием биографических данных экспертов, области проведения экспертизы, а также материалы или направления последних дел. Такие реестры могут составляться по стране в целом, федеральным округам и регионам. В реестры следует включать не только штатных сотрудников государственных экспертных учреждений, но и внештатных или общественных экспертов. Публикация таких реестров облегчит назначение и проведение бухгалтерских экспертиз даже в тех регионах, где отсутствуют государственные экспертные учреждения.

Естественно, что только по результатам регулярного подтверждения квалификации эксперта-бухгалтера, по результатам оценки уровня профессиональных знаний, стажа и опыта эксперт-бухгалтер может быть занесен в общий

Регистрационный номер бухгал

реестр с присвоением соответствующего квалификационного класса.

В реестры аттестованных экспертов-бухгалтеров вносят данные о специалистах:

• регистрационный номер (табл. 1);

• номер и срок действия квалификационного свидетельства;

• уровень образования;

• должность;

• адресат контроля (табл. 2);

• фамилию, имя и отчество эксперта-бухгалтера;

• дату включения в реестр;

• вид экономической экспертизы, экспертную специальность (табл. 3);

• сферы экспертных интересов;

• перечень услуг (табл. 4);

• квалификационный класс;

Таблица 1

а-эксперта (пример заполнения)

Г — эксперт-бухгалтер государственного судебно-экспертного учреждения Н — эксперт-бухгалтер негосударственного судебно-экспертного учреждения Э — лицо, обладающие специальными знаниями Э 153

Таблица 2

Уровень образования, срок действия квалификационного свидетельства и адресат контроля (пример заполнения)

Наличие образования Документ, подтверждающий образование Срок действия документа Адресат контроля

Базовое Высшее экономическое Диплом - -

Специальное Квалификационное свидетельство 05.201-05.2016 Бюджетные учреждения

Таблица 3

Вид экономической экспертизы, экспертная специальность (пример заполнения)

Б — бухгалтерская экспертиза Н — налоговая экспертиза ФЭ — финансово-экономическая экспертиза ФК — финансово-кредитная экспертиза ИЭ — инженерно-экономическая экспертиза ЭТ — экономико-трудовая экспертиза ПЭ — планово-экономическая экспертиза

Перечень услуг и апробация Таблица 4

Перечень оказываемых услуг экспертом-бухгалтером Апробация

Год Место проведения

Представительство интересов в судах и других органах и учреждениях

Составление исковых заявлений и других юридически значимых документов

Консультации по правовым вопросам

Ведение и полное сопровождение гражданских, уголовных, административных дел

... ... ...

• профессиональные достижения;

• библиографию;

• образцы подписей экспертов и печатей организаций, имеющих право проводить бухгалтерскую экспертизу;

• адрес, телефон, факс эксперта-бухгалтера. Рассматривая и оценивая заключение эксперта-бухгалтера, приходим к выводу, что требования к нему также предполагают специализированную подготовку в области бухгалтерской экспертизы, а именно:

• осуществление подготовки, назначения и производства бухгалтерской экспертизы в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства;

• написание заключения, по структуре и содержанию не противоречащего требованиям уголовно-процессуального законодательства;

• дачу ответов на все поставленные следователем вопросы;

• отсутствие противоречия данных, добытых в ходе исследования экспертом-бухгалтером, материалам уголовного дела;

• использование при исследовании научно обоснованных приемов и методов;

• обоснование выводов бухгалтерских документов;

• исключение при написании заключения случаев, когда эксперт-бухгалтер выходит за пределы своих специальных познаний;

• описание только тех фактов, которые имеют значение для уголовного дела;

• использование представленных материалов в полном объеме;

• правильное и точное указание фактических обстоятельств совершенного преступления;

• указание фактических оснований для дополнительной или повторной бухгалтерской экспертизы.

Несмотря на то, что определение уровня профессиональной подготовки экспертов при аттестациях на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляется экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти и он подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые

5 лет, на практике принято руководствоваться некоторыми критериями, которые помогают следователям и судьям установить компетентность эксперта-бухгалтера в разрешении поставленных перед ним вопросов, такими как:

• работа штатным или внештатным сотрудником экспертного учреждения;

• опыт практической работы в той области (виде экономической деятельности), к которой относится данная бухгалтерская экспертиза;

• наличие специальной экспертной подготовки;

• знание соответствующей нормативной, теоретической и справочной литературы, частных методик и техники экспертных исследований, необходимой для работы.

В процессе производства экспертиз и разбирательств по уголовным и гражданским делам выявляются трудности, неясности в применении материальных и процессуальных норм, а также вопросы, связанные с необходимостью совершенствования профессиональных знаний экспертом-бухгалтером. Повышение экономической, юридической и специальной бухгалтерской квалификации заключается прежде всего в получении экспертом-бухгалтером высшего экономического образования. Каждый эксперт-бухгалтер, хотя и окончивший в свое время среднее специальное учебное заведение, но не имеющий законченного высшего экономического образования, должен его получить.

Даже в медицинских вузах студенты независимо от избранной ими специальности изучают судебно-медицинскую и судебно-психиатричес-кую экспертизы, а будущие юристы получают прочные знания в области криминалистики и даже судебно-бухгалтерской экспертизы, при этом студенты учетно-экономических специальностей изучают судебно-бухгалтерскую экспертизу факультативно, или этот предмет вообще не изучается. Анализируя подготовку профессиональных бухгалтеров и аудиторов, являющуюся переподготовкой специалистов по бухгалтерскому учету, имеющих базовое образование (высшее образование), можно сделать вывод о том, что структурой программы этого направления не предусмотрены вопросы, связанные с основами бухгалтерской экспертизы, а необходимость этих знаний и использования в практике было доказано ранее.

Структура программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров-экспертов

л —

Существующие разделы программы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздел 1. Бухгалтерский Раздел 2. Раздел 3. Раздел 4. Раздел 5.

учет и отчетность. Экономический Управление Аудит. Налогообложение

анализ (базовый финансами. юридических

1.1. Основы курс) и физических лиц

бухгалтерского учета 3.1. Основы 4.1. Основы (базовый курс)

(базовый курс). управления аудита

1.2. Финансовый учет финансами (базовый

(базовый курс). (базовый курс). курс)

1.3. Управленческий учет 3.2. Управление

и информационные финансами

бухгалтерские системы

1

Дополнительные разделы программы

Раздел 6. Раздел 7. Раздел 8. Раздел 9.

Товароведение Ценообразование Основы Основы гражданского,

(базовый курс) (базовый курс) криминалистики административного и уголовного права

(базовый курс) (базовый курс)

Структура программы подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров-экспертов

Таким образом, если взять за основу для разработки направлений обучения экспертов-бухгалтеров Программу подготовки профессиональных бухгалтеров, на основе полученных данных приходим к выводу о том, что ее следует расширить (см. рисунок).

К сожалению, целевую подготовку специалистов бухгалтерской экспертизы в бюджетных учреждениях в системе высшего образования пока еще не проводят, хотя необходимость в таких специалистах постоянно возрастает. Большое количество уголовных дел с экономической направленностью и хозяйственных споров рассматривается судами без привлечения экспертов, а это

не всегда гарантирует полное выяснение причин экономических правонарушений.

Список литературы

1. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 66 / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.