рам. На основании большого числа замеров, проведенных на 22 судах, нами получен средний уровень воздухообмена 1,98±0,13 обмена в час, который и характеризует данный показатель в стояночном режиме.
Таким образом, исследования, проведенные в ходовом и стояночном режимах на морских судах различного типа и назначения, при плавании в условиях умеренного климата и тропиков, позволили рекомендовать для лабораторных санитарно-химиче-скнх исследований полимерных материалов судостроительного назначения воздухообмен в камерах-генераторах на уровне 2 обменов в час. При проведении исследований в стендовых условиях, где имеется возможность более полного моделирования специфических факторов судовой среды, воздухообмен должен быть порядка 5 обменов в час. Разработанные нормативы приняты к включению в проект новых методических указаний для лабораторных исследований полимеров, используемых при отделке судовых помещений.
ЛИТЕРАТУРА. Беляков В. — Морской флот, 1976, № 9, с. 10— 13. — Д в о с к и н Я. Г., Васильев Г. А., Шафран Л. М. и др. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1975, с. 63—66. — Сергеев Е. П. —В кн.: Международный симпозиум по морской медицине. 3-й. Труды. М., 1969, с. 62—64. — Шамшин Б. М. — Судостроение, 1966, № 1, с. 28.
Поступила 4/1 1978 г.
УДК 614.38:687.54
А.Э. Ещенко, Н.В. Гринь, Ж. И. Покровенко, Т. М. Арутюнова,
В. В. Гвоздева
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПЕДИКЮРНЫМИ КАБИНЕТАМИ
Донецкая областная санэпидстанция
В сети предприятий культурно-бытового обслуживания важное место занимают парикмахерские, число которых увеличивается с каждым годом, особенно в районах нового жилого строительства. От равномерного размещения парикмахерских в городе или поселке, правильного расчета их мощности в соответствии с численностью жителей и рациональных объемно-планировочных решений зависят вид, качество и культура обслуживания населения. Однако, несмотря на быстрый рост количества этих учреждений, санитарный врач до сих пор не располагает четкими нормативными и справочными материалами, требующимися при проектировании и эксплуатации парикмахерских.
Существующие «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания парикмахерских» № 981-72 и СНиП 11-80-75 «Предприятия бытового обслуживания населения. Нормы проектирования» нуждаются в дополнении в связи с новыми формами обслуживания населения (педикюр, декоративная косметика и др.) и применением современного оборудования.
В настоящее время общее число рабочих мест в парикмахерских рассчитывается в соответствии с СНиП 11-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы проектирования», исходя из количества населения данного района, и составляет 1—2 места на 1000 жителей. Для равномерного распределения сети парикмахерских необходимо дифференцировать эти 2 рабочих места, учитывая трехступенчатую систему обслуживания населения (III ступень — предприятия периодического пользования, к которым относятся и парикмахерские). Виды обслуживания и периодичность пользования ими в парикмахерской определяют соотношение мужских, женских рабочих мест, маникюрных столиков, декоративной косметики, педикюра. При изучении периодичности пользования последним видом услуг установлено преобладание такого вида обслуживания, как педикюр, в женской части парикмахерской. В то же время в рекомендациях Г. А. Чесноковой («Проектирование парикмахерских»), где речь идет о примерном соотношении рабочих мест в парикмахерской, педикюр как вид обслуживания населения вообще не предусмотрен, а в структуре предприятий бытового обслуживания, разработанной Гипробытпромом Министерства бытового обслуживания РСФСР, ему отведено 2% от 1,5 рабочего места на 1000 жителей.
Отсутствие санитарных требований и нормативов, относящихся к этому виду бытового обслуживания, затрудняет гигиеническую оценку положения дел с устройством и оборудованием педикюрных кабинетов в соответствии с количеством насления и радиусом его обслуживания.
Из данных литературы следует, что педикюрный кабинет должен отвечать определенным требованиям: размещаться в отдельном помещении, площадь которого опре-
деляется из расчета 4,5 м2 на каждое рабочее место, и иметь вход в кабинет из зала ожидания; помещение должно быть оборудовано ножными ваннами с подводкой горячей и холодной воды; в состав оборудования помещений должны входить кресло для посетителей, стул для мастера, столик для инструментов, шкаф для парфюмерии, медикаментов и белья, бак для грязного белья и умывальная раковина; полы и стены должны быть покрыты метлахской плиткой или пластиком.
При изучении вопроса рационального устройства, оборудования и содержания педикюрных кабинетов в Донецке установлено, что из имеющихся пяти кабинетов минимальным требованиям, вытекающим из обобщения данных литературы, соответствует только один. Педикюрные кабинеты находятся при банях, парикмахерских и один — при обувном магазине «Молодежный». Следует отметить, что принадлежность кабинетов различным ведомствам (фирме бытовых услуг «Молодость», банно-прачечному комбинату, фирме «Взуття») служит препятствием для налаживания их успешной работы. Все кабинеты размещены в приспособленных помещениях и имеют площадь от 4 до 10 м2 на одно рабочее место, в каждом из них оборудовано по одному рабочему месту с двумя ножными ваннами. Для отделки стен и потолков использована водно-эмульсионная краска, для панелей на высоту 1,2 м — масляная краска и облицовочная плитка, для покрытия полов — линолеум.
Кабинеты имеют естественное и искусственное освещение. Однако естественная освещенность заставляет желать лучшего из-за небольших световых проемов и значительной глубины заложения кабинетов. Световой коэффициент естественного освещения в кабинетах равен соответственно 1 : 10—1 : 12, поэтому приходится прибегать к дополнительному общему и местному искусственному освещению.
Лишь в двух из пяти кабинетов наряду с проветриванием через форточки оборудована искусственная вентиляция с механическим побуждением. Отсутствие организованной вентиляции, недостаточный воздухообмен без учета борьбы с избытком тепла (ванны с открытой поверхностью горячей воды, солнечная радиация в летнее время) приводят к тому, что температура воздушной среды помещений в теплый период года и в зимних условиях достигает соответственно 29—30 и 27—28°С при относительной влажности 75—80%. В кабинетах отсутствуют умывальники с подводкой холодной и горячей воды для мытья рук.
Несовершенным, с точки зрения удобства пользования и выполнения санитарных правил, является оборудование рабочего места (высота установки ножной ванны, стула педикюрши и кресла клиента). В ряде кабинетов ножная ванна н кресло посетителя установлены на возвышении 0,6—0,8 м от пола при высоте сидения педикюрши 0,2—0,35 м.
В кабинете магазина «Молодежный» ножная ванна установлена над полом с возвышением 0,2 м, а кресло посетителя и стул педикюрши имеют высоту сидения 0,3 м. При этих вариантах установки оборудования для обрабатываемой ноги необходимы дополнительные подвижные подставки, которые изготавливаются из различных материалов. Подставки имеют произвольную форму, что ухудшает качество их уборки и дезинфекции. Если учесть, что длительность рабочего дня некоторых педикюрш достигает 12 ч, а также характер оборудования рабочего места и микроклимат кабинетов, то станут понятными жалобы мастеров на быструю утомляемость, головные боли и др. Из-за недостаточной площади в педикюрных кабинетах отсутствуют шкафы для белья и используются тумбочки. Санитарными нормативами не определены обеспеченность и виды белья.
Все сказанное свидетельствует о необходимости разработки санитарных правил по устройству и эксплуатации педикюрных кабинетов или включения соответствующего раздела в «Санитарные правила устрйства, оборудования и содержания парикмахерских», регламентирующих все аспекты медицинского обслуживания таких объектов. В санитарных правилах следует более четко определить требования к устройству рабочего места, применяемому оборудованию и др., что позволит санитарным врачам значительно оперативнее решать вопросы предупредительного и текущего'надзора. На основании данных анкетного опроса и опыта санитарного контроля за работой педикюрных кабинетов считаем возможным предложить следующие требования к их оборудованию:
— при рекомендуемой СНиП 11-80-75 «Предприятия бытового обслуживания. Нормы проектирования» норме площади пола на 1 рабочее место 6 м2 следует предусмотреть оборудование его двумя ножными ванными на высоте от пола 0,8 м и подводкой холодной и горячей воды;
— для посетителей кабинетов должны быть предусмотрены ожидальные, площади которых определяются в соответствии с СНиП 11-80-75 «Предприятия бытового обслуживания. Нормы проектирования»;
— для удобства работы мастера расстояние между двумя рабочими местами должно быть не менее 1,3 м, а от стены до рабочего места — не менее 0,5 м;
— при оборудовании ванн не следует делать облицовку со стороны мастера, так как это не только ухудшает качество убсрки, но и создает неудобства педикюрше при работе;
— для поддержания обрабатываемой ноги необходимо оборудование рабочего места стандартной подвижной подставкой;
— при оборудовании рабочего места стандартным стулом кресло для посетителей должно иметь устройство по регулированию высоты сиденья;
— в смешанных парикмахерских возможно наличие одного кабинета с распределением часов обслуживания для мужчин и женщин;
— обязательно устройство приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением по расчету на удаление теплоизбытков. Независимо от наличия вентиляционных устройств окна должны иметь фрамуги или форточки для дополнительного проветривания;
— кабинеты должны обеспечиваться бельем по нормам парикмахерских. Чистые салфетки и полотенца необходимо хранить в шкафу;
— использованное белье следует складывать в бак, а состриженные ногти и и обрезки кожи — в отдельное ведро с плотно закрывающейся крышкой.
ЛИТЕРАТУРА. Санитарные правила устройства оборудования и содержания парикмахерских № 981—72, утв. МЗ СССР 19.07.72. — СНиП П-60-75 Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных мест. Нормы проектирования. — СНиП П-80-75 Предприятия бытового обслуживания населения. Нормы проектирования. — Чес но ков а Г. А. Проектирование парикмахерских. М., 1966.
Поступила 10/1 1978 .
УДК 613.846:374
И. В. Кузнецов О ПРОПАГАНДЕ ВРЕДА КУРЕНИЯ
Дом санитарного просвещения, Новокуйбышевск
Медицинские работники Новокуйбышевска проводят большую разъяснительную работу о вреде курения среди различных контингентов населения: рабочих и служащих, учащихся и рабочей молодежи, больных и выздоравливающих в лечебных и профилактических учреждениях. При этом используются все доступные средства распространения медицинских и гигиенических знаний. Пропаганда вреда курения являлась и ранее постоянной заботой медицинских работников города, но в связи с рекомендациями Министерства здравоохранения СССР она значительно усилена. Если до 1973 г. удельный вес этого вопроса в общей тематике составлял по лекциям 5%, по беседам 8%, то, по данным за 1976 г., этот процент возрос соответственно до 10 и 12. Материалы, раскрывающие пагубность курения, мы вносим в программы 12 факультетов и 28 школ здоровья, обсуждаем на тематических вечерах и вечерах вопросов и ответов, включаем в программы устных журналов. Борьбе с вредными привычками и курением посвящено 87 санитарных бюллетеней, изданы 3 листовки тиражом 16 ООО.
Учитывая, что курение табака, как правило, начинается в детстве, мы уделяем большое внимание работе с учащимися школ, техникумов и технических училищ. Вместе с медицинскими работниками в пропаганде вреда курения принимают участие воспитатели и педагоги. Вопросы организации и методики проведения пропаганды вреда курения и борьбы с курением за последние 5 лет обсуждаются на августовских учительских совещаниях и педагогических советах. С докладами выступают школьные врачи и врачи-психиатры. В 1975 г. на конференции заслушан доклад на тему «Методика пропаганды вреда курения среди учащихся», в 1976 г. — на тему «Роль учителей в предупреждении наркомании среди детей».
С 1975 г. в одной из школ города (№ 14) организована комиссия по борьбе с курением. В ее состав входят директор школы, заведующий учебной частью, председатель родительского комитета, представитель депутатского Совета микрорайона, инспектор детской комнаты милиции, а также представители комсомольской, пионерской организаций и активисты Общества Красного Креста. Здесь борьбу с курением начали с того, что учителя сами отказались от курения, организовали действенный контроль за учащимися во время перемен и после уроков. Работа по борьбе с курением проводится и среди родителей. Одной из задач комиссии является пропаганда вреда курения. В результате за 2 года число детей, увлекающихся курением, сократилось в 2 раза. Опыт деятельности этой школы по борьбе с курением мы распространяем и на другие учебные заведения города. В 1976 г. такая комиссия начала работать в одном из ПТУ.
Мы провели анкетные опросы. Среди населения распространено более 700 анкет, в которых рассказывается о последствиях курения и ставятся вопросы, раскрывающие отношение к курению. Собрано и разработано около 500 анкет. Их анализ показывает, что 72,5% курящих имеют возраст от 21 года до 50 лет, т. е. самый работоспособный и производительный.
Несмотря на расширение разъяснительной работы, отмечается все еще недостаточная осведомленность курильщиков о продуктах, образующихся при сгорании та-