Научная статья на тему 'К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ РЕЖИМА ВОЗДУХООБМЕНА ПРИ САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ РЕЖИМА ВОЗДУХООБМЕНА ПРИ САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
14
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ РЕЖИМА ВОЗДУХООБМЕНА ПРИ САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

ведущая к птицекомбинату, и территория двора, построен новый кролеубойных цех с холодильником и полным комплексом бытовых помещений для всего комбината, реконструирован старый холодильник. В данное время начато строительство нового мясожирового цеха, ввод которого планом-заданием на 1978 г. предусмотрен в IV квартале 1978 г. Этим же документом планируется изготовление проектной техдокументации на капитальный ремонт и реконструкцию цеха технических фабрикатов.

Планами-заданиями за эти годы санитарная служба города добилась строительства нового хлебозавода № 3, капитального ремонта с реконструкцией хлебозаводов № 1 и 2, создания на этих заводах емкостей для бестарного хранения муки, оснащения данных предприятий современным технологическим оборудованием для механизированной выпечки хлебобулочных изделий, перевода котельных и печей всех заводов на природный газ, оборудования моечных для мытья хлебных лотков.

Санитарная служба настояла на закрытии старого цеха безалкогольных напитков со строительством и вводом нового, на реконструкции уксусного цеха и бессрочном закрытии колбасного цеха городского пищекомбината. Котельные кондитерской фабрики переведены на природный газ, что устранило постоянное загрязнение воздушной среды центра города, хотя вынос кондитерской фабрики за пределы селитебной зоны генеральным планом не предусматривался. За последние 10 лет при мясокомбинате, птицекомбинате, пивном заводе и масложир комби нате оборудованы столовые.

Согласно мероприятиям планов-заданий проведен капитальный ремонт с реконструкцией и расширением 58 предприятий торговли и 43 объектов общественного питания, переведены в новые помещения с закрытием старых соответственно 6 торговых точек и 12 точек общественного питания. Поскольку имелись жалобы населения на шум от встроенных предприятий общественного питания и торговли, они переоборудованы под административно-бытовые помещения.

Однако были случаи, когда мероприятия планов-заданий по определенным причинам не выполнялись и мы по согласованию с руководителями предприятий изменяли их сроки. За несвоевременное выполнение планов-заданий санитарная служба выносила постановления на закрытие объектов, накладывала штрафы на ответственных лиц, передавала материалы в прокуратуру.

Благодаря настойчивости и требовательности санитарной службы города в отношении выполнения планов-заданий за период 1967—1977 гг. увеличилось число объектов, размещенных в типовых помещениях, с 17,8 до 34,2%, находящихся в хорошо приспособленных помещениях —с 32,3 до 40,3%, возросло число магазинов, имеющих моечные, улучшилось оснащение холодильным оборудованием.

Поступила 5/ХП 1977 г.

УДК 613.632.4:(629.12:678

Кандидаты мед. наук Л. М. Шафран и Г. А. Плисов, В. К. Тюхтя

К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ РЕЖИМА ВОЗДУХООБМЕНА ПРИ САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Бассейновая санэпидстанция Черноморского водздравотдела, Одесса

Моделирование условий эксплуатации полимерных материалов при лабораторных исследованиях с целью изучения состава, уровня и динамики газовыделений представляет сложную и чрезвычайно важную гигиеническую задачу. Однако при проектировании и строительстве судов взаимосвязь условий обитаемости с возможным выделением во внешнюю среду летучих компонентов из полимерных материалов не учитывается.

Определяющими параметрами при моделировании судовых условий являются насыщенность материала, температура воздуха в камере и режим вентиляции (Я. Г. Двоскин и соавт.). Эти показатели на морских судах существенно отличаются от таковых в жилых и промышленных зданиях на берегу.

Задачей настоящей работы являлось изучение режима вентиляции оборудованных полимерными материалами жилых и служебных помещений современных морских судов с целью обоснования норматива по вентиляции при санитарно-химических исследованиях полимеров.

Исследования проведены на 35 судах различного типа и назначения (на 13 непосредственно в рейсах и на 22 в период стоянки под грузовыми операциями в портах). В рейсовом периоде исследования выполняли в различных климатических зонах как при работе систем принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, так и при обеспечении воздухообмена только за счет естественной вентиляции, во время стоянки в портах Черного моря — в различное время года, в том числе при работающей системе кондиционирования воздуха в режимах мима» и «лето», а также в условиях естественной вентиляции. На всех судах изучали паспортную и фактиче-

скую мощность судовых вентиляторов. Для оценки микроклимата жилых помещений судов определяли относительную влажность и температуру воздуха, температуру поверхностей переборок, подволока и палубы, скорость движения воздуха, кратность воздухообмена, содержание углекислого газа в воздухе помещения, свободный объем каюты, число и площадь отверстий воздухораздаточных устройств, площадь дверных вентиляционных решеток.

Установлено, что в ходовом режиме работа судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха обеспечивает на всех обследованных судах независимо от их типа, назначения и водоизмещения кратность воздухообмена порядка 6—10 обменов в час. На этот показатель существенно влияют такие факторы плавания, как скорость движения судна, направление и сила ветра, температура наружного воздуха и забортной воды, состояние системы воздуховодов судовой вентиляции. Нерегулярное проведение на отдельных судах ревизии вентиляционных систем, а также случаи покрытия краской вентиляционных решеток воздухозаборных и воздухораздаточных устройств приводили иногда к снижению мощности судовых вентиляторов против установленной по паспорту в 3 раза. После устранения имеющихся недостатков система обеспечивала проектную кратность воздухообмена на уровне 10 обменов в час.

Об эффективности работы судов систем вентиляции и кондиционирования воздуха свидетельствует тот факт, что, как показали результаты замеров в рейсовом периоде при плавании обследованных судов в зоне умеренного климата, тропиках Атлантического, Индийского и Тихого океанов, а также в районах Персидского залива и Красного моря, температура воздуха в жилых и служебных помещениях имела узкий диапазон— от 18 до 24 С при относительной влажности 49—82%, хотя температура наружного воздуха колебалась от 10 до 46°С, а относительная влажность в ночное время иногда достигала «точки росы». Таким образом, в ходовом режиме даже при высоком внешнем радиационном тепловом воздействии судовые системы обеспечивают поддержание микроклиматических условий в помещениях на комфортном уровне.

Оценка режима работы общеобменной вентиляции по состоянию микроклиматических параметров помещения является одним из общепризнанных, но не единственным критерием из принятых в коммунальной гигиене (Б. М. Шамшин; Е. П. Сергеев). В расчет вентиляции включается также количество подаваемого воздуха. Как правило, этот показатель на одного человека в жилых каютах, расположенных в надстройках и рубках, проектируется по притоку на уровне 33 м®/ч, а вытяжка регулируется по балансу с притоком. Для кают, расположенных в прочном корпусе, минимальное количество подаваемого на одного человека воздуха должно равняться 50— 80 м3/ч. Как правило, это условие также соблюдается, что контролируется содержанием углекислоты в воздухе судовых помещений.

Как показали наши исследования, концентрация углекислого газа в воздухе судовых помещений в ходовом режиме не превышает 0,06 об.%, а при стоянке судов в порту даже при отключении систем вентиляции и кондиционирования воздуха за счет естественного воздухообмена она не выше 0,1 об.%.

При оценке влияния интенсивности воздухообмена на уровень газовыделений из полимерных материалов в реальном помещении недостаточно учитывать общую производительность системы вентиляции, так как характер распределения воздушных потоков от воздухораздаточного прибора до путей их оттока из каюты очень сложен. Это обусловливается большим перепадом скорости движения воздуха (0,5—1 м/с у воздухораздаточного прибора и 0,1—0,05 м/с у дверных вентиляционных решеток), а также конвекционными потоками воздуха, появление которых обусловлено разностью температур поверхности палубы, переборок и подволока.

Перепад температур на поверхности полимеров в отдельных случаях достигает 6°С. Однако это не оказывает существенного влияния на микроклимат обследованных помещений, что также подтверждает заключение о достаточной эффективности систем вентиляции и кондиционирования воздуха, обеспечивающих воздухообмен не ниже 5 обменов в час. И хотя конвективное тепло при прочих равных условиях обусловливает в 1,6—2,2 раза менее значительное повышение уровня газовыделекий из полимерных материалов, чем радиационное тепло, относительное благополучие в этом отношении является положительным показателем работы судовых систем вентиляции.

Вместе с тем данный критерий, как и рассмотренные выше, не охватывает случаев, связанных с ремонтом и профилактикой судовых систем вентиляции, как правило, проводимыми при стоянке судов в портах. Стояночный режим характеризуется также рядом особенностей, связанных со снижением уровня воздухообмена за счет исключения действия таких факторов, как встречный поток воздуха при движении судна, интенсивный естественный воздухообмен за счет ветровых и обтекающих судно потоков воздуха. Для нефтеналивных, рефрижераторных судов и балкеров стояночное время не превышает 10—15% эксплуатационного периода. Для сухогрузных судов, как показал В. Беляков, стояночное время в портах в среднем по Министерству морского флота в 1971 —1975 гг. составило соответственно 54,4, 52,2, 51,6, 53,9 и 55,4%. Поэтому при разработке режима вентиляции камер-генераторов для изучения полимеров судостроительного назначения необходимо принимать в расчет и условия вентиляции жилых помещений при стоянке судов в портах.

Исследования показали, что фактический воздухообмен при стояночном режиме характеризуется довольно значительным разбросом показателей по отдельным заме-

рам. На основании большого числа замеров, проведенных на 22 судах, нами получен средний уровень воздухообмена 1,98±0,13 обмена в час, который и характеризует данный показатель в стояночном режиме.

Таким образом, исследования, проведенные в ходовом и стояночном режимах на морских судах различного типа и назначения, при плавании в условиях умеренного климата и тропиков, позволили рекомендовать для лабораторных санитарно-химиче-ских исследований полимерных материалов судостроительного назначения воздухообмен в камерах-генераторах на уровне 2 обменов в час. При проведении исследований в стендовых условиях, где имеется возможность более полного моделирования специфических факторов судовой среды, воздухообмен должен быть порядка 5 обменов в час. Разработанные нормативы приняты к включению в проект новых методических указаний для лабораторных исследований полимеров, используемых при отделке судовых помещений.

ЛИТЕРАТУРА. Беляков В. — Морской флот, 1976, № 9, с. 10— 13. — Д в о с к и н Я. Г., Васильев Г. А., Шафран Л. М. и др. — В кн.: Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза. Л., 1975, с. 63—66. — Сергеев Е. П. —В кн.: Международный симпозиум по морской медицине. 3-й. Труды. М., 1969, с. 62—64. — Шамшин Б. М. — Судостроение, 1966, № 1, с. 28.

Поступила 4/1 1978 г.

УДК 614.38:687.54

А.Э. Ещенко, Н.В. Гринь, Ж. И. Покровенко, Т. М. Арутюнова,

В. В. Гвоздева

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ПЕДИКЮРНЫМИ КАБИНЕТАМИ

Донецкая областная санэпидстанция

В сети предприятий культурно-бытового обслуживания важное место занимают парикмахерские, число которых увеличивается с каждым годом, особенно в районах нового жилого строительства. От равномерного размещения парикмахерских в городе или поселке, правильного расчета их мощности в соответствии с численностью жителей и рациональных объемно-планировочных решений зависят вид, качество и культура обслуживания населения. Однако, несмотря на быстрый рост количества этих учреждений, санитарный врач до сих пор не располагает четкими нормативными и справочными материалами, требующимися при проектировании и эксплуатации парикмахерских.

Существующие «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания парикмахерских» № 981-72 и СНиП 11-80-75 «Предприятия бытового обслуживания населения. Нормы проектирования» нуждаются в дополнении в связи с новыми формами обслуживания населения (педикюр, декоративная косметика и др.) и применением современного оборудования.

В настоящее время общее число рабочих мест в парикмахерских рассчитывается в соответствии с СНиП 11-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов. Нормы проектирования», исходя из количества населения данного района, и составляет 1—2 места на 1000 жителей. Для равномерного распределения сети парикмахерских необходимо дифференцировать эти 2 рабочих места, учитывая трехступенчатую систему обслуживания населения (III ступень — предприятия периодического пользования, к которым относятся и парикмахерские). Виды обслуживания и периодичность пользования ими в парикмахерской определяют соотношение мужских, женских рабочих мест, маникюрных столиков, декоративной косметики, педикюра. При изучении периодичности пользования последним видом услуг установлено преобладание такого вида обслуживания, как педикюр, в женской части парикмахерской. В то же время в рекомендациях Г. А. Чесноковой («Проектирование парикмахерских»), где речь идет о примерном соотношении рабочих мест в парикмахерской, педикюр как вид обслуживания населения вообще не предусмотрен, а в структуре предприятий бытового обслуживания, разработанной Гипробытпромом Министерства бытового обслуживания РСФСР, ему отведено 2% от 1,5 рабочего места на 1000 жителей.

Отсутствие санитарных требований и нормативов, относящихся к этому виду бытового обслуживания, затрудняет гигиеническую оценку положения дел с устройством и оборудованием педикюрных кабинетов в соответствии с количеством насления и радиусом его обслуживания.

Из данных литературы следует, что педикюрный кабинет должен отвечать определенным требованиям: размещаться в отдельном помещении, площадь которого опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.