Санавваров Голибчон Бакоевич,
ассистент кафедры гражданского, предпринимательского
и международного права ТГУПБП
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Современный этап развития института правового статуса общественных объединений Республики Таджикистан (далее РТ) до сих пор остается предметом длительных споров и дискуссий.
Несмотря на то, что в последние двf десятилетия определенным образом были предрешены некоторые проблемы конституционно-правового статуса общественных объединений, нельзя скрывать, что указанный вопрос требует дополнительной доработки со стороны таджикских ученых-правоведов и специалистов в этой области.
Поддерживая мнение М.А. Пимановой, необходимо отметить, что особенности правового статуса общественных органов целесообразно рассматривать путем «анализа специфики отдельных составляющих правового статуса. Именно специфика отдельных элементов правового статуса позволяет качественно характеризовать различные субъекты правоотношений» (1, 85).
По мнению специалистов административного права, административно-правовое положение общественных объединений определяют социально-приоритетные цели их деятельности и правомочия во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, правоохранительными и иными государственными органами (2, 147).
При реализации своей административной правосубъектности, общественные объединения вступают в различные правоотношения, значительную часть которых представляют публичные правомочия и публичные информационные обязанности (3, 229).
Структура административно-правового положения общественного объединения, элементами которого являются конституционные принципы образования и деятельности, права и обязанности, ответственность общественного объединения, должна также включать административно-правовые гарантии их деятельности на основе критериев классификации общественных объединений, таких как: характер непосредственных задач, сфера и территория деятельности общественного объединения, цель создания общественного объединения и его функции.
Практика последних лет наглядно показывает, что успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их конституционно-правового положения. Правоотношения общественных объединений в сфере действия норм конституционного права представляют собой значительную группу.
Нормы конституционного права регулируют разнообразные отношения с участием общественных объединений? и для того, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем совершенствования нормативной правовой регламентации конституционно-правового положения общественных объединений.
«Участие общественных объединений в обеспечении и защите прав граждан, их интересов и гражданских инициатив нуждается в создании такой модели, которая, с одной стороны, обеспечивала бы право граждан на участие в общественной и политической жизни, а с другой, - была бы интегрирована в демократическую систему государства и местного самоуправления» (4, 10).
Существует несколько вариантов конституционно-правового регулирования статуса общественных организаций. Во-первых, важнейшей и нередко единственной конституционной основой статуса этих организаций служит право на объединение в союзы (ассоциации). Это право было осознано человеческим сообществом как фундаментальное еще в период буржуазных революций, получило закрепление в подавляющем большинстве конституций и входит в перечень традиционных прав и свобод. Как справедливо заметил исследователь из Федеративной Республики Германии К. Хессе: «Определяется более общий принцип строения общества, а именно: принцип свободного образования социальных групп» (5, 205). Нормы конституций о свободе объединений создают возможность образования любого союза в рамках требований закона, что позволяет обществу структурироваться в соответствии со своими потребностями (разумеется, речь идет только о либеральных и демократических режимах). В условиях тоталитарных режимов, как уже указывалось, данное право носит формальный и фиктивный характер.
Необходимо отметить, что основополагающими принципами деятельности общественного объединения являются: добровольный характер образования,
добровольность членства; общественно-значимый характер потребностей, интересов, реализуемых общественными формированиями; самостоятельный, самодеятельный характер функционирования; постановка членами общественного объединения совместных целей; наличие выраженной системы безличных связей, норм, находящих отражение в программах, уставах объединения; некоммерческий характер деятельности объединении.
В ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится, что пользование правом на свободу ассоциаций не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав Вооруженных Сил и полиции.
Конституция Республики Таджикистан, основываясь на нормах международного права, гласит: «Граждане имеют право объединяться. Гражданин вправе участвовать в создании политических партий, в том числе имеющих демократический, религиозный и атеистический характер, профессиональных союзов и других
общественных объединений, добровольно входить в них и выходить из них» (ст. 28). Следует особо подчеркнуть, что после приобретения независимости в РТ общественная жизнь (на основании Конституции РТ) стала формироваться на основании «политического и идеологического плюрализма» (6, С.19). Данная норма означает, что «одна из основ конституционного строя РТ - признание идеологического многообразия» (6, 19).
Если обратиться к истории, то право на объединение закреплялось в Основном законе страны и ранее. Конституция СССР 1977 г. определяла роль общественных организаций как важной составной части политической системы. Но здесь может возникнуть вопрос: существовала ли в Советском Союзе, где правила Коммунистическая партия, политическая система? Одним словом можно сказать, что нет, не существовала.
Так, по мнению таджикского ученого А.И. Имамова: «Одна из главных причин заключается в том, что тоталитарная система не могла допустить образования и функционирования коалиции или ассоциации граждан, не вписывающихся в рамки ее политической системы. Согласно печально знаменитой статье 6 Конституции СССР и такой же статье Конституции Таджикской ССР, руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась КПСС. А в статье 7 Конституции перечислялись проправительственные организации, которые без существенных изменений сохранились по сию пору и опять являются опорой существующего Правительства республики. Разница лишь в том, что к этому списку прибавился еще ряд политических партий, общественно-политических и социально-экономических объединений. Это опять же Компартия Таджикистана, Народная партия Таджикистана, Федерация профсоюзов и профсоюзы, входящие в его состав, Союз молодежи, Совет женщин, Совет колхозов, Союзы журналистов, писателей, художников и др. Эти организации не служили отдельным личностям и свободно не управляли своими делами, а являлись придатком тоталитарной системы, дополнительной ветвью своеобразной публичной власти, через которую государство держало людей в своем повиновении» (7, 1-2).
Таким образом, поддерживая мнение А. Имомова, с уверенностью можно отметить, что идея политической системы в течение двадцати лет была невостребованной в советской государственно-правовой науке, кроме того, в современной науке конституционного права вопрос правового положения общественных объединений остается до сих пор открытым.
На наш взгляд, рассматривая конституционно-правовой статус общественных объединений, стоит поддержать мнение Т.М. Карлиной. Так, она отмечает, что, «правовой статус общественных объединений - это установленное нормами Конституции Российской Федерации, иными правовыми актами их положение, совокупность их прав и обязанностей.» По её мнению, основными элементами структуры правового статуса общественных объединений являются:
1) наименование, цели и задачи, используемые ими атрибуты;
2) порядок учреждения общественных объединений, формирование органов;
3) их права и обязанности;
4) взаимоотношения общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления, гарантии их деятельности (8, 6).
Но следует отметить, что, по нашему мнению, важным фактором конституционно-правового статуса деятельности всех общественных объединений является государственная (имеется в виду конституционная) гарантия участия общественных объединений в государственном управлении. Примером могут стать нормы некоторых Конституций стран мира, которые закрепляют конституционную гарантию деятельности общественных объединений.
К примеру, на основании первой части статьи 30 Конституции Российской Федерации, «...свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (9, 4). Или статья 67 Конституции Республики Азербайджан (10, 70), часть первая статьи 23 Конституции республики Казахстан (10, 373) закрепляют государственную гарантию деятельности общественных объединений. Тем не менее, Конституция Республики Таджикистан, статья 28, Конституция Республики Молдова, статья 41 (10, 406), Конституция Республики Узбекистан, статьи 57-58 (10,601) определяя конституционную гарантию деятельности общественных объединений, приводят иную формулировку. Например, статья 58 Конституции Республики Узбекистан указывает, что «государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается» (10, 602).
Таким образом, по нашему мнению, термин «обеспечение» соблюдения прав и свобод здесь недостаточно эффективен и целесообразно применить формулировку «государственная гарантия». Несмотря на то, что во всех Конституциях стран бывшего Советского Союза закреплена государственная гарантия прав, свобод и обязанностей граждан, но гарантия прав граждан на объединение закрепляется не во всех Конституциях (имеется в виду Конституция Республики Таджикистан).
Такая ситуация некоторым образом может влиять на свободу деятельности общественных объединений. Исследуя данный вопрос, мы предлагаем внести изменение или дополнение в часть первую статьи 28 Конституции РТ в такой формулировке: «Деятельность общественных объединений Республики Таджикистан гарантируется».
В Республике Таджикистан до 1990 года правовое положение общественных объединений регулировалось подзаконными актами, такими как указы, положения, уставы и.т.д. Конкретного закона в этой области не было.
Распад СССР и появление первых признаков построения светского и демократического государства дал возможность развития всем сферам общественной жизни. Конечно, резкий переход из тоталитарного режима в демократический невозможен.
На этом основании, важнейшим шагом в этом направлении было принятие всенародным референдумом 6 ноября 1994 г. новой Конституции Республики Таджикистан (впоследствии 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. в неё были
внесены изменения и дополнения путем референдума), в которой свободы и права личности провозглашаются высшей ценностью, создание справедливого общества определено в качестве основной задачи, намечены и уточнены основные элементы гражданского общества, а также система компетентных органов и их деятельность в этом направлении. Новая Конституция заложила основу для принятия ряда законодательных актов, в том числе закона о выборах в парламент и местные органы самоуправления, которые утвердили принцип многопартийности в политической жизни страны.
Как было отмечено, новая Конституция Республики Таджикистан закрепляет принцип политического и идеологического плюрализма, означающий право каждого человека или группы людей и их объединений свободно участвовать в политической жизни государства. Признание политического и идеологического многообразия означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной.
В Конституции РТ установлено равенство общественных объединений перед законом, что исключает возможность создания однопартийной системы, не допускающей существования других политических партий и подчиняющей своему господству иные общественные объединения. Известно, что Конституция РТ запрещает деятельность тех общественных объединений (организаций), целью которых является свержение конституционного строя. Данная норма закреплена буквально во всех Конституциях (Основных законах) стран СНГ. Можно привести в пример Конституцию Республики Казахстан (статья 5), где запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований (11, 79).
В республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
Список использованных литературы
1. Пиманова М.А. Конституционно-правовой статус государственно-общественных объединений РФ (конституционно-правовое исследование). Дисс... канд...юрид...наук. -Тюмень, 2007.
2. ПоповЛ.Л. Административное право РФ. -М.: ЮРАЙТ, 2009.
3. Бахрах Д.Н. Административное право. Под общ. ред. Ю.Н. Старилова. - М.: А-Приор, 2008.
4. Андреева О.А., Остапенко А.С. Общественные объединения в политико-правовом ландшафте современной России: диалог гражданского общества и государства. -Таганрог: ТТИЮФУ, 2010.
5. Hesse К. Grundzuge des Verfassungsrechts der Bundesrepublik Deutschland. 18., erg. Aufl. Heidelberg: Muller, Jur. Verl., 1991, S. 168 (Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. -М.: ЮЛ, 1981.
6. Имомов А.И, Ойев Х. Конституционно-правовой статус некоммерческих организаций в Республики Таджикистан. -Душанбе, 2011.
7. Имомов. А.И Становление и развитие неправительственных организаций в Таджикистане// Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: Философия и правоведение. -№ 2. -1996.
8. Сборник законов Российской Федерации - М.: Эксмо, 2008.
9. Карлина Т.М. Правовой статус общественных объединений РФ: Дисс. канд. юрид. наук. -Чебоксары, 2009.
10. Конституции 16 стран мира: Сб. Конституций стран-членов СНГ, Балтии и ряда др. государств мира / Сост. Ж. Баишев.К. Шакиров.-Алматы: Жетг жаргы, 1995.
11. Дмитрев Ю.А, Михалева Н.А. Межпарламентская ассамблея СНГ. Центр публичного права. Конституции СНГ и стран Балтии. /Сборник документов. -М.: Манускрипт, 1997.
Г.Б. Санавваров
Некоторые вопросы правового статуса общественных объединений в Республике Таджикистан Ключевые слова: Конституция, Таджикистан, политическая система, гражданин, государство, партия, общественное объединение
В Таджикистане в последние несколько лет наметились устойчивые тенденции роста числа общественных объединений (некоммерческих организаций). Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц.
В статье определены и научно обоснованны современные проблемы правового статуса общественных объединений Республики Таджикистан, а также дан сравнительно-правовой анализ некоторых вопросов.
G.B. Sanavvarov
Some Issues on Legal Status of Social Assiciations in Tajikistan Republic
Key words: Constitution, Tajikistan, political system, citizen, state, party, social association
For the latest years stable tendencies towards the growth of a number of social associations (non-profit organizations) have been outlined. It is accounted for by the variety and importance of functions performed by non-profit organizations. Voluntary associations of corporate bodies (associations and unions) provide coordination of enterprising activity, advocacy ofproperty interests of corporate bodies.
Modern scientifically grounded problems of legal status of social associations in Tajikistan Republic are determined in the article; comparative analysis of some issues related to the law being dwelt on as well