граждан и юридических лиц на территории иностранного государства.
Ключевые слова: международное частное право, зарубежное право, правоприменение, ограничение применения иностранного права, правовой порядок.
Keywords: international private law, foreign law, juridical practice, restriction of using foreign law.
Солиев И.М.
К вопросу об ограничении применения иностранного права в Республике Таджикистан
В правоприменительной практике и в законодательстве почти всех государств признается существование проблемы уклонения или, по крайней мере, ограничения применения норм иностранного права. В свою очередь, данный вопрос является дискуссионным и в доктрине международного частного права Республики Таджикистан.
Почти все известные публикации, посвященные рассматриваемой проблеме, относят к основаниям ограничения применения иностранного права такой институт международного частного права, как оговорку о публичном порядке, а также правовую несовместимость, императивные нормы международного частного права и вопросы, связанные с взаимностью и реторсией.
Soliev I.M.
To the Matter of Foreign Law Restriction Usage in Republic of Tajikistan
In juridical practice and in legislation nearly all state confesses existence of runaround problem or at least restriction norms of foreign law usage. In its turn this question is debatable and is in doctrine of international law of Tajik Republic.
Nearly all known publications, dedicated to considered problem, refer to bases of restriction foreign law usage, such institute of international private law, as a clause about public order, as well as a legal inconsistency, imperative norms of international private law and questions, connected with reciprocity and retorsy.
Санавваров Голибджон Бакоевич -
преподаватель кафедры гражданского, предпринимательского и международного права ТГУПБП
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СВОБОДНОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА
«Появление и деятельность общественных объединений и социальных организаций - это одна из форм активного участия масс в политических процессах общества и, таким образом, обеспечения их участия в государственном управлении. Следует отметить, что подобные объединения
и организации, как признак гражданского общества, присущи правовому демократическому обществу».1
Проблема свободного участия граждан в политической жизни государства и комплексное исследование общественных объединений как структура элементов гражданского общества и средство формирования гражданской культуры в настоящее время приобретает особую актуальность. Необходимо отметить, что приоритетами социально-культурного обновления современного общества являются ценности демократии, гуманизма, прав и свобод человека. В социальном аспекте это предполагает создание условий, способствующих всестороннему развитию и проявлению личности в качестве субъекта социальных отношений, утверждению в массовом сознании чувства гражданственности как средства и критерия развития человека и общества. Современное общество развивается во имя достижения определенных целей, задач, и государство существует как основной субъект общественных отношений для осуществления руководства над всеми социальными процессами, условиями всестороннего развития общества. По мнению С. С. Алексеева, «вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность».2 Жизнеспособность государства неотделима от участия граждан в делах и управлении государством. Кроме этого, «в идеале, государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально развивать и проявлять свои способности и дарования, ибо человек - высшая из всех мировых ценностей, мера всех вещей».3
Проблема участия общественности и граждан в политической жизни государства и в его управлении в современном Таджикистане до сих пор остается актуальной. Приобретение независимости Республикой Таджикистан дало дополнительную возможность для развития гражданского общества. Стоит отметить, что структура гражданского общества состоит из определенных общественных отношений. Среди таких отношений особое место занимает роль свободного участия граждан в управлении делами общества и государства. Несмотря на то что Конституция Республики Таджикистан гарантировала свободное и равноправное участие граждан в управлении делами государства, на практике до сих пор остались некоторые проблемные аспекты данного исследования. К примеру, по мнению А. Имомова: «вместе с тем надо отметить, что система НПО Таджикистана еще
1 Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по случаю 15- летия Общественного совета Таджикистана: См.www.google.ru. ( Дата обращения: 17 ноября 2011 года).
2 См.: Алексеев С.С и др.Теория государства и права .- М.: Норма, 2004.- с.13-14.
3 Указ. соч., с. 22-23.
очень молода, нет достаточной практики, отсутствуют надежные
законодательные и иные гарантии для их свободной деятельности, существуют препятствия, часто связанные с государственными запретами и психологической невосприимчивостью членов общества, сформировавшейся при тоталитарной системе». Подтверждая это, мы считаем, что причина слабого развития общественных институтов участия граждан в политической жизни государства - это результат той политической системы, которая в современной науке называется «тоталитаризмом» Но несмотря на это, практика последних пяти лет показывает, что общественность в
Таджикистане начала развиваться и количество создаваемых общественных объединений день за днем увеличивается. На самом деле мы бы хотели, чтобы все общественные объединения, которые сейчас действуют или в будущем будут создаваться на практике, реализовали все свои уставные цели и задачи во благо процветания и развития молодого суверенного
Таджикистана.
Право на объединение и участие граждан в управлении делами государства закреплено в статье 27 Конституции Республики Таджикистан. Согласно этой статье, «гражданин имеет право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через представителей». Следовательно, основным приоритетом демократического государства является беспрепятственное участие граждан в управлении делами государства.
Республика Таджикистан - демократическое государство. Важнейшее свойство демократического государства - это обеспечение широкого участия граждан в управлении делами общества и государства. Развитие демократии, провозглашение и становление плюрализма в Таджикистане все больше способствуют расширению участия граждан в управлении делами общества и государства.1 Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что гражданин как субъект общественных отношений имеет конституционное право для участия в управлении делами государства.
Круг таких прав и свобод определяется Конституцией республики и другими законодательными актами государства, такими как законы РТ «Об общественных объединениях», «О политических партиях» и т.д. В
Конституции Республики Таджикистан основные права, свободы и обязанности граждан определены в 34 статьях, которые охраняются, гарантируются Конституцией и другими законодательными актами государства. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.
С древних времен в мире начали создаваться разные государства, и самые мудрые правители решали почти все вопросы властного характера при
1Имомов А., Ойев Х. Конституционно- правовой статус некоммерческих организаций в Республике Таджикистан.- Душанбе, 2005, с.30.
участии мудрецов и представителей общественности тех времен. Но, тем не менее, с того времени постоянно возникали проблемы свободного участия граждан в политической жизни государства. По этому поводу Джон Стюарт отмечает: «борьба свободы с властью - наиболее заметная черта известной нам истории, особенно в Греции, Риме и Англии. В старое время это был спор подданных и правительства. Под свободой разумелась защита от тирании правителей. Правители (кроме некоторых демократий в Греции) были поставлены в неизбежно антагонистическую позицию по отношению к народу. Власть считалась необходимым, но и весьма опасным оружием, которое можно обратить как против внешнего врага, так и против подданных. Следовательно, нужно ограничить власть правителя над обществом, и это ограничение и есть то, что мыслится под свободой. Ее можно достичь двумя путями. Во-первых, признанием некоторых прав. Во-вторых, установлением конституционных ограничений. Однако приходит время, когда подданные уже не думают, что независимая власть правителей, противоречащая интересам людей, - закон природы. Они предпочитают рассматривать правителей как уполномоченных, которых можно отозвать. Постепенно это новое требование выборной и ограниченной во времени власти становится целью народной партии. Нужно, чтобы правители были из народа, чтобы их интересы и воля совпадали с народными. Правителю, по-настоящему подотчетному, должным образом смещаемому, можно доверить власть. Это будет власть народа, лишь сконцентрированная в форме, удобной для исполнения. Таково мнение, а вернее, чувство, обычное для теперешних либералов»1. Исходя из вышеуказанного, можно придти к выводу, что во всех случаях государство должно править обществом таким способом, чтобы народ мог себя почувствовать свободным. Но свобода действий должна определяться в рамках законов. Уважение закона и законности в государстве является основой развития общества. По мнению доктора юридических наук А. И. Королева, если законность - это прежде всего требование соблюдения всех законов, то режим законности-это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, беспрепятственное осуществление юридических прав, добросовестное исполнение юридических обязанностей является принципом деятельности всех государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций, отдельных граждан.
Свобода действий является неотъемлемой частью человеческой психологии и основой умственной деятельности. Если так, то по нашему мнению, отграничивать такую деятельность от выполнения определенных действий - это оградить человека от реализации определенных целей и задач. Государство как руководящий орган издает определенные правовые акты,
1 Милль Джон Стюарт. О свободе. // Наука и жизнь. 1993. № 11.- с.1-10. Перевод с
английского А. Фридмана.
которые имеют ограничительный характер, но такое ограничение имеет положительный характер, то есть определенным образом они ограждают человека от совершения противоправных действий. По нашему мнению, такой способ ограничения является правовым и государственным методом определения прав и свобод человека в обществе, который существенным образом влияет на психологию человека и определяет некую связь между человеком и государством. Здесь может возникнуть такой вопрос: в чем заключается правовая связь между государством и человеком?
Государство и человек (с момента его рождения) имеют правовую связь между собой, и на основании этой связи возникает понятие «гражданин» или «гражданство», то есть устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.1 Возникновение правовой связи человека с государством оформляется и регулируется нормативными актами государства. Принятием определенных нормативных актов государство предусматривает круг прав, свобод и обязательств, на основании которых человек становится гражданином или, другими словами, субъектом определенных общественных и правовых отношений. По теории государства и права, право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.2
Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем, право вбирает в себя всё социально ценное из обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, разрешаются социальные конфликты и противоречия. Одним словом, право служит своеобразным обручем, удерживающим общество от саморазрушения. Таким образом, право как совокупность правил поведения определяет и регулирует статус гражданина в обществе, тем самым регулируя правила поведения граждан, правовые нормы. Мягко говоря, они дают возможность гражданам участвовать в политической жизни и государственном управлении. Гарантом свободного участия граждан в управлении делами государства выступает Конституция - Основной закон государства. Реализация прав и свобод требует от граждан особого подхода к ним. Практическая реализация таких правовых
1 См.: Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник, 4-ое издание. -М.:Проспект, 2009.- С. 199-200.
2 Алексеев С.С. и др.Указ.соч., с.22-23.
отношений является основной целью свободного и демократического общества и государства. Отсюда вытекает вопрос: в чем заключается реализация всех прав и свобод гражданина? Без сомнений можно ответить, что это право можно реализовать путем использования права на объединение. Но право на объединение требует юридической формы, согласно которой можно было бы в будущем реализовать свои интересы. Таким образом, для полномасштабной реализации прав и свобод граждане имеют право на объединение, или, другими словами, путем создания общественных объединений граждане реализуют свои права и свободы или определенные цели и задачи.
Ключевые слова: гражданин, свобода, общество, государство, конституция, право, объединение, управление.
Keywords: citizen, freedom, society, state, constitution, right, association, management.
Список использованной литературы:
1. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по случаю 15- летия Общественного совета Таджикистана. См.www.google.ru. ( Дата обр.: 17.11. 2011).
2. Алексеев С.С и др. Теория государства и права .- М.: Норма, 2004.
3. Имомов А., Ойев Х. Конституционно- правовой статус некоммерческих организаций в Республике Таджикистан.- Душанбе, 2005.
4. Милль Джон Стюарт. О свободе. // Наука и жизнь. -1993.- № 11.- С.1-10. Перевод с английского А. Фридмана.
5. Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник, 4-ое издание. - М.:Проспект, 2009.
Санавваров Г.Б.
Некоторые аспекты свободного участия граждан в политической жизни
государства
Современное гражданское общество состоит из определенных общественных отношений, которые требуют особого подхода. Среди них особое место занимает участие граждан в политической жизни государства. Данный аспект проблемы в наше время является актуальным и требует дополнительной разработки. В статье указываются некоторые положения свободного участия граждан в управлении делами государства в современном обществе. При разработке темы автор привел примеры из теорий и идей некоторых мировых и отечественных ученых. Он отмечает, что при современном развитии общественных отношений, реализация целей и задач государства немыслима без участия гражданского общества. Таким образом, в работе указываются основные положения свободного участия граждан в управлении политической жизнью государства и коротко охарактеризовано право граждан на объединение в Республике Таджикистан.
Sanavvarov G.B.
Some Aspects of Citizen’s Free Participation in State Political Life
As the author considers the modern civil society consists of certain public relations, which demand a special approach. Among them particular place occupies participation of citizens in a state political life. Currently, the given aspect of a problem is actual and demands additional working out. There is specified some position of citizens free participation in state affair management in a modern society. The author has given some examples from the theory of some world and domestic scientists. Thus, there is indicated substantive provisions of citizen’s free participation in a state political life management are specified and citizen’s rights association in Republic of Tajikistan is shortly characterized.