Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ТУРИСТА И ТУРОПЕРАТОРА В АРКТИКЕ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ТУРИСТА И ТУРОПЕРАТОРА В АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / ТУРИЗМ / ПОЛЯРНЫЙ ТУРИЗМ / ДОГОВОР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН / ARCTIC / TOURISM / POLAR TOURISM / CONTRACT / LIABILITY OF THE PARTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамова Е.Н., Цветкова Ю.С.

В статье рассматриваются аспекты договорных отношений набирающего все большую популярность полярного туризма. Автор рассматривает виды договоров, которые применяются в круизном судоходстве, различия понятий «турист» и «пассажир». Также обосновывается необходимость внесения в договор изменений в части ответственности туриста за свое здоровье во время круиза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF CROSS OBLIGATIONS OF TOURISTS AND TOUR OPERATORS IN THE ARCTIC

The article deals with the aspects of contractual relations of the increasingly popular polar tourism. The author examines the types of contracts that are used in cruise shipping, the differences between the concepts of "tourist" and "passenger". It also proves the need to make changes to the contract regarding the responsibility of the tourist for his health during the cruise.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ТУРИСТА И ТУРОПЕРАТОРА В АРКТИКЕ»

РАЗДЕЛ II. МОРСКОЕ ПРАВО

Абрамова Е.Н.

К.э.н., доцент кафедры гражданского и корпоративного права СПбГЭУ

Цветкова Ю.С.

старший преподаватель кафедры международного и морского права

ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ТУРИСТА И ТУРОПЕРАТОРА В АРКТИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты договорных отношений набирающего все большую популярность полярного туризма. Автор рассматривает виды договоров, которые применяются в круизном судоходстве, различия понятий «турист» и «пассажир». Также обосновывается необходимость внесения в договор изменений в части ответственности туриста за свое здоровье во время круиза. Ключевые слова: Арктика, туризм, полярный туризм, договор, ответственность сторон

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF CROSS OBLIGATIONS OF TOURISTS AND TOUR OPERATORS IN THE ARCTIC

Abstract. The article deals with the aspects of contractual relations of the increasingly popular polar tourism. The author examines the types of contracts that are used in cruise shipping, the differences between the concepts of "tourist" and "passenger". It also proves the need to make changes to the contract regarding the responsibility of the tourist for his health during the cruise.

Keywords: Arctic, tourism, polar tourism, contract, liability of the parties

На протяжении последних пятнадцати лет мы наблюдаем не только подъем спроса на морские круизы, но и на путешествия в регион, который еще не так давно воспринимался исключительно, как зона для научных исследований - в Арктику.

Полярным районам присуща абсолютно уникальная специфика: суровый климат, непредсказуемые погодные условия, лед, значительная удаленность территорий. Все это в совокупности существенно усложняет процессы, связанные со спасанием, эвакуацией туристов, а также оказанием им медицинской помощи, если таковая необходима: в Арктике это возможно только с применением санитарной авиации.

В настоящее время туристы могут выбирать из множества круизов, многие из которых не являются чисто «арктическими» - например, одной из круизных компаний предлагается такой вариант: морской круиз из Копенгагена по маршруту: Копенгаген, Варнемюнде, Акюрейри, Исафьордюр, Проход по проливу Принца Кристиана, Нуук, Илулиссат, Какорток, Рейкьявик, Керкуолл.

Прежде, чем перейти к вопросам правового регулирования, считаем необходимым разобраться с понятием «морской круиз» и его особенностями.

Так, Ожегов С.И. определяет круиз как «путешествие по воде (туристическое, увеселительное)»1.

Круиз - морское путешествие обычно по замкнутому маршруту с радиальными поездками из портов во внутренние районы страны2.

По мнению Селиванова В.В., «круиз представляет собой туристическую поездку по реке или по морю на борту специального пассажирского судна с заходом в заранее объявленные порты»3.

Круизный отдых отличает посещение большого количества туристических мест и обширная развлекательная программа на борту лайнера: как правило, на судне можно найти рестораны, бары, казино, шоу-программы и т.д.

В частности, на всех лайнерах круизной компании MSC Cruises для удобства туристов имеются:

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.

2 Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Терра, 1998. - 672 с.: ил.

3 Международный морской туризм: основы организации и методология: учебное пособие / В.В. Селиванов. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. - 296 с.

- большие бассейны открытого и закрытого типов с шезлонгами и водными горками;

- уютные библиотеки и интернет-кафе;

- казино с игровыми автоматами и карточными столами и дискотеки с зажигательной музыкой;

- разнообразные рестораны с изысканными блюдами всех народов мира и бары с галереей великолепных напитков;

- SPA-салоны с массажами и индивидуальными оздоровительными процедурами и фитнес-центры с инструкторами, а также многое другое.

Обратимся к аспектам правовой регламентации морского туризма. В российском законодательстве отсутствует понятие «договор морского круиза», точно так же, как ни одна из существующих конвенций не регламентирует круизное судоходство в разрезе договорных отношений с туристом. Применительно к круизному судоходству на международном уровне можно выделить Конвенцию по облегчению международного морского судоходства, но данный документ не регулирует вопросы взаимоотношений между туроператором (круизной компанией) и туристом.

Применительно к туризму в России можно выделить типовую форму договора о реализации туристского продукта и договор морской перевозки пассажира, закрепленный в Кодексе торгового мореплавания РФ.

В первом случае предметом договора будет являться обязанность Исполнителя обеспечить Заказчику комплекса услуг, входящих в туристский продукт, и обязанность Заказчика оплатить туристский продукт. Во втором случае - обязанность перевозчика перевести пассажира в пункт назначения, а также перевести багаж в случае его сдачи1.

Проблема заключается в том, что договор о реализации туристского продукта не учитывает специфику круизного судоходства, а договор морской перевозки пассажира в принципе не обязательно относится к туризму.

Если предположить, что «турист» и «пассажир» - разные понятия, то становится очевидным, что понятие «туризм» шире понятия «пассажир», так как туризм может включать в себя в том числе, и перевозку, а вот перевозка сама по себе - это перемещение из точки «А» в точку «Б». Соответственно, турист всегда является пассажиром, но пассажир не всегда является туристом.

Таким образом, ни один вид договора, существующих в российском законодательстве, в полной мере не регулирует отношения между туристом и туроператором в случаях, когда речь идет о морском круизе.

Очевидно, что понятие «круиз» лежит в плоскости туризма и туристической деятельности, которая, в свою очередь, обладает определенными особенностями.

Данный вывод также подтверждается мнением Акимовой О.В., Стеба А.А.: так, основное отличие понятий «перевозка туристов» и «морской круиз» обуславливается целью и основной производственной функцией пассажирских судов. При этом целью морской перевозки туристов является перемещение туристов к месту отдыха, т.е. выполнение транспортной функции, а целью морского круиза является непосредственно отдых, знакомство с новыми местами, удовлетворение рекреационных потребностей2.

Фактически, компании, работающие в сфере морских круизов, предлагают клиентам заключить непоименованный договор, предметом которого является «оказание услуг по формированию и реализации туристского продукта (круиза) Компанией по заданию Клиента на условиях, указанных в настоящем Договоре».

При этом под круизом понимается комплекс услуг по перевозке, проживанию, питанию и иные Услуги, предоставляемые круизной компанией на круизном лайнере.

Особого внимания заслуживает фраза «на круизном лайнере». При такой формулировке возникает предположение, что круиз ограничивается территорией круизного лайнера, в то время как полярный туризм предполагает такие виды развлечений, как подледная рыбалка, наблюдение за птицами, пешие экскурсионные программы и т.д., то есть предполагается все-таки выход за пределы круизного лайнера.

1 Ст. 177 КТМ РФ

2 Акимова О.В., Стеба А.А. Концептуальный анализ понятий «морской круиз» и «морская перевозка туристов» // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем № 1 (20), 2013

Таким образом, на практике образуется договор, который не закреплен ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Кодексе торгового мореплавания. При этом необходимо отметить, что ни в вышеперечисленных нормативных актах, ни в ФЗ «Об основах туристской деятельности» полярные регионы не поименованы обособленно, а, следовательно, к ним применяются общие нормы, без учета специфики района, что, в свою очередь, не может не отражаться негативно на туристах.

Касательно договорных обязательств туриста и туроператора (в настоящей статье в качестве туроператора мы рассматриваем круизную компанию), благодаря складывающейся практике можно выделить аспект жизни и здоровья туриста. Важным является вопрос - кто несет ответственность за жизнь и здоровья туриста во время круиза? Очевидно, что туроператор обязан обеспечить безопасность поездки, а турист вправе рассчитывать на оказание ему первой медицинской помощи в случае необходимости.

Но должен ли турист и сам проявлять разумную осторожность в отношении своего здоровья, находясь в морском круизе, который порой имеет длительную продолжительность?

Интерес представляет случай, произошедший в 2011 году во время кругосветного круиза на лайнере «Холланд Америка лайн». Из-за неправильного срабатывания сенсорных дверей на палубе турист Джеймс Хаусман получил травму головы.

Судовой врач диагностировал сотрясение мозга, однако турист отказался прервать путешествие в ближайшем порту для более тщательного медицинского обследования, продолжив 280-дневный круиз.

Спустя некоторое время после окончания путешествия, проявились последствия травмы: у Хаусмана начались судороги, головокружение и проблемы с памятью. Впоследствии его юристы утверждали в суде, что из-за проблем со здоровьем их клиенту пришлось закрыть прибыльный бизнес.

В судебном процессе выяснилось, что за последние три года различные травмы из-за неправильного срабатывания дверей получили около 30 пассажиров.

Суд определил выплатить пострадавшему туристу компенсацию в размере 21,5 миллиона долларов. В эту сумму входила компенсация за нанесение физического и морального вреда, а также штраф за несоблюдение требований безопасности пассажиров на судне.

На наш взгляд, в данной ситуации, несмотря на наличие вины круизной компании, все же имеется явный перекос в сторону туриста. Так, пострадавшему была оказана медицинская помощь и рекомендовано прервать путешествие. Однако турист отказался от данных ему рекомендаций и продолжил круиз. Вполне вероятно, что, если бы он сразу же прошел более тщательное обследование и лечение, то последующий ущерб мог быть гораздо меньше.

Гражданское законодательство основывается, в том числе, на признании равенства участников. Это означает, что у одной стороны не могут быть только права, а у другой - только обязанности.

Подольская Н.Н., со ссылкой на Романовскую О.В., полагает, что «человек, прежде всего сам заинтересован в том, чтобы быть здоровым и поэтому должен заботиться о своём здоровье»1.

Не секрет, что в спорах о правах потребителей российская судебная система заведомо более лояльно относится именно к потребителю, так как он находится в более уязвимом положении. Безусловно, туроператор обязан обеспечить безопасное путешествие, в том числе, пребывание на круизном судне. Однако возлагать на него 100 процентов ответственности за жизнь и здоровье туриста там, где сам турист должен проявить должную заботливость и осмотрительность, будет неверно. В том числе, это нарушит принцип равенства участников гражданских правоотношений, а также положения статьи 401 ГК РФ, устанавливающие, что лицо освобождается от ответственности, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

1 Подольная Н.Н. Ответственность за собственное здоровье как условие предотвращения преступлений против здоровья населения // Виктимология. 2019. N°2 (20).

Возвращаясь к полярным круизам, необходимо отметить следующее. Если турист, в случае получения травмы или ухудшения самочувствия по иным причинам, откажется по рекомендации судового врача прервать путешествие, то возможные последствия могут иметь более серьезные последствия. Это связано с существенной удаленностью Арктики, ее труднодоступностью и возможностью оказать медицинскую помощь и провести госпитализацию только посредством санитарной авиации. При некоторых видах заболеваний это может привести к необратимым последствиям.

В качестве решения данной проблемы считаем возможным внести в договор реализации туристского продукта следующий пункт.

«В случае получения во время круиза травмы или ухудшения состояния здоровья туриста представители туроператора вправе рекомендовать ему прервать круиз с целью прохождения немедленного медицинского обследования или оказания медицинской помощи, которую невозможно оказать на судне. Стороны соглашаются, что в случае отказа Туриста от рекомендаций Туроператора, ответственность за будущие возможные негативные последствия такого отказа несет Турист».

На наш взгляд, подобная формулировка уравновешивает степень ответственности туроператора и туриста за жизнь и здоровье туриста, не отменяя при этом обязанность туроператора обеспечить безопасность туриста во время путешествия и в случае необходимости оказать ему необходимую помощь. Подводя итоги, можно отметить следующее.

1. Российское законодательство не знает определения «договор морского круиза». При этом договор морской перевозки пассажира или договор о реализации туристского продукта не отражают всей специфики морских круизов в Арктике.

2. В аспекте жизни и здоровья туриста во время круиза ответственность должен нести не только туроператор, но и турист. Пока правоприменительная практика складывается так, что большее бремя ответственности ложится на туроператора.

3. Изменения, касающиеся ответственности туриста за его здоровье после получений рекомендаций от судового врача, должны закрепляться в договоре.

Полярный туризм является весьма перспективным направлением, что отмечается и на высших уровнях власти, и в крупных круизных компаниях. Однако Арктика является высокорисковым регионом, и пока не будут до конца проработаны детали взаимоотношений между туроператором и туристом, высока вероятность возникновения в большого количества судебных споров.

Пристатейеый библиографический список:

1. Акимова О.В., Стеба А.А. Концептуальный анализ понятий «морской круиз» и «морская перевозка туристов». Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем № 1 (20), 2013

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.12.2017)

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 20.12.2017)

4. Международный морской туризм: основы организации и методология: учебное пособие / В.В. Селиванов. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2015. - 296 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999.

6. Подольная Н.Н. Ответственность за собственное здоровье как условие предотвращения преступлений против здоровья населения // Виктимология. 2019. №2 (20).

7. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. - М.: Терра, 1998. - 672 с.: ил.

Для цитирования: Абрамова Е.Н., Цветкова Ю.С. Некоторые вопросы правового регулирования взаимных обязательств туриста и туроператора в Арктике // Океанский менеджмент. 2020. № 4(9). С.27-30.

Бевеликова Н.М.

к.ю.н., доцент кафедры международного и морского права ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова,

АРКТИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Предложенный автором подход к обсуждению судоходства, занимающего особое место в структуре мирового грузооборота, коррелирует современным тенденциям ускоренного освоения Арктики. С этих позиций в статье выделяются отдельные аспекты международного морского права, в соответствии с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.