Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования выдачи лицензии органами внутренних дел'

Некоторые вопросы правового регулирования выдачи лицензии органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИЯ / ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галикеева Ляля Ахметзакиевна

В статье рассматриваются различные позиции относительно правового регулирования выдачи лицензии органами внутренних дел, дан анализ действующего законодательства по выдачи лицензии органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галикеева Ляля Ахметзакиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования выдачи лицензии органами внутренних дел»

> >

<N

а а

и и л

S

S

«j

03

ЛИТЕРАТУРА

1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/.

2. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) //«Российская газета», № 67, 05.04.1995, «Российская газета», 10.12.1998.

3. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // ФЗ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «Российская газета», № 163, 23.07.2014.

4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ФЗ № 142-фз, с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // http://www.pravo.gov.ru/.

5. Статистические данные Главного информационного аналитического центра МВД России // http://mvd.ru/.

6. Судебная практика по делам о похищении человека // http://rospravosudie.com/.

7. Криминалистика // под ред. А. Ф. Волынского, В. П. Лаврова. М., 2008.

8. Савельева М. В., Смушкин А. Б. Криминалистика. Учебник. М., 2009.

9. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/.

© Латыпова М. Г.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ш \ttwh:i пл Л. А. ГАЛИКЕЕВА, старший преподава-

S УДК 3М./4 7 Л Л

Л тель кафедры административно-правовых

•s дисциплин Уфимского юридического ин-

^ ститута МВД России (г. Уфа) а

I L. A. GALIKEEVA, senior lecturer of the DeI partment of administrative and legal disciplines s Ufa law Institute of MIA of Russia (Ufa)

s

II НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

§ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

©

S SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

»ÏI ISSUING LICENSES BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

У

«

g Аннотация. В статье рассматриваются различные позиции относительно

правового регулирования выдачи лицензии органами внутренних дел, дан анализ действующего законодательства по выдачи лицензии органами внутренних дел.

Ключевые слова: лицензия, частная детективная и охранная деятельность, оборот оружия, регистрация.

Annotation. This article discusses the different positions concerning the legal regulation of the issuance of the license by the bodies of internal Affairs, the analysis of the current legislation on the issuance of the license by the bodies of internal Affairs.

Keywords: license, private detective and security activity, arms trafficking, registration.

Министерство внутренних дел Российской Федерации относится к числу органов исполнительной власти, уполномоченных вести лицензионную деятельность.

Особое место в системе органов внутренних дел, осуществляющих лицензионную деятельность, принадлежит полиции, на которую возложено выполнение основных функций по выдаче и аннулированию специальных разрешений - лицензий на занятие отдельными видами деятельности, производствами, работами (оказанием услуг), контролю за оборотом оружия и других объектов разрешительной системы.

Задачи органов внутренних дел в области осуществления лицензионно-разрешительной работы вытекают из общих задач полиции. Так, в соответствии п. 20 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» органы внутренних дел должны выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом № 150-ФЗ «Об оружии», лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное

пользование в полиции. Также в соответствии с п. 23 ст. 12 полиция выдает при наличии оснований, предусмотренных законом Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности.

Итак, частная детективная и охранная деятельность, а также приобретение, хранение и ношение оружия на территории Российской Федерации осуществляется на основе лицензии.

Юридическая энциклопедия содержит следующее определение: лицен- ^ зия - официальный документ, разреше- ^ ние, выдаваемое государственными ор- 2 ганами на ведение некоторых видов а деятельности или разрешение на осуще- ^ ствление разнообразных видов деятельности в определенных пределах, выда- ¡^ ваемое государственными органами ^ применительно к тем видам, которые | нуждаются в ограничении или в целях Ц1 взимания платежей за выдаваемое раз- | решение [1, с. 372]. «

Анализ действующего законода- © тельства Российской Федерации позво- § ляет говорить о том, что понятие данно- | го термина приведено лишь в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ Ц «О лицензировании отдельных видов | деятельности», где под лицензией по- § нимается - специальное разрешение на ^ право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предприни- ^ мателем конкретного вида деятельности « (выполнения работ, оказания услуг, со- § ставляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении

лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа [2, ст. 3].

В настоящее время правовую основу органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности на территории Российской Федерации составляют положения: Федеральных законов «Об оружии» [3], и «О полиции» [4], закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [5]; Постановлений Правительства РФ: «Об утвер-^ ждении Положения о лицензировании > негосударственной (частной) охранной ^ деятельности и Положения о лицензи-а ровании негосударственной (частной) и сыскной деятельности» [6], «Вопросы о«, негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной ^ деятельности» [7], «О мерах по регули-§ рованию оборота гражданского и слу-Ц1 жебного оружия и патронов к нему на Ц территории Российской Федерации» [8] « и приказов МВД России: «О мерах по ф реализации Постановления Правитель-§ ства Российской Федерации от 21 июля | 1998 г. № 814» [9] и Приказами МВД РФ от 29.06.2012 № 646, от 18.06.2012 I № 589, от 29.09.2011 № 1039, от | 02.05.2012 № 398, от 14.05.2012 № 508, § от 27.04.2012 № 373, от 27.06.2012 3 № 639, от 19.06.2012 № 609, от -Л 27.04.2012 № 374, от 25.06.2012 № 627, ^ от 01.06.2012 № 553, от 26.04.2012 | № 366, от 23.04.2012 № 348, от | 21.05.2012 № 529, от 24.05.2012 № 536, оэ от 18.05.2012 № 517, от 05.05.2012 № 408 и др.

Следует отметить, что достаточно значительный массив нормативно-правовых актов не в полном объеме предусматривает процесс получения лицензии.

Так, например, ст. 8 Федерального закона «Об оружии» предписывает, что лицензия на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации, из бук-

вального толкования следует, что для получения лицензии, возможно, обратиться в любой территориальный отдел полиции, не зависимо от места регистрации.

Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации также не содержит четких разъяснений, в какой именно орган внутренних дел гражданину необходимо обращаться, так например ст. 19 предписывает: «Право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел...» [9].

Указание о том, что рассмотрение обращений руководителей юридических лиц возложено на органы внутренних дел по месту регистрации юридических лиц, равно как и заявление граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении и продлении содержит лишь ведомственный приказ.

Вопросы получения лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности регулируются аналогичным образом.

Так, Закон РФ «О частной охранной и детективной деятельности», Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности [10] указывают, что предоставление лицензий на осуществление данных видов деятельности осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Однако, в данном случае ведомственное регулирование не столь однозначно.

Процесс получения лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной и сыскной (детективной) деятельности, Инструкция регламентирует более четко, что выдача удо-

стоверения осуществляется уполномоченным орган по месту жительства гражданина Российской Федерации. Вместе с тем, заметим, что указано не по месту регистрации, а по месту жительства, т. е. гражданин вправе обратиться в территориальный орган внутренних дел по месту фактического проживания.

Считаем необходимым отметить, что приказ есть подзаконный нормативно-правовой акт ведомственного характера, т. е. имеет своего адресата - сотрудников того или иного органа, а не каждого гражданина.

Вышеприведенное позволяет говорить о недостатках правового регулирования лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел, что, безусловно, порождает проблемы при реализации государственных функций в данной сфере. Устранить обозначенные проблемы, на наш взгляд, возможно путем внесения изменений в Постановления правительства Российской Федерации № 814 и 498, указав, что лицензия выдается органами внутренних дел по месту регистрации физических и юридических лиц.

:: :: ::

ЛИТЕРАТУРА >

^

1. Большой юридический энциклопедический словарь. - 2-е издание, переработанное ^ и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. <ч

2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов а деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716. ^

3. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681. §

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодатель- ^ ства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900. Л

5. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности § в Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. - № 100. - 30 апреля.

6. Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах « осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (вместе с ^ «Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности», «Положением Ц о лицензировании частной охранной деятельности», «Правилами ведения реестра лицензий на ^ осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него», «Прави- а лами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окон- 1 чании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)») // Собрание 2 законодательства РФ. - 2011. - № 26. - Ст. 3820.

7. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» // Собрание ак- ■§ тов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 506. 24 августа. ^^

8. Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию ^ оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Фе- Ц дерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему») // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 32. - Ст. 3878.

9. Приказ МВД РФ от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (вместе с «Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»)» // Бюллетень нормативных актов федеральной исполнительной власти. - 1999. - № 32. 9 августа.

и

10. Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании частной детективной (сыскной) деятельности», «Положением о лицензировании частной охранной деятельности», «Правилами ведения реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из него», «Правилами уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников)») // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 26. - Ст. 3820.

© Галикеева Л. А.

>

<ч а а и и

УДК 351 74 В. А. КЛЫЗБАЕВА, преподаватель кафед-

ры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

V. A. KLYZBAEVA, the Lecturer of the Department of Fire and Special Tactics (Ufa)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРИГОДНОСТЬ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

THE ORGANIZATION OF CARRYING OUT CHECKS OF POLICE OFFICERS ON PROFESSIONAL SUITABILITY TO ACTIONS IN THE CONDITIONS CONNECTED WITH APPLICATION OF FIREARMS

«

a

о

^

0 «

u

¥ a -с a

1

о

^

0 «

1 £

a «

s

w

Аннотация. В статье рассматривается порядок проведения сотрудников полиции на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.

Ключевые слова: инспектирование, контрольная проверка, уровень профессиональной подготовленности сотрудников полиции.

Annotation. In article the order of carrying out police officers on professional suitability to actions in the conditions connected with application of firearms is considered.

Keywords: inspection, control check, level of professional readiness of police officers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На современном этапе Россия подверглась множеству изменений, которые коснулись в том числе и системы правоохранительных органов. Наряду с самой системой изменилась регулирующая ее правовая основа. 1 марта 2011 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №-3 ФЗ «О полиции» (ред. от 28.06.2013), заменив ранее действующий Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» (ред. от 27.07.2010).

Особое внимание законодателем было уделено на права и обязанности сотрудников полиции. Принимая во внимание тот факт, что сотрудникам полиции необходимо обеспечить безопасность граждан, общества и государства, ФЗ «О полиции» гл. 5 наделяет полицейского правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - самая жесткая и крайняя мера административного принуждения применяемая полицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.