Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования новых технологий в судоходной отрасли'

Некоторые вопросы правового регулирования новых технологий в судоходной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БУНКЕРНОЕ ТОПЛИВО / СПГ СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / БЛОКЧЕЙН / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL LEGAL REGULATION / BUNKER FUEL / LNG LIQUEFIED NATURAL GAS / BLOCKCHAIN / CYBER SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сторожева К.В.

В данной работе автор анализирует нормативные документы, принятые в последние годы различными организациями, в частности, Международной морской организацией (ИМО), связанные с экологическими вопросами и переходом к более чистым видам топлива; систематизирует актуальные нововведения в области информационных технологий и достижений.In this work, the author analyzes regulatory documents adopted in recent years by various organizations, in particular, the International Maritime Organization (IMO), related to environmental issues and transition to cleaner fuels; systematizes current innovations in information technology and achievements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования новых технологий в судоходной отрасли»

7. ГОСТ Р 53710-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила проектирования разработки (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1152-ст) Oil and gas-oil fields. rules of development. ОКС 73.020. Дата введения 2011-01-01 [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70229774/

8. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 от 31.07.1998 № 146 - ФЗ в ред. от 04.10.2014. Раздел 1 Глава 1 Статья 11.1 (введена ФЗ от 30.09.2013 № 268-ФЗ) // СПС Консультант Плюс

9. Скаридов А.С. Морское право. 2-е издание, ЮРАЙТ, 2019 г.

10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://discoverrussia.interfax.ru/wiki/24/

11. МАРПОЛ 73/78. Приложение I к Конвенции «Правила предотвращения загрязнения нефтью»

12. Международное руководство по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов. Глава 14. (ISGOTT). 5-е изд. СПб: ЗАО ЦНИИМФ, 2007. 504 с.

Сторожева К.В.

Riga Graduate School of Law

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СУДОХОДНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация: в данной работе автор анализирует нормативные документы, принятые в последние годы различными организациями, в частности, Международной морской организацией (ИМО), связанные с экологическими вопросами и переходом к более чистым видам топлива; систематизирует актуальные нововведения в области информационных технологий и достижений.

Ключевые слова: международно-правовое регулирование, бункерное топливо, СПГ - сжиженный природный газ, блокчейн, кибербезопасность

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF NEW TECHNOLOGIES IN

THE SHIPPING INDUSTRY

Summary: in this work, the author analyzes regulatory documents adopted in recent years by various organizations, in particular, the International Maritime Organization (IMO), related to environmental issues and transition to cleaner fuels; systematizes current innovations in information technology and achievements.

Keywords: international legal regulation, bunker fuel, LNG - liquefied natural gas, blockchain, cyber security

Международное экологическое законодательство в судоходной сфере ужесточается год от года. Вместе с тем именно новые экологические требования к судам могут стимулировать инновационный прорыв.

Выбросы отработавших газов в судоходстве лимитирует Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ, Приложение VI). Речь идет в первую очередь об ограничении уровня выбросов оксидов серы и оксидов азота.

С 1 января 2020 года вступили в силу требования Международной морской организации (ИМО) по содержанию серы в бункерном топливе. Для судов, работающих вне районов SECA1 с 1 января 2020 года, ИМО устанавливает снижение предельного содержания серы топливе, используемом на судах с 3,50% до 0,50%. Судам будет запрещено сжигать любое морское топливо с содержанием серы более 0,50%, если они не оснащены утвержденным «эквивалентным устройством», таким как система очистки выхлопных газов или скрубберами. Это значительно сократит количество оксидов серы, выделяющихся с судов, и должно принести большую пользу для здоровья и окружающей среды для всего мира, особенно для населения, живущего недалеко от портов и на побережье.

Данное требование оценивается многими специалистами отрасли как революционное, сопоставимое с событием начала ХХ века, когда морское судоходство перешло с использования угля на жидкое нефтяное топливо. Это требование столь серьезно, что способно кардинально изменить структуру глобального спроса на бункерное топливо, стимулируя развитие новых конструкция судов, использование альтернативных видов топлива, а также, что актуально для нефтепереработчиков всего мира, может привести к существенному сокращению рынка сернистого остаточного топлива и снижению его стоимости.

Новые требования будут действовать во всех международных водах и затронут интересы судовладельцев более 70 тыс. судов. Это требование вводится в дополнение к ограничениям в 0,1 % серы в североамериканских и американских районах Карибского бассейна, Северного и Балтийского морей.

1 Районы SECA (Sulfur Emission Control Areas) были сформированы в 2010 году. В зоны на сегодняшний день входят акватории Северного и Балтийского морей, пролив Ла-Манш, Карибское море и 200-мильные зоны США и Канады.

Вышеуказанная поправка к МАРПОЛ 73/78 будет запрещать не только использование, но и перевозку несоответствующего требованиям мазута для целей сжигания в двигательных установках или эксплуатации на борту судна, если оно не оснащено скруббером, представляющим собой систему очистки выхлопных газов.

Можно сказать, что судоходство сталкивается с серьезными проблемами в глобальном переходе к более чистым видам топлива.

Бункерная промышленность, как ожидается, в течение этого года будет адаптироваться к мандату Международной морской организации на поставку топлива с низким содержанием серы в 2020 году. Переход происходит в основном когда цены на низкосернистые виды топлива (как остаточные, так и дистиллятные) значительно выше, чем на высокосернистые. Это увеличивает потребность судов в установке скрубберов, позволяющих им использовать более дешевое высокосернистое топливо. Скрубберы, однако, могут иметь собственные проблемы с управлением сточных вод. В более долгосрочной перспективе может установиться борьба, какое альтернативное топливо становится доминирующим для судоходной отрасли, поскольку она стремится свести к минимуму свои выбросы вредных веществ в течение последующих лет.

Одной из наиболее перспективных альтернатив является сжиженный природный газ -СПГ. Сжиженный природный газ составляет лишь 5-10% от текущего использования бункерного топлива (в основном в танкерах СПГ) и имеет потенциал для более широкого увеличения, однако, существуют опасения по поводу выбросов метана по всей цепочке поставок. В конечном счете, она, вероятно, будет включать в себя различные виды топлива - в том числе те, которые не используются сегодня - наряду с другими энергосберегающими технологиями, чтобы существенно снизить негативное воздействие на судоходство1.

Использование газомоторного топлива при эксплуатации танкеров значительно повышает экологическую безопасность судов и отвечает ожиданиям как судовладельцев, так и фрахтователей, которые стремятся сделать транспортировку грузов все более безопасной для окружающей среды.

Выбор инновационных технических решений позволит флоту не просто соответствовать международным нормам выбросов, но и превосходить их. Тем самым рынку задается новый стандарт качества судоходства, что особенно важно для экологически уязвимых регионов, таких как Арктика.

Арктика - одна из наиболее хрупких экосистем на планете, она наиболее остро чувствует на себе климатические изменения. Вместе с ущербом, который наносят добывающие и судоходные компании, в будущем это может привести к необратимым последствиям.

Таким образом, новые поправки ИМО это, по-настоящему, вынужденная мера насколько возможно свести к минимуму загрязнение вод, в том числе, Арктического региона, флоры и фауны. Однако, нужно учитывать, что огромную роль играет ответственность и добросовестность судовладельцев и перевозчиков.

Как показывает практика портового контроля за судами, одним из нелегитимных способов избежать проблем с экологическим законодательством стало занижение показателей содержания загрязняющих веществ по представленным судовым ведомостям. По информации капитана «Большой порт Санкт-Петербург» Александра Волкова, встречаются и случаи фальсификации документов, когда истинное содержание серы в топливе существенно отличается от предельно допустимых значений .

На этапе захода судна в акваторию порта контроль за соблюдением судовладельцами требований МАРПОЛ осуществляют портовые власти. Балтийское море - одна из российских гаваней, попадающих в зону SECA, поэтому работа по исполнению требований международной конвенции заходящими в Большой порт судами и бункеровочными компаниями целиком легла на плечи администрации порта. Была разработана система инспектирования судов - проверки распространяются на суда, ходящие как под российским, так и под иностранным флагами. «После рассмотрения «профиля риска» заходящего в порт судна служба капитана морского порта запрашивает историю проверок и нарушений. Решением администрации порта по результатам документального контроля производится выборочная проверка и отбор топливных проб», -поясняет Александр Волков.

Начиная с 2020 года Балтийское и Северное моря получат статус зоны NECA - района контроля выбросов окислов азота, что предъявляет дополнительные требования к портовому контролю за деятельностью бункеровщиков. Распространение ограничений МАРПОЛ на мировые акватории коснется Дальнего Востока и южных регионов, в связи с чем лучшие практики

1 Sustainability Shift - Oil's Future in the Energy Transition: S&P Global Platts. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.hellenicshippingnews.com/sustainability-shift-oils-future-in-the-energy-transition-sp-global-platts/

2 // Морской бизнес Северо-3апада.№3 (48). 2017. с. 68.

портового контроля за соблюдением экологического кодекса, разработанные на Северо-Западе, окажутся крайне востребованы во всех российских портах1.

Изменения по содержанию серы в бункерном топливе — лишь начало большой экологической реформы в судовой отрасли. Начиная с 2020 года судовладельцы обязаны действовать в рамках масштабного плана по сокращению выбросов парниковых газов2.

Среди изменений, происшедших за отчетный период в области международного регулирования, следует отметить, также, принятие ИМО в апреле 2018 года первоначальной стратегии по сокращению выбросов парниковых газов, направленной на снижение к 2050 году по меньшей мере на 50% общего объема ежегодных выбросов парниковых газов с судов по сравнению с 2008 годом.

В ходе своей семьдесят четвертой сессии Комитет по защите морской среды принял следующие меры:

- Было принято решение инициировать четвертое исследование ИМО по парниковым газам, которое, как ожидается, будет опубликовано осенью 2020 года, и которое будет включать в себя перечень текущих глобальных выбросов парниковых газов и соответствующих веществ, выбрасываемых судами общей массой 100 брутто-тонн и выше, участвующими в международных рейсах, а также бизнес-обычные сценарии будущих выбросов международных морских перевозок (2018-2050 годы);

- Принята резолюция КЗМС.323 (74), поощряя добровольное сотрудничество между портом и судоходными секторами в целях содействия сокращению выбросов парниковых газов с судов. Это может включать нормативные, технические, эксплуатационные и экономические меры в таких ключевых областях, как обеспечение наземного энергоснабжения (предпочтительно из возобновляемых источников); безопасная и эффективная бункеровка альтернативных низкоуглеродных видов топлива; стимулирующие схемы, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и обеспечение устойчивости; а также поддержка оптимизации портовых заходов, в том числе содействие своевременному прибытию судов;

- Утвердил четырехэтапную процедуру оценки воздействия на государства возможных мер по сокращению выбросов парниковых газов с судов;

- Было решено создать добровольный многосторонний донорский целевой фонд для предоставления специального источника финансовой поддержки деятельности по техническому сотрудничеству и наращиванию потенциала в поддержку осуществления первоначальной стратегии ИМО по сокращению выбросов парниковых газов с судов3.

В любом случае новые экологические требования не просто формулируют новые вызовы для судоходства, но и подталкивают ответственных судовладельцев к поиску наиболее эффективных, качественных и безопасных технических решений в области морской транспортировки любых грузов.

Практика показывает, что модернизация судов под каждую из новых экологических норм по отдельности требует применения большого количества нового оборудования и внедрения сразу нескольких достаточно сложных и дорогостоящих технологий. Более эффективным решением выглядит переход на альтернативный вид топлива, который сразу позволит сократить все виды выбросов, удовлетворив тем самым все вновь вводимые нормативные ограничения4.

Также необходимо отметить, что в 2021 году ожидаются дополнительные требования по ограничению содержания отравляющих веществ в выбросах.

Еще один вопрос, который представляется важным рассмотреть на сегодняшний день -неопределенность в отношении автономных судов, технологий распределенного реестра, таких как блокчейн, а также адаптации существующих и новых правил на национальном и международном уровнях.

Технологии стали одним из ключевых элементов многих систем на борту судов и в портах и продолжают трансформировать и революционизировать методы осуществления морских перевозок. Многие современные технологические достижения, включая, например, автономные суда, беспилотные летательные аппараты и различные технологии распределенных реестров, такие как блокчейн, открывают значительные возможности, в частности для повышения эффективности операций и снижения затрат. Однако в морской отрасли сохраняется неопределенность в отношении их потенциальной защищенности и безопасности и существует обеспокоенность по поводу возможных инцидентов, касающихся кибербезопасности. В целях сведения к минимуму таких рисков для систем на борту судов и в портах и содействия переходу

1 //Морской бизнес Северо-3апада№3 (48). 2017. с. 69.

2 ИМО 2020: судоходный рынок готовится к переменам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://gasandmoney.ru/analitika/imo-2020-sudohodnyj-rynok-gotovitsya-k-peremenam/

3 United nations conference on trade and development (UNCTAD). «Review of maritime transport - 2019», 31 January 2020. (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). «Обзор морского транспорта-2019», 31 января 2020 года)

4 // Журнал Российского судоходства «Морской флот». №03/1531. 2017. с. 14-16.

на возможные новые технологии правительства и морская отрасль продолжают прилагать усилия для улучшения методов управления безопасностью и рисками и для обеспечения соблюдения сложных и меняющихся нормативно-правовых требований.

Кроме того, различные технологии распределенных реестров, которые в настоящее время появляются и распространяются, включая инициативы, связанные с технологией блокчейн, должны быть функционально совместимыми, поскольку конкуренция между ними в стремлении сделать конкретную технологию выбранным отраслевым стандартом может оказаться в ущерб интересам судоходной отрасли.

Примером применения новейших технологий может служить Блокчейн -платформа TradeLens, разработанная IBM и датским гигантом в сфере судоходства и логистики Maersk, которая стала первой масштабной открытой платформой для обмена информацией и разработки цифровых продуктов.

Приложения, разработанные Maersk и IBM, ля пользователей призваны решить два самых важных вопроса, которые генерируют больше всего неточностей и проблем при перевозке, -сделать прозрачными все этапы движения партии товара по звеньям логистической цепочки и упростить документооборот и связанные с ним процессы, которые это движение затрудняют. То есть, основная идея совместного проекта по созданию цифрового решения для глобальной торговли заключается в том, чтобы, используя блокчейн-технологию, упростить процесс документооборота при контейнерных перевозках, переместив его в интернет1.

Первоначально платформы испытывали трудности с привлечением крупных судоходных компаний. Так как TradeLens была реализована в первую очередь для Maersk и IBM. Однако, после изменений в корпоративной структуре, недавно присоединились Средиземноморская судоходная компания (MSC) и CMA CGM.

Сегодня TradeLens обрабатывает более 10 миллионов отправок и тысячи документов в неделю, предоставляя грузоотправителям, грузоотправителям, сотрудникам таможни, портовым властям, внутренним перевозчикам и другим подписчикам общую информацию о соответствующих сделках. Приверженность TradeLens к защите данных и доступу к ним помогает обеспечить конфиденциальность. В то же время пользователи могут работать вместе более эффективно, поскольку они имеют доступ в реальном времени к своим данным доставки2.

Еще одним примером является состоявшаяся в декабре 2017 года первая сделка по фрахтованию судна, оплаченная криптовалютой. Биткоинами была оплачена перевозка 3000 тонн пшеницы из России в Турцию - из Ростова-на-Дону в порт Самсун.

Груз был доставлен в рамках пилотного тестирования платежной системы Prime Shipping Foundation, которая предназначена для навалочных грузов. Эта блокчейн-технология разработана для оплаты сделок криптовалютой и для быстрого ее перевода в другие валюты в области

3

торговли продовольственных товаров .

По мере того как вырисовывается будущее технического прогресса в морских перевозках, и морская отрасль начинает использовать технологии для улучшения своих услуг, происходит адаптация существующих правовых, нормативных и регулирующих рамок и при необходимости принимаются новые нормативные документы как на национальном, так и на международном уровне.

В стратегическом плане ИМО, принятом в декабре 2017 года, признается необходимость интеграции новых и появляющихся технологий в нормативную базу для судоходного сектора. Этот план был разработан в свете принятия резолюции, которая призывает морские администрации обеспечить надлежащий учет вопросов кибербезопасности в существующих системах управления безопасностью начиная с 1 января 2021 года, а также принятия в июле 2017 года Руководства ИМО по управлению рисками кибербезопасности на море.

В морской индустрии для всех участников рынка, а особенно крупных игроков, крайне важно проектировать и разрабатывать свои информационные системы по канонам систем high availability, т.е. системы высокой доступности, характеризующихся наличием решений для избегания отказов в обслуживании путем управления сбоями и сокращения времени плановых простоев.

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день мы сталкиваемся со многими вызовами в области судоходства, в том числе: глобальном переходе к более чистым видам топлива и технологической трансформацией осуществления морской перевозки. Актуальные изменения и новые технологии, как в экологическом секторе, так и в секторе информационных технологий (IT) требуют постоянного мониторинга, особенно, со стороны нормативно-правовых актов национального и международного характера.

1 // Информационно-аналитический транспортный журнал «FREIGHT». №1(88). 2018. С. 8-9.

2 Блокчейн -платформа TradeLens от IBM и Maersk внедряется в Санкт-Петербурге. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://smart-lab.ru/blog/546194.php

3 //Информационно-аналитический транспортный журнал «FREIGHT», .№1(88). 2018. С. 8-9.

Пристатейный библиографический список:

1. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, (МАРПОЛ 73/78), Лондон, 02 ноября 1973 г., 1978 год (Протокол 1978 года), 1997 год (Протокол-приложение VI), 2020 год (Протокол-приложение VI), вступление в силу: 2 октября 1983 года (приложения I и II);

2. Resolution MEPC.320(74) (adopted on 17 May 2019) Invitation to Member State to encourage voluntary cooperation between the port and shipping sectors to contribute to reducing GHG emission from ships;

3. Ship Emissions Toolkit. Guide No.1: Rapid assessment of ship emissions in the national context. Published in 2018 by the GloMEEP Project Coordination Unit International Maritime Organization;

4. United nations conference on trade and development (UNCTAD). «Review of maritime transport - 2019», 31 January 2020 / Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). «Обзор морского транспорта-2019», 31.12.2020 года)

5. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД). «Обзор морского транспорта-2018», август 2019 года

6. Sustainability Shift - Oil's Future in the Energy Transition: S&P Global Platts. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.hellenicshippingnews.com/sustainability-shift-oils-future-in-the-energy-transition-sp-global-platts/

7. ИМО 2020: судоходный рынок готовится к переменам. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://gasandmoney.ru/analitika/imo-2020-sudohodnyj-rynok-gotovitsya-k-peremenam/

8. Блокчейн - платформа TradeLens от IBM и Maersk внедряется в Санкт-Петербурге. [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://smart-lab.ru/blog/546194.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.