Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования эндаумент-фондов'

Некоторые вопросы правового регулирования эндаумент-фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Академическая свобода / эндаумент-фонды / академическая и управленческая самостоятельность / высшее и послевузовское образование / Болонский процесс / компетенции вузов / некоммерческие организации образования / благотворительные фонды / инновационная деятельность / финансирование / Academic freedom / endowment funds / academic and managerial independence / higher and postgraduate education / the Bologna process / University competencies / non-profit educational organizations / charitable foundations / innovation / financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амандыкова Сауле Кошкеновна, Есентемирова Айгуль Маратовна, Кусаинов Алихан Аманжолович

В статье рассматривается понятие и некоторые вопросы правового регулирования деятельности эндаумент-фондов. В настоящее время государством осуществляется активная поддержка инновационной деятельности и высшие учебные заведения, как неотъемлемое звено этого процесса способствуют переходу казахстанской экономики на новый технологический уровень. Процесс перехода высших учебных заведений в новые организационно-правовые формы, создание наблюдательных советов, эндаумент-фондов также способствуют этому. В связи с новеллами законодательства в сфере высшего образования по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности вузов, предоставления им права на создание эндаумент-фонда, основной целью которого является накопление капитала через инвестирование и выделение части дохода от коммерциализации научных исследований возникла необходимость их изучения. Проведение данного исследования обусловлено, в первую очередь, изменениями в экономической и правовой сфере высшего образования, а также возникшей в связи с этим необходимостью у образовательных учреждений использовать и развивать инструменты софинансирования. В развитых странах чрезвычайно важным аспектом деятельности и прогрессивного развития организаций высшего образования является благотворительность посредством эндаумент-фондов, которые призваны создавать действенные и понятные условия финансирования физическими и (или) юридическими лицами, а также увеличивать доходы образовательных учреждений и обеспечивать их финансовую стабильность. В Казахстане эндаумент-фонд как правовой институт целевого капитала появился сравнительно недавно, его внедрение можно назвать в определенной степени прорывом на рынке благотворительности. Эндаумент-фонд позволяет увеличить капитал и расходовать его постепенно, т.е. это возможность для организаций высшего образования иметь долгосрочный источник субсидирования и гарантия устойчивости достижения целей деятельности. Надлежащее правовое регулирование этого инструмента позволяет технологично и прозрачно осуществлять финансирование основной деятельности организаций высшего образования. В этих условиях важным и необходимым является анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность эндаумент-фондов в Казахстане и выработка предложений по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЭНДАУМЕНТ-ҚОРЛАРДЫ ҚҰҚЫҚТЫҚ РЕТТЕУДІҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ

The article discusses the concept and some issues of legal regulation of endowment funds. Currently, the state actively supports innovation activities and higher education institutions, as an integral part of this process, contribute to the transition of the Kazakh economy to a new technological level. The process of transition of higher education institutions to new organizational and legal forms, the creation of Supervisory boards, and endowment funds also contribute to this. In connection with the new legislation in the field of higher education on expanding the academic and managerial independence of universities, granting them the right to create an endowment Fund, the main purpose of which is to accumulate capital through investment and allocate part of the income from the commercialization of scientific research, there was a need to study them. This research is primarily due to changes in the economic and legal sphere of higher education, as well as the need for educational institutions to use and develop co-financing tools. In developed countries, an extremely important aspect of the activities and progressive development of higher education organizations is charity through endowment funds, which are designed to create effective and understandable conditions for financing by individuals and (or) legal entities, as well as to increase the income of educational institutions and ensure their financial stability. In Kazakhstan, the endowment Fund as a legal institution of endowment capital appeared relatively recently, its introduction can be called to a certain extent a breakthrough in the charity market. The endowment Fund allows you to increase your capital and spend it gradually, i.e. it is an opportunity for higher education organizations to have a long-term source of subsidies and a guarantee of sustainability in achieving their goals. Proper legal regulation of this tool allows for technological and transparent financing of the main activities of higher education organizations. In these circumstances, it is important and necessary to analyze the current legislation regulating the activities of endowment funds in Kazakhstan and develop proposals for its improvement.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования эндаумент-фондов»

УДК: 340.143:378

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНДАУМЕНТ-ФОНДОВ

Амандыкова Сауле Кошкеновна

Профессор Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева,

д.ю.н., Республика Казахстан, г. Нур-Султан, amandykova@mail.ru

Есентемирова Айгуль Маратовна

Доктор PhD Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева,

Республика Казахстан, г. Нур-Султан, bam051289@inbox.ru

Кусаинов Алихан Аманжолович

Магистр юридических наук Евразийского национального университета

имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, akakrg@gmail.com

Ключевые слова: Академическая свобода, эндаумент-фонды, академическая и управленческая самостоятельность, высшее и послевузовское образование, Болонский процесс, компетенции вузов, некоммерческие организации образования, благотворительные фонды, инновационная деятельность, финансирование.

Аннотация. В статье рассматривается понятие и некоторые вопросы правового регулирования деятельности эндаумент-фондов. В настоящее время государством осуществляется активная поддержка инновационной деятельности и высшие учебные заведения, как неотъемлемое звено этого процесса способствуют переходу казахстанской экономики на новый технологический уровень. Процесс перехода высших учебных заведений в новые организационно-правовые формы, создание наблюдательных советов, эндаумент-фондов также способствуют этому. В связи с новеллами законодательства в сфере высшего образования по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности вузов, предоставления им права на создание эндаумент-фонда, основной целью которого является накопление капитала через инвестирование и выделение части дохода от коммерциализации научных исследований возникла необходимость их изучения. Проведение данного исследования обусловлено, в первую очередь, изменениями в экономической и правовой сфере высшего образования, а также возникшей в связи с этим необходимостью у образовательных учреждений использовать и развивать инструменты софинансирования. В развитых странах чрезвычайно важным аспектом деятельности и прогрессивного развития организаций высшего образования является благотворительность посредством эндаумент-фондов, которые призваны создавать действенные и понятные условия финансирования физическими и (или) юридическими лицами, а также увеличивать доходы образовательных учреждений и обеспечивать их финансовую стабильность.

В Казахстане эндаумент-фонд как правовой институт целевого капитала появился сравнительно недавно, его внедрение можно назвать в определенной степени прорывом на рынке благотворительности. Эндаумент-фонд позволяет увеличить капитал и расходовать его постепенно, т.е. это возможность для организаций высшего образования иметь долгосрочный источник субсидирования и гарантия устойчивости достижения целей деятельности. Надлежащее правовое регулирование этого инструмента позволяет технологично и прозрачно осуществлять финансирование основной деятельности организаций высшего образования. В этих условиях важным и необходимым является анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность эндаумент-фондов в Казахстане и выработка предложений по его совершенствованию.

ЭНДАУМЕНТ-ЦОРЛАРДЫ ЦУЦЬЩТЬЩ РЕТТЕУДЩ КЕЙБ1Р МЭСЕЛЕЛЕР1

Сэуле Кошкчнкызы Амандыкова

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университеттщ профессоры, з.г.д., Казацстан Республикасы, Нур-Султан ц., amandykova@mail.ru

Айгул Маратцызы Есентемирова

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университеттщ PhD докторы,

Казахстан Республикасы, Нур-Султан ц., bam051289@inbox.ru

Алихан Аманжолулы Кусаинов

Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университеттщ зац гылымдар магистр1,

Казацстан Республикасы, Нур-Султан ц., akakrg@gmail.com

Tymu свздер: Академиялыц ерктдж, эндаумент-цорлар, академиялыц жэне басцарушылыц дербестж, жогаргы жэне жогаргы оцу орнынан кешнгг бшм, Болон процеЫ, ЖОО цызметi, коммерциялыц емес бшм беру уйымдары, цайырымдылыц цорлары, инновациялыц цызмет, царжыландыру.

Аннотация. Мацалада эндаумент-цорлардыц цызметт цуцыцтыц реттеудщ тYсiнiгi мен кейбгр мэселелерг царастырылады. Казгргг уацытта мемлекет инновациялыц цызметт1 белсенд1 цолдап жэне жогары оцу орындарын ЖYзеге асыруда, бул Yдерiстiц ажырамас бвлг-гг реттде цазацстандыц экономиканыц жаца технологиялыц децгейге кeшуiне ыцпал ету-де. Жогары оцу орындарыныц жаца уйымдыц-цуцыцтыц формаларга квшуг байцау кецестерг мен эндаумент-цорларды цуруга ыцпал етедг. Жогары оцу орындарыныц академиялыц жэне басцарушылыц дербесттн кецейту, оларга эндаумент-цор цуру цуцыгын беретт жогары бшм саласындагы зацнаманыц жацашылдыцтарына байланысты, оныц неггзгг мацсаты ин-вестициялау жэне гылыми зерттеулердг коммерцияландырудан тYCкен табыстыц бгр белтн белу арцылы капиталды жинацтау болып табылады. Осы зерттеудг журггзу, бгргншг кезек-те, жогары бшм берудщ экономикалыц жэне цуцыцтыц саласындагы езгержтерге, сондай-ац осыган байланысты бглгм беру мекемелертде бгрлест царжыландыру цуралдарын пайдалану жэне дамыту цажеттштне байланысты туындаган. Дамыган елдерде жогары бшм беру уйымдарыныц цызметг мен прогрессивтг дамуыныц аса мацызды аспектс эндаумент-цорлар арцылы цайырымдылыц болып табылады, олар жеке жэне (немесе) зацды тулгалардыц царжы-ландыруына тигмдг жэне тусшктг жагдай жасауга, сондай-ац бглгм беру мекемелерШц та-бысын улгайтуга жэне олардыц царжылыц турацтылыгын цамтамасыз етуге багытталган.

Казацстанда эндаумент-цор мацсатты капиталдыц цуцыцтыц институты реттде жацында пайда болды, оны ецггзудг белгш бгр дэрежеде цайырымдылыц нарыгындагы сер-пшс деп атауга болады. Эндаумент-цор капиталды арттыруга жэне оны бгрте-бгрте жум-сауга мYмкiндiк бередг, ягни бул жогары бшм беру уйымдары ушт узац мерзгмдг субсидиялау кезг жэне цызмет мацсаттарына цол жеттзу турацтылыгыныц кепш болуы мумктдт.Бул цуралды тиiстi цуцыцтыцреттеу жогары бшм беру уйымдарыныц негiзгi цызметт царжы-ландыруды технологиялыц жэне ашыц ЖYзеге асыруга мумктдж беред1 Бул жагдайда, Ка-зацстандагы эндаумент-цорлардыц цызметт реттейтт цолданыстагы зацнаманы талдау жэне оны жетiлдiру жентде усыныстар эзiрлеу мацызды эр1 цажетт1 болып табылады.

THE ISSUES OF LEGAL REGULATION OF ENDOWMENT FUNDS

Amandykova Saule Koshkenovna

Professor of the L.N. Gumilyov Eurasian National University, Doctor of Law,

Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan city, amandykova@mail.ru

Yessentemirova Aigul Maratovna

Doctor PhD L.N. Gumilyov Eurasian National University,

Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan city, bam051289@inbox.ru

Kussainov Alikhan Amanzholovich

Master of law L.N. Gumilyov Eurasian National University,

Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan city, akakrg@gmail.com

Keywords: Academic freedom, endowment funds, academic and managerial independence, higher and postgraduate education, the Bologna process, University competencies, non-profit educational organizations, charitable foundations, innovation, financing.

Abstract. The article discusses the concept and some issues of legal regulation of endowment funds. Currently, the state actively supports innovation activities and higher education institutions, as an integral part of this process, contribute to the transition of the Kazakh economy to a new technological level. The process of transition of higher education institutions to new organizational and legal forms, the creation of Supervisory boards, and endowment funds also contribute to this. In connection with the

new legislation in the field of higher education on expanding the academic and managerial independence of universities, granting them the right to create an endowment Fund, the main purpose of which is to accumulate capital through investment and allocate part of the income from the commercialization of scientific research, there was a need to study them. This research is primarily due to changes in the economic and legal sphere of higher education, as well as the need for educational institutions to use and develop co-financing tools. In developed countries, an extremely important aspect of the activities and progressive development of higher education organizations is charity through endowment funds, which are designed to create effective and understandable conditions forfinancing by individuals and (or) legal entities, as well as to increase the income of educational institutions and ensure their financial stability.

In Kazakhstan, the endowment Fund as a legal institution of endowment capital appeared relatively recently, its introduction can be called to a certain extent a breakthrough in the charity market. The endowment Fund allows you to increase your capital and spend it gradually, i.e. it is an opportunity for higher education organizations to have a long-term source of subsidies and a guarantee of sustainability in achieving their goals. Proper legal regulation of this tool allows for technological and transparent financing of the main activities of higher education organizations. In these circumstances, it is important and necessary to analyze the current legislation regulating the activities of endowment funds in Kazakhstan and develop proposals for its improvement.

Основной Закон страны - Конституция Республики Казахстан -регламентирует основополагающие начала в сфере регулирования образования. Так, пункты 2, 3 и 4 статьи 30 Конституции РК закрепляют права человека на получение образования1.

Казахстан является первым среди централь-ноазиатских государств, признанных в качестве полноправного члена европейского образовательного пространства. Что, однако, не означает единовременного и полноценного перехода к мировым стандартам. Данный этап вхождения в образовательное пространство европейского сообщества характеризует внутреннюю потребность реформирования национального рынка образовательных услуг. Государственная воля по вхождению Казахстана в единое образовательное пространство позволяет организациям высшего образования перенимать и внедрять лучшие стандарты и в соответствии с ними строить образовательную политику и повышать качество образования.

После присоединения к Болонскому процессу Казахстан, как страна-участница, приняла на себя обязательства по выполнению его основных параметров до 2020 года, которые классифицируются как обязательные, рекомендательные и факультативные2.

В Будапештско-Венской декларации (2010) было провозглашено о завершении формиро-

вания Европейского пространства высшего образования и отмечен значительный прогресс в достижении целей первого этапа Болонского процесса. В то же время, в казахстанской вузовской системе реализация одной из главных целей Болонского процесса - построение многоуровневой системы последовательных и непротиворечивых квалификаций высшего образования - проходит довольно сложно3.

Естественным является отражение основных приоритетов Болонского процесса в стратегических документах высшего и послевузовского образования нашей страны:

- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года, с изменениями и дополнениями от 28 октября 2019 года 4;

- Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 год, с изменениями и дополнениями от 28 октября 2019 года5;

- Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года (утратил силу)6;

- Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы, утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года (утратил силу)7;

- Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы, утверж-

1 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. //Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан Эдтет http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_

2 Казахстан присоединился к Болонской декларации //http://vesti.kz/foundation/43448/

3 О реализации принципов Болонского процесса в Казахстане: отчет / Министерство образования и науки Республики Казахстан; Центр Болонского процесса и академической мобильности. - Астана, 2012. - 36 с.

4 Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-Ш//http://adilet.zan.kz/rus/docs/ 1070000319_

5 Закон Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года № 407-IV // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ 11100000407

6 Указ Президента Республики Казахстан «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» от 1 февраля 2010 года № 922http://adilet.zan.kz/rus/docs/U100000922_

7 Указ Президента Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы» от 7 декабря 2010 года № 1118 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/

и1000001118

денная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года8 и др.

Необходимость приведения законодательства страны в соответствие с международными стандартами и программными документами страны по вопросам автономии и ответственности побудила к принятию 4 июля 2018 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений».

Этот закон принят во исполнение задач, обозначенных в Послании Главы государства народу Казахстана. Изменения коснулись одного кодекса и трех законов9. В целом, изменения регулируют три основных направления деятельности вузов: академическую; управленческую; финансовую.

Под расширением академической и управленческой свободы вузов Казахстана понимается наделение их правом определять порядок приема студентов, структуру и содержание образовательных программ и создавать дочерние организации по научно-образовательной деятельности. Ранее всеми этими преимуществами обладали только национальные вузы.

Внесенными законом поправками оптимизированы неактуальные специальности. Ранее подготовка кадров велась в соответствии с Классификатором специальностей, отмененным с 1 декабря 2018 года в соответствии с приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК от 28 ноября 2018 года №351-од10.

Проводя разъяснительную работу на этапе законопроекта Министром образования подробно пояснялись новеллы закона и их необходимость. Так он отмечал, что потребуется

внесение в классификатор специальностей, содержащий на тот момент невостребованные на рынке труда специальности. При этом механизм внесения изменений в классификатор был длительным и сложным процессом. Что не обеспечивало запросы конечного потребителя образовательных услуг - работодателя11. Новый классификатор, принятый приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 февраля 2019 года №65, обозначил направления подготовки кадров, позволяющие вузам в соответствии с требованиями рынка труда внедрять новые образовательные программы12. Кроме этих нововведений меняется механизм лицензирования. Если ранее лицензия выдавалась на специальности, то теперь согласно новым Квалификационным требованиям лицензированию подлежит направление подготовки кадров13. Посредством лицензирования конкретного направления подготовки специалистов, вузам предоставлена академическая свобода, которая позволяет разрабатывать и апробировать собственные образовательные программы14.

Закон «Об образовании» был скорректирован с учетом положительного опыта Назарбаев Университета и должен, прежде всего, обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров, интеграцию образования, науки и инноваций. Практически все вузы, общественность и госорганы приняли участие в разработке свыше 70 нормативных актов.

Согласно Плану нации в Казахстане предусмотрено «поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета, а также трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой»15.

11 октября 2019 года вышло постановление Правительства о преобразовании 25 госвузов,

8 Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июля 2018 года № 460 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы» // Нир:// adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000460/history

9 Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений: принят 04 июля 2018 года, №171-У1 //https://online.zakon.kz>Document.

10 Государственный классификатор РК ГК РК 08-2009. Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан //https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30204182

11 Как могут изменить работу вузов в Казахстане - законопроект // https://www.inform.kz/ru/kak-mogut-izmenit-rabotu-vuzov-v-kazahstane-zakonoproekt_a3231036 https://www.inform.kz/ru/kak-mogut-izmenit-rabotu-vuzov-v-kazahstane-zakonoproekt_a3231036

12 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан. Об утверждении методических рекомендации по определению соответствия Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и Классификатора направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием Республики Казахстан: утв. 11 февраля 2019 года, №65 (с изменениями от 25.06.2019 г.) // https://online. zakon.kz>document.

13 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им» утв. 17 июня 2015 года, №391 // adilet.zan.kz>rus>docs

14 Вузы РК получат академическую свободу //https://www.zakon.kz/4915375-vuzy-rk-poluchat-akademicheskuyu-svobodu.html

15 План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева //http://online.zakon.kz/Document/?doc id= 31977084.

действовавших в форме республиканских государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, в некоммерческие акционерные общества16. В настоящее время Комитетом государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК проводятся соответствующие процедуры по передаче государственного пакета акций в ведение МОН РК.

В тесной связи с расширением академической свободы вузов находится изменение системы управления вузами. Ее изменение даст возможность вузам самостоятельно решать вопросы найма ППС на работу, формирование студенческого контингента в разрезе специальностей, выбора направления подготовки и определения академической структуры.

Это обуславливает необходимость изменения организационно-правовой формы вузов, поскольку деятельность государственных вузов регулируется еще и законодательством в области госимущества [1]. Помимо того, что это для них порой обременительно, в ряде случаев это вообще противоречит их основной миссии и задачам. Кроме того, финансовая деятельность госвузов в форме РГП не является прозрачной для стейкхолдеров, что, в принципе, препятствует тесному социальному партнерству.

Соблюдение принципов академической свободы: корпоративного управления, финансовой самостоятельности и др. позволят современным вузам Казахстана адоптироваться в мировое образовательное пространство и подготавливать высококвалифицированных специалистов. Национальные и государственные вузы пройдут путь преобразования. В ближайшем будущем мы станем свидетелями одной из глобальной трансформаций таких вузов в некоммерческие акционерные общества, сто процентов акций, в которых будут принадлежать государству. Смена организационно-правовой формы существенно повлияет на возможности вузов осуществлять отдельные виды деятельности, в основном связанных с извлечением при-были17.

В Закон «Об образовании» введена отдельная статья о регламентации деятельности и компетенции вузов. Нормой статьи предусмотрена возможность осуществления вузами коммерческой деятельности по 13 видам. Также определяются основные компетенции вузов, и, кроме того, вузы дополнительно наделяются следующими правами: создания эндаумент - фонда - целевого фонда; возможности создания юридических лиц для осуществления научно-образовательной деятельности за счет

внебюджетного финансирования; открытия стартап-компаний; привлечения дополнительных источников финансирования в целях осуществления вузовской деятельности; создания филиалов в иностранных государствах [2].

В связи с расширением академической и управленческой самостоятельности финансированию придается более гибкий характер. Целями изменения финансирования является обеспечение эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, а также развитие материально-технической и социальной базы. В этой связи следует в течение четырех лет отказаться от финансирования самой специальности и перейти на кредитное финансирование без привязки к срокам обучения [3].

Для этого Законом «Об образовании» предусмотрена передача МОН новых полномочий, в соответствии с которыми изменяется процедура утверждения порядка финансирования вузов, учитывающая кредитную технологию обучения и формирования государственного образовательного заказа. Изменению подвергся и срок утверждения государственного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием - вместо одного года теперь предусматривается три года. Ожидается, что предложенные дополнения дадут возможность более эффективного распределения госзаказа с учетом нужд реального сектора экономики страны. Кроме того, в рамках регламентирования финансовой политики исключается требование о регулировании стоимости обучения в вузах на коммерческой основе; допускается самостоятельное утверждение вузами формы договора оказания образовательных услуг. Данные нормы призваны обеспечить более широкий доступ граждан, в том числе социально уязвимых слоев населения, к реализации своих потребностей в получении высшего образования.

С переходом вузов в новые организационно-правовые формы планируется создать наблюдательные советы, эндаумент-фонды, ежегодно публиковать финансовые отчеты и проводить аудит финансовой деятельности с целью повышения прозрачности их финансовой деятельности.

Как указывается в Пояснительной записке к законопроекту, внедрение механизмов расширения управленческой самостоятельности послужит:

1) развитию корпоративных органов управления;

2) внедрению новых механизмов назначения и освобождения руководящего состава ву-

16 Постановление Правительства Республики Казахстан. О некоторых вопросах высших учебных заведений Министерства образования и науки Республики Казахстан: утв. 11 октября 2019 года, №752 //https://tengrinews. kz>zakon.

17 Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений: принят 4 июля 2018 года, №171^1 //https://online.zakon.kz>dokument.

зов, определения срока их полномочий;

3) формированию прозрачного бюджета;

4) введению практики подотчетности вузов общественности18.

В конечном итоге, переход предоставит возможность вузам самостоятельно определять академическую структуру, а также расширит права в сфере международного сотрудничества и создания юридических лиц.

Это также позволит вузам иметь сбалансированную налоговую систему, упростить процедуру государственных закупок и предоставить полномочия управляющим советам.

Кроме вопросов управления новыми изменениями, в законодательстве предусмотрена организация эндаумент-фондов (endowment fund), фондов целевого назначения по типу фондов, функционирующих в зарубежных исследовательских вузах.

Эндаумент-фонд как инструмент финансирования, аккумулируя средства инвесторов, позволяет перераспределять их в соответствии с целевым назначением. Как правило, такие средства используются для укрепления материально-технической базы научных школ, фонд оплаты труда и др.

Исходя из международного опыта, можно сказать, что путем создания и организации деятельности, так называемых, эндаумент-фондов, можно значительно уменьшить долю государственного финансирования вузов. Наибольшее распространение они получили в США, опыт которых предлагаем изучить.

Толковый словарь «Инновационная деятельность» дает такое определение эндау-мент-фонда: «Фонд, учрежденный на основе денежных средств, ценных бумаг и других активов, сформированный организацией для получения инвестиционного дохода, который будет использоваться на поддержание деятельности организации. Активы фонда могут быть постоянными, временно ограниченными или неограниченными. Инвестиционный фонд чаще всего создается на постоянной основе за счет имущества, переданного или завещанного так называемыми донорами, с установлением на него ограничений, т.е. доноры передают свои активы для создания инвестиционного фонда, предполагая, что они будут находиться вечно для создания стабильного и постоянного источника дохода организации. При этом активы, вложенные в фонд, являются неприкосновенными, т.е. недоступными для расходов. За рубежом наиболее широкое распространение получили эндау-

мент-фонды при университетах»19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из данного определения следует, что отличием данного фонда от обычного благотворительного фонда является следующее:

- во-первых, весь инвестиционный доход должен направляться в организации, в поддержку которой он был создан;

- во-вторых, строго целевой и бессрочный характер деятельности;

- в-третьих, лица, передающие свои средства в эндаумент-фонд, вправе установить цель расходования инвестиционного дохода, полученного от средств дарителя.

Целевой капитал в виде эндаумент-фонда - институт, позволяющий максимально открыто осуществлять финансирование деятельности таких некоммерческих организаций, как вузы. Возможность мониторинга деятельности фондов служит залогом честности и позволяет субъектам, выступающим в роли дарителя, инвестировать в них средства. При этом такими субъектами могут выступать и физические, и юридические лица. Как правило, в зарубежных странах, где институт благотворительности имеет более, чем вековую историю, в качестве дарителей (жертвователей) выступают физические лица. Мотивацией для инвестирования в эндаумент-фонд какой-либо некоммерческой организации: вуза или культурного центра и т.д. служит желание оказать поддержку своему университету - альма-матер, заинтересованность в продолжении научных исследований, желание иметь налоговые вычеты, возможность использования бренда, поддержка системных проектов и др. Размер целевого капитала эндаумент-фон-дов в зарубежных странах может достигать 50 и более процентов общей финансовой сметы. Например, Принстон покрывает 57 процентов за счет эндаумента20, а Музей изящных искусств Хьюстона покрывает 51процент затрат21.

Деятельность вузов в Республике Казахстан регулируется целым рядом нормативных правовых актов, а именно: Гражданским Кодексом РК, Законами «Об образовании», «О науке», «О государственном имуществе». В то же время, правовое регулирование эна-думент-фондов на сегодняшний день является недостаточным и требует своего законодательного решения. Возможно, таким решением может стать нормативный правовой акт, по аналогии с российским законодательством. Где деятельность эндаументов фондов регулируется посредством Федерального закона «О порядке формирования и использования целево-

Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений» // https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30142752&mod e=p&page=6#pos=2157;191

19 Endowment Value Rises to $32.7 Billion // http://harvardmagazine.com/2013/09/harvar.

20 Что такое эндаумент-фонды? //https://endowment.hse.ru/faq

21 Как создаются и наполняются музейные эндаументы в России и в мире // https://www.vedomosti.ru/partner/ articles/2019/03/28/797432-kulturnie-kapitali

го капитала некоммерческих организаций»22. Деятельность эндаумент-фондов в Республике Казахстан частично регулируется Законом РК «О благотворительности» от 16.11.2015 г.23.

Уставной капитал эндаумент-фонда важный показатель его устойчивости и инвестиционной доходности. Как правило, такие фонды аккумулируют значительные суммы в момент формирования уставного капитала. Поэтому, согласимся с мнением А.Ж. Нурмаганбетова о том, что «на начальном этапе функционирования эндаумент-фондов принять участие в формировании минимального основного капитала следует Правительству РК... национальным компаниям...» [4].

Анализируя изменения и дополнения, внесенные Законом Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности вузов, нужно учесть положения Закона РК «О благотворительности», где предусмотрено, что эндаумент-фонд должен быть создан в виде юридического лица с целевым основным капиталом. Создание государственным НАО эндаумент-фонда стал-

кивается с нормами статьи 192 Предпринимательского Кодекса РК, устанавливающей строго ограниченные основания участия государства в предпринимательской деятельности.

В завершении отметить следующие моменты. Высшие учебные заведения Казахстана получат формальную возможность для учреждения эндаумент-фондов после того, как в рассмотренные выше нормативные правовые акты и другие документы об образовании будут внесены соответствующие коррективы. Обоснованным ожиданием от деятельности эндау-мент-фондов является выполнение ими задачи по формированию надежного и эффективного дополнительного источника финансирования научных исследований, педагогической деятельности, а также внедрению в Казахстане традиций благотворительности. В перспективе, после наработки соответствующего опыта организация подобных фондов возможна и в системе среднего и средне-специального образования, области оказания социальной помощи и здравоохранения, посредством создания необходимой нормативной правовой базы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аубакиров А.А., Дербисалиев М.А., Малтабаров А.А. О некоторых вопросах преобразования формы собственности вузов Казахстана в акционерное общество: внедрение системы корпоративного управления // The Journal of Economic Research & Business Administration. 2017. №3(121). С. 4-8.

2. Есентемирова А.М. Правовое регулирование высшего и послевузовского образования в Казахстане // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: матер. 15-й юбил. междунар. конф. - Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2017. №15, ч. 1. С. 244-252.

3. Суслов В.И. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я): уч. пособие. Изд. 2-е, доп. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008. 223 с.

4. Нурмаганбетов А.Ж. О необходимости создания эндаумент-фондов при высших учебных заведениях в РК // https://www.zakon.kz/4622231-o-neobkhodimosti-sozdanija-jendaument.html

REFERENCES

1. Aubakirov A.A., Derbisaliev M.A., Maltabarov A.A. O nekotoryh voprosah preobrazovaniya formy sobstvennosti vuzov Kazahstana v akcionernoe obshchestvo: vnedrenie sistemy korporativnogo upravleniya // The Journal of Economic Research & Business Administration. 2017. №3(121). S. 4-8.

2. Ysentemirova A.M. Pravovoe regulirovanie vysshego i poslevuzovskogo obrazovaniya v Kazahstane // Obrazovanie cherez vsyu zhizn': Nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya: mater. 15-j yubil. mezhdunar. konf. Astana: NAO im. I. Altynsarina, 2017. №15, ch. 1. S. 244-252.

3. Suslov V.I. Tolkovyj slovar' «Innovacionnaya deyatel'nost'». Terminy innovacionnogo menedzhmenta i smezhnyh oblastej (ot A do YA): uch. posobie. Izd. 2-e, dop. Novosibirsk: Sibirskoe nauchnoe izdatel 'stvo, 2008. - 223 s.

4. Nurmaganbetov A.ZH. O neobhodimosti sozdaniya endaument-fondovpri vysshih uchebnyh zavedeniyah v RK//https://www.zakon.kz/4622231-o-neobkhodimosti-sozdanija-jendaument.html

22 Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций//https://online.zakon.kz/document/?doc_id=30421630

23 Закон Республики Казахстан «О благотворительности» от 16 ноября 2015 года № 402-VЗРК//http://adilet. zan.kz/rus/docs/ZJ500000402

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.