Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового мониторинга'

Некоторые вопросы правового мониторинга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маканова Г.Д.

Важным инструментом обеспечения должного качества принятия государственных решений является система мониторинга законотворчества. Автор статьи раскрывает понятие правового мониторинга и пересматривает подход к его проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового мониторинга»

Г.Д. МАКАНОВА,

младший научный сотрудник отдела правового мониторинга и антикоррупционной экспертизыг действующих НПА Института законодательства РК

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА

В последнее время зародился интерес общественности к правовому мониторингу, который затем стал постепенно шириться и даже перерос в своеобразный бум. Нынче модно, когда юридические службы министерств и ведомств, центральные и местные органы, имеющие прямое или косвенное отношение к правотворческим, правоприменительным и правоохранительным функциям, общественные правозащитные организации, НПО и даже отдельные адвокаты и юристы открыто или мимоходом ссылаются на проводившиеся или проводимые ими факты мониторинга, результаты которых якобы диктуют принятие определенных мер и требуют порой обязательного вмешательства компетентных инстанций в решение предлагаемых вопросов [1, С. 17].

Для юридической науки мониторинг - сравнительно новое понятие, которым раньше они почти не оперировали в своих построениях. Теперь же, когда о мониторинге стали говорить многие теоретики и практики, причем не только юристы, но и политики, экономисты, экологи, специалисты по другим отраслям деятельности, и когда данное понятие обоснованно включило в себя более богатое и емкое содержание, позволяющее расширить диапазон изучаемых и проводимых работ, юридическая наука не может не включить рассматриваемое понятие в свой предмет и не только не выразить к нему своего отношения, но и не дать ему исчерпывающего объяснения, раскрытия, анализа [1, С. 22].

Важным инструментом обеспечения должного качества принятия государственных решений является система мониторинга законотворчества и нормотворчества. При этом не менее актуальным становится умение совместить имеющийся опыт в сфере мониторинга законодательства и правоприменительной практики с новыми его формами.

В теории права под мониторингом понимается системная деятельность по оценке, анализу и прогнозу и обобщению результатов законотвор-

ческой деятельности и правоприменения. Таким образом, мониторинг должен выступать как неотъемлемая часть системы права наряду с законотворчеством.

В современном словаре иностранных слов [2, С. 752] даны два определения термина «мониторинг»: 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Главная задача мониторинговых мер в сфере законотворчества, по мнению М.Т. Баймаханова, - обеспечение максимального соответствия разрабатываемого закона и всех содержащихся в нем норм существующим на данный момент условиям жизни общества, потребностям поступательного развития страны, характеру экономических, социально-политических, этнодемографичес-ких, духовных, межличностных и иных общественных отношений. При этом главной частью правового мониторинга охватываются все виды подготовительных работ к правотворчеству. Мониторинг направлен на то, чтобы выявить, проанализировать и предложить меры, обеспечивающие максимальную реализацию правовых норм, воплощение в жизни всего того, что охватывается их содержанием. К мониторинговой деятельности М.Т. Баймаханов относит также его направление, имеющее в виду оптимальное соотношение национального законодательства с принципами и нормами международного права [3, С. 5].

Главными, базовыми чертами мониторинга законодательства являются: а) системность - он должен проводиться не фрагментарно, а постоянно, в различных отраслях законодательства; б) информационность - получение доступа различных субъектов права к сведениям о состоянии и эффективности реализации того или иного правового акта [4, С. 487].

В настоящее время актуализируются проблемы правового мониторинга, осуществляемого по

Трибуна молодого ученого

П8Л

отношению к законодательному процессу, включая планирование, разработку, рассмотрение и принятие законодательного акта. В таком случае целесообразно говорить о единстве мониторинга законодательного процесса, мониторинга законодательства и правоприменительной практики как компонентов целостной системы реализации правовой политики государства по созданию и совершенствованию законодательной основы устойчивого развития нашего общества и государства [3, С. 6].

На сегодняшний день в Казахстане правовой мониторинг должным образом не проводится. Согласно статьи 43-1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», проведение постоянного мониторинга подзаконных нормативных правовых актов является мерой обеспечения законности нормативных правовых актов и возлагает обязанность на государственные органы осуществлять мониторинг.

Согласно пункту 3 Правил ведения мониторинга подзаконных нормативных правовых актов, их мониторинг проводится для выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан и устаревших норм права, оценки эффективности их реализации и своевременного принятия мер по внесению изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу [5]. Однако при этом остается без внимания немаловажный анализ и обобщение результатов правоприменения. То есть не решается главная, по мнению Меркель И.Д., задача - «вернуть» или точнее внедрить полученный результат мониторинга в нормотвор-ческий процесс.

Чтобы исправить ситуацию, нужно в целом пересмотреть подход к вопросам правового мониторинга. Для этого на уровне закона закрепить обязательность осуществления правового мониторинга всего законодательства - законодательных, подзаконных актов, в том числе нормативно-правовых актов органов местного государственного управления. Для этого необходимо внг-сти соответствующие изменения в первую оче-

редь в Законы «О нормативных правовых актах» и «Об органах юстиции».

Далее, необходимо законодательно «разложить по полочкам» цели и задачи правового мониторинга, механизм его осуществления и порядок взаимодействия между государственными органами. При этом следует выделить основную задачу правового мониторинга - комплексное использование результатов мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики в нормотворческой деятельности государственных органов [1, С. 30].

Было бы целесообразно также предусмотреть в законе обязанность по постоянному обмену между органами, другими заинтересованными субъектами всей необходимой для проведения качественного мониторинга информацией [1, С. 30].

Для целостного изучения правового мониторинга и его эффективного осуществления необходим системный подход, способствующий, кроме того, минимизации субъективного фактора в процессе изучения, анализа и оценки состояния изучаемых объектов.

В условиях перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию одной их важных черт законодательства становится его опережающий характер. В этой связи определенная часть информации правового мониторинга должна быть опережающей, что очень важно в условиях глобализации и возрастающей неопределенности будущего. Люди, реализующие стратегические планы, в том числе развития точки зрения, должны обладать стратегическим и системным мышлением.

Системный подход к исследованию и реализации правового мониторинга требует разработки и использования соответствующих методов. Подобные методы и технологии системного подхода необходимы также при исследовании, разработке и реализации законов как систем, по отношению к которым правовой мониторинг может использоваться как обеспечивающая подсистема [3, С. 206].

Использованная литература

1. Правовой мониторинг как средство повышения качества нормотворческой деятельности: Сборник материалов международной научно-практической конференции 30 октября 2007 г. - Астана: ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан», 2007 г. - С. 17-30.

2. Современный словарь иностранных слов. - Санкт Петербург: «Дуэт», 1994. - 752 с.

3. Галиев Т.Т., Тлеухан Н.Т. Правовой мониторинг: Теоретико-методологический аспект. - Астана: Изд-во Парламента РК, 2008. - С. 5-6.

4. Эффективность законодательства и современные юридические технологии (материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов. Москва, 29-31 мая 2008 г.) Институт законодательства и сравнительного правововедения при Правительстве РФ, 2009. - С. 487.

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2006 года N 817 «Об утверждении Правил ведения мониторинга подзаконных нормативных правовых актов».

MeMJieKemmiK wewiMdepdi i^aôunday canacun %OMmaMacbi3 emydty Ma~qu3du K,ypanu ôonun зaцmblгapмamblJlblц ôojun maôbuadu. MaKftna aemopu KtfKUK Monumopunzi yzbiMbi Monin awa-dbi wane KïKUKmuK Monumopunz wypzi3y mypajiu K03Kapacmu Kauma Kapaudu.

BawHbiM uncmpyMenmoM oôecnenenun doiwnozo Kanecmea npunnmun zocydapcmeennux pe-wenuu nennemcn cucmeMa Monumopunza 3aKonomeopuecmea. Aemop cmambu pacKpueaem nonn-mue npaeoeozo Monumopuma u nepecMampueaem nodxod k ezo npoeedenuw.

An important tool of maintenance of the quality of acceptance of State decisions is the system of monitoring lawmaking. The author of an article notes the concept of legal monitoring and reconsiders the approach to carrying out legal monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.