214 I № 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Е. ШАЛАТАЙ¥ЛЫ,
старший научный сотрудник отдела правового мониторинга и антикоррупционной экспертизыг действующих НПА Института законодательства РК
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Прежде чем раскрыть роль прокурора в осуществлении «правового мониторинга законодательства», необходимо рассмотреть само определение этого понятия.
В правовой науке даются различные определения понятию «правовой мониторинг законодательства». Однако до настоящего времени определение «правовой мониторинг законодательства» не нашло своего закрепления в действующем законодательстве.
Так, в соответствии со ст. 43-1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», уполномоченные органы обязаны осуществлять постоянный мониторинг подзаконных нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись, для выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан и устаревших норм права, оценки эффективности их реализации и своевременно принимать меры по внесению в них изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу [1].
Как видим, в национальном законе упоминается о необходимости ведения мониторинга только в отношении подзаконных нормативных правовых актов, тем самым, законодательные акты и практика их применения законодателем не отнесены к объектам правового мониторинга.
В связи с этим следует согласиться, что в настоящее время «назрела необходимость ввести в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» норму-дефиницию, определяющую юридическое содержание термина «правовой мониторинг законодательства», где правовой мониторинг необходимо понимать как систематическую деятельность уполномоченных органов, осуществляемую на постоянной основе по сбору, оценке, анализу информации о действующем законодательстве, а также прогнозу его состояния, динамики развития и практики применения, в целях разработки мер по повышению эффективности нормотворческой деятельности с использованием сообщений и документов право-
применительных государственных органов, общественных организаций» [2, с. 100].
Наряду с отсутствием законодательного закрепления юридического определения понятия «правовой мониторинг законодательства» в настоящее время не имеется и конкретного уполномоченного государственного органа по осуществлению правового мониторинга законодательных актов и правоприменительной практики.
Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», одной из мер обеспечения законности нормативных правовых актов является проведение постоянного мониторинга -подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно части 2 данной статьи, в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами, органами и должностными лицами государства, обеспечивающими законность нормативных правовых актов, являются:
1) Конституционный Совет Республики Казахстан;
2)суды;
3) Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры;
4) Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы;
5) государственные органы - в отношении нормативных правовых актов, принятых нижестоящими органами;
6) уполномоченные органы, принявшие подзаконные нормативные правовые акты и (или) являющиеся их разработчиками, - в отношении подзаконных нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись.
Таким образом, органы прокуратуры находятся в числе государственных органов, обеспечивающих законность нормативных правовых актов. Поскольку их конституционным полномочием является надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых
Трибуна молодого ученого
П2ГП
актов можно с уверенностью утверждать, что органы прокуратуры правомочны осуществлять правовой мониторинг законодательства и правоприменительной практики.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в действующем законодательстве, в частности, в статье 43-1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» указано, что задачами мониторинга является выявление противоречащих законодательству Республики Казахстан и устаревших норм права, оценка эффективности их реализации и своевременное принятие мер по внесению в них изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу. При этом предусмотренные законодательством задачи мониторинга гораздо уже, чем должны быть. Другая немаловажная сторона - анализ и обобщение результатов правоприменительной практики - остается без внимания.
Самая главная задача мониторинга в сфере законотворчества, по мнению Баймаханова М.Т., - «обеспечение максимального соответствия разрабатываемого закона и всех содержащихся в нем норм существующим на данный момент условиям жизни общества, потребностям поступательного развития страны, характеру экономических, социально-политических, этнодемографических, духовныгх, межлично-стныгх и иныгх общественныгх отношений. Только решив эту главную (содержательную) задачу, можно обеспечить успех законотворчества в целом» [3, с. 18].
Вот и прокуратура при осуществлении правового мониторинга исходит из того, что основной целью такого мониторинга является непрерывное наблюдение за соответствием действующих законов потребностям развития общественны х отношений на основе Конституции страны, а также за точным единообразным применением законов всеми участниками правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности [5, с. 23].
Конституционно-правовые основы статуса современной прокуратуры определены в статье 83 Конституции Республики Казахстан 1995 года, в которой закреплены основные положения о прокуратуре как единой централизованной независимой системе, осуществляющей от имени государства высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, адми-
нистративного и исполнительного производства.
Впервые прокуратуре было предоставлено право опротестовыгвать законыг, противоречащие Конституции и законам республики [4].
Особенность участия органов прокуратуры в осуществлении правового мониторинга состоит в том, что в системе разделения властей и механизме сдержек и противовесов прокуратура не входит в состав ни одной из ветвей власти. Она интегрированный инструмент Главы государства - гаранта незыблемости Конституции и обеспечения законности в стране, как непременного условия ее поступательного развития на пути к демократическому правовому государству. Основным направлением деятельности органов прокуратуры изначально было и остается укрепление государственности и режима законности [5, с. 24].
Закон без механизма его реализации превращается в пустую декларацию. В этой связи особенностью конституционного прокурорского надзора является постоянный контроль за применением законов, адекватностью самих законов, иных нормативных правовых актов, в том числе актов представительных органов и судов. Прокуратура выявляет, устанавливает нарушения законов, допущенные в процессе их применения, выявляет причины, обстоятельства, способствовавшие их совершению [5, с. 24].
По мнению Бахтыбаева И.Ж., «еще одной уникальной особенностью прокуратуры в плане ведения правового мониторинга законов и допускаемых в стране правонарушений является то, что в ведении Генеральной прокуратуры состоит Комитет по правовой статистике и специальным учетам. Он в состоянии обеспечивать и прокуратуру, и другие компетентные органы статистическими данными, необходимыми для выработки управленческих решений в сфере правотворчества и правоохраны» [5, с. 25].
Опыт прокуратуры по осуществлению правового мониторинга в интересах укрепления законности в стране, информация о практике применения законов, их качестве, установление структуры причин и других факторов, обусловивших совершение правонарушений, позволяет ей более действенно и оперативно оказывать содействие в поддержании законодательства в адекватном состоянии. Данные прокуратуры о состоянии преступности и законности в целом по стране используются иными государственными структурами для характеристики различных сторон государственной и общественной жизни Казахстана и выработки соответствующих мер ее упорядоче-
216 7 Ns 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
ния и развития. И это является своего рода результатом осуществляемого прокуратурой правового мониторинга законодательства и правоприменительной практики [5, с. 25].
Таким образом, осуществление правового мониторинга является одной из основных задач прокуратуры, которая реализуется ею в процессе выполнения возложенных на нее задач и функции. В системе правового мониторинга прокуратура занимает особое место, и это во мно-
гом связано с ее конституционным статусом. Прокуратура, согласно Конституции РК, наделена функциями высшего надзора за точным и единообразным применением законов, указов Президента и иных нормативных актов. Только у нее имеется конституционное полномочие по опротестованию законов, противоречащих Конституции и законам республики, которое не присуще ни одному другому государственному органу.
Использованная литература
1. Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24.03.1998 г. №213 // Ведомости Парламента РК, 1998 г., N 2-3, ст. 25.
2. Туганбаева М.Ф. Правовой мониторинг действующих нормативных правовых актов: опыт и перспективы // Вестник Института законодательства РК: Научно-правовой журнал. - Астана, 2010. - С. 98-101.
3. Баймаханов М.Т. О роли мониторинга в совершенствовании нормотворчества // Правовой мониторинг как средство повышения качества нормотворческой деятельности: Сборник материалов международной научно-практической конференции 30 октября 2007 г. - Астана, 2007. - С. 17-22.
4. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 4, ст. 217.
5. Бахтыбаев И.Ж. Прокуратура в системе правового мониторинга Республики Казахстан // Правовой мониторинг как средство повышения качества нормотворческой деятельности: Сборник материалов международной научно-практической конференции 30 октября 2007 г. - Астана, 2007. -С. 23-29.
Мацалада зацнамага цщыцтыц мониторинг жург1зу барысында прокуратура органдары-ныц рол1 ашылып корсетыген.
Автор статьи раскрывает роль органов прокуратуры в осуществлении правового мониторинга законодательства.
The author reveals the role of prosecutors in implementation the legal monitoring of legislation.