— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-8-3 УДК 340.11-053.81
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Бышов Д.В.
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Аннотация. В рамках данной статьи рассматриваются вопросы правосознания в современном обществе на примере молодежной среды. Современное общество постоянно сталкивается с прогрессивными изменениями, происходящими в различных его сферах: социальной, политической, экономической. Эти изменения требуют переоценки отношения формирования правосознания у детей и подростков. В исследовании оценивается соотношение правосознания и социальной справедливости с точки зрения научных исследований. Правосознание представляет собой сложную систему правовых взглядов, настроений и идей. Социальная справедливость определяется и измеряется через социальные институты.
В статье определяются основные аспекты влияния правовой культуры на общество, а также рассматривается роль образования в формировании правосознания у учащейся молодежи, что является крайне значимым и многогранным моментом. Образовательная среда не только передает учащимся знания о праве и законе, но и способствует развитию их нравственных и культурных ценностей, что влияет на формирования правосознание учащейся молодежи. Сфера образования представляет собой технологически наиболее работоспособный компонент, широко понимаемой правовой культуры в обществе.
Ключевые слова: социальная справедливость, правосознание, психологические аспекты, общество, правовая культура, образование, образовательное право, молодежная среда, учащаяся молодежь.
SOME ISSUES OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Denis V. Byshov
Mordovian State University named after N.P. Ogareva,
Abstract. This article discusses issues of legal consciousness in modern society using the example of the youth environment. Modern society is constantly faced with progressive changes in various spheres: social, political, economic. These changes require a reassessment of the relationship between the formation of legal consciousness in children and adolescents. The study evaluates the relationship between legal consciousness and social justice from the point of view of scientific research. Legal consciousness is a complex system of legal views, sentiments and ideas. Social justice is defined and measured through social institutions.
The article defines the main aspects of the influence of legal culture on society, and also examines the role of education in the formation of legal consciousness among students, which is extremely significant and multifaceted. The educational environment not only imparts to students knowledge about law and law, but also contributes to the development of their moral and cultural values, which influences the formation of the legal consciousness of students. The sphere of education represents the technologically most efficient component of the broadly understood legal culture in society.
Keywords: social justice, legal consciousness, psychological aspects, society, legal culture, education, educational law, youth environment, students.
Введение.
История формирования правосознания в обществе является важным аспектом изучения правовой культуры человека, группы и общества.
Процесс формирования правосознания тесно связан с историческими событиями и изменениями, происходящими в обществе. Если рассмат-
ривать данный процесс на примере пореформенного общества в дореволюционной России, то мы столкнемся с многочисленными исследованиями, которые посвящены проблеме становления правосознания в данном обществе как части историографии правовой системы [1, с. 21]. Следует отметить, что формирование правосознания не ограничивается историческими рамками.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Современное общество также сталкивается с прогрессивными изменениями в различных сферах: социальной, политической, экономической. Эти изменения требуют переоценки отношения к формированию правосознания у детей и подростков. Влияние таких изменений на процесс формирования правосознания несомненно [2, с. 34].
Исследования ученых также подчеркивают важность понимания взаимосвязи, существующей между правосознанием и правовой культурой. Правовое сознание возникает под воздействием ценностей, норм и правил, принятых в обществе. Эти понятия взаимосвязаны и влияют друг на друга, определяя отношение людей к праву и справедливости [3, с. 467].
Формирование правосознания в обществе представляет собой сложный процесс, который зависит от исторических, культурных и социальных факторов. Понимание этого процесса позволяет лучше понять влияние правовой системы на поведение и отношение людей к праву, а также стоит отметить, что «правосознание» тесно связано с понятием «справедливость», которое играет ключевую роль в формировании правосознания в обществе.
Обсуждение. Результаты.
Если рассматривать проблему соотношения понятий «правосознание» и «справедливость», то некоторые авторы утверждают, что справедливость является неотъемлемой составляющей правовой культуры и имеет прямое влияние на развитие правосознания, на кризис правосознания в современной России; при этом ими выделяется важность понимания и применения понятия «справедливость» для преодоления данного кризиса [4, с. 17].
Другие исследователи понимают справедливость как фактор развития правосознания и правовой культуры в России после проведенных реформ. Важно отметить, что справедливость способствует укреплению индивидуального правосознания, обеспечивая высшую правоту в действиях каждого члена общества [5, с. 6]. Этот аспект особенно значим для формирования у учащейся молодежи понимания важности справедливости в контексте правовой системы.
Понятие «справедливость» играет существенную роль в формировании правосознания и правовой культуры в обществе. Понимание и осознание справедливости помогают укреплять ценностные ориентации, развивать нравственные принципы и способствуют созданию справедливого правового пространства для всех членов общества. Все действия, основанные на принципах справедливости, способствуют развитию правовой культуры и формированию эстетических и нравственных ценностей в обществе, но и не стоит забывать о факторах, которые оказывают влияние на формирование правосознания учащейся молодежи.
Правосознание представляет собой сложную систему правовых взглядов, идей и настроений в обществе, отражающих отношение к существующему и желаемому праву. Формирование правосознания происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий и культурных особ е н н остей, что может отражать с особенности правосознания разных ячеек общества.
Для проведения сравнительного анализа правосознания в различных культурах необходимо изучать особенности правовых систем и культур различных стран, а также не забывать о социальной справедливости.
Правосознание и социальная справедливость взаимосвязаны и важны для формирования понимания справедливости в обществе. Социальная справедливость отличается от юридической справедливости тем, что охватывает все сферы общества и не ограничивается лишь соблюдением юридических норм. Исследования показывают, что социальная справедливость и право могут как взаимодополнять, так и противостоять друг другу, что подчеркивает важность изучения их взаимосвязи и антагонизма [6, с. 199].
Социальная справедливость определяется и измеряется через общественные институты, которые играют ключевую роль в установлении уровня справедливости в обществе. Понимание этого взаимодействия между социальной справедливостью и правом будет способствовать молодому поколению осознать не только значимость соблюдения законов, но и необходимость участия в формировании справедливых социальных отношений.
Роль образования в формировании правосознания учащейся молодежи является крайне значимой и многогранной. Образовательная среда не только передает учащимся знания о праве и законе, но и способствует развитию их нравственных и культурных ценностей, что влияет на формирование их правового мировоззрения.
Образовательное право играет ключевую роль в этом процессе, определяя основные принципы и механизмы формирования правосознания учащейся молодежи. Важно отметить, что в формировании правовой культуры учащейся молодежи существенное значение имеют не только формальные аспекты образования и уровень правовых знаний, но также нравственные и культурные факторы.
Понимание справедливости, этические установки, а также уважение к правам и свободам других людей играют важную роль в формировании у учащихся правосознания. Эти аспекты помогают им не только понимать существующее право, но и стремиться к его усовершенствованию и соблюдению в повседневной жизни.
Сфера образования представляет собой технологически наиболее работоспособный компонент, широко понимаемый культуры, оказываю-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
щий непосредственное влияние на формирование и преобразование индивидуального и общественного менталитета [8, с. 115]. Особенно это касается молодежи. Правосознание учащейся молодежи является ключевым элементом их развития, оно зависит от их воли, убеждений и ценностей. Формирование правосознания в процессе образования помогает молодым людям развивать критическое мышление, осознанное отношение к праву и закону, а также способность к саморегуляции и конструктивному взаимодействию в обществе. Образование играет важную роль в формировании правосознания учащейся молодежи, способствуя их интеллектуальному, нравственному и психологическому развитию, которое является также важной составляющей при формировании правового сознания.
Ряд исследований указывает на распространенные проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь в процессе формирования своего правового сознания. Одной из ключевых проблем является правовой инфантилизм, который проявляется в недостаточной зрелости и осознанности в отношении правовых норм и обязанностей. Кроме того, среди молодежи встречается явление правового нигилизма, когда отсутствует вера в эффективность правовой системы и сомнения в ее справедливости. Это может привести к отрицательному отношению к закону и правопорядку. Еще одной проблемой, с которой сталкиваются молодые люди, является правовой цинизм, выражающийся в скептическом отношении к закону, правосудию и правительству, а также в нежелании соблюдать правила и нормы [8, с. 104].
Современная молодежная среда оказывает значительное влияние на формирование правосознания. Негативные факторы в государствен но-правовом строительстве, такие как коррупция, неэффективность правоприменительной системы и недостаточная правовая грамотность населения, создают препятствия на пути формирования устойчивого правового сознания у молодежи. Однако стоит отметить, что исторические достижения греко-римской цивилизации оказали сильное влияние на развитие права и правосознания в целом. Сравнительный анализ «договорного сознания» на Западе и «магического» сознания в древности позволяет понять особенности формирования правовой культуры и значимость исторического контекста для современного правосознания.
Формирование правосознания в молодежной среде является важным аспектом в формировании цивилизованного общества. Исследование, проведенное в данной области, подчеркивает важность теоретического анализа процесса формирования правового сознания среди молодежи. Особое внимание уделяется негативным факторам, таким как криминализация молодежи и увеличение числа правонарушений, которые могут оказывать влияние на формирование правосознания в данной социально-возрастной группе [8, с. 90].
Психологические аспекты формирования правосознания играют значительную роль в процессе становления правовых взглядов и убеждений учащейся молодежи. Исследования в данной области позволяют понять, как формируется система ценностей и убеждений, определяющая отношение к праву и справедливости. Одним из ключевых аспектов является изучение правовой психологии как важного элемента правового сознания личности. Важно отметить, что правосознание представляет собой сложную систему, формирующуюся под влиянием различных факторов [9, с. 59].
Психологический подход к изучению формирования правосознания позволяет выявить ключевые моменты, влияющие на этот процесс.
Психологические аспекты развития правосознания начинают формироваться еще с детства и продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Понимание этого процесса имеет важное значение не только для специалистов в области психологии, но и для общества в целом. Ведь именно через призму психологических особенностей формируются убеждения о справедливости, законности и ответственности.
Исследования в области психологических аспектов формирования правосознания позволяют выявить влияние различных факторов на этот процесс. Актуальность данной темы подчеркивается не только для научного сообщества, но и для практического применения результатов исследований в образовательных и воспитательных целях. Понимание психологических особенностей формирования правосознания учащейся молодежи позволяет разрабатывать эффективные методики обучения и воспитания, способствующие развитию правовой культуры и формированию гражданской позиции, включая в себя также и этические аспекты формирования, если разделять людей на разные группы и подгруппы.
Этические вопросы тесно связаны с формированием правосознания у различных групп населения. Например, существует исследование, посвященное этическим аспектам формирования правосознания у студентов медицинского вуза, выявляет особенности отношения к антитабачной политике и показывает, как этические убеждения могут влиять на восприятие правовых норм.
Важным аспектом является также рассмотрение нравственных аспектов правосознания в контексте национальной идентификации. Проблема этического аспекта формирования правового сознания в обществе существует уже с давних пор, например, дискуссия западников и славянофилов XIX века, подчеркивает влияние нравственных убеждений на формирование правосознания личности и ее вклад в национальную идентичность. Множество писателей и поэтов анализировали этику, мораль и правосознание в контексте развития нашего общества. Поэтому
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
нам важно выявить взаимосвязь между данными понятиями, что способствует более глубокому пониманию формирования правовой культуры в обществе [9, с. 165].
Заключение. Таким образом, изучение этических, психологических аспектов правосознания, а
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
также образовательный аспект в отношении молодого поколения, позволяет более полно охарактеризовать процесс формирования правовых взглядов, идей и настроений в обществе, а также выявить влияние нравственных убеждений на отношение к праву и справедливости.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Савостьянова О.Н. Правосознание адвокатов России и русского зарубежья (1864-1925 гг.) : монография / О.Н. Савостьянова; Под ред. С.С. Юрьева. Дашков и Ко, 2015. 320 с.
2. Есикова Т.В. Развитие правовых представлений: история и современность / Т.В. Есикова // Психология и право. 2012. № 3. С. 33-34.
3. Пиголкин А.С. Теория государства и права : учебник для вузов / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М. : Юрайт, 2024. 516 с.
4. Нестерук Е.С. Справедливость в современном российском правосознании : автореф. дис. ... канд. философ. наук. Н. Новгород, 2008. 27 с.
5. Ефремова Н.Н. Справедливость как фактор развития правосознания и правовой культуры России пореформенного периода / Н.Н. Ефремова // Журнал высшей школы экономики «Право». 2013. № 3. С. 3-11.
6. Малахов В.П. Теория правосознания. Опыт формирования : монография. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 335 с.
7. Бунаков М.Ю. Политическая культура как часть общей культуры и элемент политической системы / М.Ю. Бунаков, Н.С. Гуляев // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2012. № 3(16). С. 5-9.
8. Гуляев И.И. Гражданская и правовая культура российской молодежи. М. : Юрайт, 2024. 124 с.
9. Российское правосознание обучающихся в условиях внедрения инфокоммуникационных технологий / А.А. Волков, А.М. Дроздов, В.В. Ковалев [и др.]; Под общ. ред. А.М. Дроздовой. ИНФРА-М, 2021. Т. 1. 211 с.
References:
1. Savostyanova O.N. Legal consciousness of lawyers in Russia and Russian abroad (1864-1925) : monograph / O.N. Savostyanova; Edited by S.S. Yuryeva. Dashkov and K. 2015. 320 p.
2. Esikova T.V. Development of legal concepts: history and modernity / T.V. Esikova // Psychology and law. 2012. № 3. P. 33-34.
3. Pigolkin A.S. Theory of State and Law : textbook for universities / A.S. Pigolkin, A.N. Golovistikova, Yu.A. Dmitriev; Edited by A.S. Pigolkina, Yu.A. Dmitrieva. M. : Yurayt, 2024. 516 p.
4. Nesteruk E.S. Justice in modern Russian legal consciousness : abstract. dis. ... cand. philosopher. sciences / E.S. Nesteruk. N. Novgorod, 2008. 27 p.
5. Efremova N.N. Justice as a factor in the development of legal consciousness and legal culture in Russia in the post-reform period / N.N. Efremova // Journal of Higher School of Economics «Law». 2013. № 3. P. 3-11.
6. Malakhov V.P. Theory of legal consciousness. Experience of formation : monograph. M. : UNITY-DANA,
2020. 335 p.
7. Bunakov M.Yu. Political culture as part of general culture and an element of the political system / M.Yu. Buna-kov, N.S. Gulyaev // Psychological and pedagogical problems of human and society safety. 2012. № 3(16). P. 5-9.
8. Gulyaev I.I. Civil and legal culture of Russian youth. M. : Yurayt, 2024. 124 p.
9. Russian legal consciousness of students in the context of the introduction of information and communication technologies / A.A. Volkov, A.M. Drozdov, V.V. Kovalev [et al.]; Under general ed. A.M. Drozdova. INFRA-M,
2021. Vol. 1. 211 p.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Бышов Денис Викторович
кандидат исторических наук, доцент кафедры
юридических технологий и правоведения Юридического института, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Саранск [email protected]
I об авторе
Denis V. Byshov
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Technologies and Jurisprudence of the Law Institute,
Ogarev Mordovian State University, Saransk [email protected]