Научная статья на тему 'Некоторые вопросы постановки голоса на начальном этапе, обусловленные национально-региональной спецификой'

Некоторые вопросы постановки голоса на начальном этапе, обусловленные национально-региональной спецификой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкант-исполнитель / вокалист / профессиональное образование / вокал / культура / искусство / национально-региональный компонент / performing musician / vocalist / professional education / vocals / culture / art / national-regional component

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлева Елена Владимировна

В статье рассматриваются некоторые вопросы обучения классическому вокальному искусству. Цель данной работы определить особенности преподавания вокала обусловленные национально-региональной спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses some issues of teaching classical vocal art. The purpose of this work is to determine the features of vocal teaching due to national and regional specifics.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы постановки голоса на начальном этапе, обусловленные национально-региональной спецификой»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-384-388 Яковлева Елена Владимировна

Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова, старший преподаватель [email protected]

Некоторые вопросы постановки голоса на начальном этапе, обусловленные национально-региональной спецификой

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы обучения классическому вокальному искусству. Цель данной работы - определить особенности преподавания вокала обусловленные национально-региональной спецификой. Ключевые слова: музыкант-исполнитель, вокалист, профессиональное образование, вокал, культура, искусство, национально-региональный компонент. Abstract. The article discusses some issues of teaching classical vocal art. The purpose of this work is to determine the features of vocal teaching due to national and regional specifics.

Key words: performing musician, vocalist, professional education, vocals, culture, art, national-regional component.

Жизнь на Севере в экстремальных условиях проживания является большим испытанием для организма человека. Столь неблагоприятных условий проживания нет больше нигде в мире. Люди издавна освоили эти суровые места, сумев не только выживать здесь, но и сохранить свою самобытную, неповторимую культуру. Неудивительно поэтому, что обучение классическому певческому искусству получило развитие и в нашей республике.

Якутское музыкальное творчество в своей основе - вокальное. Поэтому коренное население республики (как мужское, так и женское), издавна славилось своими певцами-исполнителями, отличавшихся спецификой национальной манеры пения в двух стилях - дьиэрэтии и дэгэрэн. Специфика этих стилей исключительно ярко проявилась в якутском эпическом сказании «Олонхо».

Поскольку основные музыкальные закономерности народного пения передавались от поколения к поколению, неизменно сохранялись и проявлялись своеобразная оригинальность и неповторимость звуковой палитры якутских певцов.

Не случайно, поэтому первые якутские музыкальные «мастерские», созданные в 1932 и 1934 годах, а впоследствии и одно из первых отделений Якутского музыкального училища (1948 г.) в своей основе были призваны готовить именно вокалистов. Их профессиональному обучению способствовало наличие обширного материала якутских народных песен, первых творческих опытов якутских мелодистов и композиторов, а также работавших в республике преподавателей московской композиторской школы, что обусловило явное преобладание вокального начала в истоках музыкального образования Якутии. Это обеспечило высокую результативность подготовки, нескольких поколений якутских вокалистов, ныне широко известных за пределами Республики Саха (Якутия).

В процессе профессионального обучения якутских вокалистов, как правило, ведется серьезная работа по сохранению некоторых черт и одновременно интеграции

народного пения и классической методологии западноевропейской и русской певческих школ.

Несомненно, встречаются большие трудности по перестройке голосового аппарата, генетической основы фонетики вокальной речи. Не просто решаются проблемы классического звукообразования, тембра, ритмических особенностей, голосоведения, певческого дыхания, саморегуляции, самоконтроля и прочее.

При этом особого внимания в вокальной работе с творческой молодежью Якутии заслуживает анализ путей развития мышечной свободы голосового аппарата, проблем артикуляции, дикции, воображения, специфических физиологических особенностей, интеллекта [1, с. 137—139].

В данное время в Якутии существует три учебных заведения, осуществляющих профессиональную подготовку музыкантов-исполнителей на разных уровнях. Старейшим из учебных заведений, выпускающих вокалистов является Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н.Жиркова.

В 1993 году Указом президента Республики Саха (Якутия) была открыта Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) - многоуровневый образовательный комплекс, осуществляющий в своей деятельности единый процесс профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей.

А также Арктический государственный институт культуры и искусств (АГИКИ) кафедра музыкального искусства.

В настоящее время большинство абитуриентов, поступающих на вокальное отделение ЯМК, приезжают из разных районов Якутии. Низкий культурный уровень, недостаточность средств массовой информации, плохое знание русского языка, отсутствие в большинстве районов музыкальных школ, все это сказывается на общем уровне поступающих и, в дальнейшем на их музыкальном и духовном развитии.

Существуют некоторые проблемы по формированию музыкального мышления в процессе обучения якутских музыкантов. Их можно разделить на два рода: общие (ментальные) и специфические (музыкальные).

Черты ментальности якутов Трудности формирования музыкального мышления в процессе преподавания музыки

Развитое наглядно-образное мышление Трудности восприятия словесно-логических конструкций о музыке

Образ мыслей спокойный, уравновешенный Самодостаточность, малая потребность в самореализации

Темперамент флегматического типа Реакции заторможены, невысокая скорость действий

Склонность к интравертности (особенно в незнакомой ситуации) Сложность вхождения в контакт, эмоциональная скованность

Чувство такта, исполнительность Слабое проявление инициативы

Общие проблемы. На познавательные процессы в музыкальном обучении непосредственно влияют индивидуальный и национальный аспекты ментальности. Так как они воздействуют на процессы становления субъективных и объективных сторон музыкального мышления, характеризующих музыкальные данные человека и особенности его музыкального опыта. Содержательная сторона менталитета (система этнических констант - черты быта, поведение, восприятие мира), все это оказывает влияние на формирование содержания музыкальной деятельности. В традиционной якутской культуре сложился определенный склад мышления и мировосприятия, создающий определенные трудности в процессе формирования профессионального музыкального мышления. Их можно классифицировать следующим образом.

Специфические проблемы. В традиционной якутской культуре сложилась особая специфика мыследеятельности, что рождает ряд проблем при формировании профессионального мышления якутских музыкантов:

- для фольклора характерно интуитивное мышление, в следствие чего проявляются трудности в освоении строгих конструкций европейской музыки;

- линеарное интонационное мышление, лишенное гармонического подтекста, который всегда присутствует в европейской мелодике, также приводит к определенным трудностям в усвоении функциональных основ тональных ладов академической музыки и интонирования многоголосия;

- пение в стиле дьиэрэтии и дэгэрэн ярко проявились в эпическом сказании «Олонхо». В основе песен как в стиле дьиэрэтии, так и дэгэрэн, лежит мелодическая формула из двух, трех, четырех звуков. При этом мелодиям дьиэрэтии особый колорит и сложность, непривычную для европейского слуха, придают кылысахи. Характеризуя их, Э.Алексеев пишет: «Песни дьиэрэтии обильно уснащены особыми фальцетными призвуками кылысахами, техника извлечения их вырабатывается годами, длительной тренировкой. Эти краткие, но звонкие и острые по тембру акцентные удары, то неторопливые, то частые, порой высотно неопределенные, но нередко очень точные и постоянные по тону, образуют своего рода мелодический и ритмический контрапункт к основному напеву. Рождая эффект инструментального сопровождения к пению. Именно благодаря кылысахам и возникает столь характерное для якутов разнотембровое «сольное» двухголосие, при котором голос певца как бы расслаивается на ведущую мелодию и высокий орнаментальный подголосок».

Стиль дэгэрэн проще, ритмически четкий, с определенной звуковысотной интонацией и периодической структурой. По звуковому составу песен дэгэрэн ырыа являются звукообъемными, двух-, трех-, четырех опорными. Текст песен дэгэрэн обычно семи,- восьми, - девятисложный. Он укладывается обычно в квадратный период из четырех тактов, метрически организован в двухдольный и четырехдольный такт. Внутреннее дробление на более мелкие ритмические единицы происходят чаще на первую или последнюю долю. Дэгэрэн ырыа имеет определенную устойчивую высоту звуков. Это заметно отличается от классических традиций пения, что создает серьезный конфликт и вызывает неприятие классических канонов пения;

- текучая ритмическая канва фольклорных композиций создает трудности в освоении четких метроритмических канонов европейской музыки.

- якутские «раскрывающиеся лады» относятся к четырехтоновым структурам. Этот термин предложил Г.Григорян, а Э.Алексеев прочно утвердил в своих теоретических трудах, дав ему такую характеристику: «Мы можем определить якутские «раскрывающиеся лады» как раннюю форму звуковысотной организации сольно-песенной мелодики, характеризующуюся плавным смещением опорных тонов напева при упорядоченности его ритмической и линеарной структуры». Это создает ряд проблем в изучении полутоновых гармонических ладов.

- мелос носит исключительно вокальных характер - инструментальные интонации вызывают ряд затруднений;

- формирование в якутских песнях носит импровизированный характер и не обладает архитектонической ясностью профессиональных музыкальных произведений [2,с.128-130].

Особую трудность вызывает необходимая работа по устранению национальных акцентов вербальной речи, сильно проявляющихся в неверном произношении ряда согласных, порой искажении значения слов. Существует ряд основных трудностей адекватного произнесения поэтических текстов вокальных произведений академической традиции, связанные с различием фонетики русского и якутского языков.

1. Неправильное произношение звукосочетаний, а также артикуляция русских звуков и слабого их различия на слух.

2. Трудности на смешение отсутствующих в якутском языке звуков: в, ф, з, ж, ц, ш, щ. Смешение происходит в результате неверного артикулирования и затруднения

различить эти звуки на слух. Нередко русские ф, в, з. ц, ш, щ, ж - заменяются якутскими п, б, с.

3. Трудности на смешение твердых и мягких согласных русского языка. Такие ошибки объясняются почти полным отсутствием мягких фонем в якутском языке. В русском языке их 33 согласных 15 являются мягкими. В якутском языке из 20 согласных только 4 являются мягкими: нь, дь, ч, й (в живой якутской речи встречается сильно смягченный л). В якутском языке мягкий знак почти не употребляется.

4. Трудности при употреблении раздельного мягкого знака (ь). Иногда якуты заменяют раздельный мягкий знак гласным и (деревия вмести деревья, здоровия вместо здоровье) или пропускают (ь) (братя вместо братья, полёт вместо польёт и т. д.).

5. Излишняя вставка гласного между согласными в начале и середине русских слов там, где встречается два и более согласных (кинига вместо книга, отыкырытый вместо открытый). Это объясняется тем, что в якутском языке, в отличие от русского, в употреблении согласных наблюдается большое количество ограничений. В коренных якутских словах встречается стечение двух согласных только в середине слова и в конце нескольких слов. В якутском языке одни согласные употребляются только в начале и середине слова, другие в конце и середине и т. д.[3,с.48-50]

В русском языке гласные в устной речи подвергаются большим изменениям. Ударение здесь разноместное (долго, была, дорога и т. д.) и подвижное (большой -больше) и т. д.

В якутском языке гласные в потоке речи большей частью сохраняют свое основное количество.

Ударение в якутских словах падает всегда (за исключением нескольких слов на последний слог) Редукция (ослабление) предударных гласных на слух почти не ощутима. Благодаря действию в якутском языке сингармонизма, в одних якутских словах встречаются гласные только переднего ряда (и, э, у, о,) в других только заднего ряда (ы, а, у, о). Редукция гласных хотя и имеет место, но она настолько незначительна, что якуты не допускают в якутских словах ошибок типа замены одного гласного другим.

У якутов основные трудности адекватного произношения поэтических текстов объясняются влиянием родного языка. Поэтому для преодоления этих трудностей необходимо исходить из особенностей родного языка.

Сопоставление языковых фактов может практически осуществляться в следующих формах:

1. Констатирование отсутствия данного факта русского языка в родном языке с тем, чтобы восприняли его как особенность русского языка и отнеслись к нему сознательно и с особым вниманием.

2. Указание на сходство данного явления с соответствующим явлением родного языка для того, чтобы более ярко восприняли это явление.

3. Указание на различие, при существовании некоторого сходства или общности для того, чтобы мобилизовать на борьбу с силой влияния родного языка, на борьбу с переносом навыков родной речи на русский язык.

Педагогу необходимо замечать не только сходство, но и видеть различия в тех или иных языковых явлениях русского и якутского языков.

Например, гласный Э имеется как в русском, так и в якутском языках. Однако, при артикуляции якутского Э появляется дополнительный призвук И (иэ), чего нет в русском гласном.

Следующий пример: Согласные звуки обозначаются буквами п, в, с, т как в русском, так и в якутском одинаково. На этом основании многие педагоги думают, что эти буквы в обоих языках во всех случаях обозначают вполне идентичные звуки. Между тем, если в русском языке имеются твердые фонемы п, б, с, т, и соответственно мягкие фонемы п, б, с, т, то в якутском языке имеются из них только твер-

дые фонемы п, б, с, т. Якутские п, б, с, т хотя иногда и смягчаются под влиянием гласных переднего ряда э, и, о, у но как мягкие фонемы не употребляются. Русские же п, б, с, т, имея самостоятельное саморазличительное значение, являются самостоятельными фонемами [4, с.96-97].

Таким образом, во всех языковых явлениях русского и якутского языков надо уметь видеть сходство, и различие для того, чтобы выяснить трудности адекватного произношения поэтических текстов вокальных произведений якутскими вокалистами. Из этого следует, что формирование профессионального мышления и адекватного произношения поэтических текстов вокальных произведений, вне которых невозможно полноценное постижение богатств шедевров мировой музыкальной культуры, должно включать, помимо академической (общеевропейской) основы, и этносемио-тические моменты, ибо сохранение национального музыкального менталитета (особенно для северных народов) является одной из важнейших целей музыкального образования.

В связи с этим необходимо решить ряд задач:

1. Создать интегрированную программу для всех уровней музыкального образования, учитывающую академические требования и региональный компонент.

2. Внедрять инновационные методы и формы работы в процессе обучения, в частности, опору на проблемные методы обучения; воспитание творческого подхода к решению учебных задач.

3. Соблюдать принципы гуманизации процесса обучения: индивидуальный подход, формирование и развитие положительной мотивации к обучению.

Помимо всего прочего существует ряд проблем связанных с культурным развитием студентов. В виду того, что Якутия является отдаленным регионом России, сюда редко приезжают с концертными программами, мастер-классами ведущие мастера искусств. Учащиеся практически не имеют возможности слушать произведения классического репертуара в «живом» исполнении.

Наряду с проблемами, связанными непосредственно с музыкальным образованием, остро встают трудности, касающиеся психофизической адаптации к социальным условиям жизни в городе.

Исходя из сказанного, представляется ясной необходимость в развитии не только вокальной культуры, но и формировании у будущего артиста культурных пластов более высокого порядка - художественного, эстетического, в конечном счете -духовного. Необходимо вести скрупулезную работу на фоне самого широкого развития личности певца.

В настоящее время в Якутске имеется прочная база для развития высшего вокального образования. Крайне важно, чтобы вокальное образование в этой структуре не было замкнуто в круг узкопрофессиональных интересов, а разными средствами и в различных формах стимулировало разностороннее художественное, эстетическое, в конечном счете - духовное развитие своих студентов.

Ссылки на источники

1. Колодезникова В.И. О профессиональной подготовке якутских вокалистов. Тезисы доклада на научно-практической конференции. Якутск. 2002. С.137-139.

2. Скрыбыкина Ч.К. Некоторые проблемы формирования музыкального мышления в процессе формирования якутских музыкантов. Из доклада на Российской научно-практической конференции: Художественной образование и духовное развитие личности. Якутск, 2002. С 128-130.

3. Самсонова Т. П. Сравнительная характеристика звуковой системы русского и якутского языков. Якутск, 2004. С.48-50.

4. Самсонов Ф.П. Говори и пиши правильно по-русски. Якутск. С. 96-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.