Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗВИТИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗВИТИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ТРАНСПОРТИРОВКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имашева Гульнар Махмутовна, Карденов Смаилжан Мержанович, Махмудлу Самед

В статье рассмотрены некоторые вопросы по развитию глобальной логистики. Сложность глобальной логистики заключается в том, что компании, выходя на мировой рынок, должны гибко реагировать на постоянно меняющиеся запросы потребителей, осуществлять логистический сервис на оптимальном уровне. Сегодня это практически невозможно без интеграции с многочисленными логистическими операторами. Развитию глобальной логистики и ее поддержке посредством оказания логистических услуг способствуют 3PL-, 4PL-, а в перспективе и 5PL-провайдеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME DEVELOPMENT ISSUES GLOBAL LOGISTICS

Questions on the construction of logistics systems are considered. The complexity of global logistics lies in the fact that companies entering the global market must flexibly respond to the constantly changing demands of consumers, and provide logistics services at the optimal level. Today, this is almost impossible without integration with numerous logistics operators. The development of global logistics and its support through the provision of logistics services are promoted by 3PL-, 4PL and in the future, 5PL-providers.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗВИТИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗВИТИЮ ГЛОБАЛЬНОЙ

ЛОГИСТИКИ

1 2 3

Имашева Г.М. , Карденов С.М. , Махмудлу С. Email: [email protected]

1Имашева Гульнар Махмутовна - доктор технических наук, профессор, академик Международной академии транспорта; 2Карденов Смаилжан Мержанович - магистрант; 3Махмудлу Самед - магистрант, кафедра организации авиационных перевозок и логистики, Академия гражданской авиации, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые вопросы по развитию глобальной логистики. Сложность глобальной логистики заключается в том, что компании, выходя на мировой рынок, должны гибко реагировать на постоянно меняющиеся запросы потребителей, осуществлять логистический сервис на оптимальном уровне. Сегодня это практически невозможно без интеграции с многочисленными логистическими операторами. Развитию глобальной логистики и ее поддержке посредством оказания логистических услуг способствуют 3PL-, 4PL-, а в перспективе и 5PL-провайдеры. Ключевые слова: логистика, логистическая система, логистические центры, транспортировка.

SOME DEVELOPMENT ISSUES GLOBAL LOGISTICS Imasheva G.M.1, Kardenov S.M.2, Mahmudlu S.3

1Imasheva Gulnar Makhmutovna - Doctor of Technical Sciences, Professor, Academician of the International Academy of Transport; 2Kardenov Smailzhan Merzhanovich - Master's Student;

3Mahmudlu Samed - Master's Student,

DEPARTMENT ORGANIZATION OF AIR TRANSPORT AND LOGISTICS, ACADEMY OF CIVIL AVIATION, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: questions on the construction of logistics systems are considered. The complexity of global logistics lies in the fact that companies entering the global market must flexibly respond to the constantly changing demands of consumers, and provide logistics services at the optimal level. Today, this is almost impossible without integration with numerous logistics operators. The development of global logistics and its support through the provision of logistics services are promoted by 3PL-, 4PL and in the future, 5PL-providers. Keywords: logistics, logistics system, logistics centers, transportation.

УДК 657.1

DOI: 10.24411/2312-8267-2021-10404

Глобальная логистика предполагает формирование и организацию функционирования устойчивых логистических систем, связывающих предпринимательские структуры различных стран мира на основе разделения труда, кооперирования и партнерства в форме соглашений, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

На сегодняшний день существует множество глобальных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы: компании ищут новые возможности на мировых рынках, которые проявляются в лучших финансовых и кредитных условиях,

снижении логистических издержек и т.п. Построению глобальных логистических цепей способствуют международные канальные посредники, к числу которых относятся:

■ компании по управлению экспортно-импортными операциями;

■ внешнеторговые компании и представительства;

■ агентские фирмы;

■ международные транспортно-экспедиторские фирмы;

■ компании по упаковке товаров в экспортно-импортных операциях;

■ транспортные компании;

■ таможенные брокеры (представители);

■ банки;

■ страховые компании;

■ международные логистические центры; и др. [1].

Сложность глобальной логистики заключается в том, что компании, выходя на мировой рынок, должны гибко реагировать на постоянно меняющиеся запросы потребителей, осуществлять логистический сервис на оптимальном уровне. Сегодня это практически невозможно без интеграции с многочисленными логистическими операторами. Развитию глобальной логистики и ее поддержке посредством оказания логистических услуг способствуют 3PL-, 4PL-, а в перспективе и 5PL-провайдеры [2].

В функции 3РL-провайдера входит организация перевозок, учет и управление запасами, подготовка экспортно-импортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

3PL-провайдер должен иметь в собственности (или арендовать):

• качественный автопарк (транспорт разного тоннажа) для перевозки как крупно-, так и малогабаритных грузов;

• склады (по общепринятой классификации складских помещений - не ниже класса "В") для хранения любых товаров (от мебели до автомобильных покрышек);

• региональную складскую сеть для работы с филиалами компании-заказчика.

Современный ЗРL-провайдер использует централизованную компьютерную базу данных

для управления процессом предоставления услуг и контроля. В договоре ЗРL-провайдеры обычно указывают условия выплаты заказчику компенсации (например, если не удастся справиться со своей задачей согласно установленным нормативам), т.е. берут на себя риски.

4РL-провайдер подразумевает слияние функций всех организаций, участвующих в процессе поставки продукции. В задачу 4PL-провайдера входят планирование, регулирование и контроль за всеми логистическими процессами компании-заказчика.

По организационному принципу 4РL-провайдера от операторов более низких уровней отличает наличие в его структуре специализированных подразделений, таких, например, как:

• отдел закупок - охватывает весь спектр деловых контактов с поставщиками продукции заказчика, включая оформление с ними договорных отношений, а также занимается решением проблем с сертификацией поставляемого клиенту товара и его таможенным оформлением;

• отдел по управлению запасами - отвечает за пополнение партий товаров на основании информации от заказчика, а также контролирует уровень продаж товара через точки реализации;

• отдел бренд-менеджмента - проводит маркетинговый анализ рынка для корректирования продаж того или иного бренда предприятия-заказчика.

Главное отличие 4РL-провайдера - работа с организацией-клиентом на основе ERP-системы. Эта система способна свести к минимуму риски в цепочке создания добавленной стоимости заказчика.

5РL-провайдеры являют собой пример интернет-логистики - планирование, регулирование и контроль за всеми составляющими единой цепи транспортировки и складирования грузов с помощью электронных средств информации. 5PL-провайдеры используют Интернет как единую виртуальную площадку для решения полного спектра логистических задач.

Обращение глобальных компаний к услугам логистических операторов обусловливает:

■ лучшее отслеживание рынков и запросов потребителей;

■ уменьшение операционных логистических издержек;

■ увеличение производительности и эффективности;

■ повышение степени адаптации к возможным изменениям окружающей среды;

■ возможность принятия системных и интегрированных решений;

■ расширение доступа к производствам мирового уровня и лидирующим технологиям;

■ уменьшение рисков;

■ улучшение качества и повышение степени доступности транзакционной и управленческой информации [3].

Развитие глобальной логистики сопровождается отработкой правил формирования глобальных логистических цепей:

■ продавать глобально, но концентрировать производство и источники ресурсов на одной территории;

■ сосредоточивать производство в одном центре, но покупать материалы и компоненты по всему миру;

■ создавать предприятия по доводке продукции при движении по цепи поставок в направлении к потребителю;

■ ограничивать логистику, при работе в глобальном пространстве сокращать длину цепи поставок, т.е. по преимуществу покупать исходные материалы локально у местных поставщиков и продавать продукцию местным потребителям.

Глобальные логистические цепи все в большей степени определяются потребителями и ведущими компаниями, находящимися на последующих технологических стадиях, которые в меру своего влияния пытаются устанавливать стандарты (технические, экологические, качества), обязательные для участия в цепочке создания добавленной стоимости.

Формирование и обеспечение функционирования глобальных логистических цепей составляет предмет деятельности глобальных логистических систем. При этом сама глобальная логистическая система обнаруживает себя на фоне действия добывающих, перерабатывающих, транспортных и иных хозяйственных систем, объединенных для более эффективного распределения мировых ресурсов и управления интегрированным бизнесом [4].

Экспортно-импортные операции в глобальных логистических системах требуют государственного регулирования и, как правило, связаны с большим, чем в традиционном логистическом менеджменте, объемом информации, более сложным документооборотом. Роль государства в этой сфере сводится к упорядочиванию потоков экспортно-импортных грузов, защите прав потребителей, предотвращению контрабанды запрещенных к ввозу-вывозу товаров и протекционистской политике в отношении отечественных производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний как составляющих глобальной логистической системы.

Развитию глобальных логистических систем содействуют такие факторы, как изменение экономической политики государства в сторону поддержки развития промышленности, привлечения инвестиций, реализации энергосберегающих и других экологических проектов, а также реструктуризации и углубления специализации в экономике. Сбалансированная структурная политика, широкое участие в международном разделении труда при условии защиты отечественных производителей, усиление механизма координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием экономики и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) внешнеэкономической деятельности, рационализация и унификация таможенно-тарифной и налоговой политики, лицензионная и сертификационная деятельность требуют принципиально новых подходов, которые во многом связаны с формированием глобальных логистических систем [6].

Поскольку сегодня экономика из индустриальной плавно преобразуется в сервисную, а условия рынка и конкурентной борьбы во многом диктует не производитель, а потребитель,

19

который для многих компаний рассредоточен по разным странам, особенно важным становится осознание потребности клиентов и удовлетворение данной потребности в полном объеме.

Для Казахстана формирование и развитие глобальных логистических систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию Казахстана в мировое хозяйство, укрепит отечественную экономику, повысит престиж страны и приведет к общему повышению конкурентоспособности как субъектов глобальной логистики, так и иных отечественных организаций бизнеса.

Список литературы /References

1. Haslip N. Development of logistics in an American Company in Europe/12th world congress of logistics: Summaries of the Lectures. Helsinki, May, 1997.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: uniniylogisl.ru/articles/kak-vyibral-legistichcskogo-operatora.html/ (дата обращения: 29.04.2021).

3. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 499-501.

4. Аникин Б.А. Логистика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 343.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: unilever.ru/mediacentre/pressreleases/2010/ sustainable-logistics.asp/ (дата обращения: 29.04.2021).

6. Имашева Г.М. Транспортные процессы и транспортная логистика. Типографии «Аруна», г. Алматы, 2015г., 575 с.

7. Автоматизированные складские системы Kardex. [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании Kardex. Режим доступа:http://www.kardex-remstar.ru/ru/home-kardex-remstar-ru.html/ (дата обращения: 29.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.