ЛОБАЧЕВ Алексей Анатольевич,
заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по городу Москве, Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, аспирант РАНХиГС, e-mail: [email protected]
Научный руководитель: НИКОЛАЕВА Татьяна Альфредовна,
кандидат юридических наук, доцент, ИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, e-mail: ta.nikolaeva@ migsu.ru
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
Аннотация. Налоговый администрирование контроль представляет собой правовой способ обеспечения порядка в сфере налоговых правоотношений, поэтому именно от организации и развития механизма реализации налогового контроля зависит эффективность самого налогового администрирования, как механизма, с помощью которого осуществляется не только непосредственно сам контроль, но и пополнение бюджета страны. В статье сделан вывод о том, что административный контроль, осуществляемый налоговыми органами, является особенным видом деятельности данных органов по вопросам соблюдения налогового законодательства (законодательства о налогах и сборах, - в настоящей статье данные понятия автор считает синонимичными).
Ключевые слова: административный контроль, налоговый контроль, налоговые правоотношения, налоговая политика, государство, налог.
LOBACHEV Alexey Anatolyevich,
Deputy Head of the Inspectorate of the Federal Tax Service No. 25 for the city of Moscow, Adviser to the State Civil Service of the Russian Federation of the 2nd class, graduate student of the RANEPA
Supervisor:
NIKOLAEVA Tatyana Alfredovna,
Candidate of Law, Associate Professor, IGSU RANEPA under the President of the Russian Federation
SOME ISSUES RELATED TO THE IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE CONTROL BY TAX AUTHORITIES IN RUSSIA
Annotation. Tax administration control is a legal way to ensure order in the field of tax legal relations, therefore, it is precisely the organization and development of the mechanism for implementing tax control that depends on the effectiveness of the tax administration itself, as a mechanism by which not only the control itself is carried out, but also the replenishment of the country's budget. The article concluded that the administrative control exercised by the tax authorities is a special type of activity of these bodies on compliance with tax legislation (legislation on taxes and fees - in this article, the author considers these concepts synonymous).
Key words: administrative control, tax control, tax legal relations, tax policy, state, tax.
Под административным контролем рос- хин, [3] М.С. Студеникина [4]) понимают управлен-сийские ученые (например, В.Г. Бесса- ческую деятельность, которая направлена на рабов, [1] А.П. Гуляев, [2] В.М. Мано- определение действующего состояния управляю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-134-138 NIION: 2018-0076-1/23-22 MOSURED: 77/27-023-2023-1-22
щей системы (подсистемы) управления организацией и происходящих в ней процессов, с целью выявления возможных отклонений от заданного режима функционирования. Особенность административного контроля состоит в том, что он осуществляется внутри самой административной системы. Контроль может рассматриваться (применительно к отдельному решению) и как одна из стадий управленческого цикла [5].
Существуют различные формы (элементы) административного контроля, одним из которых является налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству. Именно он создает условия для выполнения основных функций, поставленных на налоги, прежде всего, формирование денежных ресурсов государства. Налоговый контроль как одна из форм административного контроля, особенно - в условиях нестабильной экономической ситуации, должен стать эффективным механизмом (правовым инструментом) дальнейшего экономического развития, способствовать совершенствованию налоговой политики через реализацию экономико-организационного механизма налогообложения. Вместе с тем, нельзя рассматривать налоговый контроль лишь как завершенное состояние управленческой деятельности в сфере налогообложения. В теории и практике налогообложения доказано, что разработка налоговой политики и выполнение в полной мере своих основных функций будут невозможны в случае ограничения контроля только проведением проверок налогоплательщиков и применением санкций к нарушителям. Без массовой разъяснительной работы, проведения профилактических мероприятий, глубокого анализа экономической ситуации и оперативного внедрения необходимых мер невозможно реализовать регулирующий, стимулирующий и перераспределительный потенциал налогообложения.
Сложная международно-политическая обстановка в последнее время, принимаемые против Российской Федерации экономические санкции (девятый пакет санкций Евросоюза от 16 декабря 2022 г.), а также повлиявшая на экономическое развитие России и многих других стран пандемия 2019-2022 гг. оказали серьезное влияние на совершенствование законодательных и организационно-правовых мер финансовой политики и соблюдение интересов экономической безопасности.
Постепенная адаптация российской налоговой политики к новым вызовам и угрозам выражается в эффективном проведении налоговой реформы и обеспечении функционирования налоговой системы Российской Федерации, которое в значительной степени зависит от административно-правового регулирования налогового контроля
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
как одного из способов выявления налоговых правонарушений и повышения уровня соблюдения национального налогового законодательства.
В связи с этим возникает необходимость формирования четких организационных структур, процедур и системы отношений, которые бы обеспечили простоту, эффективность и оперативность выполнения обязанностей по уплате налогов и сборов с одновременным обеспечением и строгим соблюдением прав и законных интересов всех налогоплательщиков. Важным шагом в этом направлении является цифровизация процессов уплаты налогов и сборов, налогового контроля и налогового мониторинга как новой его формы. Именно посредством налогового контроля, востребованность в котором подтверждается экономическими и геополитическими факторами, государство упорядочивает налоговые правоотношения.
Однако, в связи с тем, что данные правоотношения представляют собой сложный процесс взаимодействия государства и налогоплательщиков, который осуществляется не только в сфере действия налогового права, но также и в других отраслях, можно говорить о наличии проблем законодательного характера. Так, понятийный аппарат в области административного контроля по налоговым правоотношениям имеет большое количество недоработок, что вызывает затруднения в процессе правоприменения, но и, зачастую, демонстрирует нам полное отсутствие легального определения того или иного правового явления, что приводит к появлению возможности его разного толкования, что, в свою очередь, периодически является поводом для возникновения налоговых споров.
На сегодняшний день проблема административно-правового регулирования налогового контроля актуальна как с точки зрения ее теоретической разработанности, так и в связи с наличием множества проблем практического характера. Особую актуальность проблеме придают также активно развивающиеся процессы цифровизации во всех сферах жизни общества, включая цифро-визацию взаимодействия между государством и налогоплательщиками.
Можно сделать вывод, что назначение контроля заключается в способствовании выполнению предписаний в строго установленные сроки в соответствии с утвержденными правилами, с целью достижения высоких результатов деятельности подконтрольного объекта.
Налоговым законодательством закреплены формы проведения налогового контроля. Так налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщи-
ков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Под методами налогового контроля понимаются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств. К методам налогового контроля следует отнести:
- проверку данных учета и отчетности;
- истребование документов;
- осмотр(обследование)территорий и помещений;
- выемку документов и предметов;
- инвентаризацию;
- проведение экспертизы;
- опрос свидетелей;
- получение объяснений налогоплательщиков.
Как уже утверждалось, контроль осуществляется в разных сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере налоговых правоотношений. Данный вид контроля получил название «налоговый контроль». Как отмечает Ю.А. Крохина, «налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля» [6].
Аналогичного мнения придерживается также Т.Ф. Юткина, утверждая, что под налоговым менеджментом подразумевается налоговое администрирование (управление), что еще раз подтверждает мысль о том, что налоговый контроль есть важнейшая часть налогового администрирования.
Налоговый контроль - понятие системное, которое должно охватывать все грани налоговой политики государства. Нормативно закрепленное определение термина «налоговый контроль» в действующем российском законодательстве существует только в Налоговом кодексе РФ [7], однако отсутствует специальный закон, которым регулировался бы налоговый контроль в Российской Федерации.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Считается, что это определение имеет некоторый недостаток, поскольку не включает в себя важную функцию, которую выполняют контролирующие органы при осуществлении процедуры налогового контроля, а именно - правильность составления и своевременность представления налоговых деклараций (расчетов). Налоговый контроль следует представить как часть налогового процесса. Понятие «контроль» может использоваться для обозначения процесса в ситу-
ациях, когда речь идет о задачах или функциональных обязанностях органа власти или должностных лиц.
Способ реализации налогового контроля заключается в побуждении управляющих и управляемых субъектов к соблюдению законодательства о налогах и сборах посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность, применяя установленные законодательством формы и методы.
Налоговые органы в 2018-2021 гг. при проверках бизнеса уделяли внимание следующим рискам:
1. Все ли предприятия зарегистрированы и поставлены на учет в фондах. Первое, что проверяют на налоговой проверке - все ли предприятия зарегистрированы. Если используются печати, бланки, формы несуществующих компаний, это будет квалифицировано по статье 171 УК РФ как «Незаконное предпринимательство», максимальное наказание - 5 лет лишения свободы. С 1 января 2017 года к налоговикам перешли функции контроля за правильностью исчисления и своевременной уплатой страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС. Теперь такой контроль будет осуществляться по общим правилам проведения налоговых проверок и регулироваться Налоговым кодексом РФ. Но периоды, истекшие до 2017 года, будут проверяться по старым правилам органами ПФР, ФСС РФ. В рамках выездных проверок налоговики проверят и уплату налогов, и страховых взносов. Ожидается, что сборы страховых взносов увеличатся за счет передачи таких полномочий ФНС, так как налоговики уже давно выработали методику взыскания налоговых недоимок, в том числе путем запугивания (см. как подготовиться к налоговое проверке).
2. Создавали ли учредители компаний или их сотрудники в последние десять лет «левые» фирмы. Во время налоговой проверки в 20222023 гг. существуют риски применения статьи 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» УК РФ. Максимальное наказание по 173.1 -до 5 лет лишения свободы.
3. Во время налоговых проверок инспекторы будут искать признаки обналичивания через подставные компании.
Обналичивание денежных средств, помимо обвинений в неуплате налогов по статьям 198, 199, подпадает под статью 3 закона 115-ФЗ. Это чревато внимательной проверкой на причастность к экстремизму и финансированию терроризма.
Следует отметить, что сущность контроля отражена в ст. 1 Лимской декларации руководя-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
щих принципов контроля [8], где контроль - это не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушения принципов законности, эффективности и сохранения расхода материальных ресурсов на более ранней стадии. Таким образом, контроль позволяет не только предотвращать возникновение недостатков в функционировании объектов управления, но и оценивать правомерность использования законодательных актов, а также эффективность правового регулирования в той или иной сфере управления.
Конституционная обязанность уплаты налогов и сборов в установленном порядке и размерах является общеобязательной, имеет категорическое закрепление в Конституции Российской Федерации (ст. 57). Порядок и особенности такой уплаты нашли конкретизацию в Налоговом кодексе РФ и разветвленной системе налогового законодательства. Однако не всегда плательщики налогов и сборов добросовестно выполняют налоговые обязанности, что препятствует стабильному функционированию режимов законности и финансовой дисциплины в налоговых правоотношениях. В современный период развития правового государства в Российской Федерации существует много проблем, несовместимых с резким переходом к методу убеждения в государственном управлении публичными финансами.
Поэтому потребность в государственном принуждении для обеспечения реализации прав и обязанностей гражданина, государства и общества в целом становится все более актуальной. Обеспечение государством режимов законности в сфере налоговых правоотношений есть главное условие для установления прочной и стабильной налоговой системы России.
Под налоговым контролем понимается деятельность (система действий и мероприятий), направленная на контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации с применением форм, методов и инструментов налогового контроля уполномоченными на это государственными органами, с целью обеспечения денежными ресурсами бюджета, применения приведенных мероприятий при выявлении отклонений от установленных норм, привлечения виновных к ответственности по установленным фактам нарушений, получения компенсации за нанесение ущерба, реализации деятельности по предотвращению выявленных нарушений в будущем.
Существенными признаками налогового контроля необходимо считать следующие:
1) полномочиями по проведению налогового контроля наделяются только налоговые
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023
органы, которые осуществляют функции контроля в т.ч. за исчислением и уплатой страховых взносов. Особый правовой статус налоговых органов (ст. 82 НК РФ) предопределен главной задачей налоговых органов России, выражающейся в осуществлении функций по контролю и надзору, а именно: за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей; за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов;
2) контроль проводится за соблюдением законодательства о налогах и сборах. При этом важно отметить, что методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо конкретной формы налогового контроля. В рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля;
3) он регулируется и осуществляется в порядке, установленном НК РФ с применением предусмотренных НК РФ форм и методов. Методы налогового контроля можно сгруппировать по следующим признакам: методы документального контроля; методы фактического контроля; расчетно-аналитические методы; информативные методы.
Важно отметить, что данные признаки вытекают из содержания норм Налогового кодекса Российской Федерации по вопросам налогового контроля.
Отметим также, что реализация права на уплату налогов третьими лицами на практике поначалу была затруднена. Уплаченный налог не всегда учитывался, потому что отсутствовали единые правила по заполнению платежных поручений на перечисление средств. Иными словами, возникала проблема недостаточности нормативной базы. На наш взгляд, данную новеллу можно считать прогрессивной, логичной и обоснованной. Благодаря ей будет соблюден баланс публичных и частных интересов: с одной стороны, увеличится доходная часть бюджета, с другой - налогоплательщик, который не может исполнить налоговую обязанность в силу тех или иных причин, может быть освобожден от нее путем уплаты его налога иным лицом, тем самым избежав негативных последствий. Так, например, если у компании недостаточно денежных средств на расчеты с бюджетом, оплатить налоги сможет собственник бизнеса.
Список литературы:
[1] Бессарабов В. Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2001.
— С. 17.
[2] Контрольные органы и организации России: учебник / Под ред. А.П. Гуляева. — М., 2019.
— С. 7.
[3] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебник. — Саратов, 2003. — С. 242.
[4] Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. Проблемы надведом-ственного контроля. Монография. — М.: Юрид. лит., 1974. — С. 9-18.
[5] Андреева Ю.А. Контроль и надзор: основные подходы к разграничению понятий // Научный вестник Омской академии МВД России. 2009. № 1 (32). - С. 57.
[6] Гапон М.Н., Титова Е.С. Налоговое законодательство: основные изменения с 2021 года // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 1. С. 389-390.
[7] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824.
[8] Лимская декларация руководящих принципов контроля (Принята в г. Лиме 17.10.1977 -26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=INT&n=9332#044291618925692
Spisok literatury:
[1] Bessarabov V.G. Prokuratura v sisteme gosudarstvennogo kontrolya Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2001. — S. 17.
[2] Kontrol'nye organy i organizacii Rossii: uchebnik / Pod red. A.P. Gulyaeva. — M., 2019. — S. 7.
[3] Manohin V.M., Adushkin Yu.S. Rossijskoe administrativnoe pravo: uchebnik. — Saratov, 2003. — S. 242.
[4] Studenikina M.S. Gosudarstvennyj kontrol' v sfere upravleniya. Problemy nadvedomstvennogo kontrolya. Monografiya. — M.: Yurid. lit., 1974. — S. 9-18.
[5] Andreeva Yu.A. Kontrol' i nadzor: osnovnye podhody k razgranicheniyu ponyatij // Nauchnyj vest-nik Omskoj akademii MVD Rossii. 2009. № 1 (32). -S. 57.
[6] Gapon M.N., Titova E.S. Nalogovoe zakono-datel'stvo: osnovnye izmeneniya s 2021 goda // Aktu-al'nye voprosy sovremennoj ekonomiki. 2021. № 1. S. 389-390.
[7] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 g. № 146-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 03.08.1998. N 31. St. 3824.
[8] Limskaya deklaraciya rukovodyashchih prin-cipov kontrolya (Prinyata v g. Lime 17.10.1977 -26.10.1977 IX Kongressom Mezhdunarodnoj organizacii vysshih organov finansovogo kontrolya (INTO-SAI)) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=IN T&n=9332#044291618925692
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023